Сообщение о краеведческом музее

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня изучение краеведческих музеев представляется задачей куда более сложной, нежели работа с отраслевыми — этнографическими, естественно-научными, историческими — музеями. На то есть целый ряд причин, однако главная сложность заключается в неопределенности понятия краеведения и непризнании его самостоятельной дисциплиной со стороны академической науки. В настоящем исследовании предпринята попытка проанализировать и отрефлексировать наследие советского прошлого в области краеведения.

Представления о том, что именно принято считать краеведением и краеведческим музеем, а также подходы к изучению данного феномена (в среде как отечественных, так и зарубежных исследователей) за последние 150 лет сильно менялись. Проследить эволюцию этих представлений и разобраться в нюансах разных определений — отдельная, сложная и амбициозная задача, которая в рамках обзорной статьи вряд ли может быть решена. Поэтому в данной работе будут намечены лишь общие понятийные контуры того, что я предлагаю считать краеведческими музеями. Эти контуры, однако, включают в себя важнейшие черты указанных явлений.

Под краеведением в данной статье подразумевается система производства знания, возникшая на основе регионального активизма XIX века, в которую было вовлечено большое количество энтузиастов. Стоит понимать, что краеведение как дисциплина так и не преуспело в выработке собственного оригинального научного метода. Его основными подходами были сбор, соединение методов уже существующих научных дисциплин (истории, географии, этнографии, антропологии и т. д.) и последующее их применение к одной конкретной территории (о чем можно прочитать у теоретиков краеведения советского времени). Как известно, упомянутые научные дисциплины в нашей стране развивались весьма специфичным образом, что во многом связано с отсутствием свободных дискуссий, массовыми ссылками ученых и полной изоляцией от западного опыта.

Фрагмент экспозиции Чукотского окружного краеведческого музея в Анадыре. Фото: courtesy Софья Гаврилова

Советские краеведческие музеи как центры огромной системы сбора научных данных путем привлечения жителей (а позднее — центры массовой пропаганды) были важным проектом советской эпохи. Поэтому не удивительно, что государство регулировало практически все аспекты жизни музеев, в том числе планы постоянных и временных экспозиций, архитектурные решения и, конечно же, кадровый состав. Так, в середине 1930-х годов (и позднее — в 1950-е) советские архитекторы разрабатывали типовые проекты зданий для краеведческих музеев; впрочем, ни один из них не был реализован. В результате краеведческие музеи, как и ранее, занимали довольно неожиданные и, естественно, неприспособленные под их нужды помещения: здания церквей, монастырей, усадеб и даже школьные кабинеты.

Представления о краеведческих музеях, их институциональная структура, система управления, принципы экспонирования сильно менялись, причем не только с течением временем, но также от региона к региону и даже внутри регионов (в том числе в моменты максимальной централизации последних). Именно поэтому в большинстве исследований, посвященных краеведению и краеведческим музеям, превалирует региональный исторический подход. В этой статье, наоборот, история развития краеведческих музеев рассматривается через призму взаимоотношений центра и периферии, что позволяет проследить нормативный (то есть фигурировавший в документах советского времени) и реальный (выявленный посредством изучения конкретных примеров) путь развития этих институций.

Фрагмент экспозиции Пермского краеведческого музея. Фото: courtesy Софья Гаврилова

• Введение; • Естественно-исторический (должен был показывать ландшафты через показ, соответственно, геологии, рельефа, животного мира и т. д.); • Историко-культурный (демонстрировал развитие классовой борьбы на фоне сменяющих друг друга орудий труда и средств производства, а также связи между культурой и средствами производства); • Отдел строительства социализма.

Фрагмент экспозиции Кашинского краеведческого музея (Тверская обл.). Фото: courtesy Софья Гаврилова

В дальнейшем приведенная выше четырехчастная структура экспозиций неоднократно критиковалась и уточнялась, однако в истории краеведческих музеев до сегодняшнего дня не было более крутого поворота, чем введение этой единой унифицированной системы. Более того, если до 1955 года (пока существовал государственный орган управления краеведением) еще были дебаты и пересмотры принципов построения экспозиций, то после попытки осмысления структуры краеведческих экспозиций, их региональной дифференциации и теоретических принципов, лежащих в их основе, они практически сошли на нет.

Фрагмент экспозиции Томского областного краеведческого музея. Фото: courtesy Софья Гаврилова

Таким образом, сегодня большинство краеведческих музеев в России представляют знание о регионе в формате, предложенном в 1930-е годы, и отражают уровень знания и преобладающие теоретические концепции дисциплин того времени. Единственный поворот, который стоит отметить, — массовая десталинизация[28] в 1955–1960 годах, затронувшая исторические отделы, однако разделы, посвященные природе и обществу, по-прежнему строятся на теориях и концепциях, актуальных для 1930–1950-х, но никак не 2000-х.

Владимирский Н. К пониманию краеведческого движения // Краеведение. 1924. № 3. С. 219.

Владимирский. К пониманию краеведческого движения. С. 219. ЦГА: ф. 490и, on 1, д 26. Л. 49.

Стоит заметить, что позднее, уже в СССР, материальная культура русских всегда экспонировалась отдельно.

Greenhill Е. Н. Museums and the Shaping of Knowledge. Routledge, 1992. P. 9.

Подробнее см.: Лоскутова М. В. Уездные ученые: самоорганизация научной общественности в российской провинции во второй половине XIX — первой трети XX веков // Ablmperio. 2009. № 3. С. 119–169; Лоскутова М. В. Наука областного масштаба: идея естественных районов в русской географии и истоки краеведческого движения 1920-х годов // Ablmperio. 2011. № 2. С. 83–121.

Дословный перевод немецкого термина Heimatkunde; также предлагались следующие варианты перевода — страноведение, родиноведение. Подробнее см.: Johnson Emily D.

How St. Petersburg Learned to Study Itself: The Russian Idea of Kraevedenie. University Press, 2006.

Изначально бюро подчинялось Академии наук, впоследствии перешло в ведение наркомата просвещения.

Подробнее см.: Соболев В. Нести священное бремя прошедшего.. Российская академия наук: Национальное культурное и научное наследие. 1880–1930 гг. СПб, 2012.

Подробнее см.: Шнирельман В. В поисках самобытности: у истоков советского мультикультурализма// Неприкосновенный запас. 2011. № 4 (78).

Среди почетных участников конференции были М. И. Калинин, И. В. Сталин, А. В. Луначарский и Н. К. Крупская.

Впрочем, в некоторых музеях отказывались следовать регламенту и выстраивали экспозицию самостоятельно, что, вне всякого сомнения, ставило под угрозу всех сотрудников институции.

IV Всероссийская конференция по краеведению. М.: 1930. С. 13.

В нашем городе есть удивительное место, где можно узнать о его истории, о знаменитостях, погрузится в то время, когда жили наши предки. Узнать об их жизни, достижениях. Такое место называется краеведческий музей.

Однажды мы с моими друзьями захотели узнать лучше историю нашего края. При входе в музей мы увидели совершенно разные уголки прошлого. И благодаря экскурсоводу, его рассказам, мы пошли по комнатам той загадочной жизни с интересными событиями. Проходя, каждый угол истории мы шли затаив дыхание. Мне очень понравился зал с экспонатами первобытных людей, там же можно увидеть их первые орудия, топоры каменные, благодаря которым они добывали себе пищу, украшения, сделанные из зубов своей добычи. Также мы проходили залы, в которых находились документы и вещи среднего века. Произведения искусства, созданные нашими мастерами. В отдельном зале можно было увидеть чучело птиц, животных и насекомых, в особенности большинство тех которые уже повымирали, а конкретнее: мамонты, медведи пещерные, благородные олени, носороги. Ну и конечно впечатляющая история о Великой отечественной войне. Там находятся: пушки, автоматы и всякое разное оружие, форма военных, медперсонала. Фотографии тех, кто ушел на фронт, но так и не вернулся. Фотографии героев, их медали и награды. А так же фотографии матерей и жен, которые провели своих солдат и уже больше никогда не смогли обнять своих родных. Были трогательные фронтовые письма, карты сражений, посуда солдат. В следующем зале мы увидели национальную славянскую одежду, обувь, женские украшения.

Эта экскурсия оставила самые приятные воспоминания в нашей памяти. Именно благодаря этому походу в краеведческий музей история становится действительно интересней, лучше усваивается школьный материал, а также проходя, каждый зал ты мысленно переносишься в прошлое, где и разыгрывается воображение.

Поход в музей это действительно интересно, а самое главное это познавательно, там становится всё как-то понятней и ближе. Ведь именно в этом месте можно полностью погрузиться в прошлое, узнать о жизни наших предков, об их традициях, их подвигах, узнать о том, что сделали наши земляки и как они жили. Чтоб изменить что-то сегодня и не допустить ошибки в дальнейшем, нужно обязательно заглянуть в прошлое.

В общем, мне безумно понравилась экскурсия в краеведческий музей, ведь именно там я узнала так много нового о своей родине.

2 вариант

Каждый регион в России хранит в себе свою уникальную историю становления таким, каков он есть на данный момент. Любой район или край имеет то, чем он может гордиться. Во многих случаях это деяния предков, которые, так или иначе, повлияли на мир, и на их край в частности.

Чтобы мы все помнили данные подвиги и деяния есть множество краеведческих музеев, которые могут с радостью познакомить нас и историей края, помочь приобщиться к ней, дать нам представление о нашем прошлом, и, сделав о нём выводы, попробовать предсказать будущее, ведь история, как правило, имеет свойство повторяться. Так или иначе, краеведческий музей прекрасный способ провести время с пользой и интересом. В нём содержится множество интересных экспонатов, начиная от животных, и заканчивая вещами наших дедов и прадедов.

Краеведческие музеи обычно поделены на несколько отсеков, в каждом из которых стилистика подобрана под экспонаты, выставляемые в нём. Если же этот отсек под ВОВ, то и атрибутика там будет соответствующая, и так же с другими временами соответственно.

Впрочем, как уже и было сказано выше, краеведческий музей прекрасный способ познакомиться со своей историей, узнать больше об окружающей тебя территории, вдохновиться деяниями прошлых лет, и также попробовать поучиться на ошибках прошлых лет, ведь, как правило, история на этом основывается. История – наука, которая изучает события прошлых лет, и, анализируя их, пытается сделать какой то вывод или предсказать события лет последующих.

Так или иначе, из-за всего это необходимо посещать такие места как краеведческие музеи и простые музеи, дабы быть осведомлённым.

В данном сочинении я описал свои представления, связанные с таким заведением как краеведческий музей и его атрибутикой. Так как сочинение основано на исключительно субъективном мнении, то оно не претендует на истинную верность, и может быть опровергнуто.

Также читают:

Картинка к сочинению Экскурсия в краеведческий музей

Популярные сегодня темы

Николай Алексеевич Некрасов с раннего детства жил в сельском поселении. И играл с крестьянскими ребятишками. Он их считал равными по отношению к нему, и они тоже. Он с ними играл в их игры, прогуливался с ними в лесные чащи

В своем произведении Соседи Салтыков - Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей

Красноярский краеведческий музей — один из старейших музеев Сибири и один из крупнейших музеев России.

Красноярский музей (1889 г.), Государственный музей Приенисейского края (1920 г.), Красноярский краеведческий музей (с 1935 г. по настоящее время).

Красноярский краевой краеведческий музей был основан в 1889 г. С 1914 г. он располагается в здании, специально построенном для него по проекту архитектора .

История

Первоначально музей находился в усадьбе Крутовских (сейчас на ул. Каратанова, 11), а позднее переехал на второй этаж гостиных рядов на Старобазарной площади. В первые три года работы коллекция музея выросла до 10 тыс. единиц хранения. В 1902 г. Императорская археологическая комиссия прислала в дар музею более 200 предметов каменного, медного и железного веков, собранных вблизи Красноярска и в Енисейской губернии. В 1903 г. музей был передан Красноярскому подотделу отдела Русского географического общества, в ведении которого он находился до 1920 г.

В 1920 г. музей был передан Народному комиссариату просвещения и переименован в Государственный музей Приенисейского края. В 1935 г., в связи с образованием Красноярского края, музей изменил название на Красноярский краеведческий музей. В гг. краеведческая наука пережила эпоху гонений: было репрессировано 16 сотрудников музея, в том числе знаменитый краевед Александр Яворский, проработавший в музее с 1918 по 1934 г. В годы Великой Отечественной войны коллекции музея были законсервированы, а в его здании располагались эвакуированные учреждения. Наконец, в 1947 г. в рамках подготовки к Октябрьской революции здание было отремонтировано.

В 1987 г. Красноярский краеведческий музей закрылся на реконструкцию, приуроченную к 100-летнему юбилею учреждения. Она завершилась только в 2001 г. Будучи официально закрытым, музей продолжал научно-методическую деятельность. В это время были обновлены экспозиции трех филиалов и открыт новый — литературный музей. Сотрудники музея вели активную выставочную деятельность и ездили на археологические раскопки.

Музейные экспозиции

Сегодня основной фонд музея насчитывает около 470 тыс. экспонатов. В различное время его коллекции послужили основой для создания Красноярской государственной универсальной научной библиотеки (1935 г.), (1948 г.), Художественного музея им. (1957 г.). Музей передал часть коллекций в Пушкинский Дом (1928 г.) и Зоологический музей АН СССР в Ленинграде (1934 г.), а также в Тувинский музей (1941 г.).

Недавно я со своими одноклассниками ходила на экскурсию в краеведческий музей. Наша учительница сказала, что мы узнаем о жизни наших предков. Ребята из класса очень ждали этой экскурсии. Все знают, что наш музей проводит замечательные выставки. Там много экспонатов.

Экскурсовод провела нас в комнату, которая напоминала дом древних славян. Там была деревянная мебель. Я запомнила большой деревянный стол, на который постелили белую скатерть. Выглядело это очень просто. Но я заметила, что посуда отличалась от той, к которой мы привыкли. На столе стояли глиняные кувшины, глубокие чашки. Ложки были большие, деревянные. Также на столе была свечка, ведь раньше не было электричества.

Я обратила внимание на люльку для маленьких детей. Она была сделана из дерева, подвешивалась кроватка к потолку. Так укачивали малышей. Экскурсовод сказала, что такая люлька называлась зыбкой. Это очень интересно. Так как таких кроваток сейчас уже не встретишь.

Нам рассказали, что одежду раньше шили из очень грубой ткани. После стирки такая одежда становилась каменной. Поэтому хозяйке нужно было прилагать большие усилия, чтобы одежду разгладить. Древний утюг совсем не похож на современный. Сейчас утюг легкий, его удобно двигать, у него много программ работы, включается с помощью розетки. Экскурсовод сказала, что современный утюг вряд ли бы смог разгладить ту одежду славян. Древний утюг был тяжелым, толстым, он мог двигаться вперед и назад.

Также нам показали два костюма для женщин и мужчин. И тут мы узнали много нового. Костюм женщины состоял из белой рубахи, сарафана. На голове был платок. Обувь сильно отличалась от той обуви, к которой мы привыкли. Славяне носили лапти. Это такая обувь, которую сплели из бересты. Мы узнали, что славяне сами плели себе лапти, хорошо умели это делать. Такая обувь долго не носилась, непрочная. Так как носков в те времена не было, славяне использовали онучи. Эта такая ткань, которой оборачивали ноги. Онучи и лапти носили все: мужчины и женщины, дети. Мужчины надевали рубахи и повязывали пояс. А также носили порты, это такие штаны.

Мне очень понравилась экскурсия в краеведческий музей. Было интересно слушать рассказы о наших предках и рассматривать разные предметы. Я бы хотела еще раз побывать там, чтобы все рассмотреть еще подробнее.

Читайте также: