Сообщение о ломоносове по географии 8 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

М. В. Ломоносов как географ

М. В. Ломоносов занимался различными вопросами географии на протяжении всей своей научной деятельности, и особенно в последние годы жизни, так как с 8 марта 1758 года заведовал Географическим департаментом . До конца дней сохранил он пристрастие к наукам, познающим лик Земли. Основное призвание Ломоносова – физика, и не случайно в первую очередь привлекают его внимание вопросы физической географии .

Особая заслуга Ломоносова в том, что под его руководством был подготовлен Атлас России, превосходивший аналогичные атласы в Европе. Кроме уточнённых географических сведений, в атласе было описание империи в ракурсе политическом и экономическом.

По сути, Ломоносовым была проведена полная инвентаризации страны. Он разработал подробный план статистического и экономического исследования России . Были снаряжены экспедиции по стране и отправлены опросные листы для каждой губернии. Информация для атласа собиралась обширнейшая: от физико-географических характеристик местности (различные сведения о строении берегов рек, о том, есть ли крупные возвышенности); экономических показателей, в связи с природными условиям (где расположен город и размещается ли он на берегах рек, какие имеются фабрики и заводы, промыслы и ремёсла, рыбные и звериные ловли, посевные площади, ярмарки) до переписи населения в городах и сёлах.

Ломоносов был учёным-энциклопедистом, совершившим десятки важнейших открытий во многих областях науки. Благодаря талантам и трудам Ломоносова, в России был заложен фундамент для стремительного развития научных знаний.

Реферат о Ломоносове.

Очень много Ломоносов сделал для того, чтобы наука и образование в России были доступны для всех сословий. В этом он был настоящим просветителем. Благодаря его усилиям в 1755 году был открыт Московский университет, в котором учились русские студенты, преподавали не только иностранные, но и отечественные профессора. Университет в Москве стал первым высшим учебным заведением России, в который принимали талантливых молодых людей всех сословий.

Биография

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в Архангельской губернии в деревне Мишанинская. Детство Ломоносова прошло в суровом крае — Беломорье, и он всегда гордился своей родиной. Поморские крестьяне никогда не были крепостными, они занимались рыбным промыслом, тяжёлым и трудным делом.

Миша рос крепким и сильным ребёнком, и его отец, рыбак-помор, стал брать сына с собою в море очень рано. Также рано проснулась у мальчика тяга к учению, знанию. Уже к 14 годам он прочитал все книги, которые смог достать.

Детство в рыбацкой деревне.

В детстве Миша не искал готовые доклады в Интернете.
Он читал книги — и стал великим.

В начале декабря 1730 года 19-летний Михаил совершил один их главных поступков в своей жизни — присоединился к торговому каравану, идущему в Москву. Это был смелый шаг, ведь у Ломоносова в городе не было ни одного знакомого человека, который мог бы помочь ему.

В начале 1731 года юноша был принят в Славяно-греко-латинскую академию. Для этого ему пришлось представиться дворянином, так как крестьян туда не брали.

В 1736 году за хорошие результаты и рвение к знаниям он был командирован сначала в университет при Академии наук в Санкт-Петербурге, а затем в Германию, в Марбургский университет. Через три года перебрался в Фрайберг, к известному ученому Геккелю.

В 1741 год Ломоносов вернулся в Санкт-Петербург, в Академию наук. Вскоре был назначен сначала помощником профессора, а потом профессором и академиком. В Академии он проработал двадцать три года.

Масса веществ, вступающих в химическую реакцию, равна массе веществ, образующихся в результате реакции.

Урок о сохранении массы для академиков.

В 1758 году Михаил Васильевич становится начальником нескольких департаментов. Под его руководством были осуществлены многие грандиозные проекты, позволившие значительно расширить границы научных знаний, как в теоретическом, так и практическом планах.

Общение на высшем уровне.

Представление проекта императрице Елизавете Петровне.

Скончался Ломоносов 4 апреля 1765 года.

Наследие

Творчество М. В. Ломоносова многогранно, и наследие его неисчерпаемо. Невозможно перечислить все открытия, которые он совершил. Назовем только самые существенные.

  • разработал атомарно-молекулярную теорию;
  • заложил основы развития физической химии;
  • сформулировал закон сохранения энергии;
  • в области физики написал важные работы по оптике, электричеству, гравитации, физике атмосферы;
  • открыл атмосферу на Венере;
  • разработал учение о земной коре и ее развитии.

Многие открытия Ломоносова имели прикладной, практический характер. Выдающий ученый:

  • разработал технологию получения цветного стекла;
  • создавал оптические и навигационные приборы;
  • разработал проект географического атласа;
  • предсказал открытие Арктики.

Большое внимание Ломоносов уделял изучению истории России, исследованию русского языка. Он выступал за развитие национальной исторической науки, доказывал, что история России началась не с призвания варягов, а гораздо раньше. Отрицание Ломоносовым исторической отсталости русского народа привело к серьёзному конфликту с немецкими историками, которых в Академии было большинство. Иностранные профессора добивались отставки Ломоносова из Академии наук, всячески очерняли его имя.

Михаил Васильевич Своим учением о русской грамматике заложил основы отечественной филологии. Он создал новые способы стихосложения, русский четырехстопный ямб. Все свои филологические и исторические изыскания Ломоносов утверждал через поэтическое и художественное творчество.

Памятниук учёному около МГУ.

Памятник Ломоносову около Московского государственного университета, носящего его имя.

Ломоносова почитают во всем мире. Его именем названы многие культурные и географические объекты. О выдающемся учёном пишут книги, снимают художественные и документальные фильмы, ему ставят памятники.

Михаил Васильевич Ломоносов — великий русский ученый и поэт. Имя Ломоносова знакомо каждому культурному человеку.

Научная деятельность Ломоносова была необычайно разносторонней и многообразной.

Особенно велики заслуги Михаила Васильевича в области химии и физики. Он открыл всеобщий закон сохранения вещества. Этот закон природы лежит в основе современного естествознания.

Родина М. В. Ломоносова.

Родина М. В. Ломоносова.

Ломоносов создал русскую грамматику, основанную на живой русской речи.

Какой бы областью человеческого знания ни занимался Ломоносов, он обогащал ее замечательными открытиями и показывал пути ее развития на многие годы вперед. Всю свою жизнь Ломоносов боролся за развитие русской науки.

Михаил Васильевич родился в 1711 г. в семье рыбака-помора на одном из островов в устье р. Северной Двины, в деревне Мишанинская, вблизи Холмогор. С десятилетнего возраста он вместе с отцом занимался морским промыслом.

Мальчик выучился читать и писать у своего соседа по деревне, а затем обучался у дьячка приходской церкви. Все свободное время, несмотря на недовольство родных, он проводил за книгами. Необыкновенно любознательный, он стремился прочесть все книги, которые были в его деревне.

Как-то мальчик узнал, что у одного из его односельчан есть учебник арифметики Магницкого и славянская грамматика Смотрицкого. Немало усилий стоило получить учебники и изучить их. Учиться по этим книгам было трудно. В них было много непонятного, и требовалось огромное напряжение, чтобы во всем разобраться.

Стремление Ломоносова к науке было так велико, что он решил добиваться образования в Москве.

М. В. Ломоносов любил встречаться со своими земляками-поморами и толковать с ними о возможности плавания на восток Северным морским путем. (Гравюра В. А. Фаворского.)

М. В. Ломоносов любил встречаться со своими земляками-поморами и толковать с ними о возможности плавания на восток Северным морским путем. (Гравюра В. А. Фаворского.)

Вскоре Михаила Васильевича послали за границу для изучения химии, металлургии и горного дела.

Вернувшись на родину, Ломоносов стал работать в Академии наук. В чрезвычайно короткий срок он достиг вершин мировой культуры и начал самостоятельные исследования во многих областях науки, опережая своих ученых современников.

Петербургскую Академию наук в то время заполонили немецкие профессора, которые не были заинтересованы в развитии русской науки.

Самобытное дарование, независимый характер, смелость мысли гениального русского ученого не понравились руководящим кругам Академии. Началась многолетняя борьба Ломоносова за русскую науку, за привлечение к научным занятиям способной русской молодежи, за право писать и печатать научные статьи на русском языке.

Для обучения моряков производству астрономических наблюдений М. В. Ломоносов предложил к мачте приделывать особую площадку.

Для обучения моряков производству астрономических наблюдений М. В. Ломоносов предложил к мачте приделывать особую площадку.

Ломоносов был выдающимся географом. В то время еще не были исследованы большие области Земли. Были неизвестны значительная часть Азии, Северная Америка севернее 40°, большая часть Африки, внутренние области Австралии. Не хватало данных для составления точных карт.

Одним из первых ученых Ломоносов обратил внимание, что очертания западных и восточных берегов Атлантического океана похожи на части одного материка, разорванного по береговым линиям так, как если бы они являлись дополнением друг к другу.

Размах исследований Ломоносова в области географии очень широк. Он изучал распределение суши и океана на земном шаре, строение земной коры, моря, полярные сияния, земной магнетизм, закономерности приливов и отливов; особенно много внимания он уделял Арктике. Чтобы получить точные карты различных районов земного шара, он много занимался картографией. Эти труды Ломоносова стали ценным вкладом в географическую науку.

Чертежи приборов для географических исследований, сделанные М. В. Ломоносовым.

Чертежи приборов для географических исследований, сделанные М. В. Ломоносовым.

Ломоносов задумал и организовал специальные экспедиции для астрономического определения важнейших пунктов страны. Он сам выбирал картографические проекции (стр. 42), сам составлял координатные сетки для карт.

В последующие годы издавались отдельные карты, но полный атлас Российской империи, задуманный и в значительной мере осуществленный Ломоносовым, был издан только спустя 27 лет после его смерти.

Изложив историю экспедиций в северных широтах, их достижения и сопоставив труды путешественников со своими наблюдениями, Ломоносов сделал много важных и верных выводов относительно режима Арктики.

Памятная марка

Крупный советский океанограф 10. М. Шокальский указывал, что в трудах Ломоносова много ценнейших сведений о смене приливов и отливов, о солености воды в морях и зависимости солености от близости берегов и льдов.

Ломоносов сам написал инструкцию для экспедиции Чичагова. Под его наблюдением изготовлялись приборы для исследований: подзорные трубы, барометры, термометры и т. п. Ломоносов придумал даже помещение особого устройства, удобное для наблюдений с корабля в бурю.

Теперь этот прибор, изобретенный Ломоносовым, называют курсографом. Он помогает штурману следить за ходом корабля и отмечать погрешности — отклонения от намеченного курса. Кривая, записанная курсографом, помогает определить отклонение корабля от курса.

При жизни Ломоносова для измерения скорости судна пользовались мерной веревкой — лаглинем, т. е. пеньковым тросом с дощечками на конце и узлами на разных расстояниях.

Михаил Васильевич изобрел механический лаг, связанный с корпусом корабля. Штурман с удобством мог отсчитывать при помощи этого прибора пройденное кораблем расстояние, не оставляя управления кораблем и не посылая матросов забрасывать лаглинь.

Во времена Ломоносова среди ученых господствовало мнение, что в природе всё неизменно с момента сотворения мира богом. Ломоносов смело отверг этот антинаучный взгляд, отстаивая идею развития природы самой по себе, без всякого вмешательства сверхъестественных сил. Он обосновывал это утверждение главным образом географическими фактами.

Идея развития природы победила в науке лишь в XIX в. и стала одной из основ современного естествознания. Провозвестником ее был гениальный ученый Ломоносов.

Умер Михаил Васильевич Ломоносов в 1765 г.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.



Слайд 2


Слайд 3

История человечества знает много разносторонне одаренных людей. И среди них на одно из первых мест надо поставить великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова Оптика и теплота, электричество и тяготение, метеорология и искусство, география и металлургия, история и химия, философия и литература, геология и астрономия — вот те области, в которых Ломоносов оставил свои след.


Слайд 4

Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России, близь г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой Ломоносовым. Деревня Мишанинская, ныне село Ломоносово — родина учёного


Слайд 5

Здесь стоял дом семьи Ломоносовых Из окошка своего дома, Ломоносов любил смотреть и мечтать о будущем.


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8

Германия В 1735 г. с группой лучших учеников его направляют для продолжения образования в Академию наук, откуда он был отправлен в сентябре 1736 г. за границу в в Германию (Марбург) к Христиану Вольфу, для изучения химии и горных дел. Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге


Слайд 9

Петербург Прекрасно образованным ученым он возвращается в Петербург (1741) и зачисляется в 1742 г. адъюнктом Академии наук. С этих пор его научная деятельность протекает в среде академических учреждений.


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

Географические карты Активная деятельность Ломоносова увенчалась успехом - новые более совершенные географические карты были подготовлены и опубликованы. Т.о., в результате активной работы Ломоносова в Географическом департаменте вышли в свет и были подготовлены более совершенные, чем прежние, географические карты.


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17


Слайд 18


Слайд 19

Ломоносов первым в России обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Михаил Васильевич составил каталог минералов России.


Слайд 20

Выводы 1 Основными идеями экономикогеографических трудов и замыслов Ломоносова были: связь экономических явлений с Физико-географическими условиями и зависимость их от Географического положения. Ни один ученый до Ломоносова не поднимался до такой постановки вопроса. Это показывает, что он разрабатывал экономическую географию не только как самостоятельную научную дисциплину, но и как науку географическую по самому существу своего содержания. Поэтому Ломоносов по праву должен считаться одним из основоположников этой отрасли географических наук.


Слайд 21


Слайд 22

Исследования Северного морского пути После Петра I вопросом о Северном морском пути вплотную занялся Михаил Васильевич Ломоносов. Учёного-помора не могла не волновать проблема освоения Северного морского пути. Образ "Колумба российского" он воспел в своих поэтических произведениях. Во многих научных сочинениях: "Рассуждение о большой точности морского пути", "Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях" и др. учёный касается вопросов северных полярных морей. То, что именно Ломоносов явился в отношении исследования Северного морского пути продолжателем Петра I не случайность. Гениально одаренный ученый, обладавший ясным практическим умом, Ломоносов был уроженцем Русского Севера. В юности Ломоносов, плавал на зверобойных судах в Белом море, и часто слышал рассказы поморов об их походах на Новую Землю и зимовках на этом арктическом острове. Слышал он и передававшиеся из поколения в поколение, рассказы о смелых плаваниях поморов через Карское море в Мангазею (центр пушной торговли в XVII веке), стоявшую на реке Таз, и о бесчисленных плаваниях казаков и торговых людей, большей частью выходцев из Архангельского края, в "Сибирском океане", то есть в море Лаптевых и Восточносибирском море.


Слайд 23

Михаил Васильевич разделял мнение ученых, предполагавших отсутствие сплошных ледяных полей в центральных частях Северного Ледовитого океана. Это ошибочное мнение тоже имело научное обоснование. Ведь замерзают прежде всего пресные речные и озерные воды, а не соленые морские. Кроме того, толща морской воды сохраняет тепло, а потому температура выше нуля. Отсюда напрашивается вполне разумный вывод: крупные ледяные поля с айсбергами должны скапливаться близ берегов, а дальше в открытом море начинается свободная вода. Вполне логичные рассуждения и личный опыт плавания в "студеном море" привели Ломоносова к идее разработки маршрута от Белого моря через Шпицберген, центральную часть Северного Ледовитого океана и Берингов пролив в Тихий океан.


Слайд 24

Цель экспедиции держалась в строгом секрете. Ломоносов входил в каждую мелочь снаряжения экспедиции, стремился вооружить экспедицию самыми совершенными техническими средствами. В Архангельске были заложены три новых корабля. В марте 1765 Ломоносов пишет инструкцию для начальника экспедиции. 14 мая 1764 года последовал указ императрицы Екатерины II о снаряжении экспедиции для изучения Северо-Восточного морского пути. • Начальником экспедиции был назначен командор В. Я. Чичагов. К сожалению, М. В. Ломоносову не суждено было узнать о результатах этого большого мероприятия по освоению Северного морского пути. Выход экспедиции Чичагова в море состоялся в конце 1765 года, когда Ломоносова уже не было в живых.


Слайд 25

. В начале мая 1765 г. Все три судна вышли из Колы на северо-запад. Пройдя западнее Шпицбергена, они достигли 23 июля 80⁰26′ с.ш., дальше пробиться через льды не смогли и повернули в Архангельск. Летом 1766 г. В. Чичагов повторил попытку пройти через Полярный бассейн в Тихий океан. Тем же путем 18 июля 1766 г. Он достиг 80⁰30′ с.ш., но опять вынужден был отпустить перед непроходимыми льдами. Хотя дважды — в 1765 и 1766 годах – посылались экспедиции, но достичь высоких широт, где, по предположению учёного, должны были находиться пространства, свободные от тяжелых льдов, не удалось. Впрочем, это ни в коей мере нельзя объяснить неудачностью проекта Ломоносова, просто технические средства тех времён не позволяли выполнить столь сложную задачу. Но и тот материал, который сумела собрать экспедиция, оказался весьма богатым и полезным.


Слайд 26

Доказал существование материка на Южном полюсе (Антарктиды) В 1757 году была опубликована монография Ломоносова, в которой доказывалось, что Южный материк должен существовать. Это был настоящий научный прогноз. Его значение, к сожалению, не поняли современники. И в наше время приходится доказывать приоритет Ломоносова. "В близости Магелланова пролива, - писал великий ученый, - вблизи мыса Доброй Надежды около 53 градусов полуденной ширины льды ходят; почему сомневаться не должно, что в большем отдалении от материков земля многими нисходящими снегами покрыта".


Слайд 27

В своей работе "Рассуждения о большой точности морского пути" (1759), Ломоносов впервые внес предложение об организации международной Мореплавательской академии, исследовал морские льды и дал первую их классификацию. В этой же работе Ломоносов предложил ряд новых приборов и методов для определения долготы и широты места.


Слайд 28

Выводы 2 Характерной чертой Ломоносова как ученого было стремление связать разрабатываемые им теоретические проблемы с практическими нуждами страны. Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь; было ясно и то, что никто лучше русских, имевших многовековый опыт полярных плаваний, не сможет разрешить эту проблему. Реки, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему Северный морской путь играет важнейшую роль в хозяйственной жизни многих обширных внутренних областей нашей страны. Более одной трети территории нашей страны находится за Северным полярным кругом и в своем экономическом и культурном развитии непосредственно связано с Северным морским путем.


Слайд 29

И это все о нём… "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник". А.С.Пушкин


Слайд 30


Слайд 31


Слайд 32

Имя М. В. Ломоносова на карте мира • • • • • • • • • • Имя великого Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе • • • Мыс Ломоносова на западном берегу реки Амур. Горный хребет им. Ломоносова на побережье острова Новая Земля. Гора им. Ломоносова на Новой Земле. Горы и ледник им. Ломоносова на острове Шпицберген. Плато в Гренландии Бухта им. Ломоносова в районе берега Лаптева. Подводный хребет им. Ломоносова в Северном Ледовитом океане. Горный хребет им. Ломоносова в Антарктиде. Течение им. Ломоносова в Атлантическом океане. Село Ломоносово. Село Денисовка Холмогорского района Архангельской области, объединявшее несколько деревень, в одной из которых родился Михайло Ломоносов (Мишанинская) переименовали в 1911 году в село Ломоносово. Город Ломоносов - в Ленинградской области. Гавань и отмель им. Ломоносова. Гавань на Балтийском море у города Ломоносов, отмель на Финском заливе. Кратер Ломоносова на Луне.


Слайд 33

Достойны ль мы тебе хвалу воздать? О, просветитель, реформатор и поэт! За эти пять десятков лет Не прекращал ты поднимать Могучую Российскую державу, Не думал даже опускать Ни рук своих златых, Ни гордую главу. И ты любовью вечной Россию полюбил, И, словно своей честью, Россией дорожил. Из мрака и невежества Россию поднимал И в одах своих дивных державу воспевал. О, ты не просто академик, Ты гений, ты творец, титан, Ты создал новые науки, Открыл врата познанья нам! (Ю.Егурцова)


Слайд 34


Слайд 35

Источники текстовой информации • • • • • • Ломоносов и его время Детская энциклопедия : познавательный журнал для девочек и мальчиков. - 2011. - № 1 Баландин, Р.К. М.В. Ломоносов : Евангелие от Природы [Текст] / Р.К. Баландин // Баландин Р.К. Самые знаменитые философы России. - М. : Вече, 2001. - С. 87-93 Гурьян, О.М. Мальчик из Холмогор [Текст] / О.М. Гурьян ; рис. И. Ильинского, оформл. Н. Мунц. - М. : Детская литература, 1966. - 77, [3] с. : ил. - (Маленькая историческая библиотека) Рыжов, К.В. Михаил Ломоносов [Текст] / К.В. Рыжов // Рыжов К.В. 100 великих россиян. - М. : Вече, 2002. - С. 253-261 Самин, Д.К. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] / Д.К. Самин // Самин, Д.К. 100 великих учёных. - М. : Вече, 2002. - С. 120-126 Щеблыкин, И.П. Михаил Васильевич Ломоносов [Текст] : книга для учащихся / И.П. Щеблыкин. - М. : Просвещение, 1993. - 127, [1] с. (Биография писателя). - ISBN 5-09004306-0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: