Сообщение особенности композиции поэмы

Обновлено: 06.07.2024

Особенности композиции

Твардовский писал свою поэму в условиях реально разворачивающейся войны. В силу этого произведение имеет некоторые композиционные особенности. Ее главы похожи на репортажные зарисовки, только в стихах. Развитие сюжета поэмы происходит в хронологическом порядке. В течение всего повествования герой остается сам собой – всегда веселый и работящий, он был таким в начале произведения и остается таким же в финале. По ходу развития событий настроение читателя меняется также как меняется настрой народа в ходе Великой Отечественной войны.

Связь с реальностью

Твардовский пытался в своей поэме максимально отразить жизнь, сделать ее похожей на саму войну. В своих дневниках он писал о том, что раз война – серьезная и настоящая, то отношение к произведению тоже должно быть серьезным. Именно поэтому был доработан образ, и из комичного Васи герой превратился в доблестного Василия. Связь с настоящей войной можно проследить во многих композиционных приемах: оборванность повествования, как и жизнь солдата перетекает от одного эпизода к другому, отдых сменяется боями, один эпизод не поход на другой, их объединяет лишь постоянное перемещение.

В поэме Твардовский сам заявляет о том, что военная реальность и произведение существуют рядом, бок о бок. Автор хочет максимально отразить настоящую войну. Например, он подчеркивает, что в книге, так же как и на войне, нет определенного сюжета.

Отказ от традиций

Твардовский в погоне за естественностью произведения и схожестью его с самой жизнью отказывается от многих литературных канонов догматов. Композиция и язык поэмы Василий Теркин отличаются простотой. Автор позволяет себе использовать простые нелитературные слова, чтобы быть ближе к народу. Отсутствие сюжета также является новаторским приемом, продиктованным самой жизнью. Для писателя было важно, чтобы каждая глава, опубликованная в газете, могла представлять интерес даже для того, кто не читал предыдущие главы. Именно поэтому единого сюжета, как принято в литературных традициях, в данном произведении не существует.

В 1939 году писатель Лермонтов представил миру свое произведение, ставшее вершиной развития русской поэмы в жанре романтизма. В поэме Мцыри отражаются личные писательские особенности автора на равнее с традициями поэмы Байрона. Произведение рассказывает о классическом герое-романтике, а его композиция так же необычна, как и сам сюжет.

Поэма состоит из двух неодинаковых частей. Первая часть содержит две главы, вторая – двадцать четыре.

Две первые главы рассказывают о месте – монастыре, в котором происходят действия, и о том, как в нем устроено существование, в том числе и главного героя. Тут же повествуется и сам сюжет, по которому маленького мальчика с Кавказа взяли в плен, и привезли в монастырь. По причине тяжелой болезни он остался там служить послушником. Там его воспитали, научили чужому языку и готовили к клятве, по которой он должен был стать монахом и навсегда остаться в стенах монастыря. Но однажды ночью, во время сильной грозы, он исчез. Его искали три дня и когда нашли, мальчик был болен и умирал. Он рассказал свою историю, собрав последние силы.

Во второй главе начинается подробный рассказ его жизни, который происходит от лица самого мальчика Мцыри. Он изливает всю свою душу, рассказывая о волнениях, поисках наружной и внутренней воли, об отчаянии и неудаче. Весь рассказ похож на исповедь. Для автора она считается наиболее приемлемой для выражения романтических чувств героя.

Важнейшие элементы композиции поэмы идут в прямой последовательности, начиная с повествования о жизни Мцыри в монастыре. После происходит завязка сюжета, когда юноша совершает побег. Не обходится и без традиционного конца, присущего жанру романтизма, когда главный герой погибает.

Особенностью композиции поэмы считаются размеры ее частей и гармоничное соотношение временных планов. Главный акцент делается на события трех дней, которые Мцыри провел на воле, а не на остальной жизни юноши. Автор подробно и красочно описывает эти дни, тем самым подчеркивая их значимость. Это становится понятно, если сравнить стили написания первой и второй частей. Вначале описание сюжета идет более сухо и кратко. Но затем речь и стиль повествования становятся образными и восторженными, подчеркивая значение этого времени для романтика Мцыри.

Важным кульминационным моментом в композиции становится столкновение или борьба героя и его полного антипода. В поэме этим моментом стала схватка Мцыри с горным барсом, которую можно считать пиком красоты и физической силы героя. Его победа способствует слиянию юноши с окружающей его природой. Он восхищается силой соперника и красотой битвы, не испытывая ни капли злости. Отсутствие четкой грани между добром и злом является необычным ходом для стиля романтизма.

2 вариант

“Мцыри” - романтическая поэма М.Ю.Лермонтова. Наряду с необычным сюжетом, характерной особенностью произведения является авторская композиция.

Поэма Лермонтова разделена на две части. В перовой части писатель знакомит читателей с местом действия поэмы, рассказывает краткую историю жизни главного героя - юноши-горца, плененного еще ребенком русским генералом. Кавказский мальчик был привезен офицером в монастырь, где остался жить в качестве послушника. Перед постригом юноша пропал. Его поиски длились несколько дней. Монахи нашли умирающего юношу недалеко от монастыря. Первая часть поэмы занимает всего 2 главы из 26. Изложение в них ведется автором сухо, лаконично.

Вторая часть посвящена исповеди умирающего героя. Именно ей Лермонтов уделяет оставшиеся 24 главы. Мцыри рассказывает старому монаху, который когда-то спас его от смерти, о трех самых счастливых днях, проведенных на свободе. Молодой юноша, еще ребенком вырванный из родной культуры, всю жизнь мечтал вернутся на родину. Три дня он безуспешно искал дорогу к родному аулу. Герой испытал радость единения с красотой природы, победил в сватке с барсом, узнал счастье свободной жизни, которая была скрыта за стенами нелюбимой тюрьмы. Три дня противопоставляются в поэме годам жизни в монастыре.

Поэма Лермонтова имеет характерные для романтического произведения композиционные элементы. Присутствует экспозиция - знакомство читателей с главным героем и его жизнью в монастыре. Завязкой сюжета становится побег Мцыри. Кульминация - встреча юноши с опасным лесным хищником. Победа над барсом становится для героя моментом торжества, который не омрачается ненавистью к сопернику. Напротив, герой восхищается им, его силой и смелостью. Дальше эмоциональное напряжение в поэме идет на спад, действия движутся к развязке, которой становится смерть храброго юноши.

Композиционная особенность произведения заключается в неравном разделении частей. Небольшая первая часть, в которой рассказывается о жизни Мцыри в монастыре, противопоставляется намного большей по объему второй части. Три дня, проведенные романтическим героем на своде, становятся самыми счастливыми и значительными в его жизни. Автор акцентирует внимание на внутреннем мире юноши, на его переживаниях и поиске своего места в жизни. Молодой горец чувствует себя чужим среди монахов, но и на родину вернутся он не может. Она стала для него недосягаемой мечтой. Особенности композиции позволяют более полно понять трагизм судьбы героя.

Сочинение

Лермонтов много писал произведений в направлении романтизма и его героев можно сопоставить с Пушкинскими, однако и тут есть свои различия. У Пушкина персонажи раз и навсегда рвут связи с прошлым миром, Лермонтовский герой просто ищет родственную душу.

Композиция произведения состоит из нескольких частей: вступление, во второй главе говорится о жизни главного героя, в третьей исповедь на смертном одре. Однако, главным является то, что части не идут последовательно, а всё время чередуются события. Легко увидеть особенность, потому что автор сопоставил события так, чтобы читатель мог увидеть характер Мцыри.

Так же композиция является кольцевой. Это можно заметить по сюжету: сначала главный герой оказывается в монастыре в плену, а потом сбегает в самый разгар страшной бури на долгожданную свободу, но потом вновь оказывается в плену. Это, кстати, имеет символический смысл, потому что Мцыри бежит к бушующей природе. Его бой с диким барсом-это бой с природой, где Мцыри одерживает победу. И эта ненависть к природе не может не пугать, однако парень сам себя считает частью природы "цветок", выращенный в неволе, который теперь старается наверстать упущенное.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции поэмы Мцыри

Популярные сегодня темы

Дилемма о том стоит ли использовать ложь в ситуациях морального выбора, известна людям давно. Наверное, с самого того времени когда появилась ложь, люди стали задумываться об использовании этого инструмента в речи.

Рассказ повествует о сне человека, который готов был покончить жизнь самоубийством, выстрелив себе в весок. После всех приготовлений, обессиленный и разочарованный главный герой, засыпает.

Месть — это намеренное причинение зла кому-либо за нанесённое оскорбление или обиду. Люди, которые мстят тем, кто причинил им боль и страдания, хотят расплатиться с ними той же монетой, заставить почувствовать обидчика на своем месте

Действие повести Владимира Железняков протекает в старом городе при реке Оке. Старенький Николай Николаевич Бессольцев вот уже пару лет проживает в древнем семейном доме с мезонином и несколькими балконами.


О том, что такое композиция в литературе, каждый читатель наверняка знает еще со школьной скамьи. Поэтому если вы из читателя решили переквалифицироваться в писателя, самое время освежить знания с помощью нашей статьи.

Композиция художественного произведения — важная основа писательского творчества. Обычно под этим термином понимается способ построения текста, система объединения его элементов. Разберем же это официальное определение, взглянем на виды композиции в литературе с примерами.




Одним из первых данное понятие разработал еще Марк Фабий Квинтилиан. Древнеримский оратор предложил разделить план речи на 8 частей ; причем каждая из них могла быть использована как в прямом, так и в обратном порядке:

Оратор детализирует озвученную тему. Интерес аудитории усиливается. Вспоминаются уже известные слушателям факты, связанные с темой.

Оратор предоставляет весомые аргументы в пользу того или иного решения проблемы, возникшей с предметом обсуждения.

Оглашается другая точка зрения на доказательство. Оратор опровергает ее — также при помощи логических аргументов.

Обращение к эмоциям и чувствам слушателей. Когда нужные аргументы приведены, настает время задействовать чувства аудитории, вызвать у нее отклик. Квинтилиан отвел воззванию предпоследнее место, так как большинство людей склонны делать выводы на основе чувств, а не логических суждений.

Со временем структура Квинтилиана стала применяться не только в устных выступлениях. Пусть и претерпев метаморфозы, она вошла в практику создания текстовых произведений. Теперь структура стояла на трех китах:

Понять, что такое композиция литературного произведения, помогут ее виды. Но начнем мы с двух ее типов: внешнего и внутреннего.

Внешняя композиция — это разбивка художественного произведения на структурные части: эпилог, пролог, главы, лирические отступления, эпиграфы. Иногда внешнюю композицию называют архитектоникой произведения. Она позволяет подавать информацию дозировано. Читать шестисотстраничный роман одним текстом было бы неудобно; эту проблему архитектоника и позволяет разрешить.

Внутренняя композиция содержит намного больше структурных элементов. Однако все они служат общей цели: подать текст в едином порядке и раскрыть мысль автора во всей полноте. На помощь приходит целый арсенала средств — образных, сюжетных, речевых. О них мы поговорим немного позже.


Кольцевая композиция отличается от обратной, где сначала автор описывает конечное событие, а затем хронология восстанавливается. В случае кольцевого построения текста в начале и конце лишь повторяются образы или события.

Писатель использует два или более перечисленных выше типов композиции одновременно. Их сочетание помогает удержать внимание читателя, сделать произведение более захватывающим. Этот вид больше всего был по душе Уильяму Фолкнеру практически во всех его работах.

Монологи и диалоги. Обычно они делают произведение более динамичным, легким для восприятия. Раскрывают образы персонажей через подробные и эмоциональные размышления. Лирические отступления. Мысли и идеи автора, не относящиеся непосредственно к сюжету или героям произведения.

Авторские описания действующих лиц. Автор произведения описывает героев, не стесняясь собственного положительного или негативного отношения к ним.

Сделать текст более разнообразным и интересным можно и при помощи такого элемента, как вставки . Если их убрать из произведения, сюжет ничего не потеряет. Но при этом вставки помогают вызвать у читателя эмоциональный отклик .



Вставками могут быть:

  • Описание сцен из прошлого.
  • Сказки, байки, притчи, стихотворения.
  • Сны.

Вооружившись композиционными приемами, автор может устроить читателю настоящий пир эмоций . Чаще всего используются:

Создает более яркое впечатление посредством добавления однородных образов. Этот прием хорошо воздействует на читателей в произведениях жанра хоррор, когда каждая деталь обстановки создает леденящую душу атмосферу.

Считается одним из сильнейших приемов для создания интригующего сюжета. Заключается в том, что описание событий прерывается на самом интересном месте. Автор подводит читателя к захватывающему моменту, но в следующей главе момент этот не разрешается: здесь уже совершенно другая сцена. Прием позволяет удержать внимание, мотивирует прочесть книгу до конца.

Описание обстановки, в которой завязывается сюжетная линия. Например, исторической эпохи или географических особенностей.


События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

Тема

Композиция

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

Направление

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

А. Блока состоит из стихов, которые соединяются в единое целое образами революции и красногвардейцев, а также общей идеей. Автор не зря делит произведение на двенадцать частей. Это число является магическим для многих народов, вспомните: 12 знаков Зодиака, 12 месяцев в году, 12 апостолов, 12 евангельских поколений, 12 верховных олимпийских Богов.

Даже если не вникать в дебри символики числа 12, нетрудно заметить, что деление поэмы на части позволяет автору детально остановиться на главных гранях революционной жизни. Каждый стих поэмы относительно законченный по смыслу. В первых стихотворениях поэт создает образ революции с помощью образов природы и образов старого мира, потом постепенно выводит на сцену следующих героев: Катьку, Ваньку, красногвардейцев, Христа. Каждому герою посвящен стих, а то и два.

Интересна и внутренняя структура стихов. А. Блок играет разными по количеству строк, стихотворному размеру, рифме куплетами. Такой прием позволяет воссоздать стихию революции, ее руины. Чтобы сделать акцент на главных деталях, автор прибегает к повторению строк:

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!

Благодаря таким повторениям, некоторые стихи напоминают строевые песни, которые красногвардейцы напевают на пути к новой жизни. Некоторые куплеты совсем незатейливые – одностишия или двустишия. Они подчеркивают какую-либо деталь или создают звуковой фон революции. Например, автор несколько раз повторяет:

Авторская речь в поэме то и дело прерывается эмоциональными диалогами, что оживляет текст, позволяет углубиться во внутреннее состояние героев.

Понравилось школьное сочинение? А вот еще:

В завершающей 12 главе появляется два символичных образа. За отрядом увязался шелудивый пес, символизирующий старый мир. Перед отрядом смутно виднеется фигура Христа, символ надежды на возрождение России.

Для полного восприятия творчества Блока необходимо погрузится во время, в котором жил автор. Между 1917 и 1918 годами Блок во многом переосмыслил свою жизнь и естественно это заметно в его работах. Поэт хотел передать все качества и пороки людей тех времен. Произведение писалось легко и автор утверждает, что это лучшая его работа.

Поэма очень хорошо передает реальность тех лет. Сюжет, по сути, незамысловат. 12 красноармейцев контролируют соблюдение порядка в город. Солдаты входят в состав патруля. Простота сюжета, благодаря деталям перерастает вполне четкую передачу постреволюционного времени.

Поэма берет свое начало со строк, в которых автор возносит ветер. Ветреная стихия легко разносит препятствия и преграды, которые попадаются на пути. Немного позже становится ясно, что ветер это революция. Автор пытается сказать, что старый режим и правила уходят. Приход нового порядка тесно связан с образами красноармейцев.

Блок описывает их довольно суровыми и темными личностями. Оружие с черными ремнями, картуз и сигарета в зубах. Также автор подчеркивает, что на их спине должен быть туз бубновый. Эти строки можно понять так, что жизнь до революции у красноармейцев была темная, но все же они несут надежды на новое будущее.

Основой произведения является контраст. Автор красит ветер в черный цвет, а снег соответственно в белый. Роль ветра упомянутого в начале поэмы это разрушить грань между двумя образами.

Мир до революции автор показывает светлым тоном, а вот новый порядок ассоциируется с темнотой и злобой. Но эта злоба не просто пришла с революцией, она зародилась до нее. Люди устали от рабства и издевательства над собой.

Блок показывает, что будущее у того народа, который идет вперед и без всяких запретов. Нет больше ничего святого. Бога нет для людей. Но вот в конце автор вводит совершенно неожиданный образ Иисуса Христа.

Ни один критик и специалист творчества Блока не может понять и объяснить, почему автор ввел в поэму данный образ. С одной стороны, если Блок хотел придать революции черты светлого и святого, то это невозможно исходя из смысла поэмы. А с другой стороны ставить бога в вершине преступников тоже неверно.

Каждый должен лично расценить идею данного произведения. Ведь кто-то верующий, а для кого закона нет и бога нет. Литература является бессмертной, поэтому наверно каждое поколение расценит по- своему данную поэму.

Автор: Ирина Михайлова

Идея, композиция, лексика и ритмика поэмы.

Источником спасительной веры была для Блока Россия – страна назревающей революции. Росла уверенность поэта в том, что его родине предстоит сыграть решающую роль в исторических судьбах человечества.

Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови!

Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.

Новое, революционное содержание требовало новой стихотворной формы, и Блок обращается к народным, песенно-частушечным формам стиха.

Как пошли наши ребята В красной гвардии служить – В красной гвардии служить — Буйну голову сложить!

Он обращается к живой разговорной речи петроградской улицы:

Эй, откликнись, кто идет? Кто там машет красным флагом? Приглядись-ка, эка тьма!

к чеканному языку лозунгов и прокламаций:

Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!

Взволновавшееся до самых глубин бушующее народное море Блок рисует разными ритмами. Каждая из 12 главок написана своим размером: здесь и свободный стих, и ямб, и хорей.

Все работы этого автора

Сочинение о стихотворении Блока

Поэма очень интересна по своей композиции, она представляет собой кольцо. Также неоднозначно и необычно толкуется название поэмы. В произведении есть религиозный подтекст, число 12 использовано не просто так, идет отсылка к 12 апостолам.

Блок пытается донести до читателя простую мысль, революция в России – это начало освобождения всех угнетенных и рабов по всему миру, как Христос пришел когда-то со своими учениками, так и здесь красноармейцы идут давать свободу, уничтожать старый строй и наконец водворять царствие Божие.

В произведении всего 12 глав, каждая из них является важным звеном из всей цепочки, без которого не сложится полная картина того времени.

Автор обезличивает героев, по отдельности они – ничто, а вот вместе они настоящая сила, разрушительная, но в тоже время объединяющая народ, который также поднялся во имя свободы. Таким образом, Блок изображает единство, которое охватило страну.

Нужно отметить и многообразие тем и проблем, которые подняты в произведении. Конечно же, это тема революции.

Тема смены нравственных установок также обсуждается автором. В произведении описываются сборища проституток, которые собираются установить единогласные расценки на обслуживание своих клиентов.

В русской литературе такие темы вообще запретны, а здесь Блок даже не осуждает это. Автор поражает своей честностью, новый мир – новые правила, оковы сняты, нет цензуре.

В поэме религия – это старая традиция, которой нет места в будущем, поэтому она и подлежит уничтожению. А с другой стороны, существует версия, что народ воспринимал Христа вне церкви, поддерживающей царизм, т.е. его учение было изуродовано и направлено против людей. А теперь Христос пришел снова, чтобы уже сделать мир справедливым.

Поэма А.А. Блока – это поистине грандиозное произведение, поражающее своим реализмом, сюда вкраплены песни, разговоры, агитационные речи, образы и картины. С первых строк читателей поражает хаотичность действующего миропорядка, контрасты, но также воодушевление и сила простого народа.

Эссе по поэме Двенадцать

Александр Блок – величайший писатель и поэт, крупнейший представитель символизма, творивший в XX веке. Его работы были наполнены трагизмом, свойственным для того опасного времени, назревания будущей революции.

Изначально же, до смутных времен, А. Блок писал стихи о своей Прекрасной Даме, в которую был по-настоящему влюблен. Однако времена начали меняться. Менялось и творчество Блока.

Основой произведения является конфликт самой революции, противостояние старых устоев с обновленными. Исход этого противостояния ясен.

Непримиримость сторон отлично показана автором, стороны очень контрастны. Каждая из них стоит на своем, однако общее в них то, что они не готовы смириться со своей участью и не готовы принять перемены, которым революция подвергает общество.

Поэма хорошо сочетает в себе реализм с нотками романтизма. Произведение имеет говорящее название, являющееся отсылкой к 12 апостолам-ученикам Иисуса Христа. Однако более реалистичное объяснение название таково: это красногвардейцы, чей отряд состоял из как раз таки 12 человек.

Сюжет является последовательным, в нем присутствуют психологические нотки, нежели фабульные. Двенадцать — являются врагами старого мира, его старинных устоев, хотя они сами являются его частью.

Автор пытается это показать символически, называя старый народ “псом безродным”, который все же не отстает от молодых, следуя за ними. В нем чувствуется что-то темное, опасное.

Сила созидания не была описана Блоком четко. Однако он отмечает, что борьба придает героям силы, они начинаю осознавать свое место и предназначение в этом мире. Она очистила их мысли от всего лишнего и помогает сконцентрироваться на своем долге родине.

Поэма “Двенадцать” показала настоящее значение революции в русской литературе, подчеркнула ее масштабы. Это событие оказало огромное влияние на людей, разбудило их светлые стороны, пробудило в них способность любить, и А. Блок смог это показать.

В поэме “Двенадцать” Блоку удалось передать масштаб социального противостояния, описать его с помощью драматических и контрастных образов.

Можно утверждать, что “Двенадцать” — один из самых реалистичных, сложных и поучительных шедевров русской литературы начала XX века.

Читайте также: