Сообщение о мифологии северных народов

Обновлено: 05.07.2024

В далёком холодном крае тихо и мирно живёт народ, который сквозь века пронёс свой традиционный уклад жизни, культуру и обычаи. Это ненцы – коренные аборигены Севера, населяющие бескрайние просторы ямальской тундры. Они, как и тысячу лет назад, каслают за оленьими стадами вдали от цивилизации и современных благ. Этот малочисленный народ живёт в гармонии с природой и верит в то, что именно духи помогают им выжить в столь экстремальных условиях на Краю Земли.

Испокон веков ненцы поклоняются идолам – деревянным или каменным фигурам, олицетворяющим божества или духов. Место, где расположен идол, считается священным. К ним приходят, чтобы поклониться, принести жертву и попросить о помощи или заступничестве.

Центральное ненецкое святилище располагается на острове Вайгач, на границе Баренцева и Карского морей. Согласно преданию, на месте острова была только вода, затем появился каменный утёс, который разрастался до тех пор, пока не приобрёл человеческий облик. Ненцы верят, что именно каменный Вайгач – прародитель всех домашних идолов.

Согласно традиционному мировоззрению ненцев, Вселенная состоит из трёх миров, расположенных друг над другом. Люди, животные и большинство духов живут в Среднем мире. Верхний мир – небо, жилище богов, а Нижний мир населяют души умерших, злые духи и таинственный народ сихиртя.

Пантеон ненецких богов

Верховное существо, сотворившее этот мир – бог Нум. После создания Земли он отдалился от дел, предоставив все духам. К Верховному божеству ненцы обращаются очень редко – только в самых важных случаях. Противостоит Нуму покровитель злых духов нижнего мира Нга. По поверьям, это божество питается кровью и душами умерших. Когда Нга недоволен, он насылает на людей трагедии, бедствия, болезни и смерть.

Согласно легенде у Нума есть семь сыновей, каждый из которых владеет своей частью неба. Вместе с Нумом живёт его жена – богиня Я'Миня. Она считается покровительницей семьи и детей. Ненцы верят, что создаёт душу новорождённого Нум, а вручает и ведает ей на протяжении всей жизни Я'Миня. К смерти этот народ относится философски: сколько отмерила Я'Миня, столько и проживёт человек.

Духи-хозяева рек, озёр, ручьёв подчиняются главному хозяину воды – Яв'мал Вэсоко. Могущество духов соответствует величине рек и озёр. В центре Ямала, согласно легенде, живет Илебям'пэртя – бог изобилия. Он дарует людям удачную охоту, охраняет стада от дикого зверя.

Весь животный и растительный мир тундры находится в подчинении хозяина земли – Я'мал Вэсоко. Эти три духа особо почитаемы у ненцев, ведь именно от них зависит благополучие человека.

Одним из важнейших семейных духов считается хозяйка огня – Ту'Хада. Она защищает чум, помогает при родах, отгоняет болезни. В жертву ей приносят самые лакомые кусочки забитого на охоте зверя или ритуального оленя.

Помимо вышеперечисленных, у ненцев есть и домашние духи Мяд’ хэхэ. Например, хозяйка чума – Мяд'пухуця, духи предков – Нгытырма, а хранители постели – Вав’тер.

Ненцы связываются с потусторонним миром при помощи шаманов. О нелёгком пути табедя мы уже рассказывали на страницах ЯМАЛ-РЕГИОН.

Мифический народ сихиртя

Помимо богов и духов ненцы верят в существование мистического народа, который живёт под землёй – сихиртя. Это маленькие люди с белыми, как снег, глазами и похожими на туман волосами.

Согласно легенде этот древний таинственный народ жил на Ямале ещё до прихода ненцев, но ушёл под землю, где и по сей день продолжает пасти уцелевших мамонтов. Под покровом ночи или густого тумана сихиртя изредка выходят на поверхность, и тогда в тундре находят древние украшения или останки мамонтов. Однако встреча с этим народом не сулит людям ничего хорошего. Детям и собакам запрещается рыть землю и осквернять водоёмы, так как это может разозлить подземных жителей, и тогда беды не миновать. Обиженные сихиртя могут утащить к себе под землю ценные для ненцев предметы, оленя и даже маленького ребёнка.

Как мы видим, в основе мировоззрения ненцев лежит культ природы, который выражается в почитании огромного множества духов и божеств. Вера в сверхъестественных существ помогает аборигенам Севера выживать в этих суровых условиях. Могущественные силы природы во главе с духами-хозяевами защищают и приносят удачу, а кочевники с бережной заботой принимают дары этой Земли, чтят духов, совершают обряды жертвоприношения, дабы не разгневать своих покровителей.


Во многих культурах цветом смерти и зла считается белый. Побывав на крайнем севере, легко понять, почему. Полярная ночь похищает солнце. Ледяная пустыня простирается во все стороны в неверном свете луны и полярного сияния. Мороз обжигает, вьюга завывает, как орда призраков. И цветов, кроме белого, нет на замершей, укрытой снегом земле. Снег и в темноте белый.

Север ошеломляет не красотой или пышностью, а грандиозностью. Тайга и тундра подобны океану. Тибет и норвежские фьорды можно спрятать здесь, и никто не найдёт. А ведь даже в многолюдной Англии, где и в Cредние века на квадратный километр приходилось двадцать жителей, оставалось место для народца холмов и причудливых лесных существ. Что тогда сказать о Якутии, где плотность населения даже сегодня в сотню раз меньше?

Этой землёй люди никогда не владели по-настоящему. Горстки охотников и скотоводов боролись за существование в бескрайнем мире, принадлежащем призракам. В стране, где снег лежит семь месяцев в году, а температура зимой опускается ниже минус 60 градусов, невидимые властители тайги не прощали обид и могли диктовать условия.

Мифы и легенды Арктики 14

Хозяин тайги Баай Байанай

Основную массу призрачного населения Якутии составляют иччи, духи природы. Подобно японским ками, они могут быть как персонификациями гор, деревьев и озёр, так и покровителями местности, воплощениями идей и явлений. Но если в Японии старая сосна становится воплощённой идеей дерева, то в Якутии духи не отождествляются с предметами. Иччи в дереве просто живёт и, если срубить его дом, не погибнет. Зато очень обозлится.

Бестелесным, невидимым и не имеющим облика иччи удалось без потерь пережить даже христианизацию Якутии. Традиционные средства экзорцистов на них не действуют — к святой воде, кресту и молитвам духи тайги выработали полный иммунитет. Но, к счастью, иччи не злы. Самый могущественный из них, правитель лесов и шутник Баай Байанай, даже покровительствует охотникам. Пусть и не всем, а лишь достойным, выдержавшим необходимые испытания и соблюдающим обычаи. Правда, чувство юмора у этого бога специфическое, и даже достойные не всегда защищены от его шуток.

Настоящая злая нечисть якутских просторов — это призраки-абасы. Они тоже бестелесны, но в отличие от иччи могут показываться людям в разнообразном, неизменно пугающем обличье. Классические абасы предпочитают внешность в духе ирландских фоморов — одноногих, одноруких и одноглазых великанов. В последнюю пару столетий, как рассказывают, в моду у них вошла форма трёхметрового, непроницаемо тёмного, часто безголового силуэта. Если абасы появляются днём (а света они не боятся), то можно разглядеть огромные чёрные глаза на мертвенно-белом лице. Ног у абасы, как правило, нет — призраки просто скользят над землёй или скачут по дорогам на чудовищных конях. И в любом облике абасы издают нестерпимый запах разложения.

От абасы можно спастись. Его главное оружие — страх, и если призраку не удаётся напугать жертву и обратить её в бегство, то он сам приходит в замешательство.

Мифы и легенды Арктики 1
Мифы и легенды Арктики

Абасы на иллюстрациях Эллея Сивцева

Призраки этого типа умеют манипулировать гравитацией — делать оружие или ношу невероятно тяжёлыми, а то и придавливать человека к земле. Опаснее всего, что абасы способны выпивать душу. Люди, столкнувшиеся со злыми духами в лесной чаще или в заброшенном доме, умирают, не получив никаких внешних повреждений. Но последствия для жертвы могут оказаться даже хуже смерти. Иногда злой дух входит в опустошённое тело, и появляется деретник — зомби.

Сибирские мертвецы настолько суровы, что африканские зомби им и в подмётки не годятся. Деретник не просто кровожаден и невероятно силён — он ещё и быстр как молния. Остановить его очень трудно: про серебро, чеснок и святую воду деретник никогда не слышал, а к пулям и ударам топора он, как и положено зомби, относится философски. Чтобы вывести деретника из строя, его нужно как минимум обезглавить. А чтобы мертвец не стал деретником, надо его обезглавить и похоронить животом вниз, зажав отрубленную голову между его ногами. По счастью, деретник недолговечен. Присутствие абасы ускоряет разложение трупа настолько, что зомби гниёт буквально на глазах.

Мифы и легенды Арктики 4

Рис. Евы Уилдерман

Ещё опаснее якутские упыри — юёры. Похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники возвращаются в виде причудливой помеси вампира с оборотнем. Днём юёр живёт под водой, где его никак не достать (Дракула до такого не додумался бы!). Выходя на ночную охоту, упырь принимает человеческий облик и без особого труда уговаривает жертв пустить его переночевать. Ну а в момент нападения юёр превращается в покрытого шерстью монстра, убить которого почти невозможно. Раны лишь заставляют юёра отступить.

Не вся сибирская нечисть безразлична к христианским святыням. Сюлюкюны, аналог лавкрафтовских Глубинных (Deep Ones), обитающие в холодных озёрах Якутии, приняли православие. И теперь на Святки, когда вся вода становится святой, им приходится эвакуироваться на сушу. А поскольку вместе с религией сюлюкюны заимствовали у русских водяных пороки и образ жизни, время на берегу рыболюды проводят за игрой в карты. В подводных же хоромах они оставляют мешки с золотом, которые ловкий ныряльщик может попробовать умыкнуть.

Правит этим пандемониумом Улу тойон — бог смерти и зла, живущий высоко в обледенелых горах. В облике непроницаемого тумана он иногда спускается в долины, чтобы крушить леса свирепыми бурями и насылать мор на стада. Улу Тойон пожирает сердца пленников и превращает души людей в свои орудия, вселяя их в тела хищников. Так и появляются одержимые медведи, готовые напасть на человека. Или на снежного человека.

Чучуна

Мифы и легенды Арктики 3

Мифы и легенды Арктики 11

Норвежские саги упоминают об утбурдах — нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются ещё и рэккены, не имеющие аналогов в тёплой Скандинавии.

Рэккенами становятся люди, изгнанные из стойбищ за жадность, злобу или трусость. После смерти преступник превращается в гнома с дополнительным ртом на животе. Детали описания зависят от местности: под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах — сероголовые, в море — синеголовые. Иногда среди признаков рэккена упоминаются крабьи клешни.

Мифы и легенды Арктики 6

Лошадь в Якутии — священное животное. Добрые боги охотнее всего принимают облик низкорослых и лохматых лошадей

Мифы и легенды Арктики 2

Инупасукугьюк в представлении художника Larry MacDougall

Куда опаснее встреча с великаншами инупасукугьюк. Они так могучи, что убивают медведя броском камня, и при этом настолько простодушны, что принимают людей за живых говорящих кукол и пытаются ими играть. Великанши дорожат своими игрушками, так что незадачливому охотнику много дней не удаётся вырваться из плена. Насколько опасна встреча с инупасукугьюк мужского пола, сказать трудно, ибо до сих пор никто не выживал после неё и не рассказывал о своих приключениях.

Но от великанов есть и польза. Большая удача, если получится приручить их собаку, — тогда не нужен будет каяк. Огромный пёс может плавать в море с охотником на загривке и выносить на берег убитых нарвалов, как спаниель таскает уток из озера. Правда, счастливому хозяину могучего зверя придётся вести уединённый образ жизни, соседей гигантская собака обязательно съест.

Для контраста с великанами есть крошечные ишигак — гномы, не достающие человеку до колена. Но их трудно найти, ибо карлики не оставляют следов на снегу. Несмотря на малый рост, ишигак — великие охотники на медведей. Зверя они побеждают хитростью: сначала превращают косолапого в лемминга, потом убивают, а уже после этого превращают обратно.

Мифология Арктики. Демоны крайнего севера

Ишигак, арктические гномы (рис. Larry MacDougall)

У эскимосских монстров есть общая черта: все они опасны, но не злы. Чудища ледяного мира не ведут войну против людей — эту заботу они предоставляют суровой природе. Они лишь преследуют свои цели, не всегда понятные. Так, кваллупиллук (или аглулик) — тощие, чешуйчатые водяные, живущие в полыньях, — нередко крадут детей, заигравшихся у холодного моря. Но не едят их, как можно подумать, а, наоборот, колдовством защищают от холода и кормят. Поэтому в голодные годы эскимосы добровольно отдают младенцев жителям вод, а затем изредка видят своих детей, когда те выходят на берег поиграть. Кваллупиллук неравнодушны и к детёнышам животных, они яростно защищают молодняк от охотников. Но людям, добывающим зверя в положенный сезон, водяные склонны помогать.

Не злы такрикасиут — люди-тени, живущие в параллельном мире, подобном дивной стране британских фэйри. Но услышать их голоса, а тем более увидеть такрикасиут — не к добру. Это значит, что граница между мирами истончилась. Ещё шаг — и можно навсегда покинуть привычную реальность, пути назад уже не будет.

Мифы и легенды Арктики 10

Кваллупиллукам можно доверить собственных детей. Серьёзно!

Не злы и оборотни ийрат, которые умеют принимать обличия ворона, полярной лисицы, медведя, оленя-карибу, человека, но всегда выдают себя сиянием кроваво-красных глаз. Они нередко вредят людям, но не по своей воле: ийрат исполняют волю духов инуитских предков. Иститок — гигантский, всевидящий летающий глаз — кружит над тундрой, высматривая нарушителей табу. К тем, на кого он пожалуется, предки шлют ийрат. Сначала с предупреждением. Потом с доказательствами того, что к предупреждению стоило прислушаться.

Даже безумный демон махаха зол как-то по-особенному, нетипично. Беловолосый, голубокожий, жилистый и практически нагой, вооружённый внушительными когтями, он с хохотом преследует жертв среди льдов. А догнав, щекочет их холодными пальцами до тех пор, пока несчастные не умирают с улыбкой на лице.

Мифы и легенды Арктики 8

Махаха — единственный в мире демон щекотки. Даже его имя на что-то намекает

Мифы и легенды Арктики 15

Великанская собака на службе эскимосов

Туунбак

Мифы и легенды Арктики 13

Мифологию племён, чьи стойбища разделяют сотни километров тундры, роднят лишь самые общие мотивы. Шаманы слишком редко встречаются друг с другом, чтобы выработать единую версию приключений своих пращуров. Как правило, сказания разных племён объединяет космогония — фундаментальные представления об устройстве мира, а также ключевые персонажи легенд — герои и божества. Они остаются узнаваемыми, несмотря на разнобой в описаниях внешности, деталях биографии и оценке поступков.

Мифы и легенды Арктики 5

По чукотскому поверью, северное сияние разгорается в небе, когда умершие дети играют в мяч. Рис. Эмили Фейгеншух

Якутская преисподняя расположена под землёй и из-за царящей там кромешной тьмы изучена крайне слабо. Куда интереснее нижний мир инуитов — Адливун. Здесь властвует зима, но мрак полярной ночи смягчён сиянием звёзд и неугасающей северной авроры. Не огненные печи, не серный дым, а вечный холод и вьюга наполняют ад северных племён. Промёрзшая пустыня — это чистилище, через которое тупилак — души умерших — должны пройти, прежде чем обретут покой в серебристом свете Луны.

Мифы и легенды Арктики 7
Мифы и легенды Арктики 16
Мифы и легенды Арктики 17

В представлении народов Арктики каждое живое существо и каждый предмет наделён собственной душой, которую эскимосы именуют анирниит. На высшем уровне идеи существ, предметов и явлений объединяются в Силлу — мировую душу, придающую материи форму и смысл.

Мифы и легенды Арктики 12

Седна — нечто среднее между скандинавской Хель и морской царицей

Похъёла

Мифы и легенды Арктики 9

Даже злобные туурнгаит — составная часть Силлу. Мир един, а значит, не требует управления. Понятия справедливости и добра к нему неприменимы. Седна, сильнейшая из злых духов, владычица морских животных, и Теккеитсерток, покровитель оленей-карибу, враждебны людям, так как у оленей и моржей нет причин любить охотников. Но при этом они почитаются как боги — податели пищи. Жизнь и смерть — части космической гармонии. Так и задумано.


Миф о создании богом людей (народ ханты)

Когда была готова земля, на ней должны были появиться жители и Нум (Верхний бог у народа ханты) принялся за создание людей. Первая попытка была неудачной, созданные люди стали лесными людьми. Во второй раз возникли люди, сплошь покрытые волосами, которые, однако, поев запрещённой для них богом “ягоды лесных людей” — голубики, утратили волосяной покров и стали жертвами холода и сырости. На третий раз бог взял прутья вербы, сплел из них скелет, покрыл его слоем глины, положил перед собой и дунул на него. Безжизненные фигуры людей пробудились к жизни, и это было началом человеческой истории.

Ненецкий миф о происхождении людей на земле.


В последние годы ямальский художник Леонид Лар все чаще обращается в своем творчестве к сюжетам шаманского фольклора и фигуре самого шамана — хранителя ду­ховной культуры ненцев.




У каждого народа есть свои обычаи и традиции. У коренных народов Ямала одним из главных обрядов является Обряд поклонения огню. Огонь для народов Ямала — это образ рода, племени, имени, фамилии и славных дел. Огонь — это знак глубокой памяти о предках, о тех, кто ушёл из жизни безвременно. По традиционным представлениям в огне воплощался главный покровитель семейного счастья, любви, согласия и благополучия.

У северных народов есть ещё один интересный обряд: в святых местах в тундре на дерево завязывали ленточки, кусочки тканей, при этом каждый загадывал желание



Народный фольклор передается из поколения в поколение, он учит, он воспитывает, вот, например,

НЕНЕЦКИЕ НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Чем метель над тундрой злее, тем в снегу куропатке теплее.

Выкорми пса из щенка, если хочешь иметь дружка.

У одного ум в словах, у другого — в делах.

Как олень гордо несёт голову свою, так же высоко держи имя своё.

Оставленный в тундре запас- и для нас, и для вас.

Тот, кто оленя может побить, сам не уйдёт от его копыт.

Обижать своих соседей – то же, что дразнить медведей.

Наш врождённый прищур – от снежной белизны и бурь.

Оленю лучшая мерка – в дороге проверка.

Олень за ягелем бежит быстрее, чем из-за хорея.

Слово, что лжёт, далеко не уйдёт…

Если русские говорят, что хлеб — всему голова, то ненцы то же самое говорят о чае. Без всякой науки на собственном опыте они познали его профилактические и лечебные действия. Раньше чайные растения в конце лета собирали женщины и дети. Это – куропачья ножка, цветы и листья княженики, тундровые ноготки. Когда появилась возможность покупать чай, сбор трав в больших количествах прекратился, так как ненцы стараются как можно меньше ущерба наносить природе. После угощения в любом чуме моют посуду, а в чуме есть свои тонкости. В бесснежный период воду приходится нести в ведрах издалека по болотистой тундре, а в морозное время таскать снег, греть его, а ведь для этого нужны дрова. И жизнь научила ненцев выходить из трудного положения. У оленеводов имеются вандеи. Вандеи – это грузовая нарта, в некоторых из них хранятся тонкие березовые стружки. Женщины с помощью этой стружки очищают и вытирают посуду.


Содержание:
Пархимович, С. Г. К вопросу о миграциях коми в Нижнее Приобье в XII-XVII вв. / С. Г. Пархимович
Белич, И. В. К этнической истории северных селькупов / И. В. Белич
Мартынова, Е. П. Род у нижнеобских хантов / Е. П. Мартынова
Талигина, Н. М. Проблема исследования семейно-бытового обрядового фольклора нижнеобских хантов / Н. М. Талигина
Харючи, Г. П. К вопросу о квалификации священных мест ненцев / Г. П. Харючи
Туров, С. В. Традиционные хозяйственные и промысловые постройки старожильческого населения Обдории / С. В. Туров
Вальгамова, С. И. Словарь И Грамматика П. Е. Хатанзеева как социолингвистический источник / С. И. Вальгамова
Лаптандер, Р. И. Социолингвистическая характеристика п. Антипаюта Тазовского района ЯНАО / Р. И. Лаптандер
Баранова, Т. А. Особенности реализации национально-регионального компонента в системе образования ЯНАО (на примере преподавания лингвистических дисциплин в вузе) / Т. А. Баранова
Макеев, А. Ф. Особенности развития поисково-краеведческой деятельности на Ямале / А. Ф. Макеев

Во многих культурах цветом смерти и зла считается белый, побывав на крайнем севере, легко понять, почему выбор именно такой. Полярная ночь похищает солнце, ледяная пустыня простирается по обе стороны в неверном свете луны и полярного сияния. Мороз обжигает, вьюга завывает, как орда призраков. И цветов, кроме белого, нет на замершей, укрытой снегом земле. Снег и в темноте белый.

Север ошеломляет не красотой или пышностью, а грандиозностью. Тайга и тундра подобны океану. Тибет и норвежские фьорды можно спрятать здесь, и никто не найдет.

А ведь даже в многолюдной Англии, где и в Средние века на квадратный километр приходилось двадцать жителей, оставалось место для народца холмов и причудливых лесных существ. Что тогда сказать о Якутии, где плотность населения даже сегодня в сотню раз меньше?


Этой землёй люди никогда не владели по-настоящему. Горстки охотников и скотоводов боролись за существование в бескрайнем мире, принадлежащем призракам. В стране, где снег лежит семь месяцев в году, а температура зимой опускается ниже минус 60 градусов, невидимые властители тайги не прощали обид и могли диктовать условия.

Основную массу призрачного населения Якутии составляют иччи, духи природы. Подобно японским ками, они могут быть как персонификациями гop, деревьев и озёр, так и покровителями местности, воплощениями идей и явлений. Но если в Японии старая сосна становится воплощённой идеей дерева, то в Якутии духи не отождествляются с предметами. Иччи в дереве просто живёт и, если срубить его дом, не погибнет. Зато очень обозлится.

К счастью для лесорубов, духами "заняты” лишь некоторые стволы. Но тайгу, луга, болота, горы, речные разливы и озёрные просторы иччи контролируют так плотно, словно Якутия для них - одна большая священная роща. До сих пор вдоль дорог республики можно видеть изукрашенные ленточками деревья. Духи собирают с людей небольшую дань — это может быть сувенир, монета или глоток кумыса. Дань берут не за использование земли, а просто за вход на территорию.

Бестелесным, невидимым и не имеющим облика иччи удалось без потерь пережить даже христианизацию Якутии. Традиционные средства экзорцистов на них не действуют - к святой воде, кресту и молитвам духи тайги выработали полный иммунитет. Но, к счастью, иччи не злы.

Самый могущественный из них, правитель лесов и шутник Бай Байанай, даже покровительствует охотникам. Пусть и не всем, а лишь достойным, выдержавшим необходимые испытания и соблюдающим обычаи. Правда, чувство юмора у этого бога специфическое, и даже достойные не всегда защищены от его шуток.


Настоящая злая нечисть якутских просторов — это призраки-абасы. Они тоже бестелесны, но в отличие от иччи могут показываться людям в разнообразном, неизменно пугающем обличье. Классические абасы предпочитают внешность в духе ирландских фоморов - одноногих, одноруких и одноглазых великанов.

В последнюю пару столетий, как рассказывают, в моду у них вошла форма трёхметрового, непроницаемо тёмного, часто безголового силуэта. Если абасы появляются днём (а света они не боятся), то можно разглядеть огромные чёрные глаза на мертвенно-белом лице. Ног у абасы, как правило, нет — призраки просто скользят над землёй или скачут по дорогам на чудовищных конях. И в любом облике абасы издают нестерпимый запах разложения.

Призраки этого типа умеют манипулировать гравитацией - делать оружие или ношу невероятно тяжёлыми, а то и придавливать человека к земле. Опаснее всего, что абасы способны выпивать душу. Люди, столкнувшиеся со злыми духами в лесной чаще или в заброшенном доме, умирают, не получив никаких внешних повреждений. Но последствия для жертвы могут оказаться даже хуже смерти. Иногда злой дух входит в опустошённое тело, и появляется деретник - зомби.


Сибирские мертвецы настолько суровы, что африканские зомби им и в подмётки не годятся. Деретник не просто кровожаден и невероятно силён — он ещё и быстр как молния. Остановить его очень трудно: про серебро, чеснок и святую воду деретник никогда не слышал, а к пулям и ударам топора он, как и положено зомби, относится философски.

Чтобы вывести дерстника из строя, его нужно как минимум обезглавить. По счастью, деретник недолговечен. Присутствие абасы ускоряет разложение трупа настолько, что зомби гниёт буквально на глазах. Ещё опаснее якутские упыри - юёры. Похороненные без необходимых ритуалов самоубийцы и преступники возвращаются в виде причудливой помеси вампира с оборотнем.

Днём юёр живёт под водой, где его никак не достать (Дракула до такого не додумался бы!). Выходя на ночную охоту, упырь принимает человеческий облик и без особого труда уговаривает жертв пустить его переночевать. Ну а в момент нападения юёр превращается в покрытого шерстью монстра, убить которого почти невозможно. Раны лишь заставляют юёра отступить.


Правит этим пандемониумом Улу Тойон - бог смерти и зла, живущий высоко в обледенелых горах. В облике непроницаемого тумана он иногда спускается в долины, чтобы крушить леса свирепыми бурями и насылать мор на стада. Улу Тойон пожирает сердца пленников и превращает души людей в свои орудия, вселяя их в тела хищников. Так и появляются одержимые медведи, готовые напасть на человека.

Норвежские саги упоминают об утбурдах - нежити, в которую превращаются младенцы, брошенные в лесу в голодные годы. На Чукотке подобные демоны зовутся ангъяками. Но по сравнению с Арктикой Норвегию можно считать курортом. В ледяной пустыне не выжить и взрослому изгнаннику. Поэтому на берегах Ледовитого океана встречаются еще и рэккены, не имеющие аналогов в теплой Скандинавии.

Рэккенами становятся люди, изгнанные из стойбищ за жадность, злобу или трусость. После смерти преступник превращается в гнома с дополнительным ртом на животе. Детали описания зависят от местности: под сопками скрываются черноголовые карлики, в скалах - сероголовые, в море - синеголовые. Иногда среди признаков рэккена упоминаются крабьи клешни.


Не вся сибирская нечисть безразлична к христианским святыням. Сюлюкюны, аналог лавкрафтовских Глубинных (Deep Ones), обитающие в холодных озёрах Якутии, приняли православие. И теперь на Святки, когда вся вода становится святой, им приходится эвакуироваться на сушу. А поскольку вместе с религией сюлюкюны заимствовали у русских водяных пороки и образ жизни, время на берегу рыболюды проводят за игрой в карты. В подводных же хоромах они оставляют мешки с золотом, которые ловкий ныряльщик может попробовать умыкнуть.

ТВАРИ ПРИПОЛЯРНОЙ АМЕРИКИ

Эскимосы-инуиты, поселения которых разбросаны от Чукотского полуострова до Гренландии, — самый многочисленный народ Арктики. Ближе всех подобрались они к полюсу, выживая в условиях, которые ненцы, эвенки и чукчи нашли бы слишком суровыми.

Было это две тысячи лет назад. Тем не менее случается, что и в наши дни северные охотники встречают рослых, невероятно мускулистых чужаков, пользующихся грубыми орудиями эпохи палеолита и одетых в непрошитые шкуры. Примитивный язык туниитов напоминает детский лепет. Тунииты легко впадают в ярость, но в целом миролюбивы.

Куда опаснее встреча с великаншами инупасукугьюк. Они так могучи, что убивают медведя броском камня, и при этом настолько простодушны, что принимают людей за живых говорящих кукол и пытаются ими играть. Великанши дорожат своими игрушками, так что незадачливому охотнику много дней не удаётся вырваться из плена. Насколько опасна встреча с инупасукугьюк мужского пола, сказать трудно, ибо до сих пор никто не выживал после неё и не рассказывал о своих приключениях.


Но от великанов есть и польза. Большая удача, если получится приручить их собаку, — тогда не нужен будет каяк. Огромный пёс может плавать в море с охотником на загривке и выносить на берег убитых нарвалов, как спаниель таскает уток из озера. Правда, счастливому хозяину могучего зверя придётся вести уединённый образ жизни, соседей гигантская собака обязательно съест.

Для контраста с великанами есть крошечные ишигак - гномы, не достающие человеку до колена. Но их трудно найти, ибо карлики не оставляют следов на снегу. Несмотря на малый рост, ишигак — великие охотники на медведей. Зверя они побеждают хитростью: сначала превращают косолапого в лемминга, потом убивают, а уже после этого превращают обратно.

У эскимосских монстров есть общая черта: все они опасны, но не злы. Чудища ледяного мира не ведут войну против людей - эту заботу они предоставляют суровой природе. Они лишь преследуют свои цели, не всегда понятные. Так, кваллупиллук (или аглулик) — тощие, чешуйчатые водяные, живущие в полыньях, — нередко крадут детей, заигравшихся у холодного моря.

Но не едят их, как можно подумать, а, наоборот, колдовством защищают от холода и кормят. Поэтому в голодные годы эскимосы добровольно отдают младенцев жителям вод, а затем изредка видят своих детей, когда те выходят на берег поиграть. Кваллупиллук неравнодушны и к детёнышам животных, они яростно защищают молодняк от охотников. Но людям, добывающим зверя в положенный сезон, водяные склонны помогать.

Не злы такрикасиут - люди-тени, живущие в параллельном мире, подобном дивной стране британских фэйри. Но услышать их голоса, а тем более увидеть такрикасиут - не к добру. Это значит, что граница между мирами истончилась. Ещё шаг - и можно навсегда покинуть привычную реальность, пути назад уже не будет.

Не злы и оборотни ийрат, которые умеют принимать обличил ворона, полярной лисицы, медведя, оленя-карибу, человека, но всегда выдают себя сиянием кроваво-красных глаз. Они нередко вредят людям, но не по своей воле: ийрат исполняют волю духов инуитских предков.

Иститок — гигантский, всевидящий летающий глаз кружит над тундрой, высматривая нарушителей табу. К тем, на кого он пожалуется, предки шлют ийрат. Сначала с предупреждением. Потом с доказательствами того, что к предупреждению стоило прислушаться.


Даже безумный демон махаха зол как-то поособенному, нетипично. Беловолосый, голубокожий, жилистый и практически нагой, вооружённый внушительными когтями, он с хохотом преследует жертв среди льдов. А догнав, щекочет их холодными пальцами до тех пор, пока несчастные не умирают с улыбкой на лице.

Но описания этого зверя настолько подробны, что амарока многие считают не мифическим существом, а криптидом — неизвестным науке, но реальным или недавно вымершим зверем. Это мог быть canis dirus - "ужасный волк” — или ещё более древний хищник, общий предок псовых и медвежьих.

ЭТАЖИ МИРА

Мифологию племён, чьи стойбища разделяют сотни километров тундры, роднят лишь самые общие мотивы. Шаманы слишком редко встречаются друг с другом, чтобы выработать единую версию приключений своих пращуров. Как правило, сказания разных племён объединяет космогония - фундаментальные представления об устройстве мира, а также ключевые персонажи легенд — герои и божества.

Воззрения народов Арктики относятся ко второй категории и выделяются лишь в одном. Здесь в загробных мирах нет смены времён года. В верхнем мире всегда лето, кони и олени вечно скачут по цветущим лугам. Лишь астральным двойникам шаманов открыт путь в счастливую страну. На священной острой горе в дельте Лены, где воды великой реки вливаются в ледяной океан, стоят стражи верхнего мира — великаны с медвежьими головами, птицы с человеческими лицами и медные люди.

Куда интереснее нижний мир инуитов - Адливун. Здесь властвует зима, но мрак полярной ночи смягчен сиянием звёзд и неугасающей северной авроры. Не огненные печи, не серный дым, а вечный холод и вьюга наполняют ад северных племён. Промёрзшая пустыня - это чистилище, через которое тупилак — души умерших - должны пройти, прежде чем обретут покой в серебристом свете Луны.


Её иногда можно увидеть отражающейся в хрустальной глади священных озёр. Снизу же в мир живых пробираются чахли — низкорослые волшебники и кузнецы, подобные ненецким сихиртя. Есть и другие гости, куда более неприятные: равки, саамские упыри, духи злых шаманов. Как и положено нежити, равк невероятно силён, боится света и вечно терзается голодом.

В отличие от европейских вампиров, равк не ограничивается кровью и жертву свою пожирает с костями. В представлении народов Арктики каждое живое существо и каждый предмет наделён собственной душой, которую эскимосы именуют анирниит. На высшем уровне идеи существ, предметов и явлений объединяются в Силлу - мировую душу, придающую материи форму и смысл.

Даже злобные туурнгаит - составная часть Силлу. Мир един, а значит, не требует управления. Понятия справедливости и добра к нему неприменимы. Седна, сильнейшая из злых духов, владычица морских животных, и Теккеитсерток, покровитель оленей-карибу, враждебны людям, так как у оленей и моржей нет причин любить охотников. Но при этом они почитаются как бога — податели пищи. Жизнь и смерть — части космической гармонии. Так и задумано.

Краткий комментарий к статье от Татьяны Борисовны:

Увлекательного чтения…

Легенды народов Севера

О прошлом планеты земля и людей, живших на ней, могут рассказать не только археологические находки, но и самые живые, самые непосредственные свидетели сказочно далеких времен – легенды и мифы. Они имеют под собой такое же реальное основание, как и неоспоримые научные факты.

Миф – это слепок прошедших времён. Это живое предание, которое отражает реальную картину минувших событий. В мифе они сжимаются в один миг, высвечивая из него самое главное, самое незабываемое, самое основное, что когда-то увидел и пережил человек.

Заложенный в древних легендах и мифах коренных народов Севера смысл поддаётся научному анализу и реконструкции. Благодаря этим неутомимым свидетелям прошлого сегодня можно заглянуть в далёкое прошлое нашей планеты. Древние хантыйские легенды повествуют о загадочном времени последнего мощного оледенения на земле Югры и тогдашнем процветании на ней царства травоядных гигантов. Мифы и легенды коренных народов Нижневартовского района, пришедшие в наше время из невероятно далекого плейстоцена, свидетельствуют и о том, что уже тогда, здесь, на Севере, жили предки народа ханты и охотились на мамонтов. Опираясь на хантыйские и мансийские легенды о доисторических травоядных гигантах, можно предположить, что древний человек начал интенсивно обживать Север, когда здесь началось потепление, и ледник стал отступать к океану. Человек много раз наведывался сюда, прежде чем рискнул переселиться совсем. Сведения об этих разведочных посещениях северной земли тоже сохранились в мифах и легендах.

Для этого поставила перед собой целый ряд задач.

- изучить научную, методическую, художественную литературу по мифам и легендам Обских угров;

- найти необходимую информацию на интернет сайтах;

- подобрать иллюстрации к легендам народов Севера;

- разработать и создать эскиз проекта в электронном варианте;

II. Основная частью

Символике белого цвета противостоит черный, и не случайно с ним связывают хозяина подземного мира – в отличие от седого небесного Торума.

Черный цвет традиционно означал болезнь, голод, смерть. Красный цвет, как правило, амбивалентен, т.е. совмещает символизацию белого и черного. Вероятно, по этой причине цвет охры есть символ перехода от одного состояния в другой, чаще – символ возрождения.

Возможно, их следует связывать с культом предков. Домашние духи различались по своим силам и способностям. Нередко добычливость какого-нибудь человека объяснялась способностями его домашнего духа, который приобретал славу, и к нему начинали обращаться из других семей. Так семейный дух приобретал статус общественного. Хозяин угощал своего духа, просил у него благополучия семье, удачи в промысле.

Более сильными и могущественными по сравнению с домашними духами считались духи общественные. Каждое социальное объединение имело своего сверхъестественного покровителя. Их изображения помещали там, где они, по предположению хантов, обитали: в густых рощах, охотничьих угодьях, устьях рек или глубоком омуте.

Духами-хозяевами мест наделялись примечательные участки окружающей природы: берега больших озер, пещеры, возвышенности, острова среди болот.

В настоящее время традиционные ритуалы отправляют в основном только лица самого старшего возраста. Но в измененном виде сохраняются обряды, сопутствующие промысловой деятельности, причем относящиеся к ним верования забываются. Так, медвежий праздник приурочивается теперь к отстрелу зверя по лицензии. Лосиный праздник, в отличии от медвежьего не имевший развлекательной части, в последние десятилетия исчез совсем.

Рождение самобытных мифов, легенд и сказок у Обских угров обусловлено особым образом жизни, народной мудростью, географическим положением, талантом народа. Вот некоторые из них… Слушайте!

Читайте также: