Сообщение о кинооператорах работавшие в годы вов

Обновлено: 28.06.2024

Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп,

насчитывавших более 80 кинооператоров.

Всего в годы войны было 258фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти

каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время живы

только двое: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва).

Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним

оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2.

На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом (акриловое

стекло). Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета.

Из фронтового дневника Николая Киселёва: 25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к

съёмке — вижу к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной

матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к

передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого

близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага.

26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала

вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов.

3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских

кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса.

К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину - и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, -должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки.

Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства -техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое - что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов.

И все-таки. Снимать на фронте разрешалось далеко не вес. Так, один оператор поплатился за то. что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался.

Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило — кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война. Полнометражные

Известные фронтовые операторы: Малик Каюмов (2010), Владислав Микоша (2004), МарияСухова (погибла), Семен Школьников, Борис Соколов, Владимир Сущи не кий (1945)

К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину — и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, — должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки.

Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства — техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое — что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов.

И все-таки. Снимать на фронте разрешалось далеко не все. Так, один оператор поплатился за то, что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался.

Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило -кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война.

Обычно работали парами. Имели в своем распоряжении грузовик-полуторку с фанерной булкой. В кузове был их дом, здесь же хранили аппаратуру, заряжали и разряжали пленку, проявляли пробы. Здесь же принимали гостей — героев своих фронтовых репортажей.

Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров.

Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Казначеев вел съёмки ожесточенных боев на Малой земле под Новороссийском.

Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время живы только двое: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва).

Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом. Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета.

Из фронтового дневника Николая Киселёва:

25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съёмке — вижу к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага…

26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов.

3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса.

Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров.


Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры. Казначеев вел съёмки ожесточённых боев на Малой земле под Новороссийском.

Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время жив только Борис Соколов (Москва).

Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолёта Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом. Когда фашистский самолёт подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемёта.


Из фронтового дневника Николая Киселёва:

25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съёмке — вижу к передовой идёт мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провёл нас вплотную к баррикаде. Никогда ещё с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооружённого врага…

26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов.

3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса.

Документальные фильмы [1]

Короткометражные

Полнометражные

См. также

Примечания


Литература

Ссылки

Фронтовой кинооператор


Операторы В. Микоша и Д. Рымарев в дни обороны Севастополя

Зарождение


Кинохроника Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны фронтовые операторы были вынуждены работать с громоздкими и неповоротливыми стационарными камерами. В основном они снимали подготовку и тренировку солдат, учебные бои, постановочные эпизоды и изредка реальные боевые действия. Это было связано с военной цензурой – вплоть до осени 1915 года категорически запрещалось показывать сражения, русскую военную технику и убитых русских солдат. Чтобы угодить зрителям, кинематографисты часто фальсифицировали военные фильмы с помощью монтажа: использовали иностранную и российскую хронику (иногда пятилетней давности), съемки маневров, фрагменты из художественных фильмов и постановочные сцены. В конечном результате подобная хроника имела огромное мобилизующее воздействие на зрителей и поднимала боевой дух солдат.


Кинооператор А.П. Софьин во время киносъемки боевых действий


Начало войны


Прибывшие с фронта кинооператоры Р.Б. Гиков и И.С. Гутман сдают отснятый материал, 1943

В начале войны советские операторы столкнулись с горькой правдой поражения наших войск – Красная армия отступала и несла огромные человеческие потери. Неудивительно, что в кинохронике этого периода очень мало кадров нашего отступления, ведь операторы стремились снимать героизм, который не имел ничего общего со страданиями, потерями и болью.

Полуторка


Первая победа


Фронтовой кинооператор В.В. Доброницкий во время проведения киносъемки


Кинооператор И.Ф. Малов на съемке допроса перебежчика


Фронтовой кинооператор Н.В. Быков во время проведения киносъемки

Берлин

Перед началом Берлинской операции была создана Центральная оперативная киногруппа, координирующая работу 38 операторов на всех решающих участках битв. Они сняли последние кадры Великой Отечественной войны: взятие Берлина, штурм Рейхстага, подписание акта о капитуляции Германии 8 мая 1945 года. Логическим продолжением фронтовой работы стали съемки грандиозного Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года, который снимали более 45 кинооператоров на трофейную цветную кинопленку, проявленную затем в поверженном Берлине.


Кинооператор Р. Кармен и другие во время проведения киносъемки боевых действий

Таким образом, за годы войны, рискуя собственной жизнью, фронтовые кинооператоры сняли около 3,5 тысяч километров кинопленки. Всего на фронте работало 258 оператора (по другим данным 282), каждый второй был ранен, каждый четвертый убит. Но чтобы ни случилось, они продолжали держать свою камеру в руках – единственное, но верное оружие в борьбе со страхом смерти.

Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны

Запустите волну сарафанного радио:

54 человек готовы участвовать в продвижении публикации, но ждут Вашего решения. (присоединиться)

Раздел комментариев к данной публикации:

Показать комментарии из мусорки


Май 2013 года

 Оружие особого рода

 Оружие особого рода

 Оружие особого рода

Накануне надвигающейся войны, 25 марта 1941 г. у начальника Главного управления политической пропаганды Красной армии прошло совещание работников кино по оборонной тематике, в результате был издан приказ о создании особой операторской группы, в которую были включены В. Ешурин, С. Коган и В. Штатланд. Все трое были зачислены в Красную армию. За 3 месяца до начала войны…

1941-й

 Оружие особого рода

 Оружие особого рода

 Оружие особого рода

Вместе с солдатом

Враги и союзники

 Оружие особого рода

В объективе война

Кинорепортаж из… ада

 Оружие особого рода

Евгений Музруков,
Гильдия кинооператоров СК России
Фото из архива автор

Уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны, 23 июня, на фронте оказалась первая киногруппа опытных операторов уже снимавших бои во время Первой мировой. За ними, в качестве добровольцев, отправили 22 выпускника операторского факультета ВГИК, а спустя три недели после начала войны в рядах Красной армии насчитывалось более 89 кинодокументалистов, объединенных в 16 киногрупп.


Кинооператор А.П. Софьин во время боевых действий.


Оператор Г. Бобров. Западный фронт. 1941 год.


Фронтовой оператор Борис Соколов.

Именно им было запечатлено водружение знамени Победы над Рейхстагом, момент подписания документа о капитуляции нацистской Германии и Парад в Москве 24 июня 1945 года.

Вся хроника военных действий снималась легендарной кинокамерой Bell&Howell Eyemo Аймо.


Операторы В. Микоша и Д. Рымарев в дни обороны Севастополя.


Кинооператоры М.А. Трояновский и С.Я. Коган, 1941 год.


Прибывшие с фронта Р.Б. Гиков и И.С. Гутман сдают отснятый материал, 1943 год.


Освобождение Воронежа. 25 января 1943 года. Аркадий Шайхет.


Оператор Л. Котляренко. Северо-Кавказский фронт, 1943 год.


Р. Кармен, во время съемки освобожденной деревни.


Кинооператор Д.Г. Шоломович после возвращения с боевого задания.


Предположительно, это Владимир Сущинский, 1944 год.

Экран показывал первые значительные трофеи советских войск, первые разгромленные дивизии врага, первые гитлеровские кладбища, освобождение первых сел и городов. И поэтому не удивительно, что картина до настоящего времени осталась волнующим документальным свидетельством той эпохи.

За годы Великой Отечественной Войны, рискуя собственной жизнью, фронтовые кинооператоры сняли около 3,5 тысяч километров кинопленки.

Всего на фронте работало 258 оператора (по другим данным 282), каждый второй был ранен, каждый четвертый убит. Но чтобы ни случилось, они продолжали держать свою камеру в руках – единственное, но верное оружие в борьбе со страхом смерти.

Читайте также: