Сообщение о храме липецка
Обновлено: 04.07.2024
А ведь Вознесенский храм имел очень интересную и сложную историю. Она неразрывно связана со становлением Липецка как города. Строительство здесь в первой половине XVIII в. каменного соборного храма как бы подтверждает претензии слободы Липские железоделательные заводы на статус города. После строительства в конце XVIII — начале XIX в. нового соборного храма во имя Рождества Христова бывший Вознесенский собор по-прежнему оставался особо любим жителями города. Они непрестанно заботились о его благолепии, несколько раз расширяли и перестраивали, жертвовали ценные иконы и церковную утварь. К сожалению, история Вознесенского храма по причине малого количества сохранившихся документов и других источников восстанавливается медленно и трудно.Строительство каменного храма в поселке Липских железоделательных заводов стало насущной необходимостью в 1730-х гг. по той причине, что деревянные церкви Рождества Христова и св. Димитрия Солунского уже не вмещали возросшее количество прихожан. Поэтому и было решено построить новую более просторную церковь из более долговечного материла.
Вознесенская церковь обозначена на плане Липских железоделательных заводов 1742 г. как вновь строящаяся. К 1751 г. строительство храма было завершено, и в том же году главный престол его освящён во имя Вознесения Господня. Первоначально Вознесенская церковь не имела сооружённых позднее приделов и колокольни. Храмовая часть выглядела как двусветный четверик, перекрытый невысоким гранёным куполом с глухим барабаном с луковкой и четырьмя малыми главками по углам. Фасад храма был декорирован по углам спаренными пилястрами с капителями коринфского ордера, красивыми наличниками, обрамляющими оконные проёмы и карнизом с сухариками по верху четверика. С восточной стороны к храму примыкала полукруглая апсида, перекрытая конхой, с запада — небольшая трапезная, в которой был устроен дополнительный престол во имя святого Великомученика и Победоносца Георгия — одного из самых почитаемых на Руси святых.
После строительства Вознесенского храма площадь, на которую он выходил, назвали Вознесенской, а улицу вдоль северного фасада — Церковной. В конце 1770-х гг. церковь стала соборным храмом городка, получившего в 1779 г. по указу императрицы Екатерины Великой наименование Липецк, и являлась таковой до 1807 г., когда был освящён главный престол нового соборного храма во имя Рождества Христова.
В связи с этим 7 сентября 1810 г. был упразднён третий священнический штат Вознесенского храма, указ о чем был получен в Липецке 14 сентября. Священно- и церковнослужители Вознесенской церкви после учреждения в 1805 г. генплана Липецка получили участки земли в 59-м квартале. Причту храма принадлежал необходимый для пропитания участок земли за пределами города. Так, по данным на 1788 г. пашенной земли было 29 дес. 1 776 саж., сенного покосу — 3 дес. Под просёлочными дорогами — 1 дес. 616 саж, а всего — 33 дес. 2 392 саж. Вознесенскую церковь всю вторую половину XVIII столетия, до строительства Христорождественского собора, в народе просто назвали каменной, в отличие от других деревянных храмов города.
Однако найденные недавно метрические книги Вознесенской церкви за 1772 г. версии о связи храма с Пушкиными не подтверждает — записи о венчании А. Ганнибала и М. Пушкиной там нет. Более того, кладбище у стен Вознесенской церкви как и другие кладбища у городских храмов страны прекратило свое существование после указа 1771 г. императрицы Екатерины Второй, а смерть Алексея Фёдоровича Пушкина зафиксирована в метрической книге Покровской церкви с. Коренёвщино, где располагалось его имение и где он провел последние дни жизни, прикованный к постели тяжкой болезнью. Однако полностью отвергать легендарные версии, пока нет объяснения, как попала сюда надгробная плита и где состоялось венчание дедушки и бабушки великого поэта, преждевременно.
Тогда же, видимо, и было начато строительство колокольни, а вот завершал его уже новый староста — купец Пётр Юров, что видно из документов Тамбовской духовной консистории 1816 г., в которых упоминаются его покупки строительных материалов.
Колокольня была выстроена трёхъярусной, венчал её высокий шпиль. Высота колокольни до карниза составляла 13 саженей, а высота со шпилем — 44,7 аршина. Нижний ярус колокольни украшали спаренные пилястры и карнизы, которые венчали щипцы с круглым окном в центре. Арочные проёмы второго яруса были обрамлены парными колоннами, поддерживающими массивный карниз. Проёмы звонов третьего яруса украшали одиночные колонны. Колокольню венчали небольшие фронтоны и маленький купол с главкой, на которой был установлен высокий шпиль с крестом. Видимо в это же время в трапезной был устроен второй придельный алтарь во имя Архистратига Божия Михаила. Настоящим событием в это время стало посещение храма Преосвященным Ионой (Василевским), епископом Тамбовским и Шацким. Каменная величественная церковь греческой архитектуры, занимавшая выгодное положение на подъеме Воронежской горы, наверняка произвела на тамбовского архиерея благоприятное впечатление.
В 1832 г. священники Павел Красивский и Николай Вановский подавали прошение о построении при Вознесенском храме свечной лавки.
В середине XIX в. назрел вопрос о расширении Вознесенской церкви за счёт строительства приделов к храмовой части и перенесения туда из небольшой по размерам трапезной Архангельского и Георгиевского престолов. Прошение на перестройку храма было подано церковным старостой Петром Семёновичем Нифонтовым 20 октября 1841 г. Но проект был выполнен архитектором коллежским регистратором Василием Ефремовым только к 24 января 1844 г. После этого почти полгода заняло рассмотрение его Тамбовской духовной консисторией. Лишь в сентябре 1844 г. прошение о распространении храма было подано Преосвященным Николаем (Доброхотовым), епископом Тамбовским и Шацким, в Святейший Синод.
К 1892 г. число дворов в приходе Вознесенской церкви выросло до 316, прихожан мужского пола насчитывалось 864, женского — 897 душ. В 1891 г. было принято решение прорубить в западных стенах храмовой части два дополнительных окна для увеличения освещённости.
Главной святыней бывшего Вознесенского собора являлась чтимая не только прихожанами, но и всеми жителями Липецка как явленная и чудотворная Казанская икона Божией Матери. Почитание этого образа липчанами было настолько велико, что указом Святейшего Синода разрешено было ходить с ним по всем приходам города.
Храмовая библиотека насчитывала в начале XX в. 145 томов, в ризнице хранились копии с метрических книг с 1812 г. В храме ещё до революции было смонтировано электрическое освещение. На звоннице Вознесенского храма было 7 колоколов — 3 больших и 4 малых, все они приобретались после 1811 г.
В приходе Вознесенского храма, по данным на 1910 г., числилось 323 двора с 915 душами мужского и 925 женского пола. В 1917 году количество прихожан уменьшается: мужчин — до 838, женщин — до 896.
В начале XX в. причт Вознесенского храма владел 74 десятинами 567 кв. саженями пахотной плодородной земли. Из них 34 десятины находились в 6 верстах от храма, а 40 десятин — в 50 верстах. Вся земля сдавалась в аренду и приносила в год 1 330 руб. дохода. Храму принадлежали каменный двухэтажный дом, в котором размещалась церковно-приходская школа, каменное помещение бывшей свечной лавки, деревянный флигель, где находилась просфорня, а также кирпичная сторожка, пристроенная к южной стене церкви и тесовый сарай.
Церковно-приходская школа начала действовать при храме с 1886 г., находясь в это время в наёмной квартире. Собственное здание для школы было построено после 1899 г., в котором Вознесенский храм и церковно-приходскую школу, где обучалось до 100 человек, посетил Преосвященный Георгий, епископ Тамбовский и Шацкий.
По свидетельству современника, сопровождавшего Преосвященного Кирилла (Смирнова), епископа Тамбовского и Шацкого, при обозрении храмов и церковно-приходских школ Липецка в 1910 г., школа Вознесенской церкви помещалась ". в довольно просторном, светлом и чистом собственном каменном здании; в настоящее время в видах расширения школы трудами и заботами о. настоятеля сделана к существующему зданию большая пристройка. Успехи детей найдены отличными. Все учащиеся относятся к своим обязанностям с примерным усердием. В 1916 г. в Вознесенской церковно-приходской школы обучались 62 мальчика и 59 девочек, законоучителями были приходские священники, а учителями — Мария Васильевна Уварова и Елена Михайловна Ястребцева.
Будучи соборным, в конце XVIII — начале XIX в. Вознесенский храм имел в своем штате трёх священников. После того как храм стал приходским, указом от 7 сентября 1810 г. третий священник был переведён в штат Христорождественского собора. А в 1837 г., после освящения первого престола Троицкой церкви, второй священник был переведен в штат новопостроенно го храма. Лишь в 1861 г. была возвращена в штат Вознесенской церкви вторая священническая вакансия. И вплоть до революции её церковный причт состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков.
На месте настоятеля Вознесенского храма о. Михаила сменил Семён Иванович Щёголев, родившийся в семье пономаря архидиаконской Стефановской церкви г. Тамбова в 1850 г. В 1872 г. окончил Тамбовскую духовную семинарию. С 1881 г. — священник с. Сычевка Козловского уезда Тамбовской губернии. В 1886 г. был переведён к Вознесенской церкви г. Липецка. С этого же года о. Семён состоял заведующим и законоучителем церковноприходской школы при храме. Кроме того, он много лет преподавал Закон Божий в Липецкой женской прогимназии, а затем и гимназии, в приходском училище, был членом правления Липецкого духовного училища, членом отделения епархиального училищного совета, духовным следователем. За свое пастырское служение и законоучительскую деятельность Семён Иванович Щёголев был награжден набедренником (1886 г.), скуфьей (1891 г.), камилавкой (1899 г.), наперсным крестом (1906 г.), орденом св. Анны III степени (1914 г.), саном протоиерея (1917 г.).
Протоиерею Семёну Ивановичу Щёголеву и второму священнику Владимиру Дмитриевичу Гумилевскому довелось встретить в Вознесенском храме грозные события 1917 г., которые принесли старому липецкому собору, как и другим храмам, лишь беды и лишения. Сначала переименовали Вознесенскую площадь в Красную, затем, в 1919 г., советские органы реквизировали здания церковно-приходской школы и просфорни.
Сама процедура изъятия состоялась 17 марта 1922 г. Общий вес изъятой серебряной утвари составил 5 пудов 4 фунта 59 золотников 11 долей, серебра и камней на 49 миллионов 960 тысяч рублей, в том числе 13 окладов икон весом 4 пуда 14 фунтов 71 золотник; 99 бриллиантов, 72 осколка бриллиантов, 1 алмаз.
Сразу же после изъятия церковный совет ходатайствовал перед властями о возвращении ковчега и потира из главного алтаря и замене их равноценным количеством серебра.
Включённый в состав комиссии как представитель музея и эксперт в данной области, липецкий краевед прихожанин Вознесенского храма Михаил Павлович Трунов пытался спасти хотя бы часть духовных и художественных ценностей при составлении описей и в процессе изъятия. Однако всё, что первоначально удалось отстоять при конфискации, потом всё равно было реквизировано. 26 мая того же 1922 г. были изъяты 3 оклада икон весом 39 фунтов 82 золотника. Всё ценное, что ещё оставалось в храме после изъятий 1922 г., было разграблено позднее, при закрытии Вознесенской церкви.
В 1926 г. Тамбовским обществом краеведения бывший Вознесенский собор как древний памятник истории и культуры был включен в список архитектурных зданий, подлежащих охране. На некоторое время это защищало древний храм Вознесения Господня от уничтожения. Но никак не могло спасти его от закрытия, которое стало лишь вопросом времени.
Но просто уничтожения православной святыни оказалось недостаточно. Видимо, богоборческая власть сочла необходимым совершить ещё и кощунство, осквернив само святое место. Решением горисполкома №473 от 7.11.1972 утверждена смета, а решением № 652 от 22.9.1972 разрешено строительство общественного туалета на том месте, которое было свято для многих поколений липчан, где ещё совсем недавно располагался Вознесенский храм. Как объясняли архитекторы, строительство именно на этом месте связано с тем, что здесь заканчивались демонстрации трудящихся. Действительно, здесь финал демонстрации — невиданное кощунство — демонстрации преданности безбожной власти и идеям интернационализма!
Так закончилась история первого каменного соборного храма Липецка. Когда же богоборческие времена прошли и настало время восстановления порушенных святынь, многие верующие обрели надежду увидеть возрожденным и Вознесенскую церковь.
Каменная без колокольни Никольская церковь, построенная при тюремном замке, являлась до революции самой молодой по возрасту из городских церквей Липецка. Прошение о строительстве храма было подано в 1884 г. жителями Липецка Е.И. Хренниковой, М.А. Клюевым и Ф.И. Болховитиновым.
Кладбищенская церковь во имя св. Евдокии на площади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.
На левом берегу реки Воронеж расположено живописное село Желтые Пески, сердцем которого является храм бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских. Деревянный храм постройки XIX века имел сложную судьбу – он горел и заново выстраивался, в 1922 году из него изъяли всю церковную утварь, как было сказано советской властью, – в пользу нуждающихся. Несмотря на все эти трудности, Богослужения не прекращались, и тогда те, кто не мог переносить восхваления Бога, сожгли церковь.
Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. приходской храм в честь Успения Божией Матери в городе Липецке был преобразован в Свято-Успенский мужской монастырь. По сути же начался процесс возрождения древней монашеской обители – Паройской пустыни, существовавшей на этом месте ещё до того, как царь Пётр Великий положил начало современному городу, и упразднённой в царствование императрицы Екатерины Великой в 1764 г.
Архангельский храм села Ссёлки, входящего ныне в черту города Липецка, виден издалека. Краснокирпичная церковь с высокой колокольней занимает доминирующее положение на левом берегу реки Воронеж при подъезде к городу с севера и востока. Первый деревянный храм села был построен из дубового леса в 1692 г.
Космодамианский храм села Жёлтые Пески, которое сегодня находится в городской черте, имеет драматичную, но интересную судьбу. Дважды горевший, он вновь возрождался "из пепла" благодаря силе веры своих прихожан.
Христорождественский храм на улице 9 Января был закрыт при советской власти всего лишь несколько лет и первым в Липецке начал действовать в годы Великой Отечественной войны. Правда, городским храм Рождества Христова стал уже в 30-е гг. XX в., а до революции являлся приходской церковью села Студёнки.
Многим липчанам старшего поколения запомнилась как настоящий праздник служба в кладбищенской церкви Воронежского архиепископа Иосифа. Тогда, 29 мая 1957 г., во время архиерейского служения в Преображенском храме присутствовало 700–800 человек. Вообще же в эти годы великие и двунадесятые праздники собирали под своды храма огромное количество верующих. По сведениям уполномоченного за 1956 г., на Рождество пришло в храм 2 тысячи, на Крещение 1,5–2 тысячи, а на Пасху – 2–2,5 тысячи верующих.
Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца (1612).
Прп. Феодора молчаливого, Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Прав. Мариамны, сестры ап. Филиппа (I). Обре́тение мощей мч. Мины Калликелада (867–889).
Сщмчч. Михаила Никологорского и Павла Косминкова пресвитеров (1938); мц. Анны Четвериковой (1940).
Литургии не положено.
На 6-м часе: Иоил. II, 12–26. На веч.: Иоил. III, 12–21.
Полиелейная служба в честь сщмч. Ермогена может быть перенесена на вторник, 16 февраля (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).
Древне-Успенская церковь — один из старейших храмов Липецка.
Точная дата постройки неизвестна, но есть источники 1730 г., где храм уже упоминается.
Еще коренные липчане называют этот храм Успенкой.
Здание относится к памятникам архитектуры.
Также у источника останавливался во время Азовских походов Петр I, который сразу понял полезность железистой воды.
Внешний вид Древне-Успенской церкви необычный — она построена в стиле русского барокко. Выглядит здание несколько асимметрично, но это даже интересно.
Храм этот бесстолпный и бесколокольный.
Но даже это не главное.
Архитектурно церковь обращена по оси северо-восток — юго-запад, когда традиционно православные храмы ориентируют по линии восток — запад. Еще из необычного — Древне-Успенская церковь словно прячется у подножия холма, стоит в укромном уголке. Хотя обычно церковь стараются разместить на вершине, на видном месте.
Фундамент придела Древне-Успенской церкви сложен из нетесаных блоков без раствора. Это породило множество легенд, в том числе и о возрасте храма.
Есть мнение, что использованные в фундаменте камни — это остатки гораздо более древнего храма, который был разрушен во время татаро-монгольского ига.
Сначала Древне-Успенская церковь находилась при монастыре Паройской пустыни. После упразднения монастыря в 1764 г. императрицей Екатериной II храм приписали к Христорождественской церкви.
В 1910 г. под Древне-Успенской церковью во время ремонтных работ обнаружили подземный ход. С этой находкой связано много легенд. Согласно одной из них, ход связывает Древне-Успенскую церковь и Верхний парк. Но краеведы толком не смогли исследовать ход, так как он был завален.
После революции в Древне-Успенской церкви продолжались богослужения, храм закрыли только в 1936 г., а настоятеля расстреляли по ложному доносу.
Долгое время здание храма никем не охранялось, иконостас был разрушен, росписи уничтожены. От полной гибели храм спасли липецкие краеведы в 70-е гг. прошлого века.
Восстановительные работы продолжались длительное время, затем здание Древне-Успенской церкви забрал себе областной музей. В храме проводились выставки, там находилась экспозиция, посвященная истории железоделательных заводов и металлообработки в Липецке.
Только в 1996 г. Древне-Успенскую церковь вернули верующим.
Силами прихожан Христорождественского собора церковь была полностью восстановлена, сейчас в ней идут богослужения.
С 2003 г. Древне-Успенская церковь стала именоваться как Свято-Успенский липецкий мужской епархиальный монастырь.
Сейчас выполняются росписи стен.
Найти Древне-Успенскую церковь несложно.
Достаточно добраться до Верхнего парка (он находится на пересечении улиц Ленина и Салтыкова-Щедрина). Туда ходит различный общественный транспорт: например, автобусы № 2, 12, троллейбус № 9 или маршрутные автобусы № 324, 359, 359.
Читайте также:
- Сообщение о вильгельме оранском герцоге альба морских гезах
- Сообщение на тему губки японского моря
- Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества образец
- Основные требования к организации самостоятельной работы школьников сообщение знаний
- Сообщение о скульптурах евфранора