Сообщение о любом композиторе эпохи возрождения

Обновлено: 07.07.2024

В XIV веке в культуре Италии возник направление, что провозглашал наибольшей ценностью человека и его величие — гуманизм. Гуманистов вдохновляла античность, которую они считали образцом совершенства, источником знаний и художественного творчества. В течение XV–XVI веков гуманизм распространился и в других европейских странах. На его основе возникло искусство Возрождения, или Ренессанса, которое должно было возродить античную культуру. Вместе с тем искусство Ренессанса во многом влияли традиции Средних веков и христианская церковь.

Эпоха возрождения в Европе и ее влияние на музыку

С эпохой Возрождения связан расцвет литературы, науки и искусства, сначала в Италии, а затем в других европейских странах. Искусство опиралось на открытия в науках — анатомии, физике, математике.

Искусство Возрождения заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства очень изменились, стали ближе и понятнее для человека. Появились новые жанры, более земной и доступной стала тематика произведений.

Музыкальное искусство также претерпело изменения. Влияние Возрождения было заметно прежде всего в народной музыке Италии. Возникли разнообразные песенные жанры: карнавальные песни, баркаролы (песни лодочников), крестьянские вилланели. В XIV веке в этих жанрах сочиняли песни на стихи Петрарки и других поэтов с аккомпанементом лютни и виолы профессиональные музыканты. Наиболее любимыми жанрами были баллата (танцевальная песня) и лирический мадригал — песня для трех голосов, которая выполнялась на родном („материнском”) языке.

В XV веке самыми популярными жанрами стали городская фроттола и сельская вилланела, связанные с народной музыкой.

В XVI веке наивысшего расцвета достиг мадригал. Прекрасные мадригалы писал князь Карло Джезуальдо ди Веноза на стихи своего друга, известного поэта Торкватто Тассо. Возник новый тип мадригала — драматический, или мадригальная комедия, которая исполнялась в ролях и подготовила появление оперы.

Наиболее распространенным инструментом итальянского Возрождения стала лютня. Для нее было написано множество произведений разными композиторами, самый известный из них — Франческо да Милано.

Много произведений было написано для органа. Сложились новые жанры — прелюдия, ричеркар, канцона, что подготовили развитие органной полифонии.

Церковная музыка эпохи Возрождения в Италии была в основном вокальной, а ведущим жанром — месса. Это многочастное хоровое произведение на обязательные тексты молитв на латинском языке. Основных частей было пять:

Kyrie eleison (Господи, помилуй),

Sanktus (Свят Господь Бог),

Agnus Dei (Агнец Божий).

В хоровом пении сложился так называемый „строгий стиль” — в музыке избегали хроматизмов, увеличенных и уменьшенных интервалов, ограничивалось употребление диссонансов. Музыка отличалась рассудительностью, невозмутимо ясной и строгой красотой.

В итальянской церковной музыке образовалось две школы: римская и венецианская.

Главой римской стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. Его многочисленные (более пятисот) произведения поражали высоким мастерством. Музыка Палестрины, проникнутая глубокой человечностью, была образцом для многих композиторов XVII—XVIII веков в различных странах Европы.

Основателем венецианской школы стал Адриан Вилларт, который разрабатывали пышный хоровой стиль, с более сложным музыкальным языком и смелыми звукосочетаниями.

Итальянское Возрождение оставило и труды по теории музыки. Ученый монах Джозеффо Царлино написал книгу „Установления гармонии”, в которой попытался объяснить закономерности музыки своего времени.

С конца XVI века в Неаполе, а затем в Венеции появились консерватории — приюты для детей-сирот, отдельно для мальчиков и девочек, где их обучали профессиональному пению и игре на музыкальных инструментах. Позже эти приюты превратились в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Музыка эпохи возрождения в Северной Европе

В странах Северной Европы — Нидерландах, Франции, Германии и других — в отличие от Италии, не было античных памятников. Ренессанс в этих странах — не возрождение древних идеалов, а искусство, зародившееся под влиянием Италии.

В Северной Европе новая культура сформировалась под влиянием готики, ее становление происходило в традициях христианства. Считалось, что образ Бога отражен в земном мире, который является продолжением мира небесного. В итальянском Возрождении человек рассматривалась как вершина развития мира, самое совершенное творение Бога. В Северном Возрождении человек тоже прекрасен и величественен, но не больше, чем любое другое проявление природы.

Музыка Нидерландов

Нидерланды эпохи Возрождения — это территория, на которой сейчас расположены Голландия, Бельгия и Люксембург. В средние века труженики Нидерландов превратили эту бедную землю в цветущий край, славившийся торговлей и ремеслами.

Новое искусство зародилось в Нидерландах в XIV веке. XV–XVI века в Нидерландах — эпоха расцвета хоровой полифонической музыки, вобравшая в себя традиции многих стран. Этому способствовали широкие торговые и культурные связи нидерландских городов, их богатая музыкальная жизнь, а также хорошо поставленное музыкальное образование в метризах — закрытых школах-приютах.

Среди мастеров хоровой полифонии Нидерландов наиболее известные :

Все они, опираясь в своем творчестве на народную мелодику Нидерландов, были в то же время хорошо знакомы с музыкой композиторов Италии, Франции, Германии и использовали их опыт в своем творчестве. Великие композиторы Нидерландов писали не только церковную, но и светскую музыку, их произведения любили и при дворах королей, и в народе.

Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы, произведения этих композиторов широко использовали музыканты последующих эпох.

В конце XVI — начале XVII веков центром экономики и общественно-политической жизни стала Голландия. Наиболее яркий музыкант и композитор этого времени — органист Ян Питерс Свелинк.

Музыка Франции

Начало эпохи Возрождения во Франции совпало с тяжелым периодом ее истории — Столетней войной. Искусство французского Возрождения, опираясь на формы готического искусства, искало новые принципы. Во французской литературе это проявилось в творчестве сатирика Франсуа Рабле, поэта Франсуа Вийона, в изысканной поэзии Ронсара и философии Монтеня.

Как и в Италии, новые черты французской музыки проявились прежде всего в народной песне. Возникли новые жанры:

  • ноэли (песни на религиозные тексты),
  • ле (одноголосные песни с сопровождением),
  • шансон (многоголосные песни).

Первым композитором французского Возрождения стал Гийом де Машо (XIV век), который написал много как церковной, так и светской музыки.

Вершиной в музыке французского ренессанса считается творчестве Клемана Жанекена (1485-1558 гг.), который, как предполагают, был учеником Жоскена Депре. Кроме церковных сочинений, Жанекен оставил около двухсот восьмидесяти песен-шансон, в музыке которых широко используются французские народные мелодии.

Кроме идей гуманизма в эпоху возрождения существовали и другие идейные влияния, в частности протестантизм, или Реформация, которая была направлена на борьбу с диктатурой католической церкви. Разновидностью протестантизма во Франции было движение гугенотов. С приходом во Францию протестантского движения и началом религиозных войн в конце XVI века в церковной музыке возникло новое направление — гугенотские псалмы, в которых композиторы отказывались от латыни и полифонии, предпочитая единогласном пения.

Музыка Германии

В XV–XVI веках Германия была страной, раздробленной на множество княжеств. Император избирался съездом князей и короновался Папой Римским. В Германии особенно сильна была зависимость от Рима и враждебность ее жителей в католичество, поэтому движение Реформации, возглавленное в начале XVI века Мартином Лютером, поддержала большая часть населения.

В начале эпохи Возрождения в Германии уже было хорошо развито песенное искусство. Народные песни собирали и записывали, а потом использовали в своем творчестве профессиональные музыканты. К этому источнику обратились и деятели Реформации, которые считали, что необходима реформа церковной музыки. По мнению Мартина Лютера, который неплохо знал музыку, для церковного пения необходимы были простая и ясная мелодия, равный несложный ритм, четкая форма. Тексты молитв исполнялись на немецком языке. Так возникли протестантские хоралы, мелодии к которым подбирали Мартин Лютер и его друг Иоганн Вальтер, приспосабливая народные напевы. Для некоторых хоралов Мартин Лютер писал музыку сам.

Хоралы исполнялись одним голосом или четырехголосными аккордами с мелодией в верхнем голосе. Создавались также сложные полифонические произведения на основе хоральных мелодий. Хорал оказал влияние и на инструментальную, особенно органную музыку. Возникли художественные обработки хоральных напевов для органа и других инструментов в виде вариаций и прелюдий.

Сохранились также образцы профессиональной светской музыки немецкого Возрождения. Это танцевальная музыка, многоголосные песни с аккомпанементом, произведения для лютни, которую очень любили также и в этой стране.

С эпохой Ренессанса связано и творчество мейстерзингеров — городских ремесленников, которые составляли песни. Самый известный из них, сапожник Ганс Сакс, написал около шести тысяч песен.

гравюра XV века изображает падение стен Иерихона от звука труб войска Иисуса Навина

Старинные инструменты: гравюра XV века изображает падение стен Иерихона от звука труб войска Иисуса Навина

Классическая музыка берет начало в Древней Греции. Пифагор, которого мы знаем по знаменитой теореме о сторонах прямоугольного треугольника, первым начал кодировать музыкальные произведения. Древние музыкальные инструменты, такие как струнная лира, были предшественниками тех, что хорошо нам знакомы сегодня по большим симфоническим оркестрам.

Большая часть музыки, дошедшая до нас с тех времен, носит религиозный характер. Это неудивительно, учитывая центральную роль, что играла церковь тогда в жизни каждого человека. Да и самыми образованными людьми того времени были монахи, монахини и клирики. Самой распространенной формой музыки являлся хорал. Его можно было услышать в любой церкви, чаще всего григорианский. Название он получил в честь Григория I, занимавшего папский престол с 590 по 604 год. Именно он приказал упростить и каталогизировать церковную музыку.

Однако существовали и другие формы церковных песнопений. Хорал — это разновидность монофонической музыки, которую исполняли преимущественно хором.

С XII века популярность приобрели и светские песни странствующих менестрелей и трубадуров, где воспевалась куртуазная любовь и рыцарские подвиги.

С XII века одноголосную церковную музыку постепенно вытесняет многоголосная, полифоническая, в которой присутствуют две или более независимых мелодий. В конце XII века в парижском соборе Нотр-Дам работали два музыканта, Леонин и Перотин. Леонин составил первый манускрипт полифонической музыки Magnus Liber (Большая книга), а Перотин его отредактировал.

Манускрипт Леонина — это отражение серьезных перемен: появилась и стала развиваться нотная запись музыки. До этого певцы заучивали распевы на слух и передавали в устной форме. Естественно, что со временем неизбежны были мелкие изменения. Нотная запись позволила передавать музыку в неизмененной форме. А когда в середине XV века появился печатный пресс, музыка получила еще большее распространение. В 1501 году Петруччи изобрел печатный пресс для печатания нот.

король Оттон IV Бранденбургский играет в шахматы, слушая придворных музыкантов

Музыка как развлечение: король Оттон IV Бранденбургский играет в шахматы, слушая придворных музыкантов

В ранний период основным заказчиком музыки была церковь. В эпоху Ренессанса появилось множество богатых аристократов и купцов. Разбогатев, эти люди потянулись к искусству, стали меценатами. Они покровительствовали художникам и музыкантам. Во время Ренессанса (Возрождения) науки и искусства пережили радикальную перемену. По мере расширения знаний люди начинали оспаривать существующий порядок. Великими покровителями искусств были итальянские аристократы, в том числе флорентийское семейство Медичи. В эту эпоху особое распространение получила инструментальная музыка — она скрашивала досуг меценатов.

Однако в эпоху Ренессанса произошла и Реформация. Европа была охвачена религиозными войнами. И на этом фоне начался другой великий этап в истории музыки — наступила эпоха барокко.

Томас Таллис

Таллис

Томас Таллис играл ведущую роль в английской литургической музыке в XVI веке. Это был очень непростой период в истории церкви, и музыка Таллиса отражает противоречия эпохи, поскольку он работал и для католической, и для протестантской церквей.

Томас Таллис родился в самом начале XVI века, вероятно, в 1505 году. О его детстве и юности мы почти ничего не знаем. Но он был истинным католиком и сохранил свою веру до конца жизни, несмотря на сильнейшее давление, которое еще больше усилилось после 1558 года, когда на трон взошла Елизавета I. Он так никогда и не вступил в лоно новой церкви. Томас Таллис всегда писал музыку для церкви. В 1531 году он стал органистом бенедиктинского монастыря в Дувре, а в 1537 году переехал в Лондон и поступил на службу в церковь Святой Марии на Холме.

В следующем году он стал органистом августинского аббатства Святого Креста в Уолтэме, но к этому времени Генрих VIII уже порвал отношения с Римом и начал кампанию по полному разорению монастырей. Уолтэмское аббатство было распущено последним — королевские представители окончательно прекратили его работу в 1540 году.

Дуврский замок. Таллис жил и работал неподалеку

Таллис перебрался в кафедральный Кентерберийский собор, где прослужил три года. В 1543 году его отправили ко двору, где ему был пожалован чин джентльмена королевской капеллы. Пост придворного органиста и композитора Томас Таллис занимал на протяжении 42 лет вплоть до самой смерти в 1585 году.

Томас Таллис женился в 1552 году. Королева Мария подарила ему поместье в Кенте, которое стало для него источником постоянного дохода. В 1575 году финансовое положение Таллиса еще более упрочилось. Королева Елизавета даровала Таллису и Уильяму Бёрду монопольное право печати и публикации нот на бумаге на 21 год. Среди опубликованных Таллисом и Бёрдом нот был первый изданный в Англии сборник гимнов и мотетов Cantiones Sacrae. Таллис умер 23 ноября 1585 года в своем доме в Гринвиче. Его похоронили в церкви Сент-Элфидж в Гринвиче. В 1710 году во время бури церковь была разрушена. Восстановлением ее руководил Николас Хоксмур. Во время реконструкции гробница Таллиса оказалась уничтожена.

Церковь Сент-Элфидж в Гринвиче

Католическое возрождение, ознаменованное правлением Марии, оказалось недолговечным. В 1558 году на английский трон взошла Елизавета. Новая королева изменила религиозную атмосферу страны, и господство протестантизма стало полным. Таллис продолжал сочинять музыку до конца жизни, но при этом оставался более консервативным, чем его современники, в том числе и Уильям Бёрд.

Мадригал
Эпоха Возрождения. Мадригал

Рождение оперы
Интермедия. Рождение оперы

Эпоха Возрождения. Клавирная музыка

Эпоха Ворзрождения. Лютневая музыка
Эпоха Возрождения. Музыка для лютни и виолы

Печатная мастерская Пьера Аттенгната
Эпоха Возрождения. Революция музыкальной печати













Это период в истории культуры Западной и Центральной Европы, который охватывает примерно XIV—XVI вв . Свое название этот период получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, ставшему идеалом для деятелей культуры нового времени.

Большинство музыкальных историков полагает, что эволюция ренессансной музыки охватывает период в 200-ти лет. Традиционно её разделяют на:

Музыку раннего периода Ренессанса, с 1400-го по 1467-ой годы;

Музыку среднего периода Ренессанса, с 1467-го по 1534-ый годы;

Музыку Позднего (или Высокого) Ренессанса, с 1534-го по 1600-ый годы.

Такая периодизация в свою очередь связана с расцветом и доминированием разных композиторских школ в Западной Европе. Стилистические характеристики, определяющие музыку Ренессанса, – полифоническая текстура, подчиняющаяся законам контрапункта и регулируемая унаследованной от средневековья модальной системой григорианского хорала.


Основные жанры : месса и мотет (многоголосные полифонические произведения для хора без сопровождения или в сопровождении инструментального ансамбля).

Из инструментов предпочтение отдавалось органу .

Развитию светской музыки способствовал рост любительского музицирования. Музыка звучала всюду: на улицах, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож. Появились первые концертирующие исполнители-виртуозы на лютне, клавесине, органе, виоле, различных видах продольных флейт.

Мадригал (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания;

Шансон (во Франции) — полифоническая песня;

Баллата — танцевальная песня.

Во второй половине XVI века начинается бурное развитие инструментализма . Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

Появляются новые инструментальные жанры :

прелюдия (перед игрой) - вступительная пьеса,

ричеркар (изысканная пьеса) - полифоническое письмо,

канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

Формируются национальные музыкальные школы

К XV в. в Нидерландах сложилась нидерландская полифоническая школа - одно из крупнейших явлений музыки Возрождения. Основы полифонической традиции в нидерландской музыке заложил Гийом Дюфаи (около 1400 - 1474). Дюфаи первым среди композиторов начал сочинять мессу как цельную музыкальную композицию. Кроме церковной музыки сочинял мотеты на светские тексты. В них он также применял сложную полифоническую технику. Другие представители: Жоскен Депре , Йоханнес (Жан) Окегем и Якоб Обрехт . Нидерландская полифоническая школа оказала большое влияние на развитие музыкальной культуры Европы. Выработанные нидерландскими композиторами принципы полифонии стали универсальными, и многие художественные приёмы использовали в своём творчестве композиторы уже XX столетия.

2. В начале XV столетия выдвигается английская школа полифонистов во главе с Джоном Данстейблом . В XVI столетии в стране распространяется протестантизм. Открываются музыкальные отделения в Оксфордском и Кембриджском университетах. Наиболее ярким представителем музыкальной культуры того времени был Уильям Бёрд (1543 или 1544 — 1623) — нотоиздатель, органист и композитор. Бёрд стал родоначальником английского мадригала. Бёрд создавал также духовные произведения (мессы, псалмы) и инструментальную музыку. В сочинениях для вёрджинела он использовал мотивы народных песен и танцев.

3. С наступлением эпохи Возрождения в Италии распространилось бытовое музицирование на различных инструментах; возникли кружки любителей музыки. В профессиональной области сформировались две наиболее сильные школы: римская и венецианская . В эпоху Возрождения возросла роль светских жанров. В XIV в. в итальянской музыке появился мадригал (matricale - "песня на родном языке"). Сложился он на основе народных (пастушеских) песен. Мадригалы представляли собой песни для двух-трёх голосов, часто без инструментального сопровождения. Писались они на стихи современных итальянских поэтов, в которых рассказывалось о любви; существовали песни на бытовые и мифологические сюжеты.

Главой римской школы стал Джованни Пьерлуиджи да Палестрина - один из крупнейших композиторов эпохи Возрождения. Творчество Палестрины проникнуто светлым мироощущением

Другое направление ренессансной музыки связано с творчеством композиторов венецианской школы, основоположником которой стал Адриан Вилларт . Если для произведений Палестрины характерны ясность и строгая сдержанность, то Вилларт и его последователи разрабатывали пышный хоровой стиль.

Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре .

Музыка Ренессанса развивалась не синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.

Происходило уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.

Формировалась творческая элита. Композиторы становились профессионалами и поступали на придворную службу, ставили свои имена на произведения.

До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.

Читайте также: