Сообщение история возникновения процента

Обновлено: 03.07.2024

Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях родилась ещё в древности у вавилонян. До нас дошли клинописные таблички вавилонян, в которых содержатся задачи на расчет процентов. Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применяя тройное правило, т.е. пользуясь пропорцией. Денежные расчёты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Они называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Римляне брали с должника лихву (т. е. деньги сверх того, что дали в долг), при этом говорили: «На каждые 100 сестерциев долга заплатить 16 сестерциев лихвы. Поэтому римский сенат был вынужден установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника. От римлян проценты перешли к другим народам .

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особенно много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т.е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислении процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые опубликовал таблицы для расчёта процентов в 1584 г. Симон Стевин

Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась.

Гайлит Ирина Владимировна

На уроках математики мы познакомились с процентами. Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. Потребности учебного процесса требуют, чтобы ученики знали и умели решать простейшие задачи с процентами на уроках химии, физики, биологии, географии. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы и для взрослого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

ВложениеРазмер
protsenty_referat.docx 1.24 МБ
protsenty.pptx 2.33 МБ
sbornik_zadach.docx 1.22 МБ
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Куда б ни шел, ни ехал ты, Но, что ни говори… Проценты встретишь ты везде На жизненном пути

Цель проекта О бобщить и систематизировать знания по теме "Проценты", выделить практическую значимость этого понятия в различных сферах деятельности человека, показать широту применения такого простого и известного математического аппарата, как процентные вычисления.

Гипотеза Знания процентных вычислений можно использовать не только на уроках, но и в повседневной жизни. Если имеются данные с разными параметрами, то их удобнее сравнить с помощью процентов.

Проблемные вопросы: Где родился процент? Как связаны проценты с естественными науками? Где можно использовать проценты в школьной жизни? Решают ли взрослые задачи на проценты в обычной жизни?

Методы работы: поиск информации в различных источниках; анализ и систематизация полученной информации; обработка полученной информации

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычисляли проценты, применив так называемое тройное правило, т. е. пользуясь пропорцией. Они умели производить и более сложные вычисления с применением процентов.

Денежные расчеты с процентами были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. Даже римский сенат вынужден был установить максимально допустимый процент, взимаемый с должника, так как некоторые заимодавцы усердствовали в получении процентных денег. От римлян проценты перешли к другим народам.

Существует две версии происхождения знака %. Одна из версий - это ошибка наборщика, который, набирая в 1685 году в Париже книгу под названием "Руководство по коммерческой арифметике" Матье де ла Порта, по ошибке вместо слова " cto " поставил знак %.

По другой версии знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto . Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.

Роль процентов в жизни человека велика. Они имеют широкое практическое применение в промышленности, медицине, торговле, кулинарии, статистике и многих других отраслях.

С помощью процентов более ярко можно донести нужную информацию до любого человека.

Типы задач на проценты Нахождение процента от заданного числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процентного отношения одного числа от другого (часть от целого числа).

Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли участи 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленной производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8/% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира, материал содержит 60% хлопка и 40% полиэстера и т.д.

В средние века в Европе в связи с широким развитием торговли особо много внимания обращали на умение вычислять проценты. В то время приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов, т. е. сложные проценты, как называют их в наше время. Отдельные конторы и предприятия для облегчения труда при вычислениях процентов разрабатывали свои особые таблицы, которые составляли коммерческий секрет фирмы.

Впервые опубликовал таблицы для расчета процентов в 1584 году Симон Стевин – инженер из города Брюгге (Нидерланды). Стевин известен замечательным разнообразием научных открытий в том числе – особой записи десятичных дробей.

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль и убыток на каждые 100 рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Нынче процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буквы t в наклонную черту произошел современный символ для обозначения процента.

Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.

Как известно из практики, с помощью процентов часто показывают изменение той или иной конкретной величины. Такая форма является наглядной числовой характеристикой изменения, характеризующей значимость произошедшего изменения. Например, уровень подростковой преступности повысился на 3%, в этом ничего страшного нет – быть может, эта цифра отражает только естественные колебания уровня. На если он повысился на 30%, то это уже говорит о серьезности проблемы и необходимости изучения причин такого явления и принятия, соответствующих мер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10

ФЕСТИВАЛЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

Учитель математики, к.э.н.

Проценты - это одна из сложнейших тем математики, и очень многие учащиеся затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Роль математики в искусстве

История возникновения процентов

Применение процентов в жизни

Виды задач на проценты и способы их решения

Таким образом, изучая данную тему, мы выясним, какое значение проценты имеют в нашей жизни.

Целью моего исследовательского проекта является:

- научиться использовать знания о процентах не только на уроках математики, но и в повседневной жизни,

- понять как история доказывает появление процентов.

Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю происхождения процента;

Рассмотреть различные задачи на проценты

Разработатьалгоритмы вычисления процентов основных задач

Определить сферу практического применения процента

Методы исследования:

Теоретические: поиск, изучение, анализ, обобщение материала по данной теме.

Математические: анализ результатов анкеты, перевод их в наглядный вид

Гипотеза : если уметь производить несложные процентные вычисления и решать практические задачи на проценты, то можно принимать правильные решения в разных жизненных ситуациях.

Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Процентом называется сотая часть числа.

Так, мы часто читаем или слышим, что например, в выборах приняли 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленной производство сократилось на 11,3%, уровень инфляции 8/% в год, банк начисляет 12% годовых.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОЦЕНТОВ

Были известны проценты и в Индии. Индийские математики вычислили проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.

В Древнем Риме были широко распространены денежные расчеты с процентами. Римский сенат установил максимально доступный процент, взимавшийся с должника.

В Европе в средние века расширилась торговля и, следовательно, особое внимание обращалось на умение вычислять проценты. Тогда приходилось рассчитывать не только проценты, но и проценты с процентов (сложные проценты). Часто конторы и предприятия для облегчения расчетов разрабатывали особые таблицы вычисления процентов.

Эти таблицы держались в тайне, составляли коммерческий секрет фирмы. Впервые таблицы были опубликованы в 1584 году Симоном Стевином. Фламандский ученый, военный инженер Симон Стевин не был по профессии математиком, но его трудолюбие и талант позволили ему занять достойное место среди выдающихся европейских математиков. Он первым в Европе открыл десятичные дроби. Симон Стевин опубликовал таблицу для вычисления сложных процентов, которая использовалась в торгово-финансовых операциях.

Существует и другая версия возникновения этого знака. Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга – руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕНТОВ В ЖИЗНИ

ВИДЫ ЗАДАЧ НА ПРОЦЕНТЫ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ

Современная жизнь делает задачи на проценты актуальными, так как сфера практического приложения процентных расчетов расширяется. Вопросы инфляции, повышение цен, рост стоимости акций, снижение покупательской способности касаются каждого человека в нашем обществе.

Планирование семейного бюджета, выгодного вложения денег в банки, невозможны без умения производить несложные процентные вычисления.

Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей, а также умение решать экономические задачи.Теперь рассмотрим основные типы задач на проценты.

Нахождение процента от числа. Чтобы найти процент от числа, надо это число умножить на соответствующую дробь.

Нахождение числа по его проценту. Чтобы найти число по его проценту, надочасть, соответствующую этому проценту разделить на дробь.

Нахождение процентного отношения двух чисел.Чтобы узнать, сколько процентов одно число составляет от второго, надо первое число разделить на второе и результат умножить на 100%.

И в заключении хотелось бы сказать, что проценты встречаются повсюду: строительстве, торговле, пищевой промышленности, в бухгалтерии, образовании, в банковской сфере, в повседневной жизни и т.д.

Трудно назвать область, где бы ни использовались проценты. Применение в жизни процентных расчетов полностью рассмотреть очень сложно, так как проценты применяются во всех сферах жизнедеятельности человека. Итак, роль процентов в жизни человека велика. Они имеют широкое практическое применение в промышленности, медицине, науке и многих других отраслях. С помощью процентов более ярко можно донести нужную информацию до любого человека. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни. Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.

Уметь грамотно и экономно проводить элементарные процентные вычисления должен каждый современный учащийся. В последнее время экзамен по математике проводится в форме ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь пользоваться этой темой.

Данная тема оставляет широкое поле для дальнейших исследований. Задачи на проценты имеют большое практическое значение и приобретенные знания, я надеюсь, помогут мне в дальнейшей жизни. Я планирую развивать начатую тему, рассмотреть более подробно проценты в банковской сфере. Чтобы быть современным человеком, необходимо иметь возможность самому вычислять возможные выплаты по кредиту или хотя бы примерно знать, стоит ли брать кредит или ссуду.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Блау, С.Л. Финансовая математика: Учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования / С.Л. Блау, С.Г. Григорьев. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.

Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательной организации / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский , М.С. Якир. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 304 с.: ил.

Чуйко, А.С. Финансовая математика: Учебное пособие / А.С. Чуйко, В.Г. Шершнев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c.

Читайте также: