Сообщение о городе волхов

Обновлено: 05.07.2024

Волхов расположен в пределах Волховской низины, в 122 км к востоку от Санкт-Петербурга. Ж.д. узел (Волховстрой I) линий на Санкт-Петербург, Петрозаводск, Череповец, Чудово-Московское (на Москву).

Пристань на р. Волхов.

Территория (кв. км): 108

Информация о городе Волхов на русском сайте Википедии

Исторический очерк

На берегах Волхова, по которому проходил знаменитый торговый путь "из варяг в греки", издавна известны новгородские поселения, жители которых занимались проведением кораблей через речные пороги.

В начале 20 в., когда через Волхов прошла железная дорога, связавшая Петербург с Вологдой и Череповцом, на ней возник пристанционный посёлок Званка (с паровозным депо и ремонтными мастерскими), откуда в 1916 г. была проложена линия на Петрозаводск и Мурманск.

Возник как посёлок строителей Волховской ГЭС и получил название Волховстрой - "стройка на Волхове". ГЭС сооружалась с 1918 г. по декабрь 1926 г. по плану ГОЭЛРО и была первой ГЭС в России. Согласно переписи населения 1923 г. в поселениях городского типа Волховского уезда Ленинградской губернии проживало: Волхов - 568 чел., Званка - 2932 чел., Волховстрой - 6143 чел. В 1927 г. рабочий посёлок Волховстрой был включён в черту Званки.

С 16 мая 1927 г. рабочий посёлок Званка, с 27 декабря 1933 г. город Волховстрой. 11 апреля 1940 г. название Волховстрой, имеющее чётко выраженный характер временности, связанное с периодом строительства, было заменено на Волхов по расположению на р. Волхов.

Близ Волховской ГЭС в 1929 г. был заложен первый в стране алюминиевый завод.

В Великую Отечественную войну под Волховом зимой 1941 г. была одержана одна из первых крупных побед, остановивших наступление немецко-фашистских войск на подступах к Ленинграду.

В 1970 г. город был награждён орденом Октябрьской Революции.

Экономика

Комбинат строительных конструкций, АО "Волховмебель". Заводы: алюминиевый, железобетонных изделий, комбикормовый, химический. Волховская ГЭС (1919-1926).

В Волховском районе: заготовка и переработка древесины, рыболовство. Выращивают картофель, овощи, кормовые культуры. Разводят крупный рогатый скот (молочного направления), свиней. В подсобных хозяйствах - овец, кроликов, птицу.

Месторождения торфа, известняка.

Основные предприятия

ГИДРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Волховская ГЭС N6 им. В.И. Ленина
187400, Ленинградская область, Волховский р-н, г. Волхов, ул. Графтио, 1
Предлагает: электроэнергия, теплоэнергия

ЦВЕТНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ

ОАО "Волховский алюминиевый завод"
187400, Ленинградская область, Волховский р-н, г. Волхов, Кировский пр-т, 20
Предлагает: алюминий первичный, сода кальцированная, серная кислота

Культура, наука, образование

Музей истории города.

ВУЗы города

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Волховский филиал)
187403, Ленинградская область, Волховский р-н, г. Волхов, Октябрьская наб., 1-А

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права (Волховский филиал)
187400, Ленинградская область, Волховский р-н, г. Волхов, ул. Володарского, 3-А

Музеи, галереи, выставочные залы

Музей истории города Волхова
187400, Ленинградская область, Волховский р-н, г. Волхов, Октябрьская наб., д. 27
Телефон(ы): (81363) 724-42

Архитектура, достопримечательности

В 10 км от Волхова, в селе Старая Ладога - Староладожский музей-заповедник.

В 30 км к юго-востоку от Волхова, на станции Зеленец, сохранился ансамбль Зеленецкого (Троицкого) монастыря (основан в 1565-70) с постройками 16-18 вв.: Троицкий собор (1684, перестроен), Благовещенская церковь с колокольней (1680-е), кельи (1680-е), настоятельский корпус (19 в.), каменная ограда (1680-е).

Волхов – город в Ленинградской области, который возник благодаря строительству Волховской гидроэлектростанции, которая была первой крупной ГЭС в России, и затем – строительству алюминиевого завода. В 1920-1930-е годы город привлекал молодёжь со всего СССР.

Город восстанавливался после войны, и сейчас сохраняет атмосферу тех времён. Его можно сравнить с европейскими городами вроде Копенгагена, где нет массовой застройки, но есть любовь жителей к своему городу, стремление содержать его в порядке. При этом в городе есть новенькие детские сады и детские площадки, а дома красят в интересные цвета.


Краткая история

В 1904 году во время прокладки железной дороги из Петербурга в Вологду была построена станция Званка, от которой затем в 1916 году продолжили дорогу до Мурманска.

В 1918 году в России начали строить первую крупную гидроэлектростанцию – Волховскую ГЭС на реке Волхов. Со всей страны начали приезжать рабочие, для которых был построен посёлок. В 1925 году Волховстрой получил статус рабочего посёлка. В 1929 году в черту Званки, где была станция, включили и Волховстрой. В 1933 году город переименовали в Волховстрой, а в 1940-м – в Волхов. Недалеко от ГЭС в 1929 году заложили первый в России алюминиевый завод.

В 1943 году была построена под огнём фашистов дорога от Волхова в сторону Ленинграда длиной в 33 километра всего за 17 дней. Пять тысяч человек днём и ночью рубили деревья, заготавливали шпалы, подвозили и устанавливали рельсы. Для быстроты рельсы укладывали непосредственно на снег и лёд.


В 1931 году население составляло 9,2 тысячи человек, к 1939 году оно выросло до 29 тысяч. На пике эта цифра доходила до 50 900 человек в 1997 году. Последние годы количество людей в города снижается, на 3000 за десять лет, и сейчас в городе проживают более 44 тысяч человек.

Промышленность

Волховская гидроэлектростанция была заложена в 1918 году и запущена в 1926-1927 годах. Это одна из старейших ГЭС России, исторический памятник науки и техники. Сейчас она вырабатывает 332 млн кВт⋅ч электроэнергии. Её мощность изначально составляла 58 МВт, а сейчас она достигает 86 МВт.

У строительства ГЭС был и побочный положительный эффект – водохранилище затопило Волховские пороги, что обеспечило судоходство по реке Волхов.


Кроме того, ГЭС обеспечила энергоснабжение алюминиевого завода, на котором в 1932 году получили первый отечественный промышленный алюминий. Волховский алюминиевый завод стал вторым важнейшим предприятием, благодаря которому появился город.

В 1959 году на нём получили алюминий высокой чистоты, затем наладили комплексную переработку нефелинового сырья и сверхчистого алюминия.

Он был первым подобным заводом в СССР, но при этом маленьким заводом. Если в 2000-е годы российские завода на Урале и в Сибири выпускали по 700-900 тысяч тонн продукции, то на Волховском предприятии – всего 20 тысяч тонн.


На Волховском комбикормовом заводе производят корма для животных, в городе действует рыбообрабатывающий комбинат, а также рыбоводный завод, который сохраняет водные биологические ресурсы.

Почему Волхов снимают в кино?


Многие художественные фильмы, снятые в Волхове, объединяет необходимость показать исторически достоверный город прошлого. Дело в том, что Волхов, как, например, Копенгаген, Барселона, Амстердам и некоторые другие европейские города, бережно относится к тому, что у города есть: к домам, улицам, вокзалу, к архитектуре – пусть это и дома XX века постройки. В Волхове можно легко показать, например, 1950-е годы, но стоит сдвинуть камеру в сторону, как вы наткнётесь на новую детскую площадку или торговый центр.

Каково жить в Волхове зимой?

Средняя зарплата в городе составляет 37 792 рубля. Снять однокомнатную или двухкомнатную квартиру в городе можно за 15-20 тысяч рублей.




В городе интересно гулять, тем более с детьми. В центре города есть площадка-корабль с множеством горок. В принципе, хорошие площадки тут везде.








Такие площадки не во всех крупных городах есть.






Очень много пространства для прогулок.










А подобные виды мигом переносят вас в прошлое.





Есть, где погреться котикам. Их здесь много. Лучше так, чем стаи бродячих собак.




Хороший показатель – чистота вокруг мусорных баков.


Та самая гидроэлектростанция, благодаря которой возник сам город.


Немного ночных видов города под Новый год.










Волхов, несмотря на то, что в нём соседствуют деревянные бараки, сохранившиеся с довоенных времён, и похожие друг на друга дома советской архитектуры, имеет своё лицо – лицо старого провинциального города, но уютного, где жители привыкли помогать друг другу, спасать потерявшихся животных, где они сохраняют наследие, не позволяя ему развалиться, улучшая и дополняя его.

Услышав название города Волхов, и увидев его местоположение на карте, многие люди думают, что это, наверное, древний город. Потому что возникают ассоциации со стоящими на реке Волхов древними Великим Новгородом и Старой Ладогой. Но Волхов, несмотря на красивое название, отдающее стариной, — город советский, промышленный. Для меня в поездке, совершённой в начале октября, Волхов стал последним пунктом. Сюда я заехал на два часа по дороге из Тихвина. Два часа было у меня между электричками и осмотреть город целиком мне за такое время не удалось, однако покажу то, что успел увидеть.

Одна из наиболее важных железнодорожных станций Ленинградской области — Волховстрой, открыта была под названием Званка в 1904 году на линии Санкт-Петербург — Вологда. В 1916 году Званка стала узловой станцией, когда была построена Мурманская железная дорога. Уже в 1930-е годы, после постройки Волховской ГЭС и ряда заводов, железнодорожный посёлок Званка стал городом Волховстрой. В 1940 году слово "строй" отсекли (всё ведь уже было построено), и город стал именоваться просто Волховом. Сейчас его население составляет 47 тысяч человек.

2. Нынешний вокзал — сталинский. Старый был либо разрушен в войну (немцы до города не дошли, но станция неоднократно подвергалась бомбёжкам), либо был специально отстроен новый вокзал, в связи с усилением значения и пассажиропотока этой станции.

3. Город в 1940 году переименовали в Волхов, а станция осталась Волховстроем, продолжая напоминать об истории.

5. Водонапорная башня, однако, сохранилась с времён постройки линии:

6. Примерно так выглядит привокзальная местность. В Волхове я до этого был лишь один раз проездом — в июне 2011 года по дороге в Старую Ладогу.

7. Пушка ЗИС-3 с замурованным в 2008 году письмом потомкам 2108 года:

9. Мемориал бойцам Волховского фронта. Как уже говорилось, сам город находился в тылу советских войск, немцам его взять не удалось, но боевые действия происходили в нескольких десятках километров отсюда.

10. Профсоюзная улица ведёт от вокзала в центр города:

11. В Волхове осталось довольно много довоенных деревянных барачных домов. Видимо, это первые многоквартирные дома города, в которых селили приезжавших сюда гидростроителей. Примерно так же, как и в Дивногорске.

13. Сейчас уже не первый год в городе действует программа переселения из этих домов в новое жильё. На некоторые дома прибита табличка вида "Этот дом будет расселён в декабре 2014 года".

14. Впрочем, на центральной улице города — проспекте Юрия Гагарина, довоенная застройка бывает более капитальная. По тем временам — вполне ленинградского масштаба.

15. На аттике этого дома — герб СССР и год постройки — 1934.

16. Вид поближе. Цифры, кстати, деревянные. А герб СССР — "образца" 1923 года.

18. Сталинский ДК:

19. Идём дальше на восток, в сторону реки Волхов. Застройка постепенно переходит к хрущёвкам, а проспект Гагарина переходит в проспект Державина.

22. Довольно необычный приём для позднесоветской жилой архитектуры:

23. Администрация Волховского района Ленинградской области:

24. Так я вышел на берег реки Волхов и на железнодорожный мост (по которому перед этим проезжал на электричке из Тихвина). Конструктивно моста тут два, причём почему-то один обращён фермами вверх, а другой вниз. Тот мост, который поближе, построен целиком в послевоенные годы, а у того, что подальше, сохранились дореволюционные опоры 1904 года, но сам мост был разрушен в войну при бомбёжке и впоследствии восстановлен.

Мост сурово охраняется, и подходы к нему со всех сторон заграждены заборами с колючей проволокой. Идя вдоль одного из них, я был облаян сторожевой собакой.

25. Чуть южнее, то есть выше моста по течению, стоит Волховская ГЭС имени Ленина — одна из первых гидроэлектростанций в России (строительство начато до революции, а закончено в 1920-е годы), благодаря которой посёлок Званка стал городом.

Что интересно, это единственная искусственная преграда на водном пути из озера Ильмень и его бассейна в Балтийское море.

26. Взгляд поближе. Слева здание машинного зала, справа — плотина.

27. Машинный зал:

28. Чуть левее находится шлюз — сооружение для пропуска судов. Обратите, кстати, внимание на профиль Ленина сверху. Сам Ильич побывал на берегах Волхова в Званке во время строительства ГЭС, которое входило в план ГОЭЛРО.

Времени у меня было мало, поэтому близко к ГЭС я не ходил и все фотографии делал с зумом. Отсюда же я пошёл обратно.

31. Взгляд на мост. Куда-то на восток идёт грузовой состав. За мостом находится станция Волховстрой-2 и развилка: налево — в Петрозаводск и Мурманск, а направо — в Вологду и дальше на Урал и в Сибирь.

32. На правом берегу — бывший Волховский алюминиевый завод, закрытый в 2013 году, и затем перепрофилированный.

Ещё здесь есть нефтеперерабатывающий завод (хотя и не такой крупный, как в Киришах), комбикормовый завод, хлебозавод, мясокомбинат и ряд других производств. В общем, Волхов — промышленный город.

33. Обратно от моста к вокзалу я шёл уже не через центр города, а по Новоладожскому шоссе, идущему вдоль железной дороги. Обнаружил там дореволюционные путейские казармы, построенные в характерном железнодорожном стиле — напоминание о той, старой Званке.

34. Интересное здание:

35. Привокзальные волховские дворы:

36. Так я вновь вышел к вокзалу:

37. Паровоз-памятник возле вокзала:

На первом пути меня ждала электричка Волховстрой — Санкт-Петербург, отправлявшаяся в шесть часов вечера, на которой я и завершил своё двухдневное путешествие. А на соседнем пути стоял поезд №74 Санкт-Петербург — Тюмень. Тот самый, на котором я в июле уезжал в Сибирь. Навеяло воспоминания о лете.

А через два с половиной часа пути я приехал на электричке на Московский вокзал. И между прочим, на тот же самый путь, на котором вчера рано утром уезжал в Кириши.

Если у вас уже скулы сводит от рафинированных красот туристических пригородов Петербурга, а попутешествовать всё же хочется, отправляйтесь в Волхов! Этот молодой промышленный город освежает не хуже ноябрьского дождя. Особенно, если приехать сюда в ноябре в дождь.

Неприятная погода не помешала мне выполнить главную задачу: поснимать с дрона прославленную Волховскую ГЭС. О ней кратко расскажу чуть ниже и более подробно — в отдельной статье. А пока можно просто посмотреть это короткое видео:

Съёмки прошли относительно быстро, и осталось много времени, чтобы погулять по городу. Начали мы с музея истории Волхова.

Музей истории города Волхова

Музей размещается в доме Генриха Осиповича Графтио, "отца" Волховской ГЭС. И дом, кстати, стоит прямо напротив неё, на противоположном берегу реки. Раньше музейная экскурсия включала в себя и посещение здания ГЭС: для этого достаточно было перейти реку по плотине. Но теперь на станцию не пускают. Надеюсь, временно.

На последней картинке в галерее написано, кому положен бесплатный вход. Мы заплатили по 80 рублей за вход и 200 рублей за экскурсию. Итого 360 рублей на двоих.

Значительная часть музея посвящена жизни и работе Генриха Осиповича, строительству ГЭС и алюминиевого завода (первого в стране!), "блокадному" периоду в годы Великой Отечественной.

Нас в первую очередь интересует история самого города. Экспонатов, рассказывающих непосредственно о самом городе, в музее не так много. Но это полностью компенсируется подробным рассказом экскурсовода.

История города

Река Волхов была важной транспортной артерией, однако многочисленные пороги затрудняли судоходство. Их было так много, что Волхов даже называли Седым: вода пенилась на камнях, и река из-за этого казалась белой.

Люди, жившие на берегах реки в районе порогов, занимались тем, что проводили через них суда. Обычно, успешно, но случались и неудачи. Лодки разбивались о камни, груз тонул, а его хозяева немилосердно секли оплошавшего лоцмана, "спускали с него шкуру". Отсюда и название места на берегу реки: Шкурина Горка. Впрочем, всё это может быть только легендой.

В 1904 году здесь появилась железнодорожная станция Званка. Рядом с ней возник рабочий посёлок с таким же названием. Интересно, что в рабочем посёлке с одной улицей и парой десятков бараков нашлось место для самодеятельного театра. В музее висит афиша 1916 года с анонсом спектакля "Прахом пошло".

С 1918 по 1926 год на реке Волхов велось строительство ГЭС, в Званке жили её строители, и в 1933 этот факт решили зафиксировать в самом названии: посёлок был переименован в город Волховстрой. А в 1940 году он превратился в просто Волхов. Но станция так до сих пор и называется Волховстрой.

Идём гулять по Волхову

После этого краткого исторического обзора можно смело выходить в город и начинать с ним знакомиться воочию. У нас в программе: железнодорожный вокзал, памятник Ленину и кафе Family с натуральным мороженым (очень вкусным). Волховская ГЭС такая огромная, что в эту статью она не поместилась, и про неё я напишу отдельно.

Железнодорожный вокзал

Железнодорожной станции Волхов не существует. Есть станции Волховстрой-1 и Волховстрой-2. Сам город разделён на две части: Волхов-1 (слева от реки) и Волхов-2 (справа). Красивый вокзал — это Волховстрой-1, поэтому искать его надо в Волхове-1.

27 января мы отмечаем годовщину полного снятия блокады Ленинграда. Но её прорыв произошел на год раньше — 18 января 1943 года. И именно с этого вокзала 7 февраля 1943 года в ещё осаждённый город отправился первый поезд с оружием и продовольствием. Тот самый паровоз обрёл вечную стоянку на перроне станции Волховстрой-1.

Памятник Ленину

После слов о Ленинграде логично будет перейти и к самому Ленину. Следуя канону, памятник Владимиру Ильичу стоит на площади Ленина, в сквере напротив Волховского городского дворца культуры, прекрасного образца стиля Сталинский ампир.

Раньше это был ДК ВАЗа, Волховского Алюминиевого Завода, и перед входом стоял 7-метровый бронзовый памятник Сталину. После XX съезда началась борьба с памятниками, но наш экземпляр продержался дольше многих. Лишь в 1963 году его скрытно, за одну ночь, демонтировали. После этого 2 года здесь цвёл цветник, а 30 октября 1965 года был торжественно открыт нынешний памятник Ленину.

Читайте также: