Сообщение о храме пскова

Обновлено: 01.07.2024

Псковщина вообще славится своими храмами, не только их количеством - это отдельный архитектурный стиль со своими особенностями, подобных которому нет нигде. Побеленные, одноглавые, с характерными звонницами (иногда отдельно стоящими, иногда построенными на скате храма) и крыльцами.

В Пскове есть церкви 12-15 веков, в то время как в большей части России здания этого времени были разрушены татаро-монголами и междоусобными войнами.

Конечно, про все 46 храмов я вам рассказывать не буду, покажу лишь часть из них.

1. Церковь Успения с Парома (или Пароменская церковь)

В этом месте к берегу приставал паром, за что церковь и получила свое название. В нынешнем виде церковь была перестроена в начале 16 века.

Звонница имеет два яруса. На первом располагались кладовые и погреба. На втором – непосредственно сама звонница с пятью пролетами.

2. Церковь Воскресения со Стадища

Упоминание об этом храме относится еще к середине 15 века. До наших дней он сохранился почти полностью, лишь с незначительными изменениями.

3. Церковь Косьмы и Дамиана с Гремячей Горы

Храм постройки середины 16 века, хотя первое упоминание о храме на этом месте относится аж к концу 14 века. Был построен одновременно с основанием здесь же мужского Космодемьянского (Гремяцкого) монастыря.

Рядом с церковью стоит Гремячая (или Космодемьянская) башня, которая входила в систему оборонительных сооружений города.

4. Церковь Богоявления Господня с Запсковья

Первое упоминание о храме относится к концу 14 века, датой же основания нынешнего храма считается конец 15 века. На тот момент церковь была одной из крупнейшей в городе.

До революции глава храма была необычной для псковских церквей формы – в виде перевернутого шлема. Реставраторы изменили это и поставили более привычную луковичную главу.

5. Церковь Петра и Павла с Буя

Небывалый по своей величине и принесенным бедствиям пожар в Пскове 1552 года, уничтоживший частично или полностью старинные памятники архитектуры, миновал, к счастью, церковь Петра и Павла с Буя.

С церковью Петра и Павла связана легенда о том, как в 1615 году, во время наступления на город шведских войск, во время молебна от одной из икон храма донесся голос, обещающий защиту. И действительно, псковские войска одержали победу.

История древнерусского города Пскова. Достопримечательности Пскова на карте города. Оборонная, церковная, гражданская архитектура Пскова. Маршруты экскурсий по Пскову.

Перевести на другой язык

Четыре самых древних храма Пскова.

Псков может похвастать большим количеством сохранившихся церквей. В наши дни в Пскове насчитывается 46 православных храмов. Большинство из них действующие. Почти половина (22 церкви) датируется XVI веком. Но самые древние храмы - это церкви XII и XIV веков.

Христианство на Русь приходит сперва с княгиней Ольгой, а затем окончательно с князем Владимиром. Крещение 988 года навряд ли коснулось Пскова сразу. Нам ничего неизвестно о времени крещения города на берегах реки Великой. Некоторые историки считают, что первый христианский монастырь в окрестностях Пскова появляется в начале XI века: в устье небольшой речки Мирожи, которая впадает в реку Великую. Именно, он мог стать оплотом последующего крещения города.

Если это так то первая христианская церковь, видимо деревянная появляется в Пскове на левом берегу реки Великой.

Вторым древним псковским монастырем является монастырь также основанный на левом берегу реки Великой. Дата его основания нам также неизвестна. В 20-е годы XII века в этом монастыре новгородскими мастерами строится первый каменный храм Пскова. Предшествовала ли ему деревянная церковь нам неизвестно. Каменный собор Рождества Иоанна Предтечи сохранился до наших дней. Это самый древний храм сегодня в Пскове.

собор Рождества Иоанна Предтечи

собор Рождества Иоанна Предтечи

собор Рождества Иоанна Предтечи

Может быть 30-е годы XII века в Кремле князь Всеволод-Гавриил строит каменную Троицкую церковь на Крому. Она несколько раз перестраивается - в конце XII века, в середине XIV века. А в конце XVII века на её месте возводится ныне существующий собор.

В 1143 году князь Дмитрий-Авед строит близ стен Крома каменную церковь Дмитрия Солунского. Но этот храм не сохранился. В XVI веке на месте старого будет возведена новая Дмитриевская церковь, но и она не сохранилась до нашего времени.

Ближе к середине XII века (впрочем, может быть и ранее) был построен каменный храм в древнем монастыре, с которого мы начали своё повествование, на берегах рек Мирожи и Великой. Спасо-Преображенский собор сохранился до наших дней. Это второй древний храм Пскова, сохраняющийся сегодня.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор



В XIII веке каменного церковного строительства, видимо, не ведется. О строительстве деревянных церквей нам известно исключительно из жития князя Довмонта. Но, приписываемое князю Довмонту основание трех (или четырех) церквей, кажется не вполне обоснованно.

В конце XIII века впервые упоминается монастырь на Снетной горе. В то время он находился в 4 километрах к северу от города. Вероятно, в это время в нем существует деревянная церковь. В 1310 году в этом монастыре возводится каменная Рождественская церковь. Она существует и сегодня. Это третий древний храм современного Пскова.

Рождественский собор

Рождественский собор

В начале, XIV века, вероятно, сразу после постройки третьей линии псковских укреплений - стены посадника Бориса - в Пскове начинается активное возведение церквей. В это время возводятся , видимо, 4 деревянные церкви - Петропавловская, Воскресенская, Крестовоздвиженская и Георгиевская. Позднее все они будут перестроены в камне. До наших дней ни одна из них не сохранилась.

Тогда же в Пскове строится, вероятно, сразу в камне Никольская на Гребле церковь. Она будет еще раз возведена в XVI столетии. Руины церкви XVI века сохранились до наших дней.

В 1339/40 году была возведена каменная церковь Михаила Архангела с Городца. Позднее она подверглась существенным перестройкам, особенно в верхней части. Но тем не менее это четвертый самый древний храм Пскова. Кроме того - Иоанно-Передтеченский, Спасо-Преображенский и Рождественский соборы были построены в монастырях. Таким образом, Михайловская церковь самая древняя, из числа сохранившихся, приходская церковь.

церковь Михаила Архангела


К началу XIV века можно отнести основание еще нескольких монастырских церквей за пределами тогдашнего Пскова, но в современных городских границах. Ни одна из них не сохранилась.


Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.


Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.



Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.


Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).


Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.


Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

Продолжим изучение древнего русского города Пскова. В этом очерке я попытаюсь описать большую часть церквей, находящихся к северу от кремля за рекой Псковой.
Лично мне, этот район города приглянулся больше всего – он более тихий и романтичный в отличии от центра старого Пскова.



В Запсковье с Троицкого моста открывается красивый вид на Кром.

Первая церковь на пути – храм Косьмы и Дамиана . Этот кончанский храм был построен в 1462-1453 году. Церковь неоднократно перестраивалась, сильно пострадав от взрыва пороха в 1507 году, который хранился внутри. Впоследствии, кончанские жители решили все же не хранить порох в Божьем храме, и для этих нужд было построено специальное строение справа от церкви. Возможно, что большая часть жителей этого псковского конца были кузнецами, потому как святые бессребреники Козьма и Дамиан покровительствуют этому ремеслу. Ворота в ограде церкви имеют также очень приличный возраст.


Как и все псковские церкви, храм Козьмы и Дамиана кажется невысоким и приземистым. Но если войти внутрь, то понимаешь что это обманчивое впечатление.






Следующий храм – церковь Воскресенья со Стадища. Ее построили где-то в середине 16 века, раньше здесь был женский монастырь, упраздненный в 1764 году. Сейчас она может быть образцом типичной современной реставрации - все добротно побелено, проведено отопление. Храм был закрыт, я снял внутренние помещения через окно. Наверное, несмотря, на проведенный добротный ремонт помолиться мне бы захотелось все же в предыдущем храме Козьмы и Дамиана. Вот такой я извращенец…




После церкви Воскресенья можно осмотреть внешние крепостные стены Пскова. Они здесь недалеко. Как известно именно эти стены принимали на себя основной удар вражеских войск, а не красивые стены псковского кремля.. Состояние этих стен соответствующее.
Варлаамская (угловая) башня.

Башня сильно пострадала при осаде Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа в 1615 году. Сильно пострадала и стоящая рядом с воротами церковь Варлаамия Хутынского (1495 год), она была включена в систему обороны города. Шведы несколько дней били по ней из пушек, поэтому дошла она в сильно измененном виде.






Толщина стен вполне достойная (в районе Образского захаба).

Рядом находится церковь Нерукотворного Образа, построенная примерно в 16-17 веке. Из-за плохой погоды она получилась у меня мрачновато романтичной.




На высоком холме стоит большой храм Богоявления на Бродах.(1444 год)

Это одна из красивейших церквей города, якобы чтобы посмотреть на нее приезжал в Псков в 1961 сам Ле Корбюзье, великий французский архитектор.…


>>В Псков явились реставраторы из Ташкента, псковские коллеги оценили их очень высоко и тут же вручили храм Богоявления….. Ташкентцы начали с того. что полностью разломали северный придел, одна сторона которого требовала укрепления. Они разломали все – на том и кончили.



Сегодняшний вид.



Такое же название имел существовавший здесь ранее Гремяцкий монастырь. От него сохранилась только церковь Козьмы и Дамиана (1540 год) и трапезная.
Наверно, это одно из самых живописных мест Пскова.



Козьмодемьянская церковь, слава богу, не подвергалась серьезным реставрациям и смотрится очень хорошо даже со стенами, раскрашенными подростковыми граффити. Она как бы прорастает из глубины веков через напластования человеческой глупости и равнодушия.



Бывшая трапезная Гремяцкого монастыря. После упразднения в 1764 году она послужила и кожевенным заводом и пекарней.

Я церковь без крестов, -
Лечу, раскинув руки
Вдоль сонных берегов
Окаменевшей муки.

Я - вера без причин.
Я - правда без начала:
Ты слышишь, как вскричала
Душа среди осин?

Я - птица без небес,
Я - каменное эхо,
Полузабытых мест
Печальная примета.

Читайте также: