Сообщение о кулачных боях 7 класс литература

Обновлено: 02.07.2024

На уроках литературы мы познакомились с произведением Михаила Юрьевича Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Самым интересным и важным эпизодом в песне является сцена кулачного боя между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем.

Сцене кулачного боя предшествовала царская трапеза. Во время нее один из опричников, удалой боец, буйный молодец был не весел, а “в груди его была дума крепкая”. Рассердился на него царь и начал расспрашивать Кирибеевича.

О том, что он полюбил красавицу Алену Дмитриевну. Царь Иван Грозный послушал и решил помочь опричнику, дав ему украшений, ведь по мнению Ивана Грозного, для девушек важны только украшения. Но Кирибеевич умолчал, что Алена Дмитриевна замужем за купцом Калашниковым.

Чувствуя поддержку царя, Кирибеевич стал приставать на улице к Алене Дмитриевне, когда она шла по улице одинешенька. Опричник опозорил ее перед “соседушками”. И попросила красавица защиты у своего мужа, купца Калашникова.

Узнав об этом, Калашников очень разозлился, ведь его честная семья была опозорена,

и решил вызвать Кирибеевича на кулачный бой. Вот настал день боя на Москве-реке. Приехал на этот бой царь с дружиною, боярами и опричниками.

Клич был дан. Первым вышел Кирибеевич и стал хвастаться своей силой и вызывать соперника. Вызов Кирибеевича принял удалой купец Степан Парамонович Калашников.

На язвительный вопрос Кирибеевича, по кому панихиду служить, купец бесстрашно ответил, что он честный человек и что он жил по закону Господнему, не позорил чужой жены, не разбойничал ночью. В этом бою победил Калашников. Кирибеевич пал от удара в висок.

Справедливость восторжествовала, купец защитил честь своей семьи. Увидев то, что его слугу убили, царь велел схватить Калашникова. Он признался, что убил слугу, но не сказал причины.

Купец не думает о себе, так как знает что виноват. Калашников просит Ивана Грозного позаботиться о детях, молодой вдове и о двух братьях. Царь пообещал выполнить просьбу Калашникова, так как тот признался по совести.

И казнили Степана Калашникова.

М. Ю. Лермонтов в своей поэме подчеркивает, что такие качества человека, как честь, достоинство и порядочность, всегда в почете.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Историческая справка о кулачных боях при правлении Ивана Грозного

Описание презентации по отдельным слайдам:

Историческая справка о кулачных боях при правлении Ивана Грозного

Историческая справка о кулачных боях при правлении Ивана Грозного


Кулачные бои В России существуют собственные традиции боевых единоборств. Сла.


виды кулачных боёв Кулачные бои обычно проводились по праздникам, а разгул бо.

*

Кулачный бой между купцом Калашниковым и Кирибеевичем происходит ранним утром, на Москве-реке. Сначала Кирибеевич не знает, кто будет его противником, поэтому хвалится своей удалью и смелостью, его цель — "потешить царя-батюшку". Но его настроение резко меняется, когда Калашников говорит, что он вышел "на страшный бой, на последний бой": Кирибеевич понимает, что они будут биться насмерть. Он "побледнел в лице, как осенний снег", "очи его затуманились", по спине "пробежал мороз", "на устах слово замерло". Первым наносит удар Кирибеевич, от которого у Калашникова "затрещала грудь", но он устоял, хотя "как роса кровь закапала". Затем Калашников наносит Кирибеевичу страшный удар, в который вложил всю свою ненависть к обидчику — этот единственный удар оказывается смертельным. Победа Калашникова закономерна и символизирует победу добра и справедливости над злом.


История


Правила и виды кулачного боя



Борьба с кулачным боем

Однако, несмотря на все указы, кулачные бои продолжали существовать, а участники теперь стали выбирать из своей среды сотского, десятского, которым доверялось следить за исполнением всех правил боя.

В 1751 году прошли жестокие бои на Миллионной улице; и о них узнала Елизавета Петровна. Императрица пыталась снизить количество опасных поединков и приняла новое постановление, препятствующее их проведению в Санкт-Петербурге и в Москве.

При Екатерине II кулачные бои пользовались большой популярностью.Граф Григорий Орлов был хорошим бойцом и часто приглашал известных кулачников померяться с ним силой.

После 1917 года, кулачный бой был отнесен к пережиткам царского режима, и, не став спортивным видов борьбы, уходил из жизни.

В 90-х годах XX века начали осуществляться попытки возродить школы и стили славянских боевых искусств, включающие в том числе и кулачный бой.
Кулачные бои на Руси Кулачные бои, история, стенка на стенку


Кулачный бой в искусстве


Стеношный бой

Основные правила

Стенки строятся в несколько рядов (обычно 3-4) напротив друг друга на расстоянии 20 – 50 метров. По команде судьи, начинают двигаться навстречу друг другу. Задача вытолкать стенку противника за первоначальную позицию. Во время соступа разрешены удары в корпус и в голову, либо только в корпус. Запрещены удары ногами и атака сзади.

История Стеношных боев

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях "стенка на стенку", свидетельствуют и воспоминания очевидцев – Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни – Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года "О кулачных боях", определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ "О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии". В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях, обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включен в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название "стенка" произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на "противника". Характерная черта стеношного боя – линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания – вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати.

Масштабы массовых кулачных боев были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т.п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для боя. Зимой обычно бились на льду реки. Этот обычай биться на замерзшей реке объясняется тем, что ровная, занесенная снегом и утрамбованная поверхность льда была удобной и просторной для боя площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два "лагеря". Излюбленные места для кулачных боев в Москве в XIX столетии: на Москве – реке у Бабьегородской плотины, у Симонова и Новодевичьего монастыря, у Воробьевых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве, Фонтанке, у Нарвской заставы.

У "стенки" был предводитель. В разных областях России его называли по разному: "башлык", "голова", "староста", "боевой староста", "предводитель", "старый чоловик". Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей "стены" для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию "стены", намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определенного бойца со стороны противника и т.п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нем, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П.П. Бажова в сказе "Широкое плечо" приведено наставление башлыка своим бойцам:

«Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Наиболее напряженным моментом в развитии действия, решающим, переломным моментом во взаимоотношениях литературных героев становится сцена кулачного боя между Калашниковым и Кирибеевичем. В данном сюжете раскрывается острота многостороннего конфликта поэмы: кулачный бой является высшей точкой развития столкновений не только между Кирибеевичем и семьей Калашниковых, но и между Калашниковым и царем, между честным, достойным человеком и толпой. Кроме того, в сцене боя сталкиваются две более абстрактные силы: народная правда и самодержавное своеволие, честь и бесчестие.

Национальное сознание и верность чести воплощаются в образе купца Калашникова, верного мужа и отца, охраняющего святость народных обычаев и честь семьи. Иначе изображен его противник, опричник Кирибеевич, преданный царю, но самонадеянный и гордый "буйный молодец".

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" опирается на фольклорные традиции, и важным элементом фольклорной символики в произведении становится сцена кулачного боя. Этот момент соотносим с былинным эпосом, где поединок, боевой подвиг богатыря обычно является центральным эпизодом. Изначально кулачный бой представляется популярным развлечением, в котором можно показать силу, приобрести авторитет у толпы зрителей, повеселить царя, но в поэме кулачный бой переходит границы простого развлечения - это уже богатырский поединок на жизнь или на смерть за правду и честь. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Примечательно то, что бой между Калашниковым и Кирибеевичем описывается не как бой с врагом, в котором богатырь побеждает легко, а как обоюдно упорный бой между двумя равными богатырями, несмотря на то, что Степан Калашников называет Кирибеевича "басурманским сыном". Фольклорная эпическая традиция проявляется в использовании зачина-прибаутки, обращения к природе, столь характерного для народной лирики. Особенным символом народного начала становится медный крест, защищающий Калашникова, который отстаивает свою честь перед несправедливым обидчиком. Кирибеевич ударяет Калашникова в крест "со святыми мощами из Киева", то есть буквально ударяет по мощам и оскорбляет истинную веру.

Кроме того, все эмоции и идеи героев выражаются внешне их словами и действиями, а внутренний мир Степана Калашникова приоткрывается лишь однажды, именно в кульминационный момент поединка. Можно сказать, что кулачный бой позволяет рассмотреть более глубокий и яркий протрет героя, апеллирующего к судьбе, но вместе с тем прилагающего силы, чтобы победить в правом деле.

Читайте также: