Сообщение о инновационных предприятиях

Обновлено: 08.07.2024

Инновационные фирмы – организации, чья деятельность напрямую связана с наукоемким производством. Основные функции подобных организаций – это научное исследование и интеграция новаций. Благодаря тому, что инновационные фирмы узкоспециализированы, они могут апробировать новации и передавать их партнерам в минимальные сроки.

Деятельности инновационных организаций сопутствует риск. По данным исследований 90% инновационных компаний убыточны, что допустимо, только если инновационная компания является аффилированной, а главная компания настолько крупна, что способна без проблем покрыть возникающие долги.

В России инновационные организации – достаточно новое явление; первые появились лишь в 80-х годах в формах МНЦ (молодежных научных центров) и ИТЦ (инженерно-технических центров).

Сектора инновационных фирм

Выделяют несколько секторов инновационной деятельности:


Сектор академической науки занимается фундаментальными междисциплинарными исследованиями. Основное преимущество этого сектора заключается в высокой квалификации кадров, но есть и минус – для Академий наук очень сложно найти инвесторов.

Главным преимуществом сектора ВУЗов является дифференциация – направления исследований, которыми может заниматься ВУЗ, разнообразны. Однако остро стоит вопрос о качестве исследований – являются ли студенты и аспиранты квалифицированными кадрами?

Рассмотрение преимуществ и недостатков секторов инновационной деятельности позволяет разделить все инновационные компании на две группы: те, которые разрабатывают продукт, и те, которые его интегрируют.


В современных условиях развития конкурентной среды одним из основных способов решения экономических, социальных и экологических проблем является использование новейших достижений науки и техники. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы экономический рост был интенсивным, т.е. был следствием применения более совершенных факторов производства и технологий. Предпосылкой интенсивного роста является использование в практической деятельности предприятий инновационной стратегии.

Технологические инновации играют все большую роль в обеспечении устойчивого экономического роста, превращая деятельность по исследованиям и разработкам в области науки и технологии в более высокую производительность труда и другие показатели экономического роста, разрешая другие экономические проблемы, стоящие перед каждым предприятием.

Таким образом, инновационная деятельность понимается как вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в технологические инновации – новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные нарынке, новые или усовершенствованные технологические процессы или способы производства (передачи) услуг, использованные в практической деятельности.

Необходимо отметить, что в основе стратегического управления лежит фактор адаптации, приспособления фирмы к изменяющимся условиям среды. Очевидно, что для этого фирма должна что-либо изменить в своей структуре, т.е. внедрить инновацию, которая позволит, во-первых, сохранить существующее положение фирмы, и, во-вторых, получить новые конкурентные преимущества.

Инновации представляют собой эффективную оборонительную реакцию фирмы на возникающие угрозы потери места на рынке, постоянное давление со стороны конкурентов, вызов новых технологий, сокращение срока жизни продуктов, законодательные ограничения и изменение ситуации на рынке. В наступательном варианте инновация - средство использования новых возможностей сохранения или завоевания конкурентного преимущества. В долгосрочном аспекте у предприятия нет другого выбора, кроме ведения инновационной политики, которая является единственным источником длительного успеха.

1 Глава. Инновационная деятельность предприятия: теоретические аспекты

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

В литературе насчитываются сотни определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Н. Мончев, И. Перлаки, Хартман В. Д., Мэнсфилд Э., Фостер Р., Твист Б., И. Шумпетер, Роджерс Э. и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Б. Санто считает, что инновация — это такой общественный — технический — экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. И. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. Во внутренней логике нововведений — новый момент динамизации экономического развития.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля — продажа).

Внедрение продукции с новыми свойствами.

Использование нового сырья.

Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

Появление новых рынков сбыта.

Деятельность по организации и осуществлению инновационных процессов называется инновационной деятельностью. Такая деятельность предполагает использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, опытно-конструкторских разработок и решений, различных новшеств для создания или усовершенствования продукта, выведенного на рынок, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого предприятием. Инновационная деятельность включает оказание образовательных, финансовых, консалтинговых услуг.

До конца 2013 года Газпром обладал монопольным правом на экспорт любого газа из России. После декабря 2013 года за ним осталась монополия на экспорт трубопроводного газа.

Компания входит в пятерку крупнейших производителей нефти в РФ, а также является крупнейшим владельцем генерирующих активов на ее территории. Их суммарная установленная мощность составляет 17% от общей установленной мощности российской энергосистемы.

Разведка и добыча- в этом секторе заняты более 20 дочерних обществ, которые ведут разведку и разработку месторождений углеводородв.

Конкурсный отбор заявок производится с использованием методики многокритериального анализа и специализированных компьютерных программ. Экспертизу заявок на выполнение работ и оценку результатов выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ осуществляет Научно-технический совет Общества.

снижение себестоимости продукции;

экономия энергетических ресурсов;

улучшение потребительских качеств производимой продукции;

повышение производительности труда;

повышение экологичности производства.

является документом долгосрочного планирования и управления, интегрированным в систему стратегического планирования развития Компании;

формируется на десятилетний период;

охватывает газовый, нефтяной и электроэнергетический бизнес

Планирование и организация НИОКР.

Всего в компании действует более 20 внутренних нормативных актов, непосредственно регулирующих деятельность в области корпоративных исследований и разработок. Основой для планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и формирования программ НИОКР в период 2002–2010 гг. служил Перечень приоритетных научно-технических проблем, который разрабатывался на среднесрочную перспективу и периодически актуализировался.

Отбор заявок в программы НИОКР осуществляется на конкурсной основе с использованием методов многокритериального принятия решений.

Разработка организационных документов.

Основными задачами управления инновационной деятельностью в рамках Программы инновационного развития являются:

обеспечение мотивации научных дочерних обществ и организаций к увеличению доли разработок с высоким потенциалом практической реализации результатов;

обеспечение мотивации научных дочерних обществ и организаций к выполнению поисковых работ как основы для определения стратегических направлений НИОКР и формирования разделов перспективных НИОКР в целевых научно-технических программах;

создание условий для стабилизации научных коллективов в условиях естественных колебаний конъюнктуры заказов на исследования и разработки;

создание систем управления научно-исследовательскими (опытно- конструкторскими, технологическими) работами в высших учебных заведениях (вузы), формирование организационных механизмов взаимодействия с вузами и научными организациями;

согласованная реализация программ инновационного развития головной компании и дочерних обществ и организаций;

интеграция программ освоения новых технологий с программой энергоэффективности и комплексной экологической программой.

Финансирование программы инновационного развития.

Читайте также: