Сообщение о музыке испании

Обновлено: 25.06.2024

Программа по башкирской музыке Ямалетдиновой Наили Гильмановны и Хусаиновой Риды Хабиевны для 5, 6, 7, 8, 9 классов.

Музыкальная культура Испании

Испанская музыка в ее народных и профессиональных формах - наследие древней и богатой культуры. Ее истоки - в высокоразвитом и устойчивом в своих традициях музыкальном искусстве древнейших обитателей страны - иберов, в 6 веке до нашей эры смешавшихся с кельтами. Последующие завоеватели привносили свою музыкальную культуру, также накладывавшуюся на первоначальную иберийскую основу.
Исторические судьбы Испании и ее специфические географические условия определили многообразие местных музыкальных культур и стилей, из которых выделяются 5 основных:
Музыка басков,галисийская музыка, каталонская музыка, кастильская музыка, музыка Андалусии.
В 16 веке получила распространение инструментальная музыка, главным образом для виуэлы .
В эпоху Возрождения испанская полифоническая музыка достигла расцвета в творчестве Кристобаль де Моралеса и Франсиско Герреро, писавших и культовую, и светскую музыку,
Среди крупных композиторов 18 века - Антонио Солер, Висенте Мартин-и-Солер, Рамон Карнисер, Сорс (сор) Хосе Фернандо (гитарист и автор театральных и инструментальных сочинений).
С открытием консерваторий в Мадриде (1830) и Барселоне (1847) и постоянных оперных театров в Барселоне (1847) и Мадриде (1850) музыкальная жизнь активизировалась.
В последней четверти 19 века в Испании началось движение за возрождение художественно-самобытной национальной музыкальной культуры (так называемое Ренасимьенто), возглавленное композитором и музыкально-общественным деятелем Фелипе Педрелем.
Высокого уровня достигло в 20 веке исполнительское искусство: выдвинулись пианисты Хоакина Турина, Рикардо Виньес, скрипачи Пабло Сарасате , Ханс Манен, виолончелисты Пау Казальс, Гаспар Касадо, гитаристы Франсиско Таррега, Мигель Льобет, Андрес Сеговия и другие.

1. "Цыганские напевы" исполняет Пабло Сарасате (запись 1904 года).

Литература:
Грубер Р. И., Музыкальная культура Испании XV - начала XVII веков, в его кн.:
История музыкальной культуры, М., 1953, т. 2, ч. 1, с. 337-406;
Пичугин П., Пламя за Пиренеями, "Советская музыка", 1966, Ї 6;
Subirá J., Historia de la musica espanola e hispanoamericana, Barcelona, 1953;
Salazar A., La música de Espana, Buenos Aires-México, 1953;
López Chávarri E., Música popular espanola, 3 ed., Barcelona, 1958;
Liberovici S. et Straniero М. E., Chansons de la nouvelle résistance espagnole, P., 1963;
Marco Т., La música de la Espana contemporánea, Madrid, 1970.
П. Ахундов, "Большая Российская энциклопедия"

Испанская музыка имеет длинную и яркую историю, оказав большое влияние на музыку в западной культуре . Традиционно музыка Испании - это фламенко и акустическая гитара, но на самом деле испанская музыка может сильно отличаться в зависимости от региона . Фламенко, например, это андалузский музыкальный жанр, который вопреки общепринятому мнению, не получил широкого распространения за пределами Андалузии. А музыка Галиции больше схожа с кельтской в Ирландии и Франции, чем с уникальным музыкальным рядом Басков. Такие регионы Испании как Арагон, Каталония, Валенсия, Кастилия, Леон и Астурия также имеют свои ярко выраженные стили народной музыки. Современная музыка сделала большой вклад в в такие направления как поп, рок, хип-хоп и хэви-метал, при этом основные центры современной музыки в Испании находятся в Мадриде и Барселоне. Кроме этого, Испания сыграла важную роль в истории классической музыки от композиторов эпохи Ренессанса, таких как Томас Луис де Виктория в Испанской опере "Сарсуэла" до страстных балетов из Мануэль де Фалья и гитариста Пепе Ромеро.

В первые века христианской веры Испания испытывала сильные влияния со стороны многих культур, в том числе римской, которая доминировала на протяжении нескольких столетий, и принесла с собой музыку и идеи Древней Греции. Также на культуру и историю Испании повлияли первые христиане со своей собственной версией римского обряда; вестготы, восточно-германские племена, которые захватили Пиренейский полуостров в 5 веке; еврейская диаспора, и в конечном итоге арабы, или мавры, как их иногда называли. После двух тысяч лет трудно сказать кто из них оказал большее влияние, но результатом стал уникальный сплав музыкальных стилей и традиций, который значительно отличается от музыки других стран Европы.

В 6-м веке мыслитель Исидор Севильский писал, что именно греческая культура оказала преимущественное влияние на музыку, но поскольку система обозначений Древней Греции не была восстановлена, стало невозможным записать музыкальные произведения той эпохи, и они были безвозвратно потеряны для истории музыки.

Отсутствие интереса со стороны историков и музыковедов привело к тому, что основные ценители фламенко как правило не имели никакого образования в области истории и музыковедения, а основными источниками информации по истории фламенко стали записки иностранных путешественников. С 1980-х годов ситуация поменялась и фламенко стали постепенно преподавать в консерваториях, а музыковеды и историки стали проводить более точные изыскания в этой области. Сейчас большинство исследователей сходятся в том, что до 19-го века фламенко имело три основных стиля исполнения: танго, ребетико и фадо.

В 1959 году был впервые проведён международный фестиваль песни в Бенидорме, где музыканты смогли представить многие музыкальные направления для испанской аудитории. По следам итальянского музыкального фестиваля Сан-Ремо, по Испании прокатилась волна подобных музыкальных шоу. Фестивали прошли в Барселоне, Майорке и на Канарских островах. Многие звёзды испанской поп-сцены получили славу именно на этих фестивалях. Так получил всемирную известность Хулио Иглесиас, ранее игравший в футбольной команде Мадридского Реала.

В 1960-х и начале 1970-х годов туристический бум привёл к тому, что в страну хлынуло большое количество музыкальных стилей со всей Европы и других континентов. В начале 1980-х начался новый этап развития индустрии поп-музыки Испании вместе с бурным ростом современного искусства и кино. Этот период культурного пробуждения, известный как Ла Мовида Мадрилена (La Movida Madrilena), продолжается и по сей день. Современная испанская музыка, как и во многих странах развивается под влиянием англо-американских музыкальных направлений от блестящего электропопа и Евродиско до доморощенного блюза, рока, панка, регги и хип-хопа. Алехандро Санс - яркий представитель современного шоу-бизнеса, получивший известность мирового уровня, добившийся продажи своих альбомов милионными тиражами и получивший престижную награду "Грэмми".

испанская музыка

Все ассоциируют Испанию с завораживающим звуком кастаньет. Действительно фламенко звучит по всей территории страны, и стоит отметить, что наблюдается в последние годы возрождение национального символа. Но на Пиренейском полуострове это не единственная музыка. Каждый регион славится своей уникальной музыкой, что заслуживает внимания и уважения.

Немного о фольклоре

Истоки испанской музыки лежат в старых добрых традициях, что долгие времена передавались из поколения в поколение. Стоит отметить, что в большей степени только музыка ярко подчеркивает положение между Европой и Африкой. В Зеленой Испании распространены кельтские мотивы северных широт, а вот уже в южных регионах отмечается влияние африканских и арабских влияний. Но при этом традиционная музыка продолжает развиваться.

Возвращение к истокам

Со времен Античности музыка, как и остальное искусство, подвергается влиянию различных культур и народов. Поэтому стоит понимать, что максимально глубоко проследить историю развития музыки попросту не получится. В силу того, что не было долгое время нотного письма, записывающих устройств до 20 века все произволения подвергались изменениями.

Сначала всячески Франко препятствовал всему народному, но со временем он допустил народную музыку до эфира. Но это сыграло немного обратный эффект. Даже после смерти диктатора народная музыка не стала авторитетная. Но несмотря на все отрицательные мнения регионы старались максимально точно сохранить свои традиции. Не все получилось сохранить, но то, что осталось теперь постепенно возрождается и адаптируется под современность. Стоит отметить, что большинство народных мелодий, что сегодня звучат, использовались, как сопровождение к танцам.

Галисия

Вы можете услышать самый известный мотив галисийской музыки — муйньейра в этом видео:

Наиболее прочными традициями в музыки остались в Галисии. Сегодня это мелодии кельтской музыки, которая исполняется на барабанах, арфах, но ведущим элементом является гайта (gaita – любой инструмент, что схож с волынкой). Но сами музыканты утверждают, что они играют исключительно галисийские мотивы. Наиболее известным считается мотив муйньейра (muineira), который является коротким веселым напевом. Но в целом галисийская музыка представлена меланхоличными мелодиями.

Астурия

Фольклор Астурии

Фото: Фольклор Астурии

Национальную музыку региона Астурия вы можете услышать из этого видео:

Более к традиционным формам музыки Андалусии относится астурианада (asturianada), вакейрада (vaqueirada), сложный вокальный стиль.

Страна басков

Трикитиша - разновидность акардеона

Фото: Трикитиша — разновидность акардеона

А вот в Стране басков наиболее распространенным и любимым инструментом является трикитиша (trikitixa), которая представлена разновидностью аккордеона. С его помощью исполняют веселую энергетическую мелодию, которая требует от танцора хорошего акробатического мастерства.

Каталония и Балеары

Хоровод сардана вы можете увидеть прямо сейчас, посмотрев это видео:

Андалусия

Естественно, для всех музыкой Андалусии является фламенко, но и о других направлениях также стоит рассказать. Именно эта территория является сложной музыкальной зоной, где переплетаются ритмы, мотивы и гармонии, козырек не только непривычны для западного населения, но и для всей остальной Испании. Луис Дегальдо пишет свою музыку на стихи средневековой арабско-андалусской поэзии, а также играет на уде (oud).

Испанская музыка имеет длинную и яркую историю, оказав большое влияние на музыку в западной культуре . Традиционно музыка Испании - это фламенко и акустическая гитара, но на самом деле испанская музыка может сильно отличаться в зависимости от региона . Фламенко, например, это андалузский музыкальный жанр, который вопреки общепринятому мнению, не получил широкого распространения за пределами Андалузии. А музыка Галиции больше схожа с кельтской в Ирландии и Франции, чем с уникальным музыкальным рядом Басков. Такие регионы Испании как Арагон, Каталония, Валенсия, Кастилия, Леон и Астурия также имеют свои ярко выраженные стили народной музыки. Современная музыка сделала большой вклад в в такие направления как поп, рок, хип-хоп и хэви-метал, при этом основные центры современной музыки в Испании находятся в Мадриде и Барселоне. Кроме этого, Испания сыграла важную роль в истории классической музыки от композиторов эпохи Ренессанса, таких как Томас Луис де Виктория в Испанской опере "Сарсуэла" до страстных балетов из Мануэль де Фалья и гитариста Пепе Ромеро.

В первые века христианской веры Испания испытывала сильные влияния со стороны многих культур, в том числе римской, которая доминировала на протяжении нескольких столетий, и принесла с собой музыку и идеи Древней Греции. Также на культуру и историю Испании повлияли первые христиане со своей собственной версией римского обряда; вестготы, восточно-германские племена, которые захватили Пиренейский полуостров в 5 веке; еврейская диаспора, и в конечном итоге арабы, или мавры, как их иногда называли. После двух тысяч лет трудно сказать кто из них оказал большее влияние, но результатом стал уникальный сплав музыкальных стилей и традиций, который значительно отличается от музыки других стран Европы.

В 6-м веке мыслитель Исидор Севильский писал, что именно греческая культура оказала преимущественное влияние на музыку, но поскольку система обозначений Древней Греции не была восстановлена, стало невозможным записать музыкальные произведения той эпохи, и они были безвозвратно потеряны для истории музыки.

Фламенко

Отсутствие интереса со стороны историков и музыковедов привело к тому, что основные ценители фламенко как правило не имели никакого образования в области истории и музыковедения, а основными источниками информации по истории фламенко стали записки иностранных путешественников. С 1980-х годов ситуация поменялась и фламенко стали постепенно преподавать в консерваториях, а музыковеды и историки стали проводить более точные изыскания в этой области. Сейчас большинство исследователей сходятся в том, что до 19-го века фламенко имело три основных стиля исполнения: танго, ребетико и фадо.

Поп-музыка

В 1959 году был впервые проведён международный фестиваль песни в Бенидорме, где музыканты смогли представить многие музыкальные направления для испанской аудитории. По следам итальянского музыкального фестиваля Сан-Ремо, по Испании прокатилась волна подобных музыкальных шоу. Фестивали прошли в Барселоне, Майорке и на Канарских островах. Многие звёзды испанской поп-сцены получили славу именно на этих фестивалях. Так получил всемирную известность Хулио Иглесиас, ранее игравший в футбольной команде Мадридского Реала.

В 1960-х и начале 1970-х годов туристический бум привёл к тому, что в страну хлынуло большое количество музыкальных стилей со всей Европы и других континентов. В начале 1980-х начался новый этап развития индустрии поп-музыки Испании вместе с бурным ростом современного искусства и кино. Этот период культурного пробуждения, известный как Ла Мовида Мадрилена (La Movida Madrilena), продолжается и по сей день. Современная испанская музыка, как и во многих странах развивается под влиянием англо-американских музыкальных направлений от блестящего электропопа и Евродиско до доморощенного блюза, рока, панка, регги и хип-хопа. Алехандро Санс - яркий представитель современного шоу-бизнеса, получивший известность мирового уровня, добившийся продажи своих альбомов милионными тиражами и получивший престижную награду "Грэмми".

Читайте также: