Сообщение о коренных жителях кольского полуострова

Обновлено: 04.07.2024

Заселение Кольского полуострова началось очень давно. Археологи обнаружили стоянки людей каменного века. Они относятся к 7-11 тыс. до н.э. Предки современных саами появились здесь во 2 тыс. до н.э. Саамы (лопари) — коренное население Кольского полуострова — с древних времен занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Торговля и развитие промыслов в Европе требовали освоения новых территорий с целью использования их природных ресурсов. Первые русские поселения возникли на полуострове в 9-11 веках. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. В XI в. новгородцы на своих судах уже бороздили воды Белого и Баренцева морей.

В X-XII вв. новгородцы завладели огромной территорией севера от Финского залива и Кольского полуострова до бассейна Печоры. Уже в 1 половине 12 века среди Новгородских земель числится волость Тре (Терский берег Белого моря), а в 13 веке упоминаются русские села Варзуга и Кола. Русские быстро заселили побережье полуострова, осваивали морские пути вокруг Терского волока (так в летописях назывался Кольский полуостров). Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей.

В 16-18 веке Кольский полуостров играл заметную роль в экономике России. Но к началу 19 века экономическое развитие края замедлилось в связи с открытием новых торговых путей, несмотря на огромные природные богатства полуострова.

В 17 веке саамы занялись разведеним оленей. До этого они их просто отлавливали диких оленей и использовали их а качестве транспортного средства и в пищу. На Мурманском берегу быстро развивался рыбный промысел. К концу столетия ежегодно вылавливали 200-250 тыс. пудов рыбы. В 1803 году образовалась Беломорская компания по добыче рыбы и морского зверя. К середине 19 века на Мурман ежегодно стали приходить до 500 поморских судов, которые вылавливали более 400 тыс. пудов рыбы. При этом на Кольском полуострове проживало к началу 19 века около 5 тыс. человек, а в его конце — около 9 тыс. человек.

С 1860-х годов Мурман стал для многих берегом надежды. Русские власти хотели заселить пограничное побережье и, чтобы привлечь и поддержать переселенцев-колонистов, готовы были предоставить им разнообразные льготы и привилегии. По приглашению русского царя сюда прибыли около полутора сотен переселенцев из Норвегии, а также из Финляндии. Так и образовались в Цып-Наволоке на полуострове Рыбачий крупные поселения норвежцев, а в Ура-Губе (Кольский район) — финнов.

Центральные районы Кольского полуострова оставались покрыты туманом неизвестности очень долго. Все имеющиеся до 1840 года карты были неверными в принципе. И лишь летом 1840 года среднюю часть Кольского полуострова пересек маршрут А.Ф. Мендельдорфа. Карта его пути из Колы в Кандалакшу оказалась достаточно точным изображением бассейна Имандры.

Углубленное географическое исследование Кольского полуострова началось лишь во второй половине 19-го века экспедициями Н. Кудрявцева (1881) и Ш. Рабо (1884), финских ученых В. Рамзая, А. Чильмана и А. Петрелиуса (1887-1889). Топограф финской экспедиции А. Петрелиус первым произвел полуинструментальную съемку бассейна Имандры. Геолог Н.В.Кудрявцев наряду с геологическими наблюдениями делал зарисовки, собирал интересные материалы по топографии и топонимике района.

По легенде, однажды на землю сошел олений Бог Мяндаш. На земле он встретил человеческую дочь. Девушка полюбилась оленьему Богу, и он взял ее в жены. У них родилось много детей, способных менять человеческий облик на олений. Но вскоре брак не заладился и Мяндаш решил уйти от девушки. Половина детей ушла вместе с ним, а те, что остались с матерью, положили начало саамскому роду.

Эта одна из легенд, о появлении древнейших людей-оленей, по сей день живущих за полярным кругом как на территории России, так и на территориях Финляндии, Швеции и Норвегии.

Этот народ столь необычен, что до сих пор привлекает внимание многих туристов, околдовывает шаманскими чарами, завораживает своей историей, своими традициями и своим образом жизни.

В данной статье мы хотим вас поближе познакомить с саамами Кольского полуострова, поведать их историю и традиции, где жили саамы, их ремесло и легенды. Данный народ заслуживает к себе внимание незаурядного читателя. Саамы всегда очень радушны, гостеприимны и ждут вас в гости!

Саамы
Саамы
Саамы

О саамах: численность, где проживают, язык

В настоящее время саамы живут на территории Финляндии, Швеции и Норвегии. На территории России проживает всего около двух тысяч кольских саамов, однако саамы продолжают поддерживать связь друг с другом.

Язык саамов имеет четыре разных диалекта, однако саамы Кольского полуострова говорят на русском языке, среди них мало кто знает их коренной диалект.

Религией саамов Скандинавии в настоящее время является лютеранство, а русские саамы исповедуют православие.

Саамы
Саамы
Саамы

История саамов: формирование и испытания народа

Первое упоминание о саамах возникло в конце VIII тысячелетия до н.э., когда впервые люди с запада осели на побережье Фенноскандии. Со временем на эту землю пришли и люди с юга и с востока, а приход финно-угров с севера внес значительный вклад в формирование этой этно-группы, в том числе и свой язык.

Пиком роста данного народа можно смело назвать XIV в., когда саамы являлись самым многочисленным народом на территории Севера. Эти невысокие, худощавые люди, обладающие ловкостью, быстротой и выносливостью, занимались охотой и рыболовством, а также вели полукочевой образ жизни.

Однако формирование этого народа еще не закончилось, так как саамам суждено было пережить и вторую волну массовой иммиграции с близлежащих земель, что внесло в их уклад новые устои, вместе с тем и оседлый образ жизни, и рыночные отношения. Раньше саамы не чувствовали надобности приручать оленей, так как их было всегда полным-полно в лесах, однако после прихода новых народов появилось понятие частного владения, и саамам пришлось поменять свой образ жизни и заняться оленеводством. Помимо смены устоя, новопоселенцы обложили саамов дополнительными налогами, окончательно закрепив свое влияние на территории Лапландии.

В 1920-1930 годы саамы еще раз подверглись испытанию, на этот раз советской массовой коллективизацией. Для этнических саамских групп это испытание было непосильным, так как каждая, со времен формирования занималась своим устоявшимся образом жизни, что вошло не только в привычку, но и в закоренелую традицию. Данные меры советских властей практически искоренили саамские промыслы, поставив под угрозу всю саамскую экономику и жизненный уклад. Далее в 1930-1947 годы коренной народ Севера, как и весь остальной советский народ, подвергся Сталинским репрессиям, ставшими причиной сокращения мужского населения людей-оленей на целых 10 %.

А в 1970-е годы в Мурманской области, по причине расширения промышленных предприятий и совхозов, были расселены 32 населенных пункта, в которых саамы составляли этническое большинство. Тем самым был окончательно разрушен традиционный ареал саамов, а вместе с тем и основной промысел этого народа — оленеводство.

Саамы
Саамы
Саамы

Традиции саамов: верования, традиционное жилище и одежда

Саамы жили в суровом климате, который не проявлял милосердия, поэтому единственным выходом на их существование было слиться с природой.

Чтобы жить в гармонии с природой, в мировоззрении людей-оленей появились многочисленные духи, которым они поклонялись, приносили жертвы или просили благословения. Для общения с духами у саамов были специальные люди — нойды, обладающие всеми необходимыми качествами, чтобы выполнять роль посредника. Нойду сочетали в себе дар жреца, знахаря и колдуна, они могли лечить страшные болезни, находить пропажу, а также повелевать ветрами. Про нойду ходили легенды далеко за пределами Лапландии. В настоящее время нойд осталось очень мало, как и самих саамов, но, тем не менее, они продолжают оберегать свой народ.

У людей-оленей наиболее важным и почитаемым верованием являлся промысловый культ. Они поклонялись духам-хозяевам охоты, рыболовства и оленеводства. Например, хозяину оленеводства саамы приносили в жертву кости оленей, чтобы летом северные олени находились под его защитой.

Традиционным религиозным верованием саамов был и культ предков, что отличало их от верований народов Сибири. Саамы совершали свои обряды у священных камней - Сейдов, приносили жертву своим предкам, а также просили их об удаче на промысле.

Одной из главных саамских традиций по сей день является традиция задабривания морских божеств перед ловлей рыбы. Саамы кидают в воду медную монетку, прося о хорошем улове, а задобренные духи благоволят им и одаривают преданный народ большим количеством крупной рыбы.

Жилищем саамов при перекочевках служил шалаш из жердей, крытый летом из мешковины, а зимой — из оленьих шкур — кувакса или чум. Чум являлся большим шалашом, способным вмещать в себя две-три семьи, а маленьким являлся кувакса. Внутри жилища всегда было тепло и уютно, так как в его сердце всегда горел огонь.

Традиционной одеждой саамов являлась юпа (куфт) — рубашка прямого кроя из сукна. Мужчины (саамы) подвязывали рубаху поясом, вешая на него нож и амулеты. Они также носили рубашки яркого цвета из ситца, сочетая их с кожаными штанами. Женщины (саами) одевались чаще в сарафаны, нежели рубашки, и дополняли наряд передником. Зимой саамы утеплялись одеждой из оленьих шкур и суконных шапок, сделанных их женами с большой любовью. Обувались саамы в каньги, из меха или замши. А в холода использовали яры — высокие сапоги из оленьей шкуры.

Саамы
Саамы
Саамы

Русские саамы и по сей день являются очень суеверным народом, они чтят своих духов и совершают только самые необходимые попытки изменить природу.

Жизнь саамов скромна и непримечательна, однако слух об этом северном народе долетел до многих уголков земли, заворожив своей любовью к природе, своей древнейшей оседлостью и своим колдовством над ветром.

саамы

Норвежские саамы, 1901 — 1920 годы.

саамы

Российские саамы XIX века. Общая численность саамов — 60-80 тысяч.
Кольские саамы составляют около 2 тысяч.

старый саам

Старый саам на кочевье.

На санях укреплен сборно-разборный чум, обтянутый оленьей шкурой, транспортное средство — олени, одежда — из остатков оленьих шкур мехом внутрь.
Собака — для общения. Бесконечная тундра вокруг — для размышлений о высоком.

олени


Олени на пастбище. Олени обеспечивают саамов очень многим жизненно необходимым,
при этом они остаются друзьями.

Саамское стойбище

чум с печкой

чум с печкой

амбар на

рыба

Оленье мясо и рыба — основная пища и скандинавских, и финских саамов.

саамы

В пищу употребляли всего оленя за исключением головы и легких, которыми обычно кормили собак. Любили саамы и свежую оленью кровь, которую пили как лекарственное средство.

Кольский полуостров

Кольский полуостров

Кольский полуостров

Кольский полуостров

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Кольский полуостров

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Петроглифы

Подарки от гипербореев,
что рассказывают об устройстве Мироздания…

Кольский полуостров

Сигнальная система для путешественников
во времени и пространстве…

северное сияние

Они летят, летят, летят… Нет, это мы радуемся, когда удается увидеть на небе северное сияние. А саамы считали, что северное сияние — это души умерших людей, и увидеть их на небе – к несчастью. Из поколения в поколение учили осторожности: увидел северное сияние – накинь капюшон, поправь шапку – чтобы злые духи не могли схватить тебя за волосы и утащить на небо.

русский север

Не кажется ли и вам, что коренные жители, населявшие Русский Север тысячи лет назад, знали об окружающем мире гораздо больше, чем современные, и это знание позволяло им, оставаясь один на один с Природой — без защиты цивилизации, жить с ней в полной гармонии?


Это была грандиозная стройка; ради которой на реке Нива появились каскадные ГЭС, выдававшие мощность в 207 тыс. Квт.

Трест располагался в Кировске, добыча руды велась открытым способом на склонах гор Юкспорр и Кукисвумчорр, а в 1933 году рудник ушел под землю.

Катастрофа

Вторая и третья лавины были небольшими – они сошли на железную дорогу в 4:50.

В 5:25 произошел четвертый снежный обвал, объемом в 89 тыс. куб метров, который без труда преодолел железнодорожную ветку и достиг жилых бараков, в которых ночевали рабочие. Два барака были разрушены полностью, в третьем лавина снесла стену, еще три оказались погребены под завалами. Всего под снегом очутились 239 человек; поселок остался без электричества и связи.

Пока работники треста откапывали друг друга из-под снега, наступил день.

В 13:30 сошли еще две лавины со склона горы Айкуайвечорр, они обрушились на 17-й километр железной дороги Апатиты—Кировск.

Седьмая лавина сошла со склона горы Юкспор в ущелье Гакмана на рудник Ловчоррит.

Надо что-то делать!

Большинство работников треста были потрясены произошедшим. Люди недооценили природу, а главное – ударную волну, которую вызывает лавина, а она отбрасывала людей на расстояние до 10 метров. Когда приступили к анализу ситуации, стало ясно, что специалисты неверно оценили количество снега, скопившегося на вершинах.

В январе 1936 года в Кировске состоялась первая конференция по борьбе с лавинами. А летом 13 июля местную метеослужбу и службу борьбы со снегом треста реорганизовали в СМС – Снежно-Метеорологическую службу. Так в СССР появилась первая в мире противолавинная станция.

Ее возглавил геофизик Илья Константинович Зеленой. В качестве базы он выбрал метеостанцию на склоне Юкспорра, а для работы пригласил специалистов из Главного управления гидрометеослужбы СССР.

Главная проблема была в том, что лавины изучены не были; и советским ученым нужно было разработать методы борьбы с ними.

На помощь приходят саамы

Чтобы собрать наиболее полную информацию о лавинах, гидрометеорологи обратились к разным источникам, среди которых оказались записки полярного исследователя Владимира Юлиевича Визе, который побывал в Хибинах в 1912 году и записал предания лопарей, среди которых оказались данные по лавинам.

Как оказалось, их боятся только приезжие, а саамы, которые жили на Кольском полуострове уже больше 10 тыс. лет, хорошо о них знали. Они не боялись их, воспринимали как часть природы, из поколения в поколение передавали знания об опасных местах и даже использовали их против врагов.

Враги последовали за лопарями. Войдя в долину, они заметили саамов на вершине, а увидев траву, решили, что те взобрались на гору по круче, и стали подниматься по ней наверх. Путь по обледеневшему, крутому склону оказался слишком сложен, и враги стали вырубать ступеньки. Потревоженный снег стронулся с места, и немцы оказались погребены под лавиной. Потомки тех лопарей еще в конце XIX века находили на этом месте немецкие пуговицы.

С лавиной бороться трудно

Сложно сказать, насколько информация саамов была полезна. Все известные саамам места схода лавин были поставлены под контроль, однако это в полной мере задачи не решало. Мало знать, что место опасное, следовало сделать его безопасным для рабочих. Поэтому окрестности Кировска стали настоящим полигоном для испытания разных видов дамб и ловушек для снега. Здесь впервые стали использовать минометные обстрелы склонов для контролируемого спуска лавин.

Однако, все это не уберегло работников противолавинной службы от репрессий – в 1938 году Зеленый предупредил о сходе лавины рабочих рудника, они спрятались в столовой, но лавина сошла не так, как предсказывал ученый. Ударная волна пришлась на столовую, в которой погиб 21 человек.

Зеленого продержали в застенках НКВД, до осени 1938 года, когда был снят нарком внутренних дел Ежов. После этого Зеленого освободили.

Читайте также: