Сообщение о музыкальных произведениях посвященных подвигам русских воинов

Обновлено: 02.07.2024

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Музыка помогла русскому народу выжить в страшное время Великой Отечественной войны, выстоять и победить. Песни о Родине, о встрече и разлуке, об утрате и надежде мотивировали людей на подвиг.

Они стали духовным оружием фронта и тыла. Главная тема песен о войне - защита Родины.

Самые известные песни о войне - в многостраничном материале ТАСС.

"Священная война"

Слова: Василий Лебедев-Кумач. Музыка: Александр Александров.

24 июня 1941 г. газеты "Известия" и "Красная Звезда" опубликовали стихотворение Василия Лебедева-Кумача "Священная война". Руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Александрову случайно попала в руки газета, и стихи произвели на него такое сильное впечатление, после чего он сочинил для них музыку. 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале при отправке солдат на фронт песню исполнил Ансамбль красноармейской песни и пляски. С октября 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны песня звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио.

"Священная война"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Темная ночь"

Слова: Владимир Агатов. Музыка: Никита Богословский.

В 1943 г. во время работы над кинофильмом "Два бойца" у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод, где солдаты сочиняли письмо домой. Луков посчитал, что украшением сцены может стать лирическая песня. Он обратился к композитору Никите Богословскому, который вскоре написал мелодию, автором текста стал Владимир Агатов. В фильме песню исполнил Марк Бернес, сыгравший главного героя - солдата Аркадия Дзюбина.

"Темная ночь"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Случайный вальс"

Слова: Евгений Долматовский. Музыка: Марк Фрадкин.

Стихотворение Евгения Долматовского "Танцы до утра" было впервые опубликовано в одном из февральских номеров газеты Юго-Западного фронта "Красная Армия" за 1942 г. В декабре 1942 г. поэт встретил в районе Сталинграда композитора Марка Фрадкина. У них появилась идея превратить стихотворение в песню. Написанная Фрадкиным и Долматовским в вагоне военного эшелона песня изначально называлась "Офицерский вальс", впоследствии название было изменено на "Случайный вальс".

"Случайный вальс"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Эх, дороги"

Слова: Лев Ошанин. Музыка: Анатолий Новиков.

Поводом к созданию песни была, разработанная и воплощенная режиссером Сергеем Юткевичем 7 ноября 1945 г., театрализованная концертная программа "Весна победная". Для этой постановки композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин написали песню на тему "Под стук колес", ее первым исполнителем был солист ансамбля НКВД Иван Шмелев. Впоследствии авторы переработали песню, превратив ее в самостоятельное, независимое от спектакля произведение.

"Эх, дороги"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"На безымянной высоте"

Слова: Михаил Матусовский. Музыка: Вениамин Баснер.

Сюжет песни основан на реальных событиях. Во время службы в газете 2-го Белорусского фронта поэт Михаил Матусовский услышал историю о бое у деревни Рубеженка Калужской области. 13-14 сентября 1943 г. 18 солдат 139-й стрелковой дивизии в течение ночи успешно сдерживали натиск превосходящих немецких сил (около 500 солдат при поддержке танков, артиллерии и авиации). К утру из состава группы в живых осталось только двое.

Песня была написана для кинофильма "Тишина" (1963 г.) режиссера Владимира Басова. В фильме ее исполнил Лев Барашков.

"На безымянной высоте"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Катюша"

Слова: Михаил Исаковский. Музыка: Матвей Блантер.

Стихи Михаила Исаковского долгое время оставались незаконченными и обрывались на первом четверостишии. Закончить текст песни поэту удалось в 1938 г. после знакомства с композитором Матвеем Блантером, который сочинил к ним мелодию. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 г. в Колонном зале Дома Союзов. "Катюшу" исполнила Валентина Батищева в сопровождении государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

"Катюша"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Одинокая гармонь"

Слова: Михаил Исаковский. Музыка: Борис Мокроусов.

Стихотворение "Снова замерло все до рассвета…" было написано Михаилом Исаковским в 1945 г. После публикации стихотворения в журнале "Октябрь" на него обратил внимание композитор Борис Мокроусов. В качестве мелодической основы для песни он использовал широко известный на фронте напев. В числе зарубежных музыкантов, исполнявших "Одинокую гармонь", – французский певец Ив Монтан.

"Одинокая гармонь"


Аудиозапись предоставлена ФГУП "Фирма Мелодия".

"Журавли"

Слова: Расул Гамзатов, перевод Наума Гребнева. Музыка: Ян Френкель.

В основу песни легло стихотворение "Журавли", написанное известным дагестанским поэтом Расулом Гамзатовым на аварском языке в 1965 г. Оно было переведено на русский язык Наумом Гребневым и напечатано в журнале "Новый мир" в 1968 г.

Публикацию заметил певец Марк Бернес, после чего он захотел создать на эти слова песню. Совместно с Гребневым он внес в текст произведения некоторые изменения, в частности, слово "джигиты" в первоначальной версии перевода было заменено на "солдаты". Затем певец обратился за помощью к композитору Яну Френкелю. Песня была записана Бернесом 8 июля 1969 г., тогда певец уже был тяжело болен. "Журавли" стали последней записью Бернеса.

Здесь собраны лучшие музыкальные и песенные произведения, посвящённые военным героям России, проявившим героизм непосредственно на поле боя лично или в составе относительно небольших подразделений, вне зависимости от рода войск и времени жизни.

Произведения в списке должны либо в явном виде относиться к ним, либо содержать достаточно прозрачную и позитивную смысловую нагрузку, непосредственно с ними связанную. Допускаются также произведения, связанные с ними видеорядом. В случае большого количества произведений они выносятся в отдельную статью по ссылке, а здесь оставляются только наиболее выдающиеся образцы.

Приветствуется классика, современные аранжировки классики и современные произведения в классических стилях (академическая и народная музыка). Идеологическая окраска (язычество, коммунизм и т. п.) допускается лишь в очень умеренных дозах. Уровень произведения должен быть достаточно высоким, а исполнение — качественным.

По клику на изображения можно перейти к видео.

Содержание

Илья Муромец

Богатырь и святой XII века.



История культуры Героические образы в музыке

Санникова Ю.

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Можно сказать, что наряду с любовной темой, героическая тема является наиболее распросраненной в музыке. Для любого сюжетного музыкального произведения характерно наличие героя (и часто антигероя), а следовательно, перед автором стоит задача по созданию его художественного образа.

Героические образы очень характерны для исторической темы, композитор создает их, опираясь на мотивы патриотизма, жертвы за Родину, воинского и человеческого подвига. И поскольку история любой страны не испытывает недостатка в герях, основной пласт национальной музыкальной культуры посвящен именно им.

Героическая тема всегда привлекала внимание русских композиторов, в творчестве некоторых из них она стала основной. Свержение монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, Революция 1917 года, Гражданская и Великая Отечественная войны оставили неизгладимый след в русской музыке, каждое из этих событий имеет своих героев. Многие из этих героев, вернее их образов, нашли воплощение в произведениях отечественных авторов. Зарубежные композиторы также посвятили немало произведений героям, сражавшимся за свое отечество.

Александр Невский. Современная икона

Александр Невский. Современная икона

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

Памятник И. Сусанину в Костроме. Возведен в 1967 г.

В творчестве зарубежных композиторов также выведено множество героических образов, к героике в разное время обращались Бетховен, Моцарт, Лист.

История самого Ивана Сусанина перекликается с реалиями войны с Наполеоном, в эпоху которой жил и творил композитор. Как следует из легенды (некоторые историки убеждены, что на самом деле подвиг Сусанина вымышлен), Сусанин, не побоявшись за свою жизнь, завел в лес отряд польских интервентов, где они и сгинули. Вместе с врагами погиб и сам Сусанин. В своей опере Глинка рисует многомерный образ героя, коим и предстает перед нами крепостной крестьянин Иван Сусанин. Характерной приметой этого образа служит колокольный звон, который сопровождает его арию. Звон символизирует победу народа над иноземными захватчиками, именно колокола на Руси созывали народ на совет и сообщали о знаменательных событиях. Так Глинка связал образ героя с образом колокольного набата.

Чувство городости, возникающее при прослушивании оперы Глинки, несомненно, было авторской задумкой. Для этого композитор использовал всю богатую палитру музыкальных выразительных средств и, в частности, мелодии похожие на народные песни. Перед смертью Сусанин поет о том, что ему страшно умирать, но он не видит другого выхода, кроме как погибнуть за Родину, но не уступить ее врагу. Даже ценой страшных мучений (враги пытают его, чтобы он указал им путь из чащи) Сусанин не предает своих.

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. К. Маковский, 1914 г., Частная коллекция

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Иван Сусанин. Худ. М. Нестеров, 1884. Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, Уфа

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Сцена из истории Стрелецкого бунта. Иван Нарышкин попадает в руки мятежников. Худ. А. Корзухин, 1882 г. Частное собрание

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Портрет князя М. И. Кутузова. Худ. Р. Волков

Необходимым условием значительности воплощаемых композитором героических образов является историзм авторского мышления. В героических музыкальных произведениях прослеживается связь времен от искорки народного духа, вспыхнувшей в далеком прошлом, утверждавшей необходимость борьбы за себя, свой род, свою нацию, до самоотверженной борьбы за освобождение народов Европы от фашизма в Великой Отечественной войне, за всеобщий мир на Земле для всех народов – в наше время. Появление каждого сочинения – оперы, симфонии, кантаты – всегда обусловлено потребностями своей эпохи. Или как говорят, у каждой эпохи свой герой. Но важно то, что совсем без героев ни одна эпоха существовать не может.

Читайте также: