Сообщение о колесницах в древнем египте

Обновлено: 18.05.2024

В Египте эпохи Древнего (XVIII-XXII вв. до н.э.) и Среднего (XXI-XVIII вв. до н.э.) царств колесо уже было известно, но использовалось крайне ограниченно. К настоящему времени обнаружено всего два египетских изображения колёс, относящихся к этой эпохе. Первое из них происходит из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.) времён VI династии, второе – из гробницы Иниотефа в Фивах (XXI в. до н.э.) времён XI династии. Рельеф из гробницы Иниотефа представляет деревянную лестницу, установленную на два сплошных колеса. Согласно одному мнению, это изображение строительных работ, согласно другому – осады города. Фактическое отсутствие свидетельств об использовании колёсных повозок в Египте Древнего и Среднего царств можно объяснить тем, что нужды египтян в перевозках вполне удовлетворялись другими средствами – основной объём грузов перевозился на судах по Нилу и каналам, по суше лёгкие грузы перевозились на ослах, а тяжёлые – на санях, в которые запрягались быки или волы. На мягких илистых или песчаных почвах Египта колёсные повозки, по-видимому, были менее пригодными.


Рельеф из гробницы Каэмхесета в Саккаре (XXIV в. до н.э.)


Рельеф из гробницы Собекнахта в Эль-Кабе (XVIII-XVII вв. до н.э.)

После изгнания гиксосов и основания Нового царства в XVI в до н.э. изобразительные и литературные свидетельства о колёсных повозках в Египте появляются в огромном количестве. Самое раннее египетское изображение колеса со спицами происходит из фиванской гробницы царицы Аххотпе, матери основателя XVIII династии фараона Яхмоса I (сер. XVI в. до н.э.). Среди других вещей в ней была обнаружена модель четырёхколёсной повозки, везущей золотое судно.


Модель из гробницы царицы Аххотпе в Фивах (сер. XVI в. до н.э.)


Фрагмент Второй стелы фараона Камоса с упоминанием коней или колесниц (ḥtr) гиксосов

Начатое Камосом освобождение Египта от власти гиксосов успешно завершил Яхмос I. В заупокойном храме этого фараона в Абидосе недавно были найдены части каменного рельефа, изображающего его войну с гиксосами. Сцена битвы египтян и азиатов представляет колесницы с конями, в том числе огромную фигуру Яхмоса на колеснице, поражающего своих азиатских врагов, которые также скачут на колесницах.


Фрагменты рельефа из заупокойного храма фараона Яхмоса в Абидосе


Фрагмент надписи из гробницы Яхмоса, сына Эбаны с упоминанием колесницы и коня





Колесницы, найденные в гробнице Тутанхамона, и одна из них в собранном виде



Изображения на колеснице Тутмоса IV

После правления Рамзеса III (1185-1153) количество литературных и изобразительных источников о египетских колесницах резко уменьшается. Колесничное войско в Египте приходит в упадок одновременно с упадком власти фараонов Нового царства.

В любом фильме, действия которого хотя бы от части затрагивают те времена, неотъемлемым атрибутом армии Древнего Египта изображаются воины на колесницах. И хотя, благодаря популяризации этого мнения в культуре, у многих колесницы ассоциируются именно с Египтом, изобретены они были отнюдь не там.

Древнеегипетская армия взяла на вооружение идею применения боевых колесниц после столкновений с соседствующими кочевыми племенами гиксосов, населявшими тогда область в районе Израиля. К концу так называемой эпохи Среднего царства (приблизительно XVIII — XVI века до н. э.) эти племена нанесли серию сокрушительных поражений египтянам и смогли завоевать огромные территории Древнего Египта, едва не захватив его полностью. Именно это и стало закатом Среднего царства.

Будучи существенно легче тяжёлых колесниц гиксосов, эта конструкция позволяла развивать максимальную скоростью и манёвренность, что помогло египетской армии перехватить инициативу на поле боя. Имея вдобавок большой запас стрел, способных пробить почти любую броню, колесницы стали решающим фактором в дальнейшей судьбе Древнего Египта и играли ведущую роль на полях сражений более чем десять веков.

Даже спустя сотни лет после первого их применения, колесницы продолжали господствовать на поле боя — так воины из Месопотамии, Малой Азии и Средиземного моря, имевшие оснащение намного превосходящее египетское, далеко не всегда умудрялись успешно противостоять египетским армиям с колесницами.

Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно, заранее спасибо :)


Рамзес II сражаясь в колеснице на Битва при Кадеше с двумя лучниками, у одного поводья обвязаны вокруг талии, чтобы освободить обе руки. Облегчение от Абу-Симбел.

В древнеегипетский общество колесница стояла как независимая единица в корольС военные силы. Считается, что колесницы были впервые использованы в качестве оружия в Египте. Гиксосы [1] в 16 веке до нашей эры, хотя исследование материалов, долгое время хранившихся на египетском музее на площади Тахрир, потенциально выявило присутствие колесниц еще в Старое королевство (ок. 2686–2181 до н. э.). [2] Египтяне разработали собственную конструкцию колесницы.

Дизайн

Колесницы на войне


Колесницы были очень дорогими, тяжелыми и склонными к поломкам, но в отличие от ранних кавалерияколесницы предлагали больше стабильный платформа для лучники. [ нужна цитата ] Колесницы также были эффективны для стрельбы из лука из-за относительно длинной Луки использовался, и даже после изобретения составной лук длина лука существенно не уменьшилась. С таким луком было сложно обращаться верхом на лошади. Колесница могла нести больше боеприпасы чем один всадник.

Однако колесница имела и ряд недостатков, в частности ее размер и зависимость от правой стороны. местность. Их использование сравнивают с танки в современная война но это оспаривается [4] [5] Учеными, указывающими на то, что колесницы были уязвимы, хрупки и требовали ровной местности, в то время как танки - это тяжелобронированные вездеходы. Таким образом, колесницы не подходили для использования в качестве ударной силы в современных танках. [6] [7]

В конечном итоге колесницы сформировали элитную силу в древнем мире. Египетские военные. В полевых действиях колесницы обычно наносили первый удар, а за ними следовала пехота, которая использовала полученный прорыв, что отчасти похоже на то, как пехота может действовать позади группы вооруженных машин в современной войне. Эта тактика лучше всего работает против линий менее дисциплинированных легкая пехота милиция. Колесницы, намного быстрее, чем пехотинцы, преследовали и разгоняли сломленных врагов, чтобы закрепить победу. В египетских легких колесницах были один возница и один воин; оба могли быть вооружены луком и копьем.

В Древнем Египте члены отряда колесниц сформировали свой собственный аристократический класс, известный как Марьянну (юные герои). [ нужна цитата ] В героический символизм можно увидеть на современных картинах, на которых король изображен верхом с элитой, стреляющим во врагов стрелами. Этот образ стал типичным для королевской власти иконография в Новом Царстве. [ нужна цитата ] Поскольку колесницы становятся все более интегрированными в военную подготовку, особенно во время режима Аменхотеп II, воин колесницы был идентифицирован как Seneny и был в паре с вызываемым Keijen или же кеджен, который также выступает в роли его защитника. [8] В Seneny был обучен обращаться с луком с точностью, даже когда лошадь на полном галопе, подвиг, который, как сообщается, мог сделать Аменхотеп II. [9]

Самый известный и сохранился текстовые свидетельства о действии египетских колесниц были взяты из Битва при Кадеше во время правления Рамзес II; вероятно, самая крупная битва на колесницах всех времен. [10] Камосе (1555–1550), однако, отличился тем, что был первым египетским правителем, который использовал колесницы и кавалерию в битве, что принесло ему победу. Рассказы показывают, что гиксосы, правившие северными территориями во время его правления, были поражены, когда египетские колесницы начали катиться по полю битвы. Нефрусы, к северу от Кусэ Асьют). [11] Колесницы были улучшенными версиями того, что они использовали для террора врага. [12] [11]


Колесница – это древнейший вид боевой техники. Что такое колесница, как ее использовали жители древних стран? Об этом и многом другом читайте в статье ниже.

Изобретение колесниц

Прежде чем переходить к детальному разбору этого древнего вида техники, нужно выяснить важную вещь. Не все знают, что такое колесница, что она собой представляет. На самом деле это повозка, имевшая два либо четыре колеса, в которую впрягались лошади. Управлял повозкой человек, именуемый возничим. А применялись колесницы в боевых действиях, спортивных состязаниях и ритуальных шествиях.

Ученые предполагают, что изобрели колесницы в четвертом тысячелетии до нашей эры шумеры. Они уже умели управлять животными с кузова и изобрели колесо. У шумеров изначально в колесницу впрягались ослы. Постепенно повозка наращивала свою функциональность.

что такое колесница

Если первой ее функцией была транспортная, то позже она стала и мобильным огневым центром в бою (с нее легко было кидать дротики и пускать стрелы). Постепенно удобное изобретение перекочевало и в другие страны. Многие народы узнали, что такое колесница и стали применять это новшество.

Египетские колесницы

Примерно со второго тысячелетия до нашей эры египтяне стали пользоваться изобретением шумеров. Уже при правлении гиксосских фараонов колесницы становятся главной ударной силой войска. Известна крупнейшая в истории колесничная битва – битва при Кадеше, в которой приняли участие более семи тысяч колесниц. Египетские колесницы были очень быстрыми и маневренными, они врывались во вражеский стан и неслись от фланга до фланга, круша все на своем пути.

древняя колесница

С освоением верховой езды боевая повозка в Древнем Египте стала использоваться меньше, хотя кавалерия и не могла заменить ее по силе ударов. Зато стоили всадники во много раз дешевле колесниц.

Серпоносые колесницы

По свидетельствам ученых, данный вид колесницы появляется в 479-401 до н. э. Что такое колесница серпоносая и чем она отличается от своих предшественниц? Главной ее функцией становится не мощный боевой удар, а психологическая атака. Она должна была оказывать воздействие, снижать боевой дух пехоты противника при лобовом столкновении. В связи с этим нужно было создать новый род войск – бесстрашный, не боящийся нестись навстречу врагу и смерти. Повозка была рассчитана на 4 лошадей, имела большие колеса. К осям колес были прикреплены серпы размером около 90 см. Потери врага от использования серпоносых колесниц не были велики, но психологический эффект они давали. Из-за недостаточной универсальности использование боевых повозок со временем сошло на нет.

Колесницы Древней Греции

Первоначально в Греции колесница выполняла лишь транспортную роль. Она доставляла воина в доспехах на место битвы. Если воин не погибал, колесница с возничим увозила его обратно. Случалось, что их использовали и в бою, но это было опасно. Для повозки необходимо ровное поле боя, так как дышло на неровностях может сломаться, тогда кони понесут. Это чревато смертью воина, находящегося на колеснице.

колесницы древней греции

Древняя колесница Греции очень часто использовалась и вне поля боя. Эллины любили устраивать колесничные бега, позже они даже вошли в программу Олимпийских игр.

Вместе с прогрессом пришли и новые технические боевые новинки, отодвинувшие боевые колесницы на задний план, а затем и вовсе вытеснившие их. К концу своего существования эти повозки уже стали не столько участниками боевых действий, сколько показателями знатности и богатства своего хозяина. Для содержания всего одной колесницы требовалось немало земли (для лошадей) и персонал, ухаживающий за животными и самой колесницей. Вскоре содержание всего этого стало невыгодно, и колесницы канули в Лету.

Читайте также: