Сообщение на тему природоохранная деятельность и экологическая политика

Обновлено: 17.05.2024

Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Развитие природоохранной деятельности - необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии.

Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле - как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились.

Всё вышеизложенное объясняет актуальность рассмотрения положительных результатов природоохранной деятельности в Российской Федерации в настоящее время.

Положительные результаты природоохранной деятельности

Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. Около 65% территории страны (более 11 млн км 2) в соответствии с критериями ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) характеризуются как "дикая природа", или ненарушенные экосистемы, т.е. почти незатронутые хозяйственной деятельностью, полностью сохранившие биопродуктивность и биоразнообразие (для мира в целом этот показатель составляет 27%). На долю России приходится св. 1/5 части суши с ненарушенными экосистемами. В европейской части это, прежде всего, северо-восточные районы; в азиатской - почти весь север Вост. Сибири и Дальнего Востока, а также обширные районы Зап. Сибири. Эти массивы образуют крупнейшую в мире зону стабилизации глобальной окружающей среды, представляя собой уникальный экологический ресурс для восстановления биосферы Земли. [4, с. 163].

На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности, экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственных воздействий, повлекших снижение биопродуктивности и частичную утрату биоразнообразия. Вместе с тем, примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Это районы сосредоточения основной части населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Природные экосистемы сильно угнетены или деградировали, их стабилизация или, тем более, восстановление невозможны при современной величине антропогенной нагрузки на них. природный ресурсный экология

Экологическое неблагополучие - следствие прямого уничтожения естественных экосистем (вырубка лесов, распашка степей и лугов, осушение болот и пр.) или негативных антропогенных воздействий (загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы отходами производства и потребления или в результате антропогенных аварий, подтопление либо иссушение земель при гидромелиоративных работах, дорожном и промышленном строительстве и пр.).

Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий: [2, с. 127]

обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

воспроизводство компонентов природных ресурсов;

восстановление природных ресурсов;

рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве;

минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение деградации природной среды путем развития безотходных технологий и экологически чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

Результаты природоохранной деятельности имеют свою специфику, и их определение необходимо прежде всего для оценки эффективности производимых затрат экологического назначения, а также для выявления позитивного антропогенного влияния на окружающую среду. Характеристика этих результатов - особая методологическая проблема статистики. Она предполагает также наличие четкой классификации всех направлений природоохранной деятельности.

Специфика данной деятельности, во-первых, состоит в том, что эффект от нее, как правило, носит комплексный характер, т.е. выражается в достижении экологических, экономических и социальных последствий, четкое определение которых не всегда возможно. Во-вторых, экологический эффект часто сопровождает проведение тех или иных экономических мероприятий, и его также трудно учесть.

Рационализация природопользования требует четкой организации сбора, обработки и анализа статистической информации. В развитых странах создаются новые информационные центры, в которых действует специальная система обработки и хранения данных для выдачи информации потребителям как государственного, так и частного сектора, В статистической науке и практике выделилась самостоятельная отрасль статистики - статистика окружающей среды.

Современное экологическое состояние в России заставляет искать новые формы изыскания денежных средств для реализации программ по охране окружающей природной среды. Для проведения природоохранных мероприятий ставится вопрос о предпринимательской деятельности. В сложившейся ситуации это наиболее мобильный и действенный рычаг, способный ускорить и, в какой-то степени, видоизменить направленность мероприятий в области экологической безопасности.

Наиболее оптимальным решением следует считать варианты инвестирования программ для конкретных эколого-географических условий. Например, создавать производства и технологии, которые не только обеспечивали бы восстановление экосистем и создавали лучшие условия жизнедеятельности человека, но и обеспечивали бы прибыль для инвестирования этих программ. Естественно, что любая предпринимательская деятельность в области экологии должна в качестве средств поощрения иметь льготы.

Система показателей результатов природоохранной деятельности включает три раздела: показатели экологических, социальных и экономических результатов. Показатели экологических результатов могут быть представлены в виде ряда подсистем в соответствии с компонентами окружающей среды: подсистема показателей результатов охраны водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов, лесного фонда, заповедных территорий, рыбных запасов, недр (полезных ископаемых); показатели использования твердых отходов, шумового, электромагнитного, радиационного загрязнения территории.

Система показателей результатов природоохранной деятельности может быть построена и на основе другого признака. Таким признаком может быть направление природоохранной деятельности. Тогда система показателей может включать следующие разделы: [5, с. 143].

- результаты мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды;

- результаты мероприятий по ликвидации последствий загрязнения;

- результаты сокращения потерь природных ресурсов как следствие рационального их использования;

- результаты восстановления отдельных компонентов природной среды;

- результаты воспроизводства компонентов окружающей среды.

Для анализа результатов природоохранной деятельности необходимы данные, характеризующие средозащитные затраты и использование основных фондов природоохранного назначения. Особенно важен анализ капиталовложений в охрану природы, так как он дает возможность определения эффективности проводимой природоохранной политики. Показатели основных фондов и затрат средозащитного назначения могут быть выделены в особую подсистему показателей результатов природоохранной деятельности.

Власти страны, наконец, обратили внимание на энергосбережение. В частности, были приняты: [6].

Распоряжение Правительства России от 8.01.09 №1-р "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";

Федеральный Закон от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Климатическая доктрина Российской Федерации.

Началась разработка федеральной программы по энергосбережению, предполагающая финансовые обязательства по стимулированию энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

В течение 2009 года Россия изменила свои обязательства по уменьшению объема выбросов парниковых газов. Если еще в июле официально объявлялось о 10-15% снижении, то в конце года Президент объявил о снижении выбросов СО 2 на 25% к 2020 году по отношению к уровню 1990 года.

Многие российские организации воспользовались рекомендациями Гринпис по экологизации офисных помещений (проект "Зеленый офис"), причем в их число вошла госструктура - префектура Северного округа Москвы.

После многолетней общественной кампании голландская фирма URENCO решила прекратить ввоз отходов урановой промышленности (гексафторида урана) в Россию. С 1 января 2010 года, как минимум один из крупнейших поставщиков урановых отходов, больше не будет ввозить их в нашу страну. Второй крупный поставщик - французская компания EURODIF (AREVA) - оказалась под пристальным вниманием правительства Франции. После выхода в эфир фильма, раскрывающего некоторые подробности торговли радиоактивными отходами между Россией и Францией, подготовленного при участии Гринпис, была создана специальная правительственная комиссия. Эта комиссия сейчас изучает детали контракта на вывоз "урановых хвостов" в нашу страну. Результаты ее работы будут известны в начале 2010 года.

Россия, наконец, отказалась от добычи детенышей гренландских тюленей возрастом до одного года. Законодательно это закреплено указом Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 года.

Правительство России приняло на себя обязательство реализовать при проведении Олимпиады-2014 принцип "Ноль отходов". Согласно этим обязательствам при строительстве, функционировании олимпийских объектов весь образующийся мусор должен будет направляться на переработку и повторное использование. Так же было обещано, что этот принцип будет распространен и на всю территорию города Сочи.

На специальном совещании, посвященном вопросам охраны окружающей среды (в котором участвовали представители Гринпис России и WWF России), председатель Правительства одобрил восстановление государственной экологической экспертизы особо опасных объектов. К концу года был разработан соответствующий законопроект.

В России созданы национальный парк "Русская Арктика", расширена территория заповедника "Эрзи" (для справки: в том же 2009 году в Украине были созданы 16 национальных парков, 2 заповедника и 1 общенациональный заказник, а территории 1 национального парка и 1 заповедника были существенно увеличены).

Органы Прокуратуры признали незаконным лесной план Ленинградской области. Правительство и Минсельхоз признали явные нарушения в лесном плане Московской области, и начали его переработку. Вышеупомянутые планы радикально упрощали коттеджное и другое строительство в лесах.

Реорганизована комиссия по лесопользованию в ООПТ Ленобласти. В ее состав введены представители неправительственных организаций (в том числе Гринпис). Без согласования этой комиссии никакие рубки в ООПТ проводиться не должны.

При Минлесхозе и Рослесхозе созданы рабочие группы по подготовке изменений Лесного Кодекса. Эти группы уже признали необходимость восстановления лесной охраны.

Заключение

Общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (10 января 2002 г.).

Пути решения экологических проблем.

* экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще;

* административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы;

* экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле- и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей при-родной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах;

* международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Таким образом, природоохранная деятельность необходима для сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Перечень экологических проблем постоянно увеличивается. В современных масштабах они приняли форму экологического кризиса. Данное обстоятельство послужило предпосылкой для введения экологической политики.

Общество пришло к пониманию необходимости в переориентации хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями окружающей среды. Процесс реализуем при участии государства и политических партий. В результате проделанная работа должна привести к стабилизации экологического равновесия в мире природы.

В современных реалиях проблемы, связанные с экологией, обрели глобальный характер. Такой масштаб обусловлен пренебрежением ключевыми экологическими аспектами жизни людей и других существ в процессе разработки планов и реализации материального прогресса общества.

В настоящее время практически все государства, в особенности экономически развитые, большое внимание уделяют экологической политике и стараются разработать собственные концепции деятельности в данном направлении. С этой целью страны регулируют планы по использованию природных ресурсов и обеспечивают финансирование программ по их восстановлению.

Ключевую роль в обеспечении экологической политики играет государство. Но существуют и другие субъекты, в том числе политические партии, научные и специализированные организации, хозяйственные субъекты, общественные движения. В любом случае политика в сфере экологии является одним из основных направлений государственной деятельности. Работа в данном направлении влияет на отношение населения к органам государственной власти.

Экологическая политика, как область деятельности, возникла сравнительно недавно. Это объясняет отсутствие четкой формулировки данного термина. Наиболее распространенным вариантом является определение, основанное на понятии политики и целей экологической политики.

Экологическая политика — является системой политических, экономических, юридических, образовательных и иных мер, которые приняты с целью осуществления контроля над экологической ситуацией и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории государства.

Виды экологической политики

Экологическая политика представляет интерес не только для конкретного государства, но и для мирового сообщества в целом. Над решением международного вопроса работают множество организаций из разных стран. Ключевыми аспектами деятельности в данном направлении являются оздоровление и охрана ресурсов природного мира. Задачи, которые призваны решать природоохранные объединения:

  • контроль над взаимодействием людей с природой;
  • обеспечение экологической безопасности человечества;
  • восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
  • оптимизация использования природных ресурсов.

Любой вид природных ресурсов обладает связью с основными факторами обеспечения условий для жизни. Экологическая политика направлена на сокращение чрезмерной добычи полезных ископаемых, восстановление географического и экономического баланса, борьбу с загрязнением атмосферы. Сферы экологической политики:

  1. Глобальный уровень. Мероприятия, подписание соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. В качестве субъектов выступают государство, международное объединение.
  2. Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора, что позволяет поддерживать экологию в государстве. Большое значение при этом имеют распределение и использование ресурсов. В рамках данного направления работа проводится силами государственной власти, партиями, общественными объединениями, группами экологов.
  3. Региональный сектор. На территории определенного региона проводится собственная экологическая политика. При этом соблюдаются требования государственной политики. Независимо от правительства, регионы обладают правом самостоятельно внедрять нормативно-правовые акты, которые призваны осуществлять поддержку экологической обстановки.
  4. Местный сектор. Областями реализации в данном случае являются муниципальные объединения. Инициаторами выступают предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
  5. Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусмотрена формулировка общих целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.

Согласно уровню, экологическая политика бывает:

  • международной;
  • государственной, или национальной;
  • региональной;
  • локальной.

Современные социальные и экономические условия предусматривают поиск решений проблемы, связанной с образованием и реализацией экологической политики на уровне отдельных хозяйственных субъектов. Повышенное внимание уделяют промышленным предприятиям, которые являются основным источникам загрязнения окружающей среды.

В данном контексте экологическая политика представляет собой комплекс планов и мер в отношении экологических показателей. Работа в данном направлении провозглашается официально и служит фундаментом для дальнейшей разработки природоохранных целей и задач. Экологическую политику следует рассматривать в качестве ключевого компонента политической деятельности любой страны.

Элементы экологической политики:

  • принципы;
  • приоритеты;
  • цели;
  • субъекты;
  • механизмы реализации (инструменты).

Основные принципы, применяемые инструменты

Политические принципы, характерные для правового государства:

  • демократия;
  • гласность;
  • добровольность;
  • активность;
  • переговоры.
  1. Развитие экономики должно соответствовать экологическим возможностям.
  2. Достижения научно-технического прогресса призваны решать проблемы, связанные с экологией.
  3. Контроль потребления.
  4. Планирование естественного роста населения.

В странах, отличающихся по общественно-политическим системам, перечисленные принципы могут варьироваться. В качестве примера можно рассмотреть тоталитарный режим правления, для которого характерны такие принципы, как отсутствие демократии, секретность, принуждение, пассивность, конфронтация.

Перечисленные принципы основаны на концепции, подразумевающей неограниченное количество ресурсов в природном мире. При этом игнорируются экологические возможности окружающей среды, и интересы власти ставятся на первый план. В распространенных случаях рост населения также является неподконтрольным фактором.

В сфере ООС и ПП, в отличие от других сфер, большой вес имеют принципы, которые получили одобрение и согласование на международной арене. Этому послужили решения 2-й всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио, 1992), подтвержденные и расширенные на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002).

Благодаря ресурсам окружающей среды, живые организмы могут жить и осуществлять какую-либо деятельность. Грамотная экологическая политика защищает природу и исключает риски катастрофических последствий. Работа в направлении охраны природного мира реализуется с помощью прямых и косвенных инструментов. Инструментарий допустимо комбинировать, что позволяет достичь максимальных показателей эффективности экологической политики.

  • принятые государством стандарты и требования;
  • экологические нормы;
  • моральные принципы.
  • страховая система;
  • разрешения и права на загрязнение экологии;
  • экологическое налогообложение;
  • кредитная система;
  • государственные субсидии.

В распространенных случаях контроль над реализацией концепций экологической политики находится в зоне ответственности государственной власти. Ключевые характеристики экологической политики:

  1. Долгосрочная перспектива. Экологические проблемы в большинстве своем возникают не сразу: как правило, процесс длится годами. В будущем это становится причиной появления рисков и неопределенности. Поэтому альтернативные издержки просчитывают на долгосрочную перспективу, с учетом возникновения возможных экологических проблем.
  2. Взаимозависимость. Любой экологический элемент связан с другими. В результате формируются системы с прочными внутренними связями. Это необходимо учитывать при планировании экологических мероприятий. Комплексные программы должны охватывать все ниши экологии.
  3. Издержки. Экологические блага, пользование природными ресурсами должны облагаться альтернативными издержками. При этом выгода от использования может быть больше. Таким образом обеспечивается рациональное использование запасов.
  4. Рыночная экономика. От самостоятельного решения субъекта зависят особенности ведения экономической деятельности. При учете альтернативных издержек вопрос о сохранении экологической обстановки будет лежать в основе принятия этого решения. Хозяйственные предприятия, являющиеся источником загрязнения окружающей среды, будут вынуждены понести финансовые потери.

Эколого-экономические механизмы защиты окружающей среды

Цель экологической политики состоит в формировании таких условий, чтобы природа, общество и экономика развивались гармонично и сбалансированно. Принципы, на которых построена работа в сфере экологии, реализуются с помощью определенных методов, или механизмов. Существуют разные способы определения методов экологической политики. Механизмы социальной экологии:

  1. Административно-контрольные. Контроль над тем, как соблюдаются природоохранные законы и стандарты: экологический мониторинг, лицензирование хозяйственной деятельности, нормирование природопользования, экологическая сертификация, ОВОС, экологическая экспертиза, экологические и ресурсные целевые программы, экологический аудит.
  2. Технико-технологические. Использование технических средств и технологий с целью создать надежную систему защиты окружающей среды.
  3. Экономические. Подготовка плана по использованию природных ресурсов; разработка целевых программ, экологических, экономических, платежных систем, механизмов налогообложения, льготных тарифов, других стимулов для пользователей природных ресурсов.
  4. Законодательно-правовые. Разработка и внедрение норм и правовых актов, с помощью которых осуществляется регулирование отношений, возникающих между обществом и природой.
  5. Политические. Действия политических и других организаций, которые призваны защищать окружающий мир.
  6. Воспитательно-образовательные методы. Данные механизмы направлены на формирование экологического сознания и моральной ответственности граждан, что является необходимым условием для экологической политики.

Рассматриваемые механизмы основаны на оптимальном сочетании административных и правовых рычагов и методик. Когда преобладают те или иные методы, возникают негативные последствия для экологии и для общества в целом. Экологическая политика формируется и реализуется за счет действий пользователей природных ресурсов или ее субъектов.

Субъекты экологической политики:

  1. Государство. Роль государства важна и состоит в образовании и реализации концепции экологической политики. В качестве субъекта государство выполняет разные функции, в том числе: разработку правил, деклараций, согласно которым осуществляется хозяйственная и иная деятельность; координацию работы всех субъектов экологической политики; контроль над тем, как соблюдается законодательство в области охраны природы.
  2. Хозяйственно-экономические субъекты. В этой роли выступают предприятия, компании и организации. В их обязанности входят забота о природе и защита окружающей среды. Деятельность в данном направлении регламентирована природоохранными правовыми актами (законами). Согласно требованиям правовых актов, предприятия обязаны вести учет воздействия производственного процесса на окружающую среду, проводить анализ влияния производственных программ на людей и природу, устранять вероятные вредные эффекты.
  3. Научно-исследовательские организации. Такие субъекты позволяют получить важные инструменты для реализации стратегий экономического роста и стабильного развития, а в результате, и защиты окружающего мира. Решить подобные задачи удается с помощью совокупности научных исследований.
  4. Политические партии. Данные организации учитывают принципы экологической политики при формулировании собственной идеологической программы. В современных условиях игнорировать проблемы, связанные с экологией, является недопустимым для любой партии. Организации популяризируют собственные системные взгляды, что помогает сформировать экологическое сознание граждан. В случае победы на выборах партия разрабатывает концепцию экологической политики, которую планируется реализовать, опираясь на правовые документы.
  5. Общественные организации. Роль этих структур заключается: в создании и принятии решений, обладающих большим значением для экологии; в контролировании того, как выполняется природоохранное законодательство; в участии в мероприятиях, посвященных защите природного мира; в осуществлении экологического воспитания и просветительской деятельности.
  6. Отдельные граждане. Представители современного гражданского общества имеют право на выступление с экологическими инициативами, объединение в группы для решения определенных, чаще всего локальных экологических проблем.

В современном мире распространена практика, выделять три сектора в социально-экологических отношениях:

  • государство;
  • бизнес;
  • общественность.

Степень эффективности экологической политики определяется слаженным взаимодействием субъектов, которые участвуют в ее формировании и реализации. Вклад каждого участника зависит от политики и экономики в обществе.

Например, при авторитарных и тоталитарных режимах власти роль государства в осуществлении экологической политики является решающей. Остальные участники процесса находятся под постоянным давлением и лишены возможности выступать с инициативами.

Отличие демократических обществ заключается в развитой политической культуре, наличии гражданских прав и свобод. В данном случае решающим фактором для экологической политики является участие общества в процессе принятия экологически значимых мер.

В социалистических странах, в том числе СССР, реализация концепции прогресса, в основе которой лежат быстрое развитие производственных мощностей и рост экономики, привела к истощению природных и социальных ресурсов.

Ускорение темпов развития промышленного сектора экономики без учета влияния на окружающий мир послужило причиной для экологических рисков.

Специфика экологической политики объясняется особенностями развития общества в областях экономики, социальной сферы, политики, культуры. По этой причине экологическая политика определяется следующими факторами:

Процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который является важнейшим компонентом хозяйственной деятельности. Необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии. Качество окружающей природной среды.

Рубрика Экология и охрана природы
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.12.2017
Размер файла 19,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Природоохранная деятельность

Введение

Природоохранная деятельность - процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Развитие природоохранной деятельности - необходимая предпосылка выхода из кризисной ситуации в экологии.

Природоохранную деятельность часто понимают в довольно узком смысле - как ликвидацию уже нанесенного природе ущерба (улавливание, очистка и т.п.). Однако в современных условиях содержание и направление деятельности по охране природы и сохранению природно-ресурсного потенциала значительно расширились.

Всё вышеизложенное объясняет актуальность рассмотрения положительных результатов природоохранной деятельности в Российской Федерации в настоящее время.

Положительные результаты природоохранной деятельности

Качество окружающей природной среды в России очень неоднородно по регионам. Около 65% территории страны (более 11 млн км 2) в соответствии с критериями ЮНЕП (Программа ООН по охране окружающей среды) характеризуются как "дикая природа", или ненарушенные экосистемы, т.е. почти незатронутые хозяйственной деятельностью, полностью сохранившие биопродуктивность и биоразнообразие (для мира в целом этот показатель составляет 27%). На долю России приходится св. 1/5 части суши с ненарушенными экосистемами. В европейской части это, прежде всего, северо-восточные районы; в азиатской - почти весь север Вост. Сибири и Дальнего Востока, а также обширные районы Зап. Сибири. Эти массивы образуют крупнейшую в мире зону стабилизации глобальной окружающей среды, представляя собой уникальный экологический ресурс для восстановления биосферы Земли. [4, с. 163].

На 20% территории России характеристики окружающей среды удовлетворительны по критериям экологической безопасности, экосистемы сохраняют воспроизводственный потенциал, хотя и обеднены в результате хозяйственных воздействий, повлекших снижение биопродуктивности и частичную утрату биоразнообразия. Вместе с тем, примерно на 15% территории состояние окружающей среды не соответствует нормативам, определяющим уровень экологической безопасности людей. Это районы сосредоточения основной части населения, производственных мощностей и наиболее продуктивных сельскохозяйственных угодий. Природные экосистемы сильно угнетены или деградировали, их стабилизация или, тем более, восстановление невозможны при современной величине антропогенной нагрузки на них. природный ресурсный экология

Экологическое неблагополучие - следствие прямого уничтожения естественных экосистем (вырубка лесов, распашка степей и лугов, осушение болот и пр.) или негативных антропогенных воздействий (загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы отходами производства и потребления или в результате антропогенных аварий, подтопление либо иссушение земель при гидромелиоративных работах, дорожном и промышленном строительстве и пр.).

Природоохранная деятельность включает целый комплекс направлений и мероприятий: [2, с. 127]

обеспечение сохранности природных ресурсов и предотвращение загрязнения их компонентов;

ликвидацию негативных воздействий человеческой деятельности на окружающую среду;

воспроизводство компонентов природных ресурсов;

восстановление природных ресурсов;

рационализацию использования сырьевых и других природных ресурсов, обеспечивающую их минимальное потребление в производстве;

минимизацию отходов производства и потребления, их полную утилизацию и оптимальное, экологически приемлемое размещение производства в природной среде;

охрану уникальных природных комплексов от уничтожения, загрязнения и других видов деградации.

Главными направлениями природоохранной деятельности, обеспечивающими кардинальное решение многих проблем, являются предотвращение деградации природной среды путем развития безотходных технологий и экологически чистых производств, а также удовлетворение потребностей в природных ресурсах на основе производства заменителей природных материалов, использования нетрадиционных и неисчерпаемых видов энергии.

Результаты природоохранной деятельности имеют свою специфику, и их определение необходимо прежде всего для оценки эффективности производимых затрат экологического назначения, а также для выявления позитивного антропогенного влияния на окружающую среду. Характеристика этих результатов - особая методологическая проблема статистики. Она предполагает также наличие четкой классификации всех направлений природоохранной деятельности.

Специфика данной деятельности, во-первых, состоит в том, что эффект от нее, как правило, носит комплексный характер, т.е. выражается в достижении экологических, экономических и социальных последствий, четкое определение которых не всегда возможно. Во-вторых, экологический эффект часто сопровождает проведение тех или иных экономических мероприятий, и его также трудно учесть.

Рационализация природопользования требует четкой организации сбора, обработки и анализа статистической информации. В развитых странах создаются новые информационные центры, в которых действует специальная система обработки и хранения данных для выдачи информации потребителям как государственного, так и частного сектора, В статистической науке и практике выделилась самостоятельная отрасль статистики - статистика окружающей среды.

Современное экологическое состояние в России заставляет искать новые формы изыскания денежных средств для реализации программ по охране окружающей природной среды. Для проведения природоохранных мероприятий ставится вопрос о предпринимательской деятельности. В сложившейся ситуации это наиболее мобильный и действенный рычаг, способный ускорить и, в какой-то степени, видоизменить направленность мероприятий в области экологической безопасности.

Наиболее оптимальным решением следует считать варианты инвестирования программ для конкретных эколого-географических условий. Например, создавать производства и технологии, которые не только обеспечивали бы восстановление экосистем и создавали лучшие условия жизнедеятельности человека, но и обеспечивали бы прибыль для инвестирования этих программ. Естественно, что любая предпринимательская деятельность в области экологии должна в качестве средств поощрения иметь льготы.

Система показателей результатов природоохранной деятельности включает три раздела: показатели экологических, социальных и экономических результатов. Показатели экологических результатов могут быть представлены в виде ряда подсистем в соответствии с компонентами окружающей среды: подсистема показателей результатов охраны водных ресурсов, воздушного бассейна, земельных ресурсов, лесного фонда, заповедных территорий, рыбных запасов, недр (полезных ископаемых); показатели использования твердых отходов, шумового, электромагнитного, радиационного загрязнения территории.

Система показателей результатов природоохранной деятельности может быть построена и на основе другого признака. Таким признаком может быть направление природоохранной деятельности. Тогда система показателей может включать следующие разделы: [5, с. 143].

- результаты мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды;

- результаты мероприятий по ликвидации последствий загрязнения;

- результаты сокращения потерь природных ресурсов как следствие рационального их использования;

- результаты восстановления отдельных компонентов природной среды;

- результаты воспроизводства компонентов окружающей среды.

Для анализа результатов природоохранной деятельности необходимы данные, характеризующие средозащитные затраты и использование основных фондов природоохранного назначения. Особенно важен анализ капиталовложений в охрану природы, так как он дает возможность определения эффективности проводимой природоохранной политики. Показатели основных фондов и затрат средозащитного назначения могут быть выделены в особую подсистему показателей результатов природоохранной деятельности.

Власти страны, наконец, обратили внимание на энергосбережение. В частности, были приняты: [6].

Распоряжение Правительства России от 8.01.09 №1-р "Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года";

Федеральный Закон от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Климатическая доктрина Российской Федерации.

Началась разработка федеральной программы по энергосбережению, предполагающая финансовые обязательства по стимулированию энергоэффективности и возобновляемой энергетики.

В течение 2009 года Россия изменила свои обязательства по уменьшению объема выбросов парниковых газов. Если еще в июле официально объявлялось о 10-15% снижении, то в конце года Президент объявил о снижении выбросов СО 2 на 25% к 2020 году по отношению к уровню 1990 года.

Многие российские организации воспользовались рекомендациями Гринпис по экологизации офисных помещений (проект "Зеленый офис"), причем в их число вошла госструктура - префектура Северного округа Москвы.

После многолетней общественной кампании голландская фирма URENCO решила прекратить ввоз отходов урановой промышленности (гексафторида урана) в Россию. С 1 января 2010 года, как минимум один из крупнейших поставщиков урановых отходов, больше не будет ввозить их в нашу страну. Второй крупный поставщик - французская компания EURODIF (AREVA) - оказалась под пристальным вниманием правительства Франции. После выхода в эфир фильма, раскрывающего некоторые подробности торговли радиоактивными отходами между Россией и Францией, подготовленного при участии Гринпис, была создана специальная правительственная комиссия. Эта комиссия сейчас изучает детали контракта на вывоз "урановых хвостов" в нашу страну. Результаты ее работы будут известны в начале 2010 года.

Россия, наконец, отказалась от добычи детенышей гренландских тюленей возрастом до одного года. Законодательно это закреплено указом Федерального агентства по рыболовству от 16 января 2009 года.

Правительство России приняло на себя обязательство реализовать при проведении Олимпиады-2014 принцип "Ноль отходов". Согласно этим обязательствам при строительстве, функционировании олимпийских объектов весь образующийся мусор должен будет направляться на переработку и повторное использование. Так же было обещано, что этот принцип будет распространен и на всю территорию города Сочи.

На специальном совещании, посвященном вопросам охраны окружающей среды (в котором участвовали представители Гринпис России и WWF России), председатель Правительства одобрил восстановление государственной экологической экспертизы особо опасных объектов. К концу года был разработан соответствующий законопроект.

В России созданы национальный парк "Русская Арктика", расширена территория заповедника "Эрзи" (для справки: в том же 2009 году в Украине были созданы 16 национальных парков, 2 заповедника и 1 общенациональный заказник, а территории 1 национального парка и 1 заповедника были существенно увеличены).

Органы Прокуратуры признали незаконным лесной план Ленинградской области. Правительство и Минсельхоз признали явные нарушения в лесном плане Московской области, и начали его переработку. Вышеупомянутые планы радикально упрощали коттеджное и другое строительство в лесах.

Реорганизована комиссия по лесопользованию в ООПТ Ленобласти. В ее состав введены представители неправительственных организаций (в том числе Гринпис). Без согласования этой комиссии никакие рубки в ООПТ проводиться не должны.

При Минлесхозе и Рослесхозе созданы рабочие группы по подготовке изменений Лесного Кодекса. Эти группы уже признали необходимость восстановления лесной охраны.

Заключение

Общество выступает условием изменения сложившихся естественно-природных комплексов (извлечение из земных недр природных ресурсов, вырубание лесов, уничтожение части животного и растительного мира) и созидания новых (создание сельскохозяйственных угодий, выведение новых пород скота, строительство ирригационных систем). Воздействие общества на природу представляет собой единство разрушения и созидания.

Защита природы сегодня является мировой проблемой и решается на уровне ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Во многих странах охрана природы стала государственным делом и обеспечивается силой закона. В России принят Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (10 января 2002 г.).

Пути решения экологических проблем.

* экологизация технологии и производства, т. е. создание таких технологий и оборудования, которые наносили бы минимальный вред природе либо не наносили его вообще;

* административно-правовое воздействие: совершенствование законов и деятельности государственных органов в области охраны природы;

* экологическое просвещение, например, издание специальной литературы, подготовка теле- и радиопрограмм, посвященных проблемам охраны окружающей при-родной среды, преподавание курса экологических дисциплин в школах и ВУЗах;

* международно-правовая охрана окружающей среды: подготовка, заключение и контроль за выполнением международных соглашений, направленных на решение задач охраны природы.

Таким образом, природоохранная деятельность необходима для сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен быть важнейшим компонентом хозяйственной деятельности в целом.

Список используемых источников

1. Авраменко Иван Михайлович. Основы природопользования: учеб. пособие для вузов / И.М. Авраменко. - Ростов н / Д. : Феникс, 2004. - 319 с.

2. Глухов В.В. Экономические основы экологии: Учебное пособие для вузов -СПб: Специальная литература,-2006.-323с.

3. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник.-3-е изд. перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2006 -430с

4. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек пособие для вузов, средних школ и колледжей. - 3-е изд.. испр. И доп. /Ю.В. Новиков. - М.: ФАИР-ПРЕСС,2005.-736с.

5. Протасов В.Ф. Экология: Законы, кодексы, Экологическая доктрина, Киотский протокол, нормативы, платежи, термины и понятия, экологическое право. Учебное пособие. - 2-е издание, М "Финансы и статистика". 2005. - 380 с.

Подобные документы

Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны. Объекты и принципы экологии. Природоохранная деятельность предприятий, виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений. Система экологических стандартов и нормативов.

реферат [25,5 K], добавлен 14.11.2010

Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны. Принципы работы очистного оборудования и сооружений. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды. Нормативно-правовые основы ее охраны. Природоохранная деятельность предприятий.

реферат [37,9 K], добавлен 26.04.2010

Государственная политика освоения природных ресурсов в ХМАО в предыдущие десятилетия, ее последствия. Объявление округа зоной чрезвычайной экологической ситуации. Современное состояние экологии в Западносибирском округе. Пути выхода из этой ситуации.

презентация [2,0 M], добавлен 06.12.2010

Проблемы истощения природно-ресурсного потенциала в территориальном и историческом аспектах. Национальные реабилитационные программы по восстановлению продуктивности природных систем и охране окружающей среды. Экологические проблемы и развитые страны.

реферат [167,8 K], добавлен 09.01.2014

Проблема взаимодействия природы и общества на современном этапе. Национальные концепции развития по обеспечению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала. Экономическое значение ассимиляционного потенциала окружающей среды.

Значение экологической политики в развитии и формировании нормальных условий жизни является ключевым элементом. Ее проводит экологический субъект, в лице которого могут выступать государство, межгосударственная организация, регион. Она представляет собой систему комплексных мер, генеральную линию поведения, определяющую сферы использования природных ресурсов, заботу об окружающей среде.

Природоохранная деятельность – это мероприятия экологической направленности, регулирующие работу промышленных, производственных и других субъектов в соответствии с их стремлениями, задачами, интересами. Природоохранный комплекс устанавливает правила и нормы, корректирует деятельность предприятий с целью обеспечения сохранности экологии.

Что такое экологическая политика, кто ее проводит

Экологическая политика – всемирный, международный вопрос, над которым работает множество организаций. Они озабочены оздоровлением, охраной природных ресурсов. В задачи природоохранных объединений входят:

  • Регулирование взаимоотношение человека и природы;
  • Экологическая безопасность человечества;
  • Восстановление функционала, разнообразия природы и живых организмов;
  • Контроль над оптимальным применением природных ресурсов.

Каждый природный ресурс взаимосвязан с ключевыми аспектами жизнеобеспечения. Политика по защите экологии позволяет сократить чрезмерную добычу ископаемых, восстановить географический, экономический баланс, остановить загрязнение атмосферы. Кто проводит экологическую политику, ее сферы:

  1. Глобальный уровень. Мероприятия, подписания соглашений, поддержка социального, экономического развития осуществляются на международном уровне. Субъекты: страна, международное объединение.
  2. Государственный уровень. Развитие юридического, экономического, политического сектора для поддержки экологии в стране. Особое внимание уделяется распределению и использованию ресурсов. Проводят: государственная власть, партийные, общественные объединения, группы экологов.
  3. Региональный сектор. Проведение собственной экологической политики в масштабах региона, соблюдение норм государственной политики. Независимо от правительства, регионы самостоятельно внедряют нормативно-правовые акты с целью поддержания экологической обстановки.
  4. Местный сектор. Область реализации – муниципальные объединения. Инициаторы: предприятие, общественное образование, местное самоуправление.
  5. Локальный уровень. Проводит конкретная организация. Предусматривается создание единых целей, миссии, принципов в экологическом секторе на предприятии.

Экологическая политика – это что, основные параметры

Окружающая среда обеспечивает живые организмы всем необходимым для существования и деятельности. Проведение четкой экологической политики позволяет защитить природу, тем самым избежав катастрофических последствий. Она проводится с помощью прямых и косвенных инструментов. Допускается комбинирование инструментария с целью достижения максимальной результативности мероприятий.

Среди прямых инструментов выделяют ряд принятых государством нормативов, экологических стандартов, моральные принципы. Косвенными инструментами являются:

  • Страховая система;
  • Разрешения и права на загрязнение экологии;
  • Экологическое налогообложение;
  • Кредитная система;
  • Субсидия правительства.

Зачастую государственная власть должна брать под контроль проведение политики по защите экологии. Основные параметры экологической политики:

Экология – очень распространенное понятие. Ее, как правило, называют хорошей или плохой. Она влияет на нашу жизнь, здоровье, самочувствие. Обывательское мнение об экологии тесно связано с загрязнением окружающей среды. Считается, что основная ее задача - сохранить наш мир. Это не совсем так: экология многогранна и имеет множество направлений своей деятельности.

Проблемы экологии. Загрязнение воздуха.

Что такое экология?

Это наука о живых существах, их связях между собой и связях с неживой (неорганической) природой. Точнее, это представление о природе как о системе, изучение ее структуры и взаимодействий между частями этой структуры.

Основные направления экологии:

1. Биоэкология. Является основой, или базой, экологии. Она изучает естественные биологические системы и по степени организации всего живого делится:

  • на молекулярную экологию;
  • экологию тканей и клеток (морфологическую);
  • аутоэкологию (на уровне организма);
  • демэкологию (на уровне популяций);
  • эйдокологию (на уровне видов);
  • синэкологию (на уровне сообществ);
  • глобальную экологию, изучающую биосферу.

2. Геоэкология. Изучает геосферную оболочку Земли как основу биосферы и влияние на нее природных и техногенных факторов.

3. Прикладная экология. Не только научная, но и практическая часть экологии, результатом которой является проект по комплексному преобразованию экосистем. В таких проектах используются последние достижения в области экологии, например новые технологии по очистке воздуха, воды, почв.

4. Экология человека. Предметом исследования является взаимодействие человека и окружающей среды.

Почему же появилась потребность создания такой науки, как экология? Из-за несбалансированной деятельности человечества возникли и достигли угрожающих размеров изменения окружающей среды. Проблемы экологии приобрели глобальный масштаб.

Экологические проблемы

По некоторым подсчетам, за время существования человеческой цивилизации было нарушено около 70 % биологических систем, способных перерабатывать негативные продукты жизнедеятельности человека. По оценкам ученых через 40 лет возможно наступление так называемого необратимого процесса, когда доля загрязнения превысит возможности окружающей среды по нейтрализации вредных выбросов и наступит глобальная экологическая катастрофа.

Уже сейчас состояние окружающей среды характеризуется как глубокий кризис. Экологические проблемы приобретают глобальный, региональный и местный характер. Глобальные проблемы экологии представлены изменением климата, уменьшением озонового слоя, загрязнением Мирового океана, истреблением животного мира, а региональные и местные - загрязнением воды, почвы, воздуха на определенных географических пространствах.

Проблемы экологии. Вырубка лесов.

  1. Чрезмерное и неконтролируемое расходование природных ресурсов.
  2. Создание оружия массового поражения (ядерное, химическое, биологическое).
  3. Неравномерное экономическое развитие стран.
  4. Отрицательное (антропогенное) воздействие на природу (изменение ландшафта, вырубка леса, осушение болот, производственные выбросы и многое другое).

Для создания экологического равновесия в нашей жизни появилась экологическая политика.

Экологическая политика

В общем смысле экологическая политика – это комплекс политических, экономических, юридических, образовательных и иных мероприятий, направленный на урегулирование воздействия человечества на природу. В более узком смысле это мероприятия по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика подразделяется на следующие виды (уровни):

  1. Глобальная (международная).
  2. Государственная.
  3. Региональная.
  4. Местная.
  5. Экополитика предприятия.

Экологическая политика имеет свои элементы: принципы, приоритеты, цели, субъекты, инструменты (механизмы реализации).

Принципы подразделяются на политические и социально-экономические. Политические принципы:

  1. Демократичность.
  2. Гласность.
  3. Добровольность.
  1. Соответствие экологии и экономического развития.
  2. Новые пути решения экологических проблем за счет научно-технического прогресса.
  3. Регулирование потребления.
  4. Планируемый прирост населения.

Основной целью экополитики является сбалансированное развитие экономики, общества и окружающей среды.

Проблемы экологии. Мусорные свалки.

Глобальная экологическая политика

Основная проблема глобальной экологической политики – выработка единых взглядов и подходов между странами. Попыткам прийти к единому решению проблем мешают экономические интересы некоторых стран, так как речь идет об ограничении или перераспределении природных ресурсов между разными странами. А также часто звучат обвинения в подтасовке фактов, мнения о том, что нет проблем с озоновым слоем, глобальным потеплением климата. Тем не менее международные конференции, где вырабатывается единая экологическая культура, продолжаются. Не последнюю роль играют международные организации по охране окружающей среды.

Были разработаны и внедрены в обращение международные стандарты по экологическому менеджменту и аудиту ISO 1400.

Экологическая политика Российской Федерации

Экологическая ситуация в России значительно лучше, чем в Европе, где природные ресурсы почти полностью использованы. Из 17 млн кв. км общей площади Российской Федерации 9 млн кв. км – нетронутые природные системы, большая часть из которых представлена лесотундрой. Эти экологические системы не только эффективны на территории нашей страны, но и оказывают влияние на мировую экологию.

Но с другой стороны, на территории России имеется множество мест, где экологическое равновесие чрезмерно нарушено. Ведь экономическая политика нашего государства в прошлом характеризовалась показателями производственной эффективности и производительности труда. Показатели экономического развития СССР долгое время были высокими за счет разработки природных ресурсов. Запасы их настолько объемны, что казалось, будто они никогда не закончатся.

Итогом непродуманной сельскохозяйственной деятельности стало ухудшение характеристик почвы и, как следствие, качества и результатов сельскохозяйственной продукции. Производственные выбросы в атмосферу породили такое явление, как кислотные дожди, что также сказалось на сельхозугодьях и на качестве жизни россиян в целом. Неконтролируемое использование водных ресурсов спровоцировало исчезновение Аральского моря, что было классифицировано как экологическая катастрофа.

Проблемы экологии. Промышленные стоки.

На настоящий момент природоохранная деятельность и экологическая политика России осуществляются единым государственным органом – Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Минприроды, или Министерство экологии, считает своей миссией обеспечение рационального использования природных ресурсов, исключающего их истощение и загрязнение окружающей среды, а также сохранение природного потенциала. Структура Министерства природных ресурсов и экологии включает в себя:

  1. Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
  2. Федеральное агентство по недропользованию.
  3. Федеральное агентство водных ресурсов.
  4. Федеральное агентство лесного хозяйства.
  5. Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

Экологическая политика государства, ее направления и структура

Министерство экологии имеет следующие направления деятельности:

  • административно-контрольное (контроль природоохранного законодательства, лицензирование, создание нормативов по использованию природных ресурсов, экологическая сертификация и экспертиза, стандартизация, оценка воздействия на окружающую среду);
  • технико-технологическое (рассмотрение новых технико-технологических решений по охране и защите окружающей среды);
  • экономическое (планирование использования ресурсов, разработка и проведение целевых программ, экономических стимулов: льготы, платежи, налоги);
  • законодательно-правовое (разработка и принятие законодательной базы, регулирующей отношения между обществом и окружающей средой);
  • политическое (использование деятельности политических и общественных организаций для защиты природы);
  • воспитательно-образовательное (деятельность, направленная на создание экологических взглядов, мышления, ответственности каждого человека).

Государственная экологическая политика реализуется при участии субъектов экологической политики:

  1. Государство. Его основная функция – установка правил хозяйственной деятельности, координация и контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
  2. Региональные органы по природопользованию и охране природы. Все субъекты Российской Федерации формируют на своей территории региональную экологическую политику.
  3. Хозяйственно-экономические субъекты. Это государственные организации и предприятия крупного, среднего и малого бизнеса. Законодательство России обязало их осуществлять защиту окружающей среды, использовать щадящие технологии производства, устранять экологически вредные последствия.
  4. Научно-исследовательские организации. Роль таких организаций заключается не только в получении научных исследований, но и в выработке новых путей для устойчивого экономического развития с учетом защиты окружающей среды.
  5. Политические партии. Основная роль партий - в формировании политических программ с учетом экологических проблем, а также в создании у граждан нашей страны экологического сознания.
  6. Общественные организации. Формируют независимое общественное мнение, непосредственно участвуют в мероприятиях по охране природы, проводят просветительскую и воспитательную работу.
  7. Отдельные граждане. Экологическое сознание и высокие требования к чистоте окружающей среды позволяют отдельным людям выступать с новыми инициативами, объединять единомышленников в группы, решать некоторые местные экологические проблемы.

Региональная и местная экологическая политика

Региональная и местная экологическая политика РФ характеризуется организацией природозащитной деятельности на конкретных территориях с учетом географических, геологических, климатических, экономических, социальных особенностей. Иначе говоря, это социально-экологическая политика региона, города, поселка, которая формируется на следующей основе:

  1. Социально-экономический план развития региона.
  2. Оценка текущего состояния природы.
  3. Учет экологической оценки, антропогенного влияния на развитие инфраструктуры.
  4. Нормирование антропогенного влияния с целью стабилизации и устойчивости природной среды.
  5. Разработка и внедрение новых методов экономического анализа результатов отрицательного воздействия на окружающую среду.
  6. Постоянный мониторинг параметров природы, оценка влияния на них отдельных производственных объектов.
  7. Организация оптимальных экологических условий для проживания населения.
  8. Воспитание и развитие экологического сознания.

Субъектами региональной экологической политики также являются хозяйственно-экономические субъекты, научно-исследовательские организации, политические партии, общественные организации, отдельные граждане.

Проблемы экологии. Загрязнение мирового океана.

Основные методы воздействия (инструменты)

Почему государственные и региональные органы используют различные методы воздействия? Очень часто экономические и социальные аспекты в развитии регионов противоречат экологической политике. Так, например, расширение производства приносит прибыль и новые рабочие места, но наносит урон окружающей среде. Или внедрение новых экологически чистых технологий, продуктов экономически невыгодно.

Для эффективности экополитики используется около 40 различных инструментов. Они делятся на фискальные и нефискальные. Фискальные инструменты непосредственно связаны с финансами и могут быть связаны:

  • с государственным доходами (налоги и лицензирование);
  • государственными издержками (целевые экологические программы, научно-исследовательская деятельность, экологические инвестиции).

К нефискальным относят образование, нормирование, законодательную базу.

Экологическая политика предприятия

Прежде всего разработанная на основании ISO 1400 экологическая политика предприятия отражена в одноименном документе. Создание предприятием такого документа является заявлением о его намерениях и принципах, направленных на осуществление защиты окружающей среды. Экологическая политика (пример документа) может содержать:

  • производственные приоритеты;
  • разработку планов по улучшению окружающей среды;
  • обучение персонала;
  • предварительную оценку текущего состояния природы;
  • переоценку продуктов и услуг;
  • учет потребностей клиентов;
  • разработку внутренних процессов и площадок;
  • исследовательские направления;
  • работу с поставщиками и подрядчиками;
  • аварийные ситуации с негативным влиянием на окружающую среду;
  • освоение прогрессивных технологий;
  • учет выполнения требований экологической политики и отчетные документы.

Проблемы экологии. Эрозия почвы.

Решение экологических проблем

Пути для решения экологических проблем давно найдены. Они, большие или маленькие, доступны крупным корпорациям и любому отдельному гражданину:

  • использование новых возобновляемых источников энергии;
  • прекращение вырубки тропических лесов;
  • сокращение потребления энергии;
  • уменьшение отходов.

2. Борьба с эрозией почв:

  • использование полей небольших размеров;
  • посадка деревьев и кустарников для борьбы с ветром и разрушающими водными потоками.

3. Борьба с наступлением пустынь:

  • применение орошения как метода борьбы с пересушиванием почвы;
  • посадка деревьев и кустарников;
  • использование новых сельскохозяйственных технологий, культур.

Проблемы экологии. Гибель животных.

  • организация новых природных парков как среды обитания;
  • строгий контроль численности животных;
  • запрещение охоты на редких и вымирающих животных.

5. Борьба с кислотными дождями:

  • сокращение выбросов химических производств;
  • сокращение использования химических удобрений;
  • использование фильтров и других источников очистки.

Следует помнить: охрана природы - долг каждого, дальнейшее загрязнение планеты может привести к вымиранию очередного вида живых организмов – людей!

Читайте также: