Сообщение о храме липецка

Обновлено: 04.07.2024

А ведь Вознесенский храм имел очень интересную и сложную исто­рию. Она неразрывно связана со ста­новлением Липецка как города. Строи­тельство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного храма как бы подтверждает претензии слобо­ды Липские железоделательные заво­ды на статус города. После строитель­ства в конце XVIII — начале XIX в. ново­го соборного храма во имя Рождества Христова бывший Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города. Они непрестанно за­ботились о его благолепии, несколько раз расширяли и перестраивали, жерт­вовали ценные иконы и церковную ут­варь. К сожалению, история Вознесен­ского храма по причине малого количе­ства сохранившихся документов и дру­гих источников восстанавливается медленно и трудно.Строительство каменного храма в поселке Липских железоделательных заводов стало насущной необходимос­тью в 1730-х гг. по той причине, что де­ревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия Солунского уже не вмещали возросшее количество прихо­жан. Поэтому и было решено постро­ить новую более просторную церковь из более долговечного материла.

Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было за­вершено, и в том же году главный пре­стол его освящён во имя Вознесения Господня. Первоначально Вознесен­ская церковь не имела сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад храма был декориро­ван по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского ордера, кра­сивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с сухари­ками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала полукруг­лая апсида, перекрытая конхой, с запа­да — небольшая трапезная, в которой был устроен дополнительный престол во имя святого Великомученика и По­бедоносца Георгия — одного из самых почитаемых на Руси святых.

После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он выхо­дил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада — Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала собор­ным храмом городка, получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатери­ны Великой наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён главный престол нового со­борного храма во имя Рождества Хрис­това.

В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября. Священно- и церковнослужители Воз­несенской церкви после учреждения в 1805 г. генплана Липецка получили уча­стки земли в 59-м квартале. Причту храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за предела­ми города. Так, по данным на 1788 г. па­шенной земли было 29 дес. 1 776 саж., сенного покосу — 3 дес. Под просёлоч­ными дорогами — 1 дес. 616 саж, а все­го — 33 дес. 2 392 саж. Вознесенскую церковь всю вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского собора, в народе про­сто назвали каменной, в отличие от других деревянных храмов города.

Однако найденные недавно метри­ческие книги Вознесенской церкви за 1772 г. версии о связи храма с Пушки­ными не подтверждает — записи о вен­чании А. Ганнибала и М. Пушкиной там нет. Более того, кладбище у стен Вознесенской церкви как и другие кладбища у городских храмов страны прекратило свое существование после указа 1771 г. императрицы Екатерины Второй, а смерть Алексея Фёдоровича Пушкина зафиксирована в метричес­кой книге Покровской церкви с. Коре­нёвщино, где располагалось его име­ние и где он провел последние дни жизни, прикованный к постели тяж­кой болезнью. Однако полностью от­вергать легендарные версии, пока нет объяснения, как попала сюда надгроб­ная плита и где состоялось венчание дедушки и бабушки великого поэта, преждевременно.

Тогда же, видимо, и было начато строительство колокольни, а вот завер­шал его уже новый староста — купец Пётр Юров, что видно из документов Тамбовской духовной консистории 1816 г., в которых упоминаются его по­купки строительных материалов.

Колокольня была выстроена трёхъ­ярусной, венчал её высокий шпиль. Высота колокольни до карниза состав­ляла 13 саженей, а высота со шпилем — 44,7 аршина. Нижний ярус колокольни украшали спаренные пилястры и кар­низы, которые венчали щипцы с круг­лым окном в центре. Арочные проёмы второго яруса были обрамлены парны­ми колоннами, поддерживающими массивный карниз. Проёмы звонов третьего яруса украшали одиночные колонны. Колокольню венчали неболь­шие фронтоны и маленький купол с главкой, на которой был установлен высокий шпиль с крестом. Видимо в это же время в трапезной был устроен второй придельный алтарь во имя Ар­хистратига Божия Михаила. Настоя­щим событием в это время стало посе­щение храма Преосвященным Ионой (Василевским), епископом Тамбовским и Шацким. Каменная величественная церковь греческой архитектуры, зани­мавшая выгодное положение на подъе­ме Воронежской горы, наверняка про­извела на тамбовского архиерея благо­приятное впечатление.

В 1832 г. священники Павел Красивский и Николай Вановский подавали прошение о построении при Вознесен­ском храме свечной лавки.

В середине XIX в. назрел вопрос о расширении Вознесенской церкви за счёт строительства приделов к храмо­вой части и перенесения туда из не­большой по размерам трапезной Ар­хангельского и Георгиевского престо­лов. Прошение на перестройку храма было подано церковным старостой Пе­тром Семёновичем Нифонтовым 20 ок­тября 1841 г. Но проект был выполнен архитектором коллежским регистрато­ром Василием Ефремовым только к 24 января 1844 г. После этого почти полго­да заняло рассмотрение его Тамбов­ской духовной консисторией. Лишь в сентябре 1844 г. прошение о распрост­ранении храма было подано Преосвя­щенным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким, в Святейший Синод.

К 1892 г. число дворов в приходе Вознесенской церкви выросло до 316, прихожан мужского пола насчитыва­лось 864, женского — 897 душ. В 1891 г. было принято решение прору­бить в западных стенах храмовой части два дополнительных окна для увеличе­ния освещённости.

Главной святыней бывшего Возне­сенского собора являлась чтимая не только прихожанами, но и всеми жите­лями Липецка как явленная и чудо­творная Казанская икона Божией Ма­тери. Почитание этого образа липчанами было настолько велико, что указом Святейшего Синода разрешено было ходить с ним по всем приходам города.

Храмовая библиотека насчитывала в начале XX в. 145 томов, в ризнице хранились копии с метрических книг с 1812 г. В храме ещё до революции было смонтировано электрическое освеще­ние. На звоннице Вознесенского храма было 7 колоколов — 3 больших и 4 ма­лых, все они приобретались после 1811 г.

В приходе Вознесенского храма, по данным на 1910 г., числилось 323 двора с 915 душами мужского и 925 женского пола. В 1917 году количество прихо­жан уменьшается: мужчин — до 838, женщин — до 896.

В начале XX в. причт Вознесенского храма владел 74 десятинами 567 кв. са­женями пахотной плодородной земли. Из них 34 десятины находились в 6 вер­стах от храма, а 40 десятин — в 50 вер­стах. Вся земля сдавалась в аренду и приносила в год 1 330 руб. дохода. Храму принадлежали каменный двухэ­тажный дом, в котором размещалась церковно-приходская школа, камен­ное помещение бывшей свечной лав­ки, деревянный флигель, где находи­лась просфорня, а также кирпичная сторожка, пристроенная к южной сте­не церкви и тесовый сарай.

Церковно-приходская школа нача­ла действовать при храме с 1886 г., на­ходясь в это время в наёмной квартире. Собственное здание для школы было построено после 1899 г., в котором Воз­несенский храм и церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 чело­век, посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий.

По свидетельству современника, со­провождавшего Преосвященного Ки­рилла (Смирнова), епископа Тамбов­ского и Шацкого, при обозрении хра­мов и церковно-приходских школ Ли­пецка в 1910 г., школа Вознесенской церкви помещалась ". в довольно про­сторном, светлом и чистом собствен­ном каменном здании; в настоящее время в видах расширения школы тру­дами и заботами о. настоятеля сделана к существующему зданию большая пристройка. Успехи детей найдены отличными. Все учащиеся относятся к своим обязанностям с примерным усердием. В 1916 г. в Вознесенской церковно-приходской школы обуча­лись 62 мальчика и 59 девочек, законо­учителями были приходские священ­ники, а учителями — Мария Васильев­на Уварова и Елена Михайловна Ястребцева.

Будучи соборным, в конце XVIII — начале XIX в. Вознесенский храм имел в своем штате трёх священников. По­сле того как храм стал приходским, указом от 7 сентября 1810 г. третий свя­щенник был переведён в штат Христорождественского собора. А в 1837 г., после освящения первого престола Троицкой церкви, второй священник был переведен в штат новопостроенно го храма. Лишь в 1861 г. была возвра­щена в штат Вознесенской церкви вто­рая священническая вакансия. И вплоть до революции её церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.

На месте настоятеля Вознесенского храма о. Михаила сменил Семён Ива­нович Щёголев, родившийся в семье пономаря архидиаконской Стефановской церкви г. Тамбова в 1850 г. В 1872 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. С 1881 г. — священник с. Сычевка Козловского уезда Тамбов­ской губернии. В 1886 г. был переведён к Вознесенской церкви г. Липецка. С этого же года о. Семён состоял заведу­ющим и законоучителем церковно­приходской школы при храме. Кроме того, он много лет преподавал Закон Божий в Липецкой женской прогимна­зии, а затем и гимназии, в приходском училище, был членом правления Ли­пецкого духовного училища, членом отделения епархиального училищного совета, духовным следователем. За свое пастырское служение и законоучительскую деятельность Семён Ива­нович Щёголев был награжден набед­ренником (1886 г.), скуфьей (1891 г.), камилавкой (1899 г.), наперсным крес­том (1906 г.), орденом св. Анны III сте­пени (1914 г.), саном протоиерея (1917 г.).

Протоиерею Семёну Ивановичу Щёголеву и второму священнику Вла­димиру Дмитриевичу Гумилевскому довелось встретить в Вознесенском храме грозные события 1917 г., кото­рые принесли старому липецкому со­бору, как и другим храмам, лишь беды и лишения. Сначала переименовали Вознесенскую площадь в Красную, за­тем, в 1919 г., советские органы рекви­зировали здания церковно-приходской школы и просфорни.

Сама процедура изъятия состоялась 17 марта 1922 г. Общий вес изъятой се­ребряной утвари составил 5 пудов 4 фунта 59 золотников 11 долей, серебра и камней на 49 миллионов 960 тысяч рублей, в том числе 13 окладов икон ве­сом 4 пуда 14 фунтов 71 золотник; 99 бриллиантов, 72 осколка бриллиантов, 1 алмаз.

Сразу же после изъятия церковный совет ходатайствовал перед властями о возвращении ковчега и потира из главного алтаря и замене их равноценным количеством серебра.

Включённый в состав комиссии как представитель музея и эксперт в дан­ной области, липецкий краевед прихо­жанин Вознесенского храма Михаил Павлович Трунов пытался спасти хотя бы часть духовных и художественных ценностей при составлении описей и в процессе изъятия. Однако всё, что пер­воначально удалось отстоять при кон­фискации, потом всё равно было рек­визировано. 26 мая того же 1922 г. были изъяты 3 оклада икон весом 39 фунтов 82 золотника. Всё ценное, что ещё ос­тавалось в храме после изъятий 1922 г., было разграблено позднее, при закры­тии Вознесенской церкви.

В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения бывший Вознесенский собор как древний памятник истории и культуры был включен в список архи­тектурных зданий, подлежащих охра­не. На некоторое время это защищало древний храм Вознесения Господня от уничтожения. Но никак не могло спас­ти его от закрытия, которое стало лишь вопросом времени.

Но просто уничтожения православ­ной святыни оказалось недостаточно. Видимо, богоборческая власть сочла необходимым совершить ещё и кощунст­во, осквернив само святое место. Реше­нием горисполкома №473 от 7.11.1972 утверждена смета, а решением № 652 от 22.9.1972 разрешено строительство общественного туалета на том месте, которое было свято для многих поколе­ний липчан, где ещё совсем недавно располагался Вознесенский храм. Как объясняли архитекторы, строи­тельство именно на этом месте связано с тем, что здесь заканчивались демон­страции трудящихся. Действительно, здесь финал демонстрации — невидан­ное кощунство — демонстрации пре­данности безбожной власти и идеям интернационализма!

Так закончилась история первого каменного соборного храма Липецка. Когда же богоборческие времена про­шли и настало время восстановления порушенных святынь, многие верую­щие обрели надежду увидеть возрож­денным и Вознесенскую церковь.


Каменная без колокольни Никольская церковь, построенная при тюремном замке, являлась до революции самой молодой по возрасту из городских церквей Липецка. Прошение о строительстве храма было подано в 1884 г. жителями Липецка Е.И. Хренниковой, М.А. Клюевым и Ф.И. Болховитиновым.


Кладбищенская церковь во имя св. Евдокии на площади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.



На левом берегу реки Воронеж расположено живописное село Желтые Пески, сердцем которого является храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Деревянный храм постройки XIX века имел сложную судьбу – он горел и заново выстраивался, в 1922 году из него изъяли всю церковную утварь, как было сказано советской властью, – в пользу нуждающихся. Несмотря на все эти трудности, Богослужения не прекращались, и тогда те, кто не мог переносить восхваления Бога, сожгли церковь.


Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. приходской храм в честь Успения Божией Матери в городе Липецке был преобразован в Свято-Успенский мужской монастырь. По сути же начался процесс возрождения древней монашеской обители – Паройской пустыни, существовавшей на этом месте ещё до того, как царь Пётр Великий положил начало современному городу, и упразднённой в царствование императрицы Екатерины Великой в 1764 г.


Архангельский храм села Ссёлки, входящего ныне в черту города Липецка, виден издалека. Краснокирпичная церковь с высокой колокольней занимает доминирующее положение на левом берегу реки Воронеж при подъезде к городу с севера и востока. Первый деревянный храм села был построен из дубового леса в 1692 г.


Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.


Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны. Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е гг. XX в., а до революции являлся приходской церковью села Студёнки.



Многим липчанам старшего поколения запомнилась как настоящий праздник служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 г., во время архиерейского служения в Преображенском храме присутствовало 700–800 человек. Вообще же в эти годы великие и двунадесятые праздники собирали под своды храма огромное количество верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 г., на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1,5–2 тысячи, а на Пасху – 2–2,5 тысячи верующих.


Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).

Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обре́тение мощей мч. Мины Калликелада (867–889).

Сщмчч. Михаила Никологорского и Павла Косминкова пресвитеров (1938); мц. Анны Четвериковой (1940).

Литургии не положено.

На 6-м часе: Иоил. II, 12–26. На веч.: Иоил. III, 12–21.

Полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена может быть перенесена на вторник, 16 февраля (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).

Древне-Успенская церковь — один из старейших храмов Липецка.

Точная дата постройки неизвестна, но есть источники 1730 г., где храм уже упоминается.

Еще коренные липчане называют этот храм Успенкой.

Здание относится к памятникам архитектуры.

Также у источника останавливался во время Азовских походов Петр I, который сразу понял полезность железистой воды.

Древне-Успенский храм в Липецке

Внешний вид Древне-Успенской церкви необычный — она построена в стиле русского барокко. Выглядит здание несколько асимметрично, но это даже интересно.

Храм этот бесстолпный и бесколокольный.

Древне-Успенский храм в Липецке

Но даже это не главное.

Архитектурно церковь обращена по оси северо-восток — юго-запад, когда традиционно православные храмы ориентируют по линии восток — запад. Еще из необычного — Древне-Успенская церковь словно прячется у подножия холма, стоит в укромном уголке. Хотя обычно церковь стараются разместить на вершине, на видном месте.

Фундамент придела Древне-Успенской церкви сложен из нетесаных блоков без раствора. Это породило множество легенд, в том числе и о возрасте храма.

Есть мнение, что использованные в фундаменте камни — это остатки гораздо более древнего храма, который был разрушен во время татаро-монгольского ига.

Древне-Успенский храм в Липецке

Сначала Древне-Успенская церковь находилась при монастыре Паройской пустыни. После упразднения монастыря в 1764 г. императрицей Екатериной II храм приписали к Христорождественской церкви.

В 1910 г. под Древне-Успенской церковью во время ремонтных работ обнаружили подземный ход. С этой находкой связано много легенд. Согласно одной из них, ход связывает Древне-Успенскую церковь и Верхний парк. Но краеведы толком не смогли исследовать ход, так как он был завален.

После революции в Древне-Успенской церкви продолжались богослужения, храм закрыли только в 1936 г., а настоятеля расстреляли по ложному доносу.

Долгое время здание храма никем не охранялось, иконостас был разрушен, росписи уничтожены. От полной гибели храм спасли липецкие краеведы в 70-е гг. прошлого века.

Восстановительные работы продолжались длительное время, затем здание Древне-Успенской церкви забрал себе областной музей. В храме проводились выставки, там находилась экспозиция, посвященная истории железоделательных заводов и металлообработки в Липецке.

Только в 1996 г. Древне-Успенскую церковь вернули верующим.

Древне-Успенский храм в Липецке

Силами прихожан Христорождественского собора церковь была полностью восстановлена, сейчас в ней идут богослужения.

Древне-Успенский храм в Липецке

С 2003 г. Древне-Успенская церковь стала именоваться как Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.

Древне-Успенский храм в Липецке

Сейчас выполняются росписи стен.

Найти Древне-Успенскую церковь несложно.

Достаточно добраться до Верхнего парка (он находится на пересечении улиц Ленина и Салтыкова-Щедрина). Туда ходит различный общественный транспорт: например, автобусы № 2, 12, троллейбус № 9 или маршрутные автобусы № 324, 359, 359.

Читайте также: