Сообщение о мягком знаке 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов;
  • повторить функции мягкого знака;
  • научить находить в словах разделительный мягкий знак;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать память, мышление, внимание;
  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально, взаимоконтроль;
  • вызвать интерес к изучению русского языка.

Компьютерное сопровождение урока используется для заданий разного уровня, теста, выводов, проверки выполненных заданий.

I. Организационный момент

Приветствие гостей. Создание мотивации на учебную деятельность.

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
Начнём работу с повторенья.
Ведь повторенье – мать ученья

– Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем открывателями, откроем новые знания о букве, а чтобы сделать открытие, нужно провести исследование, а чтобы исследовать, нужно вспомнить всё, что мы знаем об этой букве? Вы хотите спросить, какую букву я имею в виду? А вы сейчас сами скажете. (Слайд 2) Прочитайте стихотворение, подумайте, о каком знаке говорится в нём? О знаке препинания или о букве?

Этот знак, этот знак,
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банка в баньку превратится –
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Этот знак в словах писать.

(Дети читают, сравнивают слова, выделяют главную особенность, делают умозаключение и предлагают тему урока)

II. Тема урока: Снова о мягком знаке.

– Молодцы! Вы верно определили тему урока. Начинаем работу в рабочих тетрадях, а сначала повторим инструктаж (Слайд 3)

– Желаю успеха! Записываем число и тему урока. (Слайд 4)

III. Минутка чистописания (Слайд 5)

Прочитали стихотворение, исследовали все слова, выделили те, которые соответствуют теме урока, прописали строчку этой буквы в соединении с впередистоящей буквой.
(Дети читают стихотворение, выделяют слова с Ь, выписывают его в соединении с буквой)
Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать:
Лес, лось, жар, жарь,
Мол, моль, кон, конь.
Самопроверка (Слайд 6)

Подчеркни самое красивое написание соединений букв, похожие на образцы.


IV. Словарная работа (Слайды 7, 8, 9,10)

V. Повторение знаний о мягком знаке

Возникновение проблемной ситуации/

– Начнём заниматься исследованием и попробуем сделать открытие (вывод). Прочитать стихотворение, выписать слова с мягким знаком и ответить на вопрос:
Какую функцию выполняет ь? (Слайд 11)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод)

День – деньки, пень – пеньки,
Огоньки и окуньки, тень и зелень,
Мел и мель, сосулька, и капель.
Здесь не зря во всех словах написали мягкий знак.
Кто из вас, ребята, знает,
Что он здесь обозначает?

Вывод (Слайд 12) Ь– показатель мягкости согласного в конце и середине слова.

Возникновение проблемной ситуации.

– Продолжаем исследование, продолжаем делать открытие о функции ь. Прочитать стихотворение, выписать слова с ь, ответить на вопрос: Какую функцию выполняет ь? (Слайд 12)

(Дети читают стихотворение, выписывают слова с ь, отвечают на вопрос, делая открытие (вывод) (Слайд 13)

Слова собрал я здесь не зря:
деревья, листья и скамья –
колосья, братья и семья –
Что в них за правило, друзья?

Вывод (Слайд 14) Ь – разделительный.

VI. Работа над новой темой. Работа с текстом (Слайд 15).

(Анологично с другими словами.)

Внимательно исследуйте эти слова и скажите мне:

Вывод: разделительный мягкий знак служит для разделения звуков.

– Прочитайте правило. Когда пишется разделительный мягкий знак? (После согласных букв перед гласными е, ё, и, я, ю.)
– Подберите слова с разделительным мягким знаком. Запишите (Слайд 16).
– А какую работу выполняет мягкий знак в словах соль, коньки? (В этих словах мягкий знак – показатель мягкости.)

VII. Физкультминутка (Слайды 17, 18, 19, 20).

VIII. Закрепление изученного материала. Работа с учебником

– Прочитайте. Найдите выделенные слова. Сравните.
– Чем похожи эти слова? (В написании одинаковые буквы.)
– Чем отличаются эти слова? (Имеют разное значение разное произношение.)
– Объясните значение выделенных слов? (Полю – очищаю от сорных растений. Полью –создам влажность в почве. Олени – парнокопытное животное с рогами. Оленьи – принадлежит оленю.)
– Выполните задание.
– В каких словах пишется мягкий знак?

2. Работа с раздаточными карточками (Слайд 23)

Уровень А

– Укажите стрелками к какому столбику относятся слова:

мягкий знак деньки
ученье
огоньки
льёт
пальцы
вьюга
письмо
соловьи
разделительный мягкий знак

Уровень Б

– Вставьте, где надо разделительный мягкий знак:

Кол…я принёс домой кол…я для забора.
Пол покрыт пыл…ю, а я мету и не пыл…ю.

3. Разгадывание кроссворда (Слайд 25)

1) Саша, Таня и Илья – все они мои … (друзья)

2) Приглядитесь: в лесу у пня
Суета и беготня
Не умеют здесь лениться,
Строит город вся семья. (Муравьи)

3) Корчит рожицы и дразнит
Думает, что без изъяна
Быстро скачет по деревьям
Маленькая … (обезьяна).

1) Как только листья опадут
На дереве вы заметны тут. (Сучья)


Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука:
де н ь, па л ьто, васи л ьки, радос т ь .

Когда в словах пишется разделительный мягкий знак (ь)?

Раздельный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами е, ё, ю, я, и.
В этом случае буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука — согласный звук [й’] и последующий гласный звук:
семья — семь[й’á], колье — коль[й’э́],
ружьё — ружь[й’ó], вьюнок — вь[й’у]нóк,
соловьи — соловь[й’и], судья — судь[й’á].

Когда в словах пишется разделительный твёрдый (ъ) знак?

Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е, ё, ю, я: съезд, подъём, неоюъятный, объяснить.

Разделительные твёрдый и мягкий знаки указывают, что следующая за ними буква (е, ё, ю, я) обозначает два звука: звук [й’] и последующий гласный звук. Бельё — бель[й’о́], подъём — подъ[й’о́]м.

  • Выпишите из таблицы слова с мягким и твёрдым знаками. Приведите свои примеры на эти правила.

Подъехал, съёжился, предъюбилейный, объяснить, съехал, необъятный.

(О) семье, ружьё, вьюга, обезьяна, ручьи, платье, эскадрилья, воробьи, чутьё, льют.

Правописание мягкого знака Ь состоит в соблюдении 4 групп правил: 1) разделительный мягкий знак: правописание; 2) употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных; 3) мягкий знак после шипящих; 4) мягкий знак в некоторых падежных и глагольных формах.

1. Разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется:

  • перед е, ё, и, ю, я внутри слова, не после приставок, например: карьера, курьезный, воробьиный, вьюга, обезьяна ;
  • в сложносокращенных словах, если мягкий знак был в первом слове, например: мелькомбинат, Связьинвест;
  • перед О в следующих заимствованных (иноязычных) словах, почти полный список: батальон, бульон, гильотина, каньон, компаньон, котильон, кроманьонец, лосьон, медальон, миньон, монсеньор, павильон, папильотка, почтальон, сеньор, фьорд, шампиньон, шиньон, эспаньолка .

2. Употребление мягкого знака при обозначении мягкости согласных

  1. На конце слова знак Ь пишется после любого мягкого согласного, например: конь (ср. окон), уголь (ср. угол), фонарь, ударь (ср. удар).
  2. В середине слова мягкий знак пишется:
  • после мягкого Л, стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, мальчик, пильщик ;
  • после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба ;
  • между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким, например: в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).
  1. Буква Ь не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, ларчик.
  2. Мягкий знак не пишется между двумя мягкими Л: иллюзия .

3. Мягкий знак после шипящих

После шипящих мягкий знак пишется:

  • в именах существительных женского рода единственного числа (им. и вин. падеж), например: речь, тишь, рожь, мышь, дочь, ночь;
  • в повелительном наклонении глаголов: назначь, отрежь, съешь, назначьте, отрежьте, съешьте ;
  • в неопределенной форме глаголов: беречь — беречься, стричь — стричься ;
  • во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени, например: несёшь, возишь, бросишь, несёшься, бросишься, возишься;
  • в наречиях, например: невмочь, сплошь ( исключения : уж, замуж, невтерпёж );
  • в частицахвишь, бишь, лишь, ишь ( исключения : уж, аж ).

4. Остальные случаи

Мягкий знак употребляется:

  • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных (например: детьми, людьми, четырьмя )
  • числительное восемь во всех падежах (например: восьми, восемью, восьмью );
  • в неопределённой форме глагола: возить — возиться, брить — бриться ;
  • в повелительном наклонении глаголов (см.Примечание 1): приготовь, приготовьте, приготовьтесь .
  • в конце следующих числительных (им. и вин. падеж) пять, шесть. семь, восемь, девять, десять, одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать, девятнадцать, двадцать, тридцать ;
  • перед буквой О в некоторых числительных (см.Примечание 2): секстильон, квадрильон, квинтильон, септильон и др.

Примечания:

(1) Обратите внимание на употребление в повелительном наклонении форм глагола, имеющего только две формы: форму 1 -го лица ед. числа — ляг и форму 2-го лицами, ч. — лягте .

(2) Существует вариантное написание следующих числительных: секстиллион, квадриллион, квинтиллион, септиллион и др.

(3) Заметьте: существительные дочь, кость и плеть в творительном падеже мн. ч. имеют окончание -ями ( дочерями, костями, плетями ), а устаревшие формы ( дочерьми, костьми, плетьми ) в современном языке можно встретить только во фразеологизмах ( лечь костьми, бить плетьми ).

(4) Запомните: если окончанию -ня предшествует буква л, то после неё пишите мягкий знак: купальня, колокольня, гладильня, коптильня и др.

(5) Запомните написание наречий: точь-в-точь и просторечного допрежь .

(6) Отличайте написание суффиксов -ть-(ся) и др, инфинитива от суффикса -т-(ся) формы 3-га лица настоящего времени. Сравните: Она хочет учиться в консерватории. Она там учится ?

(7) Обратите внимание на правописание следующих слов: то бишь (то есть, а именно), туш (музыкальное приветствие) и тушь (краска), тоньше и тончайший , нянька и нянчить .

(8) Обратите внимание на особенность написания слова любовь. Нарицательное существительное любовь в косвенных падежах теряет гласную букву о: нет любви, к любви, о любви. Собственное имя Любовь сохраняет эту гласную во всех формах: Молодой Блок проводил много времени у Любови Дмитриевны Менделеевой.

мягкий знак

В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего он нужен и в каких случаях его используют.

Мягкий знак – это буква, которая не имеет звука. А ещё она не может быть заглавной, стоять в начале слова. Так зачем же она нужна?

Ранее мы говорили о твердых и мягких согласных, а также о смягчающих гласных буквах. Вспомним, каким образом согласный звук становится мягким?

В одном случае согласный звук смягчается гласной буквой, а в другом мягкость согласному звуку придает мягкий знак.

Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и . Если после парной согласной буквы стоят эти гласные, то получается мягкий согласный звук и гласные звуки [э], [о], [и], [у], [а] . Например, мел, люк.

Если после парной согласной стоят гласные буквы э, о, ы, у, а , то согласный звук будет твердым.

ряд

лисий

гнём

люк

мила

Но вспомним о мягком знаке.

мягкий знак в середине и в конце слова

Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.

Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.

В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.

Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.

Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.

В конце слова мягкий знак ставится для смягчения согласного звука.

Пример: уголь, пень, огонь, конь.

Давайте теперь изменим слова из этого примера так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

У нас получилось:

угольки, пеньки, огоньки, коньки.

яблонька [й`а б л а н` к а]

3 гласных, 4 согласных

я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный

– [а] – гласный, ударный

б – [б] – согласный, твердый, звонкий, парный

л – [л] – согласный, твердый, звонкий, непарный

о – [а] – гласный, безударный

н -[н`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный

к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный

а – [а] – гласный, безударный.

8 букв, 8 звуков 3 слога: яб-лонь-ка

разделительный мягкий знак

Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я, если в словах слышится звук й .

Например: вьюга, деревья, обезьяна, ученье.

Также разделительный мягкий знак пишется в середине слова в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой о .

Например: бульон, синьор .

Давайте сделаем фонетический разбор слова с разделительным мягким знаком:

Читайте также: