Сообщение о народе алеуты

Обновлено: 05.07.2024

алеуты

В настоящее время в России существует два диалекта — беринговский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся креолизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой.

Название народа – алеуты, придумано русскими во время Великой Северной экспедиции 1741 года. Путешественники не смогли точно определить корни этого народа. Согласно одной версии, алеуты пришли с северо-восточного азиатского побережья, согласно другой – с Аляски. Это произошло приблизительно 6000 – 4600 лет назад. В середине XVIII века их было 15 тысяч человек, и они жили в основном на Алеутских островах. В 1799 году российские компании часть алеутов переселили на Командорские острова. В 1867 году Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России аборигенов в настоящее время осталось лишь 550 человек. Более многочисленная группа живет в Америке. В настоящее время их там — 17000 человек.

С 1891 по 1917 год Командорские острова арендовали различные торгово-промышленные компании, которые скупали у местного населения пушнину, мясо и жир морских животных.

Язык

Язык предположительно обособился 3 – 4 тыс. лет назад и считался одним из древних диалектов эскимосского языка. На о-ве Беринга был распространен аткинский диалект алеутского языка, на о-ве Медный образовался новый диалект на основе аттовского и русского языков. При общении жители этих островов с трудом понимали друг друга. Первая грамматика алеутского языка была составлена в начале XIX в. на основе кириллицы.

Предки современных алеутов появились на Командорах в первые десятилетия 19 века. Русско-американская компания переселила сюда для промысла морских животных несколько семей с островов Атка и Атту. С самого начала постоянного освоения островов их население было смешанным: алеуты, русские и креолы (лица смешанного происхождения). Взаимодействие трех этих главных компонентов и сформировало к концу 19 века своеобразный культурный облик командорских алеутов. В начале XX века на Командорских островах существовало два крупных села — Никольское на острове Беринга и Преображенское на острове Медном. Имелись и более мелкие поселения, по большей части сезонные, но нередко в них жили и круглый год. Концентрация островного производства в 70-е годы привела к ликвидации Преображенского как самостоятельного населенного пункта. Все жители Командор сосредоточились в селе Никольском.

Образ жизни и система обеспечения

aleuty6

Основные традиционные занятия алеутов — охота на морских животных (каланов, котиков), рыболовство, островное звероводство и собирательство. В начале XX века, в связи с резким падением численности котиков на лежбищах Командорских островов, значение котикового промысла в жизни алеутов сократилось. Ведущую роль в хозяйстве стали играть рыболовство, охота на песца, а также огородничество и домашнее животноводство.

В те времена в арсенал охотников входили самые разнообразные орудия. Промысел начинался в конце апреля с ловли рыбы сетями. Середина июля — сезон охоты на птиц при помощи метательных копий-шатин и метательного снаряда бола. Бола — остроумное и простое орудие, которое представляет собой связку ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Раскрутив, бола бросали в стаю, птица запутывалась в ремнях и становилась легкой добычей. На птиц охотились также при помощи больших сачков и сетей.

С наступлением зимы начиналась охота на морского бобра, которого добывали в открытом море при помощи гарпуна; моржей промышляли на лежбищах. Для поимки нерпы применяли хитрый прием: ее заманивали на берег манком — надутой нерпичьей шкурой, имитируя при этом крик самки. Алеуты охотились даже на царя моря – кита. Для этого они использовали копье с отравленным наконечником. Под воздействием яда кит погибал через 2–3 дня и его тушу, выброшенную волнами на берег, подбирали охотники.

Важную роль в морской охоте играли байдара – деревянная, плоскодонная каркасная лодка, обтянутая сивучьей или нерпичьей кожей и каяк – закрытая кожаная лодка с деревянным каркасом и отверстием-люком, куда садился охотник. Управляли ею двухлопастным веслом (прообраз спортивной байдарки). С появлением огнестрельного оружия стали делать двухключные байдары (во время стрельбы второй гребец должен был удерживать равновесие).

алеуты7

Распространились и некоторые не характерные для материковой культуры алеутов элементы: так, на о. Беринга появились нарты (сани) с собачьими упряжками, на о. Медном – короткие, широкие лыжи, подбитые шкурой нерпы.

С 1932 г., когда на Командорах был создан специализированный зверосовхоз (зверокомбинат), все взрослые мужчины-алеуты и значительная часть женщин числились его рабочими. Сохранялись потребительский лов рыбы, охота и собирательство. В сфере занятости начала формироваться категория служащих, в т.ч. работники административно-управленческого аппарата.

В 50-е гг. начался массовый приток на острова приезжего населения, быстрый рост хозяйственной и социальной инфраструктуры. Это сразу же отрицательно сказалось на положении алеутов. Очень скоро приезжие вытеснили коренных жителей из наиболее доходных и престижных сфер хозяйства.

Этно-культурная ситуация

алеуты8

Важную роль в деле сохранения культуры алеутов призван сыграть этнокультурный центр, создаваемый в с. Никольском на средства федерального бюджета. Также необходимо восстановление постоянных культурных связей с алеутами, проживающими на территории Аляски.

Традиционное жилище

До XIX века от зимней стужи алеуты спасались в полуземлянках на 10 — 40 семей, покрытых сухой травой, шкурами и дерном. Забирались внутрь через отверстие в крыше по бревну с зарубками. Вдоль стен сооружались нары, а место каждой семьи было отделено столбами с занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом жили в легких постройках.

В XIX в. у них появились другие зимние жилища, со стенами и крышей, сделанные из жердей и досок. Верхний люк стал использоваться для освещения, а в помещение они проникали через выходы в стенах. Освещались полутемные жилища жировыми лампами.

Традиции и обычаи

В течение долгой зимы мужчины занимались изготовлением промысловых орудий, каменной и деревянной посуды, сидя у выдолбленных из камня плошек, в которых горел фитиль из мха, плавающий в китовом жире. Пищу жарили в таких же плошках. Если рядом с поселением были горячие источники, то алеуты варили в них рыбу и мясо. Умели они готовить и особые блюда из сырой рыбы. Для голодной зимы заготавливали сушеную рыбу и китовый жир, который держали в пузырях из желудков морских животных.

28

Женщины были искусными мастерицами, шили и вышивали одежду, плели циновки и корзины. Растительные нити были так тонки, что могли конкурировать с шелком. Впрочем, орнаменты не отличались большим разнообразием.

Несмотря на малочисленность, к середине ХVIII в. население каждого острова представляло самостоятельное сообщество сородичей со своим диалектом. Родовую группу возглавлял вождь-тоён. Эта почетная должность передавалась по наследству и в редких родах была выборной. Тоён налаживал торговые связи, вершил судебные дела, занимался контролем за угодьями рода – лежбищами зверей.

Если говорить об их верованиях, то среди алеутов было распространено шаманство и охотничья магия. Обычно шаман, переодетый в специальный костюм, напоминающий птицу, вызывал зверя. Также шаман приплясывал особым образом, чтобы защитить охотника на промысле и обеспечить ему богатую добычу.

В праздник зимнего солнцестояния алеуты собирались для красивого представления. Оно сопровождалось плясками с пантомимами, драматическими представлениями охотничьих сцен и мифологических сюжетов под пение и удары бубна. Исполнители надевали специальные головные уборы и деревянные маски. Из уст в уста у алеутов передавались предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки, о борьбе с людоедами, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам.

В конце ХVIII века алеуты были обращены в православие и многие их обычаи стали сходить на нет, предания забываться, а сам народ — вымирать и нищать. В ХIХ веке это достигло критической отметки и казалось, что скоро в России не останется ни одного алеута. С 1935 г. начался медленный прирост численности населения, но национальные традиции были во многом утрачены.

Традиционная одежда

алеуты4

Традиционной одеждой была парка – длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх нее надевали камлейку – глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Парки и камлейки украшали вышитыми полосами и бахромой. Сохранились традиционные промысловые куртки с капюшонами из сивучьих кишок и горл, штаны из нерпичьей кожи. Мужская и женская одежда полностью совпадала по крою и украшениям. Появился и новый тип одежды – бродни – штаны из сивучьих горл, ка которым пришивали непромокаемые торбаса – мягкие самлши их кожи морских животных.Обувь – торбаса – мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили русскую одежду.

Промысловыми головными уборами служили деревянные шляпы конической формы (у вождей-тоёнов) либо без верха с сильно удлиненной передней частью (у простых охотников), богато украшенные полихромной росписью, резной костью, перьями, сивучьими усами. Их надевали на капюшон камлейки. Такие шляпы выдалбливали из цельного куска дерева, затем распаривали, придавая нужную форму, и расписывали в яркие тона, создавая причудливый орнамент. С боков и сзади украшали резными пластинками из моржового клыка, гравированными геометрическим орнаментом, в который втирали краску. На вершину задней пластинки, служившепй одновременно и верхушкой шляпы, крепили костяную фигурку птицы или зверя. В боковые отверстия пластинки вставляли сивучьи усы длиной до 50 сантиметров. Количество их зависело от охотничьего достоинства владельца и свидетельствовало о числе добытых моржей. Эти головные уборы носили только мужчины.

Празднично-обрядовыми головными уборами были шапки разнообразной формы из кожи и птичьих шкурок с украшениями, кожаные повязки с узорными швами. Неотъемлемая часть праздничного убранства – ожерелья, ручные и ножные браслеты, вставки и подвески в отверстиях, проделанных в губах и возле губ, а также в носу, по краям ушной раковины и в мочке уха. Их изготавливали из кости, камня, деревянных и сланцевых палочек, перьев, уса морского льва, травы и корней растений. Алеуты наносили татуировку и раскрашивали лицо и тело, однако с началом контактов с русскими эта традиция стала ослабевать.

Фольклор

aleuti2

Фольклор недостаточно изучен, поскольку фундаментальных исследований не вели,

Существуют сказки, героический эпос (повествование), или богатырские сказки, рассказы о древних обычаях, бытовые рассказы, песни, поговорки и загадки.

Большинство сказок основано на мифологических сюжетах. Наиболее распространены были мифы о духах животных-покровителях и этиологические (касающиеся причин различных явлений) предания о первоначальном бессмертии людей, о происхождении людей от упавшей с неба собаки и др. Героический эпос включает предания о родоначальниках, о борьбе с людоедами, о переселении людей с материка на острова, рассказы о походах восточных групп алеутов на запад, о кровной мести, приводившей к жестоким войнам, и др. Бытовые рассказы повествуют о поездках на промысел, путешествиях; предания – о беглых алеутах, скрывавшихся от русских в пещерах, о далеких путешествиях; сатирические сюжеты – об охотнике, умершем от обжорства внутри кита. Во многих сюжетах отражены традиционные семейно-родственные отношения: о неверности мужа или ревнивой жене, о сожительстве героя с женой двоюродного брата, о враждебных отношениях зятя с шурином (братом жены) и др.

Песенный фольклор был чрезвычайно развит. На праздниках мужчины под звуки бубна воспевали подвиги предков, удальство в промысле, ловкость в управлении байдарой. Во время игр, обрядовых действий и исполнения сказок пели под аккомпанемент многострунной щипковой мечевидной цитры (чаях), которую позднее заменила гитара.

Жители острова Беринга в традиционных костюмах алеутов.

Жители острова Беринга в традиционных костюмах алеутов.

Один из самых малочисленных народов России компактно проживает на отдаленном острове Камчатки и поддерживает связь с американскими алеутами на Аляске.

Между Алеутскими и Командорскими островами всего 370 км, и здесь проходит государственная граница США и России. Коренные жители этих мест, алеуты, оказались разделены еще в середине XIX века после продажи Аляски США, но до сих пор общаются друг с другом. Проблемы народа на обоих берегах Берингова моря похожи: язык и традиции постепенно исчезают, уходят последние представители культуры Унанган, как себя называют сами алеуты.


Затерянный остров

В мире сегодня живет около 15 тысяч алеутов, причем абсолютное большинство из них - на Аляске. В России же осталось только 300 человек (это один из самых малочисленных народов страны), и практически все - в селе Никольском (всего здесь чуть более 600 жителей), единственном населенном пункте на острове Беринга, крупнейшем на Командорах.

Памятник Витусу Берингу в Никольском.

Памятник Витусу Берингу в Никольском.

На Командорские острова аляскинские алеуты попали в 1826, когда Российско-Американская компания перевезла их для работы на традиционных промыслах. Алеуты с острова Атка поселились в Никольском, на острове Беринга. В Преображенском, на острове Медном, стали жить алеуты с острова Атту. Еще в конце XVII века из-за эпидемий оспы население алеутов стало стремительно сокращаться. В итоге к моменту продажи Аляски в 1867 году в США оказалось около двух тысяч алеутов, а в России - 500 (300 на острове Беринга и 200 на Медном).

Юные алеуты - жители острова Беринга в советские годы.

Юные алеуты - жители острова Беринга в советские годы.

В 1970 году на остров Беринга переселили жителей Медного, и сегодня на Командорах остался один населенный пункт, Никольское.

Вид на Никольское.

Вид на Никольское.

Сегодня работы там хватает: в селе находится визит-центр Командорского заповедника, школа, больница, краеведческий музей, алеуты занимаются морскими промыслами, - но жизнь на острове сложно назвать легкой.

Морские котики на острове Беринга.

Морские котики на острове Беринга.

Аэродром Никольского.

Исчезающий язык

В начале марта 2021 года ушла из жизни последняя носительница местного беринговского диалекта Вера Тимошенко, и в Никольском сегодня остался лишь один человек, который свободно владеет алеутским (медновским), Геннадий Яковлев.

Вера Тимошенко и Геннадий Яковлев.

Вера Тимошенко и Геннадий Яковлев.

В свои 86 лет он поет песни на алеутском, учит танцам и помогает местным жителям общаться с американскими алеутами из Анкориджа и Алеутских островов: такие телеконференции до пандемии устраивались регулярно. Язык, на котором говорили их бабушки и дедушки, многие понимают, но в быту давно общаются по-русски - в школе он не преподается.

Алеутский язык имеет два основных диалекта (западный, включая беринговский, и восточный), а также медновский язык (смесь русского и алеутского). Кроме того, в США для письма используется латиница, в России - кириллица. Но сложность изучения не в этом, а в том, что очень мало учебного материала и непосредственно носителей, говорит Елена Солованюк, заместитель главы местной администрации. Она выучила алеутский язык в Институте народов Севера в Санкт-Петербурге под руководством лингвиста Евгения Головко, который занимается языками малых народов еще с советских времен.

Американские ученые Клиффорд Фискус, Ансел Джонсом и кандидат биологических наук Виктор Арсеньв (справа) на острове Медном. Командорские острова.

Американские ученые Клиффорд Фискус, Ансел Джонсом и кандидат биологических наук Виктор Арсеньв (справа) на острове Медном. Командорские острова.

Слева направо: Ксения Кияйкина, участница танцевального ансамбля, Диана Шумкова, школьница, посещает кружок алеутского плетения, Нина Кияйкина, преподаватель кружка, Галина Королева, председатель думы Алеутского муниципального округа.

Слева направо: Ксения Кияйкина, участница танцевального ансамбля, Диана Шумкова, школьница, посещает кружок алеутского плетения, Нина Кияйкина, преподаватель кружка, Галина Королева, председатель думы Алеутского муниципального округа.

Никольское зимой.

Танцевальный ансамбль.

Сохранение культурного наследия алеутов - работа непростая, учитывая, что это все происходит буквально на краю земли. Под редакцией Елены вот-вот должен выйти словарь русско-алеутского языка в картинках, который должен помочь в обучении. Это стало возможным благодаря Президентскому гранту, который выиграла местная общественная организация народов Севера (АНСАРКО). Он позволил покрыть расходы на выпуск словаря, закупить материалы для мастер-классов по традиционным ремеслам и изготовить костюмы для участников ансамблей.

Галина Королева в национальной одежде алеутов.

Галина Королева в национальной одежде алеутов.

Помимо основной работы, Галина руководит детским фолк-ансамблем, а сама танцует во взрослом и активно занимается продвижением алеутской культуры, сотрудничая, в том числе, с Алеутской международной организацией в Анкоридже.

Самоназвания — алеут, ананган, унангин. В России живут на Командорских островах. Численность в РФ — 540 чел. В 2000 г. постановлением Правительства наделены статусом коренного малочисленного народа.


Происхождение

Алеуты выделились из эскалеутской общности, вероятно, еще в Азии, на этапе континентального развития — до выхода к берегу океана. Такой вывод можно сделать, сравнив лексику, связанную с морским зверобойным промыслом: у алеутов и эскимосов она совершенно различна. История российских алеутов начинается не ранее 1825 г., когда на о-в Беринга было переселено 17 алеутских семей. Переселение было связано с освоением Российско-Американской компанией промысловых территорий. В качестве промыслового населения использовались прежде всего алеуты и отчасти эскимосы и русские. В 1900-е гг. население Командор составляло 532 чел. Уже тогда оно было смешанным — отчасти собственно алеутским, отчасти русско-алеутским.

Расселение

С 1969 г. алеуты живут в основном в селе Никольском (Камчатская область). В 2002 г. их там насчитывалось 446 чел. Среди них находятся последние носители медновско-алеутского языка и аткинского (беринговского) диалекта алеутского языка.


От общего праэскимосоалеутского языка алеутская ветвь откололась, вероятно, около 4 тыс. лет назад. В настоящее время она представлена двумя языками — собственно алеутским (с диалектами; в частности, на острове Беринга представлен аткинский диалект) и медновско-алеутским (русско-алеутский пиджин, не понимаемый для русских и с трудом понимаемый носителями собственно алеутского языка). Медновско-алеутским языком по состоянию на 2004 г. владело не более 5 чел. В начале 1930-х гг. в СССР был разработан проект латинизированного алфавита для алеутов, но утвержден он не был. Письменность в России (для аткинского диалекта) — с 1990-х гг. на основе кириллической графики (преподается в селе Никольском).

Жилище

Традиционная полуземлянка валкаран на основе каркаса из костей кита или плавника крылась сухой травой, шкурами, дерном. В крыше оставляли несколько четырехугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Позже стали делать боковой вход с длинными сенями. Жилища часто были большие и вмещали от 10 до 40 семей. Сооружались и не большие полуземлянки на 1–2 семьи. В XIX в. стали строить наземные бревенчатые жилые и хозяйственные постройки.

Религия и духовная культура

Алеуты — православные, прихожане Русской православной церкви. Интересно, что их христианизацией занимались не миссионеры, а русские промышленники. Христианизация протекала быстро, не ломая традиционного уклада. В культуре алеутов сохранился пласт традиционных верований (анимизма, шаманизма).

Занятия

До 1867 г. основным занятием алеутов Командорских островов была охота с копьем на морского зверя (китов, котиков, каланов, сивучей) с каяков (закрытых кожаных каркасных лодок с отверстием-люком, куда садился охотник) и байдар (деревянных плоскодонных каркасных лодок, обтянутых сивучьей или нерпичьей кожей), добыча котиков на суше и заготовка меха, жира и других продуктов для Российско-Американской компании. Алеуты занимались также рыболовством. Подсобное значение имели собирательство, ремесла (в основном изготовление охотничьих орудий и приспособлений).


Источник: Народы России: Атлас культур и религий/ А. П. Притворов; под ред. В. А. Тишков, А. В. Журавский [и др.]. - Москва, 2008.

АЛЕУТЫ — (самоназвание — унангаи), народ, коренное население Алеутских островов, полуострова Аляска (США) и Командорских островов (Российская Федерация, 644 человека). Язык алеутский эскимосско-алеутской семьи языков. Верующие — в основном православные.

Где живут

Основная часть народа проживает в США на территории Аляски, остальные — в России, Камчатском крае, Командорских островах, которые составляют Алеутский район Камчатского края. Населяют Алеутские острова, острова Шумагина, западные берега Аляски до реки Угашик. Алеуты после прихода русских поселились на островах Прибылова, материке Северной Америки, некоторых прибрежных островах.


Место проживания

В России алеуты живут на Командорских островах (острова Медный, Беринга), большая же часть их — в США (Аляска, Алеутские острова).

Численность

В середине 18 века на территории России насчитывалось 8 000-10 000 алеутов. После эпидемий на территориях расселения народа, нарушенного экологического равновесия, к 1820 году его численность сократилась до 2 000. Сегодня на территории России живет около 482 человек, более 2 000 алеутов проживают в США на Алеутских островах. В 18 веке их было до 15 000 человек. Но американские переписи алеутов завышены, так как включают часть эяков, эскимосов-алутиик, людей, которые называют себя алеутами, чтобы использовать льготы, которые положены коренному населению Аляски.

История народа

Долгое время существовали 2 гипотезы. По одной (Стеллер, Вениаминов, Квимби, Коллинз, де Лагуна, Хейзер, Козырева), алеуты пришли с северо-востока азиатского побережья. По другой (Долл, Иохельсон, Грдличка, Сполдинг, Бенк) — с Аляски. Исследования Г.Ф. Дебеца, М.Г. Левина, В. Лафлина, Н.Н. Дикова, Р.С. Васильевского доказывают, что формирование антропологического типа, языка и культуры алеутов происходило на их современных территориях 6000–4600 лет до н.э. Согласно одной из точек зрения (Квимби), алеуты составляли южную группу эскимосов, по мнению других (Долл, Иохельсон, Токарева, Грдличка, Бергсланд, Лафлин), алеуты выделились в самостоятельный этнос достаточно давно. Судя по общей очень редкой группе крови N у эскимосов и индейцев, существуют глубокие этногенетические корни предков эскимосоалеутов и американских индейцев. К сер. ХVIII в. население каждого острова или группы островов представляло собой территориальное объединение со своим самоназванием и диалектом.

Название

Читайте также: