Сообщение о липецкой росписи

Обновлено: 05.07.2024

Введение

Исследование охватывает период с 1971 г. до современного этапа развития фабрики. Данные хронологические рамки позволили в комплексе проанализировать и обобщить основные предпосылки зарождения художественного промысла в городе Липецка, проследить этапы его развития в контексте общего развития липецкой промышленности.

Методологической основой исследования является совокупность общенаучных методов исследования и научных методов исторической науки. В ходе исследования применялись методы - логический, сравнительного анализа, метод классификации и систематизации.

В основу исследования легли принципы историзма, объективности, социального подхода. Исследование развития производства художественных изделий в городе Липецке, основанное на изучении памятников материальной культуры музейного значения, представляет собой познавательный процесс, направленный на решение ряда проблем, возникающих на стыке таких наук, как история, культурология, музееведение.

Постановка научной цели определила и круг конкретных задач, на решение которых было сосредоточено основное внимание:

- в-третьих, на основе рассмотрения публикаций периодических изданий рассмотреть наиболее значимые выставки и заказы предприятия, а так же проанализировать его современное состояние.

Рабочая гипотеза заключается в том, что творческая деятельность мастеров фабрики - это основополагающий фактор привнесения изменений в произведения классической хохломской росписи, их влияние на становление фабричного производствам изделий, расширение и популяризация спроса на продукцию фабрики в пределах Союза и зарубежных государств.

Для наиболее полного рассмотрения вопроса темы исследования помимо материалов различного рода публикации, периодические издания (журналы, газеты), документальные, справочно-статистические и архивные источники были проведено интервьюирование мастеров фабрики, привлечены данные личных архивов художников, материальные памятники в области художественной росписи, хранящихся в музее декоративно-прикладных искусств г. Липецка, Липецком краеведческом музее. Привлечение музейных экспонатов выполняло функцию визуализации изучаемого вопроса и позволило наиболее точно проследить динамику изменений орнамента изделий фабрики.

В развитии историографии темы можно выделить несколько этапов:

Первый этап – начало 1970-х гг., второй - 1980 - 90-е гг. Третий этап охватывает 2000 - 2013-е гг.

Для первого этапа были характерны небольшие, главным образом, публицистические работы, не носившие характер системных исследований. В статьях анализировались некоторые экономические, социально-культурные предпосылки и условия формирования производства изделий с хохломской росписью в городе Липецк. Затрагивались отдельные проблемы начального периода становления фабрики - недостаточная материально-техническая оснащенность, малочисленность опытных мастеров, отсутствие единого руководства. К данному периоду следует отнести ряд публикаций в газетах Ленинское знамя, Ленинец. [6, 11, 18, 22, 26]

Третий этап историографии характеризуется появлением работ, отражающих кризисное положение предприятие по изготовлению изделий народного промысла. Отдельную категорию составляют работы искусствоведческого характера, рассматривающие липецкую хохлому с точки зрения их художественной ценности. [6,7,9]

Работа состоит из трех разделов, аннотации, плана исследования и заключения, списка литературы и обширного приложения.

В плане исследования обоснована актуальность, определены объект и предмет, цели и задачи исследования, новизна разработки, методологические основы научного анализа, научная и практическая значимость темы. Дается обзор историографии исследуемой темы.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы, отмечаются проблемы, не получившие должного освещения в научной литературе, намечаются перспективы дальнейшего изучения проблемы.

Открытию фабрики способствовало постановление XXIV съезда КПСС повсеместно возродить народные художественные промыслы. А там, где промыслов никогда в жизни не было, их предписывалось создать. Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили. [13 С.5]

В XIX – XX веков в окрестностях Липецка изготавливались изделия из дерева. Наряду с изготовлением сельхозорудий и средств передвижения производилась хозяйственная и домашняя утварь. Имеющихся предпосылок в виде материальной базы и опыта предшествующих поколений для воссоздания промысла было недостаточно. Требовались специалисты, способные превратить изделия из дерева в настоящие произведения искусства.

Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М. Ф. Синева, лауреат Государственной премии имени Репина, была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкнна - руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли Кузьма Иванович Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Евгений Архипов, Лида Левина, супруги - Владимир Григорьевич и Валентина Николаевна Протасовы, Анатолий Иванович Засовкин, Андрей Семенович Прытков, лошкарь Демьян Илларионович Карпов, а также художницы Зоя Фомичева, Зина Карпова, Галя Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды.

При управления был создан учебный пункт, который находился на улице Ушинского в жилом районе сокольских металлургов. [13] В нем обучалось 90 человек - будущих художниц и токарей по дереву. Е. Чалых планировал преобразовать учебный пункт в производственный комбинат с двух- трехгодичным сроком обучения, что позволило бы иметь высококвалифицированных специалистов хохломской росписи.

Успешно решили нехватку заготовок благодаря приглашенному на работу Павелу Ивановичу Старцеву, инженеру-конструктору, автору изобретения линии механизированного производства ложек. [12]

Художники обратили внимание на исторически сложившиеся элементы прикладного искусства районов, вошедших в состав Липецкой области: вышивки, кружевоплетения, орнамента ткани, силуэтного рисунка растительных мотивов и животного мира. В художественном оформлении изделий использовался исключительно ручной творческий труд, основанный на варьировании, импровизации и авторском исполнении свободной кистевой росписи.

Творческие поиски мастеров шли не только по линии развития орнамента. Они много и плодотворно работали над созданием новых форм изделий. В ассортименте более 100 наименований изделий: чаши, бокалы, кружки, резные ковши, братины, ладьи. Интересны разработки целых наборов для кваса, сока, меда, окрошки, салата, которые своей красотой радуют глаз, веселят душу, создают ощущение праздника. [26]

Роспись тульского самовара - это так же чисто липецкое достижение, получившее широкое распространение во всех регионах России с 1970-х годов.

Несколько позже, в публикациях о липецкой хохломе мы находим следующие тревожившие корреспондентов вопросы: «Не профанация ли это, не нарушили ли липчане своим вторжением в Хохлому исконные художественные традиции старинного народного промысла?

На этот вопрос предельно ясно ответили специалисты-художники, искусствоведы, мастера прикладного искусства, досконально изучившие продукцию липецкой хохломской ветви. Мнение их было единодушным: изделия липецких мастеров по своему художественному уровню ничем не отличаются от подобных же работ семеновцев - липчане свято соблюдают традиции, бережно хранят стиль и манеру Хохломы.

Выполняли мастера заказы к юбилейным и знаменательным датам нашей страны: 0лимпиаде-80, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Основная работа по выполнению данного заказа принадлежала Тамаре Поповой, Наталье Ненаховой, Оксане Харченко и Светлане Труновой, Елене Винокуровой. Им была поручена самая ответственная работа по нанесению на панно эмблемы XII Всемирного фестиваля – голубя мира в обрамлении фестивальной ромашки. Всего для фестиваля на фабрике было изготовлено двадцать наименований различных изделий общей стоимостью шестьдесят тысяч рублей. [14]

Настоящим испытанием для фабрики и ее коллектива стали 1990-е годы. Хотя трудности фабрики открыто не обсуждались. В интервью директора фабрики Ивана Егоровича Попова мы находим следующие комментарии о финансовом и производственном состоянии фабрики: «Ассортимент изделий – свыше двухсот наименований. Среди них – вазы, чаши, поставцы, солонки, ложки, комплекты деревянной посуды для столовой и кухни, чайные полочки. На фабрике работает боле 200 человек. В год выпускается сотни тысяч единиц продукции, в том числе десятки коллекционных изделий. Фирма является участником ассоциации «Народно-художественные промыслы России. Рынок сбыта достаточно широк – Россия, Белоруссия, страны Европы, Канада. Хотя, уже через год официальный финансовый отчет позволит увидеть прямо противоположную картину. Фабрика будет находится в тяжелейшем финансовом кризисе. [19]

Заключение

Изучение различных документальных материалов убеждает в том, что появление первых видоизмененных орнаментальных композиций классической хохломы принадлежит главному художнику фабрики Марфе Синевой. Нам удалось провести сравнительный анализ видоизмененного узора, проследить его связь с особенностями исторически сложившихся элементов прикладного искусства Липецкой области. Максимально учтены имена выдающихся художников фабрики на основе упоминаний их в периодике и интервьюирования мастеров.

Список литературы

Источники

  1. ГАЛО. Ф. – 1 р 1690. Д. 1, л. 10,15, 16, 20, 23, 32, 33, 34, 112, 125, 214.
  2. ГАЛО. ф. -1 р 1690. Д. 2, л. 1.
  3. ГАЛО. Ф. – 1 р 1690. Д. 6, л. 7.
  4. ГАЛО. Ф. – 1 р 1690. Д. 7, л. 16, 18.
  5. ГАЛО. Ф. – 1 р 1690. Д. 11, л. 27, 28.

Исследования

Моя мама, живя всю жизнь в Липецке и имея самовар, расписанный мастером липецких узоров, искренне считает, что у неё хохлома. И в чём-то она права, но есть и существенные отличия, о которых мало кто знает, а точнее даже не задумывается.

Была всё-таки польза от некоторых партийных указаний в СССР! После очередного пленума постановили вплотную заняться возрождением народных промыслов. Куда деваться, надо выполнять.

Липой город Липецк славился давно, он и название своё в честь неё получил. Дерева здесь хватало, резьбой и изготовлением деревянной посуды и предметов быта занимались ещё с XVIII века. Изделия пропитывали маслами и разрисовывали простыми узорами.

Под эту тему как нельзя лучше подходили промыслы по художественной росписи. Вот и организовали поездку в центр хохломских узоров — город Семёнов. Понравилось! Занимался этим начальник топливной промышленности Липецкой области Е. П. Чалых.

В 1971 году творческой группой мастеров хохломской росписи, приглашённой в Липецк для создания местной фабрики, была выпущена первая партия изделий. Это было начало. А дальше процесс обучения местных художниц и наработка своего стиля.

  • Руководитель группы Марфа Синёва, ставшая на тот момент главным художником фабрики, даже отправилась в Елец (Липецкая область), изучать знаменитое Елецкое кружево . Его принципы построения и элементы стали источником вдохновения мастера. Узоры разработанные по мотивам кружева были очень популярны и дополнили устоявшуюся коллекцию приёмов хохломы.

А После изучения местной флоры и фауны добавили ещё ряд новых элементов , в том числе пшеничный колосок, являвшийся в Липецке символом благополучия.

Была всё-таки польза от некоторых партийных указаний в СССР! После очередного пленума постановили вплотную заняться возрождением народных промыслов. Куда деваться, надо выполнять.

"Липецкие узоры". Источник pinterest.ru
Именно липецкие мастера разработали особый способ росписи "по текстуре", когда фоном служил естественный цвет дерева.

Как и все промыслы фабрика переживала разные времена и даже стояла на грани банкротства и закрытия. Но и тут нашёлся человек, позволивший ей выстоять. Им оказался успешный бизнесмен Алексей Некрылов, который заинтересовался промыслом и благодаря грамотной экономической политике буквально за 3 года возродил предприятие, а сейчас является его директором.


Промысел зародился ещё в XVIII веке в окрестностях Липецка. Традиционно предметы быта (миски, чаши, ковши, разливательные ложки и др.) изготавливались вручную из древесины липы, произрастающей в этой местности в изобилии. На изготовление любого изделия, будь то маленькая ложка или большой декоративный набор, по технологии уходит ровно 72 дня. Все работы мастеров до сих пор - авторские и индивидуальные.

В начале XIX века производство деревянной посуды стало вытесняться более дешевыми и практичными изделиями из фарфора, фаянса, металла, но к концу XX века интерес к промыслу возродился.

Читайте также: