Сообщение о художнике остроухове

Обновлено: 02.07.2024

20 июля 1858 (Москва) — 8 июля 1929 (Москва)

Живописец, график, сценограф, коллекционер, музеевед, историк искусства, фотограф

Жил в Москве. Путешествовал по Франции (1886), Италии (вместе с В. А. Серовым, М. А. и Ю. А. Мамонтовыми), Германии (1889); с 1890-х регулярно ездил по Европе. Работал преимущественно как пейзажист; писал натюрморты, портреты. Обращался к технике акварели.

В 1900 по поручению ИАХ участвовал в организации Русского отдела на Всемирной выставке в Париже.

В 1906 был удостоен звания действительного члена ИАХ.

С 1890-х начал систематически заниматься коллекционированием. Имел собрания древнерусской и западноевропейской живописи, русской живописи и графики, декоративно-прикладного искусства. В 1890 приобрел дом в Трубниковском переулке, где разместил коллекцию и открыл к ней общий доступ. В 1918 на основе собрания Остроухова был открыт Музей иконописи и живописи, ставший в 1924 филиалом Государственной Третьяковской галереи. С 1919 — хранитель, с 1927 — директор Музея иконописи и живописи им. И. С. Остроухова.

В качестве консультанта участвовал в реставрации памятников архитектуры в Москве (Годуновский собор, Новодевичий монастырь, собор Василия Блаженного, Архангельский собор в Кремле), Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. В 1917 участвовал в работе Комиссии по осмотру повреждений памятников архитектуры в Москве (Кремль, собор Василия Блаженного). Член экспертной комиссии по раскрытию и очистке древнерусской живописи при Отделе по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса.

Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Произведения Остроухова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и других.

Илья Семенович Остроухов известен как художник-пейзажист. Он родился в семье богатого купца. В детстве любил изучать природу, со временем эта тяга к природе реализовалась в живописи. К изучению живописи он пришел относительно поздно, прием начинал с самостоятельного обучения. А потому, прислушивался к советам известных художников. Остроухов был разносторонним человеком, и написание картин стало одним из его многочисленных увлечений.

Остроухова интересовал и портретный жанр. Он написал портрет С. П. Боткина, графические портреты А. В. Всеволжского, А.А. Киселева, а также мальчиков-итальянцев.

При помощи небольшой палитры красок, мастер умел создавать картины, дышащие умиротворением.

Творчество художника Ильи Остроухова

Популярные сегодня темы

Настольный теннис - это очень многообразная и увлекательная игра, у которой нет никаких ограничений по возрасту.

Финикия – одна из стран Древнего мира, которая находилась на побережье Средиземного моря (сейчас там находятся Ливан и Сирия). Территория не была большая, но финикийские корабли бороздили про

Первые открытия в географии прогремели еще в начале XV столетия, а далее и в XVI и в XVII веках произошло дальнейшее освоение неизведанных ранее территорий. Проникали туда путешественники по

В современном мире существует огромное множество праздников, которые могут быть посвящены вере, памятным событиям, профессиям и даже семейному положению. Ярким примером одного из новых

Серебряный век (конец XIX — начало XX века) - по праву считается вторым рождением поэзии. Однако, достоверно о его завершении никому не известно.

Снежная лавина – скорый и неожиданный спуск большого количества снега с поверхности горы. Скорость схождения может достигать более 90 метров в секунду, и вес достигает 60 тонн. Явление чрезвы

Остроухов

Самые известные картины:

Юность и становление

Золотая осень 1887 г.

Золотая осень 1887 г.

Расцвет творчества

Первая зелень 1887 г.

Первая зелень 1887 г.

В это время в творчестве молодого художника появились две линии развития – обобщенный образ русской природы и развитие колористического этюда, то есть, пейзаж- настроение.

Сиверко 1890 г.

Сиверко 1890 г.

Этот пейзаж 1890 года назвать можно вершиной творчества Остроухова. Третьяков купил ее сразу же после выставки.

Этюд для нее создан был на берегу Москвы-реки. Природа Подмосковья любима многими художниками, но у Остроухова она получилась по древнерусски мощной и сильной. Река не тихая и спокойная, а могучая и по северному суровая. Над водой гонимые таким же сильным ветром низкие тучи, ветер не щадит деревья и траву. Крутой изгиб реки позволяет нам видеть поросшие деревьями холмы и поляны. В пейзаже отсутствуют вертикали деревьев, но он не выглядит плоским. Здесь подчеркиваются горизонтали природы, потому пейзаж кажется бескрайним. Это настоящий гимн стихий: вода, воздух, земля.

Общественная деятельность

Речка в полдень 1892 г.

Речка в полдень 1892 г.

После его смерти в 1929 году коллекция икон и картин была расформирована. Что-то попало в Третьяковку, что-то в Государственный Русский музей, что-то в музей-усадьбу Поленова. Музей Остроухова не смог существовать без своего хозяина и души.


Илья Остроухов. Первая зелень. 1888. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея




Экспозиция Городской художественной галереи П.М. и С.М. Третьяковых. 1898. Courtesy Государственная Третьяковская галерея


Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. 1888. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Третьяков обеспечил свой музей не только деньгами, но и продумал систему управления. Вопрос этот он намеревался решить по-родственному. Передав после смерти брата Сергея Михайловича галерею городу, Павел Михайлович превратился из собственника в пожизненного попечителя. В случае же его смерти попечителем становился племянник Николай, единственный сын С. М. Третьякова, — своих наследников у Павла Михайловича не было: старший сын Михаил был болен от рождения, младший сын Иван умер от скарлатины, а дочери наследовать не могли.

В 1896 году Николай Сергеевич Третьяков внезапно скончался (он был ровесник и приятель Остроухова, занимался вместе с ним живописью и упоминался в его письмах под ласковым именем Третьекаша) и место попечителя оказалось вакантным. К счастью, у Павла Михайловича имелось на примете достойное лицо.


Руководство галереей дума поручила коллегиальному органу — совету, идея создания которого якобы принадлежала Остроухову, предложившему составить его из членов семьи Третьяковых, художников и коллекционеров. Еще имелась почетная должность председателя совета, которая отводилась городскому голове, коим тогда являлся князь В. М. Голицын. По просьбе князя Илья Репин дал характеристики членам совета, который тем предстояло возглавить.

1. Александра Павловна Боткина… Ближайшая наследница П. М., ближе всех знакомая с симпатиями и планами покойного отца. Хотя еще молодая, но умная, энергическая особа с большой любовью и пониманием искусства, как выросшая в этой галерее.

2. Илья Семенович Остроухов. Близкий приятель покойного, уже много поработавший с ним в галерее, как собиратель художественных произведений сам хорошо знающий ценности этого дела — человек с несомненным вкусом в искусстве, деятельный, чуткий, сам талантливый художник.

В марте 1899 года совет принес присягу и приступил к исполнению обязанностей (работа, заметим, велась на общественных началах и денежного вознаграждения не предусматривала). Сначала пришлось сосредоточиться на строительных делах и спешно начать перестраивать дом, в котором жило семейство Третьяковых и который после смерти Павла Михайловича покинуло, равно как и галерею. Внешний облик Московской городской художественной галереи П. М. и С. М. Третьяковых был для московских властей, несомненно, вопросом престижа. Краснокирпичный фасад, придуманный Виктором Васнецовым, одевшим старинный особняк в Толмачах в одежды а-ля рюс, устроил всех. О том, что галерея — городская собственность, напоминал герб Москвы с Георгием Победоносцем, исполненный Николаем Андреевым. Барельеф из песчаника был первой работой скульптора, начинавшего, с легкой руки Остроухова, карьеру монументалиста.


Василий Суриков. Художник за мольбертом (И.С. Остроухов). 1884. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея

Читайте также: