Сообщение о легендах прикамья упоминающих деревья

Обновлено: 05.07.2024


Как вы помните, совсем недавно я вернулся из прекрасного города Пермь, где есть не только "Реальные пацаны", а еще и куча всего интересного и даже уникального. Кроме прогулок по городу мне выдалась возможность посетить Пермскую художественную галерею, где я увидел знаменитые деревянные скульптуры пермского края. Ведь Пермь - это место, где существовала древняя очень мощная универсальная культура, где возник удивительный пермский стиль, где совершенно неожиданное скрещение православия, буддизма, язычества, и как результат - пермская деревянная скульптура, совершенно уникальное явление.

Давайте посмотрим и узнаем об этом подробнее .


"Минуло более сорока лет, но отчетливо помню тот случай. Произошел он в селе Ильинском Пермской губернии в 1922 г. Усталый шел я тогда к себе домой. Дул порывистый ветер. У сельской околицы на кладбищенской часовне привычно хлопали обветшалые ставни окон. Вдруг заметил: против обыкновения стучат не только ставни, но и створки дверей.

Нехотя свернул посмотреть в чем дело и неожиданно увидел такое, что крайне поразило меня. Главную стену в часовне занимали пять деревянных скульптур. А ведь они не должны были здесь находиться — скульптурные изображения не приняты в православии. Особенно удивила меня фигура Христа с лицом татарина. Зашел в местный исполком, быстро получил разрешение перенести скульптуры в районный музей и, как заведующий музеем, без промедления это сделал."

Так описал свою первую встречу с коми-пермяцкими деревянными богами Николай Николаевич Серебренников — один из основателей и собирателей уникальной коллекции пермской деревянной скульптуры XVII — начала XX вв, подвижник и просветитель, человек большого таланта и непростой судьбы. Сыну священника, отслужившему по призыву в колчаковской армии, удалось не только уцелеть в эпоху революционного лихолетья, но и найти в себе силы и умение, чтобы заниматься любимым делом, организовывать научные экспедиции, находить и сохранять шедевры русского искусства, русской культуры.


Фото 2.

Грандиозное произведение барочной резьбы - иконостас первой половины XVIII века из Пыскорского монастыря

История религий Пермского края интересна и удивительна. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.

Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.


В определённое время религию народов древнего Пермского края можно назвать троеверием. Когда по территории государства Российского стало распространяться христианство, многие коми-пермяки не спешили его принимать. Они очень терпимо относились к новой религии, её богам и предметам культа. А сами были приверженцами сначала древнего язычества, поклоняясь зверям, птицам и явлениям природы. Люди создавали тотемные фигурки животных: считалось, что каждый человек имеет связь с каким-либо животным, обращались к нему, просили помощи и удачной охоты. Особенно популярны были фигурки лося, медведя, птиц.


Фото 3.

Надо оговориться, что церковники разрешили вырезать из дерева не самого Христа, а только святых, но до наших времен уцелели и христовы скульптуры. Уникально в этих фигурах все: техника исполнения, позы, сюжеты, а главное лицо Христа. Дело в том, что коренным населением Северного Урала были коми-пермяки и ханты-манси (вогулы), а они относятся к азиатскому типу с характерными чертами лица.

Наверное, мастера тоже были представителями местного населения, т.к. черты лица Иисуса явно азиатские. До сих пор в г. Чердыни, в музее истории религии и веры можно увидеть Христа с ярко выраженными азиатскими скулами и глазами!


Фото 4.

Однако пермяки по-прежнему сохраняли свою приверженность язычеству. Тогда православная церковь была вынуждена разрешить населению изображать христианских святых в виде статуй, вырезанных из дерева. Таким образом, появилась пермская деревянная скульптура.

Коллекция Пермской государственной художественной галереи, насчитывающая 350 инвентарных номеров, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет. Наиболее активно сбор памятников шел в довоенный период. Только с 1923 по 1926 год Н.Н. Серебренников и А.К. Сыропятов (первый директор галереи) по труднейшим маршрутам провели шесть экспедиций. Было приобретено 412 отдельных фигур. В последующие годы коллекция пополнилась еще на одну треть.


Фото 5.

Заслуги Н.Н. Серебренникова, собирателя и исследователя пермской деревянной скульптуры, неоценимы.

Большинство скульптур было найдено на территории Верхнекамья. С юга Пермской области привезены лишь отдельные образцы. Обстоятельство связано, очевидно, с более ранним освоением севера русскими поселенцами, с более ранним укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия. Это время расцвета прикамской архитектуры, начало интенсивного каменного строительства. В конце XVII века создаются городские ансамбли Чердыни, Соликамска, Кунгура, строятся замечательные по красоте и убранству церковные здания.


Фото 6.


Фото 8.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город Чердынь. Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.

У Алексея Иванова в "Сердце Пармы" есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.


Фото 9.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.

Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.


Фото 10.


Фото 11.

А эта фигура Христа венчала иконостас в соборе Лысьвы. Сам же иконостас был огромным и богато украшенным резьбой, хоть и не таким большим как здесь , в Перми. Несколько фигур - вот всё, что от него осталось.


Фото 12.

У людей было поверье, что Николай Чудотворец ходит по улицам и охраняет покой православных. На ноги Николы надевали башмаки и забирали их обратно, уже стоптанные. Он ведь ходит, вот и стаптывает. На Николу Летнего и Николу Зимнего в небольшую деревню к этой скульптуре собиралось до десяти тысяч молящихся. Даже некрещёные удмурты почитали Чудотворца, считая его хозяином леса.


Фото 13.

Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян.


Фото 14.

Как я уже говорил, статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.


Фото 15.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.


Фото 16.

Статуя Николы Можайского из деревни Зеленята. Ранее эта скульптура принадлежала Пыскорскому монастырю, одной из крупнейших обителей Пермского севера. Суровое лицо Чудотворца немного похоже на скуластое лицо Христа в синем халате. Может быть, обе статуи были сделаны одной рукой.

Почитание Николы Можайского именно в таком виде с мечом в одной руке и градом или храмом в другой началось после того когда при осаде города Можайска татарами было видение. На небе появился огромный Николай угодник с мечом в одной руке и градом Можайском в другой. Увидев чудо, татары отступили. С тех пор Николая Чудотворца стали изображать в таком виде как символ небесного покровительства и защиты от врагов. Жители северных пермских городков, подверженных нападениям татар и вогулов нуждались именно в таком суровом и решительном небесном покровителе.


Фото 17.

Давайте еще вспомним как это все собиралось. Первая экспедиция, в которую Н.Н. Серебренников отправился вместе со своим учителем А.К. Сыропятовым, состоялась в 1923 г. и маршрут её пролег через деревни Пермского края — Васильевское, Сретенское, Кудымкар, Большую Кочу. Исследователи осматривали и брали на учет памятники архитектуры, искали в церковных подвалах давно заброшенные деревянные скульптуры, которые были убраны из храмов еще в XVIII в. Тогда Серебренников начал вести свои дневники о деревянных богах. Записи эти впоследствии стали основой для книги. К сентябрю 1923 г. экспедиция отправилась в Чердынский и Соликамские уезды, особенно богатые памятниками старины.

21 октября 1923 г. в местной газете "Звезда" появилась заметка о том, что "Пермский музей доставил в Пермь до 100 пудов ценных памятников древнерусского искусства. Президиум Губисполкома ассигновал Губмузею на доставку этих пямятников 15 червонцев". За этими фразами стоял огромный человеческий труд, опасный для жизни и феноменальный результат: 195 найденных и спасенных деревянных скульптур.


Собранное за год было так интересно и необычно, что музей стал готовить выставку, которая открылась в здании кинотеатра "Колибри". С нее и началась история пермской экспозиции деревянной скульптуры, которая быстро получила известность и вызывала огромный интерес у историков и искусствоведов.

Активное участие в судьбе коллекции принимал известный русский художник Игорь Грабарь, нарком просвещения А.В. Луначарский не раз приезжал в Пермь и восторженно отзывался об увиденном в музее: "Этой коллекции я посвящу особый этюд, так как она произвела на меня глубочайшее впечатление как по своей культурной и художественно-исторической ценности, так и по непосредственной красоте и внушительности произведений никому не ведомых крестьянских резчиков XVII-XVIII веков. Сейчас могу сказать только, что эта пермская коллекция является в полном смысле жемчужиной".


С помощью Луначарского Серебренников смог издать свою, ставшую теперь библиографической редкостью, книгу "Пермская деревянная скульптура", в которую вошли его дневниковые записи, материалы исторического характера и полный подробный каталог всех экспонатов коллекции. В 1928 г. книга вышла тиражом 1000 экземпляров, став знаменательным событием в научной и культурной жизни Советской России. Луначарский не только написал вступительную статью к этой книге, но и сразу после её выхода в свет наградил премией Народного комиссариата по просвещению РСФСР.


Самым трудным стал 1938 г., когда на директора Пермской художественной галереи стали писать кляузы и доносы, что привело к появлению персонального дела, за которым обычно следовал арест. Серебренников решился на отчаянный шаг, письменно призвав Главлит изъять его книгу из публичных библиотек, в связи с обнаруженными в ней "неправильностями". Одним словом, давление на ученого было нешуточным, однако он как-то избегал серьезных неприятностей и продолжал свою научную деятельность.

Последнее "дело Н.Н. Серебренникова по идеологической работе" было заведено на ученого в 1959 г., за несколько лет до его смерти. Удивительно, как много смог сделать этот человек в таких условиях. Собрание и изучение пермской деревянной скульптуры стало делом всей его жизни, настоящим человеческим подвигом.


Фото 18.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.


Фото 22.


Фото 23.


Фото 24.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.


Фото 29.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.

Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.


Фото 30.


Фото 31.


Фото 32.


Фото 33.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.


Икотка


Ставшая едва ли не самым популярным созданием сериала икотка традиционно представляет собой духа, который овладевает телом и волей человека. Икотка вызывает боль во время передвижения по телу носителя, способна контролировать, какую пищу тот ест, препятствовать религиозным ритуалам (не дает креститься и молиться), мешать работать.

Ворса


Иногда ворса обращался и в человеческое обличье — порой он показывался нагим гигантом ростом с дерево, а иногда — просто крепким и высоким мужчиной в черном кафтане. В ряде сказаний упоминалось, что у хозяина леса есть собака, чей лай не имел эха, с которой он обходил угодья. Причиной отсутствия эха у собаки ворсы могло быть то, что дух леса (занимавший особенно место в пантеоне у охотников-коми) жил в мире, параллельном обычной реальности.

Краевед также рассказал о способе избавиться от этого проклятия:

Отдельно он отметил то, как в сериале изображен способ, с помощью которого обычный человек может обхитрить лесного духа.


Как отмечает ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН Павел Лимеров, имя Пама-сотника увековечил святой Епифаний Премудрый, автор жития святого Стефана Пермского, проповедника христианства в землях коми.

Пам в споре со св. Стефаном защищает веру своих отцов и народа от уже признанного государством христианства.

Исследователь указывает и на то, что достоверность личности Пама подтверждается Вычегородско-Вымской летописью за 1380, 1384 и 1392 годы. С конца XIV века до XVIII века имя Пама практически не встречается в источниках, однако к 500-летию памяти святого Стефана священнослужители начали публиковать брошюры, где негативно рисовали образы Пама и язычников.

Василий Гагарин обратил внимание на то, что информация о Стефане Пермском как правило искажена и неясна непосвященным.

Краевед также отметил, что в случае со Стефаном Пермским нельзя говорить об успешном крещении.

«Лишь Иона умер своей смертью, два других были убиты местными жителями. Да и стали ли коми-пермяки христианами? Они верили в своих богов, поклонялись их идолам и не могли поклоняться нарисованным богам.

Гагарин подчеркнул, что больницы и школы не появились в регионе вместе с христианизацией, поэтому как тогда, так и сейчас многие обращаются за помощью к знахаркам и ведунам:

Озеро Яктыкуль

Побывать в Абзелиловском районе и не влюбиться в красоту здешних мест невозможно. С одной стороны этот район окружают высокие горы, с другой - бескрайние степи. Да и найти занятие по душе здесь можно в любое время года: летом насладиться пляжным отдыхом, а зимой – катанием на горных лыжах. Неудивительно, что каждый уголок этого края овеян легендами.

ОЗЕРО ЯКТЫКУЛЬ

Однако чаще Яктыкуль называют Банным. По преданию, когда-то именно здесь останавливался отряд Емельяна Пугачева, чтобы помыться в бане.

Яктыкуль - одно из самых чистых и глубоких озер Башкирии, его глубина достигает почти 30 метров. На живописных берегах полно турбаз и домов отдыха. Туристы едут сюда со всей России: Яктыкуль – идеальное место для рыбалки. Здесь можно выудить щуку, окуня и пелядь. Говорят, это несложно: неприхотливая рыба клюет практически на все.

КАРАТАШ


Правда, чтобы покорить Караташ, нужно приложить усилия. Если вы не в очень хорошей физической форме, предлагаем гору поменьше - Караул-таш, сюда вас за считанные секунды домчит удобный подъемник. В хорошую погоду с этой вершины можно разглядеть не менее 16 озер (всего же озер в районе более 30).

- В давние времена недалеко отсюда проходила граница с казахскими племенами, - рассказывает глава Ташбулатовского сельсовета Салават Нафиков. – Они совершали набеги, угоняли скот, поэтому башкирам приходилось быть всегда начеку. Неся службу на этой горе, караульные замечали надвигающегося противника и тут же зажигали костер. Дым от костра люди воспринимали как сигнал тревоги.

ОЗЕРО МУЛДАККУЛЬ


Это озеро тоже имеет несколько названий – многим туристам оно знакомо как Соленое озеро.

Конечно же, в народе существует легенда о его происхождении. Мол, местная девушка влюбилась в бедного юношу. Только вот ее богатый отец был против брака. Влюбленные сбежали, но беглецов нагнала и схватила стража отца. Молодого человека убили, он упал и превратился в холм Мулдак-тау. А девушка горячо оплакивала своего возлюбленного, и ее соленые слезы превратились в озеро Мулдаккуль.

Соленое не столь живописно, как Яктыкуль, да и рыбы тут так просто не наловишь. Но туристов сюда влекут не красоты, а лечебная грязь местных берегов. Кстати, ее активно используют в здешних санаториях. Она хорошо помогает при заболеваниях кожи и суставов.

БУРАНГУЛОВСКОЕ ЧУДО


А вот еще одно уникальное дерево, которое находится в селе Бурангулово. Макушка пострадала от молнии, но и сейчас высота этого дерева достигает 30 метров, а обхватить ствол смогут только четыре человека – для этого им придется схватиться за руки.

- Этой лиственнице более восьмисот лет! Представляете – ровесница Москвы! – не скрывает восхищения глава местного сельсовета Фоат Махмутов. – Такие деревья раньше сажали вокруг деревень, чтобы они защищали жителей от всех напастей. Валить их, обижать ни в коем случае не разрешалось. Ходит масса легенд о том, как с теми, кто поднял руку на старые деревья, случались несчастья.

ЛОШАДИ БАШКИРСКОЙ ПОРОДЫ


Экскурсия по Абзелиловскому району будет неполной без посещения кумысной фермы. Кумыс тут отменный - один из лучших в республике. Делают его из молока, которое получают от кобылок башкирской породы - ее чистоту местным жителям удалось сохранить. Отличить их от представителей других пород легко – по спине проходит черная полоса, а на ногах есть характерные полоски. Главная особенность – лошадки очень неприхотливы. Даже зимой, когда вокруг сугробы, они копытом разгребают снег и находят себе еду.

Из-за такой неприхотливости лошадок сейчас разводят многие. В Абзелиловском районе они как священные коровы в Индии - ходят повсюду. Однако особой любезностью не отличаются, погладить себя не дают даже хозяину. Максимум – подоить, но не более. После чего тут же взбрыкивают и несутся на волю.

В народе местных коней считают потомками Толпара – волшебного коня, рожденного в пучине вод. Ударом копыта Толпар выбивал источник, дающий силу богатырям.

КУЖАНОВСКИЕ ЛИСТВЕННИЦЫ

Эти растения называют одним из семи чудес Башкирии. Вспомните, как выглядит обыкновенная лиственница – один прямой ствол. Кужановские же лиственницы ветвистые, словно дубы. Ученые полагают, что причина необычной формы – мутация.

Всего их одиннадцать штук и расположены они по кругу. Сколько им лет, как они здесь появились – большая загадка. Одна из легенд гласит, что их вокруг своей юрты посадил богатый бей, чтобы они охраняли дом. Другая же утверждает, что под деревьями зарыто невероятное сокровище.

Как добраться:

От Уфы до райцентра Аскарово 350 километров. Двигаемся по белорецкой трассе. Не доезжая Белорецка (в районе села Серменево), сворачиваем направо, следуя указателям. От Магнитогорска до Аскарово – 40 км.

Где переночевать:

Найти место для ночлега, особенно на берегах Яктыкуля, несложно. Сутки для семьи из трех человек в местном отеле обойдутся в две тысячи рублей. Снять коттедж с друзьями можно за 10-15 тысяч в сутки. Средний чек в местном ресторанчике на одну персону колеблется в районе 1000 рублей.

Возрастная категория сайта 18 +

Западная и южная части Пермского края имеют преимущественно холмисто-увалистый рельеф. Такая форма поверхности образовалась в результате гигантской катастрофы, следы которой скрывает и хранит в себе красота уральской природы. О катастрофе свидетельствует большое количество окаменелых деревьев, которые обнаруживаются повсюду. Холмы и увалы образовались в результате перемещения огромных масс песка, галечника и других пород в водах Всемирного потопа и их последующего осаждения. В процессе перемещения и осаждения пород произошло захоронение деревьев и другой растительности древнего мира, а после схождения вод их одновременное с породами окаменение. С тех пор и остались деревья внутри холмов и увалов. Быстрое окаменение обеспечило их сохранность от разложения и полного исчезновения. Ландшафт края за несколько тысяч лет, прошедших со времени Всемирного потопа, существенно не менялся.

Окаменелые деревья открывают историю происхождения ландшафта Пермского края

Окаменелые деревья открывают историю происхождения ландшафта Пермского края

Окаменелые деревья найдены более чем в десяти административных районах Пермского края. Современная геология утверждает, что их территория сформировалась в Пермский период (Пермская геологическая система), продолжительность которого составляет 48 миллионов лет. В таком случае находки окаменелых деревьев в разных ярусах Пермской системы доказывают, что катастрофы происходили в течение всего Пермского периода. Из этого следует, что весь Пермский период был одной сплошной катастрофой, однако геологи не придают этому значения.

Окаменелые деревья открывают историю происхождения ландшафта Пермского края

Интересной находкой оказались разводы ржавого цвета на песчанике, которые образовались вокруг окаменелого дерева. Такие разводы очень похожи на кольца Лизеганга. Дерево погребено в песчанике на глубине 5 метров от поверхности земли, карьер находится в Оханском районе. Кольца, как остановившиеся часы, запечатлели момент завершения химических превращений, которые произошли на этом месте и привели к окаменению древесины. В том виде, в каком мы видим их сегодня, кольца образовались во время высыхания песчаника после схождения вод Всемирного потопа. Целостная структура разводов и их тонкие линии свидетельствуют о том, что они образовались быстро. Такой рисунок не мог формироваться миллионы лет, так же как и не мог сохраниться за 250 миллионов лет, которые прошли со времени Пермского периода. За это время кольца были бы не один раз разрушены как химически, так и механически в результате глобальных процессов на поверхности Земли, которые происходили согласно утверждениям геологов.

Окаменелые деревья открывают историю происхождения ландшафта Пермского края

Приведенные примеры отвергают идею миллионов лет и существование Пермского периода, убеждая в истинности Библейского повествования о Всемирном потопе. Окаменелые деревья – это доступное для понимания свидетельство, которое оставил Бог в напоминание о грозной катастрофе. Сможет ли оправдаться на Страшном Суде тот, кто отрицает это?

Читайте также: