Сообщение о народных праздниках и обрядах тамбовской губернии в 17 18 века

Обновлено: 05.07.2024

Русское гостеприимство Ряжение на свадьбах и гуляньях Хлестать себя веником в бане. В старину от простуды люди лечились тем, что прикладывали к груди и спине листья растений. Особо целебными казались листья березы и дуба. Для удобства их собирали вместе с молодыми ветками, которые связывались в веники. Сжигание чучела в последний день масленичной недели на народных гуляниях. Традиция встречать Старый Новый год (более поздняя) Традиция обращаться к людям по имени отчеству Потчевание блинами — символом восходящего солнца н а масленичную неделю было обязательно Кулачные бои устраивались в период святок Празднование именин, а не Дня рождения Традиции русского народа 4

Дома Тамбовской губернии 5

Южновеликорусский тип планировки дома восточный 6 Бабий угол П ечь Передний угол Коник Долгая лавка Стол Примост

Среднерусский русский тип планировки дома 7 Бабий угол П ечь Передний угол Долгая лавка Стол

Традиционный женский тамбовский костюм 8

Головной убор - волосник 12

Головное полотенце - урбус 13

Традиционный мужской тамбовский костюм 16

Обычай унаследованный стереотипный способ поведения, которое сформировалось в течение длительного времени 17

Обычаи: Стегание освящённой веткой вербы 18

Обычаи: Сохранение под Образами до Покрова дожиночного снопа 19

Обычаи: Льняные смотрины 20

Обычаи: Катание яиц 21

Обычаи: Зажжение нового огня 22

Обычаи: Ношение воды в решете 23

Памятник Тамбовскому мужику 24

Благодарю за внимание! 25

Предварительный просмотр:

Традиции и обычаи. Так часто слышим мы эти определения и понимаем под ними общепринятые эталоны поведения пришедшие к нам из культуры русского народа.

Не каждый отличит традицию от обычая. Многие считают эти понятия тождественными, между тем отличия существуют.

По своему содержанию традиция гораздо шире обычая:

Традиции относятся к культурному наследию; они уважаемы и почитаемы в обществе Традиции Тамбовского края формировались благодаря культуре людей, которыми он заселялся.

Это были представители северо-западных областей от Тамбова. Основная их масса была переселенцы из соседних уездов — Шацкого, Ряжского и Рязанского. Но встречались и жители далеких уездов — Смоленского, Ржевского, Дорогобужского, Владимирского и Московского.

Традиции переселенцы несли с собой, но здесь они уже принимали свои особенности, сформировывались и передавались последующим поколениям.

Какие же традиции характерны для Тамбовщины?

Тамбовское традиционное жилище.

Городские дома мало чем отличались от сельских. Строили их традиционно по всему краю лишь с некоторыми отличиями.

Это были рубленые деревянные, обычно крытые соломой избы, топившиеся по-черному. Окна за неимением стекла затягивались бычьими пузырями и пропускали очень мало дневного света. Убогим было и внутреннее убранство: земляной пол, дощатый стол с деревянными скамьями, занимавшая пол-избы русская печь, под потолком устраивались полати; на которых и спали, и сушили зерно. В зимнее время в избе вместе с людьми ютились домашние животные и птица. Лишь у самых зажиточных крестьян в избе выделялась светелка, вместо скамей были деревянный диван и стулья. В каждой крестьянской избе непременно имелась самодельная прялка, реже ткацкий станок.

Распространённая планировка в домах имела восточный южновеликорусский тип.

Такой тип планировки характерен для большей части центрально-черноземной полосы — для областей Орловской, Курской, Тамбовской и Воронежской и для прилегающих районов Тульской и Рязанской областей. Изба, называемая в южных районах Курской и Воронежской областей хатой, расположена параллельно улице. П ечь располагалась в дальнем от входа углу; при этом устье печи было обращено ко входу. В ход в сенцы — с улицы или со двора, если изба расположена в глубине двора. Из сеней, обычно налево, вход в избу; в избе левый ближний от двери угол — передний, святой угол сориентирован на восток или юг и освещен более других углов (в нем обычно помещались божница и образа), в углу стоит стол. В дальнем правом углу, наискось от переднего, стоит печь, устьем обращенная к входной двери. Большинство изб имело площадь в 20-40 кв. м. Редкие крестьянские дома имели ещё и горницу- пристройку к избе без спальных полатей.

Нередко можно встретить и среднерусский тип строения.

Это было отголосками культуры мордовского населения. Печь в таких домах находилась в дальнем углу устьем повёрнута к двери, иногда в глубь избы, а передний угол напротив неё в( дальнем углу по прямой линии).

Тамбовский традиционный костюм.

На её изготовление шли шерсть, льняные и конопляные ткани.

Женская нательная одежда состояла из длинной, до пят, рубахи с обязательным поясом. Появиться без пояса дома и тем более на улице считалось неприличным.

Верхняя одежда включала сарафаны и панёвы. Сарафаны в основном носили девушки.

Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы.

В холода руки прятали в длинные рукава.

Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки.

Замужняя женщина должна была и дома и на улице закрывать голову.

Дома надевался волосник,

на улице специальное головное полотенце – урбус.

Носились кички, платки, сороки. Сорока представляет собой головной убор из плотной ткани, обтянутой красной хлопчатобумажной тканью. Чуть выпуклое донышко переходит в длинный позатыльник, его нижняя часть выложена синей и серебристой парчовой тканью с цветочным орнаментом, обшита жёлтым ситцем по краям. Жёлтые атласные ленты идут от позатыльника по спине. Очелье из золотного галуна, украшено пайетками, по бокам - ситцевые розетки с ручными пуговицами. О происхождении термина "сорока" ведутся споры: вернее всего предположение о его связи с птицей, так как "птичьи" названия нередки в области русских головных уборов - кокошник от "кокошь" (курица, петух), кичка от "кика" (утка) и другие

На ноги женщины надевали лапти, зимой сапоги или валенки.

Мужская летняя одежда состояла из портов и рубахи. Штаны, или порты, завязывались тесёмой и часто были принадлежностью взрослого женатого мужчины. Парни иногда до самой женитьбы щеголяли в одних рубахах. Верхняя одежда была разнообразна: армяки, свиты, зипуны, кафтаны, шубы. При этом кафтаны считались фирменной одеждой стрельцов и некоторых других родов войск. Летним головным убором служила войлочная шляпа – валенка, зимним - суконная или меховая шапка. Обувью служили лапти, кожаные сапоги, валенки, чуни.

Существовали традиционные тамбовские промыслы, фольклор, особенности в воспитании, но об этом более подробно расскажут мои коллеги в своих выступлениях.

Обычай – лишь образец поведения в конкретной ситуации и присущий определённой эпохе. Выдержавший испытание временем, обычай может стать традицией. К обычаям относятся общепринятые приемы в труде, взаимоотношения в быту и семье. Предписывают человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях.

Например: и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

На Покров дожиночным снопом — тем, что был сжат последним, кормили домашнюю скотину . Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со всего сжатого поля. Ещё в этот день девушки молились о хороших женихах.

От Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами — красными (пасхальными), желтыми (покрашенными на весенний Егорьев день — 6 мая) и зелеными (троицкими). Крашеные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приемов, цель которых — способствовать возрождению и расцвету природы.

Вечером накануне 1 сентября в домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днем Симеона-летопроводца.

Так, жители Тамбовского района полагали, что пойдет дождь, если беременная будет носить воду в решете. – с. Донское

В обычаях находят свое проявление и нравы народа.

В Калужской обл., где в районе р. Оки проходит граница между более древним южновеликорусским положением переднего угла у двери и более поздним средневеликорусским положением его в дальнем от входа углу, народ издавна охарактеризовал эти планы: здесь (южнее р. Оки) "молятся у порога", там (севернее р. Оки) "молятся на прямую".

В соответствии с тем, куда обращено устье печи, в южновеликорусской планировке жилища четко выделяются два типа — восточный и западный.
Вокруг стен располагались неподвижные лавки: от двери к переднему углу — коник (как и на Севере в старых избах, коник представляет собой род ларя с откидной крышкой, но здесь в нем держат печеный хлеб, пироги, а иногда и другие припасы); от переднего угла вдоль фасадной стены помещалась долгая лавка; между фасадной стеной и боковой частью печи настилали широкий помост для спанья — пол, или примост (реже называют его мост, кут, кутник, кутняя лавка, залавок, задняя лавка, зад; названия варьируют по местностям), от полуметра до метра высотой над землей. Зимой под ним держали ягнят, поросят, гусей, кур, уток, для чего низ спереди часто заделывали решеткой. Иногда для большей вместительности выбирали под ним землю на глубину 30— 40 см. У "пола" привязывали теленка.

Над "полом" на высоте человеческого роста или чуть выше устраивали полати; сбоку у печи — небольшая лавочка — приступок. С нее поднимались на печь, держась рукой за задоргу (деревянную жердь, вмазанную в свободное горизонтальное продольное ребро печи), а с печи — на полати. На полатях и спали и сушили лучину, лен, пеньку. Полати настилали от стен до полатного бруса: последний опирается на массивный четырехгранный печной столб, связанный конструктивно с опечком; верх столба расширен и часто украшен несложной резьбой в виде зубчиков.

Печной столб нередко служил единственным архитектурным украшением воронежской избы. От столба к двери (параллельно дымоходу из гончарных труб) и от печи к передней стене над окнами тянулись массивные полки для посуды. От печки к стене с дверью, под судним окном, была устроена судница — лавка-шкафик с волоковой дверкой; нередко эта была просто "судняя лавка". Для посуды прибивали иногда и полку над коником. Но чаще делали длинные полки — полицы: одну — на стене, прилегающей к сенцам, над дверью, на нее клали шапки, рукавицы и прочую мелочь; другую — от печи к той же стене, над судним окном, на ней держали кухонную посуду и испеченный хлеб.

Когда требовалось разделить избу на отдельные помещения, здесь уже с середины XIX в. прежде всего начали отделять дощатой перегородкой часть против печи, где происходила стряпня; это помещение называлось в Курской обл. топлюжкой, в Тульской — чуланчиком. Гораздо позднее стали огораживать место против входа, где находился примост между боком печи и передней стеной. В таком случае примост разбирали, вместо него ставили широкую кровать — выделяли спальню или спальню для молодых (Рязанская обл.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие по карте Тамбовского края""

Предлагаю конспект непосредственно- образовательной деятельности по патриотическому воспитанию в старшей разновозрастной группе.

Рабочая программа "Народные промыслы Тамбовского края"

Данная программа знакомит дошкольников с историей развития промыслов на Тамбовщине и их видах.


"Земноводные Тамбовского края"

материал о земноводных и рептилиях Тамбовской области.


Презентация на тему "Животные Тамбовского края"

Презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с животными Тамбовской области. Воспитатели детского сада могут воспользоваться данной презентацией на занятиях "Ок.

Досуг, посвященный охране окружающей среды.


Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства"

Конспект занятия "Народные промыслы Тамбовского края" по проектной деятельности "Волшебный мир искусства" для старшей группы.


Цели: расширить знания детей об истории родного края, о государственных символах области.

ТЕМА 14. Народный быт XVII-XVIII веков

К XVIII в. в нашем крае получили развитие многочислен­ные ремесла и промыслы. Во многих селах крестьяне изго­товляли бытовую глиняную посуду. Простая по технике ис­полнения, с незамысловатыми узорами, она служила не толь­ко в хозяйственных целях, но и украшением дома. Разнооб­разны были деревянные изделия: посуда, мебель, декоратив­ные детали быта. В селах Моршанского уезда мастера вырезали из дерева объемные изображения святых, которые затем раскрашивались, делали украшенные причудливой резьбой иконостасы. Моршанская деревянная скульптура - самобытное явление народной культуры, так как по официальным канонам православной церкви круглая (объемная) скульптура в храмах не допускается.


Моршанская деревянная скульптура XVIII в.

В ряде сел жители занимались до­машним ковроткачеством, плетением корзин, вязанием. Все это украшало крестьянский быт, разнообразило жилище; часть продукции поступала на продажу.




Повседневная мужская одежда
крестьян Тамбовской губернии
(иллюстрация Ф. Солнцева, выполненная в первой пол. XIX в.).

Женская нательная одежда состояла из длинной, до пят рубахи туникообразного вида с обязательным поясом. Появиться без пояса в доме, и тем более на улице, считалось неприличным. Верхняя одежда включала сарафаны, панёвы. Сарафаны в основном носили девушки. Панёва — юбкообразная одежда, шившаяся из шерстяной ткани в крупную клетку темно-синего или черного цвета. Зимой женщины надевали телогреи, зипуны, кафтаны-коротаи, тулупы. В холода на кисти рук опускали длинные рукава. Головной убор отличал замужнюю женщину от девушки. Девушка могла ходить простоволосой, надевая на голову повязки, перевязки, обручи-венцы. Замужняя женщина дома и на улице должна была обязательно закрывать голову. Дома надевался волосник, на улице специальное головное полотенце – убрус. Носились кички, платки. На ноги женщины надевали летом лапти, а зимой – сапоги на высоком каблуке или валенки.


Женский праздничный костюм Тамбовской губернии
Женские костюмы Тамбовской губернии
(иллюстрации, выполненные Ф. Солнцевым в 1830-е гг.)

Мужская и женская одежда украшалась вышивкой или узорами. Рисунки вышивок и узоров разнообразны. Здесь тесно переплелись русские и мордовские традиции, создав своеобразный южнорусский орнамент. Она отличалась геометрическими узорами в виде ромбов или квадратов. Преобладали красно-белые цвета. Широко распространенным видом ткачества оставалась пестрядь. Ее ткали из льняных, хлопчатобумажных и шерстяных ниток разных цветов, режущих глаз пестротой. Из пестряди шили сарафаны, мужские и женские рубахи, юбки.
Весь строй деревенской жизни, однообразие занятий и традиций длительное время сохраняли определенный набор одежды. Причем повседневная одежда снашивалась до дыр, а праздничная хранилась долгое время, передавалась из поколения в поколение, была предметом особых забот и надевалась редко.


Среди напитков предпочтение отдавалось квасу, меду, пиву. Квас использовался не только как питье - из него готовили первые блюда, такие, как окрошка. Пиво разрешали варить самостоятельно только по большим праздникам, а в обычное время его покупали в государственных кабаках.


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Многие традиционные праздники известны на всю нашу широкую страну. Но все же празднуют их везде немного по-разному. О традициях гуляний в Тамбовской губернии наш сегодняшний рассказ.

ПРАЗДНИК СВЯТОК

От Рождества до Крещения на Руси празднуют святки. Во время святок существует традиция ходить друг к другу в гости и славить Христа - ­ петь колядки. В ответ принято угощать пришедших.

В селе Матчерке Моршанского уезда накануне нового года "кликали Овсень". Овсень (или Авсень) в славянской мифологии – бог смены времен года, покровитель коней и пастухов. Само новогодье совпадало с днем святого Василия – покровителя скотоводов. Это был обход ряжеными с пожеланиями благополучия и богатства хозяевам. "Кликать Овсень" холостая молодежь, иногда молодые вдовы и солдатки. Считалось нежелательным, чтобы в подобном обряде участвовали девушки­невесты. На Тамбовщине больше всего колядовала молодежь из бедных семей, зажиточные крестьяне не разрешали своим детям ходить с колядой по селу.

По части веселья со Святками успешно соперничала Масленица. Но она знаменита совсем иными развлечениями. К ним относится прежде всего катание на лошадях. В Тамбовской губернии (материалы Борисоглебского уезда) катание на лошадях также было принято в течение последних трех дней масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком­-либо местном центре. Столь же широко, как и праздничная езда на лошадях, распространено было катанье в Тамбовской губернии молодежи с ледяных гор.

Самым большим праздником в году считалась Пасха, или светлое Христово воскресение, которую называли "Всем праздникам праздник". Пасха относится к числу так называемых переходящих праздников и отмечается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает в день весеннего равноденствия или после него, если это
воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи. Готовиться к Пасхе начинали с началом Великого поста, в Страстную неделю подготовка шла наиболее интенсивно, а сам праздник происходил в воскресенье и пасхальную неделю. Праздник включал посещение церкви, трапез, гуляний. Из обрядов к Пасхе приурочен лишь
обычай красить яйца и выпекать куличи. Когда-­то яйца посвящались богине весны, и им принадлежала видная роль в языческих обычаях. Считалось также, что яйца, снесенные курицей в Страстной четверг, предохранят человека от болезней, если их съесть на Пасху, а если скорлупу от этих яиц зарыть на пастбище, то она предохранит от болезней скот. Первоначально яйца красили только в красный цвет, считавшийся символом солнца, впоследствии их стали красить в самый разные цвета и даже делать на них рисунки. Без кулича пасхальный стол не обходился.

Сохранялись на Тамбовщине и архаичные семицкие обряды. Временным ядром празднования Зеленых святок становилась Троица. Согласно культу зелени и березки, на Троицу дома и дворы украшали зеленью. Около домов, вдоль улицы, устанавливали березки. Праздничная "улица" собиралась за селом. Молодежь гуляла на лугах, пела песни, играла в горелки и другие игры. Сохранился также, правда, смещенный по времени обряд "заламывания березки" – молодежь на березках, прямо на деревцах, завивала венки. Через неделю приходили смотреть, что стало с венком. Если венок завял, то девушке или парню в ближайшее время не представится жениться или выйти замуж. Напротив, если венок не вял, надо было ждать скорой свадьбы.

ИВАН ­ КУПАЛА

В Тамбовской губернии верили, что волшебная трава-замок расцветает в полночь на Ивана Купалу, при этом она сияет и горит, как звездочка. По поверьям, чудесную спрык-траву могли найти лишь самые искусные знахари по покрывавшим ее на утренней заре до восхода солнца блесткам. Полагали, что разрыв­-трава вырастает, цветет и исчезает за одну ночь, причем светится, как три свечи.

МИХАЙЛОВ ДЕНЬ

Очень почитаемым в Тамбовской губернии был праздник Михайлов день. Фактически он являлся днем окончания полевых работ. В ряде селений этот праздник был престольным. Это означало, что то или иное село и прилегающие к нему деревни относились к одному приходу, причем храм в этом приходе был освящен в честь святого Михаила. Престольные праздники превращались в праздники всего прихода с веселыми гуляниями. Как правило, в этот день игралось большинство свадеб на Тамбовщине.

СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД


Процесс заселения Тамбовского края — сложное и длительное явление. Традиционно Тамбовскую область считают территорией позднего заселения, однако это касаемо только освоения тамбовских земель русскими.

Начиная с неолита, Тамбовский край уже являлся своеобразной контактной, пограничной зоной расселения различных народов. С этого времени здесь фиксируется сосуществование разных этнических групп. В эпоху бронзы по лесным берегам бассейна реки Цны довольно плотно расселялись оседлые племена примокшанской, поздняковской культур. В середине I — начале II тыс. н. э. в Поценье, занятом ранее городецкими племенами, выделяется мордва-мокша, сохранявшая социокультурные традиции до активного продвижения на Тамбовщину русского населения в XVII в. К началу XVII в. сюда переселилось немало русских крестьян, бежавших от крепостного гнета из центральных уездов России (в 1622 г. 40 % всего населения состояло из русских переселенцев) [1].

В XV в. под защитой оборонительных укреплений (1635 г. была выстроена крепость Козлов, в 1636 — Тамбов) начался быстрый процесс заселения степной части Тамбовщины. Сюда, на свободные земли, хлынул массовый поток беженцев от помещиков. Основная масса крестьян приходила в Тамбовский уезд с соседних северных районов: Шацкого, Рязанского, Ряжского, а также Мещерского, Владимирского и др. уездов. Только небольшая часть крестьян приходила сюда из Смоленского, Дорогобужского, Ржевского, Московского уездов. Таким образом, русское население формировалось на Тамбовщине преимущественно из северо-западных (относительно Тамбова) уездов Русского государства [2]. Естественно они несли сюда оттенки своей региональной культуры, отразившейся в топонимах, говорах, обрядах.

Объектом исследования в данной статье являются мирские обряды, связанные с крещением ребенка и бытовавшие на территории Тамбовской области в к.XIX — н.XX вв.

У православных русских крещению всегда придавалось большое значение. Совершение таинства Крещения священниками за многовековую историю христианства на Руси, безусловно приобретя некоторое этническое своеобразие, всегда было подчинено православным канонам [3]. Однако в обычаях, которые соблюдались мирянами в день крещения новорожденного, этнографы отмечают многообразие территориальных вариантов.

Крещение являлось одним из ключевых действий в социокультурной социализации ребенка. Детей старались окрестить как можно скорее (обычно в течение первой недели жизни): боялись, что ребенок может умереть некрещеным, и тогда его не примет Бог, ему не найдется места в раю. Детей, умерших некрещеными, называли безыменками (вар. безымянками), нехристью (вар. некристью), бескрестниками, собачьими детьми [4].

Праздничный обед в день крещения ребенка в тамбовских говорах, как и в других русских диалектах, назывался крестины, кстины, крезьбины, крестильный обед, обед, веселье [3; 4; 5, с. 11].

Сроки проведения такого торжества в тамбовской традиции были не устойчивыми и не всегда совпадали с днем крещения новорожденного. Празднование крестин предполагало шумное застолье, веселье, присутствие близких и дальних родственников, соседей, знакомых. Обычно крестильный обед собирали в ближайшее воскресенье или другой православный праздник. Но во время поста крестины не праздновались. Гостей на крестины приглашал отец ребенка. Приглашенные приносили с собой различные продукты питания, хмельные напитки. Главным действом крестильного обеда повсеместнобыла совместная трапеза. За стол садились по старшинству, причем самые почетные места (в переднемуглу) занимали крестные родители и повивальная бабка.

Основными угощениями на крестильном обеде, по воспоминаниям старожилов сел Тамбовской области, были большой круглый хлеб из ситной муки и каша. В селах Бондарского, Уваровского, Сосоновского, Тамбовского, Кирсановского районов Тамбовской области такой хлеб называли караваем, в селах Рассказовского района — ржаником.

Нередко каша на крестильном обеде была предметом многих ритуальных действий, которые сопровождались различными приговорами, пожеланиями. Их целью было обеспечение жизнеспособности и здоровья новорожденного, всего растущего в природе, крестьянском хозяйстве [3].

В одном из районов Рязанской области существовал иной, нетипичный вариант этого обычая: повитуха вносила горшок соленой каши и угощала ею всех, начиная с кума и кумы [7, с. 50].

У русских был также распространен обычай продажи каши. Гости платили за кашу небольшую сумму, больше всех — крестные родители новорожденного. В Тверской [3, с. 47], Рязанской, Пензенской [10, с. 975], Костромской [10, с. 647], Нижегородской [10, с. 744] губерниях при сборе денег на кашу клали пирог, в который присутствующие втыкали деньги.

Всем присутствующим на крестильном обеде полагалось больше разговаривать, чтобы ребенок не был немым, веселиться, чтобы у ребенка была счастливая жизнь, поэтому большое место занимали шуточные моменты, а застолье сопровождалось смехом и всеобщим весельем.

В бедных, многодетных семьях крестины проходили незаметно, ограничивались небольшим угощением крестных родителей и повивальной бабки.

Своеобразие крестильных обрядов, бытовавших на территории Тамбовской области в к.XIX — н.XX вв., проявляется в контаминации элементов, известных в южных, северных, поволжских областях России, а также у мордвы, и обосновывается фактами из истории заселения Тамбовского края.

1. Евтихиева Л. Ю., Фурсова С. В., Моисеев Н. Б. Археология, этнография, культура Тамбовского края. Тамбов: ИПКУ, 1998. Вып.1.

2. Мизис Ю. А. Заселение Тамбовского края в XVII-XVIII веках. Тамбов, 1990.

3. Листова Т. А. Ребенок в русской семье. Рождение, крещение // Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. Институт этнологии и анропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 8–59.

4. Словарь русских народных говоров / Под ред. Ф. П. Филина. Л.: Наука. Вып. 1, 1965. И последующие.

6. Русский Север: этническая история и народная культура. М. Наука, 2001.

7. Листова Т. А. Материнство и детство: представление и практика (по материалам Рязанского края в XIX-XX вв.) // Православие и традиционная культура Рязанской области. Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. С. 22–70.

8. Федянович Т. П. Родильные обряды мордвы (конец XIX-XX вв.) // Обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка / Отв. ред. Ю. Б. Симченко, В. А. Тишков. Институт этнологии и анропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М., 1995. С. 217–244.

9. Лепёхин И. И. Дневные записки путешествия доктора и Академии наук адъюнкта Ивана Лепёхина по разным провинциям Российского государства. В 4 ч. При Имп. Акад. Наук, СПб., 1771. Ч. 1.

10. Зеленин Д. К. Описание рукописей ученого архива Императорского Русского географического общества. СПб., 1915.

11. Баранов Д. А. Образ ребенка в представлениях русских о зачатии и рождении (по этнографическим, фольклорным и лингвистическим материалам): дисс. канд. истор. наук. СПб., 1999.

12. Поповичева И. В. Структура и семантика родильно-крестильного обрядового текста (на материале тамбовских говоров): дисс. канд. филол. наук. Тамбов, 1999.

[2] Здесь и далее использованы сведения, записанные автором статьи во время экспедиций по Тамбовской области в 1994-2005 гг.

[3] АРГО – здесь и далее: Архив Российского географического общества (по личным записям-конспектам автора).

Основные термины (генерируются автоматически): Тамбовская область, крестильный обед, каша, горшок, Повитуха, стол, Бондарский р-н, ребенок, русский, Кирсановский район.

Похожие статьи

Традиционная культура Тамбовского края: региональная.

У русских Кемеровской области обряд очищения роженицы и повивальной бабки назывался размоины, рай: вполдень в доме родихи.

Актуальность самосознания и восстановление исторической.

«Формирование государственной политики в области воспитания детей — приоритетная задача семьи, общества и

Чем богаты, поделиться. За столом по-русски, Щедро угощать. Хлеб Вам, да соль.

Родильный. На него повитуха принимала младенца. Крестильный.

Народный праздничный костюм белгородчины | Статья в сборнике.

Изучение народной праздничной одежды Белгородской области на примере Новооскольского района.

Одежду детей чаще всего шили из старой одежды родителей.

Традиционно крестильной пелёнкой служила венчальная рубаха отца, которая особо украшалась белыми.

Музыкальный фольклор как педагогическое средство.

На первом, констатирующем этапе, выявлялись представления детей старшего дошкольного возраста о русском музыкальном фольклоре.

С музыкальным фольклором Буйского район, Костромской области?

Использование адсорбционных свойств глауконита бондарского.

1) глауконит Бондарского района Тамбовской области обладает высокой сорбционной способностью по отношению к ионам Ca2+, Mg2+,Cl-, SO42-, что обуславливает возможность его использования, как природного умягчителя воды, в процессах водоподготовки

Родословная моей семьи

Бабушка (рис. 6) Калиновская Нина Александровна родилась 3 марта 1942 г., в селе Кесьма, Калининской области, Весьегонского района.

Дети купались в ледяной речке, среди красивых кувшинки. Мыться ходили в настоящую русскую баню.

Приобщение к народным традициям детей старшего дошкольного.

Также — это есть важный шаг в становлении личности ребенка. Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области.

Традиционные праздники татар-кряшен Бакалинского района.

В церкви Бакалинской Святой Троицы проводят службу как на русском, так и на татарском языках.

Одним из главных и почитаемых праздников у татар-кряшен Бакалинского района считается Пасха.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Традиции и обычаи населения Тамбовской губернии. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Праздник Святок В селе Матчерке Моршанского уезда накануне нового года "кликали Овсень". Овсень (или Авсень) в славянской мифологии – бог смены времен года, покровитель коней и пастухов. Само новогодье совпадало с днем святого Василия – покровителя скотоводов. Это был обход ряжеными села с пожеланиями благополучия и богатства хозяевам. "Кликать Овсень" ходили подростки, холостая молодежь, иногда молодые вдовы и солдатки. Считалось нежелательным, чтобы в подобном обряде участвовали девушки-невесты. На Тамбовщине чаще всего колядовала молодежь из бедных семей, зажиточные крестьяне не разрешали своим детям ходить с колядой по селу.

Масленица По части веселья со Святками успешно соперничала Масленица. Но она знаменита совсем иными развлечениями. К ним относится прежде всего катанье на лошадях. В Тамбовской губернии (материалы Борисоглебского уезда) катанье на лошадях также было принято в течение последних трех дней масленичной недели. Местами оно делилось на две части: сначала разъезжали отдельными упряжками или поездами из нескольких саней; потом совершался общий съезд в каком-либо местном центре.

Масленица В последний день Масленицы делали огромную бабу из соломы, вывозили ее на больших санях за околицу и там сжигали.

Троица Сохранялись на Тамбовщине и архаичные семицкие обряды. Временным ядром празднования Зеленых святок становилась Троица. Согласно культу зелени и березки на Троицу дома и дворы украшали зеленью. Около домов, вдоль улицы, устанавливали березки. Праздничная "улица" собиралась за селом. Молодежь гуляла на лугах, пела песни, играла в горелки и другие игры. Сохранился также, правда, смещенный по времени обряд "заламывания березки" – молодежь на березках, прямо на деревцах, завивала венки. Через неделю приходили смотреть, что стало с венком. Если венок завял, то девушке или парню в ближайшее время не представится жениться или выйти замуж. Напротив, если венок не вял, надо было ждать скорой свадьбы.

Иван - Купала В Тамбовской губернии верили, что волшебная трава замок расцветает в полночь на Ивана Купалу, при этом она сияет и горит, как звездочка. По поверьям, чудесную спрык-траву могли найти лишь самые искусные знахари по покрывавшим ее на утренней заре до восхода солнца блесткам. Полагали, что разрыв-трава вырастает, цветет и исчезает за одну ночь, причем светится, как три свечи.

Михайлов день Очень почитаемым в Тамбовской губернии был праздник Михайлов день. Фактически он являлся днем окончания полевых работ. В ряде селений этот праздник был престольным. Это означало, что то или иное село и прилегающие к нему деревни относились к одному приходу, причем храм в этом приходе был освящен в честь святого Михаила. Престольные праздники превращались в праздники всего прихода с веселыми застольями и гуляниями. Как правило, в Михайлов день игралось большинство свадеб на Тамбовщине.

Свадебный обряд Тамбовский свадебный обряд создавался на протяжении длительного времени, незначительно видоизменяясь. Редко молодые могли сами сговориться о женитьбе, чаще всего это за них делали родители. Свадьба играла важную роль в хозяйственной жизни крестьянской семьи, так как она пополнялась лишними рабочими руками, могла расти численно. Обычно свадьба начиналась со сговора. Эту обязанность выполняла сваха или мать невесты. Браки заключались внутри села или с представителями соседних сел. Невест редко привозили издалека. Служилые люди старались венчаться внутри своего слоя, и даже в XVIII веке однодворцы придерживались таких традиций. Помещичьи крестьяне не могли играть свадьбу без согласия своего владельца.

Читайте также: