Речевое сообщение о пожаре в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

В наибольшей безопасности тот, кто начеку, даже когда нет опасности.

Венс Сайрус

6. На приборе управления прослушать сделанную запись.

Аудио mp3: Sound-1 (145 Kb, общее время 9 сек.)

Внимание!
Пожарная тревога!
Всем сотрудникам покинуть здание!

Аудио mp3: Sound-2 (327 Kb, общее время 20 сек.)

Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
Всем покинуть здание согласно плану эвакуации. Сбор членов пожарного расчета на первом этаже.

Аудио mp3: Sound-3 (673 Kb, общее время 21 сек.)

Внимание! Чрезвычайная ситуация! Всем немедленно покинуть здание, используя эвакуационные выходы! (+ повтор на английском)

Аудио mp3: Sound-4 (218 Kb, общее время 13 сек.)

Внимание!
В одном из помещений произошло задымление. Просьба без паники покинуть помещение, пользуясь схемами эвакуации и табличками "Выход".

Аудио mp3: Sound-5 (650 Kb, общее время 20 сек.)

Внимание! Учебная пожарная тревога! Всем немедленно покинуть здание используя эвакуационные выходы! (+ повтор на английском)

Двухэтажное кирпичное здание Детского сада на 100-150 детишек разных возрастных групп. Служба МЧС составила протокол за речевое оповещение о пожаре ( не соответствует речевой текст оповещения, который может вызвать панику у детей)!
Существуют ли образец речевого оповещения в детских садах о пожаре? Да и ведь систему оповещения специально лицензированная организация устанавливает!?

Надеюсь, в комментариях со временем окажется достаточная коллекция вариантов.

Разработкой текстов оповещения в настоящее время занимаются проектировщики систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и производители систем оповещения, как следствие, не учитываются в том числе психологические особенности восприятия информации человеком в стрессовой ситуации (при пожаре).

Это связано с тем, что в аварийной ситуации наблюдается дезорганизация деятельности и блокада психических функций.
Мышление носит разорванный характер, ослабляются процессы понимания получаемой информации, выдвигаются случайные причины ЧС,
обращается внимание на несущественные детали, что расценивается как ситуация эмоциональной защиты при появлении страха или тревоги.

В связи с этим для обеспечения безопасности людей при возникновении чрезвычайной ситуации особое значение приобретает проблема составления текстов
для системы оповещения и управления эвакуацией и организация руководства действиями людей в процессе эвакуации.

Следует отметить, что формулирование текстов речевого оповещения должен строиться непосредственно по конкретной ситуации, исходя из обстановки.
Очевидно, что содержание текстов не может быть стандартным и алгоритмически установленным.
При этом главным является соблюдение психологических требований к содержанию и форме обращений.

Примеры:

Эвакуация гостиницы

Оповещение для этажа гостиницы при невозможности эвакуации

Угроза пожара в здании повышенной этажности

Оповещение людей в лифтовых холлах

Эвакуация театра

Комментарий. В зрительном зале театра находится большое число людей, которые могут практически мгновенно и одновременно двинуться к выходам.
В таком случает, крайне необходимо не допустить повышения эмоциональной напряженности ситуации, так как это может привести к нежелательным последствиям (давка, паника и т.п.).

Одним из назначений СОУЭ является трансляция текстов о необходимости эвакуации, направлениях движения и других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей. Обеспечить безопасность людей при эвакуации можно только при правильно составленном тексте, содержащем общеупотребительные слова, простые предложения, а также качественную студийную запись с профессиональным диктором, с последующей цифровой обработкой, обеспечивающей однозначность и разборчивость содержания передаваемого текста для восприятия людьми.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Специальный текст должен составляться на основании пожеланий заказчика и требований противопожарной службы, осуществляющей надзор на конкретном объекте при составлении технического задания на заказ аппаратуры оповещения (если не подходит типовой текст производителя). В качестве примера особенности текста может являться национальный язык.

Таким образом, можно сказать, что:

Основные требования к такому тексту можно сформулировать следующим образом.

    Внимание!
    Пожарная тревога!
    Всем сотрудникам покинуть здание!
    Внимание! Внимание! Пожарная тревога!
    Всем покинуть здание согласно плану эвакуации. Сбор членов пожарного расчета на первом этаже.

    Внимание!
    Администрация предприятия сообщает о возникновении возгорания в здании.
    Убедительная просьба, не создавая паники, принять меры к спасению документации и материальных ценностей.
    Сохраняя спокойствие и, не загораживая проходы, двигайтесь по коридорам к эвакуационным выходам. При необходимости используйте первичные средства пожаротушения, расположенные в коридорах и помещениях здания.

Николай Морозов

- СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности" .

В соответствии с ч.1 ст.84 Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ оповещение людей о пожаре, управление эвакуацией людей и обеспечение их безопасной эвакуации при пожаре в зданиях и сооружениях должны осуществляться одним из следующих способов или комбинацией следующих способов:

1) подача световых, звуковых и (или) речевых сигналов во все помещения с постоянным или временным пребыванием людей;

2) трансляция специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре;

3) размещение и обеспечение освещения знаков пожарной безопасности на путях эвакуации в течение нормативного времени;

Помещение - часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями (п.14 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (ред. от 02.07.2013)).

В соответствии с п.4.8 СП 3.13130.2009 количество звуковых и речевых пожарных оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех местах постоянного или временного пребывания людей в соответствии с нормами настоящего свода правил.

Соответственно, количество пожарных звуковых и речевых оповещателей, их расстановка и мощность должны обеспечивать уровень звука во всех помещениях с постоянным или временным пребыванием людей, в том числе в помещениях спальных комнат и в помещениях игровых комнат зданий дошкольных образовательных организаций (класс Ф1.1) в соответствии с требованиями СП 3.13130.2009 (раздел N 4 ).

В соответствии с примечанием к п.1 таблицы 2 СП 3.13130.2009 в дошкольных учреждениях при применении 3-го типа СОУЭ и выше оповещаются только работники учреждений при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику.

Вместе с тем, здания дошкольных образовательных организаций (класс Ф1.1) необходимо рассматривать как единую зону пожарного оповещения, в связи с тем, что в различных помещениях могут единовременно находиться работники организации, посетители, дети и иные граждане.

Также, необходимо учитывать, что во время возникновения пожара работники организаций могут находиться в любых помещениях организации, в том числе в групповых ячейках, спальных помещениях, игровых помещениях и т.д.

В данном случае на основании п.3.3 СП 3.13130.2009 СОУЭ 1-5-го типов должна включаться автоматически от командного сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.

Соответственно, в зданиях дошкольных образовательных организаций (класс Ф1.1) при применении СОУЭ 1-го, 2-го типов оповещаются все работники организаций, посетители, дети и иные граждане, находящиеся в зданиях.

В случае применения в зданиях дошкольных образовательных организаций (класс Ф1.1) СОУЭ 3-го и выше типа также оповещаются все работники организаций, посетители, дети и иные граждане, находящиеся в зданиях, при помощи специально разработанных текстов о необходимости эвакуации, путях эвакуации, направлении движения и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники при пожаре.

При включении СОУЭ действия по эвакуации детей осуществляют подготовленные лица из числа работников организации (п.12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (ред. 06.04.2016)).

Читайте также: