Сообщение о казанской иконе божьей матери 4 класс

Обновлено: 08.07.2024

1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский.

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ла сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном († 1567; па­мять 6 но­яб­ря).

Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну.

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та.

Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли.

В со­бо­ре Ка­зан­ско­го де­ви­чье­го мо­на­сты­ря ико­на на­хо­ди­лась до на­ча­ла ХХ в., а в 1904 г. Рос­сию по­тряс­ло из­ве­стие о по­хи­ще­нии свя­ты­ни. Свя­то­тат­ствен­ное со­бы­тие про­изо­шло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.

По­те­ря пер­во­на­чаль­но­го об­ра­за не ума­ля­ет бла­го­дат­ной си­лы все­го мно­же­ства спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны, через ко­то­рые Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­мо­га­ет нам Сво­им хо­да­тай­ством пе­ред Сво­им Сы­ном по пло­ти, а по ипо­ста­си Сы­ном Бо­жи­им, Гос­по­дом на­шим Иису­сом Хри­стом.

Избавление Москвы и России от поляков в 1612 г. [2]

При­со­еди­нив­ши­е­ся к опол­че­нию ка­зан­ские дру­жи­ны при­нес­ли с со­бой спи­сок с Ка­зан­ской чу­до­твор­ной ико­ны, ко­то­рую в Яро­слав­ле пе­ре­да­ли кня­зю Ди­мит­рию. Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца взя­ла опол­че­ние под Свое по­кро­ви­тель­ство, и Ее за­ступ­ле­ни­ем бы­ла спа­се­на Рос­сия.

Огром­ные труд­но­сти ис­пы­ты­ва­ли рус­ские вой­ска: внут­рен­нюю враж­ду, недо­ста­ток ору­жия и про­до­воль­ствия. В осен­нюю непо­го­ду дви­ну­лось рус­ское во­ин­ство на штурм Моск­вы, на­хо­див­шей­ся в ру­ках по­ля­ков.

Как бы в под­твер­жде­ние ис­тин­но­сти про­ро­че­ства ар­хи­епи­скоп по­лу­чил ис­це­ле­ние от бо­лез­ни. Свя­ти­тель по­слал из­ве­стие об этом ра­дост­ном со­бы­тии рус­ским во­и­нам. На сле­ду­ю­щий день, 22 ок­тяб­ря 1612 го­да, рус­ские вой­ска, во­оду­шев­лен­ные ви­де­ни­ем, одер­жа­ли круп­ную по­бе­ду и взя­ли Ки­тай-го­род, а через 2 дня – Кремль.

В вос­кре­се­нье, 25 ок­тяб­ря, рус­ские дру­жи­ны тор­же­ствен­но, с Крест­ным хо­дом, по­шли в Кремль, неся Ка­зан­скую ико­ну. На Лоб­ном ме­сте Крест­ный ход был встре­чен вы­шед­шим из Крем­ля ар­хи­епи­ско­пом Ар­се­ни­ем, ко­то­рый нес Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы, со­хра­нен­ную им в пле­ну. По­тря­сен­ный свер­шив­шей­ся встре­чей двух чу­до­твор­ных икон Бо­го­ро­ди­цы, на­род со сле­за­ми мо­лил­ся Небес­ной За­ступ­ни­це.

По из­гна­нии по­ля­ков из Моск­вы князь Ди­мит­рий По­жар­ский, по дан­ным Ни­ко­нов­ской ле­то­пи­си, по­ста­вил свя­тую Ка­зан­скую ико­ну в сво­ей при­ход­ской церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на Лу­бян­ке, в Москве. Поз­же ижди­ве­ни­ем кня­зя-пат­ри­о­та на Крас­ной пло­ща­ди был воз­двиг­нут Ка­зан­ский со­бор. Свя­тая ико­на, быв­шая в вой­сках По­жар­ско­го при осво­бож­де­нии Моск­вы, в 1636 го­ду пе­ре­не­се­на бы­ла в но­во­устро­ен­ный храм. Ныне этот свя­той об­раз на­хо­дит­ся в Бо­го­яв­лен­ском Пат­ри­ар­шем со­бо­ре Моск­вы.

В па­мять осво­бож­де­ния Моск­вы от по­ля­ков уста­нов­ле­но бы­ло со­вер­шать 22 ок­тяб­ря осо­бое празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Сна­ча­ла это празд­но­ва­ние со­вер­ша­лось лишь в Москве, а с 1649 го­да бы­ло сде­ла­но все­рос­сий­ским.

В 1709 го­ду пе­ред Пол­тав­ской бит­вой Петр Ве­ли­кий со сво­им во­ин­ством мо­лил­ся пе­ред ико­ной Ка­зан­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри (из се­ла Кап­лу­нов­ки). В 1721 го­ду Петр пе­ре­нес один из спис­ков с Ка­зан­ской ико­ны Бо­го­ро­ди­цы из Моск­вы в Пе­тер­бург, где ико­на вна­ча­ле бы­ла по­став­ле­на в ча­совне, по­том в Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ре, а с 1737 го­да в хра­ме в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы на Нев­ском про­спек­те. В 1811 го­ду пе­ред Оте­че­ствен­ной вой­ной свя­тая ико­на Небес­ной За­ступ­ни­цы пе­ре­не­се­на в но­во­со­здан­ный Ка­зан­ский со­бор.

В 1812 го­ду Ка­зан­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри осе­нял рус­ских сол­дат, от­ра­зив­ших фран­цуз­ское на­ше­ствие. В празд­ник Ка­зан­ской ико­ны 22 ок­тяб­ря 1812 го­да рус­ские от­ря­ды под пред­во­ди­тель­ством Ми­ло­ра­до­ви­ча и Пла­то­ва раз­би­ли арьер­гард Да­ву. Это бы­ло пер­вое круп­ное по­ра­же­ние фран­цу­зов по­сле ухо­да из Моск­вы, враг по­те­рял 7 ты­сяч че­ло­век. В тот день вы­пал снег, на­ча­лись силь­ные мо­ро­зы, а ар­мия по­ко­ри­те­ля Ев­ро­пы на­ча­ла та­ять.

. Ка­зан­ский со­бор в Пе­тер­бур­ге стро­ил­ся с 1801 по 1811 год – как бы спе­ци­аль­но для то­го, чтобы стать хра­мом-па­мят­ни­ком рус­ской сла­вы в Оте­че­ствен­ной войне 1812 го­да. Ико­но­стас глав­но­го ал­та­ря тон­кой че­кан­ной ра­бо­ты, ис­пол­нен из ста пу­дов се­реб­ра: из них со­рок по­жерт­во­ва­ны хра­му дон­ски­ми ка­за­ка­ми, от­бив­ши­ми в 1812 го­ду это се­реб­ро у фран­цу­зов. Сте­ны со­бо­ра укра­ше­ны тро­фе­я­ми, взя­ты­ми у фран­цу­зов в 1812 го­ду. Вра­же­ские зна­ме­на скло­ни­лись у свя­щен­ной гроб­ни­цы по­гре­бен­но­го в со­бо­ре кня­зя Ми­ха­и­ла Ку­ту­зо­ва-Смо­лен­ско­го, спа­си­те­ля Оте­че­ства. Брон­зо­вые из­ва­я­ния Ку­ту­зо­ва и Барк­лая де Тол­ли сто­ят пе­ред хра­мом у кон­цов ко­лон­на­ды, по­лу­кру­гом об­няв­шей со­бор­ную пло­щадь.

Бла­го­дат­ным осе­не­ни­ем рас­по­ло­жи­лись ико­ны Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы по ли­цу на­шей От­чиз­ны, во­ис­ти­ну об­ра­зуя Небес­ный по­кров. Ее неустан­ным хо­да­тай­ством нис­по­слан­ный Бо­же­ствен­ным Сы­ном, при­нес­шим Се­бя в жерт­ву для спа­се­ния че­ло­ве­че­ства. Древ­ний Вла­ди­мир­ский свя­той об­раз Бо­го­ро­ди­цы хра­нит и бла­го­слов­ля­ет на­ши се­вер­ные пре­де­лы, Смо­лен­ская и По­ча­ев­ская ико­ны ограж­да­ют за­пад, а на во­сток, до края зем­ли си­я­ет лу­ча­ми неиз­быв­ной бла­го­да­ти чу­до­твор­ный Ка­зан­ский об­раз Пре­чи­стой на­шей Ма­те­ри.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Икона Казанской Божьей Матери Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский Учитель.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Икона Казанской Божьей Матери Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский Учитель.

Икона Казанской Божьей Матери Школа х. Ямы филиал МОУ СОШ х. Клетский Учитель: Бурамбаева Юлия Владимировна



Цель: 1. узнать какую роль сыграла икона Казанской Божьей Матери для русског.

Цель: 1. узнать какую роль сыграла икона Казанской Божьей Матери для русского народа; 2. за что почитают эту икону

Случилось это давным-давно, во времена царя Ивана Грозного.28 июня 1579 года.

Случилось это давным-давно, во времена царя Ивана Грозного.28 июня 1579 года страшный пожар истребил большую часть Казани. Когда город начал вставать из руин, вместе с другими погорельцами недалеко от места пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его дочери Матроне явилась в сонном видении Божья Матерь.

Обретение чудотворной иконы Матрона стала искать в указанном ей месте. Девочк.

Душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в и.

4 ноября в России весь православный народ отмечает праздник Казанской иконы.

4 ноября в России весь православный народ отмечает праздник Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Ноябрьское празднование было установлено в 1649 году в благодарность Божией Матери за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и сёла.

1612 год По призыву Патриарха Московского и Всея Руси Ермогена русский народ.

1612 год По призыву Патриарха Московского и Всея Руси Ермогена русский народ встал на защиту Родины.

В ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани.

В ополчение, возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. Пресвятая Богородица взяла ополчение под Своё покровительство, и её заступлением русские войска 4 ноября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Князья Минин и Пожарский

В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших.

Чудеса от Казанской иконы во время Великой Отечественной войны Сталинградска.

Чудеса от Казанской иконы во время Великой Отечественной войны Сталинградская битва . . за Сталинград всю ночь молился перед иконой Казанской Божьей Матери.

Чудеса от Казанской иконы во время Великой Отечественной войны Сталинградская.

Знамение Когда немцы предприняли решающую попытку штурма города, в самый разг.

Знамение Когда немцы предприняли решающую попытку штурма города, в самый разгар битвы на небе появилось Знамение, которое заставило содрогнуться русских солдат, а немцев разуверило в победе.

Чудеса от Казанской иконы во время Великой Отечественной войны Сталинградская.

Чудеса от Казанской иконы во время Великой Отечественной войны Сталинградская битва Примечательно, что среди руин Сталинграда уцелевшим осталось одно-единственное здание - церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Блокада Ленинграда Из Владимирского собора вынесли чудотворную икону Божией м.

Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынск.

Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго - вероятно, сгорела. Церковь отстраивали на деньги прихожан. После революции церковь основательно пограбят большевики: комиссия по изъятию церковных ценностей произвела реквизицию 20 марта 1922 года. Церковь в Волгограде . пятишатровская постройка, в 1904. Казанский кафедральный собор

Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. 15.

Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. 15 декабря 1939 года Казанская церковь была закрыта. Сталинградская битва опалила церковь своим огненным дыханием. Фашистские бомбардировки оставили от храма лишь стены. Надо было его восстанавливать. Восстановление церкви велось на средства прихожан Церковь в Волгограде

Официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения началис.

Официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения начались 10 сентября . Произошло важное изменение и в статусе храма: 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он возводится в ранг соборного. Казанский кафедральный собор г. Волгоград Собор в Волгограде

Казанский собор уже долгое время остаётся главным кафедральным храмом Волгогр.

Казанский собор уже долгое время остаётся главным кафедральным храмом Волгограда, собирающим на молитвы верующих со всех концов города. Действует здесь и воскресная школа. Сейчас Казанская церковь по-прежнему остаётся соборной в нашем городе, хотя она уже давно не вмещает всех верующих. Казанский собор в Волгограде

В святом углу чуть теплится лампада, Упала ночь на православный край, И матер.

В святом углу чуть теплится лампада, Упала ночь на православный край, И матерь Божия в серебряном окладе, Жалея нас, нам обещает рай. Ее глаза наполнены слезами, Душа о грешном племени болит, Уста давно все в Библии сказали, И взор тоскующий о будущем скорбит. И, кажется, что нет уж нам прощенья - Презревших таинства не любят небеса, Но Матерь Божия взывает к причащенью, И нас спасет иконы красота. И ждет Она молитвенного слога, Надеждой малою так надо дорожить, По праву Матери Возлюбленного Бога, Жалея нас, нам помогает жить

Наиболее чтимыми образами Богоматери в России являются Владимирская и Казанская икона Божией Матери. Их история полна чудес, продолжают они творить чудеса и в наше время.

Дни празднования: 21 июля и 4 ноября

Казанская икона Божией Матери

История иконы

В 1579 году в Казани произошел ужасный пожар, уничтоживший около половины города. Вскоре погорельцы начали строить себе жилье. Был среди них и стрелец Даниил Онучин со своей семьей. Однажды его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богоматерь и повелела откопать Свою икону на определенном месте пожарища.

Матрона рассказала об этом родителям, но ей не поверили.

Когда же явление Богородицы повторилось трижды, родители с другими селянами отправились на место, указанное во сне, и действительно обнаружили там икону Казанской Богоматери, причем ничуть не пострадавшую от пожара, с такими яркими красками, будто она была только недавно написана.

Так была обретена икона Казанской Божьей Матери в Казани. И сразу же она проявила свою чудотворную силу: вернула зрение двум старым слепцам, Иосифу и Никите, всего лишь притронувшимся к ней. Это произвело огромное впечатление не только на православных, но и на многих мусульман, живших в Казани. Икону перенесли в Успенский собор Казани. Впоследствии на месте обретения иконы Казанской Божьей Матери построили женский монастырь.

Удивительная история обретения иконы и явленные ею чудеса были подробно изложены и вместе со списком (копией) с иконы в том же году отправлены в Москву. По повелению царя Иоанна Грозного на этом месте была возведена церковь Казанской иконы Божией Матери, куда к иконе постоянно стекалось множество паломников.

К сожалению, оригинал был похищен еще в 1904 году – святотатцы польстились на ее драгоценный оклад.

Однако в первые же годы после обретения и в последующие десятилетия с иконы начали делать списки, первый из который датируется 1606 годом. Удивительно, но они обладают такой же чудотворной силой, что и оригинал.

Значение иконы Казанской Божьей Матери

В истории России значение иконы Богородица Казанская трудно переоценить. В 1611 году князь Дмитрий Пожарский, руководивший народным ополчением, попросил прислать ему икону перед предстоящим решающим сражением с польско-литовскими захватчиками, и одержал победу, хотя вражеское войско было гораздо многочисленнее. В благодарность за помощь по инициативе Дмитрия Пожарского в день победы – 22 октября (4 ноября по новому стилю) в Москве установили иконе местное празднование. Перед Казанской иконой молился царь Петр Первый перед Полтавской битвой и Михаил Илларионович Кутузов – перед сражением с Наполеоном.

Казанская икона Божией Матери

Видимо, поэтому в России икону Казанской Божьей Матери издавна именуют Заступницей, ведь и сама Богородица считается покровительницей России и помогает как в делах государственных, так и в нуждах отдельных людей.

О том, насколько велико почитание этой иконы во всем мире, свидетельствует тот факт, что Ватиканский список иконы Казанской Божьей Матери долгое время находился в личных покоях папы римского Иоанна Павла II, а в 2004 году был преподнесен Патриарху Алексию II, который на следующий год передал его Казанской епархии.

На вопрос, где находится икона Казанской Божьей Матери в Казани, можно дать точный ответ: Крестовоздвиженский храм при Казанском Богородицком монастыре. Ежегодно 21 июля, в день явления иконы, в Казани проходят многотысячные крестные ходы.

Описание иконы

По иконографическому типу Казанская икона относится к Одигитрии (Путеводительнице), правда, в сокращенном варианте – изображение не поясное, а оплечное, в характерных для богородичных икон одеждах. Глава Богородицы слегка наклонена к Младенцу Иисусу, поднявшему руку со сложенными в благословляющем жесте перстами. Выражение лика Богородицы скорбное в предвидении мук, ожидающих Ее Сына, а лик Младенца поражает взрослостью и серьезностью. Их взгляды обращены прямо к молящемуся, от чего возникает ощущение, будто Они заглядывают прямо в душу.

Казанская икона Божией Матери

В чем помогает Казанская икона Богородицы

Молитва перед иконой помогает укрепить веру, обрести внутреннее равновесие, уберечься от совершения ошибок в трудных жизненных ситуациях – недаром ее называют Путеводительницей. Икона прославилась чудесными исцелениями, поэтому ей молятся о здоровье физическом и душевном, особенно детей, о семейном мире и благополучии. Казанская Богоматерь является покровительницей воинов, поэтому ей молятся об их защите. Молитва, идущая от чистого сердца, всегда дойдет до нашей Заступницы.

Молитвы перед иконой

Тропарь, глас 4

Заступнице усердная, / Мати Господа Вышняго, / за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, / и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. / Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, / иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, / предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем, / пред пречистым Твоим образом со слезами / и невозвратно надежду имущих на Тя, / избавления всех зол, / всем полезная даруй / и вся спаси, Богородице Дево: // Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Перевод: Заступница усердная, Матерь Господа Всевышнего, за всех молишь Ты Сына Твоего, Христа Бога нашего, и содействуешь спасению всех, под мощный Твой покров прибегающих. Всех нас защити, о Госпожа, Царица и Владычица, пребывающих в напастях, и скорбях, и болезнях, обремененных грехами многими, предстоящих и молящихся Тебе с умиленною душою и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и имеющих твердую надежду в Тебе на избавление от всех зол. Всем полезное даруй и всех спаси, Богородица Дева, ибо Ты – Божественный покров рабам Твоим.

Кондак, глас 8

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, / скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы. / Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние: / источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, / предваряет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, // благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Перевод: Прибегнем, люди, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы; поспешим на молитву и подвигнемся на покаяние: ибо источает нам неоскудевающие милости Пречистая Богородица, спешит на помощь и избавляет от великих бед и зол благочестивых и богобоязненных рабов Своих.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.

Молитва первая

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, Милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Церковь Свою святую да незыблему соблюдет ю от неверия, ересей и раскола. Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево: Ты еси Всесильная христиан Помощница и Заступница. Избави всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, бед и от напрасныя смерти; даруй нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховныя жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небеснаго Царствия и тамо со всеми святыми прославим Пречестное и Великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небеси́ и земли́, вы́шшая а́нгел и арха́нгел и всея́ тва́ри честне́йшая, чи́стая Де́во Мари́е, ми́ру блага́я Помо́щнице, и всем лю́дем утвержде́ние, и во вся́ких ну́ждах избавле́ние! При́зри и ны́не, Госпоже́ Всеми́лостивая, на рабы́ Твоя́, Тебе́ умиле́нною душе́ю и сокруше́нным се́рдцем моля́щияся, со слеза́ми к Тебе́ припа́дающия и покланя́ющияся пречи́стому и цельбоно́сному о́бразу Твоему́, и по́мощи и заступле́ния Твоего́ прося́щия. О, Всеми́лостивая и Премилосе́рдая Де́во Богоро́дице Чи́стая! Воззри́, Госпоже́, на лю́ди Твоя́: мы бо гре́шнии не и́мамы ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́ и от Тебе́ ро́ждшагося Христа́ Бо́га на́шего. Ты еси́ засту́пница и предста́тельница на́ша. Ты еси́ оби́димых защище́ние, скорбя́щим ра́дование, си́рым прибе́жище, вдо́вам храни́тельница, де́вам сла́ва, пла́чущим весе́лие, больны́м посеще́ние, немощны́м исцеле́ние, гре́шным спасе́ние. Сего́ ра́ди, о Богома́ти, к Тебе́ прибега́ем, и на Твой Пречи́стый о́браз с Предве́чным на руку́ Твое́ю держи́мым Младе́нцем, Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м взира́юще, умиле́нное пе́ние Тебе́ прино́сим и вопие́м: поми́луй нас, Ма́ти Бо́жия, и проше́ние на́ше испо́лни, вся бо суть возмо́жна хода́тайству Твоему́: я́ко Тебе́ сла́ва подоба́ет ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.


Казанская икона Божией Матери – особенный образ для России и ее народа, чудотворный и почитаемый каждым православным христианином. Ее история происхождения – это чудесный случай, а сама икона дарит чудеса людям по сей день. К образу обращаются с разными просьбами: об исцелении, защите или утешении. И ни одна из них не остается не услышанной – всем помогает наша небесная Владычица.

Почитают Казанскую святыню не только на Руси, но и далеко за её пределами. Списки с Казанской иконы Божией Матери у разных народов именуются по-своему. Некоторые из них чествуются своими праздниками.

Происхождение Казанской иконы

История чудотворной иконы Казанской Божией Матери началась 400 с лишним лет назад в Казани, спустя четверть века после ее покорения русским царем Иваном Грозным в 1552 году.


Становление православия в Казани

Ислам был сильно потеснён принесенным сюда русскими Православием, что вызвало большое недовольство мусульман. За 27 лет, прошедших с момента присоединения Казанского царства к Русскому государству, в Казани была создана православная епархия, построено несколько храмов, а православие стало распространяться среди жителей покоренных земель, хотя проповедование Евангелия шло с большим трудом.

В 1579 году в Казани начался страшный пожар. Огонь уничтожил две трети города, выстроенного из дерева. Наполовину выгорел и местный Кремль. Почти четверть жителей погибла. Оставшиеся в живых погрузились в уныние и печаль.

Вещий сон Матрены

Не пожалел страшный пожар и дом стрельца Даниила Онучина, чья дочь, девятилетняя девочка Матрена, однажды увидела вещий сон, в котором к ней пришла сама Богородица и просила девочку пойти на пепелище их собственного дома.

События, произошедшие далее, рассказываются в 2 вариантах.

  1. По одной версии девочка рассказала свой чудесный сон родителям и просила их пойти с ней вместе за святым образом, но мать с отцом не поверили рассказу ребёнка. Сон повторялся несколько раз, и только на третий раз мать Матрены поверила ребёнку и пошла вместе с ней откапывать икону.
  2. В другом варианте повествования девочка просто не придала значения сну, не разгадала его вещего смысла. Сон повторялся до тех пор, пока Пресвятая Богородица не пригрозила ребёнку гибелью. Матрена рассказала сон матери, и напуганные они поспешили исполнять просьбу Пречистой Девы.

Обретение святого образа

Богородица точно указала место. Вместе с матерью Матрона отправилась на пепелище. Пока копали помощники, которых женщины взяли с собой, образ найти не удавалось. Тогда Матрона сама взялась разрывать землю. Совсем скоро, под углями и слоем земли на пепелище родного дома девочка нашла святой образ. Сняв окутывающую икону пелену, все увидели святой лик, сияющий яркими красками, которые казались совсем свежими, как будто только написанными. Это не могло не удивить свидетелей чуда.


Радостная весть облетела весь город. На место обретения образа прибыло всё духовенство во главе с Архиепископом Иеремией. Архиерей возглавлял богослужение и крестный ход, собственноручно перенёс и установил новообретенный образ Богоматери в ближайшем храме – во имя святителя Николая Тульского. Согласно летописным данным, во время крестного хода произошло чудо исцеления двух слепцов, которые приложившись к иконе тут же прозрели.


День обретения образа – 8 июля (21 июля по новому стилю), начиная с 1579 года стал ежегодным праздником Казанской иконы Божией Матери сначала в Казани, а потом и по всей Руси.

Чудесная история происхождения Казанской Богоматери существенным образом повлияла на становление и укрепление православия в Казани, а сам обретенный образ Богородицы еще не единожды примет непосредственное участие в важнейших исторических и судьбоносных событиях России.

Описание иконы

Иконографию чудотворного образа современные исследователи восстанавливают по 3 письменным источникам.

  1. Рукопись, лично написанная священномучеником Патриархом Гермогеном, принимавшем участие в обретении святого лика.
  2. Исследования учёных, предпринятые в XIX – начале XX века.
  3. Современные работы по иконографии.


Иконография Казанской иконы Пресвятой Богородицы непривычна для шестнадцатого века. Русские иконописцы старались в точности следовать каноническим правилам изображения святых. Новоявленная икона совсем другая, написана по-своему. Кажется, что изображение фрагментировано, сосредоточено на изображение ликов.

Скорбный лик Богоматери склонился к Сыну, почти касается головы младенца Иисуса. Фигура стоящего Спасителя выписана до пояса. Мы видим только одну правую руку, поднятую в двуперстном благословении. Левая рука не написана, как будто скрыта полями иконы или ризами. Так начали писать святые образы только в XVI веке, нарушая каноны в поисках новых и свежих форм изображения и воздействия.

Богородица изображена оплечно, со склонённой головой. Царица Небесная облачена в мафорий багряного цвета. Одна из трёх звёзд непорочности скрыта фигурой Спасителя, который изображён стоящим анфас с рукой, поднятой в двоеперстном благословении. Красный цвет одеяния Богомладенца говорит о его земном происхождении, а синий – о его пребывании на Небесах. Одеяния Пречистой Девы декорированы ассистом – тонкими линиями, с помощью которых передаются световые блики.

Значение иконы Пресвятой Казанской Богородицы

Тот факт, что икону обретают нетронутой страшным пожаром в земле, уже кроет в себе определенный символизм, и означает он то, что именно образ Казанской Божией Матери является покровителем земель русских.

Но не только своим чудом явления и как следствие укреплением православной веры на завоеванных землях Казанского ханства прославился святой образ Богородицы. Как в дальнейшем показала история чудотворной иконы Богоматери из Казани, она не раз приходила на помощь людям в критические, можно сказать судьбоносные моменты России. На протяжении нескольких столетий прослеживается участие Божией Матери через сей святой лик в судьбе нашего государства.


Так, во времена Смуты, когда прервалась династия Рюриков, и страну чуть было не захватили польские оккупанты, ополчение Минина и Пожарского с молитвами к образу Пресвятой Казанской Богородице сумели изгнать супостатов, тем самым спасли Русь как независимое государство. Значение этого исторического события высоко ценят до сих пор, сделав 4 ноября, день победы над поляками, общенациональным праздником.

Прослеживается след Казанского образа и при Петре Великом, когда государь накануне Полтавской битвы возносил свои молитвы к Богородице перед этим образом. И в 1812 году, в годы Отечественной войны, полководец Кутузов Михаил Илларионович, в Казанском соборе перед этим же образом молил Пречистую о спасении Отечества и победе в войне с Наполеоном.

В годы Великой Отечественной войны, по некоторым сведениям, молитвы к этому образу помогали в трудных ситуациях. Известно, что в блокадном Ленинграде, когда жители уже совсем было отчаялись, решено было провести крестный ход с этой иконой.


Также существуют рассказы и о том, что над Москвой и Сталинградом с образом Казанской Богородицы летал самолет, и после этого наши войска сумели выиграть важнейшие битвы в этой ужасной войне.

Трудно оценить то большое значение Пресвятой Казанской Богородицы, которое она оказывает в судьбах простых людей. Существует много рассказов, когда Пречистая помогала в различных тяжелых жизненных ситуациях. Именно поэтому этот образ так любим и почитаем среди обычного народа.

Судьба оригинала образа

Икона хранилась в Богородицком Казанском монастыре вплоть до начала 20 века. В 1904 году Казанский монастырь ограбили, украв вместе с драгоценными окладами и святой образ. Его дальнейшая судьба имеет несколько версий:

  • воры унесли святой образ и уничтожили его, заметая следы совершенного преступления;
  • икона Казанской Божьей Матери была продана на аукционе в Лондоне;
  • образ спрятан и хранится на территории России.

Ни одно из предположений подтверждений не имеет и где находится оригинал иконы Казанской Богоматери сегодня не известно.

Сила молитвы

Оригинал иконы утерян, а молитвы к Пресвятой Богородице у ее Казанского образа продолжают творить чудеса и по сей день. Это значит, что и копии обладают не меньшей силой, нежели оригинал, и что Богородица продолжает выполнять просьбы христиан, направленные ей в молитвах.


Не раз убеждались на Руси в силе образа Богородицы:

  • Московский список Казанской иконы помог ополчению во время освобождения Москвы от польских войск во времена Смуты;
  • Петербургский список помог выдержать тяжелые времена во время блокады Ленинграда.

Считается, что через свой образ Казанской иконы Богородица наставляет на правильный путь всех просящих и молящихся у ее святого лика. Помогает обрести силы нести свой крест, утешает во времена огорчений и воодушевляет идти вперед.

Существуют поверья, что Казанская Богородица помогает и будущим супругам в семейной жизни. Божия Матерь убережет молодую семью от финансовых трудностей и уведет от нее невзгоды, мелкие бытовые ссоры, обережет от болезней.

К образу Казанской Божией Матери можно возносить молитвы и за своих деток. Считается, что новорожденным, подросткам и малышам в утробе она дарит здоровье и свое небесное покровительство. Если родители постоянно и искренне молятся Заступнице о своем ребенке, то он обязательно получит надежную защиту в жизни, ему будет сопутствовать удача, а беды и болезни обойдут стороной.

Чудотворные списки Казанской иконы (фото и описание)

Существует множество списков Казанской иконы Божией Матери, что является еще одним подтверждением сильного почитания и народной любви к этому святому образу. Многие иконы из этих списков признаны чудотворными.

Список Казанской иконы в Казани

Список Казанской иконы в Казани

Московский список Казанской иконы

Московский список Казанской иконы

Петербургский список Казанской иконы

Петербургский список Казанской иконы

Ярославский список Казанской иконы

Ярославский список Казанской иконы

Вышенский список Казанской иконы

Вышенский список Казанской иконы

Чимеевская Казанская икона

Чимеевская Казанская икона

Каплуновская Казанская икона

Каплуновская Казанская икона

Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери

Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери

Пензенский список Казанской Божией Матери

Пензенский список Казанской Божией Матери

Жадовская Казанская икона Божией Матери

Жадовская Казанская икона Божией Матери

Коробейниковская Казанская икона Божий Матери

Коробейниковская Казанская икона Божий Матери

Казанская Вязниковская икона Божией Матери

Казанская Вязниковская икона Божией Матери

Казанская Тобольская

Казанская Тобольская

Читайте также: