Сообщение о картине сурикова

Обновлено: 02.07.2024

Василий Иванович Суриков (Vasily Ivanovich Surikov; родился 24 января 1848 г. — умер 19 марта 1916 г.) — подлинно русский великий художник рубежа XIX—XX веков, сумевший воплотить в своих исторических произведениях самую суть народного характера. Помимо монументальных картин, Василий Суриков писал также превосходные камерные портреты и был мастером пейзажей.

Биография Василия Сурикова

В 1875 г. молодой человек окончил курс и двумя годами позже перебрался в Москву, где его ждала работа над фресками для кафедрального соборного Храма Христа Спасителя.

25.01.1878 г. Василий Суриков сочетался браком с французской дворянкой Елизаветой Шаре. Это был союз, заключенный по страстной любви.

В трилогии уже явственно заметен уникальный почерк: тщательная проработка деталей, динамично выстроенная композиция, усиленное внимание к цвету.

В дальнейшем жизнь художника сосредоточилась в дочерях, Ольге и Елене. В 1910-е Суриков много путешествует: вместе с зятем Петром Кончаловским он едет в Испанию, затем в 1914-м посещает родной Красноярск, где рисует пейзажи, в 1915-м отправляется в Крым. В своем творчестве он снова и снова обращается к событиям, показывавшим мощь и силу духа русского народа.

Гений, наделенный даром видеть давно минувшие эпохи, занял особенную, новую нишу в живописи. Стремясь к попранию догматов академического искусства, недовольный его холодом и безжизненностью, художник-новатор включал в свои картины элементы быта и скрупулезно воспроизводил архитектурный фон. Свободная группировка фигур смотрелась невероятно убедительно. Его работы буквально погружали зрителя в событие, рождая ощущение личной сопричастности к истории.

Самые известные картины Василия Сурикова

Картины Василия Ивановича Сурикова имеют название, тему, но подлинное их содержание — то, что художник пережил лично, то, что поразило когда-то его ум, воображение, взяло за душу. Мастер не делился замыслами ни с кем: будто частица его духа переселялась в полотно, оживляя его — и тогда сила воздействия картины достигала максимума. Наиболее известны работы:

На портале Very Important Lot вы можете принять участие в аукционах и недорого купить картины в собственную коллекцию или в подарок. На нашем сайте продаются как работы современных художников, так и шедевры живописи прошлого.

Василий Суриков прославился своими историческими полотнами

24 января 1848 года родился русский живописец Василий Иванович Суриков. Исторические полотна художника трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. Узнайте, о чем рассказывают нам картины Сурикова

Фигура Петра I? учинившего расправу над стрельцами едва видна в левой части картины

Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.


Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков?

Суриков не изобразил на картине погибшую персидскую княжну

Суриков изобразил штурм суворовскими войсками альпийского перевала

Суриков изобразил Меншикова не процветающим фаворитом, а больным стариком в ссылке

Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом. Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык - тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.

Суриков изобразил битву Ермака и Кучума на иртыше

Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице - безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.

Незамужних русских царевен ждала монастырская келья

Возрастная категория сайта 18 +

Суриков

Другое

Огромный вклад в развитие русской художественной школы внёс В.И. Суриков. Выдающийся художник-передвижник, академик за свою творческую жизнь создал ярчайшие масштабные исторические полотна. Картины Сурикова известны далеко за пределами России. Изображая значимые исторические события России, Суриков стал одним из ведущих художников мирового масштаба.

Великие картины Сурикова исторического жанра

Утро стрелецкой казни (1881)

Самые известные картины Сурикова: Утро стрелецкой казни

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки. Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Меншиков в Берёзове (1883)

Меншиков в Берёзове

Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.

А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.

Боярыня Морозова (1884-1887)

Самые знаменитые картины Сурикова: Боярыня Морозова

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Взятие снежного городка (1891)

Взятие снежного городка

Эта весёлая, озорная, праздничная картина полная противоположность предыдущих работ В. И. Сурикова. Масленичные гуляния всегда сопровождались в России весёлыми забавами. Люди сооружали снежную крепость. В игре участвовали две команды: одна группа защищала крепость, а вторая — пыталась её захватить. Оружием в этой схватке был смех, радостные крики и снежки.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)

Самые красивые картины Сурикова: Покорение Сибири Ермаком

В. И. Суриков родился в Красноярске, и его всегда интересовала история покорения Сибири. В 1895 году было написано полотно, посвящённое этой героической теме. В 1582 году произошло решающее сражение между войском хана Кучума и казачьим войском Ермака.

Художник преподнёс это событие, как подвиг русского народа и русского воинства. Огромное полотно, размером 285×599 см, было куплено Николаем II за 30 000 рублей, и объявлено народным достоянием. Для всеобщего обозрения картина была выставлена в Русском музее.

Переход Суворова через Альпы (1899)

Переход Суворова через Альпы

На картине изображён эпизод покорения перевала Рингенкопф русскими войсками во главе с Суворовым. Крутой спуск, практически вертикальный, пугает солдат. Многие крестятся. Но, решительность и отвага своего командира внушает абсолютное доверие и уверенность. Солдаты преодолевают очередное препятствие с мужеством и достоинством, на которые способны лишь русские солдаты.

Портрет дочери художника в детстве (1888)

Самые известные картины Сурикова: Портрет дочери

Степан Разин (1907)

Степан Разин

Работа над этой картиной продолжалась начиная с 1887 года, практически десять лет. За это время Суриков несколько раз изменял композицию, позу и лицо Разина. В этот период художник пережил личную драму — смерть любимой жены. В начале он задумал изобразить рядом с Разиным восточную княжну, но после смерти жены, Суриков изобразил Разина в глубокой задумчивости и одиночестве, несмотря на то, что его окружали братья казаки.

Внешнее сходство персонажа с художником также подтверждает то, что Суриков этим полотном подчёркивал своё горе от потери жены.

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Картины Сурикова: Посещение царевной женского монастыря

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Императрица Анна Иоанновна на охоте (1900)

Императрица Анна Иоанновна на охоте

Императрица слыла отличным стрелком. В момент охоты на оленя Суриков изобразил её со спины, в решительной позе, с ружьём наперевес.

https://most-beauty.ru/wp-content/uploads/2020/03/Surikov.jpg

Огромный вклад в развитие русской художественной школы внёс В.И. Суриков. Выдающийся художник-передвижник, академик за свою творческую жизнь создал ярчайшие масштабные исторические полотна. Картины Сурикова известны далеко за пределами России. Изображая значимые исторические события России, Суриков стал одним из ведущих художников мирового масштаба.

Великие картины Сурикова исторического жанра

Утро стрелецкой казни (1881)

Откроет наш список на most-beauty самое первое масштабное историческое полотно художника размером 218×379 см. Сейчас оно находится в одном из центральных залов Третьяковской галереи. Вокруг этой картины всегда много зрителей. И не зря, ведь события, изображённые В. И. Суриковым, относятся к одному из самых трагических моментов истории государства Российского.

Эпоха царствования Петра Великого была окрашена не только яркими красками побед и великих свершений. Стрелецкий бунт под началом царевны Софьи, сёстры царя, был жестоко подавлен, а тысячи стрельцов отправлены на плаху. Момент прощания стрельцов со своими семьями настолько реалистичен, что создаётся впечатление присутствия. Зритель становится участником и свидетелем происходящего.

На картине диагональю пересекаются два взгляда: первый взгляд молодого Петра I — гневный, величественный, испепеляющий, а второй взгляд принадлежит рыжему стрельцу, скованному в колодки.

Стрелец не подчинился царской воле, и готов к смерти. Центральная фигура стрельца демонстрирует покорность приговору. Казнь происходит на Красной площади у Кремля, и она окончательно закрепляет царствование Петра на российском троне. Трагизм картины подчёркивают мрачные тона и серость осеннего утра.

Меншиков в Берёзове (1883)

Меншиков в Берёзове

Это полотно рассказывает о последних годах жизни близкого друга и фаворита Петра I, а ныне опального князя Александра Меншикова. Он изображён вместе с сыном и дочерьми. Блеск соратника царя сменился холодом и безнадёжностью ссылки в удалённом селе Берёзово. Меншиков сидит в кресле, закутавшись в тулуп. Его левая рука нервно сжата в кулак. Волосы на голове взъерошены.

А когда-то Алексашка Меншиков, выходец из простого народа, блистал в самых дорогих и величественных париках той эпохи. Уничижительность ситуации, в которую попал этот великий человек, подчёркивает тёмный низкий потолок. В избе холодно, все дети тепло одеты. Одна из дочерей читает библию, остальные с тоской сидят подле отца.

Боярыня Морозова (1884-1887)

Самые знаменитые картины Сурикова: Боярыня Морозова

На создание этого огромного полотна (а размер действительно внушительный: 304×587,5 см) у Сурикова ушло три года. Титаническая подготовительная работа над картиной принесла потрясающие плоды. Созданные Суриковым этюды стали самостоятельными законченными картинами.

Эта картина воистину величайший шедевр живописи. Тяжёлые розвальни тащат сквозь толпу мятежную боярыню-раскольницу. Она подняла над толпой руку с двуперстием — символом старой веры. Как говорил художник, его долго мучил вопрос, как создать видимость движения саней. Находка была потрясающей.

Взятие снежного городка (1891)

Взятие снежного городка

Эта весёлая, озорная, праздничная картина полная противоположность предыдущих работ В. И. Сурикова. Масленичные гуляния всегда сопровождались в России весёлыми забавами. Люди сооружали снежную крепость. В игре участвовали две команды: одна группа защищала крепость, а вторая — пыталась её захватить. Оружием в этой схватке был смех, радостные крики и снежки.

Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем (1895)

Самые красивые картины Сурикова: Покорение Сибири Ермаком

В. И. Суриков родился в Красноярске, и его всегда интересовала история покорения Сибири. В 1895 году было написано полотно, посвящённое этой героической теме. В 1582 году произошло решающее сражение между войском хана Кучума и казачьим войском Ермака.

Художник преподнёс это событие, как подвиг русского народа и русского воинства. Огромное полотно, размером 285×599 см, было куплено Николаем II за 30 000 рублей, и объявлено народным достоянием. Для всеобщего обозрения картина была выставлена в Русском музее.

Переход Суворова через Альпы (1899)

Переход Суворова через Альпы

На картине изображён эпизод покорения перевала Рингенкопф русскими войсками во главе с Суворовым. Крутой спуск, практически вертикальный, пугает солдат. Многие крестятся. Но, решительность и отвага своего командира внушает абсолютное доверие и уверенность. Солдаты преодолевают очередное препятствие с мужеством и достоинством, на которые способны лишь русские солдаты.

Портрет дочери художника в детстве (1888)

Самые известные картины Сурикова: Портрет дочери

Степан Разин (1907)

Степан Разин

Работа над этой картиной продолжалась начиная с 1887 года, практически десять лет. За это время Суриков несколько раз изменял композицию, позу и лицо Разина. В этот период художник пережил личную драму — смерть любимой жены. В начале он задумал изобразить рядом с Разиным восточную княжну, но после смерти жены, Суриков изобразил Разина в глубокой задумчивости и одиночестве, несмотря на то, что его окружали братья казаки.

Внешнее сходство персонажа с художником также подтверждает то, что Суриков этим полотном подчёркивал своё горе от потери жены.

Посещение царевной женского монастыря (1912)

Картины Сурикова: Посещение царевной женского монастыря

Эта картина Сурикова — его последняя крупная живописная работа. Она рассказывает о незавидной доле русских царевен, которым суждено было всю жизнь томиться в заточении своих девичьих покоев.

Царевны не могли выйти замуж, так как царственных православных женихов не было, заморские женихи считались еретиками, а отдавать царскую дочь за русских бояр и князей было недопустимо — они ей не ровня. Редким разнообразием в их жизни был выход в сопровождении нянек и мамок на поклон в женский монастырь.

Императрица Анна Иоанновна на охоте (1900)

Императрица слыла отличным стрелком. В момент охоты на оленя Суриков изобразил её со спины, в решительной позе, с ружьём наперевес.

Послесловие

Самые известные картины Сурикова: Суриков

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Биография и картины Василия Ивановича Сурикова

В развитие русской художественной школы большой вклад внёс Суриков Василий Иванович. Он родился 24 января (12 января - по старому календарю) 1848года в сибирском городе Красноярске. Родители Сурикова, отец Иван Васильевич Суриков, служивший губернским регистратором и мать Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина принадлежали к числу потомков первых казачьих родов. Предки его по отцовской линии, возможно, пришли в эти края с Дона чуть ли не во времена Ермака. Казачье происхождение было для Сурикова предметом особой гордости – об этом говорит то, что Василий Иванович прямо называл себя русским казаком.

О ранних годах жизни, детстве Сурикова, мы знаем в основном из работы поэта М. Волошина. Незадолго до кончины живописца, в 1913 году М. Волошин, работая над монографией о Сурикове, заказанной И. Грабарем, часто встречался и разговаривал с выдающимся художником.

В 1859 году умирает отец художника, его семья оказывается в тяжелом материальном положении. Прасковья Федоровна вынуждена была сдать жильцам второй этаж своего дома, а сама не отказывалась от случайного заработка. Суриков оканчивает Красноярское уездное училище в 1861 году и поступает на службу в губернское управление - канцеляристом. К этому времени он уже решил, что станет художником. Большим везением и удачей для Сурикова явилось знакомство с Н. Гребневым, ставшим первым его наставником и учителем. Гребнёв распознал в подростке большой потенциал, и мягко, но настойчиво стал направлять его в нужное русло.

После этого последовали триумфы. К сожалению и возмущению учителя Сурикова П. Чистякова, гарантирующей заграничную стажировку золотой медали, Суриков после окончании Академии не получил. Через полгода Сурикову всё-таки предложили поездку за границу, но он отказался от неё, взявшись за роспись фресок в храме Христа Спасителя в Белокаменной.

Выдающийся русский художник-передвижник умер 19 марта (6 марта - по старому календарю) в Москве. Ваганьковское кладбище стало последним приютом художника.

Читайте также: