Как улучшить работу правоохранительных органов сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Уничтожить как класс. Набрать абсолютно новые подразделения, набранные из жестко отобранных и отфильтрованных кадров. Регламентировать права и обязанности в соответствии с конституцией и правами граждан. Повысить заработную плату, ввести льготы и поощрения. Ужесточить до максимума наказание за превышение полномочий или коррупцию. Сделать престижной мало того, что работу в таких органах, но и престижным само соблюдение жестких рамок закона и человечности.

Дмитрий Белебенцев Гуру (4778) Из кого набрать? Из дилетантов?

Некорректный опрос. Недостаточный. Единственная возможность - создание альтернативной народной милиции - отрядов самообороны.

Исследование проведено Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета гражданских инициатив (фонд А. Кудрина). Главная цель исследования – разработка плана реформ правоохранительной системы.

Централизация и закрытость

При этом надо учитывать, что все ведомства, задействованные в правоохране, включая и суды, стремятся к максимальной закрытости, и защищаются от публикации данных о своей деятельности в той степени, в которой могут это себе позволить.

На одного сотрудника полиции в России приходится чуть больше одного пойманного преступника в год. Это один из самых низких показателей в мире

Например, прокуратура – исторически самое влиятельное и наиболее закрытое из силовых ведомств – не публикует подзаконные акты, регулирующие ее деятельность, и делится с общественностью статистикой, отражающей собственную деятельность лишь спорадически (публикуемая регулярно статистика Генпрокуратуры относится больше к деятельности контролируемых ею ведомств, чем собственно к ее работе).

В таком случае оперативная и следственная работа не будет разделена, как это происходит сейчас. При этом будет четкий взаимный контроль и все уровни полиции будут отвечать за разные проблемы на одной территории.

Власть бюрократии

Высокая централизованность в сочетании с невозможностью объективно оценить конечный результат деятельности подчиненных, приводит к наращиванию бюрократического аппарата – ведь за каждый аспект деятельности должен кто-то отвечать и кто-то (т.е., все нижестоящие) отчитываться. Справедливо полагая, что недостаток обратной связи приводит к соблазнам взяточничества, силового рейдерства, нарушения законности, фальсификации документов, руководство правоохранительных ведомств находит выход в скрупулезной фиксации каждого аспекта деятельности своих сотрудников в официальной документации.

По сравнению с другими странами, российская полиция является самой многочисленной (547 полицейских на 100 тыс. жителей)

В результате, аспектов, нуждающихся в отчетности (ради обратной связи), учете (для управленческих нужд) и документальной фиксации (ради предотвращения злоупотреблений), оказывается столько, что каждое содержательное действие – от опроса свидетеля до получения талонов на бензин для служебной поездки, требует оформления десятков бумаг и создания нескольких копий с каждой из них для размещения в разных файлах отчетности. Любой сотрудник этих организаций оказывается перегружен бумажной работой до состояния, когда на основную деятельность остается мало времени. Попытки переложить бумажную работу на специализированный персонал даже при наличии достаточного финансирования не приводят к успеху.

Принципы управления

Сегодня типовая схема российских правоохранительных ведомств – линейная иерархия, состоящая из федерального органа, подчиненных ему подразделений на уровне субъекта федерации и районных подразделений, подчиненных вышестоящему. Как правило, территориальные зоны ответственности соответствующего уровня подразделений различных ведомств, задействованных в правоохране, совпадают между собой, что способствует экстралегальной (а часто откровенно противозаконной) координации деятельности этих подразделений.

Физическое воздействие считается приемлемым в профессиональной среде, если это делается в отношении лица, которое, с точки зрения полицейского, скорей всего и совершило преступление

В случае судов, централизованное управление опосредовано федеральной иерархией Судебного департамента, бюрократического ведомства, подчиненного Верховному Суду и формально занимающегося административным и методическим обеспечением деятельности судов. Будучи формально независимыми, фактически районные и мировые суды, выполняющие 95 % работы, оказываются административно подчинены Судебному департаменту.

Жесткие методы

Ряд общих организационных проблем, объединяющих силовые ведомства и суды, приводит к тому, что нарушаются права и потерпевших, и обвиняемых. Потребность же общества в безопасности не удовлетворяется. Более того, правоохранительные органы сами по себе становятся источником угрозы, риска для людей, в особенности для отдельных групп населения (малообеспеченные, молодые, предприниматели, ряд этнических меньшинств).

Вся система способствует тому, чтобы подследственное лицо давало признательные показания. При очень маленьких шансах на оправдание со стороны человека, попавшего под следствие или оперативную разработку, и не имеющего ресурсов на адвоката не по назначению, рационально рано или поздно признать вину в совершении преступления с переквалификацией на менее тяжкое, с более мягкими санкциями.

Неэффективная модель

По сравнению с другими, российская правоохранительная система имеет жесткую репрессивную направленность. Она неудовлетворительно взаимодействует с населением. Это приводит к тому, что преступность остается латентной, а население самостоятельно решает конфликты, причем часто насильственным способом.

Затраты

По сравнению с другими странами, российская полиция является самой многочисленной (547 полицейских на 100 тыс. жителей) и весьма дорогостоящей для национальной экономики. Бюджетные расходы на одного полицейского составляют в России 20,4 тыс. долларов в год. В течение ближайших двух лет объем финансирования полиции в России планируется увеличить в 2,2 раза (с 334,3 млрд рублей в 2011 до 748,3 млрд рублей в 2012 и 756,1 млрд рублей в 2014 году). В этом случае, даже при условии высокого экономического роста (например, на уровне 5-6% в год), доля расходов на полицию возрастет непропорционально сильно.

Однако нет уверенности, что это скажется на показателях результативности полицейской работы. В прошлом увеличение финансирования часто сопровождалось обратным эффектом – снижением уровня доверия граждан к правоохранительным органам.

Эксперты полагают, что параллельно с ростом финансирования следует сократить ряды полиции. Сокращая численность и сохраняя запланированные показатели финансирования, можно добиться того, что в ближайшие несколько лет российская полиция будет отвечать принципам организации правоохранительных органов в южно- и восточноевропейских странах.

Как показывает, в частности, опыт Чехии и Польши, такие структурные меры позволяют этим странам эффективно реализовывать другие меры реформирования полиции – успешно переживать децентрализацию, повышать качество человеческого капитала, растущего за счет повышения привлекательности работы и улучшения качества подготовки полицейских. Это также дает возможность проводить инфраструктурные реформы (переоборудовать полицейские участки под новые принципы открытости, повышать мобильность полицейских и их информационную обеспеченность и т.д.).

Уничтожить как класс. Набрать абсолютно новые подразделения, набранные из жестко отобранных и отфильтрованных кадров. Регламентировать права и обязанности в соответствии с конституцией и правами граждан. Повысить заработную плату, ввести льготы и поощрения. Ужесточить до максимума наказание за превышение полномочий или коррупцию. Сделать престижной мало того, что работу в таких органах, но и престижным само соблюдение жестких рамок закона и человечности.

Дмитрий Белебенцев Гуру (4778) Из кого набрать? Из дилетантов?

Некорректный опрос. Недостаточный. Единственная возможность - создание альтернативной народной милиции - отрядов самообороны.

Основной целью работы является исследование правоохранительных органов в структуре современного государства.
Исходя из намеченной цели, были поставлены следующие задачи:
- определить структуру государственного механизма современной России,
- дать определение понятию правоохранительных органов РФ,
- обозначить основные направления деятельности правоохранительных органов, исходя из их функций и задач,
- определить роль и место правоохранительных органов в структуре современного государства, перспективы развития и основные направления оптимизации деятельности правоохранительных органов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
1. Понятие и структура государственного механизма. Правоохранительная деятельность государства.
2. Система, функции и основные направления деятельности правоохранительных органов.
2.1. Понятие и система правоохранительных органов.
2.2. Задачи и функции правоохранительных органов. Основные направления деятельности……..…………………………………………………………….
3. Пути и средства совершенствования организации деятельности правоохранительных органов на современном этапе развития государства.
Заключение……………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………….
…………………………………………………….

Содержимое работы - 1 файл

курсовая ТГП.doc

Правоохранительные функции многообразны, их содержание определяется основными направлениями данного вида государственной деятельности. Организацию, структуру и компетенцию правоохранительных органов определяют функции, которые на них возложены:

- осуществление правосудия и судебный контроль;

- выявление и расследование преступлений и правонарушений;

- организационное обеспечение деятельности судов и исполнение судебных решений;

- оказание юридической помощи и защита по уголовным делам;

- профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.

Каждая из этих функций направлена на достижение конкретных результатов: устранение нарушений конституционных предписаний и нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; справедливое рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и арбитражных дел; выявление и установление обстоятельств преступлений и правонарушений и лиц, причастных к их совершению; создание условий для независимого осуществления правосудия и исполнение судебных решений по уголовным, гражданским, административным и арбитражным делам; предоставление квалифицированной юридической помощи. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, а в совокупности характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. Для их выполнения существуют конкретные государственные правоохранительные органы и негосударственные правоохранительные организации. Наличие или отсутствие соответствующего правоохранительного органа зависит от наличия или отсутствия выполняемой функции.

Функции, осуществляемые по уголовным делам, наиболее тесно связаны между собой. Это такие функции, как оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. По конкретному уголовному делу такие функции могут следовать одна за другой или реализовываться одновременно. Например, для расследования и правосудия, характерно последовательное осуществление, а для обвинения, защиты и правосудия – одновременное. Некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функции обвинения, сам подсудимый - выполняет функцию защиты.

Правоохранительные органы могут осуществлять одну или несколько функций. Так, функцией осуществления правосудия наделены исключительно судебные органы, функцией конституционного контроля – Конституционный Суд РФ, функцией прокурорского надзора – органы прокуратуры. В то же время некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности:

- функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами и др.;

- функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами, пожарной охраны и т.д.;

- функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, службы по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами.

Функция предупреждения преступлений и иных правонарушений занимает особое место. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации. Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Осуществление любой другой функции так или иначе в конечном счете служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Это предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной.

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Многие функции являются обслуживающими по отношению к функции отправления правосудия. Каждой функции соответствуют определенные закрепленные в законе средства и процедуры ее реализации, которые предоставляются соответствующим правоохранительным органам.

От функций необходимо отличать основные направления деятельности правоохранительных органов. Прежде чем рассмотреть эти основные направления, необходимо уяснить, участвуют ли правоохранительные органы в политике и, если участвуют, то в чем это участие заключается.

В последние годы много говорится о деполизации правоохранительных органов. Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии. В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов. Таким образом, правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп. В целях создания правового государства и гражданского общества в России (перспективная цель), сокращение преступности и всех правонарушений (ближайшая цель) будет достигнута путем направлений:

  1. принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений;
  2. совершенствования системы деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции;
  3. установление принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направлений на сокращение преступности и всех правонарушений;
  4. определение новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям;
  5. возложение обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности;
  6. развитие финансовой и материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов.

Вся деятельность правоохранительных органов направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, поддержание законности и правопорядка в государстве. Основным отличием правоохранительных органов от иных государственных структур является то, что правоохранительные институты специально наделены государством полномочиями осуществлять деятельность по охране прав человека и гражданина от нарушений в соответствии с указанным законом порядке.

3. Пути и средства совершенствования организации деятельности правоохранительных органов на современном этапе развития государства

Законность и правопорядок — величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление — одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью — жизненно важные задачи нашего сегодня.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении.

Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, собственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменительных и правоохранительных органов.

Читайте также: