Сообщение о народе селькупы

Обновлено: 30.06.2024

Большая часть селькупов проживает в поселке Фарково Туруханского района.

По данным переписи населения 2010 г., в России проживают 3649 селькупов, в Красноярском крае — 281 селькуп. Большая их часть проживает в Туруханском районе, где имеется селькупский поселок Фарково. Немало селькупов живет в соседнем эвенкийском поселке Советская Речка, а отдельные семьи — в кетских факториях.

Говорят на селькупском языке самодийской группы уральской семьи. К настоящему времени выделяют три диалекта: тымский, кетский и тазовский. Письменность с гг. — на основе латинской, затем русской графики.

Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы — северную и южную. Южные (нарымские) селькупы являются прямыми потомками самодийских племен Среднего Приобья. Этническое их развитие шло первоначально в рамках кулайской (до V ), а затем рёлкинской культуры ().

Северная группа селькупов образовалась в результате миграции в XVII в. части самодийцев со средней Оби на север в бассейн реки Таз и левого притока Енисея — реки Турухан.

Окончательное формирование северных селькупов завершилось лишь в XIX в. с включением элементов кетской, эвенкийской и хантыйской культур. Южные селькупы, в свою очередь, подверглись сильному влиянию пришлого русского населения, восприняв многие его культурные черты и особенности.

Существенные различия между северными и южными селькупами дают основания считать их различными субэтносами. Красноярские селькупы представляют собой восточную часть северной группы.

Верующие селькупы — православные, частично придерживаются традиционных культов.

Несмотря на христианизацию еще в у селькупов (особенно северных) сохранялись анимистические представления об окружающем мире. Творцом и добрым началом являлся Ном, олицетворяющий небо. Властитель зла Кызы обитал под землей. Он насылал на людей болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаманам, духи которых вступали в борьбу со злыми духами. Умерших хоронили в земле, в долбленых стволах деревьев, в лодках. Сверху устанавливали деревянный сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев. С покойным клали его имущество, предварительно подвергнув порче.

Селькупы

Селькупы живут в Красноярском крае, Тюменской и Томской областях. С XVII века селькупы разделились на две группы: южную (нарымскую) и северную (тазовско-туруханскую).

Южные селькупы - прямые потомки кулайцев, которые жили в Среднем Приобье с V веке до нашей эры до V века нашей эры. Историки считают, что эта общность сформировала самодийскую языковую подгруппу.

Северные селькупы образовались в XVII веке, после того, как ушли из самодийского поселения в бассейн Верхнего Таза и реки Турухан. Формирование этой субэтнической общности окончательно завершилось только в XIX веке.

Численность селькупов

Численность селькупов в 2010 году составляла 3649 человек. Они расселены по разным областям России, но в основном на Севере.

Сегодня официальными территориальными административными единицами селькупов является Красноселькупский район Ямало-Ненецкого автономного округа. В Ямало-Ненецком АО селькупы проживают в основном в поселке Красноселькупское, в селах Ратта и Толька, в городе Тарко-Сале.

В Томской области есть Иванкинское национальное поселение как место компактного проживания селькупов. В Томской области селькупы также живут в селе Каргасок и городе Колпашево.

Язык селькупов

Язык селькупов относится к группе самодийских языков. На нем говорит менее тысячи человек, он распространен на Востоке Сибири.

Этот язык имеет несколько наречий:

  • северное;
  • центральное;
  • восточное;
  • южное.

Селькупы, проживающие в разных регионах, могут и не понимать друг друга из-за диалектов.

До XIX века селькупский был языком межнационального общения между эвенками, хантами и кетами.

В конце XIX века на этом языке было издано несколько книг богослужебной тематики. В 1930-х годах создали и внедрили письменность, основанную на латинице. Немного позже она была переведена также и на кириллицу.

С 50-х по 80-е годы XX века селькупы практически не пользовались письменностью. Только в конце 80-х годов XX века селькупский алфавит был доработан.

Интересно, что в селькупском языке отсутствует множественное число, а распространение собирательных форм существительного привело к тому, что падежей со временем стало больше (некоторые исследователи насчитывают до 13).

История селькупов

Первое упоминание об этом этносе в письменных источниках относится к XVI веку. Вероятнее всего, селькупы вышли из кулайской культуры, о чём свидетельствует унаследованный ими богатый кулайский декор.

Предками селькупов были самодийские племена, которые обосновались в тайге в бассейне Оби. Первое селькупское поселение называется в письменных источниках XVI века Пегая Орда. Такое название было обусловлено их одеждой, которую они изготавливали из шкур разноцветных животных. Главой Пегой орды был князь Воня.

В начале XVII века Пегая Орда была разгромлена русскими и их союзниками хантами.

В результате селькупы снялись с насиженных мест и перебрались на территорию современной Томской области.

Позже селькупы стали селиться, уже не соблюдая настолько тщательных мер предосторожности – просто на возвышенностях вдоль рек Томь и Обь до реки Арган.
Известно, что в XVII веке насчитывалось восемь групп селькупов:

  • сюсигула;
  • чумульгула;
  • шиешгула;
  • сельгула;
  • тегула;
  • пайгула;
  • соргула;
  • кайбангула.

Еще до того, как Сибирь была присоединена к России, селькупские племена образовали территориальное объединение, главой которого был князь. Он формировал собственную дружину и передавал свою власть по наследству.

В XVI веке Сибирь начали активно заселять пришлые люди. Со стороны Урала возникало всё больше и больше русских поселений, с юга прибывали тюркские племена. Пегая Орда поначалу активно сопротивлялась таким изменениям, яростно защищая свои территории. На рубеже XVI-XVII веков главой Пегой Орды был князь Воня, который отказывался платить налоги в русскую казну. И только в 1596 году, когда сформировался Нарымский Острог, русские сумели обложить данью таёжные поселения коренных жителей.

Когда Пегая Орда пала, исконные селькупские территории начали заселять ханты. Южное племя селькупов осталось в Нарымском Приобье, а Северное отступило к верховьям Таза.

Традиционные занятия селькупов

Селькупы в основном ловили рыбу и охотились, а также собирали грибы и ягоды да разводили коней.

Таёжные поселения занимались и земледелием, но оно было примитивным. Чаще всего селькупы выращивали табак и ячмень.

Религия селькупов

В традиционном мировоззрении этого народа с древности прослеживается идея познания себя через окружающий мир. Без природы селькупы не мыслили себя, лес был для них не просто ресурсом, они считали себя неотъемлемой его частью.

В XVII-XVIII веках селькупы массово принимали христианство. Но несмотря на это, сейчас религия селькупов полностью основана на пантеизме. Особенно у северных жителей, которые сохранили анимистические представления о мире и природе.

Селькупы делят мир на несколько сфер, и у каждой сферы есть свой мифический хозяин. Для Неба господином является Ном, он же добрый дух и покровитель всего сущего. Хозяйку Земли зовут Илина Конта, а также Старуха Жизни. Властителем Загробного мира стал дух Кызы, он же властелин зла.

Как и у других народов, у селькупов существовали специальные священные места, где устанавливались идолы. Селькупы приносили идолам в жертву животных и разные лакомства.

Все сферы объединяют дерево и река. Река, потому что шаман по ней может спуститься в Преисподнюю, а дерево, чтобы он поднялся на небо и попросил для людей хорошей судьбы.

Шаманы делятся на темных и светлых, и соответственно, в зависимости от своего ранга взбираются на дерево или спускаются по реке. Селькупские шаманы всегда были одарёнными в музыке и поэзии людьми, поэтому они выступали на традиционных праздниках с новыми произведениями.

Исследования показали, что для селькупов когда-то было характерно воздушное погребение. Взрослых людей они хоронили в деревьях, в земле, предварительно подвесив тело. Считалось, что подвешивание помогает душе слиться с природой и обрести вечный покой. Детей хоронили на ветках деревьев, считая, что детская душа не нуждается в погребении. Над захоронениями ставили срубы из деревьев, а в могилу клали все необходимое имущество. Но перед этим вещи портили.

Традиции селькупов

Одним из интереснейших обычаев у таежных людей был процесс оживления бубна. Оживлялись не только бубны, но и другие предметы, принадлежавшие шаману. В представлении селькупов бубен – это олень, доставляющий шамана на небо к магическим защитникам.

Церемония оживления бубна всегда совершалась после прилета птиц весной. Ее проводили на протяжении десяти дней. Она символизировала перемещение в юг, где тепло и светло. Очевидно, что таким образом селькупы воздавали почести своим предкам, которые жили южнее.

Шаман должен был оставить подарок своим потомкам. А молодой шаман должен был не только принять этот дар, но и подкрепить свой авторитет посредством сексуальной связи с дочерью духа леса. Чаще всего магические способности передавались по мужской линии, но иногда шаманами у селькупов становились и женщины.

Культура селькупов

Селькупский фольклор богат и разнообразен. Это героические песни, сказки, загадки, истории о подвигах предков.

Самый популярный традиционный музыкальный инструмент — это губная пластинка, при помощи которой коренные жители создавали народные мелодии. Также селькупы играют на арфе.

Оба этих музыкальных инструмента чаще всего используют на юге. На севере все гораздо проще: там аккомпанементом для любого музыкального произведения чаще всего служит звук, издаваемый бубном шамана.

Кроме того, селькупы вырезали из кедра такие музыкальные инструменты, как пананьюх и кагабылька. Последний похож по звучанию на балалайку, а первый – на арфу.

Жители северных поселений зимой носили парки, которые делали из шкур оленя. Под шубу мужчины надевали рубашки из покупных (привозных) тканей. Женщины же ткали себе платья сами. Для лета селькупы изготавливали себе одежду из рыбьей кожи и крапивы.

Кухня селькупов

Национальную кухня селькупов весьма своеобразна. В древности они питались преимущественно рыбой. Ее сушили, вялили, варили и даже квасили (на зиму). Кроме того, на зиму селькупы заготавливали рыбий жир. Мука у них тоже изготавливалась из рыбы и называлась порсу. Из ячменя селькупы пекли лепёшки.

Разнообразить рацион селькупам удавалось за счёт дичи.

Начиная с XIX века, когда у селькупов появилась возможность покупать продукты, у них на столе появились ржаная мука, сахар, разнообразные крупы и чай.

В старину селькупы делали себе посуду из глины и настолько искусно, что она пользовалась спросом во время бартерного обмена. Однако со временем они начисто забыли это ремесло.

Жилище селькупов

Нередко в карамо можно было попасть только с лодки, ведь вход выходил к реке. Такое расположение позволяло хозяевам отлично маскироваться в прибрежной растительности и удобно ловить рыбу.

Чтобы жилье не затопила вода из реки, пол настилали несколько выше входа. Окна и двери были маленькими, чтобы сохранять тепло. Оконным стеклом для селькупов служила льдина или кожа оленя.

Селькупы не жили на одном месте круглый год. Летом они кочевали по берегу реки, покрывая временные чумы берестой, чтобы переходить с одного рыбного или ягодного места на другое.

Сегодня селькупы так же, как и в древности, используются летние амбары для хранения утвари и одежды, а также строят чумы для летних промыслов.

Внешность селькупов

Во внешности селькупов явно преобладают монголоидные азиатские черты. Но, в отличие от чистых монголоидов они несут в себе и признаки европейцев.

У большинства представителей этого этноса черные волосы, карие глаза, маленький нос и губы. Переносица у них зачастую вогнутая. Кожа темноватая, лицо крупное и плоское.

Рост у селькупов обычно небольшой или средний. Телосложение коренастое, мышцы развитые.

Известные селькупы

Селькупы – малочисленный народ, среди которого пока нет знаменитостей. Однако они сами по себе славны своими удивительными обычаями и самобытным образом жизни.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6

Наследники Пегой Орды: селькупы

Однажды герой Ича со своими охотниками преследовал небесного лося, который носит на рогах луну. Долго гнали, из луков стреляли, но не сумели попасть. Убежал лось…

Древние самодийцы Приобья

Происхождение отдельных современных народов уральской семьи – предмет многолетних исследований и сложных дискуссий с изощрённой доказательной базой. Чем глубже погружаются учёные в толщу веков и тысячелетий, тем сложнее их работа. Письменных свидетельств – нет или почти нет. Фольклор сибирских и арктических народов записан очень поздно – конечно, он отражает какие-то события древней этнической истории, но отрывочно и опосредованно. На первое место выходит археология.

Вооружение

Вооружение рёлкинцев: наконечники стрел, фрагмент кольчуги, тюркский конический шлем. VI-VII вв. [1]

Люди рёлкинской культуры жили в условиях южной тайги, недалеко от степных границ. Они хорошо знали ковку железа и литьё бронзы, хозяйство их было в основном охотничье-рыболовным, но в южной части ареала рёлкинцев есть и находки земледельческих орудий – железных сошников. Разводили лошадей – судя по изображениям (бронзовым привескам и накладкам), это были невысокие, плотные лошадки, хорошо приспособленные к суровым условиям Сибири.

Близкими соседями рёлкинцев (условимся звать их так для удобства) были степные тюркские племена. Отношения с ними могли быть как враждебными, так и союзническими, но в любом случае это соседство наложило на культуру рёлкинцев значительный отпечаток. Прежде всего это касалось костюма и вооружения – оно в рёлкинской культуре преимущественно всадническое, степное. А основа степного вооружения – это мощный составной лук. Наконечники стрел самой разной формы – частая находка в древнесамодийских захоронениях Оби. Кстати, луки селькупов высоко ценились у соседей и много веков спустя, но об этом поговорим чуть позже.

Кроме луков, древние предки селькупов использовали в бою сабли и палаши с характерным кольцом на рукояти. Это оружие дошло до нас не только в своём непосредственном виде (правда, при помещении в могилу своих воинов рёлкинцы сгибали клинки сабель пополам – чтобы покойник не смог воспользоваться оружием, если вдруг решит вернуться в мир живых), но и в виде изображений на бронзовых фигурках-амулетах – именно такими палашами вооружены на этих амулетах стилизованные всадники.

Изображение
Изображение

Изображения медведей в металлопластике рёлкинской культуры [2]

Кстати, рёлкинские всадники далеко не всегда едут верхом на лошадях – есть и фигурки человека, оседлавшего лося! Встречаются в рёлкинской металлопластике и просто фигурки лосей, показывающие большую значимость этого зверя для духовного мира древних самодийцев. Кроме лося, почитали медведя – его морда часто украшает различные украшения и детали одежды рёлкинцев.

Наконечники

Средневековые наконечники стрел из Нарымского Приобья [3]

Лось
Лось

Священные лоси – бронзовые привески рёлкинской культуры[6]

Воня, очевидно, сына выкупил (прямо источники об этом не говорят, но следующая царская грамота в Сургут предписывает собирать с него ясак уже за другие два года), однако подчиняться русским не захотел. Платить ясак за следующие годы он не стал, и русских ясачных сборщиков в свои владения не пустил. Однако собственных сил для решительного отпора у вождя Пегой Орды было недостаточно. Прежний властитель Западной Сибири хан Кучум был ещё жив в конце 1590-х гг. – вот с ним Воня и попытался заключить военный союз. Через сургутского князца Бардака стало известно, что Кучум подкочевал к границам Пегой Орды (вспомним о связях древних рёлкинцев со степными тюрками!), и селькупы сносятся с ним и продумывают совместное нападение на Сургут.

Карта

Крушение Пегой Орды привело к разрушению непрочного единства обских селькупов. Часть народа покинула родные места и отправилась на север. Там, в бассейнах рек Таз и Турухан, образовалась новая общность – северные селькупы.

К тому времени, когда этнографы и лингвисты стали исследовать культуру селькупов, этот народ уже давно обитал в двух разных ареалах – южном (Нарымское Приобье) и северном (бассейны Таза и Турухана). Ещё более сложным оказалось деление селькупского языка, в котором выделяют три группы диалектов – северную, южную и центральную. А внутри северной группы таких диалектов учёные насчитывают до шести!

Культура северных селькупов в том виде, в каком её застали и изучили этнографы, - это результат смешения старых традиций жителей Приобья с разносторонними влияниями, которые восприняли на новом месте наследники Пегой Орды. Новыми соседями северян оказались народы с развитым оленеводством, причём это оленеводство было разных типов – у ненцев на северо-западе крупностадное, у эвенков на востоке – транспортное.

Как и у многих других народов тайги и тундры, у северных селькупов не было традиции делать долговременные запасы продовольствия, что не раз приводило к жестоким голодовкам. Русская администрация в XVIII–XIX вв. пыталась решать проблему с помощью государственных хлебных магазинов, но переломить эту ситуацию до конца так и не смогла [8].

Охотничий сезон у селькупов начинался в августе и продолжался до весны. В конце лета и осенью охотились на водоплавающую и боровую дичь, зимой промышляли пушных зверей, добывали на берлогах медведей. В конце зимы и ранней весной, по насту, загоняли лосей и оленей (северные селькупы использовали для охоты на копытных также мощные луки-самострелы, которые настораживали на звериных тропах). Ружья и боеприпасы к ним были делом дорогим и труднодоступным, и почти до ХХ в. основным охотничьим оружием селькупов был традиционный лук (его делали из кедра, отдельные детали – из берёзы и черёмухи). Для промысла пушных зверьков зимой широко применяли самоловы – плашки, черканы и др.

Важнейшее место в жизни северных селькупов занимала вода. Реки Таз, Турухан и их притоки были для этого народа и транспортными путями, и источником пропитания. Основным водным транспортом у селькупов были (и во многих местах остаются в наши дни) долблёные лодки. В бассейне Таза их строили из осины, сосны или кедра [9].

Селькупы

Северные селькупы. Фото финского этнографа Кая Доннера. 1912 г.

Тазовские селькупы ловили рыбу почти круглый год. Своеобразный рыболовный календарь выстраивался по временам года и способам ловли – с апреля начинался лов сетями, летом использовали невода, с августа – крючковую снасть и поколку острогой. Зимой практиковали подлёдный лов сетями, на мелких речках большую часть года использовали ловушки-запоры, перекрывавшие русло целиком [10].

Лодка использовалась не только для рыбалки, но и для сезонных перекочёвок по охотничьим угодьям. Наличие у селькупской семьи нескольких промысловых участков, на которых жили иногда довольно продолжительное время, вызвало к жизни различные конструкции временных жилищ (например, односкатных шалашей, полностью открытых с одной стороны) и свайных лабазов, которые использовались для хранения запасов продуктов, а иногда – и как культовые сооружения.

Чум

Североселькупский чум. Фото финского этнографа Кая Доннера. 1912 г.

Жилище

Зимнее полуземляночное жилище северных селькупов. Фото финского этнографа Кая Доннера. 1912 г. Разные виды заглублённых в землю срубных жилищ известны у всех групп селькупов, в таких же неглубоких полуземлянках обитали рёлкинцы.

Одежда

Селькупский сокуй – верхняя меховая одежда – был почти аналогичен ненецкому. Фото финского этнографа Кая Доннера. 1912 г.

Островки традиционной культуры и образа жизни селькупов ещё сохраняются. И сохраняются они именно на Севере, в тазовско-туруханском ареале: здесь (прежде всего, благодаря компактному проживанию и меньшему числу приезжих) для этого сложились значительно лучшие условия.

Автор: М.А. Савинов, кандидат истор. наук, научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург).

1. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. С. 344.

2. Там же. С. 346, 348.

4. Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири в конце XVI–XVII вв. Екатеринбург, 2018. С. 153.

5. Чиндина Л.А. Пегая Орда – Большого Лося сильный народ // Вестник Томского государственного университета. История. 2013. № 3 (23). С. 95.

6. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. С. 346, 348.

7. Вершинин Е.В. Русская колонизация Северо-Западной Сибири. С. 85–87.

8. Пошехонова О.Е., Ражев Д.И., Слепченко С.М., Марченко Ж.В., Адаев В.Н. Пищевые стратегии северных селькупов в XVIII–XIX вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2019. № 4 (47). С. 131.

9. Тучкова Н.А., Глушков С.В., Кошелева Е.Ю., Головнёв А.В., Байдак А.В., Максимова Н.П. Селькупы. Очерки традиционной культуры и селькупского языка. Томск, 2012. С. 95–96.

10. Тучкова Н.А. и др. Селькупы. С. 66–67.

11. Тучкова Н.А. и др. Селькупы. С. 92.

12. Зиняков Н.М., Пошехонова О.Е. Кузнечные изделия русских ремесленников XVII-XIX вв. у верхнетазовских селькупов (по материалам могильника Кикки-Акки): технологическая характеристика // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 1 (48). С. 65–75.

Селькупы

Выделяют две группы селькупов — северные и южные. Живут в Западной Сибири, по Оби и ее притокам Тым, Кеть, Васюган, по рр. Пур, Таз и Турухан. Первоначально селькупы обитали на левых и правых притоках Оби, в том числе на р. Парабель с притоками Чузик и Кенга.

Язык имеет три диалекта — тымский и кетский (южные) и тазовский (северные). Около половины населения (47,6 %) признают селькупский язык родным, остальные таковым считают русский, на котором, впрочем, говорят практически все селькупы.

Письменность возникла в 1930-х гг. сначала на латинской, затем на русской графической основе.

Железные наконечники стрел

Железные наконечники стрел для охоты на крупного зверя

Происхождение селькупов на территории Среднего (Нарымского) Приобья связывают с местными неолитическими культурами третьего тысячелетия до н.э., которые были основой культур широкого круга племен Зауралья и Западной Сибири. К концу второго тысячелетия до н.э. здесь появляются пришлые племена с востока и юга. В результате слияния таежного коренного и пришлого лесостепного населения в первом тысячелетии н.э. формируется селькупская культура.

С помощью лука и стрел с костяными и железными наконечниками предки селькупов охотились на лося, оленя, водоплавающую и боровую дичь, соболя, белку. Ловили рыбу, ездили на лодках, имели железные орудия — топоры-тесла, ножи, знали литейное и кузнечное ремесла, ткачество, выделывали шкуры, кожи, шили меховую одежду и обувь, жили в укрепленных городищах в землянках.

Оперенье стрел

Оперенье стрел

В XVIII в. ханты начали теснить селькупов с Оби и ее левобережных притоков, а те, в свою очередь, оттесняли правобережных селькупов. Часть селькупов еще в конце XVI—XVII вв. переселилась из бассейна Оби к северу, на Таз, затем — на Турухан, а в XIX—XX вв. — на р. Пур. Так образовались южная и северная группы, разделенные хантами на р. Вах и кетами на р. Елогуй. В 1932 г. в бассейне Тыма был создан Тымский национальный район (вскоре расформированный), что вызвало переселение туда селькупов с рр. Парабель, Чая, Кеть, Васюган, Обь.

Основные занятия — охота и рыболовство. Орудия охоты — лук (ыдде, ынде) со стрелами, самострелы, ловушки. На медведя ходили также с копьем-пальмой (чури-квезе), у которого было длинное и широкое одностороннее, как у ножа, лезвие. Петлями (чазар) ловили оленей и соболей, сетями — гусей, силками — куропаток, зайцев. Черкан (латта) обычно ставили на белку, горностая, колонка.

Много зверя, особенно белки, добывали луком со стрелами. Сложный клееный лук селькупов славился далеко за пределами их обитания и был предметом обмена. Его изготавливали в рост человека из трех пород дерева — березы, кедра и черемухи. Между двумя пластинами самой прочной части кедровой и березовой древесины вклеивали пластинку из вываренной кости и сухожилия, а утолщение в средней части лука и его концы делали из черемухи. Сверху лук обклеивали тонким слоем бересты, обматывая концы саргой (нитью из черемуховой коры). Клей, отличавшийся большой прочностью, варили из рогов лося. Тетиву из лосиных жил на такой лук натягивали четверо мужчин. При стрельбе на правую руку надевали перчатку с тремя пальцами (муунла), от удара тетивы руку предохраняли костяной пластинкой в форме полуцилиндра, привязанной к кисти ремешком. Наконечники стрел были разные: длинные заостренные костяные и железные — для охоты на крупного зверя, деревянные закругленные с тупым концом (чтобы не портить шкурку) — на пушного зверя, железные в форме острой лопаточки — на рыбу, вильчатые — на птицу и рыбу.

До начала ХХ в. было развито кузнечество. Кузнец (чачури кум) умел выплавлять металл из руды, которую привозили с Енисея, сыродувным способом с помощью специальной системы из семи горнов и четырнадцати мехов. Из полученного железа кузнецы изготавливали орудия труда, оружие, кольчуги, изображения духов. Одновременно были в ходу каменные и костяные скребки для выделки кожи, зернотерки, наконечники стрел, ножи, крючки, иглы и пр.

Селькупы умели обрабатывать крапиву, прясть из нее нитки при помощи веретена (кето), а также ткать крапивные холсты для шитья одежды, одеял на оленьем меху (тоит), матрасов (тан-где).

Подвески

По звону подвесок, бренчанию блях и бубенчиков в косах девушки, юноши узнавали своих возлюбленных и шли на тайные свидания с ними

Благодаря контактам с русскими таежные селькупы еще в XIX в. научились приемам земледелия и животноводства. В низовьях притоков Оби стали выращивать картофель, капусту, морковь, свеклу, огурцы, помидоры; на пойменных обских лугах пасли крупный рогатый скот, лошадей, держали свиней и овец.

Традиционными средствами передвижения были собачьи и оленьи упряжки, а также ручные нарты, лыжи, лодки, причем нарты чаще всего прямокопыльные (с шестью копыльями). Тип оленьих нарт, упряжи, посадки на нарты у северных селькупов — самодийский. Лодки — долбленые разных типов (анты, ронтык, паба квышанд) и дощатые (завозни — из кедровых плах), для дальних переездов — крытые (илимки). У русских селькупы научились передвижению на лошадях.

Семья в поселке


Семья в поселке

Летними жилищами служили каркасные постройки из жердей, крытые корой деревьев, чаще всего берестой. Это мог быть чум — коническая постройка (корель-мат), либо сооружение из плах полусферической или двускатной формы (пуй-мот), либо полусферическая, односкатная постройка, либо прямоугольная с двускатной крышей. Из бересты мастерили традиционную утварь: посуду (миски, тарелки), коробки для хранения продуктов, имущества и рукоделия, кузова, туеса и емкости для ягод (патижа, сагалтамга, таига, коромдже, кито и др.).

Основу питания составляла рыба в вяленом, вареном, жареном, сыром, мороженом виде. Заготавливая впрок, ее солили, сушили, заквашивали в ямах вместе с ягодами. Сушеную толкли, делая муку (порс), которую охотники брали с собой в тайгу, варили из нее суп. Из отходов и внутренностей вываривали рыбий жир, пили его зимой. Боровую и водоплавающую дичь — глухарей, куропаток, тетеревов, гусей, уток — и мясо лося тоже заготавливали впрок (в основном коптили). Позже в обиход вошла русская кухня — пельмени, пироги, супы, щи, грибы.

Шаманская головная повязка

Шаманская головная повязка

Заключение браков было подчинено правилам экзогамии. Основной формой был брак с уплатой калыма. В конце XIX — начале ХХ в. свадебный обряд селькупов почти не отличался от русского.

Гагара

Гагара, вышитая бисером на костюме шамана, его дух — помощник

Фольклор представлен в основном сказками, загадками, поговорками, преданиями, повествующими о войнах с соседями — ненцами и эвенками, а также с татарами. Союзниками селькупов выступают ханты и кеты.

Музыкальные инструменты: разнообразные ударные, смычковые, щипковые, духовые, лютни, цитры, арфы; свистки, пищалки из травы или толстого пера птицы, вихревые жужжалки, гуделки, детские погремушки из рыбьего пузыря и др., но главным остается шаманский бубен.

Характерные черты инструментальной музыки во многом определяются культурными связями с соседями: восточными хантами, южносибирскими тюрками, северными и западными эвенками и живущими по соседству кетами.

Деревянная колотушка для бубна

Деревянная колотушка для бубна, обшитая оленьим мехом. На тыльной стороне — изображение ящерицы, символизирующей духа — помощника шамана

В поисках работы и жилья из разоренных нефтедобычей мест селькупы переселяются в районные центры и крупные поселки. Миграция населения и утрата национальных традиций связана с потерей традиционного землепользования и владения водоемами. Селькупы занимаются скотоводством (северные — оленеводством), рыболовством и охотой.

Только в Каргасокском, Колпашевском, Верхнекетском и Парабельском районах Томской области есть педагоги, знающие селькупский язык. Родители, к сожалению, не учат детей родному языку. В Томском государственном педагогическом университете обучаются студенты-селькупы, там же изучают родной язык. В некоторых школах и школах-интернатах Ямало-Ненецкого автономного округа, в Салехардском педагогическом колледже проходят уроки на селькупском языке, но словарей и учебников не хватает.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Мудрый лис

КНИГИ О СЕЛЬКУПАХ
Гемуев И.Н., Сагалаев А.М., Соловьев А.И. Легенды и были таежного края. Новосибирск, 1989.
Гемуев И.Н. Семья у селькупов (XIX – начало ХХ в.). Новосибирск, 1984.
Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972.
Пелих Г.И Селькупы XVII века: Очерки социально-экономической истории. Новосибирск, 1981.
Симченко Ю.Б. Тайга селькупская. М., 1995.
Селькупская мифология. Томск, 1998.
Шаргородский Л.Т. Современные этнические процессы у селькупов. М., 1994.

Читайте также: