Сообщение о культуре западной европы

Обновлено: 02.07.2024

II. Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья:

Театр и драматургия

Архитектура и строительство

1. Раннее Средневековье, V-Xвв.;

2. Высокое (Классическое) Средневековье, X-XIV вв.;

3. Позднее Средневековье, XIV-XV вв. [с. 116, 10]

Под культурой понимают совокупность тех высших достижений человеческого духа, которые накапливались на протяжении веков и тысячелетий и образуют золотой фонд человечества.

Историческая ситуация средних веков не может быть как-то однозначно охарактеризована: падение Римской империи, вторжение варваров, вытеснение языческой культуры христианской, феодализм, завоевательные войны, крестовые походы — все это создало пеструю картину культуры. Однако именно в это время формировались христианские традиции, развивалась богословская мысль, появились идеал возвышенной любви и самые прекрасные образы в истории культуры. Совместимость несовместимого — таков культурный феномен этой эпохи. [с. 116, 10]

Данная работа имеет целью дать общую, но в то же время и достаточно исчерпывающую характеристику западноевропейского Средневековья как уникального культурного типа, отличного по своим чертам как от предшествовавшей ему Античности, так и от наследующего его Нового Времени.

В первой части выявлены специфические особенности культуры западноевропейского Средневековья.

Во второй части освещены конкретные аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья: теолого-философская мысль, литература, музыка, архитектура, драматургия, изобразительное искусство.

В заключении обозначены главная истина (ценность) средневекового типа культуры, симптомы его распада и перехода к культуре Нового Времени.

Данная работа опирается на труды философов, историков Платоновой Э.Е., Серебряного С.Д., Сорокина П.А., Сапрыкина В.А., Тяжелова В.Н., Гриненко Г.В., Гуревича А.Я. и др., внесших свой вклад в освещении вопросов культуры западноевропейского Средневековья.

I. Особенности культуры западноевропейского Средневековья

Средневековая культура, как принято говорить, возникла на обломках античной культуры. Римская империя, сумевшая объединить множество мелких народов почти всей Европы, к V в. н. э. была раздираема внутренними распрями. Бесконечные нападения варваров (от лат. barba — борода) в конце концов, погубили эту мощную империю. Именно с V в. начинается история средневековой культуры и заканчивается эпоха античной культуры. Иногда начало средневековой культуры считают с Рождества Христова, потому, что именно оно стало формировать не только новое мировоззрение и новое отношение к миру, но и новые социальные формации: стали рождаться новые формы культуры, возникло новое отношение к человеку.

Но на самом деле фактические изменения в культуре стали ощутимы только к V в., потому что именно в это время античные идеи теряли свой смысл, происходило осмысление пройденной истории, но ни в философии, ни в живописи, ни в архитектуре ничего принципиально нового не создавалось. Происходила своего рода ностальгия по старой уходящей античной культуре, и одновременно с этим осмысливалась новая культура.

Именно к V в. сформировались основные каноны христианства, церковные традиции, были приняты богословские доктрины на вселенских соборах. Это время, когда жили Николай-чудотворец Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов, Августин, Бонавентура, Боэций — те великие святители и философы христианства, которых сегодня называют Отцами Церкви. Они создали идеи, которые стали почвой для нового мировосприятия, нового государства, новых отношений в обществе, новых культурных феноменов, что сыграло огромную роль в формировании нового человека. Новый человек — это человек свободный, человек творческий. [с.115, 10]

Что меняется с приходом христианства? Меняется абсолютно все — представления о Боге, мире и самом человеке. Прежде всего, Бог обращен уже к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве. Бог — это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное — Бог свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир — это уже не нечто враждебное, а напротив, мир — это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего — божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое целое, причем мир уже не выступает для человека как самостоятельная личность, отличная от Бога, а становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыта в глубинах самого человека.[с.116, 10]

Вместе с этим представлением о мире продолжает развиваться наука о материальных законах мироздания. Но она уже воспринимается не как самостоятельная наука о бытии, а как наука о материальных закономерностях мира, в законах которого человек находит отражение собственных законов и учится использовать их в своих целях.

Именно такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли с приходом христианства, что требовало совершенно иного отношения и к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры западноевропейского Средневековья стало учение о спасении души. Почему требовалось спасать человека? Потому что человек умирает, человек страдает. Человек потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и жестокости — от всего этого его необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви.[с.117, 10]

II . Аспекты интеллектуальной и художественной культуры западноевропейского Средневековья

Философию западноевропейского Средневековья нередко называли служанкой богословия, что не умаляет ее значения в истории культуры. Философия раннего христианства называлась апологетикой. Это название происходит от наименования и характера сочинений — апологий, то есть трудов, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан.

Философия раннего Средневековья рассматривала вопросы, связанные с природой Бога, с возможностью его постижения, с проблемой бесконечности. Она была так же парадоксальна, как и вся средневековая культура.

Первый философ, который из богословия перенес в философию личностное восприятие Бога был Филон Александрийский (25 до н. э. — 50 н. э.). Его попытка доказать личность и индивидуальность Бога была связана с божественными проявлениями. Филон Александрийский вводит понятие Логоса в христианскую апологетику. В отличие от античной философии, Логос у Филона выступает как сотворенный Богом дух, который первоначально есть божественный разум. После сотворения реального мира божественный разум сделался имманентным миру. Идеи, как божественные составляющие, также противопоставляются миру. В представлении Филона о Логосе не было отождествления Логоса с Христом.[с.135, 1]

В более позднее время сформировалось несколько философских школ, взгляды представителей которых были основаны на определенных христианских позициях, выведенных в ранней апологетике.

Картина мира выглядела следующим образом: в центре мира находились Бог и человек как творение Его. Для западноевропейского средневекового мировоззрения был характерен теоцентризм. Согласно теоцентрической картине мира, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять бытие мира.

В XIII в. теолог (богослов) Фома Аквинский (1225-1274) систематизировал учения креационизма и представил полную картину бытия, в которой рассматриваются закономерности Бога и мира.

Западноевропейские философы, жившие в эпоху раннего средневековья, занимались в основном переложением и переводами античных мыслителей. Хотя эта работа и не была творческой, все же значение ее не так уж мало: она позволила сохранить для последующих веков античных авторов, способствовала созданию библиотек, ставших очагами культуры и базой позднейших средневековых школ и университетов.[с.125,10]

В это время развивается новый литературный жанр – рыцарский роман. Это своего рода, переосмысленные героические эпосы. Старый эпос обращен к национальному преданию, новый описывает современность. Рыцарский роман как жанр начинался с античных сюжетов, но вскоре для воспевания подвигов потребовался новый материал – свои походы и свои герои, мужественные рыцари и страстные любовники. Герои новых эпосов приобретают авантюрно-куртуазные черты. И при этом роман сам по себе претендует на достоверность, потому что описывает реальные события, реальные войны, реальные любовные свидания. И эта претензия на достоверность становится для романа основной характеристикой.

Возможно, на фоне мистических мираклей, аллегорических фарсов и разного рода мистификаций, которыми была пропитана вся средневековая культура, достоверность романа была своего рода противовесом, оборотной стороной мистического восприятия действительности.

И как в литургической драме родился новый театр, театр мистики и драмы человеческих страстей, так рыцарский роман положил начало новой художественной литературе. Автор не просто пересказывал услышанные истории, он создавал свой собственный мир, свое пространство и свое время. Авторами первых романов были ученые клирики, которые составляли хроники или летописи исторических событий.

Рыцарский роман как литературный жанр можно считать чрезвычайно важным в истории западноевропейской средневековой культуры, так как благодаря ему раскрылось множество событий, описанных доподлинно и реалистично, в конфликте между личностью и государством, индивидуальным бытием и государственной службой, возвышенной любовью и страстью, которые до сих пор почти никак не различали. Именно с рыцарского романа начинается понимание особого мира книги, восприятие его как реальности, основанной на особом авторском даровании создавать при помощи слова реальные картины мира.

Театр и драматургия

В истории западноевропейского средневекового театра четко выделяются два периода: ранний – V-XI вв. и зрелый – XII-XIV вв. Для раннего периода характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому преследуемые церковью), и литургические мистрии (аналогичные византийским).

Определенные праздники были знамениты своей театральностью, как, например, шествие к церкви в вербное воскресенье. Антифонные, или диалоговые, песнопения с вопросами и ответами, мессы и канонические хоралы были похожи на театрализованное представление, прославлявшее чудеса господа или какого-то святого. В 970 году появилась запись инструкции, или руководства, для проведения подобных драматических действий во время шествий или праздников. Она включала описание костюмов, сюжетов, жестов, постановки сцен.

Развитие литургической драмы продолжалось на протяжении двухсот лет. Поначалу в качестве костюмов использовались церковные облачения, а существующие архитектурные детали церквей – как декорации, но впоследствии были изобретены специальные костюмы и детали оформления сценических действий. Литургическая драма, как одно из самых важных зрелищных действий, позволяла неграмотному народу изучать библейские сюжеты. Эти пьесы назывались различно – пассины (страсти) и миракли (чудеса). Пьесы были аллегоричными, и их основная цель была – драматизация спасения рода человеческого.

Как и ранее, музыка в западноевропейском Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей.

Архитектура и строительство

В архитектуре Западной Европы в Средневековье господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический – с XII века.

Изобразительное искусство

В средневековой культуре отношение к искусству было сложным и противоречивым. На какое-то время искусству вообще не уделялось никакой роли в христианской культуре, затем монахи нашли его значение как Библии для неграмотных. Искусство было призвано сюжеты библейские иллюстрировать, растолковывать.

К изогнутым и ломаным пространствам, отражающим многомерность духовного бытия, придут только в XX в., почти через два тысячелетия, авангардисты, но осознанного шага к преломлению пространства таким образом, чтобы показать четырехмерность и вообще многомерность пространств, они так и не сделают. Именно поэтому так устойчивы каноны иконописи в православной церкви.

Христианский храм — это место, куда входил верующий и где соединялся в молитве с другими людьми и Богом. И именно внутреннее убранство говорило человеку о духовном откровении, о внутреннем диалоге человека и Бога, именно там перед человеком раскрывался весь духовный мир. Поэтому средневековое искусство так символично. Образы духовного мира — образы неизобразимые, подвластные только внутреннему созерцанию, но раскрыть смысл которых можно через символ. В одном образе соединяется несоединимое. Вся глубина символа скрыта в этой полярности и одновременно множественности. [с.131, 10]

Росписи романских храмов сохранились лишь в редких памятниках, чаще провинциальных и сельских. Причина во многом заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали по мокрой и сухой штукатурке, применяли клеевые краски. Использовали восковую темперу. Палитра романского фрескиста была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались чистыми тонами, но прибегали к двойному наложению краски: поверх приглушенного тона писали более ярким цветом. Варьировали при этом и технику: для матового слоя употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав добавляли воск.

Тип базиликального храма, распространенный на Западе, не позволял охватить всю роспись единым взглядом. Составители программ и живописцы предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их в последовательности, обусловленной средневековой типологией священного текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и обратно, включая обход столбов. В выборе и расположении сюжетов не было строго установленного канона – по отношению к росписи романского храма, скорее, можно говорить лишь об общих тенденциях. Главный акцент был поставлен на росписи центральной аспиды. Здесь помещали изображение Христа во славе, реже – фигуру Богоматери. Под ними располагались ангелы, апостолы, святые, аллегории и персонификации. Иногда писали отдельные агиографические сцены, они же были почти непременным мотивом росписей крипт. На западной стене храма, если она была свободна от эмпор, возникала картина Страшного суда, но ее же можно было видеть и на триумфальной арке перед алтарем. В нижней, цокольной зоне живописали платы. Она служила иногда прибежищем гротескных и фантастических фигур. [с.126, 13]

Главным принципом или главной истиной (ценностью) культуры Западной Европы средних веков был Бог.

Философия была практически идентична религии и теологии и концентрировалась вокруг той же основной ценности или принципа, каким являлся Бог. Наука была всего лишь прислужницей христианской религии.

Интегрированная часть средневековой культуры была не конгломератом различных культурных реалий, явлений и ценностей, а единым целым, все части которого выражали один и тот же высший принцип объективной действительности и значимости: бесконечность, сверхчувственность, сверхразумность Бога.

Такая унифицированная система культуры, основанная на принципе сверхчувственности и сверхразумности Бога, как единственной реальности и ценности, может быть названа идеациональной.

Закат средневековой культуры заключался именно в разрушении этой идеациональной системы культуры. Он начался в конце XII века, когда появился зародыш нового — совершенно отличного — основного принципа, заключавшегося в том, что объективная реальность и ее смысл чувственны. Только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем и воспринимаем через наши органы чувств, — реально и имеет смысл.

Этот медленно приобретающий вес новый принцип столкнулся с приходящим в упадок принципом идеациональный культуры, и их слияние в органичное целое создало совершенно новую культуру в XIII — XIV столетиях. Его основной посылкой было то, что объективная реальность частично сверхчувственна и частично чувственна. Культурная система, воплощающая эту посылку, может быть названа идеалистической. Культура ХШ — XIV столетий в Западной Европе была преимущественно идеалистической, основанной на этой синтезирующей идее.

1. Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.– Л., 1964. – 463с.

2. Виппер Р.Ю. История средних веков. – СПб., 2000. – 360с.

3. Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье .– 2-е изд., испр.: М.: Айрис, 2004. – 136 с.

4. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1999. – 669с.

5. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

6. Гуревич А.Я. История средних веков. – М., 2000. – 426с.

7. Драч Г.В., Бакулов В.Д., Королеа В.К. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов по гуманит. спец.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 507с.

8. Лучинская С.И. Культура и общество западноевропейского средневековья. – М., 1994.– 486с.

9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992.– 365с.

10. Платонова Э.Е. Конспект лекций по культурологии. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 304с.

11. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли). – Спб., 1994. – 583с.

12. Роде Ф. Роль христианства в европейской цивилизации. Европейский альманах: История. Традиции. Культура. – М., 1993. – 458с.

13. Сапрыкина В.А. Введение в культурологию. Теория и история мировой и отечественной культуры. Учебное пособие в 3-х частях. Конспект лекций. Часть I. М.: МГИЭМ, 1995. –210с.

14. Серебряный С.Д. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. – 429с.

культура западной европы в средних век

Для растущих городов и королевской власти требовались обра­зованные люди. Нужно было подсчитывать доходы от торговли, управлять городскими советами. Короли нуж­дались в образованных чиновниках и судьях. В городах возникали светские школы. В XII веке в Европе появились первые высшие школы- университеты. Занятия велись на латинском языке, поэтому люди из разных стран могли учиться в любом университете.


00d/27/frum/14718/f11X026

Развитие хозяйства приводило к зарождению знаний, не свя­занных с церковным учением.


В XIII веке в Англии жил профессор Оксфордского универси­тета аббат Роджер Бэкон. Р.Бэкон доказывал, что познание мож­но приобрести с помощью наблюдений и опытов. Ученый проводил опыты с магнитными стрелками и увеличительными стеклами.

В XIV веке с образованием мануфактур возникла и буржуазия. Буржуазия обогащалась путем торговли и эксплуатации работаю­щих в мануфактуре рабочих. Поэтому буржуазия интересовалась развитием науки и техники. Ведь владельцы могли выдвинуться в соперничестве друг с другом, применяя новые сооружения. Кроме того, каждое новое сооружение означало, что за короткое время можно произвести больше продукции. Значит, быстрое обогаще­ние требовало развития науки и техники.

Города росли и становились красивыми, все больше требовались грамотные люди. В результате этого в городах появлялась особая группа людей, занимающаяся умственным трудом. Они называ­лись интеллигенцией.

С зарождением буржуазии возросла необходимость в художе­ственной литературе. Высшая прослойка богатых горожан заказы­вала художественные произведения. Поэтому культурный подъем в Италии произошел с зарождением буржуазии. Внимание пред­ставителей новой культуры привлекала не религия, а человек, в первую очередь, его дела. Поэтому их называли гуманистами. Гу­манисты проявляли интерес к живой природе, человеку. Ученые старались объяснить события, изучить их причины и поэтому про­водили наблюдения и опыты.

Художники и скульпторы стремились точнее изобразить лю­дей. Для этого они изучали строение человеческого тела и занима­лись математикой. Таким образом, укреплялась связь науки с искус­ством. Художники создавали картины и на религиозную тему. Но Иисуса, Марию и святых они изображали в одеяниях своих совре­менников. Художники рисовали также портреты своих современ­ников — простых людей.

Цель жизни и счастье человека гуманисты видели в полезном труде для людей. Поэтому их интересовал всесторонне развитый человек: человек, в котором были прекрасны душа и тело.

Церковь осуждала культуру античного времени. Поэтому ан­тичная культура частично была забыта. Гуманисты же проявляли большой интерес к культуре Древней Греции и Древнего Рима, ко­торая восхваляла человеческую красоту. Интерес к античной куль­туре возрождал забытую культуру. Поэтому время, когда возникла новая культура, назвали Возрождением,

Гуманисты не копировали произведения древних греков и рим­лян. В то время как античные писатели изображали человека, не распоряжающегося своей судьбой, гуманисты описывали его как человека-хозяина своей судьбы. Многие произведения гуманисты писали не на латинском, а на понятном народу родном языке.


На важном торговом пути располагался итальянский город Флоренция. В городе было много богатых людей, которые заказы­вали и щедро платили за произведения искусства. Правители Флоренции покровительствовали художникам и поэтам. Флоренция стала центром культуры Италии. Здесь были собраны прославлен­ные мастера, они обучали своему искусству талантливых юношей.

Такие города Италии, как Рим, Венеция, Милан, славились своими известными мастерами.

Все аспекты социально-культурной жизни Западной Европы во времена Средневековья пронизывала церковь. Христианство больше обращало внимание на внутренний мир человека, нежели на любимой античностью плоть. Символ античных времён, скульптура, фактически перестала быть самостоятельным видом искусства, так как подчинилась архитектуре. Натюрморт, портрет и пейзаж практически исчезают из живописи. В Средневековье действовала парадигма о том, что искусство должно прославлять Бога-Творца. В том числе это выражалось и в красоте природы, которую Он создал. Но образ Бога однозначно воспроизвести нереально, поэтому средневековое искусство было особенно полно символов.

Раннее Средневековье отрицало всё античное как языческое. Но со временем неприязнь к античности стала затихать. Христианство окончательно закрепилось как официальная западноевропейская религия во времена Каролингского Возрождения. При дворе основателя династии Каролингов Карла Великого развивалась книжная миниатюра, и самым значимым её памятником считается Утрехтская псалтырь.

В архитектуре развивался романский стиль. Римляне строили замки из камня со сводчатым покрытием. Строили памятники архитектуры из известняка, залежей которого очень много в Луарской долине. Замки Луарской долины - возможно, самое известное творение романского стиля. Менталитет постоянного ведения войны много определял в замковой архитектуре. Строились замки на высоких холмах, и так было взять их нелегко. Замок окружался рвом, на углах и по стенам крепостей возвышались маленькие сторожевые башни. В самой середине, в самом труднодоступном для врага месте находился двор с донжоном. Это была громадная башня с окошками. Донжон чаще всего делился на три этажа. Верхний этаж был предназначен для ведения боевых действий, средний ярус занимал зал и спальные помещения, а на нижнем ярусе жила прислуга.

Романский храм по архитектуре был схож на замок. Особое внимание уделялось нефам - большим прямоугольным помещениям храма по оси запад-восток, и травеям - конструкциям, поддерживавшим очень тяжёлую крышу храма. Из-за этого утолщались и стены, которые могли достигать даже шести метров. Орнамент храмов был в основном растительным. В изображениях Бога, Богоматери, святых выражалось подчинение живописи архитектуре. Ими были украшены стены и потолки храмов.

Уже в XI веке пыталась произойти революция в храмовом строительстве. Зодчие пытались объединить все стены под одним куполом, но такая конструкция сильно мешала освещению. Поэтому главный неф стали перекрывать крестовыми сводами. Много таких храмов находится в Германии. В Испании романский стиль испытал сильное мавританское влияние. Рядом с итальянскими храмами стояли отдельные круглые башни - кампанилы. Таковой является и известная Пизанская башня. В XII веке становятся популярными человеческие структуры.

Христианство уделяло огромное внимание спасению души и подавлению плотских прихотей. Многое светское ограничивалось. То, что противоречило интересам церкви, безусловно репрессировалось и подвергалось остракизму. Церковь для борьбы с инакомыслием утвердила карательный орган в лице инквизиции, сжигавшей "еретиков" - тех, кто противостоял официальному учению Церкви. На Западе после 1054 года образовалась Католическая церковь, а на Востоке (в Византии) - Православная. У католиков власть государей была подчинена Папе Римскому, а вот в Византии императоры подчинили себе церковь, оставив ей широкое поле для действий.

Практически полное всевластие религии никак не делало европейскую культуру однородной. Напротив же, так закреплялась сословная структура общества. Духовенство было первым сословием, крупнейшим землевладельцем - церкви принадлежало более трети земель в Западной Европе. Белым духовенством являлись простые священники, а чёрным - монахи. У католиков духовенству запрещалось иметь семьи, в православии целибат накладывался лишь на монашество. Монашество было воплощением христианских ценностей - любви к Богу, аскетизму, любви к труду, смирения. Но оно не было единым никогда. Чего стоят множество монашеских орденов, которые трактовали христианские ценности по-своему.

Крупных ордена было три. Бенедиктинцы являлись наиболее терпимыми к античной культуре, они спасли Европу от засилья варваров в культурной сфере. Образование для них было обязательным, изучались у них даже светские дисциплины, к которым официальная Церковь относилась скептически. В монастырях бенедиктинцев присутствовали огромные библиотеки, они занимались переписыванием книг учёных прошлых лет для их сохранения, это были опытнейшие миссионеры - именно этот орден стал движущей силой при обращении новых народов в веру христианскую. Бенедиктинцы относились негативно к крайнему аскетизму и поддерживали умеренное стяжательство. Сады и огороды - обязательный атрибут бенедиктинского монастыря тех времён, физический труд ради собственного и общего блага бенедиктинцы уважали и ценили. Медицинские и агрономические знания были в почёте у доминиканцев.

Франциск Ассизский был полной противоположностью Венедикта Нурсийского, что основал Бенедиктинский орден. Он проповедовал крайний аскетизм и призывал отказываться от личного имущества, так как наличие личного имущества требует его защиты. А возможно это лишь с помощью силы, что идёт вразрез с нравственными принципами христианства. Примером аскетической жизни Франциск видел жизнь птиц.

Орден доминиканцев, основанный Домиником де Гусманом в 1205 году, ставил своей целью активное проповедничество. Доминиканский орден готовил проповедников высокого уровня. Бедность, которую почитали доминиканцы, заставляла их скитаться по городам и привлекать к вере Христовой всё большее число людей. Но столь жёсткие порядки были со временем смягчены. Доминиканцы уделяли большое внимание образованию и молитве, физическим трудом занимались они крайне редко.

Делами земными занималась аристократия, наиболее сильно выраженная рыцарством. Аристократия также являлась крупным землевладельцем, и из него рыцарство являлось самой бедной группой. Образ жизни второго сословия был тесно связан с христианством, но от духовенства он отличался очень серьёзно.

Рыцари создавали ордена, подобно монашеским, и стремились распространять христианскую веру в народе. Часто это носило характер знаменитых крестовых походов. И если монахи миссионерствовали словом, то рыцари - часто силой и войной.
Образ жизни рыцарей носил светский характер. Сила, слава, влияние и богатство были в почёте у рыцарей, эти качества демонстрировались в рыцарских турнирах - это было время, когда рыцарь брался за оружие не в военное время. Воспевание образа Прекрасной Дамы - неотъемлемая составляющая рыцарской культуры.

Третье сословие - это крестьяне, городские ремесленники, торговая и ростовщическая буржуазия, которая относилась наименее догматично к христианской вере. Представители третьего сословия часто смешивали христианство с языческими обрядами, что сохранилось на селе в Западной Европе и поныне, божественное с человеческим и были наименее религиозными в каноническом смысле. Простым народом была создана смеховая культура, где отходили от всякой догматики. Расцвет её приходился на различные праздники и карнавалы.

Главенствующей наукой в Средневековье была теология (богословие). Философия объявлялась её служанкой, но и это не мешало осуществляться прогрессу в философской мысли. Схоластическое течение в философии пыталось растворить философию в богословских рамках, не открывая ничего нового. Зато хорошо сохранялось наследие античных мыслителей, которое потом будут принимать за идеал мыслители Эпохи Возрождения. Например, философию Аристотеля переосмыслил с точки зрения бытия Бога Фома Аквинский.

Второе направление философии старалось больше вывести философию как науку за рамки религии. Так сделал монах-францисканец 13 века Роджер Бэкон, объясняя философскую мысль с точки зрения естествознания, математики и астрономии. Через три века совершает прорыв его более известный однофамилец Фрэнсис Бэкон - он становится основоположником современной науки и философии.

Городская культура была более светской. Светская литература развивается именно там. В городах процветают наука, искусство и культура. В "Романе о лисе" лис Ренар - пародия на хитроумного горожанина, постоянно обводящего вышестоящих лиц и высмеивающих их нечестность. Волк Изенгрин - образ жадного богача, гоняющегося за наживой. В Медведе Бирюке можно узнать простодушного государева слугу, а царь зверей - лев Нобль - олицетворяет алчность правителей. Собственно, вольные города и образовались именно из-за недовольства их жителей королевской властью, которая чрезмерно вмешивалась в их дела.

Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской молодежи, женщин, маргинальных групп. В то же время все общество сохраняет тесную связь с народной культурной традицией.

Неоценимый вклад в развитие средневековой культуры внесли города. В городе формировалась специфическая атмосфера, в которой ценились образованность, владение языками, активность и предприимчивость; здесь возникало новое отношение ко времени, более динамичный ритм жизни. Городское сословие было носителем этических идеалов, вступавших в противоречие с аскетической религиозной моралью.

Если в эпоху раннего Средневековья центрами интеллектуальной жизни были монастыри, то теперь они переместились в города, где возникал постоянный спрос на образование, действовало множество школ и частных преподавателей-магистров. В XII в. в городах возникают университеты, представлявшие собой пользовавшиеся автономией корпорации студентов и преподавателей, выбиравших ректора. Как правило, университеты объединяли студентов разных национальностей, которые не испытывали затруднений в общении благодаря общему языку ученых – латыни, тем не менее они образовывали землячества – нации. Большинство студентов были клириками и готовились к духовной карьере.

Учебный план любого университета предполагал овладение семью свободными искусствами – грамматикой, риторикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой и астрономией. После этого можно было продолжить обучение на одном из факультетов высшей ступени – теологии, права и медицины.

Старейшими в Европе были университеты Парижа, Болоньи, Оксфорда, Монпелье, Виченцы, Падуи, Кембриджа, Саламанки. Постепенно наметилась их специализация: в Болонье были сильны традиции преподавания права, в Сорбонне (Париж) и Оксфорде – теологии, в Саламанке – медицины.

В студенческой среде зарождались специфические формы творчества – латинская поэзия вагантов – бродячих школяров, прославлявших, наряду со знаниями, радости жизни и мирские удовольствия.

В эпоху классического Средневековья пышно расцветает элитарная рыцарская культура, сформировавшаяся в XI–XIII вв., в период феодальных распрей, войн, крестовых походов, когда рыцарство достигло пика своего социального значения. Этический идеал рыцаря по-прежнему включал в себя моральные ценности германского воина – доблесть, презрение к смерти, верность сеньору, щедрость, однако существенным дополнением к ним становится христианская идея: в теории рыцарь воспринимается воином Христовым, носителем высших добродетелей, чьи подвиги освящены благородными целями. На практике эти декларируемые качества уживались с высокомерием, обостренным чувством чести, эгоизмом и жестокостью. Новым компонентом рыцарской этики стало и понятие куртуазности, включавшее галантность, умение изящно выражаться, поддерживать занимательную беседу, танцевать и ухаживать за дамами. Важнейшим элементом куртуазного поведения было поклонение Прекрасной Даме. Идеалы куртуазии сложились в XI–XIII вв. на юге Франции в Провансе, при небольших, но изысканных дворах, где в отсутствие суверена, уходившего в походы, часто властвовала его супруга. Провансальские поэты – трубадуры – в своей лирической поэзии прославляли радости жизни, наслаждения и любовь как одну из высших ценностей. Они исповедовали новое отношение к женщине, свободное от женофобии, свойственной аскетическому религиозному идеалу Средневековья.

Подъем материальной культуры, расцвет городских ремесел, строительной техники и мастерства инженеров, каменщиков, резчиков и художников привел к расцвету архитектуры и искусства в XIII–XV вв. В период зрелого Средневековья произошла быстрая трансформация архитектуры, скульптуры и живописи от романского стиля, доминировавшего в X–XI вв., к готическому (XII–XV вв.). Готические постройки, в особенности величественные кафедральные соборы, были синтезом всего лучшего, чего достигла средневековая цивилизация к этому времени, – духовных устремлений, технического совершенства и художественного гения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы

7. 2. Дипломатический успех Западной Европы Эта программа была успешно реализована.Судите сами. а) Во второй половине XVI века на Руси начинается смута и гражданская война, о которой мы подробно рассказали в [5]. Орда проигрывает войну. В результате к власти приходят Романовы

Физика Западной Европы

Физика Западной Европы Схоластика XI–XIII веков В XI веке и Европа наконец начала проявлять склонность к занятиям науками. Вся ученость была здесь в руках церкви, поскольку издревле, как и везде, знаниями традиционно владели жрецы. Усложнение структуры общества, появление

Астрономия Западной Европы

Астрономия Западной Европы Европейская астрономия до XV века Не подлежит никакому сомнению, что европейские народы заимствовали свои астрономические сведения от арабов. Астролябия, изобретенная византийцами главным образом с целью точного определения времени, была

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами

Линейно-ленточная керамика Европы V–IV тыс. до н. э. Культура триполье. Начало вытеснения древней средиземноморской общности Европы индоевропейцами Сложившаяся около конца VII тыс. до н. э. земледельческая и скотоводческая общность средиземноморского населения Балкан,

Раздел 19. Основатели западной Европы.

Раздел 19. Основатели западной Европы. Так кто же создал предпосылки современных западных государств? Спросите у историков, и они, ко­нечно, скажут – Германские племена! Ну а на самом деле? Заранее говорю. Своё мнение я не навязываю. Я историю не выдумываю. Сами всё можете

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый рыцарь (возможно, командир подразделения).Этот воин снаряжён типично для Европы конца 14 века. Его голову защищает лёгкий шлем, близкий по форме к раннему бацинету, с кольчатой

Войска Западной Европы

Войска Западной Европы Возможные союзники Дмитрия Московского и Мамая 1. Тяжеловооружённый пехотинец-копейщик (1—2 линии построения).В течение 14 века пехота в Западной Европе играет все более и более важную роль на поле боя. Хорошо вооружённая и дисциплинированая пехота

Новые государства Западной Европы

Культура Западной Европы в XI–XV вв

Культура Западной Европы в XI–XV вв Средневековая культура достигает своего расцвета в XI–XV вв. Она становится чрезвычайно многослойной, отражая высокую степень стратификации самого общества: в ней выделяются рыцарский и городской пласты, субкультуры городской

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в

Культура Западной Европы в XV – первой половине XVII в Культуру раннего Нового времени отличали чрезвычайная многослойность и разнообразие, в эту эпоху сосуществовали противоречивые тенденции в духовной жизни и творчестве, уживались разные типы культуры, направления и

Часть 3. Предыстория Западной Европы

Глава II КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Читайте также: