Неумение быстро и правильно определить понятно ли сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Основные вопросы семинара:
1 вопрос: Коммуникация в профессиональной деятельности.
• Функции общения
• Структура общения
• Виды общения
2 вопрос: Вербальная и невербальная коммуникация.
3 вопрос: Особенности профессионального взаимодействия.
4 вопрос: Коммуникативные барьеры.

Основные понятия:
Общение - взаимодействие двух или более людей,
направленное на согласование и объединение их усилий с
целью налаживания отношений и достижения общего
результата.
Коммуникативная компетентность - сложное
психологическое явление, состоящее из знаний, умений и
навыков, обеспечивающих эффективное общение в различных
ситуациях жизнедеятельности.

Основы психологического знания необходимы
медицинским работникам, поскольку они
способствуют:
• внимательному и заинтересованному отношению людей друг к
другу в лечебно-профилактической деятельности;
• возникающему на этой основе взаимному доверию;
• способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и,
следовательно, взаимопониманию.

Значение и функции общения: Общение
многофункционально.
функция формирования и развития отражает способность
общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и
совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими
людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт,
исторически сложившиеся социальные нормы, ценности,
знания и способы деятельности, а также формируется как
личность;
функция подтверждения обеспечивает людям возможность
познать, утвердить и подтвердить себя. Желая утвердиться в
своем существовании и в своей ценности, человек ищет
точку опоры, прежде всего, в другом человеке;

Значение и функции общения: Общение
многофункционально.
функция объединения–разъединения людей, с одной
стороны, посредством установления между ними контактов
способствует передаче друг другу необходимых сведений и
настраивает их на реализацию общих целей;
функция организации и поддержания отношений служит
интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых
и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между
людьми в интересах их совместной деятельности;
внутриличностная функция общения реализуется в
общении человека с самим собой (через внутреннюю или
внешнюю речь, построенную по типу диалога), может
рассматриваться как универсальный способ мышления
человека.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация
в узком смысле слова, состоит в обмене информацией, в
данном случае между врачом и пациентом.
Интерактивная сторона заключается в организации
взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в
обмене не только знаниями, идеями, но и действиями,
направленными на установление определенных отношений
между врачом и пациентом с целью повышения
эффективности лечения.
Перцептивная сторона общения означает процесс
восприятия и познания друг друга партнерами по общению
и установления на этой основе взаимопонимания.

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой
системы человеческую речь.
Различают письменную и устную речь. Устная речь
подразделяется, в свою очередь, на диалогическую и
монологическую:
Диалог - наиболее простой разновидностью устной речи.
Монолог, который произносит один человек, обращаясь к
другому лицу или многим лицам.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
В системе межличностного общения очень важна
невербальная коммуникация, которая связана с
психическими состояниями человека и служит
средством их выражения.

Существует различные классификации невербальных средств
общения.
Визуальные средства общения – это:
• кинесика (жестикуляция) – движения рук, ног, головы,
туловища;
• направление взгляда и визуальный контакт;
• выражение глаз;
• выражение лица (мимика);
• поза (пантомимика), смены поз относительно словесного текста;
• кожные реакции (покраснение, появление пота);
• дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему,
персональное пространство).

Акустические (звуковые) средства общения – это:
• паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация,
громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их
локализация в тексте);
• экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач,
кашель, вздохи, скрежет зубов, шмыганье носом и т.п.).
Тактильно-кинестезические (связанные с прикосновением)
средства общения – это:
• физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
• такесика (пожатие руки, хлопанье по плечу).
Ольфакторные средства общения – это:
• приятные и неприятные запахи окружающей среды;
• естественный и искусственный запахи человека и др.

22. Групповая работа

1 группа: диада «психолог-пациент".
2 группа: диада «психолог - родственники
пациента".
3 группа: диада «психолог- врач".
Характеристика: обмен информацией, познание
друг друга, организация общения (средства),
задачи, стоящие перед врачом в процессе
общения

Процесс слушания.
Два уха и один язык нам даны для того,
чтобы больше слушать и меньше говорить.
Зенон из Китиона, греческий философ

25. Виды слушания

26. Плохое слушание

• это не просто отсутствие слушания, а такое слушание, при
котором говорящему создаются определенные помехи,
затрудняется процесс говорения.
• это помехи, которые неизменно заставляют собеседника
прибегать к защите, вызывая раздражение и возмущение.
• в результате он начинает отстаивать свою точку зрения
или стремится скрыть свои мысли и чувства, вместо того
чтобы раскрыть их перед партнером по общению.

27. Отсутствие слушания

слушать – это не
нежелание
просто молчать
слушать и
неумение слушать
1
2
3
склонность к
поглощенность
суждениям,
собой, своими
оценкам,
переживаниями,
одобрению или
проблемами,
неодобрению
своей речью
4

28. Нерефлексивное слушание

Можно выделить ряд ситуаций, в которых целесообразно
применить нерефлексивное слушание как более полезное и
эффективное:
• на этапах постановки проблемы, когда она только формируется
говорящим;
• когда собеседник проявляет такие чувства, как гнев или горе;
• когда собеседник проявляет большую мотивацию высказаться,
горит желанием высказать свою точку зрения;
• когда собеседник собирается (хочет) обсуждать наболевшие
вопросы.
• когда говорящий возбужден, с трудом выражает свои мысли или
испытывает трудности в выражении своих проблем;
• при общении с застенчивыми людьми.

30. Рефлексивное слушание

Ситуации, в которых эффективно рефлексивное слушание:
• у собеседника нет желания говорить или оно небольшое;
• когда говорящий стремится получить большую поддержку, в том
числе, эмоциональную;
• когда человек нуждается в помощи при решении определенных
проблем;
• если говорение одного противоречит интересам другого.

32. Эмпатическое слушание

38. Специфика КОММУНИКАТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ПАЦИЕНТОМ:

• Тактика взаимоотношения психолога при работе с
пациентами психосоматических заболеваниях.
• Психологические аспекты хирургического больного.
Специфика работы психолога при работе с
хирургическими больными.
• Психологические аспекты онкологического больного.
Специфика работы психолога при работе с
онкологическими больными.
• Психологические аспекты в акушерстве и
гинекологии.

˗ Закон встраивания (внедрения) -аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не ломать ее, е излагать их параллельно.

˗ Закон общности зыка мышления –надо говорить на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

˗ Закон минимализации аргументов – необходимо помнить об ограниченности человеческого восприятия (7±2). Лучше если аргументов будет не более 3-4.

˗ Закон объективности и доказательности – использовать в качестве аргументов только то, что принимает оппонент, не путать факты и мнения.

˗ Закон диалектичности (единства противоположностей) – говорить не только о плюсах своих доказательствах или предположений, но и о минусах, этим аргументам придается больший вес, так как это обезоруживает оппонента.

˗ Закон авторитета – ссылки на авторитет, известный оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие аргументов.

˗ Закон рефрейминга – не отвергать доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивать их силу и значимость., усиливать значимость потерь с случае принятии его позиции и уменьшать значимость выгод, ожидаемых партнером.

˗ Закон постепенности – не стремиться быстро переубедить оппонента.

˗ Закон обратной связи – подавать обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

1. Умение выявлять барьеры во взаимодействии и их преодолевать.

2. Умение распознавать виды конфликтов и стратегии поведения.

Рекомендации по выполнению УИРС.

1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.

3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности

7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?

Правильный ответ - с

a. барьер установок;

b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;

c. личностный барьер;

d. эмоциональный барьер.

Правильный ответ - d

3. Наиболее частым препятствием к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации является:

a. представление участниками выхода из конфликта исключается в виде своей победы;

b. тенденция к использованию эффективных стратегий;

c. присутствие навыков ведения переговоров;

d. все перечисленное.

Правильный ответ - а

Врачу необходимо узнать как раз то, что пациент скрывает. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?

Правильный ответ - b

a. барьер установок;

b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;

c. личностный барьер;

d. эмоциональный барьер.

Правильный ответ - а

a. барьерах репертуара действий;

b. барьерах установок;

d. личностных барьерах.

Правильный ответ

7. В основе конфликта лежит:

Правильный ответ

8. Какой конфликт обусловлен предвзятым отношением к партнеру:

Правильный ответ -d

9. Что не является стадией конфликта:

a. возникновение конфликтной ситуации;

d. конфликтные действия.

Правильный ответ - b

10. При какой стратегии поведения в конфликте человек жертвует собственными целями ради достижения целей партнером:

a. стратегия избегания;

b. стратегия компромисса;

c. стратегия уступчивости;

d. стратегия сотрудничества.

Правильный ответ

˗ Закон встраивания (внедрения) -аргументы следует встраивать в логику рассуждений партнера, а не ломать ее, е излагать их параллельно.

˗ Закон общности зыка мышления –надо говорить на языке основных информационных и репрезентативных систем оппонента.

˗ Закон минимализации аргументов – необходимо помнить об ограниченности человеческого восприятия (7±2). Лучше если аргументов будет не более 3-4.

˗ Закон объективности и доказательности – использовать в качестве аргументов только то, что принимает оппонент, не путать факты и мнения.

˗ Закон диалектичности (единства противоположностей) – говорить не только о плюсах своих доказательствах или предположений, но и о минусах, этим аргументам придается больший вес, так как это обезоруживает оппонента.

˗ Закон авторитета – ссылки на авторитет, известный оппоненту и воспринимаемый им тоже как авторитет, усиливает воздействие аргументов.

˗ Закон рефрейминга – не отвергать доводы партнера, а, признавая их правомерность, переоценивать их силу и значимость., усиливать значимость потерь с случае принятии его позиции и уменьшать значимость выгод, ожидаемых партнером.

˗ Закон постепенности – не стремиться быстро переубедить оппонента.

˗ Закон обратной связи – подавать обратную связь в виде оценки состояния оппонента, описания своего эмоционального состояния.

Перечень практических умений по изучаемой теме.

1. Умение выявлять барьеры во взаимодействии и их преодолевать.

2. Умение распознавать виды конфликтов и стратегии поведения.

Рекомендации по выполнению УИРС.

1. Особенности стратегий поведения в конфликтной ситуации при различных заболеваниях.

2. Стратегии поведения в конфликтной ситуации и возраст.

3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации у медицинских работников в зависимости от профиля деятельности

7. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.

Больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?

Правильный ответ - с

a. барьер установок;

b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;

c. личностный барьер;

d. эмоциональный барьер.

Правильный ответ - d

3. Наиболее частым препятствием к эффективному поиску выхода из конфликтной ситуации является:

a. представление участниками выхода из конфликта исключается в виде своей победы;

b. тенденция к использованию эффективных стратегий;

c. присутствие навыков ведения переговоров;

d. все перечисленное.

Правильный ответ - а

Врачу необходимо узнать как раз то, что пациент скрывает. К какому барьеру взаимодействия относится данная ситуация?

Правильный ответ - b

a. барьер установок;

b. барьер стереотипов и ошибок в межличностном познании;

c. личностный барьер;

d. эмоциональный барьер.

Правильный ответ - а

a. барьерах репертуара действий;

b. барьерах установок;

d. личностных барьерах.

Правильный ответ

7. В основе конфликта лежит:

Правильный ответ

8. Какой конфликт обусловлен предвзятым отношением к партнеру:

Правильный ответ -d

9. Что не является стадией конфликта:

a. возникновение конфликтной ситуации;

d. конфликтные действия.

Правильный ответ - b

10. При какой стратегии поведения в конфликте человек жертвует собственными целями ради достижения целей партнером:

a. стратегия избегания;

b. стратегия компромисса;

c. стратегия уступчивости;

d. стратегия сотрудничества.

Правильный ответ

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий - конфликтной ситуации и инцидента.

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Конфликтная ситуация - это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия.

Главная черта конфликтной ситуации — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. Конфликтная ситуация включает оппонентов, предмет, цели и отношения между ними. Для сторон характерно наличие у них внешней и внутренней позиции в конфликте.

Внешняя позиция - это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами своим оппонентам (так чаще всего называются участники конфликтного взаимодействия). Она может совпадать, а может и не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт.

Внутренняя позиция зачастуюскрыта не только от оппонентов, но и от самого субъекта (является неосознаваемой). В процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Чтобы произошел конфликт, нужны действия со стороны оппонентов, направленные на достижение их целей. Такие действия называются инцидентом.

Таким образом, инцидент– это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать ее участникам наличие объективного противоречия в интересах и целях (бывает открытый и скрытый). Скрытый - на уровне осознания участниками конфликтности ситуации, может не проявляться в реальных отношениях и реакциях. Открытый разворачивается как серия конфликтных действий участников по отношению друг к другу.

Таким образом, конфликт - это конфликтная ситуация, сопровождаемая инцидентом.

Стадии конфликта:

* Возникновение объективной конфликтной ситуации

* Осознание конфликта (инцидент)

Две промежуточные стадии не являются обязательными (возник - остался неосознанным, нашел разрешение на стадии осознания), но в большинстве - все стадии.

По мнению У. Томаса, Р. Килмена, выделяют пять стилей поведения в ситуациях конфликта:

· сотрудничество - оптимально почти всегда;

· компромисс - вполне приемлем в ряде случаев;

· избегание (уход) - рекомендован в случае неспровоцированных партнером “пожаров”;

· приспособление - возможно в тех случаях, когда оппонент действительно прав;

· соперничество (конкуренция) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

Сетка Томаса-Килмена

Представим себе взаимодействие как процесс, разворачивающийся в следующей системе координат:

По оси У расположены стратегии взаимодействия, ориентированные на достижение частниками собственных целей. По оси X на достижение целей партнера по общению. Точки минимума и максимума - крайние формы проявления той или иной ориентации.

В соответствии с исходной социальной мотивацией участников общения, можно обозначить пять основных стратегий их поведения в конфликтной ситуации:

Барьеры общения

Барьер правил общения. Правила общения представляют общепринятые понятия, убеждения, предписания, направленные на формирование определенных границ, в которых строится общение. Ряд из них необходим и конструктивен, ряд не имеет под собой реально обоснованной пользы Навязывание правил общения одним участником другому без достаточного на то основания, а лишь потому, что так принято, способно создать ситуацию конфликта.

Мотивационные барьеры:партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том , что побуждает их вступать в контакт, и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает).

Ролевые барьеры:расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих определенным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

Эмоциональные барьеры:игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника..

Личностные барьеры:"неприятие" каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них). Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум "доминантным" собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, "заторможен".

Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании:общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге.

Барьеры установок:предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию.

Барьер репертуара действий выступает как барьер общения при его несовпадении с таковыми у других участников. Последовательность взаимодействий также может стать причиной психологического напряжения, если она нарушается при общении. Наиболее простой вариант, когда человек, занимающий преимущественную ролевую позицию по отношению к другому), в ситуации диалога навязывает собеседнику монолог, подчеркивая тем самым свое преимущество.

Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, симптомы психических расстройств. Индивидуальной оценки и индивидуального подхода требуют в общении акцентуированные личности. Противодействие, возражение, излишний нажим способны вызвать у гипертимной или эпилептоидной личности вспышку гнева, агрессии, злобности. Истероидные личности, демонстрируя внимание, заботу, готовность к сотрудничеству, в то же время склонны к интриге, провоцированию конфликта. Они не прощают безразличия к ним, но и, почувствовав слабость другого человека, готовы быстро использовать ее для своей выгоды.

Учет возраста пациента в работе врача

Анастасия Петушкова

Анастасия Петушкова
запись закреплена

Барьеры взаимодействия в работе врача

⭕

Мотивационные барьеры:
партнеры по общению не осознают и не учитывают различия в том, что побуждает их вступать в контакт, и какие цели они преследуют. Иногда же эти цели прямо противоположны (например, врачу бывает важно узнать как раз то, что пациент скрывает). Нередко больной стремится продлить беседу, а врач - "свернуть" ее, так как для него это лишь один из немногих больных.

⭕

Ролевые барьеры:
расходятся представления собеседников о нормах общения, соответствующих их социальным ролям (например, больной считает, что врач всегда обязан выслушивать его до конца, не перебивая, а врач думает иначе).

⭕

Эмоциональные барьеры:
игнорируется или неправильно понимается эмоциональное состояние собеседника.

⭕

Личностные барьеры:
"неприятие" каких-то личностных особенностей человека (взаимное или одним из них). Сюда относятся и случаи так называемой психологической несовместимости. Например, трудно общаться между собой двум "доминантным" собеседникам. Нелегко контактировать и человеку импульсивному, быстро мыслящему и говорящему с тем, кто нетороплив, "заторможен".

⭕

Барьеры стереотипов и ошибок в межличностном познании:
общение строится, исходя из стереотипов и (или) ошибочных представлений собеседников друг о друге.

⭕

Барьеры установок:
предвзятое мнение о собеседнике, существующее еще до общения с ним, часто препятствует установлению контактов, взаимопониманию. У больного негативное отношение к врачу может объясниться длительным и безуспешным предыдущим лечением, сведениями, полученными от соседей по палате и т.д.

Читайте также: