Сообщение на тему киноискусство

Обновлено: 30.06.2024

В понятие кинематографа входят киноискусство — вид современного изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи движущихся изображений, и киноиндустрия (кинопромышленность) — отрасль экономики, производящая кинофильмы, спецэффекты для кинофильмов, мультипликацию, и демонстрирующая эти произведения для зрителей. Произведения киноискусства создаются при помощи кинотехники. Изучением кинематографа занимается наука киноведение. Сами кинофильмы могут сниматься в различных жанрах игрового и документального кино.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИНО

История кино начинается в 19 веке. В это время фотография как способ запечатления неподвижных объектов уже существовала, но для того, чтобы процесс воссоздания эффекта движения стал возможен, необходимо было, чтобы фотографирование происходило с короткими выдержками. Но и после появления соответствующих типов фотоэмульсий в 70-х годах 19 в. кино появилось не сразу. Известный нам сейчас способ создания кино далеко не сразу был найдет изобретателями. Были созданы десятки систем, которые позволили бы просматривать изображения в движении. В разработке принимал участие и знаменитый Эдиссон. Но его система не стала востребованной, т.к. была создана для индивидуального просмотра кино.

Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура братьев оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать кино и показывать его на большом экране, что и принесло успех изобретению Люмьеров.

Родоначальники кинематографа: Люмьер, Луи Жан (1864 – 1948) — младший брат (изобретатель аппарата "Синематограф"). Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862 – 1954) — старший брат (организатор).

Родоначальники кинематографа: Люмьер, Луи Жан (1864 – 1948) — младший брат (изобретатель аппарата "Синематограф"). Люмьер, Огюст Луи Мари Николя (1862 – 1954) — старший брат (организатор).

После гениального изобретения Люмьеров начал своё существование кинематограф, но еще не кино. Братья-изобретатели целью кинематографа видели создание и сохранение конохроники для потомков. Другие видели в их изобретении всего лишь развлечение. Однако кинематограф быстро набирал популярность.

Российское кино до революции шло в основном по пути копирования западных образцов. Однако в 20-е советские режиссёры начинают сами активно экспериментировать с выразительными возможностями кино. Особенно уделяется внимание попыткам повысить выразительность с помощью специальной тактики монтажа фрагментов фильма. Находки некоторых режиссёров, особенно Сергея Эйзенштейна, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОГО КИНО

Приход в кино звука несколько уменьшает роль приёмов художественной выразительности, которая прежде была призвана во многом как раз компенсировать отсутствие звука. Звук подталкивал к созданию более реалистичного, имеющего чёткий повествовательный сюжет, и менее условного кино. Некоторые известные режиссёры и актёры (в т. ч. Чарли Чаплин) выступали против звукового кино либо за то, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам, но звук очень быстро завоевал себе место в кино, и на протяжении 30-х практически все фильмы стали звуковыми. Разнообразие художественных приёмов и выразительных средств в кино падает, зато значительно усиливается роль диалогов, несущих главную содержательную и выразительную нагрузку в достаточно большой группе фильмов.

ЦВЕТНОЕ КИНО

ПОСЛЕДНИЕ ТЕНДЕНЦИИ КИНО

Киноискусство является одним из наиболее молодых искусств в этом мире. Тем не менее, на данный период именно кино является одним из наиболее массовых искусств и наиболее денежных. Корпорации, которые занимаются кино, вкладывают огромные капиталы, которые вполне сравнимы с бюджетами небольших стран.

Однако, начиналось кино довольно скромно и появилось благодаря братьям Люмьерам, которые в 1885 году представили людям первый кинотеатр, который сами называли движущимися картинками. На специальном экране и при помощи проектора зрителям представили записи того как люди выходят из здания завода, как приезжает поезд на вокзал. Подобное зрелище произвело неизгладимое впечатление на людей и кино практически сразу возымело огромное значение.

Помимо этого популярным было кино и в Америке. Известный режиссер Гриффит к 1914 году снял 450 игровых небольших кинофильмов.

Игровое кино даже того времени, хотя и не имело много возможностей, включало в себя самые разные жанры. Снимали и антивоенное кино и семейные драмы и многое другое. Высокой популярностью пользовалась комедия, во многом благодаря Чарльзу Спенсеру Чаплину.

Чарли Чаплин сделал существенный вклад в развитие кино и такие его творения Малыш или Огни большого города до сих пор считаются классикой. В 1927 году появляется первый звуковой кинофильм, а спустя около десяти лет кино обретает цвет. Таким образом кинематограф приобретает наиболее полные способы выразительности.

Следующей существенной вехой в истории кино следует называть Альфреда Хичкока, который стал использовать объединение различных жанров, но наибольшего достиг в использовании так называемого саспенса. Хичкок изобрел возможность нагнетения зрительского напряжения, которое доводится до кульминации.

В завершение следует отметить золотую эру европейского кино, которая характеризовалась работами таких режиссеров как Феллини, Тарковский и других.

Творчество людей развивалось во все времена. Сначала сказания, легенды и прочее искусство передавалось из уст в уста, затем стало записываться в книги, затем перешло в постановки театра, а с 1895 года появился новый вид искусства –кинематограф. Теперь это разновидность художественного творчества, которое вобрало в себя литературу, театр, музыку и изобразительное искусство. В его основу вошли две составляющее фотография и движение картинок.

Позже за основу сценария для кино стали брать художественную литературу, а из театра вывели декорации и актеров, которые теперь могли играть на камеру. Знания из живописи пригодились для составления светового фона и композиции самого кадра. Вместе с этим появились новые кино приемы, такие как: крупный план когда герой в кадре представлен крупно; наплыв- это монтажный переход; ускоренная съемка – быстрый переход от кадра к кадру и так далее.

На данный момент киноискусство достигает своего пика, когда созданы тысячи произведений кино, вузы во всех уголках мира ежегодно выпускают тысячи актеров и режиссеров.

Киноискусство

Популярные сегодня темы

На ночном небесном своде среди множества звёзд, между созвездиями Льва и Весов можно отыскать созвездие Девы. Это древнегреческая богиня справедливости Дике — дочка верховного олимпийского бо

Физика – это наука, которая изучает материальные явления вокруг нас. Одно из них - действие тела на опору или подвес, которое называется весом.

Плавание является одним из самых популярных видов физической активности. В процессе плавания принимают участие все группы мышц человека. По данной дисциплине существуют соревнования, которое

30 мая 1672 года в семье московского царя Алексея Михайловича и его жены Натальи Нарышкиной родился сын Пётр. В младенчестве Петр воспитывался нянечками. В четыре года он лишился отца

Киноиску́сство — вид художественного творчества, сформировавшийся на технической основе кинематографии. Киноискусство — составная часть искусства экрана, включающего и производящего, основанного на средствах аудиовизуальной коммуникации: телевидение, видеокассетах и видеодисках, голографии и др., которые могут служить и формами распространения кинофильмов.

Содержание

Рождение киноискусства

На момент зарождения кино первыми столпами нового искусства стали литература, театр и живопись.

Литература дала кинематографу:

  • сюжетное построение фильма, то есть сценарий.
  • подтолкнула кино к ракурсному видению человека или события. (Принцип ракурсного видения).
  • кроме того, принцип монтажного построения.

Разница между кино и литературой такова: образы в литературе умозрительные, а в кино зрительно-словесные.

Театр дал кинематографу:

  • опыт построения объёмных декораций.
  • систему и методику разводки актёров при постановке тех или иных мизансцен.
  • метод подбора актёров на роль.

Живопись дала кинематографу:

    /построение кадра.
  • организацию цветового решения.

Киноискусство включает драматургические, языковые, музыкальные, живописно-пластические элементы, игру актёров. Киноискусство не дублирует и не заменяет театр, литературу, музыку, или живопись, а перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации не приводит к вытеснению и гибели киноискусства, а расширяет сферу художественного творчества, а также предоставляет новые возможности.

Виды киноискусства

Игровое кино

Игровое кино — вид киноискусства, построенный на игре актёров. К игровому кино относятся практически все произведения кинематографа за исключением части документального кино.

Короткометражное кино

Документальное кино

Совершенно отдельным явлением киноискусства является документа́льное кино́ или, как его ещё называют, неигрово́е кино́. Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.

Кинематографические школы

Голливудский кинематограф

Голливудский кинематограф, безусловно, является самым популярным в мире. Он представляет из себя гигантскую киноиндустрию, распространившую своё влияние на весь мир. Ежегодно в Голливуде создаются тысячи фильмов — это настоящий отлаженный конвейер.

Хотя многие упрекают Голливуд в излишней примитивности, отсутствии новых творческих идей и излишней коммерческой направленности, но популярность голливудских фильмов говорит сама за себя. Считается, что голливудское кино реализует самую суть кинематографа — зрелище. В голливудских фильмах можно найти именно то полуцирковое зрелище, ради которого зрители приходили на киносеансы ещё в конце XIX века. Более того, Голливуд имеет значительное влияние и на кинематограф других стран. Не секрет, что именно голливудские фильмы задают моду во многих жанрах кино. Они же являются определяющими и в выборе сюжета, и в подборе ансамбля актёров, и в создании имиджа фильма для рекламной кампании.

Ещё одна отличительная особенность этой кинематографической школы — необычайное искусство создавать спецэффекты. Именно спецэффектам обязаны своим успехом большинство голливудских блокбастеров.

Независимое американское кино

Последние трое давно вышли на уровень культовых фигур интеллектуального кино.

Английское кино

Среди представителей английского кино следует выделить режиссёров Дерека Джармена и Питера Гринуэя. Оба они в фильмах уделяют много внимания своеобразному визуальному решению. Более известен Гринуэй, доводящий, кажется, до предела эстетичность каждого кадра, наполняющий свои фильмы аллюзиями на классические живописные полотна и озабоченный проблемами мёртвого и живого, хаотичного и упорядоченного.

Французское кино

Итальянское кино

Скандинавское кино

Немецкое кино

Индийское кино

Новые кинематографические школы

Советское кино

Советское кино всегда было очень самобытно. Отчасти это объясняется тем, что оно десятилетиями развивалось в изоляции от остального кинематографа. Первый успех пришёл к советскому кино в эпоху немого кино. Тогда новаторское пролетарское киноискусство, призывающее к мировой революции, вызывало на западе большой интерес. Особенно ценными считаются работы режиссёра Сергея Эйзенштейна, которые вообще значительно повлияли на развитие кино как жанра искусства. После бурных 1920-х наступило некоторое затишье.

После второй мировой войны лишь единичные советские фильмы для массовой аудитории имели успех за рубежом. Это прежде всего объясняется тем, что специфика советской жизни была непонятна и неинтересна иностранному зрителю, советские фильмы считались довольно примитивными. С другой стороны, в СССР доступ к иностранному кино был весьма ограничен по идеологическим причинам. Внутри СССР советское кино было популярно, кинотеатры часто бывали заполнены до отказа, киноиндустрия приносила государству значительный доход. Целые жанры киноискусства были запрещены цензурой, допустимая художественная стилистика фильмов была значительно сужена.

Российское кино

Со времени распада СССР, все 1990-е годы российское кино находилось в упадке. Возрождение началось лишь в начале XXI века. Говорить о какой-то самобытности российского кино, пожалуй, преждевременно. Свой стиль у российского кино ещё не выработался. Большинство качественно снятых фильмов пока подражают голливудскому стилю, есть отдельные фильмы, напоминающие французское и немецкое кино. Снято также множество менее качественных фильмов, напоминающих худшие образцы советского кино. Но российское кино ещё слишком молодо, со временем стилистические тенденции проявятся яснее.

Кинофестивали и кинопремии

Со времени появления самого кинематографа вставал вопрос о качественной оценке фильмов и работы отдельных членов съёмочной группы. Один из объективных показателей успеха кинофильма — это кассовый сбор с проката. Когда зрители голосуют покупкой билетов — это безусловная оценка качества фильма. Но считать этот показатель единственно верным было бы ошибкой. Ведь все фильмы изначально находятся в разных условиях: одни широко разрекламированы и анонсированы, для других даже не изготовляется качественных афиш; одни фильмы блещут именами звёзд с афиши — другие делаются начинающими кинематографистами, которым не по карману приглашение звезды. Есть ещё целый ряд психологических факторов, которые влияют на финансовые показатели фильма. Кроме того, условия проката во всех странах разные, поэтому сопоставить сбор фильма в разных странах бывает трудно. Очевидно, что и национальные и культурные особенности могут влиять на популярность фильма. А помимо всего, сбор с проката может оценить лишь успех фильма в целом, но не вклад отдельных членов съёмочной группы.

Каннский кинофестиваль

Венецианский кинофестиваль

Берлинский кинофестиваль

Московский кинофестиваль

Московский фестиваль кино Латинской Америки

Московский фестиваль современного кино Латинской Америки, объединивший в одной программе фильмы разных стран региона, ставит своей задачей популяризацию культуры стран Латинской Америки.

Санкт-Петербургский международный молодежный кинофестиваль

Фестиваль является единственным в своем роде кинофорумом в Санкт-Петербурге. Ежегодный фестиваль, посвященный фильмам молодых режиссёров.

Лондонский кинофестиваль

Кинофестиваль в Торонто

Этот фестиваль не очень известен за пределами Северной Америки, но Ассоциация кинопродюсеров отводит ему место почти наравне с Венецианским кинофестивалем.

Премия BAFTA

Премия Сатурн

Кинофестиваль NICE

Произведение киноискусства создаётся в процессе совместной работы кинодраматурга (автора сценария); режиссёра, определяющего истолкование и реализацию замысла и руководящего работой остальных участников постановки; актёров, воплощающих образы действующих лиц; оператора, характеризующего действие средствами композиционной, светотональной и цветовой трактовки кадров; художника, находящего изобразительную характеристику среды действия и костюмов действующих лиц (а в анимационном кино и внешнюю характеристику персонажей); ком­по­зи­то­ра, зву­ко­ре­жис­сё­ра, мон­та­жё­-ра и др.

Определённые черты и качества искусства свойственны и такой полифункциональной, прикладной форме кинематографии, как научно-популярное кино, которое может содержать документальные, анимационные и игровые кадры и эпизоды. Широкое распространение, особенно на телевидении, получили и короткометражные рекламные фильмы с рядом специфических художественных особенностей.

Уже в период немого кино сложилось деление фильмов на короткометражные (менее 35 минут), полнометражные (как правило, от 1 до 2 часов) и многосерийные, демонстрирующиеся обычно в несколько сеансов. В конце 20 века, с распространением телевизионных форматов, полнометражными стали считаться фильмы длительностью 52 минуты и более.

Жан­ры киноискусства, от­но­си­тель­но чёт­ко раз­гра­ни­чи­вав­шие­ся на ран­них ста­ди­ях раз­ви­тия ки­но (ме­ло­дра­ма, при­клю­ченческий фильм, ко­ме­дия и др.), видоизменяются, испытывают тенденцию к слиянию, взаимопроникновению или даже распаду. В одном произведении могут сочетаться черты комедии, мелодрамы, детектива и т.п. Жанровая трактовка фильма (степень его верности тому или иному жанровому канону) обусловлена, прежде всего, творческой индивидуальностью, эстетическими воззрениями режиссёра, кинодраматурга и других создателей фильма.

Исторический очерк.

В 1920-е годы особое распространение получили поиски живописно-пластической и ритмической выразительности кинематографического образа. Наиболее яркими примерами были немецкий экспрессионизм в кино (П. Вегенер, Р. Вине, Ф. Ланг, П. Лени, Ф. В. Мурнау) с его подчёркнутым гримом, рисованными утрированными декорациями, искажёнными пропорциями и французский импрессионизм (А. Ганс, Ж. Дюлак, Л. Деллюк, М. Л’Эрбье, Ж. Ренуар, Ж. Эпштейн) с обилием фотографических живописных эффектов. Заметно их влияние и на другие течения и национальные школы, в особенности на шведское кино. Иначе трансформировала повествовательные стереотипы американская эксцентрическая комедия (Б. Китон, Г. Ллойд, М. Сеннетт, Ч. Чаплин); принцип рассказа здесь не нарушался извне метафорическими сопоставлениями, а скорее взрывался изнутри эксцентрической структурой гэга, нарушавшего законы бытовой логики, продолжая традицию эксцентрических форм зрелищных искусств.

В ус­ло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки ки­но ста­но­ви­лось вы­год­ным ком­мерческим пред­при­яти­ем, пра­во ре­шать творческие во­про­сы по­сте­пен­но при­сваи­ва­ли про­дю­се­ры (эта сис­те­ма на­шла наи­бо­лее пол­ное во­пло­ще­ние в Гол­ли­ву­де). Искания, не соответствовавшие главной зрелищно-повествовательной линии развития коммерческого кино, вытеснялись в область экспериментального кинематографа, где преобладали чисто формальные поиски в русле таких художественных направлений, как дадаизм (Р. Клер), абстракционизм (Х. Рихтер, В. Эггелинг, В. Рутман, О. Фишингер), сюрреализм (Л. Буньюэль).

В качестве массового вида искусства киноискусство было востребовано как средство политико-идеологического воздействия, что особенно ясно проявилось в прямом использовании средств кино для фашистской и милитаристской пропаганды в Германии, Италии, Японии и ряде других стран. Вместе с тем развивались и антибуржуазные тенденции (английская школа документального кино, произведения критического реализма во Франции и США). В годы 2-й ми­ро­вой вой­ны воз­рос­ла роль до­ку­мен­та­ли­сти­ки.

Одним из достижений киноискусства 1940-х годов стала так называемая глубинная мизансцена, в сочетании с внутрикадровым монтажом позволившая на новом этапе вернуться к эффекту достоверности. Родоначальниками этого специфического метода считаются Ж. Ренуар, М. И. Ромм и У. Уайлер, а самыми яркими представителями - О. Уэллс и А. Хичкок. Вместо того, чтобы разрезать плёнку, а потом склеивать её фрагменты, авторы такого рода фильмов отделяли главное от второстепенного путём движения камеры (а вместе с ней и взгляда зрителя) - зачастую весьма сложного, переходящего от персонажа к персонажу, от говорящего к слушающему, от одного события к другому. В одном кадре могло быть одинаково отчётливо показано несколько планов: передний, средний и задний. Если в первые десятилетия истории кино операторы постепенно учились выделять фокусировкой в кадре лишь определённую пространственную зону, в которой происходило действие, их последователи в 1940-х и 1950-х годах благодаря особого рода оптике проделали обратную операцию. Это позволяло вносить в кадр, наряду с необходимыми, основными для дальнейшего развития событий элементами, второстепенные объекты, составляющие часть информационного фона. Экран уподоблялся детективному повествованию, в котором самые существенные детали остаются незаметными, поскольку перемешиваются с другими - несущественными или уводящими в сторону от линии расследования. Зритель, таким образом, сам как бы становится соавтором повествования и, пытаясь разгадать замысел автора, может двинуться в совершенно непредвиденном направлении. Более того, действие на переднем плане нередко использовалось как преграда, препятствующая восприятию основного содержания кадра и заставляющая зрителя пробираться сквозь эти подробности, чтобы выйти на открытое пространство сюжета.

В 1960-70-х годах в США и странах Западной Европы, а позднее в Центральной и Восточной Европе большую часть посетителей кинотеатров составили студенчество и интеллигенция. Новая ситуация привела к своеобразному переплетению в отдельных фильмах элементов авангардистской выразительности и стереотипов массовой культуры. Если раньше кинематографические эксперименты почти никогда не получали выхода к широкой публике, то теперь причастность к авангарду стала одним из залогов кассового успеха. На Западе и в Восточной Европе получила распространение теория так называемого авторского кино, в рамках которой утверждалось, что фильм, как и другие произведения автономных искусств, является результатом индивидуального творчества, что режиссёр и сценарист вместе представляют собой единого автора.

Глобализационные процессы 1980-1990-х годов дали импульс развитию самобытных кинематографических школ в ряде государств Западной Европы, появлению новых кинематографий во многих странах Азии, Африки, Латинской Америки. Среди режиссёров, создавших самобытный киноязык: П. Альмодовар, А. Каурисмяки, Й. Стеллинг, Э. Кустурица. С процессом формирования постмодернизма тесно связано искусство режиссёров П. Гринауэя, Д. Линча, К. Тарантино. Влияние клиповой эстетики во многом определяет стилистику фильмов Т. Тыквера, Д. Бойла, Ж. П. Жене и М. Каро, Г. Ван Сента. Для этого периода также характерен возросший интерес западного кинематографа к культуре и эстетическим принципам Китая и Юго-Восточной Азии. В 1980-2000-х годах международное признание получили режиссёры Ли Ань (в западной прессе - Ang Lee, Энг Ли), Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу, Цзян Вэнь, Лоу Е, Хо Цзяньци, Ван Цюаньань, Цзя Чжанкэ, Им Квон Тэк, Ким Ки Дук и др. Как оппозиция голливудскому мейнстриму воспринимается в мире кинематография Ирана (А. Кияростами и др.), заставившая вспомнить об опыте итальянского неореализма.

В 1930-е годы наряду с историко-революционными картинами (братья Васильевы, Е. Л. Дзиган, М. И. Ромм, С. И. Юткевич) появились кинопроизведения, вдохновлённые утопическими настроениями, пафосом всеобщей гармонии, обогатившие киноязык множеством находок и вскоре в большинстве своём подвергшиеся остракизму за формализм (фильмы И. А. Савченко, Б. В. Барнета, А. И. Медведкина, А. М. Роома и др.). Эстетическая унификация в соответствии с требованиями канона социалистического реализма приводила к жанровому и стилевому единообразию (одним из ведущих жанров стал историко-биографический), в то же время выдвигая на первый план актёрские индивидуальности в лучших кинопроизведениях эпохи (фильмы С. А. Герасимова, А. Г. Зархи и И. Е. Хейфица, Ю. Я. Райзмана). Вместе с тем в 1930-х годах возникла советская массовая кинокультура, получили распространение фильмы развлекательных жанров, отмеченные влиянием идеологических стереотипов, но основанные на приключенческих и комических элементах, популярных песнях и т.д. (фильмы Г. В. Александрова, И. А. Пырьева, А. В. Ивановского, К. К. Юдина и др.). Невзирая на ужесточавшуюся идеологическую цензуру, жанрово-стилевое многообразие киноискусства проявилось в развитии и взаимообогащении национальных кинематографий СССР.

В годы Великой Отечественной войны особое значение приобрели фронтовая кинохроника, военно-пропагандистские фильмы. Самыми популярными были жанры мелодрамы, комедии и народной трагедии (фильмы А. Б. Столпера, Л. Д. Лукова, Г. М. Раппапорта, В. И. Пудовкина, Ф. М. Эрмлера, М. С. Донского, Б. В. Барнета, А. М. Роома и др.).

В послевоенные годы по экономическим и идеологическим причинам существенно сократился объём кинопроизводства. Ведущим вновь стал историко-биографический жанр, трактуемый в рамках эстетических догм социалистического реализма.

В конце 1960-х - середине 1980-х годов, несмотря на идеологическое давление, отечественное киноискусство выходило на новые рубежи в творчестве Анд. А. Тарковского, А. Ю. Германа, А. С. Кончаловского, Н. С. Михалкова, С. И. Параджанова, К. Г. Муратовой, И. А. Авербаха, Г. Н. Данелии, Л. Е. Шепитько, Г. А. Панфилова, Э. Г. Климова, С. А. Соловьёва, Р. Г. Балаяна, Д. К. Асановой, П. Г. Чухрая и др. Широкой популярностью пользовались ленты Э. А. Рязанова, В. М. Шукшина, эксцентрические комедии Л. И. Гайдая.

В начале 21 века в России, как и в большинстве стран с развитой кинематографией, появилось фестивальное кино, а затем и отечественные варианты массовой кинокультуры, в известной мере продолжавшие советские традиции, но отмеченные значительно большим, чем ранее, влиянием Голливуда: получили широкое распространение ремейки (новые версии классических фильмов) и сиквелы - продолжения коммерчески успешных картин.

Иллюстрация:

Читайте также: