Сообщение о музыканте рихтер

Обновлено: 05.07.2024

Святослав Рихтер

Святослав Теофилович Рихтер. Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире - умер 1 августа 1997 года в Москве. Советский и российский пианист-виртуоз, композитор, актер. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1961). Лауреат Сталинской (1950), Ленинской (1961), Государственной премий РСФСР им. М. Глинки (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996).

Святослав Рихтер родился 7 (20 по новому стилю) марта 1915 года в Житомире.

Имел немецкие корни.

Отец - Теофил Данилович Рихтер (1872-1941), пианист, органист, композитор, преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи.

Мать - Анна Павловна Москалёва (1892-1963), из русских дворян немецкого происхождения (по матери фон Рейнке).

Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.

В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем.

Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Шопена. Также в юности он написал несколько театральных пьес, интересовался оперным театром и вынашивал планы стать дирижёром.

Святослав Рихтер с родителями

Святослав Рихтер с родителями

С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем - в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.

В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году.

Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева - впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром, стал солистом Московской филармонии.

Святослав Рихтер в молодости

Святослав Рихтер в молодости

Сильным ударом для Рихтера стал расстрел отца и предательство матери. Его отец, органист Одесского оперного театра, был арестован по ст. 54-1а УК УССР (измена родине) и расстрелян за 10 дней до начала оккупации Одессы.

О гибели отца Рихтер узнал только после освобождения Одессы в 1944 году. Тогда же он узнал о том, что виновницей его расстрела была мать, которую он очень любил. Как оказалось, у матери был роман с неким Кондратьевым. И когда отцу в начале войны предложили эвакуироваться, она отказалась - потому что Кондратьев уехать в эвакуацию не мог.

Не стал ехать и отец Рихтера. И немца Рихтера обвинили в том, что он якобы ждал фашистов.

После расстрела Теофила Даниловича Кондратьев женился на матери Рихтера Анне Павловне, взял ее фамилию и когда оккупанты уходили из Одессы, они ушли вместе с ними и переселились в Германию. Сам пианист в течение многих лет считал мать погибшей.

Лишь в 1960 году Святослав Рихтер впервые после долгой разлуки встретился с матерью. После этого он несколько раз приезжал к ней и даже однажды потратил все заработанные на гастролях деньги на ее лечение, когда она заболела (отказавшись сдать гонорар государству, что вызвало большой скандал). Но предательства ей он так и не простил.

Сам Рихтер с началом войны остался в Москве. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева.

Молодой Святослав Рихтер

Известно, что большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская, в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. С 1943 года выступал с певицей Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах.

После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов.

Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев.

В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.

Святослав Рихтер за пианино

Исполнение Рихтера отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Он стал одним из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.

Святослав Рихтер 2

В отличие от многих своих современников, никогда не занимался преподаванием.

В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.

Святослав Рихтер 3

В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины - 6 июля 1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.

Имел большую коллекцию картин, которую Святослав Теофилович передал в Пушкинский музей.

Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

После смерти музыканта бесследно исчез его знаменитый рояль.

Святослав Рихтер - Легендарный концерт в Лондоне

Личная жизнь Святослава Рихтера:

Жена - Нина Львовна Дорлиак (24 июня (7 июля) 1908 - 17 мая 1998), советская и российская камерная и оперная певица (сопрано), педагог, Народная артистка СССР. С 1935 года выступала в концертах, в том числе с 1943 года в ансамбле с С. Т. Рихтером.

Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.

Нина Дорлиак скончалась 17 мая 1998 года в Москве, не пережив мужа и на год. Квартиру Рихтеров в Москве на Большой Бронной улице в доме 2/6 певица завещала Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. Кинокритик Инга Каретникова в своих мемуарах указывает на то, что этот брак имел характер фиктивного.

Святослав Рихтер и Нина Дорлиак

Святослав Рихтер и Нина Дорлиак

Святослав Рихтер и жена Нина Дорлиак

Вера Прохорова - подруга Святослава Рихтера

Вера Прохорова подруга Святослава Рихтера

Фильмография Святослава Рихтера:

1952 - Композитор Глинка - Ференц Лист;
1954 - В праздничный вечер (фильм-концерт);
1966 - Святослав Рихтер (документальный);
1970 - Искусство Святослава Рихтера (документальный)

Дискография Святослава Рихтера:

1971 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть I;
1973 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть II;
1976 - Мусоргский, М. П. (1839-1881);
1981 - Чайковский, П. И. (1840-1893). Концерт № 1 для ф-но с оркестром си бемоль минор, соч. 23;
1981 - Шуберт, Ф. П. (1797-1828). Сонаты № 9, 11 для фортепиано

Награды и звания Святослава Рихтера:

Рихтер Святослав Теофилович

Святослав Рихтер – один из величайших пианистов современности.

И дело не только в том, что он мастерски владел инструментом. Он был неординарной, многогранной личностью. Возможно, не все знают, что он также сочинял музыку, снимался в кино, писал картины, дирижировал, в оперном театре работал концертмейстером и любил оперу.

В его исполнительском репертуаре была музыка всех стилей и эпох, но она всегда звучала у него в авторском прочтении – таково было уважение пианиста к создателям музыки. Он никогда не позволял себе свободной интерпретации и вольного прочтения музыкального произведения. Большую часть своей жизни он провёл за инструментом, но в этом и был для него смысл жизни. Сама по себе гениальность – ещё не всё. Но если она сочетается с титаническим трудом – вот тогда и появляются такие масштабные личности, как Рихтер. Он прожил 82 года. Это были годы странствий в общении с музыкой.

Детство и юность

Раннее детство Святослава Теофиловича Рихтера прошло в Житомире (Украина), где он родился 20 марта 1915 г. в семье музыканта с немецкими корнями Теофила Даниловича Рихтера (1872-1941). Отец был пианистом и органистом, сочинял музыку. Дед Святослава был настройщиком фортепьяно и музыкальным мастером. Из его 12-ти детей только Теофил стал профессиональным музыкантом: он окончил Венскую музыкальную академию и почти 20 лет прожил в Вене. Был прекрасным исполнителем, но боялся сцены, поэтому не стал концертирующим музыкантом. Очень хорошо играл на органе, преподавал в Одесской консерватории.

Мать – Анна Павловна Москалева (1892-1963) из русских дворян. Она была художественной натурой – любила музыку и театр, хорошо рисовала.

Первые 5 лет жизни Святослава прошли в Житомире и Сумах (Украина) в семье дедушки (шла Гражданская война, и Одесса, куда семья переехала в 1918 г., была отрезана от Житомира). Остальное время детства, юности и ранней молодости (до 1937 г.) жил в Одессе. В этом городе он окончил 7 классов средней школы.

Обстановка в семье была творческой: приходили друзья отца, музицировали. В доме была большая нотная библиотека, и мальчик любил изучать ноты, а затем, научившись играть, всё проигрывал. У него были абсолютный слух и феноменальная память: он запоминал сыгранное произведение почти сразу.

Работая в оперном театре органистом, отец часто брал мальчика на репетиции и спектакли. Он поощрял увлечение сына сочинением музыки, когда тот ещё не умел играть, и сам записывал результаты его первых детских опытов.

С родителями в юности

С родителями в юности

Но в музыкальной школе он не учился, занимался самостоятельно, иногда получая советы от отца. Отца Рихтера расстреляли перед входом в Одессу немецких войск за то, что был немцем.

Мать вместе с отступавшими немецкими войсками покинула Одессу. Она звала сына в Германию, но он остался в России. В возрасте 15 лет С. Рихтер начал работать аккомпаниатором.

В 1932-1937 гг. работал концертмейстером в Одесской филармонии, а с 1934 г. одновременно и в оперном театре. В 1934 г. состоялся его первый сольный концерт в Одессе.

В 1937 г. по совету отца и знакомых одесских музыкантов отправился в Москву, чтобы учиться в консерватории. Так началась его самостоятельная жизнь.

Святослав Рихтер в молодости

Святослав Рихтер в молодости

Краткая биография

Святослав Рихтер в старости

Личная жизнь

С женой Ниной в молодости

С женой Ниной в молодости

После смерти мужа она прожила менее года. Детей в браке не было.

С женой Ниной в старости

С женой Ниной в старости

Значение личности и деятельности

С. Рихтер страстно любил музыку и был настолько талантлив, что знаменитый Генрих Нейгауз, его преподаватель в консерватории, признавался, что мало что мог дать своему ученику – он сам всё понимал и делал, надо было только лишь иногда что-то ему советовать. Нейгауз уже в консерватории характеризовал его как гениального музыканта.

Пианист Святослав Рихтер

Но известность к нему пришла довольно поздно. Он уже был сформировавшейся личностью, всегда мыслил оригинально, имел безошибочный вкус, никогда не допускал по отношению к себе пошлость и вульгарность. Умел игнорировать прояв­ления суетности в человеке. Ненавидел злословие. Свой громадный авторитет использовал только во имя добра: помогал молодым музыкантам, и сам никогда не забывал добра по отношению к себе.

Всегда стремился к большому реперту­ару. Имея прекрасную память, учил произведение быстро. Постоянно совершенствовал мастерство. Создал свою технику. Его учитель Нейгауз говорил, что за 20 лет, которые он знает Рихтера, тот превратился из безвестного студента в пианиста с мировым именем. Но в душе остался таким же: честным и принципиальным в отношениях с людьми, верным в дружбе, преданным музыке, скромным.

В репертуаре Рихтера было почти всё, что было написано для фортепиано. За инструментом он глубоко прони­кал в замысел композитора, никогда не допуская собственной трактовки, не соответствующей авторской. А его требовательность к себе была беспредельной.

Рихтер всегда стремился донести до всех людей значение музыки, поэтому он играл не только для подготовленных слушателей в больших городах, но и в маленьких городах, где мало знали классическую музыку, выступал в сельских клубах, в провинциальных музыкальных школах, в рабочих поселках.

Детство и юность

Святослав Теофилович родился 20 (или 7, по старому стилю) марта 1915 года в городе Житомире в семье обрусевших немцев. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась в Одессу. Отец преподавал в Одесской консерватории и был талантливым музыкантом – играл на фортепиано и органе. Мама Рихтера, Анна Павловна, в девичестве носила фамилию Москалёва и происходила из дворянского рода.

Святослав Рихтер в молодости

Святослав Рихтер с родителями

Для обучения сына времени не оставалось, поэтому в плане музыкального воспитания Святослав во многом был предоставлен себе. Живой интерес к музыке привел к тому, что юный Рихтер просто-напросто начал играть все партии, ноты к которым находил дома.

Святослав Рихтер в молодости

Святослав Рихтер в молодости

Уровень его таланта не требовал академических знаний – закончив десятилетку, Святослав, ни одного года не проучившийся в музыкальной школе, стал концертмейстером Одесской филармонии. В этот период он много аккомпанировал выездным бригадам, расширяя собственный репертуар и набирая опыт.

Первый концерт юноша дал в мае 1934 года в возрасте 19 лет. В программе выступления были произведения Фредерика Шопена – композитора, чей ноктюрн стал первой пьесой, которую Рихтер научился играть. Вскоре после дебюта Святослав Теофилович был принят в Одесский оперный театр на должность аккомпаниатора.

Святослав Рихтер исполняет произведение Шопена "Scherzo no. 2, op. 31"

Несмотря на объективные успехи, о профессиональных навыках Рихтер не задумывался. Поступать в Московскую консерваторию он приехал лишь в 1937 году, и этот шаг был авантюрой – у юноши все еще не было никакого музыкального образования. Генриха Нейгауза, великолепного пианиста, у которого Святослав потом учился, студенты буквально уговорили прослушать талантливого одессита.

Исполнительский талант Рихтера впечатлил преподавателя – говорят, тогда он вполголоса признался ученице, что видит перед собой гениального музыканта. Святослава приняли в консерваторию, но почти сразу отчислили – он отказался изучать общеобразовательные дисциплины.

Пианист Святослав Рихтер

Пианист Святослав Рихтер

Восстановился он только после того, как на этом настоял Нейгауз, но учился с перерывами – диплом об окончании консерватории Святослав получил только в 1947 году. Преподаватель и Рихтер были очень близки – первое время юноша даже жил у учителя дома. Уважение к пианисту и восхищение им оказались настолько велики, что и спустя много лет Святослав Теофилович не включал в программы Пятый концерт Бетховена – считал, что лучше Нейгауза его никому не сыграть.

Первый концерт в столице Рихтер сыграл 26 ноября 1940 года. Тогда в Малом зале консерватории музыкант исполнял Шестую сонату Прокофьева, что до него делал только сам автор.

Святослав Рихтер исполняет Сонату №2 Сергея Прокофьева

Затем началась война, и пианист был вынужден осесть в Москве, ничего толком не зная о судьбе родителей, оставшихся в Одессе. При каждой возможности музыкант давал концерты, а в 1942 году и вовсе возобновил деятельность. За время войны он исколесил с выступлениями почти весь СССР, играл даже в блокадном Ленинграде, а в это время в Одессе разворачивалась трагедия его семьи.

Отцу и матери Рихтера было предложено эвакуироваться из города – враг наступал, и оккупация Одессы становилась вопросом времени. Анна Павловна уезжать отказалась. Впоследствии выяснилось, что у женщины был роман на стороне с неким Кондратьевым, за которым она ухаживала еще до войны – мужчина якобы болел костной формой туберкулеза и не мог себя обслуживать.

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

На деле все обстояло иначе – Кондратьев происходил из семьи царского чиновника и имел немало претензий к Советам, впрочем, как и они к нему. Мужчина планировал дождаться немцев и затем уйти вместе с ними. Теофил Рихтер не решился оставить жену в одиночестве и также отказался от эвакуации. В то время для властей это значило одно – немец ждет захвата города фашистами и метит в коллаборационисты.

Рихтера-старшего арестовали по статье 54-1а УК УССР за измену Родине и приговорили к расстрелу и конфискации имущества. За 10 дней до взятия города Теофила Даниловича расстреляли. Мать Святослава осталась с Кондратьевым и, когда Одессу освободили, ушла вместе с оккупантами. Затем женщина уехала в Румынию, после – в Германию и на протяжении 20 лет никак не общалась с сыном.

Музыка

Музыка всегда была основой жизни пианиста, возможно, благодаря ей Святослав Теофилович, при своих биографии и национальности, уцелел в обеих волнах сталинских чисток. Великий вождь был не чужд музыке, а его дочь часто ставила пластинки с исполнением Рихтера. Уважение к работнику искусства могло стать причиной того, что Святослава – и немца, и интеллигента – ни разу не арестовывали.

Пианист Святослав Рихтер

Пианист Святослав Рихтер

Когда война закончилась, к Рихтеру пришла настоящая популярность. Он победил на Третьем Всесоюзном конкурсе исполнителей, а слава ведущего пианиста была признана по всему СССР. Казалось бы, пришло время выступлений на Западе, но этого Святославу не дозволяли – сказывалась дружба с неугодными государству людьми. Например, когда в опалу попал Сергей Прокофьев, Рихтер упорно продолжал играть пьесы композитора.

Более того, единственный опыт выступления Рихтера в качестве дирижера был посвящен творению Прокофьева – Симфонии-концерту для виолончели с оркестром.

Легендарный концерт Святослава Рихтера в Лондоне

Хотя отношения с политикой у пианиста оставались сложными – он ничего в ней не понимал, что приводило к небезопасным курьезам. Рассказывают об интересном и комичном факте разговора с Фурцевой.

Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер

Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер

Министр культуры пожаловалась Рихтеру на Ростроповича – мол, у него на даче живет опальный Солженицын. Святослав Теофилович ее горячо поддержал, согласившись, что это безобразие – у Мстислава ужасно тесная дача, Солженицыну лучше жить у самого Рихтера. Пианист просто не знал, в чем дело и почему такое высказывание опасно.

Репертуар музыканта был огромен – от произведений эпохи барокко до современных композиторов. Критики отмечали поразительную технику исполнения в сочетании с личным подходом к творчеству. Каждое произведение, которое исполнял Рихтер, превращалось в цельный, законченный образ. Публика внимала Рихтеру затаив дыхание.

Личная жизнь

О личной жизни Рихтер не рассказывал ничего, хотя о его ориентации ходили небезопасные для гражданина СССР слухи.

Святослав Рихтер и его жена Нина Дорлиак

Святослав Рихтер и его жена Нина Дорлиак

Музыкант был женат на оперной певице Нине Дорлиак, отношения с которой начались с того, что Святослав предложил ей выступить вместе. Впоследствии они не раз давали совместные концерты. От этих выступлений осталось много трогательных фото. Впоследствии пара зарегистрировала брак, в котором Рихтер и Дорлиак прожили 50 лет. Однако на пересуды это никак не повлияло.

Вера Прохорова

Вера Прохорова

Прохорова нелестно отзывалась о Нине Львовне, считая ее домашним тираном. Якобы Дорлиак отнимала у Рихтера деньги, и когда Святослав Теофилович хотел помочь Елене Сергеевне, вдове Михаила Булгакова, ему якобы пришлось занимать у друзей.

Тем не менее, всю жизнь Рихтер прошел рука об руку с женой и говорил о Нине с искренней теплотой, называя не диктатором, а принцессой.

Святослав Рихтер в старости

Святослав Рихтер в старости

Личной трагедией Святослава стало предательство матери, которая была для него как ближайшим человеком, так и морально-этическим мерилом. Встретив Анну Павловну после 20 лет разлуки, он так и не смог ее простить, хотя и не отказывал в помощи. Но друзьям говорил просто и однозначно, что мамы больше нет – одна маска.

Смерть

В старости Рихтера мучила депрессия. Здоровье подводило музыканта, не давая концертировать и заниматься музыкой даже для себя – пианисту не нравилась собственная игра. После нескольких лет жизни в Париже, в 1997 году Святослав Теофилович вернулся в Россию.

Рихтер умер на родине 1 августа 1997 года, меньше чем через месяц после возвращения. Причиной смерти стал сердечный приступ, а последними словами великого пианиста стала фраза:

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер

Легенда жизни Святослава Рихтера, сложившаяся к его 70-летию, которое отмечал весь музыкальный мир в 1985 году.

“Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда.”
Микеланджело Буонарроти

Отвечая однажды на вопрос студента:

– Святослав Рихтер воскликнул:

Кажущаяся курьезность ответа в действительности обнажает правду единственного в своем роде максимализма, юношеской непресыщенности души великого музыканта.

Он пришел в музыку поздно. В юности создавал собственные музыкальные спектакли, выступая как композитор, драматург, режиссер и актер. И не удивительно, что на вопрос:

Ответ Рихтера высвечивает сокровенное – жизнь его духа в обширнейшей сфере искусств, его жажду художественного синтеза.

Строго говоря, его школьной скамьей стала сразу Московская консерватория, а точнее – класс Генриха Густавовича Нейгауза, куда был зачислен в 1937 году концертмейстер Одесского оперного театра Святослав Рихтер, не имевший никаких документов о начальном музыкальном образовании. А было ему в ту пору 22 (!) года – возраст, когда крупные музыканты уже завоевывают мировую известность…

Генрих Нейгауз не случайно называл Рихтера

Святослав Рихтер. Фото - Эдуард Левин

Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин

Именно авторское, сверхмощное по творческой энергии, созидательное начало делает Рихтера интерпретатором, конгениальным исполняемым авторам. Именно феноменальный артистический максимализм, дар перевоплощения, позволяющий бесконечно глубоко погружаться в своеобразный мир композитора – будь то Бетховен, Шуберт, Шопен, Скрябин, Прокофьев и кто угодно еще – составляет тайну всеохватывающего универсального дарования пианиста.

Так лаконично определил однажды свою проблему Рихтер в беседе с журналистами…

Мощный дух Рихтера, помноженный на исключительное виртуозное дарование, меняет облик его пианизма постоянно, заставая воображение слушателя врасплох. На смену демоническому приходит аскетическое; взамен отрешенному, холодному – глубоко человеческое. Но как говорит о нем Юрий Башмет:

И далее Юрий Башмет размышляет:

Святослав Рихтер. Фото - Эдуард Левин

Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин

– рассказывает Нина Львовна Дорлиак.

– пишет Вера Горностаева.

А темпы, темпы. Его ураганные темпы игры порой ломали все представления о границах человеческих возможностей. Его темперамент, словно заряженный сверхвысокой энергетикой высших миров, придавал его облику черты и повадку молодого воина, бросающегося в сражение. Об этом особом состоянии артистического экстаза молодого Рихтера известный музыкальный критик и знаток пианистического искусства Давид Рабинович писал:

– признается Рихтер. Однажды ему задали весьма характерный вопрос:

“Мода на какого-то композитора, на определенный род музыки возможна только в дилетантской среде. Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века. И нужно играть все достойное, истинное.

В Рихтере все огромно, все вырывается за пределы привычных норм и представлений. Став пианистом, он умудрился, по существу, быть и композитором, и дирижером, и артистом-режиссером, а впоследствии – и живописцем (кстати, он брал уроки рисования у обожаемого им Фалька). Только все эти профессии слились в грандиозном сплаве его пианизма, равного которому не знал ХХ век.

“Нетерпение! Нетерпение! Все более одухотворенный звук! Чудо должно быть.

Святослав Рихтер. Фото - Эдуард Левин

Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин

“Я думаю, что все исполнительское искусство вообще построено на неожиданности…

Так говорит музыкант о мгновениях своего строгого концертного творчества, которое возвышает и артиста, и слушателя, и самого творца.

– писали, например, слушатели города Ужгорода в дни гастролей Рихтера. А гастроли предпринимал Рихтер фантастические.

70-летний мастер совершал многомесячные турне по просторам Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, республикам Прибалтики и Кавказа, в Молдавии, Белоруссии и на Украине, не пропуская и самых маленьких городов, и небольших поселков, не отказывая ни школам, ни сельским клубам, играя порой в помещениях, где до него не играл ни один пианист. Он мог играть в полутьме, при одной-единственной зажженной лампе, поставленной на пюпитр.

Его театрально-режиссерская фантазия порождает планы самые неожиданные. Он может предложить кинооператору снимать руки цианиста с самых невероятных точек: например, из-под рояля или с потолка. Его неуемная фантазия может превратить старый амбар для зерна в концертный зал.

Об этих интереснейших событиях биографии Рихтера рассказывает Нина Львовна Дорлиак:

Ирина Антонова и Святослав Рихтер

Ирина Антонова и Святослав Рихтер

В программке одного из туринских фестивалей середины 80-х годов говорилось:

Потом он играл в музее в самых разных залах самые изысканные свои программы: поздние сонаты Бетховена, всю знаменитую серию фортепианных и вокальных произведений Шуберта, музыку Дебюсси и Шимановского, двойной концерт для скрипки и фортепиано Альбана Берга…

Наталия Гутман и Святослав Рихтер

Наталия Гутман и Святослав Рихтер

Здесь пианист искал и находил родственные скрещеиия музыки, живописи, актерского представления и самого зрительно-конструктивного образа оперы.

Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен

Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен

“Есть особое настроение, сопутствующее концерту в музее. В величественном ннтерьере зала, среди творений Микеланджело , Вероккьо, Донателло слушатели, как мне кажется, необычайно чутки к музыке,

— говорит Святослав, Теофилович.

“В чем секрет подобного нового, нетрадиционного интонирования этого сочинения?

– спросила я Святослава Теофиловича.

“Какой же тут секрет? Какая тут нетрадиционность? Точное исполнение текста – вот и все. Слава Богу, написано Шостаковичем. Что же там еще можно прибавить? Но! .. (пианист сделал интригующую паузу. – Т. Г.-Г.) НУЖНО ЧЕСТНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ.

— пишет Вера Горностаева.

Татьяна Грум-Гржимайло, “Ростропович и его современники”, М.”Агар”, 1997

Читайте также: