Сообщение о картине распятие брюллова

Обновлено: 18.05.2024

Коллекция Государственного Русского музея


Распятие

Распятие

Заалтарный образ лютеранской церкви Свв. Петра и Павла в Петербурге. 1838


Пост. в 1939 из бывшей церкви Свв. Петра и Павла (Ленинград)

Автором проекта лютеранской церкви Свв. Петра и Павла, для которой писался образ, был брат художника - А.П. Брюллов. Возведение храма завершилось в 1838, тогда же в нем было установлено "Распятие".
По свидетельству А.Н. Мокрицкого, К.П. Брюллов начал работу над "Распятием" в 1836, работал "с высшим вдохновением" и завершил образ в 1838. Еще в мастерской картину видели великая княжна Мария Николаевна, В.А. Жуковский, стоявший перед ней с "благоговейным восторгом", А.В. Кольцов, на глазах которого дрожали "слезы душевного восторга" (Дневник художника А.Н. Мокрицкого. М., 1975, с. 136-137).

Изображены три Марии (Богоматерь, Мария Клеопова и Мария Магдалина), Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, скорбящие около распятого Христа.

Распятие

Картина Брюллова повествует о важном событии, описанном в Евангельской истории – казни Иисуса Христа, его смерти на Кресте.Это ключевое событие в евангельской истории описывается, конечно же, всеми евангелистами. На картине мы видим иллюстрацию следующего момента из Евангелия:

На картине Брюллов изобразил пять фигур, предстоящих у креста. Скорбность их состояния передает выражение лиц, позы и положение рук. Справа от Креста Господа изображена пресвятая Богородица со скорбным взором, обращенным на Сына. Рядом с Ней – любимый ученик Христа апостол Иоанн Богослов в преклоненной позе со сцепленными в замок руками. По левую сторону от Креста – Лонгин Сотник с Марией Магдалиной и ещё одной ученицей Христа. Лонгин, в зеленом тюрбане на голове, с изумлением смотрит на Христа, потому что именно здесь у Креста он уверовал и исповедовал распятого Сыном Божиим. Колорит картины передает трагичность момента, однако пробивающиеся лучи света словно предвестники грядущего Воскресения. Освещенная небесными лучами фигура Христа словно застыла в воздухе. Изображение трех гвоздей на кресте (обе ноги Спасителя пробиты одним гвоздем) говорит о том, кто картина эта основывалась не на православном толковании Евангелия.

История создания.

Отношение автора к вере.

Биография.

Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья

На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.).

Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.


Петр Селинов

…Но прежде чем рассказывать о картине, хочу отмотать ленту истории и вспомнить самые главные события в истории христианства, случившиеся в Иерусалиме две тысячи лет назад. Впрочем, не все дни, а лишь один конкретный и страшный день – Великую Пятницу.



Но на момент заказа картины графу Николаю Владимировичу Адлербергу всего 25 лет. Он штабс-капитан Императорской гвардии и уже успел зарекомендовать себя отважным солдатом в военной кампании на Кавказе.



…Теперь перенесемся в наше время, ибо в дни сегодняшние начинается последний акт в истории шедевра Брюллова. Долгое время считалось, что картина исчезла. Искусствоведы помнили о ней, но считали ее безвозвратно утерянной. Картину случайно обнаружил в 2002 году живущий в Германии коллекционер Александр Певзнер. Полотно он увидел в православной общине в Брюсселе. Как картина из имения графа Адлерберга в Мюнхене попала в Брюссель, история умалчивает.

Правда, увидев полотно, Александр Певзнер еще не был в полной мере уверен, что оно принадлежит кисти великого русского живописца. Подписи на картине не было, а тогдашние владельцы – православная община – ничего не могли рассказать о ее происхождении.

И тогда Александр Певзнер предложил православной общине продать эту картину ему и его жене Ирине Певзнер за 100 тысяч евро. Но с условием, что прежде он должен установить ее подлинность, так сказать, атрибутировать полотно в Русском музее в Санкт-Петербурге. Государственный Русский музей был выбран им неслучайно – в музее работают лучшие эксперты по Брюллову, и здесь же находится более ста полотен великого русского живописца.

Стороны подписывают договор, и в 2003 году Певзнер везет картину в Россию. На таможне он оформляет декларацию временного ввоза, где прямо указывает цель – установление подлинности картины в Русском музее.

А дальше начинается какая-то фантасмагория. В буквальном смысле – страсти по Брюллову. После подтверждения подлинности полотна в Русский музей приезжают сотрудники силового ведомства и… арестовывают картину Брюллова. А заодно и ее владельца Александра Певзнера, которого обвиняют в том, что он контрабандой ввез эту картину, не указав в таможенной декларации, что ее автором является великий русский художник Брюллов. Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Впрочем, коллекционера быстро выпустили, но вот расставаться с шедевром власти не пожелали.

Певзнер был даже готов продать картину Русскому музею за 300 тысяч долларов. Но у Министерства культуры не нашлось денег, чтобы заплатить за творение великого русского художника. А, может, просто платить не захотели, решив, что можно забрать бесплатно.

…Еще в 2004 году, в начале всей этой судебной карусели, следователи, которые вели дело картины Брюллова, откровенно говорили Александру Певзнеру, чтобы он перестал судиться с российскими властями и отдал бы картину, как говорится, по-хорошему. Всё равно, мол, ему ее не отдадут. И ведь точно – как в воду глядели.


17:53 / 23 марта 2013



Вошли на Голгофу.
В. Д. Поленов



На Голгофе.
К. К. Штейбен. 1841 г. Холст, масло 193 х 168 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Распятие.
К. А. Штейбен. 1843 г. Холст, масло.
Одна из живописных работ в нише пилона Исаакиевского собора,
посвященных событиям Страстной недели



Голгофа.
А. Е. Егоров. 1810 г.



Распятие.
В. Л. Боровиковский. 1824 г. Холст, масло.
Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени



Распятие.
Карл Брюллов. 1835 г. Бумага, итальянский карандаш.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Распятие
К. Брюллов. 1838 г. Холст, масло, 510х315.
Государственный Русский музей



Распятие.
Григорий Григорьевич Гагарин. Акварель (?)



Распятие Христа.
В. В. Беляев.
Мозаика храма Воскресения Христова (Спаса на крови), Санкт-Петербург
Источник: блог Мозаика и не только



Голгофа (Распятие).
И. Е. Репин. Эскиз. 1869 г.



Распятие.
Е. С. Сорокин. 1873 г. Холст, масло.
Частное собрание



Распятие Иисуса Христа.
В. А. Голынский. Холст, масло.
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


Голгофа. Эскиз
И. Е. Репин. 1896 г. Холст, масло. 48х102.
Киевский музей русского искусства



Голгофа. Фрагмент
И. Е. Репин. 1896 г.



Голгофа.
Н. Н. Ге. 1892 г.



Голгофа.
Н. Н. Ге. 1893 г. Холст, масло. 222,4х191,8
Государственная Третьяковская галерея, Москва

„Голгофа“ – одна из последних работ художника. Ге продолжает традицию неканонического осмысления евангельских сюжетов. Крест не изображен, на него лишь указывает рука легионера. Склон Голгофы едва намечен. Доминируют свободная, эскизная манера живописи, динамичный, не по форме ложащийся мазок, экспрессивные, диссонирующие сочетания цвета. Выразительность – главная цель живописца. Не случайно историки искусства видят в позднем творчестве Ге предтечу экспрессионизма. „Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины“. ГТГ



Распятие.
Н. Н. Ге. 1894 г.
Картина утрачена



Распятие. Эскиз.
Н. Н. Ге.



Распятие.
Николай Ге. бумага, уголь.
Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева



Распятый Христос.
Николай Ге. 1894 г. Бумага, карандаш. 21,6х17
Эскиз к утраченной картине.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург



Распятие.
Николай Ге. Бумага, уголь. Эскиз.
Собрание Кристофа Болльманна, Женева



Голова Христа.
Н. Н. Ге. Эскиз к картине „Распятие“.
Киевский музей русского искусства



Христос и разбойник.
Н. Н. Ге. 1893 г. Эскиз для утраченной картины.
Киевский музей русского искусства



Распятие.
Н. Н. Ге. 1892 г.
Музей д'Орсэ, Париж



Распятие Иисуса Христа.
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). Фреска
Владимирский собор, Киев



Распятие.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва



Распятый Иисус Христос.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
В. М. Васнецов. 1885–1896 гг. Холст, масло. 134х249.
Государственная Третьяковская галерея



Распятие.
В. М. Васнецов. 1896–1904.
Эскиз мозаики для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Распятие.
В. М. Васнецов. 1896–1904 гг.



Распятие.
Виктор Михайлович Васнецов. 1899 г. Холст, масло, 272х272.



Распятие Христа
В. М. Васнецов. 1902 г.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск



Распятие (Монахини).
Василий Васильевич Владимиров (1880-1931). 1908–1911 гг. Акварель, 16,5х13,7.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Распятие.
М. В. Нестеров



Голгофа.
Михаил Нестеров. 1899 г. Холст, масло. 214х187 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Композиция была повторена в 1903–1904 в росписи храма Александра Невского в Абастумане



Распятие.
Нестеров Михаил Васильевич. 1908 г. Медь, масло. 144х108.
Пермская государственная художественная галерея



Голова Христа.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. 1921 г. Бумага, тушь, 38х30.



Голгофа.
Павел Филонов. 1912. Бумага, графитный карандаш, акварель. 35,5х32,7.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Белое Распятие.
Марк Шагал. 1938. Холст, масло.
Институт искусств, Чикаго




Желтое Распятие.
Марк Шагал. 1942 г. Этюд. Холст, масло, 140х101.
Частное собрание



Голгофа.
Марк Шагал. 1912 г. Холст, масло, 174х197.
Музей современного искусства, Нью-Йорк
The Museum of Modern Arts, New York, NY, USA



Распятый Христос.
В.В. Кандинский. 1911 г. Картон, масло, 36×25.
Частная коллекция
Продана 23 июня 2010 года на аукционе Christie’s в Лондоне за 1 млн. фунтов



Прободение ребра Иисуса воином.
Николай Андреевич Кошелев. 1900 г. 200х350.
Страстной цикл росписи церкви святого Александра Невского,
Александровское подворье Императорского Православного Палестинского Общества, Иерусалим
Источник: Википедия



Стерегли.
В. Д. Поленов



Жены, издали смотрящие на Голгофу.
М. П. Боткин. 1867 г.



Богоматерь, ученики Христа и женщины, следующие за Ним, смотрят издали на распятие.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е. Бумага коричневая, акварель, белила. 26,3?40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Евангелие от Марка



Предал дух.
В. Д. Поленов



Ночь на Голгофе.
В. П. Верещагин. 1869 г. Холст, масло. 66,5х100.
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Распятие.
Клавдий Васильевич Лебедев.
Церковно-археологический кабинет МДА

Читайте также: