Сообщение на тему классификация пожаров организация борьбы с пожаром на судне

Обновлено: 05.07.2024

Готовность экипажа к борьбе с пожаром, умение командного состава судна организовать действия подчиненных членов экипажа и руководить ими, правильное использование членами экипажа средств и систем обнаружения, локализации и тушения пожара — определяются при проведении учебной тревоги по борьбе с пожаром.

Проведение учений и учебных тревог.Общесудовое учение или учебную тревогу по борьбе с пожаром проводят в соответствии с одним из оперативных планов пожаротушения. При этом отраба­тывают следующие вопросы:

1. действия членов экипажа, обнаруживших признаки пожара или получивших вводную с указанием места предполагаемого пожара: их умение пользоваться сигнализацией извещения о пожаре (а на мостике — станцией пожарной сигнализации);

2. время, требуемое для сбора членов аварийной партии в установленном месте (продолжительность времени рекомендуется отсчитывать с момента объявления тревоги и до прибытия всех членов аварийной партии (группы) в установленное место);

3. наличие в месте сбора аварийной партии:

· у командира аварийной партии: копий каютных карточек; оперативного плана пожаротушения для отсека, в котором расположено помещение с условным очагом пожара;

· у членов группы разведки: правильно надетых комплектов снаряжения пожарного, дыхательных аппаратов;

У других членов аварийной партии: необходимого оборудования и средств пожаротушения и соответствие их указанным в расписании по тревоге;

— возможности надежной связи аварийной партии с главным командным пунктом;

выбор огнетушащих веществ, методов, способов борьбы с пожаром;

для командира аварийной партии: умение организовать действия своих подчиненных согласно оперативному плану пожаротушения; правильно отдавать приказы; докладывать на главный командный пункт об обстановке на участке;

для членов аварийной партии: знание своих обязанностей по борьбе с пожаром; уровень натренированности; наличие практических навыков по приведению в действие средств борьбы с пожарами; наличие навыков включения дыхательных аппаратов; знание расчета необходимого запаса воздуха; знание условных сигналов связи, их подачи и приема; знание порядка боевого следования в задымленное помещение;

для капитана судна: умение координировать действия других членов экипажа с действиями аварийной партии; своевременно принимать решения по способу ликвидации пожара и применению соответствующих средств пожаротушения; руководить расстановкой сил и средств береговых и рейдовых пожарных подразделений, прибывающих для оказания помощи;

для каждого представителя командного состава судна: наличие практических навыков по приведению в действие судовых систем пожаротушения и аварийного пожарного насоса;

Учения по пожарной тревоге проводят в различное время суток, при любых погодных условиях, с вводом условных отказов обору­дования.

Периодичность судовых тренировок и учений обуславливается степенью готовности экипажа и реальными возможностями. Однако такие тренировки и учения не могут проходить реже, чем это предписано СОЛАС-74.

ТЕМА 3.4. Использование противопожарного оборудования и снабжения.

Средства личной противопожарной зашиты.Очевидно, что средства личной противопожарной защиты имеют крайне важное значение. Члены аварийной партии обязательно должны быть экипированы снаряжением пожарного. Снаряжение пожарного необходимо правильно хранить, своевременно очищать, тщательно осмат­ривать, а при необходимости ремонтировать или заменять.

Курс лекций по дисциплине

(правило V1/3 ПДМНВ с поправками)

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ и БОРЬБА с ПОЖАРОМ

ТЕМА Возможные виды пожарной опасности на судах

(определение пожара, пожарный треугольник, причины пожаров

И их последствия, классификация пожаров и необходимость постоянной

Бдительности)

Особенности судовых пожаров.Для пожаров на судах характерно быстрое распространение огня по судну вызванное тем, что судовые помещения насыщены горючими веществами, а также про­исходящим интенсивным нагревом изоляции и отделочных материалов, закрепленных на металлических конструкциях.

Значительное влияние на более быстрое развитие судовых пожаров оказывают также возможные вторичные короткие замыкания судовых трасс, взрывы баллонов со сжатыми газами и паров топли­ва, способствующие возникновению новых очагов горения.

В закрытых помещениях пожары распространяются медленнее, чем в открытых.

При разгерметизации горящих помещений (например, при открытии дверей, люков, горловин, иллюминаторов) возникают кон­вективные потоки раскаленных газов и внутрь помещений поступает свежий воздух, что интенсифицирует процесс горения. Следует отметить, что внутри замкнутого объема горящего помещения значения температуры не одинаковы. Наибольшее значение наблюдается в зоне горения: в жилых и служебных помещениях температура может достигать 800. 900°С, а в топливных цистернах — 1100. 1300 °С. Кроме того, образующийся при горении дым заполняет не только аварийное помещение, но и смежные с ним. Это затрудняет поиск и определение зоны пожара и действия по борьбе с ним.

Вообще для судов, как правило, характерны:

· наличие большого количества электрооборудования;

· большое количество воздуховодов, скрытых пространств (под зашивкой), по которым огонь может легко распространяться;

· наличие топлива и ГСМ под давлением и при высокой температуре.

Следовательно, можно назвать определенные особенности, которые свойственны пожарам на судах:

· быстрое распространение огня по судну — из аварийного помещения в смежные;

· быстрое заполнение аварийного и смежных с ним помещений дымом и токсичными газами;

· быстрое повышение температуры в аварийном помещении;

· существование ограничений подхода к очагу пожара;

· возможное снижение остойчивости судна при тушении пожара водой;

· при пожаре на судне, находящемся в море: необходимость экипажу рассчитывать при тушении пожара только на собственные силы и средства (которые, очевидно, ограничены).

Все это требует от экипажа при борьбе с судовыми пожарами высокой организации, грамотных и решительных действий, выдержки, самообладания и мужества.

Если пожар будет атакован на раннем этапе развития, с применением эффективных огнетушащих средств, существует возможность не допустить его выхода за пределы того помещения, в котором он возник. Однако если взять пожар под контроль не удается, может образоваться большое количество теплоты, которая способна распространяться далеко за пределы площади пожара, образуя новые очаги возгорания. Стальные переборки и палубы способны только приостановить или задержать распространение теплоты.

Классификация судовых пожаров.Степень опасности пожаров, возможность и выбор тактики тушения пожаров определяют специальные параметры, составляющие основу классификации судовых пожаров. Основная цель разработки той или иной классифи­кации — помочь экипажам судов при выборе соответствующего огнетушащего вещества, средства. Вообще, судовые пожары классифицируют по следующим основным параметрам: по внешним признакам горения; по масштабу и последствиям; по природе горящего материала. По внешним признакам различают пожары:

· наружные и внутренние;

· открытые и скрытые;

Наружный пожар — это пожар на верхней палубе, на открытых частях надстройки или в помещениях, которые не могут быть загерметизированы.

Внутренний пожар — это пожар во внутренних загерметизированных помещениях.

Открытый пожар — это такой пожар, при котором хорошо заметны пламя и дым.

Скрытый пожар — это пожар, внешние признаки которого заключаются только в наличии дыма. Такой пожар представляет наибольшую опасность.

Комбинированный пожар — это пожар, который можно охарактеризовать сразу по нескольким признакам, оборудования

По масштабу и последствиям пожары могут быть классифицированы как:

Загорание— это горение вещества или материала, которое может быть ликвидировано с использованием переносных средств пожаротушения. Ущерб от загораний минимален (практически отсутствует).

Небольшой пожар — это пожар, для тушения которого используются вода или пена, подаваемая от судовых установок пожаротушения. После тушения пожара полученные судном повреждения могут быть ликвидированы силами экипажа.

Большой пожар — это пожар, для тушения которого используют стационарные судовые противопожарные системы и станции, а также привлекают средства других судов или силы береговых противопожарных служб. Полученные при таком пожаре повреждения судна не могут быть ликвидированы только силами экипажа.

По природе горящего материала пожары разделяют на определенные классы. Существует несколько классификаций пожаров по этому параметру, в соответствии с установленными стандартами. В данной книге представлены две классификации: в соответствии со стандартом МОС 3941 и — в Российской Федерации — в соответствии с национальным стандартом ГОСТ 27331-87


(Пожарная техника.Классификация пожаров).

Обозначение класса пожара Характеристика класса Обозначение подкласса Характеристика подкласса
А Горение твердых веществ А1 Горение твердых веществ, сопровождаемое тлением (например, дерева, бумаги, соломы, угля, текстильных изделий)
А2 Горение твердых веществ, не сопровождаемое тлением (например, пластмассы).
В Горение жидких веществ В1 Горение жидких веществ, нерастворимых в воде (например, бензина, эфира, нефтяного топлива), а также сжижаемых твердых веществ (например, парафина)
В2 Горение жидких веществ, растворимых в воде (например, спиртов метанола, глицерина)
С Горение газообразных веществ (например, бытовой газ, водород, пропан).
D Горение металлов D1 Горение легких металлов, за исключением щелочных (например, алюминия, магния и их сплавов)
D2 Горение щелочных и других подобных металлов (например, натрия, калия)
D3 Горение металлосодержащих соединений (например, металлоорганических соединений, гидридов металлов)
Е Горением объектов, находящихся под напряжением

В соответствии со стандартом МОС 3941 классификация пожаров по природе горящего материала выглядит следующим образом: те пожары подразделяют на четыре класса — А, В, С и D.

Класс А— это пожары, связанные с горением твердых (образующих золу) горючих материалов, обычно органического происхождения. К таким материалам относятся древесина и древесные материалы, ткани, бумага и т.п.

Класс В— это пожары, вызванные горением воспламеняющихся или горючих жидкостей, жиров и других подобных веществ, а также плавящихся твердых материалов (например, пластмассы, каучук и т.д.).

Класс С— это пожары, возникающие при воспламенении газов (таких как водород, кислород, пропан и т.д.).

Класс D — это пожары, связанные с возгоранием металлов (таких как натрий, калий, магний, титан, алюминий и др.), а так­же металлсодержащих веществ (таких как, например, гидриды металлов).

ТЕМА Комплекс противопожарной защиты судов

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Для успешного тушения пожаров необходимо применение наиболее эффективных огнегасящих средств, вопрос о выборе которых должен быть решен очень быстро. Правильный выбор огнетушащих средств позволит облегчить быстрое прекращение горения, снизит опасность для экипажа уменьшить повреждение судна.

Борьба с пожарами на судне: классы пожаров

Эта задача может значительно облегчиться введением классификации пожаров. Международной организацией стандартов вводится пять классов пожаров:

Пожары класса А — горение твердых горючих материалов. К таким материалам относится дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и др. Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

Пожары класса Б — горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски и растворители. Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее таким образом от зоны горения и окислителя. Кроме того, ГЖ можно тушить распыленной водой, порошками, углекислотой.

Пожары класса В — горение газообразных веществ и материалов. К этому классу веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в качестве груза (метан, водород, аммиак и др.) Тушение горючих газов производится компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

Пожары класса Д — возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий, магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют теплопоглощающие огнетушащие вещества, например некоторые порошки, не вступающие в реакцию с горящими материалами.

Пожары класса Е — горение, возникающее при воспламенении находящегося под напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок. Для борьбы с такими пожарами используют огнетушащие вещества, не являющиеся проводниками электричества.

Избранное

Лакокрасочные покрытия корпуса судна предназначены для защиты от коррозии и других дефектов в агрессивной морской среде. Суда и корабли, находящиеся […]

Избранное

Теоретический чертеж представляет собой графическое изображение теоретической поверхности корпуса судна, в качестве которой принимается внутренняя поверхность наружной обшивки (без учета […]

Избранное

Установка и ремонт судового электрооборудования. К судовому электрооборудованию относят комплекс электрических машин, приборов и аппаратов, служащих для производства электроэнергии и […]

Читайте также: