Сообщение о любом виде колокольного звона

Обновлено: 23.07.2024

Для русской школы была характерна система управления звоном, позволяющая звонарю управлять всеми колоколами на колокольне одновременно. Классически все колокола делятся на три группы: зазвонные колокола (эти колокола являются самыми маленькими, управление ими осуществляется правой рукой звонаря); подзвонные колокола (количество таких колоколов может быть различным, по размеру они причисляются к средним, они управляются правой рукой звонаря); благовестники (это самые большие колокола во всем ансамбле, они управляются посредством педалей). Что касается самих колокольных звонов, то они делятся на несколько видов:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды и способы колокольного звона

Глава I. История появления колокола на Руси.

1. Способы колокольного звона………………………………………2-4

2. Колокольня Ивана Великого………………………………………4-9

3. Храм Александра Невского в Самаре……………………………….9-10

Глава II. Виды звона.

Глава I История появления колокола на Руси . 1. Способы колокольного звона . Впервые колокола, как известно, появились в Западной Европе. Есть предание, по которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину, Епископу Ноланскому (411),т.е. в конце IV или в начале V века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин во сне увидел полевые цветы - колокольчики, которые издавали приятные звуки. После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но, очевидно, Св.Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т.к. ни сам он в сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах . Только в начале VII в. Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского Богослужения. Русь заимствовала колокола из Европы, где они вошли в употребление уже с VII в. Колокола известные в Византии с IX в. Первое упоминание о колоколах на Руси находится в III Новгородской летописи под 1066 г. Никакими ясными указаниями на приемы размещения колоколов в домонгольский период мы не располагаем. Колокола могли размещаться под кровлею храма, в окнах или на паперти. Название колокол, которое происходит от немецкого слова GIOCKE, на церковном языке именуется "КАМПАНЪ" - от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола. Единственным способом звона в этот период для Европы , Византии и Руси было раскачивание колокола.

Существуют три способа заставить колокол звучать: встряхивая его или качая, ударяя по нему молотом или колотушкой и ударяя языком в край.

Древний способ - звон посредством раскачивания колокола при свободном

положении языка. Этот вид звона бытует у народов Западной Европы вплоть до наших дней.[2] Второй прием звона посредством удара молотом от механического привода - уже несколько столетий служит для производства часового боя в башенных часах всех стран и народов, в том числе у нас в России.

Колотушкой ударяют по колоколу в Китае, Японии, Бирме и т.п. Редко употребляется в мировой практике звон в колокол посредством раскачивания языка при неподвижном положении колокола. Этот вид звона получил распространение на Руси, особенно во второй половине XVII в. В середине XIX в. исследователи колокольного звона отмечали особенное свойственное только этому способу ритмическое многообразие. Считалось, что этот вид звона в колокол существовал лишь на Руси. Древняя Русь знала все три указанных способа звона, причем на протяжении длительного времени применяла их одновременно, нередко в одних и тех же сооружениях, часто в весьма причудливых сочетаниях. Доминирующим и, по- видимому, изначальным способом звона был звон посредством раскачивания колокола при свободном положении языка. Этот способ был заимствован нами из Европы вместе с колоколами и колокольнями и колокололитейным искусством. На протяжении столетий в приемах русского звона происходили изменения. С известной долей условности можно выделить три основных периода в истории древнерусского колокольного звона. Первый, от которого не осталось ни материальных памятников, охватывает время от появления на Руси колоколов до нач. XIV в.

В 1642 г., в царствование Михаила Федоровича Романова и патриаршество его отца Филарета, у этой звонницы Важен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку. В 1812г., при отступлении армии Наполеона из Москвы, звонница и пристройка были взорваны. [5]

На Филаретовской пристройке и звоннице до наших дней сохранились три Большой колокол (который называли Успенским, Праздничным, Царь-колоколом) весит 65т. 320 кг. Он был перелит в 1817-1819 гг. из колокола весом 58 т. 165 кг, изготовленного мастером К.М. Слизовым в 1760г.

Назначенные чиновники осмотрели сооружения, но, боясь взять на себя малейшую ответственность, нашли каланчу ненадежной и предложили построить новую.

Ясно, что для этого нужны были новые средства и время. Несмотря на выводы комиссии, Богданов был твердо уверен, что построенная им каланча достаточно прочна и надежна. К счастью

В день поднятия колокола митрополит пригласил М.Г. Богданова к своему столу, к которому он и после был приглашаем. Но никакие награды за труд не могли утешить Богданова.

Колокол Реут, расположенный на звоннице, весит 32 т. 760 кг. Он был изготовлен по указу царя Михаила Федоровича в 1622 г. лучшим литейным мастером Чоховым Колокол этот отличается особенной формой и необыкновенной толщиной краёв. Во время взрыва французами Филаретовской пристройки от колокола отбились уши, но их так искусно приделали, что у колокола не изменился даже тон звучания.

В 1855 г. во время звона Реут упал, пробив три каменных и два деревянных свода. При этом было убито несколько человек. Колокол подняли и поставили на прежнее место, где он оставался в действии до 1885 г. [1]

Третий колокол на пристройке колокольни Ивана Великого весом 13 т. 71 кг. отлит русским мастером Иваном Моториным в 1704 г.

Колокол вначале назывался Вседневным, а позднее - Семисотным. Не менее интересны колокола, находящиеся на самой колокольне Ивана Великого.

Всего их 18 . В нижнем ярусе размещено шесть колоколов.

Колокол Медведь ( вседневный ) весит 7 т. 223 кг., отлит русским литейным мастером Иваном Алексеевым в 1501 г. и перелит в 1775 г. мастером Семеном Можжухиным. Колокол Лебедь весит 7 т. 371 кг. Он перелит из старого колокола в 1775 г. с сохранением прежней формы и надписи. Лебедем колокол был назван якобы потому, что его звон напоминал громкий лебединый крик. Новгородский колокол весит 6 т. 880 кг. Отлит в Новгороде в 1556 г. для Софийского собора, перелит в Москве в 1730 г. Колокол Широкий весит 4 т. 914 кг. отливали русские мастера Василий и Яков Леонтьевы в 1679 г.

Колокол Слободской весит 5 т. 62 кг. перелит из старого Слободского в 1641 г.

Ростовский колокол весом 3 т. 276 кг.отлит в 1687 г. для Белогостинского монастыря Ростовской губернии мастером Филиппом Андреевым. В среднем ярусе столпа колокольни девять колоколов.

Колокол Новый весит 3 т. 276 кг.раньше назывался Успенским. Отлит в Москве в 1679 г. мастером Федором Моториным .

Колокол Немчин весит 3 т .112 кг. Отлит в 1550 г. западноевропейским мастером.

Безымянный весит 2 т. 457 кг. Даниловский колокол отлит в 1678 г. переславльзалесским мастером для Свято - Троицкого Даниловского монастыря.

Колокол Глухой весом 1 т. 638 кг. отлит в 1621 г. мастером Андреем Чоховым и Игнатием Максимовым.

Корсунский весом 655 кг. перелит из старого Корсунского колокола мастером Нестером Ивановым в 1554 г.

Здесь же весят еще два небольших колокола. Это корсунские, зазвонные весом 160 и 123 кг. Они издают чистый мелодичный звук и имеют беловатый цвет. Поэтому есть основания предполагать, что в состав сплава вошла большая доля чистого серебра. В верхнем ярусе колокольни три колокола, все безымянные. Самый большой из них, весом 1 т. 71 кг., был отлит мастером Филиппом Андреевым в 1687 г. Второй, весом 573 кг., отлит в 1647 г. Третий колокол отлит 1621 г.[9]

Колокола на колокольне Ивана Великого первоначально висели на деревянных балках, а во второй половине XIX в. были перевешены на железные. На Филаретовской пристройке и на звоннице колокола были перемещены с деревянных балок на металлические в начале XX в.

Храм Александра Невского в Самаре.

Я живу в Самаре, в поселке городского типа Зубчаниновке. Долгое время в

нашем сравнительно большом поселке не было храма, чем жители были очень недовольны. И вот наконец, в 1996 году нашу просьбу услышали власти, и началось строительство долгожданного храма.

Первый камень основания храма Александра Невского заложен 6 декабря 1996 года в присутствии Владыки Самарского и Сызранского Сергия и жителей поселка Зубчаниновка. Строительство храма велось на месте разрушенной в 30-е годы двадцатого столетия церкви во имя благоверного князя Александра Невского.

Основным спонсором строительства храма является Сурков Виктор Иванович, а также большой вклад в строительство внесли и жители поселка Зубчаниновка.

В 2001 году Высокопреосвященнейшим Сергием, архиепископом Самарским и Сызранским, освящается храм в честь благоверного князя Александра Невского.

Настоятель храма протоиерей Владимир является не только настоятелем, но и духовным наставником для всех жителей посёлка Зубчаниновка.

Первая служба в храме состоялась седьмого апреля 1997 года на Благовещение Пресвятой Богородицы. При храме имеется колокольня, колокола которой повесили лишь три года назад. И теперь колокольным звоном все жители поселка оповещаются о начале церковной службы.

Накануне престольного праздника в храме Александра Невского (12 сентября 2005 года) открылась воскресная православная школа для детей. 20 воспитанников школы сели за парты в новом помещении воскресной школы при храме Александра Невского.

Глава II Виды звона. Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида : 1.благовест 2.собственно звон. Звон в колокола не одинаков, он соответствует службе : праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, великопостный, заупокойный. 1. Благовест Благовестом называется звон к началу Богослужения одного или нескольких колоколов вместе. Благовестом этот звон называется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале Богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола ), а затем уже следуют мерные удары.

Если колокол очень большого или огромного размера, то эти мерные удары производятся качающимся языком в оба края колокола.

Если же колокол сравнительно небольшой, то в таком случае язык его притягивается веревкой довольно близко к его краю, на веревку кладется доска и нажимом ноги производится удары.

Благовест в свою очередь делится на два вида: 1. Обыкновенный или частый и производится самым большим колоколом; и 2. постный или редкий , производится меньшим по величине колоколом, в седмичные дни Великого Поста .[6]

2 . Собственно звон. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола различается на : 1.Трезвон - это звучание нескольких колоколов в три приема ( три - звон ) . Обычно в течение суток благовестят 3 раза : к началу вечернего , утреннего и дневного Богослужения .

2. Двузвон – это звон во все колокола дважды, в два приёма . 3. Перезвон принято называть последовательные удары колокола. В богослужебной практике он производится для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Так, перезвон в большие колокола совершается в дни больших крестных ходов из Московского Кремля к празднующим престольный день церквям, перед чином коронаций , перед посвящением в епископы .

Перезвон с использованием всех колоколов, от самого большого до самого маленького, совершается перед особым действием, например, перед выносом Плащаницы.

Когда этот звон применяется при чине водоосвящения, он символизирует собою сошествие Благодати Божией на освящаемую воду . [2]

4. Перебор - это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному

разу, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол, ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз .[10]

Колокольный звон — не самый древний звуковой сигнал, зовущий на молитву. Возникновение подобной традиции относится к Ветхозаветным временам. На горе Синай Господь заключил Завет (договор) с израильским народом. К обрядовым законам относится Божье повеление о создании семи серебряных труб для созыва евреев на молитву (Числа, 10:2).

колокольный звон

Церковный колокол

Такие же трубы использовались и в первых монастырях Египта и Палестины (3-4 век). Для созыва верующих в Греции широкое применение нашли клепала (специальные пластины из дерева, железа, меди или камня, по которым били колотушкой).

На русских землях колокола появились одновременно с пришествием христианской веры. Однако повсеместно колокола распространились только с 16 столетия. До этого их функции зачастую выполняло било (деревянные доски).

Что такое колокол?

Внешняя поверхность стенок колоколов украшалась рельефными изображениями царей, святых, событий, относящихся к истории Церкви или государства. В середине 16 века особенно выделялись колокола псковских мастеров, украшенные изображениями растений и зверей.

Также на колоколе можно увидеть тексты различного содержания. Они размещались по краям и указывали, при каком государе и в честь какого события отлит данный колокол. Распространены и надписи духовного содержания из Священного Писания, тексты молитв.

Колокольный звон

Для разных областей России характерны свои стили и виды колокольного звона. Издавна различались московский, ивановский, ростовский, псковский и другие звоны. Сейчас колокольный звон зависит от личного вкуса и навыков конкретного звонаря. В Москве можно услышать не только московский звон (которого придерживаются, например, в Новодевичьем монастыре). Например, в храме Христа Спасителя и в Кремле придерживаются ростовских звонов.

На звучание колоколов влияют материалы, из которых они отлиты, а также форма купола. Толщина боковых стенок колокола определяет главным образом силу звука, его чистоту и продолжительность.

Отличительными особенностями русских колоколов является их звучность и певучесть. Это стало возможным при использовании оптимальной пропорции олова и меди в сплаве. Для Европы характерно получение звука за счет раскачивания самого колокольного купола. В 20 веке в странах Западной Европы появилась тенденция использовать электронный звон. С помощью электромотора происходит вращение колокола, раскачивание языка, в результате чего возникает удар.

Для колоколов российских храмов обычно используется неподвижный способ крепления. Купола являются неподвижными, а звук достигается при помощи свободно качающегося внутри купола языка.

Когда звонят колокола

Колокольным звоном верующие созываются на богослужения. В колокола звонят и во время службы — в особо важные и торжественные моменты. Звоном колоколов обозначается окончание церковной службы.

Будничный — используется в обычные, непраздничные дни. Постный звонит только в период Великого поста. Часовым колоколом оповещается чтение Часов во время Великого поста.

Колокольный звон является напоминанием для верующих о необходимости помнить Бога, молится и славить Его, о начале и ходе богослужений. Специальным колокольным звоном (набатом) раньше извещали жителей округи об опасности (например, при пожаре).

В Русском Православии сложилась традиция в Светлую (Пасхальную) неделю открывать доступ на колокольню для всех желающих. Под присмотром звонаря и с его помощью каждый может некоторое время звонить во все колокола.

Колокольный звон: различные виды

Благовест

Благовест — звон размеренными ударами в один большой колокол. Сначала совершаются два удара до полного затихания звука, а с третьего — мерные удары. Продолжительность звона составляет 10-20 мин. Благовест извещает о начале богослужения. Такой же звон используют во время важнейших моментов церковной службы.

Трезвон

Перезвон

Звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с самого большого и заканчивая малым, называется перезвоном. Это одновременно торжественный и скорбный вид звона. Его используют, чтобы показать важность предстоящей службы. Поэтому употребляется перезвон только в отдельные дни Великого поста (Великие Пятница и Великая Суббота) и при освящении воды в праздник Крещения Господня (19 января).

Перебор

Перебор — звон с поочередными ударами в каждый колокол, начиная с малого и заканчивая большим. Такой вид колокольного звона также называется погребальным и используется при отпевании покойника.

Малиновый звон

Колокольный звон: мифы и суеверия

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогающую верующим настроиться на особое молитвенное состояние. Однако многие люди придают звону некое мистическое значение. Нередко можно услышать, что от звука колокола гибнет вирус гриппа. Однако, как показывает практика, звонари наряду с остальными прихожанами также болеют простудными заболеваниями. Поэтому стремление использовать колокольный звон для исцеления является всего лишь суеверием.

Первая молитва звонаря

Го́споди благослови́ меня́ уда́рить в сии́ ко́локола! Да просла́вится И́мя Твое́ Свято́е!

Вторая молитва звонаря

Вся́ческая еди́ною в нача́ле Собо́ю непосре́дственне созда́вый, Го́споди, ны́не же вся́ посре́дственне де́йствуяй, гла́сом зво́на сего́ освяще́ннаго вся́кое уны́ние с лени́вством от серде́ц ве́рных Твои́х отжени́, стра́х же Тво́й в ни́х с благоче́стием вкорени́ и спе́шных на моли́тву, ско́рых же ко вся́кому благо́му де́лу Твое́ю си́лою сотвори́, избавля́я на́с от все́х наве́тов вра́жиих, и невре́дных от злорастворе́нных возду́хов заве́трения соблюда́я, моли́твами Богоро́дицы и все́х святы́х Твои́х, я́ко Еди́н Милосе́рд.

Разновидности колокольных звонов в православном мире отождествляют печальные и торжественные моменты в жизни людей. В связи с этим бой колоколов подразделен на две большие категории, имеющие свои особенности.

Собственно звон

По церковным традициям, этот вид звучания производится большим количеством колоколов и разделяется на несколько разновидностей:

  • Трезвон – трехкратные удары во все колокола с короткими перерывами. Трезвон означает радость от большого христианского праздника.
  • Двузвон – колокольный звон во все имеющиеся инструменты, но с двукратным перерывом.
  • Перезвон – множественные удары по каждому колоколу поочередно. Начинают с главного (крупного) и заканчивают самым маленьким. Перезвон повторяется много раз без перерывов.
  • Перебор – начиная с самого маленького колокола, ударяют поочередно во все с длительным перерывом. После последнего удара бьют во все инструменты одновременно. Такой порядок повторяется несколько раз. Чаще всего используется при проведении погребальных мероприятий.

Разновидности колокольных звонов

Благовест

Самый значимый православный звон получил свое название от несения благой вести. Он созывает всех православных на начало богослужения. Производится благовест ударами в главный колокол по особому порядку:

Благовест

Праздничный – производится в праздник Пасхи. Звонарь бьет в самый большой инструмент. Но праздничный благовест иногда разрешается и при других церковных событиях. Например, освящение престола. Для использования этого типа звона необходимо благословение настоятеля храма.

Воскресный – если имеется праздничный благовестник, то воскресным считается второй по весу.

Полиелейный – применяется для проведения специальных служб.

Будничный – благовестник используется для обозначения ежедневных православных служб.

Постный – совершает удары во время Великого поста.

Разновидности благовестников определяют виды колокольных звонов. Их применение в тот или иной день зависит от определения настоятеля.

На Руси когда-то использовался еще один звон – набат. Это единичные тревожные удары, оповещающие о бытовом скорбном событии: нашествии врагов, пожаре, наводнении или любом другом бедствии.

Очищение

Мощность колокольного звона настолько сильна, что очищает вокруг себя пространство, насыщает его любовью и добром. Звуковые волны с колоколен распространяются в виде креста, этим объясняется мощный положительный эффект на физическое тело и духовное состояние человека. Доказано, что при помощи колокольных вибраций снижаются вирусные заболевания и приходит в норму психоэмоциональное состояние.

Очищение

Для лечения и очищения души звон колоколов можно прослушивать в записи на качественных носителях и без использования наушников. Минимум один раз в году рекомендуется наслаждаться живым звучанием.

Получить позитивное влияние можно лишь при условии, что звуки не раздражают человека. Сеанс звукотерапии, даже при живом колоколе, не должен превышать 20 минут.

Разновидности колокольных звонов обладают различными способностями и целительными свойствами. Но положительное воздействие зависит от силы веры человека в Бога.

Читайте также: