Организм важная единица живой природы сообщение

Обновлено: 01.06.2024

Важной единицей живой природы является клетка. Она есть структурной и функциональной важной всех организмов. Ученый Роберт Гук первым увидел клетку, когда изучал под микроскопом срез пробки. Его глаз поразило то, что она в средине была поделена ячейками. Клетки бывают как самостоятельные организмы, например, бактерии, так и образуют ткани и органы растений, грибов, животных. В природе, например, инфузория-туфелька является одноклеточной, черви плоские относятся к многоклеточным. Клетка растет и размножается делением. Ее жизнедеятельность заключается в обмене веществ и превращения в энергию. Она состоит из цитоплазмы, плазматической мембраны, липидов, лизосом, комплекса Гольджи, строения, эндоплазматической сети, рибосом, митохондрий, пластидов, клеточного центра, хромопластов, зерен, клеточных включений, гранул, каплей, ядра. Подробным анализом клетки занимается цитология.

Все живое представлено в природе в виде организмов.

Место организменного уровня в организации жизни

Являясь структурным компонентом популяционно-видового уровня организации жизни, организм, в свою очередь представляет собой биологическую систему открытого типа и является выразителем свойств организменного уровня организации жизни. Организм обладает всеми свойствами живой природы — обменом веществ и энергии, питанием, дыханием, выделением, раздражимостью, способностью к размножению, способностью к саморегуляции, приспособленностью к среде обитания и др.

Структурными элементами организменного уровня организации жизни, т.е. составными частями организмов жизни служат органы (системы органов) ткани и клетки.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Мы говорим о клетке, как о структурной единице организма поскольку в природе существует множество одноклеточных организмов, тело которых состоит из одной-единственной клетки (бактерии и др.). Для одноклеточных организмов клеточный и организменный уровни тождественны

Взаимодействие структурных элементов организма обеспечивает структурную и функциональную целостность как биологической системы.

Давайте перечислим основные процессы организменного уровня:

  • обмен веществ и энергии;
  • способность поддерживать постоянство внутренней среды (гомеостаз);
  • хранение и реализация наследственной информации, проверка жизнеспособности каждого генотипа в условиях внешней среды;
  • оплодотворение и воспроизводство потомства;
  • приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды;
  • согласованная деятельность различных систем органов;
  • существование посредством индивидуального развития (онтогенез).

Организм имеет три системы управления физиологическими процессами — генетическую, гуморальную (или гормональную) и нервную. Своим слаженным действием эти системы обеспечивают согласованную работу всех составных частей организма и поддержание относительного постоянства его внутренней среды. Гуморальная система в эволюционном смысле гораздо старше нервной. Первоначально, на заре эволюции у всех живых организмов имелся только гуморальный механизм управления процессами жизнедеятельности. С появлением у животных нервных клеток, возник механизм нервной регуляции.

Гуморальная регуляция подчинена нервной, но оба механизма регуляции действуют в организме согласованно, в тесном взаимодействии между собой, что дает возможность рассматривать их вместе как единую систему нейрогуморальной регуляции.

Генетическая система является регулятором высшего порядка, поскольку строение и функции организма в первую очередь определяются ею.

Особенности нервной и гуморальной регуляции

На организмы оказывают воздействие экологические факторы среды и закономерности эволюционного процесса. Каждый организм уникален и каждый организм индивидуально реагирует на воздействие факторов среды, которые вызывают ответные реакции организма, обеспечивающие его сохранность и целостность. Реакция проявляется двояко — от отрицательного (разрушающего) воздействия организм старается уклониться, а к положительному (например, вид и запах пищи) — стремится.

Организменный уровень жизни на Земле представлен невероятно огромным разнообразием форм — от одноклеточных простейших до человека. Организмы отличаются по способам питания (автотрофные и гетеротрофные), размножения, размерам, формам, сложности поведения и т.д.

Строение вируса гриппа

Внедрившись в клетку, вирусы используют ее ресурсы для размножения. Размножение вирусов может происходить только внутри клетки-хозяина.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Главным, основным, определяющим признаком любого живого организма является строгая взаимозависимость составляющих его частей. Человек, собака или дерево — это организмы, обладающими всеми признаками организмов, но сердце или желудок, лист или ветка этими признаками уже не обладают. Организм нельзя рассматривать, как простой набор (сумму) органов и тканей. Организм — это система, стоящая по уровню выше своих составных систем

Все организмы разделяют на две большие группы — одноклеточные и многоклеточные.

К одноклеточным организмам, как уже было сказано, относятся организмы, тело которых состоит из одной-единственной клетки. Одноклеточные организмы, в свою очередь делятся на прокариоты, клетки которых не имеют ограниченных мембраной ядер, а также лишены большинства органоидов (бактерии) и эукариоты, клетки которых имеют ядро и полный набор органоидов (простейшие).

Одноклеточные организмы

Одноклеточный организм состоит из одной клетки, но в первую очередь он представляет собой не клетку, а организм, обладающий всеми основными свойствами организмов!

Принципиальное отличие одноклеточных организмов от клеток многоклеточных организмов состоит в наличии у одноклеточных органоидов специального назначения, помогающих им выполнять все необходимые функции. Передвижение и захват пищи обеспечивают выросты — ложноножки, жгутики и реснички. Выделительную функцию обеспечивают сократительные вакуоли. Есть специализированные внутриклеточные структуры, обеспечивающие раздражимость и т.д. Запомните, что клетки одноклеточных имеют более сложное строение, чем клетки, входящие в состав многоклеточного организма.

Рассмотрите строение амебы и инфузории-туфельки, чтобы освежить знания, полученные из курса зоологии.

Строение инфузории-туфельки

Строение амебы

Размеры одноклеточных организмов варьируют от 0,3 микрометра (бактерии— микоплазмы) до 20 сантиметров (некоторые представители класса ксенофиофор, живущие на дне океана, в том числе и на глубинах свыше 10 км)! 0,3 микрометра и 20 сантиметров — разница в 666 666 раз!

Ксенофиофоры — эукариоты, они относятся к типу (по некоторым системам — классу) фораминифер — раковинных одноклеточных организмов из группы протистов. Большинство их раковин известковые, но встречаются и образованные из хитина или из посторонних частиц, склеенных выделениями клеток. Ксенофиофоры обитают на дне океанов, на большой глубине, где отсутствует солнечный свет, вода содержит очень мало кислорода, а давление ее очень велико. Ксенофиофоры фильтруют и перерабатывают ил, создавая тем самым среду для других обитателей морского дна. Питаются они как амебы, обволакивая пищу ложноножками.

Разновидности ксенофиофор

С одноклеточными организмами мы закончили, теперь перейдем к многоклеточным организмам.

Количество клеток и их типов в многоклеточном организме варьируется. Так, например, организм гидры состоит всего из семи типов клеток, а в организме человека насчитывается более ста типов клеток.

Строение гидры

Клетки многоклеточного организма специализированы — они способны выполнять только определенную функцию и не способны существовать самостоятельно вне организма. Совокупность клеток, выполняющих одинаковые функции вместе с окружающим их межклеточным веществом, называют тканью. Ткани образуют органы.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ткани и органы характерны не для всех многоклеточных организмов. У кишечнополостных (см. рис. Строение гидры), у губок, у водорослей разные клетки разных типов не объединены в ткани, не образуют органов и их систем

В природе существует группа, занимающая промежуточное положение между одноклеточными и многоклеточными организмами — колонии одноклеточных организмов. Колонии нельзя рассматривать, как простую совокупность организмов. Они представляют собой совокупность организмов, ведущих совместный образ жизни.

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: в чем заключается специфика организменного уровня организации жизни, его главное отличие от прочих уровней?

Если организм вырос, выжил в конкурентной борьбе и дал потомство, следовательно, его генотип полезный и он будет закреплен в последующих поколениях. Иначе говоря, на организменном уровне происходит отбор особей по критериям их жизнеспособности и фенотипического успеха. Организмы служат носителями наследственных свойств популяций и видов, они определяют успешность популяции в борьбе за ресурсы. В организмах накапливаются новые свойства вида. На организмах проявляет свое действие естественный отбор, оставляя более приспособленных и выбраковывая менее приспособленных.

Элементарной или структурной единицей организменного уровня организации жизни является особь от момента ее зарождения до момента прекращения существования.

Элементарным явлением организменного уровня организации жизни являются закономерные изменения особи в индивидуальном развитии, переводящие генотипическую информацию в фенотипическую.

Регулирующей системой организменного уровня организации жизни являются генотип.

Жизненный цикл (индивидуальное развитие) особи называется онтогенезом. Онтогенез у человека и всех живородящих животных делится на два периода — эмбриональный (от момента первого деления оплодотворенной яйцеклетки до момента рождения) и постэмбриональный (от момента рождения до конца жизни).

Онтогенез человека

На организменном уровне организации жизни впервые появились процессы, выражающие ее сущность, такие, как обмен веществ и энергии и др. На организменном уровне осуществляется общение между особями как внутри одного вида, так и между видами.

Благодаря постоянству своей внутренней среды, организмы создают в биосфере особую среду жизни — биотическую, в которой они выступают в качестве хозяев, обеспечивающих проживание других организмов. Другие организмы могут селиться как внутри организма-хозяина, так и на нем. Так, например, в организме человека, преимущественно на коже и в кишечнике обитает несколько тысяч видов бактерий. Речь идет о тех бактериях, которые не причиняют нам никакого вреда.

В чем выражается глобальная роль организмов и в целом организменного уровня организации жизни?

Она заключается в поддержании структуры и устойчивости биосферы. Организмы, как непосредственные участники трофических цепей, обеспечивают биологический круговорот и трансформацию энергии в биогеоценозах.

Жизнь на организменном уровне изучают такие направления биологии, как анатомия и физиология. Анатомия изучает устройство организмов, а физиология — их деятельность.


Презентация содержит краткое описание развития растительного организма на примере гороха и картофеля, а так же рассказывает про развитие животного организма на примере бабочки (слайды 2 и 3). 4, 5, 6, 7 слайды содержат информацию о строении растительного организма и его органах. Слайд №8 знакомит с организмом животного. 9, 10, 11 слайды несут информацию о некоторых органах животного организма и их функциях.

Презентация по биологии

Корень растения. его функции:

- удерживает растение в почве

- минеральное питание растения

- запасает питательные вещества.

Содержимое разработки

Организм – единица живой природы 5 КЛАСС БИОЛОГИЯ СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НЕДИЛЬКО МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА, Г.РОСТОВ-НА-ДОНУ

Организм – единица

живой природы

5 КЛАСС БИОЛОГИЯ

СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ

ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ НЕДИЛЬКО

МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА,

Г.РОСТОВ-НА-ДОНУ

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО ОРГАНИЗМА

РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО НА ПРИМЕРЕ БАБОЧКИ КУКОЛКА №2,3 ГУСЕНИЦА ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ №4,5

РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО

НА ПРИМЕРЕ БАБОЧКИ

ВЗРОСЛОЕ НАСЕКОМОЕ №4,5


КОРЕНЬ РАСТЕНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ: УДЕРЖИВАЕТ РАСТЕНИЕ В ПОЧВЕ МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЯ РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ ЗАПАСАЕТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА ЛИСТ РАСТЕНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ: ОБРАЗУЕТ ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА ИСПАРЯЕТ ВОДУ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ГАЗООБМЕН РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ

КОРЕНЬ РАСТЕНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ:

  • УДЕРЖИВАЕТ РАСТЕНИЕ В ПОЧВЕ
  • МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЯ
  • РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ
  • ЗАПАСАЕТ ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

ЛИСТ РАСТЕНИЯ. ЕГО ФУНКЦИИ:

СТЕБЕЛЬ. ЕГО ФУНКЦИИ.

ЦВЕТОК. ЕГО ФУНКЦИИ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ

РАЗМНОЖЕНИЕ РАСТЕНИЯ – ОБРАЗОВАНИЕ ПЛОДОВ

ОРГАНИЗМ ЖИВОТНОГО ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ГОЛОВА ТУЛОВИЩЕ КОНЕЧНОСТИ

ОРГАНИЗМ ЖИВОТНОГО

ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНЫ ЖИВОТНОГО И ИХ ФУНКЦИИ СЕРДЦЕ . ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ НАСОСА В ОРГАНИЗМЕ. БЛАГОДАРЯ СЕРДЦУ, КРОВЬ ДВИЖЕТСЯ ПО СОСУДАМ ОРГАНИЗМА ПОЧКИ . ЭТОТ ОРГАН УДАЛЯЕТ ИЗ ОРГАНИЗМА ЛИШНЮЮ ВОДУ И ПРОДУКТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНЫ ЖИВОТНОГО И ИХ ФУНКЦИИ

СЕРДЦЕ . ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ НАСОСА В

ОРГАНИЗМЕ. БЛАГОДАРЯ СЕРДЦУ, КРОВЬ

ДВИЖЕТСЯ ПО СОСУДАМ ОРГАНИЗМА

ПОЧКИ . ЭТОТ ОРГАН УДАЛЯЕТ

ИЗ ОРГАНИЗМА ЛИШНЮЮ ВОДУ

И ПРОДУКТЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ ЛЁГКИЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ГАЗООБМЕН ОРГАНИЗМА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ

ЛЁГКИЕ ОБЕСПЕЧИВАЮТ ГАЗООБМЕН ОРГАНИЗМА

С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

ГЛАЗА ЖИВОТНОГО ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОРИЕНТАЦИЮ ОРГАНИЗМА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ГЛАЗА ЖИВОТНОГО

ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ. ОБЕСПЕЧИВАЮТ ОРИЕНТАЦИЮ

ОРГАНИЗМА В ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

Источники: www.google.ru www.origins.org.ua/page.php?id_story=910 mariflower.ru/30.13_rastenia_bolezni.html erokina.volsk-sch11.edusite.ru www.sanhome.ru/wallpapers/114176 blogy.ru/biology6/shoot medpravda.com/vnutrennosti-lechatsya-vnutrennosteami/ www.dumka.ru/category96.html sci-lib.com/article1599.html abc-192.mosuzedu.ru/projects/safonova_p/1.html 21region.org/sections/photo/21526-glaza-zhivotnykh.html


-75%

Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как среде, которая, предоставляет живым существам разнообразные условия для удовлетворения потребностей, но при этом является средой с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на дошкольное детство. Это наиболее ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой, так как на этом уровне дети еще инстинктивно обладают целостным взглядом на свое окружение, они еще не способны дробить знания на отдельные дисциплины, как это происходит позже в средней и высшей школе.

В экологии центральными понятиями являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания, функционирование экосистемы - сообщества организмов, существующих на одной территории и взаимодействующих между собой, многообразия организмов в результате их взаимодействия с окружающей средой. Эти понятия в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника могут быть ему представлены, и стать основой развивающегося взгляда на природу и отношения к ней.

Важно чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте научился осознанно воспринимать целостность окружающего мира, мог видеть взаимосвязь и взаимозависимость природных явлений, зависимость своей жизни от благополучия жизни природы.

Растения как живые существа значительно отличаются от животных. Наиболее выраженное различие проявляется в способе питания. Зеленое растение - это производитель органического вещества: поглощая из окружающей среды углекислоту, воду, минеральные соли, т.е. неорганические элементы, оно создает органическое вещество. Это автотрофный (или растительный) способ питания. Он не требует от растений необходимости перемещаться в пространстве в поисках пищи - пища для них имелась повсюду. Поэтому в процессе эволюции сложились их оседлый образ жизни и характерное строение.

Дошкольник знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становятся, прежде всего, отдельные растения, способы их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой. Таким образом, исходной единицей живой природы, в наибольшей степени, отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, является конкретный предмет живой природы. В роли этой единицы чаще всего выступает целостный растительный организм. Но и отдельные части (плод, лист, цветок и т.д.) или цельный организм в единстве со средой (например, горшечное растение), если его габариты и форма создают впечатление законченного предмета, который так или иначе можно использовать в деятельности, воспринимаются дошкольниками как единица живой природы. Таким образом, отдельный природный объект, стоящий в центре внимания ребенка, может служить исходным звеном для дидактического анализа экологических знаний.

Как и животные, растения относятся к живым организмам. При формировании представлений у дошкольников о растении как живом организме следует выделить специфику живого организма, его отличия от неживого объекта (предмета).

Знакомясь с многообразием растений, дошкольники в первую очередь познают их внешние параметры: характерные черты строения, размеры, форму, окраску и прочие признаки, по которым в дальнейшем они могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новыми. Тем самым дети исподволь учатся суммировать и обобщать сходные особенности (например, у всех растений есть листья; листья зеленого цвета и пр.).

Обмен веществ в живом организме (метаболизм). Как биохимический процесс в целом обмен веществ, конечно, недоступен наблюдению дошкольников. Однако начальные и конечные акты процесса метаболизма дети наблюдают всякий раз, когда поливают растения и пр.. Такое неполное, казалось бы, представление об обмене как особенности живого на самом деле является достаточно убедительным для детей дошкольного возраста, так как оно воспринимается по аналогии с собственными процессами роста, происходящими в результате поглощения пищи. Познавая условия жизни живых существ, дети, естественно, поставят на первое место пищу (т. е. питание в широком смысле) как основной фактор существования

Под средой или условием местопроизрастания (местообитания) понимается вся совокупность экологических факторов, влияющих на данное растение(животное) или данную группировку растений(животных).

Организм и среда - единый природный комплекс, в котором физиологические и морфофункциональные особенности организма соответствуют среде обитания с точностью ключа, открывающего замок. Ознакомление с любым конкретным животным (растением) может быть осуществлено в единстве, и только в единстве, со средой его обитания. Поэтому для показа общего положения о взаимосвязи живого существа с внешними условиями достаточно выбрать любой конкретный момент в его индивидуальном развитии. Эту связь может демонстрировать каждая реакция животного (растения) на любой из факторов внешней среды.

Следует отметить, что на всех возрастных этапах на организм воздействует комплекс факторов среды обитания, но наиболее значимыми оказываются лишь некоторые из них. Таким образом, на каждом этапе связь организма со средой приобретает свое специфическое выражение. Например, на стадии прорастания семена требуют влаги, а в некоторых случаях -- воздействия низкой температуры и совсем не нуждаются в почвенном питании (т. к. прорастание происходит за счет запасов питательных веществ, имеющихся в самом семени). Иное взаимоотношение со средой у растений на стадии цветения и плодоношения им необходимо обилие влаги, света, тепла и почвенного питания.

Таким образом, предлагаемые детямзнания о живой природе, в центре которой стоит взаимосвязь растений и животных с внешней средой, дает им представления и о специфических особенностях живого организма вообще. При таком подходе формирование понимания живого осуществляется не путем специального раскрытия понятия живого, а попутно с формированием самых различных знаний о растениях. Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях растений с внешней средой и тем самым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом воспитании дошкольников.

Живые организмы - это тела, обладающие множеством свойств. Они питаются, растут, развиваются, размножаются и т.д. Живые организмы обладают заметно более сложным химическим составом, нежели тела неживой природы (особенно это касается белков и нуклеиновых кислот).

Мексиканский волк

Могут они относиться как к животному миру, так и к растительному. Даже микроорганизмы и вирусы являются живыми (но не являются животными, обратите внимание). Именно поэтому живой природой называется практически всё, что нас с вами окружает и не создано руками человека. Деревья, трава, насекомые, птицы, рыбы или водоросли в озере за городом - всё это живое. А потому всё это представляет особую ценность для нашего мира. Живую природу необходимо беречь.

Значение живых организмов

Живые организмы оказывают огромное влияние на наш мир. Многие важные процессы, происходящие на планете, зависят именно от них. Самым известным из них является фотосинтез - переработка углекислого газа в кислород растениями. Но это далеко не единственная польза, приносимая организмами.

Если не вдаваться в подробности, то можно сказать, что живые организмы осуществляют круговорот энергии и веществ в мире. Именно поэтому сохраняется баланс. Но если уничтожить некоторые звенья цепи, то баланс будет нарушен. Это может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому так важно сохранить всё живое на нашей планете.

Животный мир
Животный мир нашей планеты очень многообразен. На Земле существует такое огромное количество самых разных животных, что сложно себе представить.

Растительный мир
Растения играют очень важную роль в мире. Одной из их способностей является фотосинтез, который позволяет перерабатывать углекислый газ в кислород.

Читайте также: