Сообщение о городище иднакар

Обновлено: 02.07.2024

За­ни­ма­ет мы­со­об­раз­ный от­рог го­ры у рек Пы­зеп и Чеп­ца; площадь около 40 тыс. м2. В IX веке за­ни­ма­ло около 1/4 пло­ща­ди в мы­со­вой час­ти, бы­ло ук­ре­п­ле­но ва­лом, в ос­но­ве ко­то­ро­го - сру­бы, за­би­тые гли­ной, и рвом. В X веке воз­ве­де­ны но­вые ук­ре­п­ле­ния, в даль­ней­шем уси­ли­вав­шие­ся, пло­щадь уве­ли­чи­лась вдвое; оче­вид­но, в XI веке со­зда­на 3-я ли­ния ва­лов и рвов, а 1-я ут­ра­ти­ла зна­че­ние (часть ва­ла сры­та, там бы­ли раз­ме­ще­ны про­из­водств. со­ору­же­ния). В ос­но­ве 2-го и 3-го ва­лов - слои гли­ны и пес­ка, про­сле­же­ны ко­лья, ук­ре­п­ляв­шие внеш­ний склон. Ис­сле­до­ва­на плот­ная за­строй­ка ря­да­ми сруб­ных на­зем­ных до­мов с оча­га­ми.

Ар­хео­ло­гические ма­те­риа­лы и осо­бое по­ло­же­ние сре­ди бо­га­ты­рей удмуртского эпо­са Ид­ны, стре­мив­ше­го­ся к по­ло­же­нию эк­сэя (буквально - князь, царь), по­зво­ля­ют по­ла­гать, что Иднакар был важ­ным цен­тром северных уд­мур­тов, от­ра­жаю­щим про­цесс гра­до­об­ра­зо­ва­ния. В XIII веке в ре­зуль­та­те втор­же­ний жизнь на го­ро­ди­ще угас­ла.

С Иднакаром свя­зан рас­по­ло­жен­ный ря­дом грун­то­вый (Сол­дыр­ский III) мо­гиль­ник XI-XII веков: 92 тру­по­по­ло­же­ния с пре­об­ла­да­ни­ем ори­ен­ти­ров­ки на вос­ток-юго-вос­ток или про­ти­во­по­лож­ным; сре­ди на­хо­док - ук­ра­ше­ния, де­та­ли оде­ж­ды, на­тель­ный крест, фраг­мент ко­жа­но­го ко­шель­ка с брон­зо­вы­ми на­клад­ка­ми и др. Ме­ж­ду 2-м и 3-м ва­ла­ми Иднакар - грун­то­вый (Сол­дыр­ский IV) мо­гиль­ник: 11 бе­зын­вен­тар­ных по­гре­бе­ний, ори­ен­ти­ро­ван­ных в западном сек­то­ре. В ок­ре­ст­но­стях Иднакара из­вест­ны 4 се­ли­ща и круп­ный мо­гиль­ник (Чем­шай) VIII-XIII века по­лом­ской куль­ту­ры и че­пец­кой куль­ту­ры, не­боль­шой удмуртский мо­гиль­ник XIII-XIV века (Би­гер­шай), клад из слит­ков се­реб­ра (5,7 кг) и др.; в 4 км от Иднакара - го­ро­ди­ще Са­бан­чи­кар (Сол­дыр­ское II) X-XII века и др.

Иллюстрации:

Ид­на­кар. Об­щий вид го­ро­ди­ща (по М. Г. Ива­но­вой). Архив БРЭ.

Уникальный памятник археологической культуры финно-угорского мира Иднакар расположен в 4 километрах от Глазова. Иднакар один из крупнейших и самых значительных памятников Прикамья, расположенный в центре чепецких земель, среди других городищ выделяется значительно большей площадью, системой укреплений, исключительным богатством культурного слоя, содержащего уникальные материалы. Является единственным музеем-заповедником в Удмуртии.

В августе 1960 года Иднакар был включён в список особо охраняемых памятников археологии, культуры и истории государственного значения. Для наиболее ценных экспонатов с раскопок был образован историко-культурный музей-заповедник с одноимённым названием в городе Глазове.

иднакар надпись

Расположено городище на горе Солдырь.

иднакар

Само Солдырское городище гораздо древнее, в древности оно носило другое название.

Время существования городища Средние века, с точнее 9-13 века.

Со́лдырское I городище (Иднака́р) относится к чепецкой культуре. Гора Солдырь представляет собой высокий мыс, образованный слиянием рек Чепца и Пызеп. Городище располагалось на чрезвычайно удобной в оборонительном смысле и господствующей высоте района, окрестности городища просматривалась на десятки километров.

солдырь

Первые исследования городища начались еще в конце 19 века. Раскопки проводил известный российский археолог А.А. Спицын. После революции исследования проводились в 20-х годах. Но планомерное изучение памятника началось с 70-х годов прошлого века.

С древним городищем связано множество легенд. Одна из них гласит, что когда-то на горе Солдырь поселился богатырь Донды с сыновьями, которых звали Идна, Гурья, Весья и Зуй. Когда они выросли и женились, тесно стало богатырям жить вместе. Донды с младшими сыновьями основали новые поселения, а Идна остался на Солдырской горе. Эти могучие богатыри могли запросто пригорок вытянуть кверху до величины горы, во время ссор спокойно перебрасывались брёвнами или чугунными гирями. Идна был искусным охотником, по легенде зимой за добычей ходил на золотых лыжах. В Глазовском районе до сих пор сохранились деревни Дондыкар и Весьякар.

Легенда это относительно позднего происхождения, поэтому отношения к реальной истории Солдырского городища она, по всей видимости, не имеет.

Солдырское I городище было крупным ремесленным, торговым и культурным центром. Было развито ремесло: существовало металлургическое производство (в основном выплавляли сыродутное железо), кузнечное ремесло, производство керамики, резьба по кости. Глиняные изделия производились без гончарного круга, на нее не наносились орнаменты, но добавляли толчёные раковины. Городище торговало с соседними районами, сплавляясь по Чепце, а также с Волжской Булгарией.

На Солдырском I городище существует три линии укреплений. Первая линия была создана в конце IX века. Она представляла собой вал и ров. В последствии, с ростом поселения, была создана вторая линия укреплений, а первая со временем разрушилась и была заселена. Третья линия укреплений служила для защиты источника воды.

Судя по всему, городище являлось просто крупным укреплённым ремесленным центром, окружённым сельскохозяйственной и промысловой округой.

Раскопки свидетельствуют, что в XIII веке городище было захвачено и сожжено (возможно, монголо-татарами). В целом, упадок и запустение чепецких городищ в XIII-XIV веках связаны с разгромом монголо-татарами в 1236 году Волжской Булгарии, с которой чепецкое население связывали теснейшие экономические, культурные и, возможно, политические связи.

Этнический состав жителей городища был смешанным. Основная масса жителей была пермязычной, то есть это были родственники современных удмуртов и коми. При этом есть основания считать, что на Иднакаре жили и древние русы и волжские булгары. Нельзя отождествлять древних иднакрцев с какой-либо современной этнической группой.

Кльтурный слой Иднакара чрезвычайно насыщен вещевыми остатками и достигает мощности 1,5 м. В процессе раскопок были открыты остатки древних сооружений, жилищ, исследована структура памятника, из культурного слоя городища извлечено большое количество свидетельств материальной культуры.

иднакар раскоп

Кроме того, Иднакар обладает не только культурными, но и природными уникальными находками. Здесь произрастают не только редкие для окрестностей Иднакара, но и для всей Удмуртии растения – кувшинка малая (имеется еще два местонахождения в Удмуртии), лютик Гмелина (три местонахождения), голокучник средний (три местонахождения), незабудка литовская (два местонахождения). Исследования показали, что 20 видов растений в окрестностях Иднакара нуждаются в охране.

На городище планируется организовать музей под открытым небом, где будет построен целый музейный комплекс.

Есть у меня знакомый, который ласково называет свой родной город Глазго-сити. Не знаю, как там в Глазго, но в Глазов передо мной раскрылся совсем с неожиданной стороны.

gorodishche-bogatyrya-idny 03

Панорама Глазова. Почти что Глазго!

. Не полировать же лавки на вокзале! Конечно, пошла осмотреться, поспрашивать местных, куда можно сходить. Язык, как известно, до Киева доведет, когда тебе надо в Москву, например. Меня разговоры довели до музея городища Иднакар.

Городище Иднакар

gorodishche-bogatyrya-idny

На сам раскоп можно попасть беспрепятственно, в качестве туриста. Стоит это удовольствие только поездки на автобусе и еще рублей двадцать-тридцать за просмотр, как археологи аккуратненько снимают грунт сантиметр за сантиметром, чтобы извлечь оттуда очередной непонятный черепок.

Летом Иднакар выглядит так. Удмурты очень гордятся этим городищем, считают достоянием республики и рассказывают про него легенды.

gorodishche-bogatyrya-idny 12

Вот, например, одна. Во времена оны пришел на гору некий Донды, построил тут дом. Было у Донды два сына, старший умный был детина. Ну да, старший и был богатырем-правителем Идной. А младший, вместе с другими сыновьями Донды, которые уже на горе Солдырь родились, ушли вверх по рекам Пызеп и Чепца — искать себе жилище, тесно им с Идной было.

gorodishche-bogatyrya-idny 04

Городище Иднакар. Художник Валентин Белых.

Затем случилось непонятное: богатый город взял и исчез, и даже в музее не могут объяснить, почему. Может, ушли куда-то, переселились, а может, прошла эпидемия: в те времена могла бушевать, например, чума. И перед этим, говорят, все население собрало золото и зарыло где-то здесь огромный клад. И сейчас на раскопках невозможно найти ни одного золотого предмета! Бронза, серебро есть — а золота нет! При этом известно, что богатства были. Может, и правда, клад где-то дожидается своего часа? По сказанию, если увидишь призрак человека на белой лошади — вот тут и есть клад. Потому что этого удмурта оставили охранять сокровища.

В общем, в начале XVIII века ничего не осталось на месте Иднакара, а поля начали распахивать. Потом и вовсе сделали кладбище, которое в 1985 году закрыли. Одно время тут располагалась воинская часть, электроподстанция. Все это сильно разрушило культурный слой, но находки до сих пор есть.

gorodishche-bogatyrya-idny 10

Музей Иднакара

Музей городища Иднакар расположен в самом Глазове, на улице Советской, 27.

gorodishche-bogatyrya-idny 07

В первом зале все довольно стандартно: карты по стенам, объясняется, как образовалась Удмуртия в недавнем прошлом. Это, если что, были два уезда Вятской губернии: Глазовский и Сарапульский.

Далее можно осмотреть панораму, которую увидели первые люди, пришедшие на Солдырь: берег реки, гору и так далее. Правда, прямиком из реки. Сделано красиво! Можно представить себя древним удмуртом и подумать о делах насущных: как дом срубить, как рыбы наловить.

gorodishche-bogatyrya-idny 19

Еще есть панорама Иднакара. На городище великое и богатое не особо похоже, скорее, мелкая деревушка из деревянных избушек. Но надо учесть, что экспозицию составляли еще, наверное, в советские годы. Навряд ли тогда приветствовалось воссоздание города с шикарными и расписными хоромами-теремами.

А уж о воссоздании идолов с языческого капища — опиуме для народа, которое наверняка в Иднакаре было, и говорить нечего.

gorodishche-bogatyrya-idny 02

Воссоздана изба, где внутри манекены в народных костюмах. Такое жилище, говорят сотрудники музея, возникло еще в скифо-сарматский период. Возле очага лежат жернова, они настоящие, с раскопок. На них в древности растирали зерно, чтобы получить муку или кашу, а сейчас жернова служат археологам сигналом: тут надо копать, тут было жилище.

gorodishche-bogatyrya-idny 16

На витринах разложены находки: приспособления для рыболовства, охоты: крючья, наконечники стрел, копий. Есть кочедыки - приспособления для плетения предметов из лыка. Очень много гребней для расчесывания волос, бус из стекла и янтаря, амулетов, подвесок из металла и камней.

gorodishche-bogatyrya-idny 15

gorodishche-bogatyrya-idny 11

gorodishche-bogatyrya-idny 14

Представлены еще несколько манекенов: крестьянина, ремесленника в кожаном фартуке.

Очень интерсный музей. Определенно, стоит его посетить, если будете в Глазове даже проездом.

gorodishche-bogatyrya-idny 09

И на гору Солдырь тоже можно съездить — это совсем недалеко. Может, поодаль от нее, за пределами археологической зоны, и с металлоискателем получится найти клад? То же золото или Золотую Бабу?

JW_SIGP_LABELS_08 01.jpg

"Давным-давно на гору Солдырь откуда-то пришел богатырь Донды, и остался тут жить. И было у него два сына - Идна и Гурья. На Солдыре у него появилось еще несколько сыновей, среди них Весья и Зуй. Время шло, сыновья подрастали, и стало им тесно на одном месте. Донды с младшими сыновьями отправился вверх по Пызепу, затем еще по небольшому протоку и основал себе новое городище - Дондыкар. Идна остался на прежнем месте, Гурья и Весья выбрали для себя крутые горы выше по течению р. Чепцы. Все богатыри отличались сказочной силой. Там где не было подходящего места для крепости, они брались рукой за пригорок и вытягивали его кверху до величины горы, на которой и селились вместе с такими же богатырями, как и они сами. У каждого из сыновей Идны было свое любимое занятие. Гурья вырубал леса, пахал землю. Идна проводил время на охоте и в набегах на соседей. А старик Донды на новом месте земледелия не оставил, но занялся главным образом торговлей и промышленностью. Идна, судя по удмуртским сказаниям, был самым сильным среди своих братьев, "ни от кого не зависел и никого не боялся." "Будучи силен ,возгордился и захотел княжить над всеми удмуртами на своей стороне", "дожил до появления русских в крае, и как князь из своего народа (эксей) вел с ними борьбу, скрываясь от неудачных битв на своем городище." -

Так удмуртский эпос с присущей всему народному творчеству глубокой красотой описывает возникновение на нашей земле поселений, ставших центрами развития культуры, ремесла, торговли. И сейчас сохранились деревни с именами мифологических героев: Дондыкар, Весьякар, Гурьякар, и др. В названиях этих населенных пунктов присутствуют два корня: первый - имя легендарного основателя, второй - "кар" в переводе с удмуртского обозначает "город", "городище", "гнездо", т.е. укрепленное поселение.

На р. Чепце сейчас известно более 200 археологических памятников, которые относятся к поломской (VI-IX вв.) и чепецкой (X-XV вв.) культурам. Кроме корня "кар" удмуртским памятникам присущи и другие топонимы. "Шай" - кладбище, "гурт" - деревня, селище, "шур" - река, "вай" - лог и т.д. Крупнейшим поселением на севере Удмуртии является городище Иднакар, расположенное в 2-х километрах к западу от деревни Солдырь, в 4-х километрах к востоку от г.Глазова. Это археологический памятник Всероссийского значения, поставленный на госохрану. К сожалению, бурная деятельность потомков часто наносит непоправимый ущерб материальным свидетельствам жизни их предков. Не избежал этой печальной участи и Иднакар. В течение длительного времени производилась распашка почв (до начала 50-х гг.). На городище расположено современное кладбище, на котором захоронения были прекращены в 1985г. Долгое время там базировалась воинская часть(1954-1972 гг.).Была построена элетроподстанция. Все это разрушало культурный слой, вычеркивало целые страницы нашей истории. Лишь в 1992 г., благодаря стараниям ученых и общественности, памятник удалось отстоять от губительного влияния бездушия и вандализма, добиться освобождения всей площади городища, выведения его территории из хозяйственного оборота и его музеефикации.

Читайте также: