Сообщение о гитаре в россии

Обновлено: 02.07.2024

Резонный вопрос: кто производил гитары в СССР и производит гитары в настоящее время?

На западе музыкальные инструменты, как, в частности, и гитары производились веками, а секреты их производства передавались из поколения в поколение. Только в начале 20-го века производство гитар приобрело промышленный характер: появились первые фирмы-производители, стали запускаться маркетинговые компании, а конкуренция между производителями из года в год активно возрастала.

Вывод один: на гитары был спрос, который порождал не только предложение, но и развитие технологий, которые позволяли привлечь новых клиентов. Другими словами, масштабы производства и популярность гитар постоянно росли.

Уже в 30-е годы появились первые рабочие прототипы гитар со звукоснимателями, а в 50-е запущено их масштабное промышленное производство, которое позволило совершить революцию в музыкальной индустрии.

Тем временем в СССР

В СССР производство гитар было… его практически не было, если сравнивать с западными масштабами.

Производство гитар сосредотачивалось в руках местных мастеров, которые производили гитары в единичных экземплярах, а потому наличие гитары в доме советского гражданина считалось чуть ли не предметом роскоши.

Отметим, что дорогие гитары соответствовали своей цене и были довольно качественными, чего не скажешь о самом дешёвом варианте, на котором невозможно было играть ввиду невозможности её отстройки и дешёвых материалов.

Тем не менее, производство гитар не стояло на месте. С начала 60-х и в 70-е гг. в СССР были попытки установки звукоснимателя на акустические гитары.

По объёму производства лидировали несколько фабрик: Шиховская фабрика (закрыта в 90-х), а на Бобровской фабрике, Ижевской и Кунгурской фабрике (Пермь) гитары производят и по сей день.

Интересен факт, что при Ижевской фабрике существовала отдельная мастерская, которая модернизировала и улучшала гитары, которые были на ней выпущен. В настоящее время мастерская производит гитары под брендом Wanderer, которые зарекомендовали себя как надёжные и неприхотливые гитары по лояльной цене.

Кунгурская фабрика в настоящее время выпускает гитары под брендом Амистар, которые смело можно назвать самыми качественными из всех перечисленных. Данные гитары составляют довольно сильную конкуренцию бюджетным китайским гитарам.

Что по электрогитарам?

Если качественную акустическую гитару производства СССР еще можно было достать, то с советскими электрогитарами дела обстояли значительно хуже.

Электрогитара

Как видно по фото, гитара была уж слишком специфична на вид и еще более специфична в плане звучания. Стоимость гитары составляла 180 рублей при средней зарплате в 140 рублей.

Да, такие цены действительно могу удивить, однако в настоящее время практически в каждом городе можно найти гитару за 200 – 300 тысяч рублей, что также ощутимо выше средней зарплаты. Другое дело, что качество современной гитары за пару сотен тысяч отличается от советских инструментов за 200 рублей :)

Примерно в то же время стали выпускаться гитары под брендом Урал, которая впоследствии стала самой знаменитой советской гитарой в мире и объектом шуток в современности.

Электрогитара Урал, СССР

Бесчисленное количество переключателей на гитаре породило такое же количество шуток и легенд, но при этом переключатели практически ни на что не влияли или элементарно не работали. Тем не менее, гитарные мастера того времени доводили гитары до приемлемого состояния при помощи паяльника и смекалки.

D’off в настоящее время производят довольно качественные акустические гитары, которые никак не сравнятся с качеством гитар времён СССР. Отличительная черта гитар – следование традициям строения гитар с применением современного оборудования и технологических норм. Гитары данного бренда известны во всём мире.

Российская гитарная индустрия в настоящее время

Гитары, изготовленные одним человеком (мастером) называют мастеровыми. Мастеровая гитара обычно не дотягивает до уровня премиальных гитар из США или Японии, но среди них есть огромное количество крутейших моделей. Правда, многое зависит от самого мастера, применяемых технологий и материалов.

Преимущество мастеровой гитары заключается в её уникальности и в ограниченном тираже. Гитара может быть выпущена как в мелкосерийном производстве, так и в единичном экземпляре по индивидуальным запросам потребителя.

К известным производителям мастеровых гитар относят такие фирмы, как Shamray Guitars INSPECTOR Guitars и многие другие. Так же существуют мастера, создающие гитары в одиночку. К ним относят – Михаила Стрельцова, Андрея Кибиня, Дмитрия Позныша и других.

Теперь в России нет огромных заводов по производству музыкальных инструментов (которых, собственно, и в СССР было немного), однако сейчас существует огромное количество относительно небольших производителей, конкуренция между которыми вынуждает находить интересные технические решения и работать над уникальными подходами.

Сделать гитару самостоятельно на самом деле не составит никакого труда. Причина тому проста – наличие на рынке комплектующих для гитар: от корпусов и грифов до электроники и фурнитуры.

Тем не менее, гитару можно собрать самостоятельно из комплектующих, которые вы выберете сами. По данной теме мы уже писали статью "Гитара как конструктор".

Следуя данной инструкции, вы сможете собрать гитару собственными руками и придумать собственный бренд! Однако её качество напрямую зависит от знаний об отделке гитар, от навыков работы с электроникой и чувства вкуса.

Первое изображение музыкального инструмен­та, по форме напоминающего гитару, было обнару­жено при археологических раскопках храма Бель в Нуффаре (Нипуре), расположенном на бывшей территории Шумеро-Вавилонии.

На глиняном барельефе, относящемся к середи­не III тысячелетия до н. э., изображен сидящий на камне и играющий на музыкальном инструменте пастух. Продолговато-округленный корпус инстру­мента и длинный гриф позволяют сделать предпо­ложение, что это киннор, прототип гитары, часто упоминаемый в библейских сказаниях.

На другом изображении, обнаруженном при раскопках на территории бывшей Новой империи хеттов (XV—XIV вв. до н. э.), мы видим инстру­мент, имеющий корпус в виде восьмерки с несколь­кими небольшими голосниками и длинный гриф с ладовыми пластинками. Имеется предположение, что инструмент у хеттов, так же как и у шумеров, назывался киннором. Возможно, что этот же ин­струмент или похожий на него у других народов Древнего Востока назывался по-другому: кутур, газур, набла, махал и т. д.

При раскопках ассирийского дворца в городе Ниневии (VIII—VII вв. до н. э.) был найден ба­рельеф с изображением торжественного богослу­жения в храме. На барельефе мы видим двух тан­цовщиков в львиных масках и музыканта с инст­рументом, напоминающим гитару. Корпус инстру­мента — овальной формы, имеющий длину, равную длине предплечья играющего, с грифом, в четыре раза превышающим длину корпуса. Этот музыкаль­ный инструмент замечателен тем, что похож на ла­тинскую гитару (о ней будет сказано ниже): и встречается в настоящее время у народов Малой Азии под названием тамбура.

У вавилонян времен Навуходоносора (VII—VI вв. до н. э.) был известен музыкальный инстру­мент саббека или самбук, имевший четыре струны, выпуклый корпус и гриф с ладами. Его и переняли у вавилонян древние греки и римляне.

Гитара в Европе

Перейдя из Азии в Европу, самбук с течением времени у разных народов менял свое название (пектис, магадис), но в конце концов стал известен под названием азиатской китары или просто кита­ры (китарры). В Афинском национальном музее есть скульптурное изображение исполнительницы на этом инструменте. Изображение датируется 400-м годом до н. э.

В I тысячелетии н. э. в европейских странах Средиземноморья была распространена латинская гитара, популярный у древних римлян музыкаль­ный инструмент, родственный китаре. К XII в. она была уже хорошо известна в Европе, встречаясь в трех- и четырехструнном исполнении (в отдельных ее разновидностях число струн было большим).

Расцвет музыкальной культуры Европы в эпоху Возрождения (XV—XVI вв.) благотворно сказался и на развитии гитарного искусства.

Гитара в XVI—XVIII веках

В XVI в. в Испании гитара становится подлинно народным инструментом; к четырем струнам, из­вестным еще с древних времен, прибавляется пя­тая, и с этого времени гитара получает испанский строй (Е, Н, G, D, А) и название испанской гита­ры. Струны на ней были сдвоенными, и только пер­вая ставилась иногда одинарной.

Пятиструнная гитара начинает успешно конку­рировать с популярными в то время лютней и виуэлой, своими ближайшими родственницами.

Появляются учебные пособия и табулатурные сборники (табулатура — запись музыки, распро­страненная до начала XVIII в.), где печатались старинные испанские танцы: чаконы, пассакалии, сарабанды, фолии и другие, а также испанские пес­ни и романсы. Постоянно ведутся поиски усовер­шенствования конструкции инструмента и техники игры на нем.

Выдвигается целый ряд блестящих виртуозов и композиторов-гитаристов: Г. Санз (1640—1710); Ф. Корбетта (1620—1681), служивший при дворах испанского, французского и английского королей; его ученик Р. де Визе (1650—1725), придвор­ный гитарист и лютнист французского короля Людовика XIV; Ф. Кампион (1686—1748) и многие другие.

В конце XVIII в. испанская гитара приобретает современный внешний вид: добавляется шестая струна (Е), сдвоенные струны заменяются одинар­ными. С этого времени шестиструнная гитара на­чинает свое триумфальное шествие по странам мира.

Шестиструнная гитара в первой половине XIX века

Гениальный скрипач Н. Паганини был также прекрасным гитаристом. Многие его современники считали, что своим блистательным мастерством он в определенной мере был обязан гитаре, так как многие технические приемы перенес с нее на скрип­ку. Паганини написал для гитары сто сорок соль­ных пьес, две сонаты для гитары и скрипки, дуэты для скрипки и гитары, трио и квартет для смычко­вых инструментов с гитарой.

В это время выдвигается целый ряд выдающих­ся исполнителей-виртуозов и композиторов, под­нявших искусство игры на гитаре на небывалую высоту и заложивших фундамент классической му­зыкальной литературы для нее. Это испанцы Ф. Сор и Д. Агуадо, итальянцы М. Джулиани, Ф. Карулли и М. Каркасси.

Фернандо Сор

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Фернандо Сор (1778 -1839)

Фернандо Сор (1778—1839) родился в Барсело­не. Первоначально игре на гитаре учился у своего отца. Музыкальное образование получил в католи­ческом монастыре, где состоял певчим. Ф. Сором созданы симфонии, квартеты, произведения малых форм. Его оперы ставились в Испании, Италии, Франции и Англии. Как гитарист-виртуоз он с блеском выступал в Париже и Лондоне.

Композитором написано свыше семидесяти со­чинений для гитары (сонаты, рондо, фантазии, ва­риации, этюды, дуэты и другие пьесы).

Мауро Джулиани

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Мауро Джулиани (1781 - 1829)

Мауро Джулиани (1781 —1829) родился в Ита­лии (близ Неаполя).

С детства обучался игре на скрипке и флейте. На гитаре занимался самостоятельно и к двадцати годам достиг столь блистательных результатов, что музыкальные критики называли его первым гита­ристом Италии.

В 1807 г. Джулиани приехал с концертами в Вену, где музыкальные критики единодушно приз­нали его величайшим гитаристом в мире.

Он поселяется в Вене, где занимается концертной и педагогической деятельностью. Среди друзей и почитателей Джулиани — И. Гайдн и Л. Бетховен, скрипачи Л. Шпор и И. Майзедер, пианисты И. Гуммель, И. Мошелес и А. Диабелли.

В 1816 г. Джулиани с большим успехом гаст­ролирует в Германии. В 1821 г. он возвращается на родину и поселяется в Риме, время от времени предпринимая концертные поездки по странам Ев­ропы. В последние годы жизни Джулиани побывал в Польше, России и Англии, всюду вызывая своим искусством восторг и изумление.

Дионисио Агуадо

Выдающийся испанский гитарист, композитор и педагог Дионисио Агуадо (1784 - 1849)

Дионисио Агуадо (1784—1849) родился в Мад­риде. Воспитывался в церковном колледже, где и научился играть на гитаре у падре Базилио и пев­ца Мануэля Гарсии, ставшего впоследствии знаме­нитостью.

Жизнь Д. Агуадо небогата внешними события­ми. В 1803 г. он получает в наследство небольшое имение недалеко от Аранхуэса, куда переселяется со своей матерью и живет долгое время, целиком посвящая себя занятиям музыкой.

В 1826 г. Агуадо переезжает в Париж, где за­нимается концертной и педагогической деятельно­стью. Талант Агуадо, его мягкий и добрый характер привлекали к нему массу друзей и почитателей, среди которых были известные музыканты.

Последние годы своей жизни Агуадо провел на родине, живя в Мадриде и занимаясь издательской и педагогической работой.

Фердинанд Карулли

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Фердинанд Карулли (1770 -1841)

Фердинанд Карулли (1770—1841) родился в Неаполе.

Начав свое обучение музыке с игры на виолон­чели, он затем оставляет ее и посвящает себя гита­ре, занимаясь самостоятельно. Достигнув профес­сионального мастерства, Карулли с успехом высту­пает с концертами в своем родном городе, а затем и в других городах Италии. Отличительными свой­ствами игры Ф. Карулли были красивый тон, чистота и виртуозность. В 1808 г. он переезжает в Париж, где быстро приобретает известность как концертант и педагог.

Маттео Каркасси

Выдающийся итальянский гитарист, композитор и педагог Маттео Каркасси (1792 -1853)

Маттео Каркасси (1792—1853) родился во Фло­ренции. Гитарой начал заниматься с детских лет и упорным трудом добился блестящей виртуозности и элегантности в исполнении. Появившись в Пари­же несколькими годами позже Ф. Карулли, он стал известен как последователь и продолжатель его традиций. С большим успехом Каркасси гастроли­ровал в Лондоне, в городах Германии и у себя на родине во Флоренции.

Шестиструнная гитара в России

Богата и самобытна история гитары в России. В своем развитии она прошла примерно тот же путь, что и в других странах.

Русский историк Н. Карамзин писал, что еще в VI в. н. э. славяне играли на кифаре и гуслях и не расставались с этими инструментами даже в во­енных походах.

Была известна в России и четырехструнная ги­тара.

В 1769 г. академик Штелин пишет о появлении в Москве и Петербурге (в период царствования императрицы Елизаветы), итальянской гитары. Эта гитара была пятиструнной. Для нее издавались специальные журналы, включавшие в себя как сольные, так и ансамблевые пьесы.

В конце XVIII в. в России появляется шести­струнная гитара.

В начале XIX в. она становится модным инстру­ментом и привлекает к себе поклонников из вели­косветского общества.

Появляются выдающиеся русские исполнители на этом инструменте: М. Соколовский и Н. Мака­ров.

Марк Данилович Соколовский (1818—1883) — крупнейший гитарист-виртуоз XIX в. Его концерты в России и в странах Западной Европы проходили с огромным успехом и снискали ему славу первого гитариста Европы. М. Соколовский — гордость отечественной музыкальной культуры.

Большой вклад в развитие отечественного ги­тарного искусства внесли П. Петтолетти (ок. 1800— 1875), И. Деккер-Шенк (1826—1899), И. Клингер (ум. 1897), Ю. Штокман (1839—1905), В. Лебедев (1867—1907), Ю. Дьяков (1840 — ок. 1910) и дру­гие.

Названные гитаристы были известными испол­нителями и педагогами, авторами школ и самоучи­телей, оригинальных сочинений, обработок и пере­ложений для шестиструнной гитары.

Шестиструнная гитара во второй половине XIX века

Классическая шестиструнная (испанская) гитара, изготовленная болгарской фирмой "Кремона"

Во второй половине XIX столетия наступает упадок гитарного искусства, коснувшийся как стран Западной Европы, так и России.

На несколько десятилетий гитара была отодви­нута на второй план, и только к концу XIX в. она вновь начинает завоевывать симпатии и признание широкой общественности.

Новое поколение гитаристов-виртуозов и компо­зиторов продолжило лучшие классические тради­ции и подняло гитарное искусство на невиданную до этого времени высоту.

Источник: Е. Ларичев. Шестиструнная гитара. // Музыкальный альманах. Выпуск 1. Гитара. М., 1989

Актуальность исследования: Гитара один из самых популярных и совершенных струнных инструментов, относящийся к группе классических инструментов. Где и как можно научиться играть на гитаре? Пути достижения результатов.

Новизна исследования : в работе имеется теоретический материал, в котором рассматриваются истоки возникновения и развития гитары, место гитары в живописи зарубежных и русских художников, а также причины популяризации инструмента..

В данном материале представлено собственное исследование развития и формирования школы гитаристов в нашем городе,причины и факты повышения уровня популярности данного инструмента среди молодежи и учащихся ДМШ.

Цель исследования : определить уровень развития и популярности инструмента в современном обществе, проследить пути обучения игре на инструменте.

Задачи исследования :

• Изучить историю возникновения и развития гитары.

• Изучить и исследовать значение инструмента в современной культуре.

• Изучить историю развития современных стилей в музыке основанных на гитаре..

• Исследовать популярность инструмента среди школьников города и гимназии.

Проследить пути обучения на гитаре.

Методы исследования:

• Теоретический анализ современной литературы

• Практическое применение полученных знаний.

Гипотеза исследования : я предполагаю, что с каждым годом растет интерес к музыкальному инструменту – гитара и его популярность играет большую роль в развитии и становлении современной музыки.

Практическая значимость исследования : результаты моей работы могут быть использованы для социологического исследования уровня развития общей музыкальной культуры учащихся гимназии

Глава1. История возникновения гитары.

струнный щипковыймузыкальный инструмент , один из самых распространённых в мире. Применяется в качестве аккомпанирующего или сольного инструмента во многих музыкальных стилях и направлениях музыки , являясь основным инструментом в таких музыкальных стилях, как блюз , кантри , фламенко , рок-музыка , иногда джаз и др. Изобретённая в XX веке э лектрическая гитара оказала сильное влияние на массовую культуру .

Исполнитель музыки на гитаре называется гитарист . Человек, изготовляющий и ремонтирующий гитары, называется гитарный мастер или лютье.

Тар — один из предшественников гитары

Самые ранние сохранившиеся свидетельства о струнных инструментах с резонирующим корпусом и шейкой, предках современной гитары, относятся ко II тысячелетию до н. э. Изображения киннора ( шумеро - вавилонский струнный инструмент, упоминается в библейских сказаниях) найдены на глиняных барельефах при археологических раскопках в Месопотамии . В Древнем Египте и Индии также были известны похожие инструменты: набла , нефер , цитра в Египте, вина и ситар в Индии. В Древней Греции и Риме был популярен инструмент кифара .

Первые упоминания о гитаре уходят далеко в прошло, в 3700 год до нашей эры. Именно этой датой, по мнению археологов датируется гробница Фивского царя, внутри которой на стене был изображен прототип современной гитары.

Предшественники гитары имели продолговатый округлый пустотелый резонирующий корпус и длинную шейку с натянутыми на ней струнами. Корпус изготавливался цельным — из высушенной тыквы , панциря черепахи, либо выдолбленным из цельного куска дерева. В III - IV веках н. э. в Китае появляются инструменты жуань (или юань)и юэцинь , у которых деревянный корпус собирался из верхней и нижней деки и соединяющей их обечайки. В Европе это вызвало появление латинской и мавританской гитар около VI века . Позже, в XV — XVI веках появился инструмент виуэла , также оказавший влияние на формирование конструкции современной гитары.

Средние века основным центром развития гитары была Испания , куда гитара попала из древнего Рима ( латинская гитара ) и вместе с арабскими завоевателями ( мавританская гитара ). В XV веке получает распространение изобретённая в Испании гитара с 5 сдвоенными струнами (первая струна могла быть и одиночной). Такие гитары получают название испанских гитар . К концу XVIII века испанская гитара в процессе эволюции приобретает 6 одиночных струн и немалый репертуар произведений, на формирование которого оказал значительное влияние живший в конце XVIII — начале XIX века итальянский композитор и гитарист-виртуоз Мауро Джулиани .

В течение XVIII — XIX веков конструкция испанской гитары претерпевает значительные изменения, мастера экспериментируют с размером и формой корпуса, креплением грифа, конструкцией колкового механизма и прочим. Наконец, в XIX веке испанский гитарный мастер Антонио Торрес придаёт гитаре современные форму и размер. Гитары конструкции Торреса сегодня называют классическими . Наиболее известным гитаристом того времени является испанский композитор и гитарист Франсиско Таррега , заложивший основы классической техники игры на гитаре. В XX веке его дело продолжил испанский композитор, гитарист и педагог АндресСеговия .

Gibson конструкции Леса Пола

Глава 2 2.1 Устройство гитары

Акустическая гитара — гитара, звучащая с помощью корпуса, изготовленного в виде акустического резонатора .

Электрическая гитара — гитара, звучащая посредством электрического усиления и воспроизведения сигнала, снятого с колеблющихся струн звукоснимателем .

Полуакустическая гитара (электро-акустическая гитара) — комбинация акустической и электрической гитары, когда в дополнение к полому акустическому корпусу в конструкции предусмотрены также и звукосниматели.

Резонаторная гитара (резофоническая или резофоник гитара) — разновидность акустической гитары, в которой для увеличения громкости применяются встроенные в корпус металлические акустические резонаторы.

Синтезаторная гитара (MIDI гитара) — гитара, предназначенная к использованию в качестве устройства ввода для синтезатора звука.

По конструкции корпуса

Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса ( XIX век ).

Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Флэттоп — фолк-гитара с плоской верхней декой.

Арктоп — акустическая или полуакустическая гитара с выпуклой передней декой и f-образными резонаторными отверстиями (эфами), расположенными по краям деки. В целом корпус такой гитары напоминает увеличенную скрипку. Разработана в 20-х годах XX века фирмой Gibson .

Джамбо — укрупненный вариант фолк-гитары, разработанный в 1937 году фирмой Gibson и ставший популярным среди кантри и рок гитаристов.

Электроакустическая гитара — акустическая гитара со встроенным звукоснимателем, особенностью которой является форма деки, облегчающая доступ к нижним ладам.

Обычная гитара — от ре(ми) большой октавы до до(ре) третьей октавы. Использование машинки (Floyd Rose) позволяет существенно расширить диапазон в обе стороны. Диапазон гитары составляет около 4-х октав.

Тенор-гитара — четырёхструнная гитара с укороченной мензурой, диапазоном и строем банджо .

По наличию ладов

Обычная гитара — гитара, имеющая лады и ладовые порожки, приспособленная для игры в равномерно темперированом строе.

Безладовая гитара — гитара, не имеющая ладовых порожков. При этом становится возможным извлечение звуков произвольной высоты из диапазона гитары, а также плавная смена высоты извлекаемого звука. Больше распространены безладовые бас-гитары.

Слайдовая гитара ( Слайд-гитара ) — гитара, предназначенная для игры слайдом, в такой гитаре высота звука плавно изменяется с помощью специального приспособления — слайда, которым водят по струнам.

По стране (месту) происхождения

Русская гитара

Испанская гитара — акустическая шестиструнная гитара, появившаяся в Испании в XIII — XV веках .

Русская гитара — акустическая семиструнная гитара, появившаяся в России в XVIII — XIX веках .

По жанру музыки

Классическая гитара — акустическая шестиструнная гитара конструкции Антонио Торреса ( XIX век ).

Фолк-гитара — акустическая шестиструнная гитара, приспособленная к использованию металлических струн.

Фламенко-гитара — классическая гитара, адаптированная к потребностям музыкального стиля фламенко , отличается более острым тембром звука.

Джазовая гитара (оркестровая гитара) — устоявшееся название для арктопов фирмы Gibson и их аналогов. Эти гитары обладают резким звуком, хорошо различимым в составе джазового оркестра , что предопределило их популярность у джазовых гитаристов 20-х — 30-х годов XX века .

По роли в исполняемом произведении

Соло-гитара — гитара, предназначенная для исполнения мелодических солирующих партий, характеризуется более резким и разборчивым звуком отдельных нот.

В классической музыке гитарой соло считается гитара без ансамбля, все партии берет на себя одна гитара, самый сложный вид музицирования на гитаре

Ритм-гитара — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий, характеризуется более плотным и равномерным тембром звука, особенно в области низких частот.

Бас-гитара — гитара низкого диапазона, как правило, используется для исполнения басовых партий.

Четырёхструнная гитара (4-струнная гитара) — гитара, имеющая четыре струны. Подавляющее большинство четырёхструнных гитар — это бас-гитары либо теноровые гитары.

Шестиструнная гитара (6-струнная гитара) — гитара, имеющая шесть одиночных струн. Наиболее стандартная и распространённая разновидность.

Семиструнная гитара (7-струнная гитара) — гитара, имеющая семь одиночных струн. Наиболее применима в русской и советской музыке начиная с XVIII—XIX веков до настоящего времени.

Двенадцатиструнная гитара (12-струнная гитара) — гитара с двенадцатью струнами, образующими шесть пар, настраиваемых, как правило, классическим строем в октаву либо в унисон . На ней играют в основном профессиональные рок-музыканты , фолк-музыканты и барды .

Прочие — существует большое количество менее распространенных промежуточных и гибридных форм гитар с увеличенным числом струн. Имеет место как простое добавление струн для расширения диапазона инструмента (напр. пяти- и шестиструнные бас-гитары), так и удваивание или даже утраивание нескольких либо всех струн для получения более насыщенного тембра звука. Также встречаются гитары с дополнительными (чаще одним) грифами для удобства сольного исполнения некоторых произведений.

Глава 3. Гитара в различных стилях музыки.

Гитара в джазе

После открытия Америки, на новых землях стали образовываться центры, состоящие из обществ людей с разной музыкальной культурой. Несколько веков совместной, хотя антагонистической жизни европейцев с выходцами из Африки, вылились в рождение нового музыкального направления - джаз. Истоки этого стиля, по мнению специалистов, находятся в разнообразном народном творчестве американских негров, в частности, в специфических песнях - блюзах. Своеобразная манера пения негров (нетемперированные ноты в мелодии, ритмическая пульсация, импровизация и др.) отразилась и на технике игры на гитаре, которую, начиная с XIX века они использовали для аккомпанемента. Удивительное свойство гитары в том, что в любой культурной среде она находит своё достойное место; будь то испанское фламенко, русский романс или американский блюз. Блюзовая манера исполнения породила новые технические приёмы игры на гитаре ( бэнды, слайд, и мн. др.), которые легли в основу гитарной школы джаз и впоследствии и рок-музыки. Постараемся в самых общих чертах установить причинно-следственную связь появления и укоренения новой гитарной лексики.

Гитара в рок музыке.
С точки зрения развития гитарных приёмов игры, рок музыка в истории электрогитары, занимает особое место. Имея корни в негритянском архаичном блюзе и отчасти в европейском фольклоре, эта музыка стала источником дальнейшего развития специфических приёмов игры на гитаре.

Если в джазе законодателями музыкального языка были в основном исполнители использующие духовые инструменты и фортепиано (джазовые гитаристы стремились использовать характерную для этих инструментов фразировку), то в рок музыке гитара стала основным инструментом, без которой невозможно представить звучание рок-группы.

Гитара и бардовская песня

Гитара – наверное, именно этот музыкальный инструмент является символом бардовской песни и русского шансона . Так как этот инструмент имеет самое прямое отношение к авторской песни , наш сайт решил рассказать о том, как появилась гитара , рассказать немного о истории этого инструмента. Авторскую песню часто называют бардовской. Действительно, правильно ли сказать "бардовская песня"? Может быть, лучше - студенческая, авторская, гитарная, самодеятельная, любительская, туристская, костровая, походная? В каждом названии что-то есть. Ведь именно в студенческой среде после войны возникли многие и многие песни этого жанра. Они были этой средой подхвачены и внедрены в жизнь. И пелись эти песни часто в туристических походах, у костров, и всегда под гитару. Отсюда еще один термин: поэзия под гитару или поющаяся поэзия. Основное качество такой песни – это то, что за ней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах.

Глава4. Гитара в других видах искусства. Гитара в поэзии и живописи

Сколько же писателей, поэтов и живописцев воспевали очертания этого замечательного струнного инструмента!

Ее бархатный голос похож то на журчание ручья в лесу, то на раскаты далекого грома, то на голос любимой.

Ее форму сравнивали с точеной девичьей фигурой, с острием топора. У каждого свои сравнения. Но признайте, гитара прекрасна! Какой бы она ни была: акустической, электрической или вообще компьютерной иллюзией в звуковой программе. Прекрасный образ, прекрасный эгрегор.

Это как муза, которая помогает творить. Один взгляд на ее тонкий гриф… и в голове все переворачивается! Хочется прикоснуться к нему, провести рукой по струнам, сжать его как можно крепче и сыграть самую безумную по красоте композицию!

Гитара – это просто Богиня, Божество, которому можно поклоняться, посвящать оды, стихи.

Моя гитара скучала без меня,
Как верная любовница, вздыхая.
Ее струна просила лишь огня,
От нежности в тиши вся тая.

Моя гитара плачет и теперь –
Под пальцами, распятыми на грифе.
Она поет романсами потерь –
Все станет лишь легендой, мифом.

Так играй, гитарист.


Гитарист, обнимая гитару и струны лаская,
Опьяняющим словом заветным коснулся души.
Тихим голосом нежным, любимой своей называя,
Утоли мне печали, меж пальцами боль раскрошив.

Я закрою глаза, до слезы растворюсь в твоей сказке,
Пусть прольется целебным бальзамом, спасая от ран
И, волнующим всплеском не мне предназначенной ласки,
Переливом чарующих слов прикрывая обман.

Так играй, гитарист, ТАК играй, чтоб сердца разрывались,
В тишине ресторанной, застывшей, плененной тобой,
Твои руки обнимут меня в этот миг. не касаясь,
И любимой зовешь только в песне - твой путь не со мной

Гитара в живописи.

Любили гитару и художники. На полотнах 15 века можно видеть много изображений нашей героини. Время шло и поистине, триумфальным для инструмента стал 17 век. Гитара становилась популярней других инструментов, таких как арфа и виола. Модной она стала в Западной Европе. Гитарные магазины открывались в Англии, Финляндии, Италии. В музеях Западной и Восточной Европы и сейчас можно наблюдать гитары 17 века. В музеи Парижской консерватории находится гитара 1602 года, которую изготовил мастер из Венеции Кристофа Коко.

Изучив картины, на которых была изображена гитара, я пришла к выводу, что художники разных эпох, разных стилей, рисовали свои картины с гитарой и делали ее главной героиней своих картин.

Первое изображение гитары появилось в 15 веке, на картине Яна Вермера.

Зарубежные художники – Матис, Пикасо.

Гитара была даже изображена в стиле авангард, в творчестве В.Кандинского и рококо в живописи Ватто.

Жанры живописи, в которых изображалась гитара – пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой.

Цель : развитие музыкальных способностей, расширение кругозора учащихся и на основе этого воспитание эстетических идеалов.

КБП существует в гимназии с 1996 года.

Занятия проходят группами по 3-4 человека, каждая группа формируется в зависимости от способностей учащихся и их личных интересов.

Каждая группа это ансамбль бардовской песни.

Ежегодно в клубе проходят мероприятия посвященные тому или иному событию в форме музыкальных рингов, лекций –концертов, дискуссий, музыкально-литературных салонов, презентаций творчества выдающихся бардов.

Знакомясь с творчеством бардов – ребята видят мир их глазами, а поняв и осознав себя частичкой этого мира, стараются изменить себя.

Занимаясь в клубе бардовской песни, ребята овладевают приемами игры на гитаре, искусству вокального исполнения и пения в ансамбле.

Каждая группа клуба бардовской песни - это творческий коллектив, мыслящий, думающий и творящий .

Результаты социологического исследования

В ходе работы мною был проведен социологический опрос. Всего было задано два вопроса:

Интересная статья о том, как появилась на свет и эволюционировала с ходом времени шестиструнная гитара

День добрый всем зашедшим на этот блог! Сегодня у нас с вами будет небольшое путешествие в прошлое. И прежде всего я хочу рассказать вам о том, как же все-таки появилась на свет и эволюционировала с ходом времени гитара, а самое главное — какой была древняя история создания гитары.

Гитара, пожалуй, самый распространенный и популярный музыкальный инструмент во всем мире. Ее применяют в качестве сольного или аккомпанирующего инструмента в разных музыкальных направлениях и стилях, при всем этом являясь лидирующим инструментом в таких стилях как: кантри, блюз, рок-музыка, фламенко, джаз и другие.

Человек, исполняющий музыку на гитаре, именуется гитаристом. А лютье или гитарный мастер – это человек, который изготавливает и ремонтирует гитары.

Происхождение гитары

Из самых ранних и сохранившихся по сей день свидетельств, относящихся ко 2 тыс. до н.э., о струнных инструментах, можно выделить следующее:

  • изображения киннора, найденные в Месопотамии при археологических раскопках;

История создания гитары

  • музыкальные инструменты в др. Индии – ситар и вина;

История создания гитары

  • в др. Египте – цитра, пабла и нефер;

История создания гитары

История создания гитары

Предшественники современной гитары имели округлый продолговатый резонирующий пустотелый корпус и длинную шейку со струнами натянутыми на ней. Из выдолбленного из цельного куска дерева, панциря черепахи либо из высушенной тыквы изготавливался цельный корпус.

У инструментов юэцинь и жуань, появившихся в Китае в 3 – 4 веках н. э., корпус был деревянный и собирался из нижней и верхней деки и обечайки, которая соединяла всю эту конструкцию воедино.

История создания гитары

Около 6 века в Европе появились мавританские и латинские гитары, а довольно интересный инструмент виуэла появился позже в 15 – 16 веках, который оказал большое влияние на последующее формирование конструкции нынешней гитары.

История создания гитары

Происхождение названия

Испанская гитара

Русская гитара

Акустическая гитара

Конструкция испанкой гитары, в течение 18 – 19 веков, значительно претерпевала изменения. Мастера экспериментировали с креплением грифа, формой и размером корпуса, конструкцией механизма колков и другими деталями. И вот, испанский гитарный мастер в 19 веке Антонио Торрес придал акустической гитаре современный размер и форму. Гитары его конструкции сегодня названы классическими. Франсиско Таррега был наиболее известным испанским гитаристом и композитором того времени, который заложил основы игры на гитаре в классическом стиле, а его последователем в 20 веке стал Андрес Сеговия.

Электрогитара

Бас-гитара

Контрабас, до появления современной бас-гитары, в семействе скрипок являлся самым большим и главным басовым инструментом. У него было много недостатков. Он был очень большого размера и массы, не имел на грифе порожков, обладал относительно невысоким уровнем громкости и имел вертикальное исполнение. Из-за этих недостатков было затруднено широкое применение контрабаса в разных ансамблях современной музыки в начале 20 века.

В 1930-х годах, когда стала очень популярной джазовая музыка, и был распространен автомобильный транспорт, благодаря которому можно было перевозить габаритные инструменты и появлению технологии усиления звука, стало возможным создать идеальный басовый инструмент, не обладающий недостатками контрабаса. В это время фирмы занимавшиеся производством таких музыкальных инструментов не имели особого коммерческого успеха.

Вот, к примеру, некоторые наиболее успешные фирмы:

  • Фирма Gibson с 1912 по 1930 год выпускала бас-мандолину Gibson Style J Mando bass;

История создания гитары

  • Пол Тутмарк – американский предприниматель создал в 1936 году Audiovox №736 Electronic Bass, который обладал многими современными чертами современной бас-гитары (имел сплошной деревянный корпус, горизонтально расположенный гриф с наличием ладовых дорожек);

История создания гитары

История создания гитары

История создания гитары

В 1960-х бас-гитары стали популярны с появлением рок-музыки. Появились новые разновидности этих инструментов, такие как: акустическая и безладовая бас-гитара. Также увеличивалось число струн, добавлялась активная электроника и появились бас-гитары со сдвоенными струнами и без головки грифа. С развитием самих инструментов также активно развивалась и техника игры, например, слэп и игра флажолетами.

Читайте также: