Сообщение о феодалах описать жилище

Обновлено: 19.05.2024

При упоминании замков средневековья на ум приходят живописные стены, обвитые плющом, прекрасные дамы в высоких башнях и благородные рыцари в блестящих доспехах. Но не эти возвышенные образы мотивировали феодалов возводить непреступные стены с бойницами, а суровая реальность.

Кто владел замкам в средневековье?

В Средние века Европа переживала множество перемен. После распада Римской Империи начались процессы переселения народов, появились новые королевства и государства. Все это сопровождалось постоянными конфликтами и распрями.

Дворянин-феодал, который имел рыцарский титул, для защиты от врагов, а ими могли стать даже ближайшие соседи, был вынужден максимально укреплять своё жилище и строить замок.

Википедия предлагает различать замок и крепость. Крепость – обнесённый стеной участок земли с домами и другими зданиями. Замок меньше по размеру. Это единое строение, которое включает в себя стены, башни, мосты и прочие сооружения.

Замок являлся частной крепостью благородного лорда и его семьи. Помимо прямой функции защиты, он был показателем власти и благосостояния. Но не все рыцари могли себе это позволить. Собственником мог быть и целый рыцарский орден — сообщество воинов.

Как и из каких материалов строили средневековые замки?

Как строились замки в старину

Строительство настоящего замка было трудоёмкой и затратной процедурой. Все работы осуществлялись вручную и иногда длились десятилетиями.

Перед началом строительства необходимо было выбрать подходящее место. Самые непреступные замки возводили на утёсах крутых скал. Однако чаще выбирали возвышенность с открытым обзором и рекой поблизости. Водная артерия была необходима для наполнения рвов, а также использовалась как путь для транспортировки грузов.

На земле выкапывали глубокий ров и формировали насыпь. Затем с помощью строительных лесов возводили стены.

Сложной задачей было строительство колодца. Приходилось копать глубоко вниз или долбить скальную породу.

Выбор материала для строительства зависел от многих факторов. Решающее значение имели:

  • местность;
  • человеческие ресурсы;
  • бюджет.

Если поблизости была каменоломня – строение возводили из камня, в противном случае использовали дерево, песок, известняк или кирпич. Для внешней стороны применяли облицовочные материалы, например, обработанный камень. Соединяли элементы стен с помощью известкового раствора.

Хотя стекло в те времена было известно, в замках его не использовали. Узкие окна закрывали слюдой, кожами или пергаментом. Внутри жилых помещений владельцев замка стены часто покрывали фресками и завешивали гобеленами. В остальных комнатах ограничивались слоем извести или оставляли нетронутую кладку.

Из каких элементов состояли замки?

Элементы замков

Точная конфигурация замка зависела от местных традиций, ландшафта, богатства владельца. С течением времени появлялись новые инженерные решения. Построенные ранее сооружения часто достраивались и перестраивались. Среди всех Средневековых укреплений можно выделить несколько традиционных элементов.

Ров, мост и ворота

Замок был окружен рвом. Если поблизости находилась река, его затопляли. На дне устраивали волчьи ямы – углубления с кольями или острыми прутьями.

Помимо деревянных ворот, часто присутствовала решётка, которая закрывалась с помощью лебёдки и канатов. В экстренном случае, канаты обрубали, преграда резко падала.

Дополнительным элементом защиты ворот являлся барбакан — стены, идущие от ворот. Противникам приходилось втискиваться в проход между ними под градом стрел.

Стены и башни

Высота стен средневекового укрепления достигала 25 метров. Они имели мощное основание и противостояли ударам стенобитных орудий. Глубокий фундамент был призван защитить от подкопа. Толщина стен к верху уменьшалась, они становились покатыми. В верхней части за зубцами тянулась платформа. Находясь на ней, защитники обстреливали врагов через щелевидные отверстия, сбрасывали вниз камни или выливать смолу.

Часто строились двойные стены. Преодолевая первую преграду, противники попадали в узкое пространство перед второй стеной, где становились лёгкой добычей лучников.

По углам периметра располагались сторожевые башни, которые выдавались вперёд по отношению к стене. Внутри они разделялись на этажи, каждый из которых являлся отдельным помещением. В крупных замках башни для укрепления имели вертикальную перегородку.

Все лестницы в башнях были винтовыми и очень крутыми. Если враг проникал на внутреннюю территорию, защитник имел преимущество и мог скинуть агрессора вниз. Изначально, башни имели прямоугольную форму. Но это мешало обзору при обороне. На смену пришли круглые строения.

Внутренние постройки

За главными воротами находился узкий двор, который хорошо простреливался.

Остальное внутреннее пространство замка было занято постройками. Среди них:

    мастерские;
  • конюшни;
  • псарни;
  • жилища слуг;
  • открытые кухни;
  • большой зал;
  • тюремное помещение.

В крупных рыцарских замках внутри располагался огород, а иногда и целый сад.

Центральное и самое укреплённое строение любого замка – башня донжон. В нижней части находилось хранилище со съестными припасами и арсенал с оружием и снаряжением. Выше располагалась комната стражи, кухня. Верхнюю часть занимало жилище владельца и его семьи. На крыше устанавливали метательное орудие или катапульту. Наружные стены донжона имели небольшие выступы. Там находились уборные. Отверстия открывались наружу, отходы падали вниз. От донжона могли вести подземные ходы в убежище или соседние здания.

Обязательным элементов замка в Средние века была церковь или капелла. Она могла располагаться в центральной башне или быть отдельным строением.

Замок не мог обходиться без колодца. При отсутствии источника воды, обитатели не продержались бы и нескольких дней при осаде. Колодец защищало отдельное строение.

Рыцарский замок

Условия проживания в замке

Из чего состоят замки

Замок обеспечивал потребность в безопасности. Однако другими благами его обитателям часто приходилось пренебречь.

Внутрь помещений проникало мало света, так как окна заменяли узкие бойницы, которые были затянуты плотными материалами. Жилые комнаты отапливались с помощью каминов, но это не спасало от промозглой сырости и холода. Суровой зимой стены промерзали насквозь. Использовать уборные в холодное время года было особенно дискомфортно.

Жителям часто приходилось пренебрегать гигиеной. Большая часть воды из колодца уходила на поддержание жизненных функций и уход за животными.

С течением времени, структура замков усложнялась, появлялись новые элементы. Однако развитие пороховых орудий, лишило замки основного преимущества – неприступности. На смену пришли крепости с более сложными инженерными решениями.

Постепенно замки средневековья, многие из которых дошли до наших времён, превратились в памятники архитектуры и напоминают об эпохе рыцарства.

Поставь лайк, это важно для наших авторов, подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен и вступай в группу Вконтакте

Средневековый город

Дома в средневековой Европе: общее описание

Дома средневековья строились из разных материалов, в зависимости от богатства хозяев это могло быть как дерево, так и камень. Правда, деревянные дома, особенно если это были дома средневекового города, таили в себе большую опасность с точки зрения возникновения пожара. И пожары действительно не один раз возникали в средневековых городах Европы, испепеляя значительную часть этих самых деревянных домов. Например, в родном городе автора статьи, Львове случился большой пожар в 1527 году, который в то время уничтожил практически весь город, включая его готическую застройку.

Но самым большим из подобных пожаров, можно считать великий лондонский пожар, который случился в 1666 году.

Великий лондонский пожар

Великий лондонский пожар, картина неизвестного художника.

Тот пожар уничтожил тогда значительную часть британской столицы, обрушил собор святого Павла, нанес колоссальный ущерб. В целом в тот роковой день в огне погибло 13500 лондонских домов, включая 87 церквей.

Горький опыт с пожарами постепенно приучил людей средневековья, по крайней мере, в городах, ввиду большой сплоченности домов, строить их исключительно из камня.

Устройство средневекового дома

В отличие от дома античного, дом средневековый не имел следов внутреннего разграничения на мужскую и женскую половины, все там жили вместе. Что же касается внутреннего устройства средневекового дома, то в нем будто бы прослеживается борьба двух начал, одно из которых идет от домов господствующего класса, феодалов, а другое от крестьянского дома.

Влияние замковой архитектуры на городские дома средневековья заключалось в постройке донжонов – если в замках донжон это настоящая башня, то в доме средневекового бюргера он представлял собой тоже своего рода башню, в которой все помещения расположены строго по вертикали и соединены круглой винтовой лестницей. Внизу находилась лавка, на втором этаже – общая комната, зал, где принимают гостей, жилые комнаты хозяев дома, на третьем этаже – комнаты для прислуги, учеников, разные хозяйственные помещения.

Схема средневекового дома

Так выглядит схема средневекового дома.

Заметьте, что дома в те времена строились таким образом, чтобы их удобно было защищать, даже если первый этаж дома уже захвачен врагом, хозяева могли продолжать оказывать сопротивление с верхних этажей.

Внутреннее убранство домов средневековья состояло в основном из тканей и деревянных панелей, на которых зачастую имелись разные рисунки, срисованные с рукописей и книжных миниатюр. Часто на стенах висели красивые гобелены и геральдические щиты. В парадном холе находился большой камин, который в холодную пору обогревал весь дом. У богатых горожан камин был украшен скульптурными фигурами.

Средневековый дом внутри

Средневековый дом внутри, винтовая лестница в наличии.

Средневековый дом внутри

А тут на фото более простой и аскетичный интерьер средневекового дома.

Окна в средневековых домах были удовольствием не дешевым, так как они облагались налогом, поэтому три и больше окна на фасаде своего дома могли себе позволить только богатые бюргеры. Сами окна застеклялись выпуклыми либо матовыми стеклами, которые с одной стороны пропускали солнечный свет, а с другой ограждали внутреннее помещение от любопытных глаз.

Внешний вид средневекового дома, фото домов

Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама

Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.

Дом Адама

И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.

средневековые дома

А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.

Площа рынок

А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.

Дома средневековой деревни

Что же касается домов средневековой деревни, то в отличие от городских домов они также продолжали строиться из дерева, много домов были одноэтажными, максимум имели 2 этажа. Характерные для города 3 этажа в деревне были редкостью и столь большие дома себе могли позволить разве что деревенские старосты или самые зажиточные селяне.

Часто деревенские дома средневековья, особенно в Восточной Европе имели форму сруба – были собраны и обработаны из рубленых бревен.

средневековый деревенский дом

Такой вид имеет типичный средневековый крестьянский дом, деревня Ржепора, Чехия, XIV век.

Внутреннее убранство деревенского дома было скромнее, чем у горожан, внутри обычно располагалась кровать, представляющая собой сбитую из досок раму на которую клали матрас из перьев и отходов ткацкого производства, деревянные стол с деревянной же скамьей. По углам располагались сундуки, где хранилась вся нехитрая хозяйственная утварь. Тепло в деревенском доме обеспечивала специальная печь, которая топилась дровами, впрочем, в некоторых глухих современных деревнях люди и по сей день живут практически как в средневековье.

Деревенский средневековый дом внутри

Основным местом для проживания феодалов в Европе считался замок, который представлял прочное каменное строение. Известно, что строительство таких сооружений началось в X веке. Так как такое строение воздвигалось очень долгое время, и на это уходило много денег, то нетрудно догадаться, что замки принадлежали состоятельным феодалам. Рыцари более простого сословия имели строения скромнее.

Войдя в дом, где жил сам хозяин, попадаешь в роскошные комнаты, обставленные дорогой мебелью и увешанные величественными портретами своих предков и членов семейства. Пройдя по пушистым коврам, постеленными на полу, видишь изящный камин, возле которого можно погреться долгими вечерами, особенно зимой. Несмотря на то, что помещения протапливали, все равно было там находиться некомфортно, так как отдавало сыростью. Зажиточные феодалы старались покрывать стены ткаными коврами, а окна делали совсем маленькими. Посередине комнаты в центральном зале находился стол, за которым происходили главные пиршества. Самое интересное в строении жилища было то, что каждый этаж был изолирован от другого. Также можно было заметить множество потайных комнат. Все это возводилось с целью, чтобы семейство феодала успешно скрылось в случае вторжения врага в их дом.

В настоящее время множество замков стали памятниками архитектуры и привлекают к себе внимание туристов со всего мира. Посетив эти строения, поражаешься, насколько они величественны и красивы. И сразу же создается впечатление, что находишься именно в средневековом замке мужественного и добропорядочного феодала.

Замок Феодала

Замок Феодала

С древних времен многих людей поражали необъяснимые явления, происходящие в ночном небе, к примеру, синие или красные линии, мгновенно исчезающие в темноте неба. Многие пытались найти ответы, об этих странных явлениях, но все они были

В Греции много времени уделялось спорту и здоровому развитию юношей и мужчин. Во многих городах проходили соревнования или разные игры. Самые главные первенства могли проходить только в Олимпии. Эти игры получили название как Олимпийские игры.

Наверное, нет такой профессии, которая была бы не нужна человеку. А вот без помощи электрика вы не сможете включить ни один прибор, и придется сидеть в темноте. У него должно быть острое мышление, зоркий глаз и самое главное,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Как жили феодалы.ppt

Как жили феодалы Маишева Ольга Владимировна учитель истории МКС(К)ОУ - V вида.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как жили феодалы Маишева Ольга Владимировна учитель истории МКС(К)ОУ - V вида.

Как жили феодалы Маишева Ольга Владимировна учитель истории МКС(К)ОУ - V вида г. Нолинска Кировской обл.








Кодекс рыцарской чести Рыцарь должен быть: Храбрым Справедливым Верным своему.

Кодекс рыцарской чести Рыцарь должен быть: Храбрым Справедливым Верным своему сеньору Рыцарь должен защищать дам, слабых и обиженных.


Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Цели по содержанию:

-образовательная: познакомить учащихся с условиями жизни феода­лов;

-развивающая: продолжить формирование умений работать с учебником, историческими до­кументами;

-воспитательная: воспитывать интерес к учебе в целом и к истории в част­ности;

-коррекционная: продолжить работу над дальнейшим развитием устной речи учащихся.

Средства обучения:

1. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 кл.Учебник для общеобразовательных учреждений.-М. : Просвещение, 2014.

2. Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь. История средних веков.6 кл.

3. Исторические документы (сирвенты Б. де Борна).

5. Средства мультимедиа (слайд-презентация).

Основные понятия: феодалы, рыцари, турнир, герб, кодекс рыцарской чести.

План урока :

I . Организационный момент.

II . Целеполагание, актуализация, мотивация.

III . Изучение нового материала:

1. Жилище феодала.

2. Занятия феодалов.

3. Рыцарские правила.

IV . Информация о домашнем задании.

VI . Итоги урока.

I . Организационный момент.

Учитель приветствует детей, проверяет готовность рабочих мест к уроку.

II . Актуализация, целеполагание, мотивация.

герцоги и графы

маркизы и бароны

- Рассмотрите внимательно схему и подумайте, каким одним обобщающим словом можно назвать всех этих людей? (Феодалы.)

- Да, в узком смысле слова рыцарь- это мелкий феодал, в широком смысле слова – так называли всех феодалов. Сегодня на уроке мы всех феодалов будем называть рыцарями.

- Ребята, а что вы уже знаете о феодалах и рыцарях? Какие фильмы вы видели, какие книги читали? (Рыцари часто сражаются, они храбрые, сильные.)

- А что бы вы еще хотели о них узнать? (Ответы детей.)

- Сегодня мы подробно узнаем о жилище феодалов, их занятиях и рыцарских правилах.

- Рыцари жили так давно, как вы думаете, зачем мы их изучаем? (Ответы детей.)

III .Изучение нового материала.

- Сначала отправимся в жилище феодала. Рассмотрите внимательно следующие иллюстрации (учитель показывает слайды 2,3,4,затем останавливает изображение на слайде 5, где показаны все предыдущие изображения).

-Что вы видите на иллюстрациях? (Замки.)

- Да, жилищем феодала был замок. С помощью этих иллюстраций опишите, как выглядели замки?

- Из какого материала они строились? (Замки строились из камня.)

- Какое место выбирали для строительства замков? ( Замки строили на высоком холме или обрывистой скале. Иногда выбирали для строительства остров посредине озера или реки.)

- Чем был защищен замок? (Со всех сторон замок окружали крепкие зубчатые стены и высокие башни.)

- Как можно было попасть в замок? (В замок можно было попасть через ворота с подъемным мостом.)

- Над всеми постройками замка возвышалась самая высокая башня – донжон. В донжоне было много комнат для всей семьи феодала и прислуги. Запишем в тетрадь новое слово и его обозначение: донжон - главная башня замка.

- Подумайте, почему эта поговорка возникла именно в средние века? (В то время часто происходили усобицы между феодалами и нападения норманнов.)

- Каково же было главное назначение замков? (Они должны были защищать от врагов.)

- Конечно, строительство замка мог позволить себе только богатый человек, то есть феодал. Поэтому от усобиц больше всего страдали простые люди – крестьяне, а феодалы могли отсидеться за стенами своих замков.

- Война – вот главное занятие феодалов. Рыцари зачастую сражались всю свою жизнь. Для участия в войнах каждый рыцарь имел оружие и доспехи. Прочитайте текст учебника – параграф 11, пункт 2 на стр. 92 и выпишите в тетрадь виды оружия и доспехов. (Учащиеся работают с учебником, выписывают в тетрадь виды оружия и доспехов, затем вместе с учителем проверяют правильность выполнения на доске.)

меч палица щит кольчуга латы шлем

копье боевой топор

По мере заполнения схемы учитель задает уточняющие вопросы:

- Что такое палица? (Дубина.)

- Для чего нужен щит? (Защищает тело с головы до ног.)

- Поясните, что такое кольчуга? (Рубашка, сплетенная из железных колец.)

- Что такое латы? (Доспехи из металлических пластин, закрывающие важные органы.)

- Ребята, подумайте, что еще было необходимо рыцарю для участия в войнах? (Боевой конь.)

- Да, рыцари сражались на выносливых конях, также защищенных доспехами. Вооружение рыцаря было тяжелым и весило около 50 кг. Поэтому, чтобы сражаться на коне, необходимы были сила и ловкость, которые развивали с детства.

- У каждого рыцаря был оруженосец. Скажите, кто это такой? Для чего он нужен рыцарю? (Оруженосец – это помощник рыцаря, он носил оружие, во время боя прикрывал рыцаря сзади.)

- Рассмотрите следующий слад – так выглядели средневековые рыцари во время битвы. (Учитель демонстрирует учащимся слайд 6.)

- С помощью слайда назовите еще раз оружие и доспехи рыцарей. (Дети рассматривают слайд, называют оружие и доспехи.)

- Подумайте, почему военное дело было занятием исключительно феодалов, а не крестьян? (Оружие и доспехи стоили дорого.)

- Да, боевой конь и вооружение стоили очень дорого – целое стадо коров в 45 голов. Поэтому военным делом занимались только феодалы, на которых работали зависимые крестьяне.

-Ребята, подумайте, чем же еще занимались рыцари в свободное от участия в войнах время? ( Ответы детей.)

- Давайте проверим ваши догадки - рассмотрите рисунок в учебнике на странице 94 , что на нем изображено? (На нем изображен рыцарский турнир.)

- Рыцари очень любили участвовать в турнирах. Что такое турнир? (Состязание рыцарей в силе и ловкости.)

- С помощью рисунка опишите, как проходили рыцарские турниры? (На турнир собиралось много зрителей. Рыцари в полном боевом снаряжении, на конях разъезжались в разные стороны и на полном скаку мчались навстречу друг другу. Необходимо было выбить своего противника из седла специальным тупым турнирным копьем. Победитель получал доспехи и коня побежденного.)

- Рассмотрите следующий слад – так выглядел рыцарь перед турниром. (Учитель демонстрирует слайд 7, обращает внимание детей на тупое турнирное копье.)

- Несмотря на тупое копье рыцари часто получали увечья и даже погибали на турнирах.

- Ребята, лицо рыцаря было закрыто шлемом, тело – доспехами, какие же распознавательные знаки были у рыцарей во время битв и турниров? (У рыцарей были гербы.)

- Что такое герб? (Герб – отличительный знак рода.)

- Где был расположен герб? (Герб располагался на щите, попоне коня, одежде рыцаря.)

- Что обычно изображали рыцари на своих гербах? (Рыцари часто изображали львов, орлов, медведей, оленей, кабанов – то есть больших, сильных животных и птиц. Они олицетворяли силу и могущество.)

- Посмотрите на следующий слайд – вот примеры рыцарских гербов. Вы видите, что они располагаются на щитах. (Учитель демонстрирует слайд 8.)

- Первоначально гербы были только у рыцарей. Теперь же вы гербы есть у каждого города и страны. Какой герб имеет наша страна – Россия? (Герб России – двуглавый орел.)

- Давайте отдохнем от войн и турниров, сделаем небольшую паузу. (Учитель проводит физкультминутку.)

3. Рыцарские правила.

-Ребята, а можем ли мы сейчас прервать урок и пойти погулять на улицу? (Нет.)

- Давайте познакомимся с правилами рыцарей. (Учитель демонстрирует слайд 9.)

- Эти правила были написаны много веков назад, а можем ли мы в наше время использовать их? (Конечно, можно и нужно.)

- Кто может ответить на вопрос? (Рыцари относились к простым людям плохо, не уважали.)

- Да, действительно, рыцарские правила соблюдались только среди феодалов. Простых же людей рыцари презирали, были с ними грубы, заносчивы, не стеснялись грабить побежденных и собственных крестьян. Конечно, это было недостойное поведение.

Вот мы с вами и узнали, как жили феодалы.

IV . Информация о домашнем задании.

- Запишем домашнее задание на следующий урок: прочитать параграф 11, ответить вопросы 1,2. Выполнить задание 1 из рабочей тетради на стр.34. Дополнительное творческое задание по желанию – нарисовать герб рыцаря.

V .Закрепление.

1.- Скажите, какое слово сегодня на уроке мы использовали чаще всего. (Феодалы, рыцари.)

Читайте также: