Сообщение о музыканте рихтер
Обновлено: 05.07.2024
Святослав Теофилович Рихтер. Родился 7 (20) марта 1915 года в Житомире - умер 1 августа 1997 года в Москве. Советский и российский пианист-виртуоз, композитор, актер. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1961). Лауреат Сталинской (1950), Ленинской (1961), Государственной премий РСФСР им. М. Глинки (1987), Государственной премии Российской Федерации (1996).
Святослав Рихтер родился 7 (20 по новому стилю) марта 1915 года в Житомире.
Имел немецкие корни.
Отец - Теофил Данилович Рихтер (1872-1941), пианист, органист, композитор, преподаватель Одесской консерватории и органист городской кирхи.
Мать - Анна Павловна Москалёва (1892-1963), из русских дворян немецкого происхождения (по матери фон Рейнке).
Во время Гражданской войны семья была разъединена, Святослав жил в семье тётки Тамары Павловны, от которой унаследовал любовь к живописи, ставшей первым его творческим увлечением.
В 1916 году семья переехала в Одессу, где начал учиться игре на фортепиано и композиции. Пианист вспоминал, что в детстве и в юношеские годы огромное влияние на него оказал отец, который был его первым учителем.
Первым произведением, которое он начал играть, был ноктюрн Шопена. Также в юности он написал несколько театральных пьес, интересовался оперным театром и вынашивал планы стать дирижёром.
Святослав Рихтер с родителями
С 1930 по 1932 год работал пианистом-концертмейстером в одесском Доме моряка, затем - в Одесской филармонии. Первый сольный концерт, составленный из сочинений Шопена, состоялся в 1934 году, вскоре он получил место концертмейстера в Одесском оперном театре.
В 1937 году поступил в Московскую консерваторию в класс фортепиано Г. Нейгауза, однако уже осенью был из неё отчислен (после отказа изучать общеобразовательные предметы) и уехал обратно в Одессу. Вскоре, тем не менее, по настоянию Г. Нейгауза, вернулся в Москву и восстановился в консерватории, диплом получил лишь в 1947 году.
Московский дебют пианиста состоялся 26 ноября 1940 года, когда в Малом зале консерватории он исполнил Шестую сонату С. Прокофьева - впервые после автора. Ещё через месяц в первый раз выступил с оркестром, стал солистом Московской филармонии.
Святослав Рихтер в молодости
Сильным ударом для Рихтера стал расстрел отца и предательство матери. Его отец, органист Одесского оперного театра, был арестован по ст. 54-1а УК УССР (измена родине) и расстрелян за 10 дней до начала оккупации Одессы.
О гибели отца Рихтер узнал только после освобождения Одессы в 1944 году. Тогда же он узнал о том, что виновницей его расстрела была мать, которую он очень любил. Как оказалось, у матери был роман с неким Кондратьевым. И когда отцу в начале войны предложили эвакуироваться, она отказалась - потому что Кондратьев уехать в эвакуацию не мог.
Не стал ехать и отец Рихтера. И немца Рихтера обвинили в том, что он якобы ждал фашистов.
После расстрела Теофила Даниловича Кондратьев женился на матери Рихтера Анне Павловне, взял ее фамилию и когда оккупанты уходили из Одессы, они ушли вместе с ними и переселились в Германию. Сам пианист в течение многих лет считал мать погибшей.
Лишь в 1960 году Святослав Рихтер впервые после долгой разлуки встретился с матерью. После этого он несколько раз приезжал к ней и даже однажды потратил все заработанные на гастролях деньги на ее лечение, когда она заболела (отказавшись сдать гонорар государству, что вызвало большой скандал). Но предательства ей он так и не простил.
Сам Рихтер с началом войны остался в Москве. Во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. В исполнении пианиста впервые прозвучал ряд новых сочинений, в том числе Седьмая фортепианная соната С. Прокофьева.
Известно, что большим другом и наставником пианиста была А. И. Трояновская, в её доме в Скатертном переулке он занимался на знаменитом рояле Н. К. Метнера. С 1943 года выступал с певицей Ниной Дорлиак, ставшей впоследствии его женой. Рихтер и Дорлиак часто вместе выступали в концертах.
После войны получил широкую известность, победив на Третьем Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (первая премия была поделена между ним и В. Мержановым), и стал одним из ведущих советских пианистов.
Его концерты в СССР и странах Восточного блока пользовались большой популярностью, однако выступать на Западе ему в течение многих лет не разрешалось. Это было обусловлено тем, что он поддерживал дружеские отношения с опальными деятелями культуры, среди которых были Б. Пастернак и С. Прокофьев.
В годы негласного запрета на исполнение музыки композитора пианист часто играл его произведения, а в 1952 году в первый и единственный раз в своей жизни выступил в качестве дирижёра, проведя премьеру Симфонии-концерта для виолончели с оркестром (солировал М. Ростропович). Девятая соната С. Прокофьева посвящена пианисту и впервые им исполнена.
Исполнение Рихтера отличалось техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля. Он стал одним из крупнейших пианистов XX века, чья виртуозная техника сочеталась с огромным репертуаром и глубиной интерпретаций.
В отличие от многих своих современников, никогда не занимался преподаванием.
В последние годы жизни из-за болезней часто отменял концерты, но продолжал выступать. Во время исполнения по его требованию на сцене была полная темнота, и лишь ноты, стоящие на пюпитре фортепиано, освещались лампой. По мнению пианиста, это давало публике возможность сконцентрироваться на музыке, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
В последние годы жил в Париже, а незадолго до кончины - 6 июля 1997 года возвратился в Россию. Последний концерт пианиста состоялся в 1995 году в Любеке.
Имел большую коллекцию картин, которую Святослав Теофилович передал в Пушкинский музей.
Святослав Рихтер скончался 1 августа 1997 года в Центральной клинической больнице от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
После смерти музыканта бесследно исчез его знаменитый рояль.
Святослав Рихтер - Легендарный концерт в Лондоне
Личная жизнь Святослава Рихтера:
Жена - Нина Львовна Дорлиак (24 июня (7 июля) 1908 - 17 мая 1998), советская и российская камерная и оперная певица (сопрано), педагог, Народная артистка СССР. С 1935 года выступала в концертах, в том числе с 1943 года в ансамбле с С. Т. Рихтером.
Сам музыкант свою личную жизнь предпочитал не комментировать.
Нина Дорлиак скончалась 17 мая 1998 года в Москве, не пережив мужа и на год. Квартиру Рихтеров в Москве на Большой Бронной улице в доме 2/6 певица завещала Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. Кинокритик Инга Каретникова в своих мемуарах указывает на то, что этот брак имел характер фиктивного.
Святослав Рихтер и Нина Дорлиак
Вера Прохорова - подруга Святослава Рихтера
Фильмография Святослава Рихтера:
1952 - Композитор Глинка - Ференц Лист;
1954 - В праздничный вечер (фильм-концерт);
1966 - Святослав Рихтер (документальный);
1970 - Искусство Святослава Рихтера (документальный)
Дискография Святослава Рихтера:
1971 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть I;
1973 - Бах, И. С. (1685-1750). Хорошо темперированный клавир. Часть II;
1976 - Мусоргский, М. П. (1839-1881);
1981 - Чайковский, П. И. (1840-1893). Концерт № 1 для ф-но с оркестром си бемоль минор, соч. 23;
1981 - Шуберт, Ф. П. (1797-1828). Сонаты № 9, 11 для фортепиано
Награды и звания Святослава Рихтера:
Святослав Рихтер – один из величайших пианистов современности.
И дело не только в том, что он мастерски владел инструментом. Он был неординарной, многогранной личностью. Возможно, не все знают, что он также сочинял музыку, снимался в кино, писал картины, дирижировал, в оперном театре работал концертмейстером и любил оперу.
В его исполнительском репертуаре была музыка всех стилей и эпох, но она всегда звучала у него в авторском прочтении – таково было уважение пианиста к создателям музыки. Он никогда не позволял себе свободной интерпретации и вольного прочтения музыкального произведения. Большую часть своей жизни он провёл за инструментом, но в этом и был для него смысл жизни. Сама по себе гениальность – ещё не всё. Но если она сочетается с титаническим трудом – вот тогда и появляются такие масштабные личности, как Рихтер. Он прожил 82 года. Это были годы странствий в общении с музыкой.
Детство и юность
Раннее детство Святослава Теофиловича Рихтера прошло в Житомире (Украина), где он родился 20 марта 1915 г. в семье музыканта с немецкими корнями Теофила Даниловича Рихтера (1872-1941). Отец был пианистом и органистом, сочинял музыку. Дед Святослава был настройщиком фортепьяно и музыкальным мастером. Из его 12-ти детей только Теофил стал профессиональным музыкантом: он окончил Венскую музыкальную академию и почти 20 лет прожил в Вене. Был прекрасным исполнителем, но боялся сцены, поэтому не стал концертирующим музыкантом. Очень хорошо играл на органе, преподавал в Одесской консерватории.
Мать – Анна Павловна Москалева (1892-1963) из русских дворян. Она была художественной натурой – любила музыку и театр, хорошо рисовала.
Первые 5 лет жизни Святослава прошли в Житомире и Сумах (Украина) в семье дедушки (шла Гражданская война, и Одесса, куда семья переехала в 1918 г., была отрезана от Житомира). Остальное время детства, юности и ранней молодости (до 1937 г.) жил в Одессе. В этом городе он окончил 7 классов средней школы.
Обстановка в семье была творческой: приходили друзья отца, музицировали. В доме была большая нотная библиотека, и мальчик любил изучать ноты, а затем, научившись играть, всё проигрывал. У него были абсолютный слух и феноменальная память: он запоминал сыгранное произведение почти сразу.
Работая в оперном театре органистом, отец часто брал мальчика на репетиции и спектакли. Он поощрял увлечение сына сочинением музыки, когда тот ещё не умел играть, и сам записывал результаты его первых детских опытов.
С родителями в юности
Но в музыкальной школе он не учился, занимался самостоятельно, иногда получая советы от отца. Отца Рихтера расстреляли перед входом в Одессу немецких войск за то, что был немцем.
Мать вместе с отступавшими немецкими войсками покинула Одессу. Она звала сына в Германию, но он остался в России. В возрасте 15 лет С. Рихтер начал работать аккомпаниатором.
В 1932-1937 гг. работал концертмейстером в Одесской филармонии, а с 1934 г. одновременно и в оперном театре. В 1934 г. состоялся его первый сольный концерт в Одессе.
В 1937 г. по совету отца и знакомых одесских музыкантов отправился в Москву, чтобы учиться в консерватории. Так началась его самостоятельная жизнь.
Святослав Рихтер в молодости
Краткая биография
Личная жизнь
С женой Ниной в молодости
После смерти мужа она прожила менее года. Детей в браке не было.
С женой Ниной в старости
Значение личности и деятельности
С. Рихтер страстно любил музыку и был настолько талантлив, что знаменитый Генрих Нейгауз, его преподаватель в консерватории, признавался, что мало что мог дать своему ученику – он сам всё понимал и делал, надо было только лишь иногда что-то ему советовать. Нейгауз уже в консерватории характеризовал его как гениального музыканта.
Но известность к нему пришла довольно поздно. Он уже был сформировавшейся личностью, всегда мыслил оригинально, имел безошибочный вкус, никогда не допускал по отношению к себе пошлость и вульгарность. Умел игнорировать проявления суетности в человеке. Ненавидел злословие. Свой громадный авторитет использовал только во имя добра: помогал молодым музыкантам, и сам никогда не забывал добра по отношению к себе.
Всегда стремился к большому репертуару. Имея прекрасную память, учил произведение быстро. Постоянно совершенствовал мастерство. Создал свою технику. Его учитель Нейгауз говорил, что за 20 лет, которые он знает Рихтера, тот превратился из безвестного студента в пианиста с мировым именем. Но в душе остался таким же: честным и принципиальным в отношениях с людьми, верным в дружбе, преданным музыке, скромным.
В репертуаре Рихтера было почти всё, что было написано для фортепиано. За инструментом он глубоко проникал в замысел композитора, никогда не допуская собственной трактовки, не соответствующей авторской. А его требовательность к себе была беспредельной.
Рихтер всегда стремился донести до всех людей значение музыки, поэтому он играл не только для подготовленных слушателей в больших городах, но и в маленьких городах, где мало знали классическую музыку, выступал в сельских клубах, в провинциальных музыкальных школах, в рабочих поселках.
Детство и юность
Святослав Теофилович родился 20 (или 7, по старому стилю) марта 1915 года в городе Житомире в семье обрусевших немцев. Когда мальчику исполнился год, семья перебралась в Одессу. Отец преподавал в Одесской консерватории и был талантливым музыкантом – играл на фортепиано и органе. Мама Рихтера, Анна Павловна, в девичестве носила фамилию Москалёва и происходила из дворянского рода.
Святослав Рихтер с родителями
Для обучения сына времени не оставалось, поэтому в плане музыкального воспитания Святослав во многом был предоставлен себе. Живой интерес к музыке привел к тому, что юный Рихтер просто-напросто начал играть все партии, ноты к которым находил дома.
Святослав Рихтер в молодости
Уровень его таланта не требовал академических знаний – закончив десятилетку, Святослав, ни одного года не проучившийся в музыкальной школе, стал концертмейстером Одесской филармонии. В этот период он много аккомпанировал выездным бригадам, расширяя собственный репертуар и набирая опыт.
Первый концерт юноша дал в мае 1934 года в возрасте 19 лет. В программе выступления были произведения Фредерика Шопена – композитора, чей ноктюрн стал первой пьесой, которую Рихтер научился играть. Вскоре после дебюта Святослав Теофилович был принят в Одесский оперный театр на должность аккомпаниатора.
Святослав Рихтер исполняет произведение Шопена "Scherzo no. 2, op. 31"
Несмотря на объективные успехи, о профессиональных навыках Рихтер не задумывался. Поступать в Московскую консерваторию он приехал лишь в 1937 году, и этот шаг был авантюрой – у юноши все еще не было никакого музыкального образования. Генриха Нейгауза, великолепного пианиста, у которого Святослав потом учился, студенты буквально уговорили прослушать талантливого одессита.
Исполнительский талант Рихтера впечатлил преподавателя – говорят, тогда он вполголоса признался ученице, что видит перед собой гениального музыканта. Святослава приняли в консерваторию, но почти сразу отчислили – он отказался изучать общеобразовательные дисциплины.
Пианист Святослав Рихтер
Восстановился он только после того, как на этом настоял Нейгауз, но учился с перерывами – диплом об окончании консерватории Святослав получил только в 1947 году. Преподаватель и Рихтер были очень близки – первое время юноша даже жил у учителя дома. Уважение к пианисту и восхищение им оказались настолько велики, что и спустя много лет Святослав Теофилович не включал в программы Пятый концерт Бетховена – считал, что лучше Нейгауза его никому не сыграть.
Первый концерт в столице Рихтер сыграл 26 ноября 1940 года. Тогда в Малом зале консерватории музыкант исполнял Шестую сонату Прокофьева, что до него делал только сам автор.
Святослав Рихтер исполняет Сонату №2 Сергея Прокофьева
Затем началась война, и пианист был вынужден осесть в Москве, ничего толком не зная о судьбе родителей, оставшихся в Одессе. При каждой возможности музыкант давал концерты, а в 1942 году и вовсе возобновил деятельность. За время войны он исколесил с выступлениями почти весь СССР, играл даже в блокадном Ленинграде, а в это время в Одессе разворачивалась трагедия его семьи.
Отцу и матери Рихтера было предложено эвакуироваться из города – враг наступал, и оккупация Одессы становилась вопросом времени. Анна Павловна уезжать отказалась. Впоследствии выяснилось, что у женщины был роман на стороне с неким Кондратьевым, за которым она ухаживала еще до войны – мужчина якобы болел костной формой туберкулеза и не мог себя обслуживать.
Святослав Рихтер
На деле все обстояло иначе – Кондратьев происходил из семьи царского чиновника и имел немало претензий к Советам, впрочем, как и они к нему. Мужчина планировал дождаться немцев и затем уйти вместе с ними. Теофил Рихтер не решился оставить жену в одиночестве и также отказался от эвакуации. В то время для властей это значило одно – немец ждет захвата города фашистами и метит в коллаборационисты.
Рихтера-старшего арестовали по статье 54-1а УК УССР за измену Родине и приговорили к расстрелу и конфискации имущества. За 10 дней до взятия города Теофила Даниловича расстреляли. Мать Святослава осталась с Кондратьевым и, когда Одессу освободили, ушла вместе с оккупантами. Затем женщина уехала в Румынию, после – в Германию и на протяжении 20 лет никак не общалась с сыном.
Музыка
Музыка всегда была основой жизни пианиста, возможно, благодаря ей Святослав Теофилович, при своих биографии и национальности, уцелел в обеих волнах сталинских чисток. Великий вождь был не чужд музыке, а его дочь часто ставила пластинки с исполнением Рихтера. Уважение к работнику искусства могло стать причиной того, что Святослава – и немца, и интеллигента – ни разу не арестовывали.
Пианист Святослав Рихтер
Когда война закончилась, к Рихтеру пришла настоящая популярность. Он победил на Третьем Всесоюзном конкурсе исполнителей, а слава ведущего пианиста была признана по всему СССР. Казалось бы, пришло время выступлений на Западе, но этого Святославу не дозволяли – сказывалась дружба с неугодными государству людьми. Например, когда в опалу попал Сергей Прокофьев, Рихтер упорно продолжал играть пьесы композитора.
Более того, единственный опыт выступления Рихтера в качестве дирижера был посвящен творению Прокофьева – Симфонии-концерту для виолончели с оркестром.
Легендарный концерт Святослава Рихтера в Лондоне
Хотя отношения с политикой у пианиста оставались сложными – он ничего в ней не понимал, что приводило к небезопасным курьезам. Рассказывают об интересном и комичном факте разговора с Фурцевой.
Мстислав Ростропович, Дмитрий Шостакович и Святослав Рихтер
Министр культуры пожаловалась Рихтеру на Ростроповича – мол, у него на даче живет опальный Солженицын. Святослав Теофилович ее горячо поддержал, согласившись, что это безобразие – у Мстислава ужасно тесная дача, Солженицыну лучше жить у самого Рихтера. Пианист просто не знал, в чем дело и почему такое высказывание опасно.
Репертуар музыканта был огромен – от произведений эпохи барокко до современных композиторов. Критики отмечали поразительную технику исполнения в сочетании с личным подходом к творчеству. Каждое произведение, которое исполнял Рихтер, превращалось в цельный, законченный образ. Публика внимала Рихтеру затаив дыхание.
Личная жизнь
О личной жизни Рихтер не рассказывал ничего, хотя о его ориентации ходили небезопасные для гражданина СССР слухи.
Святослав Рихтер и его жена Нина Дорлиак
Музыкант был женат на оперной певице Нине Дорлиак, отношения с которой начались с того, что Святослав предложил ей выступить вместе. Впоследствии они не раз давали совместные концерты. От этих выступлений осталось много трогательных фото. Впоследствии пара зарегистрировала брак, в котором Рихтер и Дорлиак прожили 50 лет. Однако на пересуды это никак не повлияло.
Вера Прохорова
Прохорова нелестно отзывалась о Нине Львовне, считая ее домашним тираном. Якобы Дорлиак отнимала у Рихтера деньги, и когда Святослав Теофилович хотел помочь Елене Сергеевне, вдове Михаила Булгакова, ему якобы пришлось занимать у друзей.
Тем не менее, всю жизнь Рихтер прошел рука об руку с женой и говорил о Нине с искренней теплотой, называя не диктатором, а принцессой.
Святослав Рихтер в старости
Личной трагедией Святослава стало предательство матери, которая была для него как ближайшим человеком, так и морально-этическим мерилом. Встретив Анну Павловну после 20 лет разлуки, он так и не смог ее простить, хотя и не отказывал в помощи. Но друзьям говорил просто и однозначно, что мамы больше нет – одна маска.
Смерть
В старости Рихтера мучила депрессия. Здоровье подводило музыканта, не давая концертировать и заниматься музыкой даже для себя – пианисту не нравилась собственная игра. После нескольких лет жизни в Париже, в 1997 году Святослав Теофилович вернулся в Россию.
Рихтер умер на родине 1 августа 1997 года, меньше чем через месяц после возвращения. Причиной смерти стал сердечный приступ, а последними словами великого пианиста стала фраза:
Святослав Рихтер
Легенда жизни Святослава Рихтера, сложившаяся к его 70-летию, которое отмечал весь музыкальный мир в 1985 году.
“Он зрел картины Божьего суда,
Он побывал в чистилище и, зная
Дорогу в рай, достиг при жизни рая,
Чтоб молвить правду, воротясь сюда.”
Микеланджело Буонарроти
Отвечая однажды на вопрос студента:
– Святослав Рихтер воскликнул:
Кажущаяся курьезность ответа в действительности обнажает правду единственного в своем роде максимализма, юношеской непресыщенности души великого музыканта.
Он пришел в музыку поздно. В юности создавал собственные музыкальные спектакли, выступая как композитор, драматург, режиссер и актер. И не удивительно, что на вопрос:
Ответ Рихтера высвечивает сокровенное – жизнь его духа в обширнейшей сфере искусств, его жажду художественного синтеза.
Строго говоря, его школьной скамьей стала сразу Московская консерватория, а точнее – класс Генриха Густавовича Нейгауза, куда был зачислен в 1937 году концертмейстер Одесского оперного театра Святослав Рихтер, не имевший никаких документов о начальном музыкальном образовании. А было ему в ту пору 22 (!) года – возраст, когда крупные музыканты уже завоевывают мировую известность…
Генрих Нейгауз не случайно называл Рихтера
Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
Именно авторское, сверхмощное по творческой энергии, созидательное начало делает Рихтера интерпретатором, конгениальным исполняемым авторам. Именно феноменальный артистический максимализм, дар перевоплощения, позволяющий бесконечно глубоко погружаться в своеобразный мир композитора – будь то Бетховен, Шуберт, Шопен, Скрябин, Прокофьев и кто угодно еще – составляет тайну всеохватывающего универсального дарования пианиста.
Так лаконично определил однажды свою проблему Рихтер в беседе с журналистами…
Мощный дух Рихтера, помноженный на исключительное виртуозное дарование, меняет облик его пианизма постоянно, заставая воображение слушателя врасплох. На смену демоническому приходит аскетическое; взамен отрешенному, холодному – глубоко человеческое. Но как говорит о нем Юрий Башмет:
И далее Юрий Башмет размышляет:
Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
– рассказывает Нина Львовна Дорлиак.
– пишет Вера Горностаева.
А темпы, темпы. Его ураганные темпы игры порой ломали все представления о границах человеческих возможностей. Его темперамент, словно заряженный сверхвысокой энергетикой высших миров, придавал его облику черты и повадку молодого воина, бросающегося в сражение. Об этом особом состоянии артистического экстаза молодого Рихтера известный музыкальный критик и знаток пианистического искусства Давид Рабинович писал:
– признается Рихтер. Однажды ему задали весьма характерный вопрос:
“Мода на какого-то композитора, на определенный род музыки возможна только в дилетантской среде. Настоящее искусство неподвластно моде, оно живет века. И нужно играть все достойное, истинное.
В Рихтере все огромно, все вырывается за пределы привычных норм и представлений. Став пианистом, он умудрился, по существу, быть и композитором, и дирижером, и артистом-режиссером, а впоследствии – и живописцем (кстати, он брал уроки рисования у обожаемого им Фалька). Только все эти профессии слились в грандиозном сплаве его пианизма, равного которому не знал ХХ век.
“Нетерпение! Нетерпение! Все более одухотворенный звук! Чудо должно быть.
Святослав Рихтер. Фото – Эдуард Левин
“Я думаю, что все исполнительское искусство вообще построено на неожиданности…
Так говорит музыкант о мгновениях своего строгого концертного творчества, которое возвышает и артиста, и слушателя, и самого творца.
– писали, например, слушатели города Ужгорода в дни гастролей Рихтера. А гастроли предпринимал Рихтер фантастические.
70-летний мастер совершал многомесячные турне по просторам Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, республикам Прибалтики и Кавказа, в Молдавии, Белоруссии и на Украине, не пропуская и самых маленьких городов, и небольших поселков, не отказывая ни школам, ни сельским клубам, играя порой в помещениях, где до него не играл ни один пианист. Он мог играть в полутьме, при одной-единственной зажженной лампе, поставленной на пюпитр.
Его театрально-режиссерская фантазия порождает планы самые неожиданные. Он может предложить кинооператору снимать руки цианиста с самых невероятных точек: например, из-под рояля или с потолка. Его неуемная фантазия может превратить старый амбар для зерна в концертный зал.
Об этих интереснейших событиях биографии Рихтера рассказывает Нина Львовна Дорлиак:
Ирина Антонова и Святослав Рихтер
В программке одного из туринских фестивалей середины 80-х годов говорилось:
Потом он играл в музее в самых разных залах самые изысканные свои программы: поздние сонаты Бетховена, всю знаменитую серию фортепианных и вокальных произведений Шуберта, музыку Дебюсси и Шимановского, двойной концерт для скрипки и фортепиано Альбана Берга…
Наталия Гутман и Святослав Рихтер
Здесь пианист искал и находил родственные скрещеиия музыки, живописи, актерского представления и самого зрительно-конструктивного образа оперы.
Святослав Рихтер и Бенджамин Бриттен
“Есть особое настроение, сопутствующее концерту в музее. В величественном ннтерьере зала, среди творений Микеланджело , Вероккьо, Донателло слушатели, как мне кажется, необычайно чутки к музыке,
— говорит Святослав, Теофилович.
“В чем секрет подобного нового, нетрадиционного интонирования этого сочинения?
– спросила я Святослава Теофиловича.
“Какой же тут секрет? Какая тут нетрадиционность? Точное исполнение текста – вот и все. Слава Богу, написано Шостаковичем. Что же там еще можно прибавить? Но! .. (пианист сделал интригующую паузу. – Т. Г.-Г.) НУЖНО ЧЕСТНО ПРОЧУВСТВОВАТЬ ТО, ЧТО ЕСТЬ.
— пишет Вера Горностаева.
Татьяна Грум-Гржимайло, “Ростропович и его современники”, М.”Агар”, 1997
Читайте также: