Сообщение о караимах и крымчаках

Обновлено: 30.06.2024

Крым - многонациональный регион, причем с глубокой древности. Крымские татары, греки, русские, армяне, евреи, болгары и разные малые народности - если перечислять всех, выйдет слишком длинный абзац. Особый интерес представляет малые народы, которые возникли именно в Крыму и оттуда распространились по миру. Такие как, караимы и крымчаки.

В настоящее время туристы приезжают на полуостров Крым в том числе и для того, чтобы познакомиться с культурой, обычаями и древними городами этих народов. У караимов и крымчаков есть ряд общих черт, хоть эти два народа очень самобытные и интересные.

Один из самых загадочных народов Крыма (а можно сказать, и мира) - это караимы. Исследователи на протяжении уже сотен лет спорят о происхождении этого народа, его культуры и религии. И не сказать бы, что и на данный момент ситуация прояснилась.

Исходные данные караимов таковы:

  • немногочисленный этнос, схожий с окружающими тюркскими народами образом жизни, бытом, устным фольклором и языком, который относится к кыпчатской группе тюркской семьи языков;
  • в языке содержится широкий пласт гебраизмов, то есть заимствований или калек из древнееврейского языка;
  • религия этого народа - караимизм, разновидность иудаизма, которая признает священными текстами только книги Танаха (включая Тору), а не Талмуд и Устную Тору;
  • исторический письменный язык этого народа - древнееврейский (деловая переписка, литургии, надгробные эпитафии и т. п.).

Существует несколько теорий о происхождении караимов: семитическая (караимы происходят от евреев, живших в Крымском ханстве), хазарская (они - потомки древнего народа хазар, которые переселились на полуостров с Волги), синтетическая (караимы произошли от слияния евреев с хазарами).

В письменных источниках караимы упоминаются в тринадцатом веке. Тогда в двух городах существовала караимская община - в Солхат, который тогда был столицей крымского ханства, а сейчас называется Старый Крым, и Кафе (в настоящее время - Феодосия).

С четырнадцатого века караимам было разрешено селиться в городе-крепости Кырк Ер (“сорок замков”), который в семнадцатом веке получает новое название - Чуфут-Кале (“еврейская крепость”). В это время практически все население города становится караимским. В восемнадцатом веке ограничения на проживание караимов в других городах, кроме Чуфут-Кале, и они постепенно стали покидать этот город.

В настоящее время руины Чуфут-Кале исследуются археологами, а также их посещают туристические группы. Наиболее сохранившиеся кенасы реставрируют современные караимы.

Вместе с караимами в Чуфут-Кале жили и крымчаки, также малая этнолингвистическая группа, которая сформировалась не раньше четырнадцатого века. В отличие от караимов крымчаки придерживались классической иудейской религии талмудического толка. Их родство с евреями никогда не отвергалось, хотя ряд ученых писал и о тюркской теории. Сами крымчаки называли себя “Детьми Израиля”.

В годы Великой Отечественной войны фашистами было уничтожено около восьмидесяти процентом всех крымчаков, их осталось примерно семьсот человек. Часть семей после развал СССР переселилось в Израиль, где слилась с местным населением. Из оставшихся в Крыму единицы знают язык крымчаков, таким образом этот народ и его культура находятся под угрозой исчезновения.

Но в последнее время предпринимаются усилия по сохранению этого этноса. Существует Крымское общество крымчаков “Кърымчахлар”, издается одноименный научно-популярный альманах. Проводятся национальные праздники и просветительские лекции.

Чтобы было понятно: коренные народы это те, которые обитали на определенных территориях до прихода туда переселенцев из других мест. Примером могут послужить индейцы Северной и Южной Америки.

Полуостров Крым в силу своего географического положения является самым многонациональным регионом Российской федерации. По последней переписи населения там насчитывают 176 народов. Веками на крымской земле проживали греки, поляки, венгры, молдаване, белорусы, евреи и представители других национальностей.

На днях Верховная Рада Украины приняла закон о коренных народах Крыма. В их число попали крымские татары, крымчаки и караимы. Им предоставляются широкие права в экономической, культурной и образовательной областях.

Кто же они такие, сколько их и чем они отличаются друг от друга

Крымские татары

В Российской империи всех представителей тюркоязычных народов называли татарами. Поэтому крымских не надо путать с казанскими. Это совсем другой народ, который к потомкам Золотой Орды не имеет отношения. Он обитал на просторах Крымского полуострова еще до татаро-монгольского нашествия.

Фаворит Екатерины II князь Потемкин завоевал Крымское ханство в 1783 году. На его территории была образована Таврическая губерния. За последующие годы сотни тысяч крымских татар, не пожелавших оставаться в составе Российской империи, эмигрировали в в Турцию.

Этот народ обвинили в сотрудничестве с немцами в ходе войны, что стало поводом к выселению 47 тысяч татарских семей в Среднюю Азию. Депортированным разрешили возвращаться лишь после 1989 года. Они проживают компактно в основном на южном побережье, а также в Симферополе. По переписи населения 2014 года в Крыму числится более 235 тысяч крымских татар.

Кто такие караимы

Это потомки обитателей древних пещерных городов Крыма и один из самых малочисленных народов на Земле. Они проживали здесь в течение многих веков, занимаясь скотоводством, земледелием и выращиванием табака. Крымские ханы относились к караимам лояльно. Сейчас на полуострове их всего лишь 536 человек. Еще сто лет назад караимов насчитывали более десятка тысяч, но войны, репрессии и ассимиляция сделали свое дело.

Язык, быт и фольклор караимов близки к крымским татарам. Однако есть между ними существенное отличие. Караимы исповедуют караизм – родственную иудаизму религию. Она основана на Ветхом завете, как священном писании, и не признает раввинов и Талмуд.

Крымчаки

Их относят к малочисленной еврейской этнолингвистической тюркоязычной группе. Из 1200 крымчаков в Израиле проживают 600, в Украине 400 и в Крыму 200 человек. Представители этого народа, исповедуя иудаизм, считаются древним еврейским населением Крыма. Их община увеличилась за счет евреев, изгнанных в XV веке из Испании. Поэтому путать крымчаков, в значительной мере принявших татарскую культуру, с крымскими татарами и караимами не следует.

Крымчаки сильно пострадали в годы оккупации немцами Крыма. Поэтому их так мало осталось на полуострове. Когда советским евреям разрешили выезжать в Израиль десятки семей крымчаков воспользовались этим правом на репатриацию.

После принятия Радой закона о коренных народах Украины они получили право свободно осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, в том числе обучаться на родном языке и создавать свои СМИ.

Не будет ли после этого русскоязычный народ Украины чувствовать себя людьми второго сорта?

Крым - один из самых многонациональных регионов России. Тут проживают 175 народов, в том числе коренные - крымские татары, караимы и крымчаки. Первых 200 тысяч, вторых и третьих - по несколько сотен.

Крымские татары: можно попробовать сосватать невесту

Название "крымские татары" осталось в русском языке с тех времен, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами. С историческими татарами или татаро-монголами (за исключением степных) они имеют мало общего, будучи потомками тюркоязычных, кавказских и других племен, населявших Восточную Европу до монгольского нашествия.

Фото: Илья Изотов

После победы России над Османской империей (1783 г.) сотни тысяч крымских татар эмигрировали - большей частью в Турцию. Оставшиеся не раз восставали против царской власти. Обвинение крымских татар, а также других народов полуострова в сотрудничестве с немцами стало поводом для их выселения с полуострова в мае 1944-го - в основном в Среднюю Азию. Всего было выселено 228 543 человека, 191 014 из них - крымские татары (47 тыс. семей). В отличие от других депортированных народов, которым разрешили вернуться на родину в 1956 году, в "оттепель", крымские татары были лишены этого права до 1989 года. В местах компактного проживания (южнобережье, Бахчисарайский, Белогорский, Судакский районы, Симферополь) до сих пор можно услышать крымско-татарскую речь, попробовать восточную кухню, остановиться в гостинице, оформленной в этническом стиле.

- Познакомиться с нашими традициями лучше в Бахчисарае, - говорит старший научный сотрудник Музея истории и культуры крымских татар Ленара Чубукчиева. - У нас возрождается ювелирное искусство, традиционная вышивка, керамика, резьба по дереву. В Симферополе работает этнографический музей, в Евпатории - культурно-этнографический центр "Одун-Базар", где желающим предлагают кулинарный и обрядовый туры. Например, поучаствовать в старинном ритуале сватовства невесты. В том числе в главной роли. Вас облачат в традиционный наряд и окрасят пальцы хной. Гостей угостят кубете - блюдом, которое печет невеста, чтобы продемонстрировать жениху свои кулинарные способности.

По словам Ленары, невесте до сих пор обязательно готовят приданое. В основном это вещи, которые можно использовать для оформления спальни. В семьях по-прежнему принято иметь много детей, которых называют восточными именами: Зарема, Эльвира, Ленур, Эдем, Айдер и т.д. Смешанные браки бывают, но не приветствуются. В домах, даже самых современных, присутствуют элементы восточного стиля. Обычно на стене висит декоративная тарелка или кожаное полотно в рамке с выдержкой из Корана.

До сих пор в Крыму сохранились тюркские названия населенных пунктов и водоемов. Переименованные в XVIII-XX веках города крымские татары между собой нередко называют по-прежнему: Симферополь - Акъмесджитом, Евпаторию - Гезлевом, Севастополь - Ахтияром.

535 караимов.

Некоторые традиции, присущие крымским татарам, близки еще одному коренному народу региона - караимам. Это один из самых малочисленных народов планеты. И 535 человек, то есть четверть представителей этнической группы, проживают в Крыму. В начале XX века их было 8 тысяч. Количество караимов катастрофически сократилось из-за войн, репрессий, голода и ассимиляции.

Фото: Юлия Майорова

- Это единственные ныне существующие жители Крыма - потомки обитателей пещерных городов, - рассказывает председатель научного совета крымских караимов Юрий Полканов. - Сейчас самая большая в мире община (300 человек) находится в Симферополе.

Родовое гнездо караимов располагается на Чуфут-Кале (сами они настаивают, что правильное название "Джуфт-Кале" - "Двойная крепость"). Это известный в Крыму экскурсионный объект, ежегодно принимающий тысячи туристов. В Бахчисарайском районе можно увидеть, как выглядели типовая караимская усадьба и кладбище. Кенассы (молитвенные дома) караимов вы увидите в Евпатории. Поблизости можно попробовать традиционную кухню.

"Рецепты национальных блюд в наших семьях сохраняются, - говорит Полканов. - Наиболее известны караимские пирожки с бараниной, катлама (лепешки), хамур-долма (маленькие пельмешки)".

Из караимов происходят и Нарышкины - известный русский дворянский род. Родоначальник рода - караим Мордка Кубрат, по прозвищу Нарыш, или Нарышко, выехавший в Москву в 1465 году. Его внук Исаак первым носил фамилию Нарышкин.

. и 228 крымчаков

Многие путают караимов с крымчаками. У них действительно есть общие черты культуры и языка, но религия отличается. Первые исповедуют караизм, вторые - иудаизм. Это одна из причин, по которой сегодня в регионе крымчаков осталось так мало (228 человек). Во время войны фашисты уничтожили 6 тыс. крымчаков вместе с евреями.

В симферопольском крымчакском музее целый зал посвящен жертвам Холокоста, а на 10-м км Феодосийского шоссе стоит памятник тысячам расстрелянным в течение нескольких декабрьских дней 1941 года. Среди них были и родные председателя культурно-просветительского общества крымчаков Доры Пирковой, которая выросла в семье, где разговаривали на крымчакском языке и готовили традиционные блюда. Но сегодня, говорит она, таких осталось мало.

- Крымчаки ассимилировались, - поясняет Дора. - Дети в основном крымчаки уже даже не наполовину, а лишь на четверть. Имена родители дают русские. Язык знают только старики.

В обществе стараются сохранить традиции: ежегодно в конце лета в разных городах проводят дни крымчакской культуры, собираются на праздники. И все же может случиться так, что уже через 30-50 лет народ ассимилируется полностью. Так что соприкоснуться с его культурой в Крыму лучше сегодня.

Самая красивая девушка Крыма-2015 - 21-летняя Ава Сейтумерова из Бахчисарая. В конкурсе "Крымская красавица" традиционно участвуют девушки русской, украинской, крымскотатарской, армянской, немецкой, чешской, болгарской и греческой национальностей. В этом году впервые были представлены эстонки, крымчаки и турчанки.

В Крыму официально существуют три государственных языка.

На русском языке в республике учится 96,2% школьников, на украинском - 1,1%, на крымско-татарском - 2,7% (еще 7% изучают его как предмет). По желанию дети посещают уроки армянского, болгарского, греческого и немецкого. Родные языки преподаются в греческой общине "Элефтерия", обществе болгар "Извор", воскресной школе при армянской церкви, немецких центрах "Содружество" и "Людвигсбург".

Караимы и крымчаки: живые идентичности исчезнувших этносов

Krimchaki-1923

Активный поиск идентичности можно наблюдать не только в среде крымских татар, но и таких малочисленных этнических групп, как караимы и крымчаки. В настоящее время в Крыму проживает около 900 караимов и 800 крымчаков, в подавляющем большинстве растворившихся среди местного населения. То обстоятельство, что караимы и крымчаки — почти исчезнувшие общности, не мешает их интеллигенции оживленно спорить о характере идентичности, поскольку от ответа на этот вопрос, по их мнению, зависит поиск путей сохранения этнических реликтов. В значительной степени и караимская, и крымчакская проблемы представляют собой наследие предшествующих времен, но постперестроечная эпоха внесла много нового в развитие самосознания этих двух малочисленных этносов.

Крымчаки: антииудейский сепаратизм или возвращение к истокам?

Трудно сказать, в какой мере выводы И.Ачкинази способны заложить основы действительного этнического самосознания, в то время как крымчаки, насколько нам известно, предпочитают пока перебираться не в свой этнический центр в Крыму — городок Карасубазар, — а в Иерусалим и Тель-Авив…

Процессы, связанные с переосмыслением и корректировкой национальных самосознаний, не могли не затронуть и русскоязычное большинство крымского населения. Здесь мы также сталкиваемся с целым рядом интересных поворотов.

Читайте также: