Сообщение о скульптурах евфранора

Обновлено: 12.05.2024

Древнегреческая скульптура занимает особое место среди многообразия шедевров культурного наследия, принадлежащих этой стране. В ней воспета и воплощена при помощи изобразительных средств красота тела человека, ее идеал. Однако не только плавность линий и изящество - характерные черты, которыми отмечена древнегреческая скульптура. Настолько велико было мастерство ее создателей, что они сумели передать даже в холодном камне гамму эмоций, придать глубокий, особый смысл фигурам, как будто вдохнув в них жизнь. Каждая древнегреческая скульптура наделена загадочностью, притягивающей до сих пор. Творения великих мастеров не оставляют никого равнодушным.

Древняя Греция, как и другие культуры, переживала в своем развитии различные периоды. Каждый из них был отмечен изменениями во всех видах изобразительного искусства, в том числе и скульптуре. Поэтому проследить основные этапы становления данного вида искусства возможно, вкратце охарактеризовав особенности древнегреческой скульптуры в различные периоды исторического развития этой страны.

Архаический период

Аполлон Тенейский

Статуя Аполлона Тенейского является самой известной из всех, дошедших до нашего времени фигур этой эпохи. Всего их известно сейчас несколько десятков. Выполнена она из мрамора. Аполлон изображен как юноша с опущенными руками, пальцы сжаты в кулаки. Глаза его широко раскрыты, а в лице находит отражение архаическая улыбка, типичная для скульптур, относящихся к данному периоду.

Женские фигуры

Образы женщин и девушек отличали волнистые волосы, длинные одежды, однако в них привлекали больше всего изящность и плавность линий, воплощение грации, женственности.

Архаические древнегреческие скульптуры обладали некоторой непропорциональностью, схематичностью. Каждая работа, с другой стороны, притягательна сдержанной эмоциональностью и простотой. Для данной эпохи в изображении фигур людей характерна, как мы уже отмечали, полуулыбка, которая придает им глубину и загадочность.

Находящаяся сегодня в Берлинском государственном музее "Богиня с гранатом" является одной из фигур, сохранившихся лучше всего среди других архаических скульптур. При "неправильных" пропорциях и внешней грубоватости образа руки, блестяще выполненные автором, привлекают внимание зрителей. Выразительный жест делает скульптуру особенно выразительной и динамичной.

"Курос из Пирея"

Находящийся в Афинском музее "Курос из Пирея" - более позднее, следовательно, более совершенное творение, выполненное древним скульптором. Перед нами предстает молодой мощный воин. Жесты рук и легкий наклон головы говорят о беседе, которую он ведет. Уже не столь бросаются в глаза нарушенные пропорции. Архаические древнегреческие скульптуры, как мы уже упоминали, обладают обобщенными чертами лица. Однако у данной фигуры это не столь заметно, как у творений, относящихся к раннему архаическому периоду.

Классический период

Классический период - это время с 5-го по 4-й век до нашей эры. Произведения древнегреческой скульптуры в это время претерпели некоторые изменения, о которых мы вам сейчас расскажем. Среди скульпторов данного периода одной из самых известных фигур является Пифагор Регийский.

Особенности скульптур Пифагора

Для его творений характерны реализм и живость, являвшиеся в то время новаторскими. Некоторые работы этого автора считаются даже чересчур смелыми для этой эпохи (например, статуя мальчика, вынимающего занозу). Живость ума и необыкновенный талант позволили этому скульптору заняться изучением смысла гармонии при помощи математических методов расчета. Он проводил их на базе философско-математической школы, им же и основанной. Пифагор, используя данные методы, исследовал различной природы гармонию: музыкальную, архитектурного сооружения, человеческого тела. Существовала Пифагорова школа по принципу числа. Именно оно считалось основой мира.

Другие скульпторы классического периода

Классический период, кроме имени Пифагора, дал мировой культуре таких известных мастеров, как Фидий, Поликлет и Мирон. Произведения древнегреческой скульптуры этих авторов объединяются следующим общим принципом - отображением гармонии идеального тела и прекрасной души, заключенной в нем. Именно данный принцип является основным, которым руководствовались различные мастера того времени при создании своих творений. Древнегреческая скульптура - идеал гармонии и красоты.

Мирон

Большое влияние на искусство Афин 5-го века до н. э. оказали работы Мирона (достаточно вспомнить знаменитый Дискобол, выполненный из бронзы). Этот мастер, в отличие от Поликлета, о котором мы еще расскажем, любил изображать фигуры в движении. Например, в вышеуказанной статуе Дискобола, относящейся к 5-му веку до н. э., он изобразил красивого юношу в момент, когда тот замахнулся для того, чтобы бросить диск. Напряжено и изогнуто его тело, захваченное движением, подобно пружине, готовой развернуться. Тренированные мускулы взбугрились под упругой кожей руки, отведенной назад. Образуя надежную опору, пальцы ног вдались глубоко в песок. Такова древнегреческая скульптура (Дискобол). Статуя отлита была из бронзы. Однако до нас дошла только мраморная копия, сделанная римлянами с оригинала. На изображении ниже представлена статуя Минотавра работы этого скульптора.

древнегреческая скульптура и живопись

Поликлет

Древнегреческая скульптура Поликлета обладает следующей характерной особенностью - фигуре человека, стоящего с поднятой вверх рукой на одной ноге, присуще равновесие. Примером мастерского воплощения ее является статуя Дорифора-копьеносца. Поликлет в своих работах стремился идеальные физические данные сочетать с духовностью и красотой. Такое стремление его вдохновило на издание своего трактата под названием "Канон", к сожалению, не сохранившегося до нашего времени.

Полны напряженной жизни статуи Поликлета. Он любил изображать атлетов, находящихся в состоянии покоя. Например, "Копьеносец" - человек могучего сложения, который полон чувства собственного достоинства. Он неподвижно стоит перед зрителем. Однако этот покой не статичный, свойственный древнеегипетским статуям. Как легко и умело владеющий собственным телом человек, копьеносец немного согнул ногу, переместив на другую тяжесть корпуса. Кажется, что пройдет немного времени, и он повернет голову и шагнет вперед. Перед нами предстает красивый, сильный человек, свободный от страха, сдержанный, гордый - воплощение идеалов греков.

Фидий

Можно по праву считать Фидия великим творцом, создателем скульптуры, относящимся к 5-му веку до н. э. Именно он смог овладеть в совершенстве мастерством литья из бронзы. Фидием было отлито 13 скульптурных фигур, которые стали достойными украшениями Дельфийского храма Аполлона. Относится к числу работ этого мастера также статуя Афины Девы в Парфеноне, высота которой составляет 12 метров. Она выполнена из слоновой кости и чистого золота. Эта техника выполнения статуй была названа хризо-элефантинной.

В скульптурах этого мастера особенно отражено то, что в Греции боги - это образы идеального человека. Из творений Фидия сохранилась лучше всего 160-метровая мраморная лента рельефа фриза, на которой изображено шествие богини Афины, направляющейся в храм Парфенона.

Статуя Афины

Сильно пострадала скульптура этого храма. Еще в глубокой древности погибла "Афина Парфенос". Эта фигура стояла внутри храма. Создал ее Фидий. Древнегреческая скульптура Афины обладала следующими особенностями: голова ее с округлым подбородком и гладким невысоким лбом, а также руки и шея были выполнены из слоновой кости, а шлем, щит, одежда и волосы - из листов золота.

произведения древнегреческой скульптуры

С данной фигурой связано множество историй. Настолько знаменит и велик был этот шедевр, что сразу же у Фидия появилось множество завистников, которые всячески пытались насолить скульптору, для чего искали причины, чтобы обвинить его в чем-либо. Этого мастера, например, обвиняли в том, что он якобы утаил часть золота, предназначенного для скульптуры Афины. Фидий в доказательство своей невиновности снял все золотые предметы со статуи и взвесил их. В точности совпал этот вес с количеством золота, предоставленным ему. Тогда скульптора обвинили в безбожии. Щит Афины стал причиной этого. На нем изображалась сцена боя с амазонками греков. Фидий среди греков изобразил себя, а также Перикла. Общественность Греции, несмотря на все заслуги этого мастера, все же выступила против него. Жестокой казнью закончилась жизнь этого скульптора.

Не исчерпывались достижения Фидия скульптурами, выполненными в Парфеноне. Так, он создал фигуру Афины Промахос из бронзы, которая была воздвигнута примерно в 460 году до н. э. в Акрополе.

Статуя Зевса

древнегреческая скульптура идеал гармонии и красоты

К Фидию пришла подлинная известность после создания этим мастером статуи Зевса для храма, расположенного в Олимпии. Высота фигуры составила 13 метров. Многие подлинники, к сожалению, не сохранились, до наших дней дошли лишь их описания и копии. Во многом этому способствовало фанатичное уничтожение произведений искусств христианами. Не уцелела и статуя Зевса. Ее можно описать так: 13-метровая фигура восседала на золотом троне. Украшал голову бога венок из ветвей маслины, что являлось символом его миролюбия. Грудь, руки, плечи, лицо выполнены были из слоновой кости. Плащ Зевса перекинут через его левое плечо. Борода и венец - из сверкающего золота. Такова эта древнегреческая скульптура, кратко описанная. Кажется, что бог, если он встанет и расправит плечи, не поместится в этом обширном зале - потолок будет ему низок.

Период эллинизма

Этапы развития древнегреческой скульптуры завершает эллинистический. Этот период - время в истории Древней Греции с 4-го по 1-й век до нашей эры. Скульптура в это время имела по-прежнему основным предназначением украшение различных архитектурных сооружений. Но в ней находили также отражение происходившие в управлении государством изменения.

древнегреческие скульптуры и их авторы

В скульптуре, являвшейся в то время одним из главных видов искусства, кроме того, возникло множество направлений и школ. Они существовали на Родосе, в Пергаме, Александрии. Лучшие произведения, представленные этими школами, отражают проблемы, волновавшие в то время умы людей данной эпохи. Образы эти, в противоположность классической спокойной целеустремленности, несут в себе страстную патетику, эмоциональное напряжение, динамику.

Сильным влиянием Востока на все искусство в целом характеризуется поздняя греческая античность. Появляются новые особенности древнегреческой скульптуры: многочисленные детали, изысканные драпировки, сложные ракурсы. В величие и спокойствие классики проникает темперамент и эмоциональность Востока.

Три великих скульптора

В произведениях скульпторов, относящихся к 4-му веку до н. э., гуманистический идеал сохраняется, но исчезает при этом единство гражданского коллектива. Утрачивают ощущение полноты жизни и цельность мировосприятия древнегреческие скульптуры и их авторы. Великие мастера, жившие в 4-м веке до н. э., создают раскрывающее новые грани душевного мира искусство. Наиболее ярко эти поиски выразили три автора - Лисипп, Пракситель и Скопас.

Скопас

Скопас стал самой заметной фигурой среди остальных скульпторов, работавших в то время. В его искусстве дышат глубокие сомнения, борьба, беспокойство, порыв и страсть. Этот уроженец острова Парос творил во многих городах на территории Эллады. Мастерство этого автора воплотилось в статуе под названием "Ника Самофракийская". Такое название было получено в память о победе в 306 году до н. э. Родосского флота. Фигура эта установлена на пьедестале, напоминающем по конструкции корабельный нос.

"Танцующая менада" Скопаса представлена в динамичном, сложном ракурсе.

Пракситель

древнегреческая скульптура

Иное творческое начало имели скульптуры Праксителя. Воспевал этот автор чувственную красоту тела и радость жизни. Пракситель пользовался огромной славой, был богат. Наибольшую известность принесла этому скульптору статуя Афродиты, выполненная им для острова Книд. Она была первым в греческом искусстве изображением обнаженной богини. Красавица Фрина, знаменитая гетера, возлюбленная Праксителя, послужила моделью для статуи Афродиты. Эта девушка была обвинена в кощунстве, а затем оправдана восхищенными ее красотой судьями. Пракситель является певцом женской красоты, которую чтили греки. К сожалению, лишь по копиям известна нам Афродита Книдская.

Леохар

Леохар - афинский мастер, крупнейший из современников Праксителя. Этот скульптор, работая в различных эллинских полисах, создавал мифологические сцены и изображения богов. Он выполнил несколько портретных статуй в хризо-элефантинной технике, изображающих членов семьи Филиппа, македонского царя. После этого он стал придворным мастером Александра Македонского, его сына. В это время Леохаром была создана статуя Аполлона, очень популярная в древности. Она сохранилась в мраморной копии, выполненной римлянами, и получила под именем Аполлона Бельведерского мировую известность. Леохар во всех своих творениях демонстрирует виртуозную технику.

древнегреческие скульптуры

После времени правления Александра Македонского эпоха эллинизма стала периодом бурного расцвета портретного искусства. Воздвигали на площадях городов статуи различных ораторов, поэтов, философов, полководцев, государственных деятелей. Мастера хотели добиться внешнего сходства и при этом подчеркнуть в облике черты, превращающие в типичный образ портрет.

Другие скульпторы и их творения

Классические скульптуры становились образцами различных творений мастеров, работавших в эпоху эллинизма. Четко просматривается в произведениях того времени гигантомания, то есть стремление желаемый образ воплотить в огромных размеров статуе. Особенно часто она проявляется, когда создаются древнегреческие скульптуры богов. Статуя бога Гелиоса является ярким тому примером. Она выполнена из позолоченной бронзы, возвышалась у входа Родосской гавани. Высота скульптуры - 32 метра. Над ней работал 12 лет, не покладая рук, Харес, ученик Лисиппа. Это произведение искусства заняло по праву почетное место в списке чудес света.

этапы развития древнегреческой скульптуры

Многие статуи после захвата римскими завоевателями Древней Греции были вывезены за пределы этой страны. Не только скульптуры, но также и шедевры живописи, собрания императорских библиотек и другие предметы культуры постигла эта участь. Многие люди, работавшие в сфере образования и науки, были захвачены в плен. В культуру Древнего Рима, таким образом, вплелись, оказав существенное влияние на ее развитие, различные элементы греческой.

Заключение

Конечно, разные периоды развития, которые пережила Древняя Греция, свои коррективы внесли в процесс формирования скульптуры, однако одно объединяло мастеров, принадлежащих к различным эпохам, - стремление к постижению в искусстве пространственности, любовь к выражению при помощи различных приемов пластики тела человека. Древнегреческая скульптура, фото которой представлено выше, к сожалению, до наших дней дошла лишь частично. Зачастую мрамор служил материалом для фигур, несмотря на его хрупкость. Лишь так можно было передать красоту и изящность человеческого тела. Бронза хоть и являлась более надежным и благородным материалом, значительно реже использовалась.

Древнегреческая скульптура и живопись своеобразны и интересны. Различные образцы искусства дают представление о духовной жизни этой страны.

фото древнегреческие скульпторы

Скульптура является важной главой древнегреческого искусства и универсального художественного творчества. Древнегреческое искусство было выражением религиозности и сакрального действия, сочетанием мифа и речи, подходом к неделимому единству оригинала. Именно это художник с динамичностью и чувствительностью пытался найти, уловить и передать в скульптуре.

Кого прославляли древнегреческие скульпторы

На первых этапах древнегреческие скульпторы изображали и прославляли богов и героев, они были для них главным вдохновением. Большое место в скульптуре занимали сцены легендарных событий, в частности победа над врагом, великих празднеств.

Величайшим достижением древнегреческих скульпторов стало изображение человека в его естественном окружении. Древнегреческое скульптурное искусство во всех его проявлениях всегда остается глубоко антропоцентричным.

Древнегреческие писатели дают нам представление о некоторых скульпторах Древней Греции, которые жили и прославились в это время. Среди них Евфранор, Лисипп, Леохарис, Пракситель, Скопас, Мирон, Фидий.

Древнегреческие скульпторы

Евфранор (Ἐυφράνωρ, 370—330 годы до н.э.) был известным древнегреческим скульптором и художником, он также написал книгу о симметрии и красках.

Евфранор был одним из ведущих скульпторов IV века до нашей эры. Он работал и преуспел в Афинах, по этой причине афиняне почитали его, предоставив ему политические права, хотя он бы уроженцем Коринфа. Евфранор был учеником художника Аристида из Фив, работал он с медью и мрамором.

Известными работы Евфранора: Патрос Аполлон, бронзовая Афина, Тесей на Афинской Агоре, Гефест, Лето с детьми, Агатодаимон, Дионис, молящаяся женщина, скульптора подростка Антикитера и многое другое. Плиний также упоминает о множестве уникальных рельефных надгробий, выполненных Евфранором.

Пракситель был одним из самых известных скульпторов Древней Греции и считался особенно искусным в обработке мрамора. Его наиболее известными работами были: статуя Афродиты в Книде (Малая Азия), статуя Эрота в Беотии, Отдыхающий сатир. Афродита Книдская была полностью обнаженной. Это была первая обнажённая статуя богини в древнегреческом искусстве и поэтому Праксителя можно назвать первым, кто создал обнаженную женскую скульптуру, так как в античные времена допускалось ваять только обнажённых мужчин.

Лисипп (Λύσιππος, 370-300 г. до н.э.) был древнегреческим скульптором из Сикиона, где находилась школа Сикиона, крупнейший художественный центр искусств, после Афин. Лисипп являлся важнейшим представителем этой школы, он работал в основном с бронзой и редко с мрамором. Лисипп был одним из официальных придворных скульпторов Александра Македонского. В его ведении была многопрофильная мастерская, в которой, по словам Плиния, было создано около тысячи работ мастера и его учеников. Главной чертой искусства Лисиппа была тонкость работ как в целом, так и в мельчайших деталях. Лисипп больше специализировался на статуях спортсменов, божеств и героев, а также было много работ, изображающих Александра Великого и его окружение.

Известные работы Лисиппа: статуя Троила в Олимпии, Искупитель, статуя атлета из Паграти, статуя атлета Агия (мрамор), обнаруженная в Дельфах, статуя Эрота (мрамор), Гермес, Посейдон, колоссальная работа Зевса и цикл скульптур на тему подвигов Геракла.

Леохар (Λεωχάρης, IV век до н. э.) был древнегреческим скульптором. Место его рождения неизвестно. По словам Павсания, он жил и создавал скульптуры в середине IV века до нашей эры (350-320 гг до н.э. считаются расцветом его творчества), большую часть своей жизни он прожил в Афинах.

Скопас (Σκόπας, 385/375-330/320 г. до н.э.) был древнегреческим скульптором и архитектором из Пароса. Он был сыном знаменитого скульптора медника Аристандроса. Скопас считается одним из самых важных скульпторов IV века до нашей эры. Он работал в основном с мрамором, но были и прекрасные работы из бронзы - статуя Афродиты Пандемос в Илиде.

Скопас сотрудничал с Праксителем и участвовал в оформлении важных святилищ и храмов того времени, таких как храм Артемиды в Эфесе, святилище Самофракии, храм Афины Алеи (работал как архитектор), асклепиион Эпидавра, а также в мавзолее Галикарнаса (восточная сторона).

Известные скульптуры Скопоса: Менада, Геракл Сикионский, Аполлон Кифаред, отдыхающий Арес, Эрос с Гимеросом и Потосом, голова Мелиагра, статуя Диониса в Книде и другие.

Мирон (Μύρων, 480–440 г. до н.э.) - известный древнегреческий скульптор родом из Элефтер, чье творчество до сих пор восхищает публику за его совершенство, гармонию и оригинальность. По словам Плиния, он был учеником Аггелада из Аргоса, который долгое время был ведущим скульптором пелопоннесской школы. Мирон был современником Поликлета и Фидия.

Скульптор работал исключительно на бронзе и сделал много статуй богов и героев. В самых известных его работах изображены спортсмены во время их выступления на состязаниях. Мирон с большой точностью мог передать неиссякаемое совершенство осанки, детали и пропорции спортсмена. Плиний упоминает, что работы Мирона были сложными, он как никто придавал скульптурам жизненность.

Самые известные скульптуры Мирона: скульптура метателя диска, Аполлон Эфесский, Персей, Марсий, Геракл,Тимант (победитель Олимпийских игр 456 г. до н.э), Афина и Марсий.

(Εύφράνωρ) — древнегреческий ваятель и живописец, родом с Коринфского перешейка, живший в 375-330 гг. до Р. X. Как скульптор, он работал из мрамора и из металла, был искусен в изображении богов и фигур животных и ввел в воспроизведение человеческого тела более стройные пропорции, но еще не отделался от их тяжеловатости при моделировке голов и членов. Многие из его изваяний представляли намек на передачу сильных душевных волнений. По живописи он был ученик Аристида и отличался в особенности силой красок. Главные произведения его кисти украшали собой Керамик в Афинах; это были: "Двенадцать богов", "Тезей, основатель политической равноправности афинян, сопровождаемый олицетворениями демократии и дема" и "Нападение афинской конницы на Эпаминонда при Мантинфе". Им были написаны два сочинения — о симметрии и о красках.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Евфранор" в других словарях:

ЕВФРАНОР — (сер. 4 в. до н. э.) древнегреческий художник. Во 2 в. до н. э. Павсаний видел в Стое Зевса в Афинах его картины: Подвиги афинян при Мантинее , Двенадцать богов , Тесей, подводящий Демократию (народоправление) Демосу (народу) . В Эфесе находилась … Большой Энциклопедический словарь

ЕВФРАНОР — • Euphrānor, см. Sculptores, Скульпторы, 9 и Pictores, Живопись, 6 … Реальный словарь классических древностей

Живопись античная — росписи восковыми красками (энкаустика) или темперой по штукатурке, мрамору, известняку, дереву, глине; известны росписи обществ, и жилых сооружений, склепов, надгробий, а также произв. станковой живописи. Болып во памятников др. гр. живописи… … Античный мир. Словарь-справочник.

АГАТОДАЙМОН — в древнегреческом семейном культе, персонификация благополучия и достатка, изобилия пищи и вина. Евфранор изваял его в облике человека, держащего в одной руке чашу с вином, а в другой хлебные колосья и маки. Часто его представляли в виде змеи… … Энциклопедия Кольера

СКУЛЬПТУРА, СКУЛЬПТОРЫ — •Sculptores, ваяние, резьба. Пластика, или ваяние, в широком смысле соединилась у эллинов с соответствующими родами ремесла, именно с выделкой деревянных сосудов, которые были вырубаемы топором из большого куска дерева… … Реальный словарь классических древностей

РУССКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ — Абант Άβας Danaus Абанты Άβαντες Абарис Άβαρις Абдера Abdera Абдулонома Абдул Abdulonymus Абелла Abella Абеллинум Abellinum Абеона Abeona Абидос или Абид… … Реальный словарь классических древностей

Изображение в информационном окне.

Вместе Александр Ронданини представляет Александра Великого и его отца, римскую копию после возможного Евфранора Глиптотека Мюнхен .
См. У Плиния , XXXIV, 78 .

Ни одна из его картин не сохранилась.

Резюме

биография

Плиний помещает свой апогей в 104 - й Олимпиаде ( 364 - 361 до н.э. ), в то же самое время, что и Пракситель . Дата соответствует его работе над Стоа Зевса в Афинах, то есть в начале его карьеры. Считается, что он начал свою карьеру в Афинах в 360 году до нашей эры. AD ; так будет продолжаться по крайней мере до карьеры Ликурга .

Произведение искусства

Картина

Плиний Старший приписывает ему кавалерийское сражение, изображение Двенадцати Богов, Тесея и, в Эфесе , воображаемое безумие Улисса . Павсаний увидел первые две картины на Стоа Зевса на Афинской Агоре и предоставил более подробные сведения. Сражение конницы представляет афиняне прийти на помощь из спартанцев против фиванцев из Epaminondas , в сражении Мантинее ( 362 г. до н.э. ). Тесей изображен рядом с аллегориями демократии и народа с подписью, указывающей на то, что он ввел политическое равенство афинян.

Скульптура

Плиний приписывает ему статуи Парижа , Лето с сыном Аполлоном и Артемидой , Филиппа и Александра на телегах.

По его руке идентифицирована только мраморная статуя Аполлона Патроса (датированная примерно 330 годом до нашей эры). Он был обнаружен в 1907 году возле храма, где его уже разместил Павсаний . К сожалению, среди других сохранившихся скульптур трудно выделить те, которые копировали бы работу Евфранора. Однако некоторые приписывают ему недостающий оригинал, копией которого является Александр Ронданини ( Мюнхенская глиптотека , инв. 298).

Персонажи его работ были бы близки к персонажам его современника Лисиппа , в частности, его заботой о симметрии, его заметным интересом к телесным формам и героическим сюжетам [исх. необходимо] .

Читайте также: