Сообщение на тему клубное движение в россии история и современность

Обновлено: 04.07.2024

Среди молодежи наиболее часто встречаются смешение субкультурных течений и их яркие представители. Молодежные объединения возникают из-за попытки молодых людей найти самих себя, свое призвание в жизни, а может быть, из-за неопытности и способности пойти на риск, хотя, может, из-за избытка свободного времени и незанятости. Посещая школу, учащиеся образуют специфическое течение со своими правилами, порядками, даже иерархической лестницей. Таким образом, человек постоянно сталкивается с субкультурными течениями и сам, нередко не подозревая об этом, становится частью той или иной группировки. Каждый из нас принадлежит к какой-то определенной субкультуре.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат Цибизов КА.docx

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

на тему: «Современные молодежные движения в России:

преподаватель студент группы СЖДп –311

Машьянова Е.Ю. Цибизов К.А.

Составляющие и признаки субкультуры 4

Молодежные субкультуры в современной России 6

Криминализация молодежных субкультур 8

Основные субкультурные течения 10

Наиболее интересные субкультуры Российской молодежи 11

В настоящее время у человека появляется все больше возможностей проявить себя, этому способствуют различные организации, кружки, специализирующиеся на определенном роде деятельности. Они сплачивают людей, преследующих одну цель, объединенных общим делом, имеющих схожие интересы, склонности.

Среди молодежи наиболее часто встречаются смешение субкультурных течений и их яркие представители. Молодежные объединения возникают из-за попытки молодых людей найти самих себя, свое призвание в жизни, а может быть, из-за неопытности и способности пойти на риск, хотя, может, из-за избытка свободного времени и незанятости. Посещая школу, учащиеся образуют специфическое течение со своими правилами, порядками, даже иерархической лестницей. Таким образом, человек постоянно сталкивается с субкультурными течениями и сам, нередко не подозревая об этом, становится частью той или иной группировки. Каждый из нас принадлежит к какой-то определенной субкультуре. Просто не все являются активными и идейными последователями некого течения.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе; это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений, другие носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Носителем субкультуры является социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать прежде всего в широком смысле, то есть как большую общность людей, главным признаком которой является прежде всего культура, а не место в системе общественных отношений.

Психологи и социологи утверждают, что все мы подвержены глубокому влиянию, наши индивидуальности формируются благодаря субкультурам, которые мы выбираем осознанно или нет, чтобы индивидуализировать себя. Люди ищут свою индивидуальность, причисляя себя к неформальным культурам, кланам или группам различного характера. Много субкультур появилось среди специалистов различных профессий. Тут видна тенденция развития субкультур в тесной связи с развитием науки и технологий.

Составляющие и признаки субкультуры:

· знание (картина мира в узком смысле);

Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, отталкиваясь от которых, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе созданного образа происходит ориентация в жизненном пространстве.

Ценности понимаются как компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный) — как реальный, так и воображаемый — в том случае, если такой объект служит фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц

· стиль и образ жизни;

Эта категория объединяет в себе такие компоненты, как стиль жизни, образ жизни, социальные роли и статусы. Стиль жизни будет пониматься как социально-психологическая категория, выражающая определенный тип поведения людей. Это понятие позволит сконцентрировать внимание на субъективной стороне человеческой деятельности, мотивах, формах поступков, повседневного поведения индивида, семьи, других социальных групп. Образ жизни, соответственно, будет охватывать совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, принимаемого вместе с условиями жизни.

К стилю и образу жизни, который будет характеризовать и отличать субкультуру как таковую, отнесем именно тот стиль и образ жизни (стиль жизни, условия жизни, роли и статусы), которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

· социальные институты как системы норм;

Понятие института определяется как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, с помощью которых организуется жизнь общества, обеспечивается устойчивость связей и отношений в пределах его социальной организации. Социальный институт — это набор целесообразно ориентированных стандартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение этой цели, набором социальных статусов и ролей, типичных для данного института.

· процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы);

Навыки, умение, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой.

· потребности и склонности.

Потребности понимаются как состояние нехватки чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат в основе образования ценностей. Человеческие потребности бывают неосознанными (их называют влечениями) и осознанными. Осознание потребностей служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели, решения, действия.

Склонность мы понимается как устойчивая ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Молодежные субкультуры в современной России:

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи. С 60-х годов ХХ века к этой проблематике обратились ведущие социологи разных стран мира, в отечественной же социологии анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований. Частью это происходило из-за того, что такие феномены в силу утвердившихся научных парадигм воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива. Частью важно и то, что субкультуры, свойственные Западу, были мало представлены (по крайней мере на поверхности) в формах социальной и культурной активности молодого поколения.

Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Здесь играют основную роль три фактора:

Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Второй фактор — особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор — утеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде, что ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки повсеместно преобладали, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Позитивный сдвиг наметился с начала 2000-х годов в отношении к Президенту России (по мониторингу ВЦИОМ, в ноябре 2001 г. В. В. Путин вызывал доверие у 39,1% респондентов в возрасте до 29 лет). Но та или иная оценка Президента не ведет автоматически к повышению доверия к власти в целом или ее отдельным институтам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы.

Широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. С 1990 по 2000 г. состав лиц, совершивших преступления, численно увеличился почти в два раза (с 897,3 тыс. до 1741,4 тыс. человек), а в возрастной группе 18–24-летних в 2,5 раз (с 189,5 тыс. до 465,4 тыс. человек). В 2000 г. к лицам, совершившим преступления, были отнесены 932,8 тыс. молодых россиян (14–29 лет), т. е. более половины (53,6%) всех преступников. Что это означает для современного состояния молодежной среды в России? Расчет на базе официальной государственной статистики показывает, что число молодых россиян, хотя бы раз совершивших преступление (по установленным фактам), в данное время составляет примерно 6 млн. человек, или одну пятую часть молодежи в возрасте 14–30 лет.

Эти драматические обстоятельства имеют непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России. Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то (1) связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных — наряду с (2) влиянием западной молодежной моды, (3) феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также (4) воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Криминализация молодежных субкультур.

Истоки этого процесса носят общесоциальный характер. Большое число молодых людей осуждены за преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы. Общее число осужденных в возрасте до 30 лет в период между 1990 и 2000 г. составило 5576,3 тыс. человек. При суммировании мы не учитывали рецидивы, но все же ясны масштабы явления. Часть вернувшихся из мест заключения активно участвуют в формировании молодежных групп криминального характера. В середине 1990-х годов в России по официальным данным насчитывалось более 5 тыс. таких групп. Такого рода группировки, а в еще большей мере носители тюремного опыта — важные каналы проникновения делинквентных субкультур в молодежную среду, но все же проблема этим не исчерпывается. Масштабы организованной преступности в России таковы, что значительная часть молодежи оказывается прямо или косвенно связанной с криминальными структурами, имеет контакты с ними в сферах бизнеса, политики, развлечений и т. д. Организованная преступность фактически составляет параллельную реальность, и принятые в ее среде социокультурные ориентиры приобретают ценностное значение в молодежной среде.

Из этих ориентиров особое значение имеет культ физической силы, ориентация на здоровый образ жизни как одну из высших жизненных ценностей. В наших исследованиях зафиксированы случаи, когда молодые люди добровольно лечатся от наркомании, мотивированные тем, что это обязательное условие их возвращения в преступную группировку.


Первые детские и юношеские движения появились в России в начале ХХ века. Изначально это были православные и скаутские организации. После революции 1917 года главенствующую роль в воспитании молодежи заняла марксистско-ленинская идеология. Упадок молодежных объединений в нашей стране был связан с развалом СССР. В 2000-х государство, политические партии и общественные организации вновь стали уделять внимание работе с подрастающим, молодым поколением.

Детские и молодежные движения в Российской империи


В 1912 году Союз русского сокольства был включен в Международный союз славянского сокольства, основателем которого в конце XIX века выступил чешский доктор философии и эстетики Мирослав Тырш, исповедовавший идеи панславизма. Стоит отметить, что в русские соколы записывались представители разных этнических групп. В самой организации подчеркивали ее внепартийный и неполитический статус.

С началом Первой мировой войны большинство соколов ушло на фронт. После революции Союз русского сокольства распался. Его бывшие участники, эмигрировавшие за рубеж, учредили сокольские общества в Югославии, Франции, США и других странах.





К октябрю 1917 года в 143 городах России насчитывалось около 50 тысяч скаутов. После Октябрьского переворота движение юных разведчиков стало рассматриваться как враждебное новой власти. В 1922 году скаутские организации в Советской России были запрещены.

Детские и молодежные движения в СССР

Революция 1917 года, Гражданская война и становление новой идеологии закономерно отразились на молодежной политике государства. Детские и юношеские движения в первую очередь стали рассматриваться как субъекты политических процессов.

В 1918 году был создан Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ). С 29 октября по 4 ноября 1918 года прошел I Всероссийский съезд союзов рабочей и крестьянской молодежи, на котором было провозглашено создание РКСМ. В 1924 году в связи со смертью Ленина он был переименован в Российский ленинский коммунистический союз молодежи (РЛКСМ), а в 1926 году — во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ).


На начальном этапе в РКСМ состояли 22 тысячи человек. Однако уже к III съезду комсомола в 1920 году движение насчитывало почти полмиллиона членов.

В 1941 году в СССР было более десяти миллионов комсомольцев. Во время Великой Отечественной войны 3,5 тысячи членов ВЛКСМ стали Героями Советского Союза, 3,5 миллиона были награждены орденами и медалями.


Комсомол участвовал практически во всех сферах жизни Советского Союза. Количество членов организации достигло максимума в начале 1980-х годов, когда в ней одновременно состояло свыше 40 миллионов человек. За время своего существования ВЛКСМ как организация был отмечен шестью орденами.


Одной из основных задач организации было перераспределение рабочих ресурсов внутри страны. Получив комсомольскую путевку, молодой человек направлялся на работу в малообжитые и труднодоступные районы страны, где существовал дефицит кадров. Комсомольская путевка использовалась не только для отправления молодежи в другие регионы, но и для направления в профессиональные училища, университеты, на службу в армию или в милицию.


Комсомол стал мощным общественным объединением, влиявшим на все стороны жизни молодого поколения. Движение плотно взаимодействовало с органами государственной власти, политическим руководством страны, профсоюзами. Молодым комсомольцам отводилась большая роль в выполнении поставленных партией задач.

В годы Великой Отечественной войны многие пионеры ушли на фронт, вступив в подразделения Красной армии и партизанских отрядов. В истории нашей страны навсегда остались имена пионеров-героев Советского Союза: Лени Голикова, Вали Котика, Марата Казея и многих других.


В 1970 году членами Всемирной пионерской организации были свыше 23 миллионов школьников. Членами движения за все время его существования побывали более 200 миллионов человек. В пионеры принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда или на совете дружины. Ученик, вступающий в организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.




История комсомольских, пионерских и октябристских движений закончилась в 1991 году. После запрета КПСС состоялся XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ. Комсомольцы объявили историческую роль своей организации исчерпанной. 28 сентября 1991 года ВЛКСМ официально прекратил свое существование. Также упразднялись Всесоюзная пионерская организация имени Ленина и движение октябрят.

Детские и молодежные движения в современной России

В 1992 году в России был создан Государственный комитет по делам молодежи. В 1998 году он был упразднен, а его функции были переданы сначала Министерству труда и социального развития, а затем департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации.

Указом президента РФ в 2008 году в России было создано Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). Ведомство отвечает за реализацию мер молодежной политики.

Участники молодежных лагерей встречаются с политиками, дипломатами, общественными деятелями, журналистами, кинорежиссерами, экспертами в различных сферах.


Одной из первых молодежных организаций в новейшей истории страны стал Российский союз молодежи (РСМ). Движение было создано на базе комсомольской организации 31 мая 1990 года. В то же время было официально объявлено о независимости нового объединения от центрального союзного руководства ЦК ВЛКСМ.

РСМ является одним из наиболее массовых негосударственных, некоммерческих, неполитических молодежных объединений в России. К настоящему моменту в его составе насчитывается более 77 территориальных представительств, в которых состоит более 150 тысяч человек. Число участников ежегодных программ достигает четырех миллионов.


Российский союз молодежи реализует более двух десятков общероссийских и более двух сотен межрегиональных программ и проектов для молодых людей. В числе приоритетных направлений работы — образовательные, развивающие, патриотические, профориентационные, досуговые, культурные и спортивные программы.

Помогать молодым людям найти свое место в жизни, самореализоваться и продвинуться по карьерной лестнице — такова заявленная цель РСМ.



Отделения организации функционируют во всех регионах страны.

Российское движение школьников стало первой с момента распада Советского Союза детско-юношеской организацией, которая объединяет сотни тысяч школьников по всей стране. Идею ее создания поддержали в педагогической среде.

Главной задачей Российского движения школьников является не продвижение политической идеологи, а привитие традиционной для России системы ценностей. О том, что движение будет максимально деполитизировано, говорит хотя бы тот факт, что инициатива его создания не исходила от какой-то конкретной политической силы, а было инициировано сразу четырьмя парламентскими партиями.


Независимо от исторического периода, молодежь в России всегда была самой активной социальной группой. Инициативы и деятельность молодых людей нередко становились определяющим фактором в развитии положительных процессов в нашей стране. Детские и молодежные организации играют важную роль в становлении гражданского общества, определяя его будущее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Фэндом и История возникновения молодежных субкультур……..5
Глава 2. Специфические черты российской молодежной субкультуры …. 9
Глава 3.Молодежные субкультуры и их особенности……………………….12
3.1. Музыкальные субкультуры…………………………………………….…12
3.2. Арт-культура……………………………………………………………….17
3.3. Интернет культуры……………………………………………………..….18
3.4. Спортивные субкультуры………………………………………………. 19
3.5. Контркультуры…………………………………………………………. 22
Заключение…………………………………………………………. ……..…..24
Список использованной литературы………………………………….……. 25

Работа состоит из 1 файл

реферат.doc

Глава 1. Фэндом и История возникновения молодежных субкультур……..5

Глава 2. Специфические черты российской молодежной субкультуры …. 9

Глава 3.Молодежные субкультуры и их особенности……………………….12

3.1. Музыкальные субкультуры…………………………………………….… 12

3.4. Спортивные субкультуры………………………………………………. . 19

Заключение…………………………………………………… ……. ……..…..24 Список использованной литературы………………………………….……. .25

Главной целью моего реферата является изучение субкультур современного общества, их специфических черт, истории возникновения, а так же влияние их деятельности на общество в целом и на отдельных индивидов в частности.

Задачи: 1.Изучить субкультуры современной России.

2.Определить степень влияние различных субкультур на

развитие современного общества.

3.Социализация личности подростков в различных

Неформальные объединения, по сути, целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.

Я выбрала данную тему т.к. меня интересует социальное развитие подростков, их мировоззрение на окружающий мир, отношения к обществу, формирование личности у молодежи, а так же способы проявления их индивидуальности. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное.

Неформальные объединения- это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь. Число таких объединений огромно, а количество их участников измеряется миллионами. Молодежь вступает в такие группы для того чтобы завести друга, компанию, которая обеспечивает общение и хотя бы минимальную защиту, найти девушку и, наконец, самоутвердиться — то есть как бы узаконить в глазах окружающих сам факт своего пребывания на земле. Проще говоря молодые люди хотят найти свое место в мире, в обществе. Благородное и своевременное стремление. А неформальное объединение — всего лишь способ достижения этих целей. Правда формы их достижения бывают спорными.

В данном реферате будут рассмотрены такие молодежные движения как панки, эмо, скинхеды, металлисты, аниме, паркуристы, футбольные фанаты, гопники,а так же хакеры.

Я хочу рассказать только о наиболее массовых и известных неформальных объединениях. Они, разумеется, могут и, вероятно, будут меняться, поскольку меняются сами неформальные объединения. Характер этих изменений зависит не только от неформалов, но в значительной степени и от нас - от нашей поддержки или нашего неприятия того, или иного объединения. Деятельность каждого объединения нуждается в глубоком анализе.

Неформалы сегодня - это реальная и достаточно мощная сила, которая может способствовать, и препятствовать развитию общества или государства.

Общая причина образования молодёжных субкультур — недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества, неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её социализации.

Глава 1. Фэндом и История возникновения молодежных субкультур.

Субкультура в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Субкультуры могут в своей основе содержать различные интересы: от музыкальных стилей и направлений искусства до политических убеждений и сексуальных предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

Возникновение молодежной культуры связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. В онтогенетическом аспекте молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых. Самые доступные социальные площадки для конкретных дел молодежи — досуг, где можно проявить собственную самостоятельность: умение принимать решение и руководить, организовывать и организовываться. Досуг — это не только общение, но и своего рода социальная игра, отсутствие навыков таких игр в юности приводит к тому, что человек и в зрелом возрасте считает себя свободным от обязательств. В динамичных обществах семья частично или полностью утрачивает свою функцию как инстанция социализации личности, поскольку темпы изменений социальной жизни порождают историческое несоответствие старшего поколения изменившимся задачам нового времени. С вступлением в юношеский возраст молодой человек отворачивается от семьи, ищет те социальные связи, которые должны защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и еще не обретенным обществом юноша стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом неформальные группы обеспечивают молодому человеку определенный социальный статус. Платой за это, зачастую, выступает отказ от индивидуальности и полное подчинение нормам, ценностям и интересам группы. Эти неформальные группы продуцируют свою субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие и внешний протест против общепринятых установлений. Благодаря наличию собственной культуры, эти группы маргинальны по отношению к обществу, а потому всегда содержат элементы социальной дезорганизации, потенциально тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению.

Причины вступления в группы: одиночество – 27%;непонимание родителей – 24 %.

Среди прочих были названы: стремление к защищенности, обособленность, подражание, группирование, свобода, эмоциональная насыщенность общения, стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы.

Черты характера, которые нравятся им в подростках из группировок: умение постоять за себя (54%), смелость (40%), независимость (35 %).

Отличительной чертой общения подростков во многих стихийных неформальных группах является беспредметность. Когда у коммуникации в группе появляется постоянный предмет, группа переходит в новое качество. Этот постоянный предмет впоследствии, как правило, и определяет тип субкультуры, принятый в группе: романтико-эскапистская или, может, гедонистско-развлекательная, радикально-деструктивная или полуделинквентная, – т.е. определяет ее, группы, ценности и образ жизни. Изменение предмета коммуникации, особенно, – появление постоянного предмета есть зачастую первый симптом культурных перемен на микросоциальном уровне.

Объединение в группы можно рассматривать как средство выхода внутренней активности, реализации потребностей самоидентификации, самоутверждения, свойственным отнюдь не только подростковому возрасту. Более того, некоторые неформальные объединения выполняют полезную функцию, направляя и управляя социальной активностью молодежи.

Глава 2. Специфические черты российской молодежной субкультуры.

Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роли формирования мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию, в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. “Вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов.Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры. Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого (-ую)”. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью,уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.


Детские и юношеские движения на территории России появились в начале 20 в. Первые из таких организаций - скаутские и православные. Однако их роль после революции 1917 г. была утрачена. Ведь главенствующие позиции в жизни общества заняла идеология марксизма-ленинизма. Ее и начали применять для воспитания молодежи.

два парня и девушка

В списке молодежных организаций России на сегодняшний день находится более 427 тыс. различных детских и юношеских объединений. В каких направлениях осуществляется их деятельность? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Классификация

Все современные молодежные организации в России с учетом их отношения к политике можно подразделить на 4 группы.

разговор молодежи с политиком

  1. Аполитичные. Деятельность таких организаций является политически индифферентной. Сюда входят объединения по интересам, спортивные и творческие организации.
  2. Идеологические. Лидеры и руководители этих молодежных организаций России не упоминают о каком-либо отношении к политике. Порой они даже отвергают и саму возможность участия подрастающего поколения в этом направлении. Тем не менее в программных документах этих организаций зафиксированы некоторые идеологические положения, касающиеся, например, реализации интересов и защиты прав юношества, гражданского становления личности с целью развития духовного, интеллектуального и физического потенциала молодежи. К подобным организациям, в частности, относят поисковые и гражданско-патриотические объединения.
  3. Политические. Эти молодежные организации России создаются при различных политических объединениях. Причем действуют они в строго определенных идеологических рамках. В таких молодежных политических организациях России кровно заинтересованы конкретные партии. Ведь это позволяет им воспитывать для себя сторонников и будущих членов начиная с детского и юношеского возраста. Молодежные организации при этом используют партию в качестве своей функциональной ниши.
  4. Политико-просветительские. Данные объединения созданы для того, чтобы проводить подготовку представителей политической элиты страны. Подобные формирования не ориентируются на какую-либо определенную доктрину той или иной партии, занимаясь просвещением, а также стажировкой юношей и подростков в государственных структурах (сюда относится, например, работа добровольными помощниками депутатов).

Исходя из степени автономности, все молодежные организации России подразделяют на созданные по инициативе определенных лиц. Среди них следующие:

  • детей и юношества (управляются ими);
  • взрослых (действующие с их участием);
  • общественных структур или государства, принимающих участие в руководстве.

Классифицируют молодежные группы и организации в России и по отношению к общественным ценностям. Исходя из этого принципа, выделяют объединения асоциальные и просоциальные.

По наличию формальной регистрации существуют объединения:

Молодежные организации России подразделяют и по их приоритетным целям. Так, выделяют объединения:

  • предлагающие юношеству некую систему ценностей (скауты, пионеры);
  • занимающиеся развитием личности;
  • организующие отношение юношества с обществом, например, защищая его права;
  • предоставляющие тем, кто является его членом, услуги (клубы досуга и т.д.).

Подразделяют молодежные общественные организации России и по характеру их социализации. В этом направлении объединения бывают:

  • ориентированными на коллективную работу (пионерская организация и проч.);
  • обладающими социально-индивидуальной направленностью (скауты и проч.);
  • ориентированными на создание необходимых условий, способствующих индивидуальному развитию личности (творческие союзы).

Подразделяют молодежные организации и по содержанию их деятельности. Среди них следующие объединения:

  • организующие социальное творчество, то есть конструирующие среду для приобретения навыков социального взаимодействия;
  • осуществляющие профессиональную подготовку, связанные с общественными структурами, формирующие у молодежи положительное отношение к своему государству, обладающие культурологическим характером, ориентирующиеся на здоровый образ жизни.

По идеологическому признаку выделяют:

  • молодежные политические организации России;
  • околополитические (не пытающиеся провозглашать политических целей, но все же преследующие их);
  • условно внеидеологические.
  • религиозные – это светские неполитические объединения, имеющие свою систему ценностей.

Исходя из разнообразия направлений и видов деятельности, молодежные организации можно подразделить на:

  • многопрофильные;
  • профильные.

молодые люди на демонстрации

Российский союз молодежи

Эта организация стала одной из первых, созданных в новейшей истории государства. Данное движение возникло 31.05.1990 г. на базе ранее существовавшей комсомольской организации. Именно тогда новое объединение официально объявило о своей независимости от центрального органа правления ЦК ВЛКСМ.

РСМ – это одна из самых массовых неполитических, некоммерческих и негосударственных организаций юношества в России. На сегодняшний день в него входит 77 региональных представительств, членами которых являются более 150 тыс. человек. При этом РСМ проводит ежегодные программы. В них принимает участие до 4 млн человек.

парень и девушка с флагом

РСМ реализует более 20 общероссийских, а также свыше 200 межрегиональных проектов и программ для подрастающего поколения. Самыми приоритетными направлениями его работы являются развивающая и образовательная, патриотическая и профессиональная, досуговая, спортивная и культурная деятельность. РСМ помогает молодым людям в поисках своего места в жизни, в возможности самореализации и продвижения по карьерной лестнице. Это является заявленной целью данного объединения.

Политические молодежные организации

В таких объединениях принимает участие тот пласт поколения, возраст которого не достиг 30 лет. Деятельность молодежных организаций России данного направления при определенных ситуациях способствует оказанию воздействия на институты государства и на власть. В таком случае подобные объединения осуществляют функции групп давления и групп интересов. И это действительно так. Ведь во всем мире невозможно найти ни одной политической силы, которая не культивировала бы свои ценности и идеалы в подрастающее поколение. Это позволяет ей сохраняться, постоянно обновляя свои ряды.

молодежь обсуждает вопросы

Особенностью молодежных политических организаций России является то, что своей основной целью они видят не только отстаивание потребностей и специфических интересов юношества, как отдельной социальной группы. У них есть еще и желание активно участвовать в политической жизни государства, так же, как и взрослые граждане. Такие организации способствуют активному включению молодежи во власть. При этом они формируют у юношества первоначальные навыки, позволяющие в дальнейшем обеспечить эффективное политическое участие в жизни страны. Познакомимся с некоторыми из таких организаций поближе.

молодежь на улице

Эта молодежная организация ориентируется на проведение прямых действий и ярких уличных акций. В программе АКМ указано на приверженность данного объединения идеалам социализма, но при этом вопросы марксистской теории не являются для него главенствующими.

Организация является членом Штаба протестных действий и участником левого фронта. На сегодняшний день в ее составе насчитывается несколько сот активистов. Наиболее заметными отделениями являются те, которые расположены в Москве, Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Сызрани, Новосибирске.

Националистическо-расистские организации

Действуют на территории России и молодежные экстремистские организации. Одними из них являются националистическо-расисткие объединения. К ним, в первую очередь, относят движения скинхедов. Это радикальное юношеское объединение, история которого началась в конце 60-х годов 20 века в Англии. Оно представляло собой общность рабочей молодежи, представители которой выступали за запрещение использования дешевого труда выходцев из третьих стран.

В Россию это движение пришло в начале 1990-х годов. Причем своего наибольшего распространения оно получило в самых крупных городах страны, а именно в Москве и Санкт-Петербурге, Красноярске и Иркутске, Томске и Воронеже, Владивостоке и Ярославле.

Русское национальное единство

Эта политическая экстремистская организация ведет довольно активную деятельность на территории России. Своей целью РНЕ ставит изменение конституционного строя страны.

Активизация деятельности этой крупной праворадикальной организации на сегодняшний день отмечается в ряде регионов и городов России. Представители РНЕ распространяют материалы, которые популяризируют идеи этой партии, призывая молодежь вступить в нее. Помимо этого, в некоторых регионах сторонники РНЕ проводят работу, непосредственно направленную на разжигание межнациональной розни.

Неформальные объединения

По способу времяпровождения молодежи подобные организации подразделяются на спортивных и музыкальных фанатов, рокеров, металлистов, байкеров, люберов, стритрейсеров и др. Все они объединены неумением найти себя в каком-либо более достойном занятии. По своей социальной позиции эти организации являются одной из форм политической и социальной активности.

футбольные фанаты

Весьма опасными неформальными молодежными организациями в России являются основанные футбольными фанатами. Они наносят вред обществу своим безумством и полной отчаянностью. Подобные молодежные организации не обладают четкой структурой. Как правило, в их состав входят небольшие группировки, для которых характерна постоянная смена руководителя.

Членов таких организаций многие считают бездельниками. Ведь у них нет постоянного места обитания, и они не работают, ища кайф и наркотики. Однако это касается далеко не всех представителей данного движения. Некоторые из них поддерживают идею богатства, имеют семьи и работают. Объединяет их друг с другом поиск таких способов бытия, которые бы не приносили с собой социальные потрясения, экономические проблемы и постоянные хлопоты.

Организации религиозной направленности

На сегодняшний день отмечен рост активности некоторых объединений верующих. Их основная опасность заключена в культивировании религиозного фанатизма, основывающегося на извращенных духовных представлениях. Подобная деятельность, как правило, сопряжена с причинением вреда гражданам, насилием над ними, а также с совершением других противоправных поступков. Подобные организации тщательно камуфлируют проповедуемые религиозные доктрины, допуская при этом использование шантажа, угроз и насилия, если они направлены на благо объединения.

Существуют подобные молодежные экстремистские организации в России, в Европе и во многих других государствах мира. Особенно опасны в настоящее время сторонники такого течения ислама как ваххабизм. Его идеологи и лидеры одним из основных направлений своей деятельности считают работу с молодежью. На территории некоторых субъектов России даже функционируют центры. В них члены международных экстремистских и террористических организаций проводят обучение радикальному религиозному направлению, вербуют граждан и вовлекают их в незаконные формирования. Подобная работа проводится в лагерях и центрах исламской молодежи.

Еще одно религиозное течение, в ряды которого вовлекается большое количество молодежи, – сатанисты. Самыми большими объединениями этого направления являются:

Представители вышеназванных движений являются социально опасными. Они несут ответственность за действия ритуального насилия. Особенно опасными подобные объединения считаются для молодых людей, так как негативно влияют на их неокрепшую психику.

Примером тому могут служить готы. Это движение зародилось на волне пост-панка в конце 70-х годов прошлого века. Готическая субкультура является неоднородной и весьма разнообразной. Общие черты, характерные для всех ее представителей, заключаются в мрачном имидже, проявлении интереса к мистицизму, пристрастии к фильмам ужасов, а также подобной музыке и литературе.

Готы предпочитают идеализировать смерть, однако любят жить, но только делают это с надрывом. Основной сутью их идеологии является смакование страданий и боли. Настоящему готу не нужен позитив. Он любит упиваться собственным несчастьем, надуманным или реальным.

Читайте также: