Сообщение о единицах измерения 4 класс по математике

Обновлено: 05.07.2024

Единица измерения – это величина, в которой выражаются другие, однородные с ней величины.

Обязательная литературы и дополнительная литература:

  1. Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 53 - 57
  2. Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику 4 класс.

Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – С. 30

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Назовём известные величины: длина, площадь, масса, время.

Называют их величинами, потому, что их можно измерить, сравнить и результат выразить числом.

Выполним задание:

Разбейте числа на две группы по определённому признаку.

43, 5 м 6 дм, 1001, 4 кг, 5 мин, 890, 10 с, 12, 6 кг, 2 т, 7 сут., 98, 120 г, 8 дм², 5 км, 1 ч 20 мин, 8 м², 1000 см², 555

Мы видим, что в этом ряду есть натуральные числа, которые являются результатом вычислений или счёта. И есть именованные числа, которые получают в результате измерения величин и сопровождающих названием единиц измерения.

Группу именованные числа можно разбить на несколько групп по признаку разных величин. Единицы измерения нам укажут на величину, о которой идёт речь. Для этого нужно вспомнить единицы измерения величин.

В основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.

ВложениеРазмер
edinitsy_izmereniya_v_drevney_rusi_-_kopiya.docx 45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Единицы измерения в Древней Руси

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
1. Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы…. 5 стр.
2. Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире …………………..7 стр.
Заключение……………………….…………………………………………………….10 стр.
Список источников информации…………………….……………………………….11 стр.
Приложение 1……………….……………………………………………. 12 стр.

"Наука начинается там, где начинают измерять" Д.И.Менделеев

Цель проекта: изучить древнерусские единицы длины и массы и применить на практике полученные знания.

Проблема и цель определили объект и предмет исследования.

Объектом исследования являются древнерусские единицы измерения длины и массы. Предмет исследования: применение знаний древнерусских единиц измерения в современном мире.

Гипотеза: в основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.

Цель и гипотеза определили задачи проекта:

  • познакомиться с древнерусскими единицами длины и массы;
  • рассмотреть изученные единицы измерения в художественных произведениях, преобразовать их в современную систему измерения;
  • рассмотреть рост и вес современного человека с точки зрения старинного измерения;
  • воспитывать интерес к математике и к истории нашего народа.

Методы исследования: изучение информационного материала, анализ и обобщение теоретического материала, планирование, практическая работа, обобщение опыта.

Этапы реализации проекта

Сбор информации, ее анализ

Материал для теоретической части проекта

Планирование деятельности, подготовка материала к работе.

План реализации практической части проекта.

Применение полученных знаний при изучении текстов русской литературы, преобразование современных единиц измерения в старинные.

Формула нахождения роста человека в древнерусских единицах длины.

Выводы о проделанной работе, оформление проекта

Мастер-класс. Участие в конкурсе.

Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы

С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок [1].

МАЛАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (приблизительно 18 сантиметров).

БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см).

ЛОКОТЬ - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Значение древнерусского локтя приблизительно равно 46-47 см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.

ВЕРСТА - старорусская путевая мера. При Петре 1 одна верста равнялась в современном исчислении 1065 м.

МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам.

ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении – 4 см 4 мм.

Таблица древнерусских мер длины и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.

На Руси использовались в торговле следующие меры веса: берковец, пуд, фунт (гривна), лот, золотник, доля [3].

БЕРКОВЕЦ равнялся 163 кг 800 г, столько весила стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров.

ПУД - это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.

ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,8 граммам.

ЗОЛОТНИК первоначально означал золотую монету, массой 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". На золотники покупали, как правило, чай.

ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.

Таблица древнерусских мер веса и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.

В конце XVIII века учеными Франции была разработана десятичная система мер [3]. Ученые предложили как основную меру длины метр, равный одной сорокамиллионной длины меридиана Земли. Почти через сто лет метрическую систему признали семнадцать государств, а ныне ею пользуется почти весь мир. Основой современной метрической системы единиц измерений стали три единицы: метр, килограмм, секунда. Интернациональная система единиц (сокращенно СИ), существующая в настоящее время во всем мире, была принята в 1960 году.

Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире

Старинные меры измерения в современном языке

Итак, изучив теоретически древнерусские единицы измерения, можно рассмотреть эпизоды произведений художественной литературы, включающие в себя названия старинных мер длины и массы.

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему — скука!

За́ сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем. [4]

1 верста = 1065 метров

40 верст = 1065 м х 40 = 42600 м = 42 км 600 м

Итак, дед Мазай мог дойти пешком из своей деревни в город Кострому, расстояние между которыми 42 км 600 м. Современному человеку, конечно, это будет очень трудно, это же Марафонская дистанция.

Вижу один островок небольшой —

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину. [4]

1 аршин = 71 см, 1 сажень = 213 см

Sостр. = 71 см х 213 см = 15123 кв.см = 1кв.м 51кв.см

Итак, площадь островка приблизительно равна 1 кв.м 51 кв.см.

- Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над орлёнком…

Итак, рост новорожденного князя Гвидона равен 71 сантиметру.

- Гм. Это уже не так хорошо. Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов [5].

1 аршин = 71 см, 1 вершок = 4 см 4 мм

3 аршина 4 вершка = 71см х 3 + 4 см 4 мм х 4 = 230 см 6 мм = 2 м 30 см 6 мм

4 аршина = 71 см х 4 = 284 см = 2 м 84 см

1 пуд = 16 кг 380 г

112 пудов = 16 кг 380 г х 112 = 1834 кг 560 г = 1 т 834 кг 560 г

Итак, высота слона приблизительно равна 2 метра 30 см, его длина – 2 м 84 см, масса – 1 т 834 кг 560 г.

Что ж он видит? - Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами [6].

1 вершок = 4см 4мм, 1 аршин = 71 см

2 аршины 3 вершка = 71 см х 2 + 4см 4мм х 3 = 155 см 2 мм

Итак, рост Конька Горбунка – 155 см 2 мм, а длина ушей его - 71 см. Вот уж действительно сказочный зверек – такие уши! А почему мы прибавили к росту 2 аршина? Объясним это чуть позже.

В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились и в виде пословиц и поговорок [7].

Старинные меры в современном измерении

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок 2.13 Единицы измерения величин

Выполнила: учитель начальных классов

Гридина Ольга Николаевна

Начинаем ровно в срок,

Математики урок.

За работу мы возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

  • 25 : 25; 0 × 516; (1900 + 3344) × 0;
  • 380 × 0; 0 : 12 259; (588 - 488) : 100;
  • 1 × 415; 207 : 1; 0 : (283 + 117 - 300);
  • 60 : 60; 200 × 1; (1000 - 925 - 75) : 12.
  • Решите кроссворд. Отгадайте ключевое слово.
  • 1. Прибор для измерения массы.
  • (Весы)
  • 2. Единица длины, десятая часть метра. (Дециметр)
  • 3. Мера жидкости.
  • (Литр)
  • 4. Часть часа.
  • (Минута).
  • 5. Единица времени
  • .(Час)
  • 6. Инструмент для построения прямых линий. (Линейка)
  • 7. Сотая часть метра.
  • (Сантиметр)
  • 8. Величина, измеряемая в килограммах. (Масса)
  • Что называется величиной?
  • (Величина - это то, что можно измерить и результат выразить числом - единицей измерения.)

Гора Килиманджаро (Танзания) — высочайшая точка Африки (пик Ухуро — 5896 метров), расположена на северо-востоке Танзании, в непосредственной близости с Кенией.

Река Нил находится в Африке. Река Нил занимает 2 место по протяженности рек в мире, на первом месте река Амазонка.

Длина Нила примерно 6700 км. Нил течёт с юга на север.

Взрослый слон может съесть 200 кг травы, побегов кустарников и листьев за день. Только представь себе, чтобы прокормить одного слона в течение года, нужна растительность с площади 5 кв. км!

Всего за один день слон выпивает от 100 до 220 л воды, в то время, как хобот этого великана вмещает всего 7,5 литров жидкости.

Максимальная длина огромного млекопитающего достигает 33 метров. Наибольший вес его необъятной туши равняется 190 тоннам.

Язык, выполняющий функцию поршня, имеет толщину 3 метра, а весит около 4-х тонн. Сердце огромного животного весит 800 кг и перегоняет сквозь себя 10 тонн крови. Печень весит тонну – остальные органы имеют такую же гигантскую массу, что совсем неудивительно, учитывая размеры млекопитающего.

Тема: Величины, единицы их измерения.

Цели: повторить и систематизировать знания о величинах, единицах их измерения, совершенствовать умения выполнять действия с величинами, развивать пространственное воображение

Оборудование: запись на доске, учебник, карточки, таблица умножения.

Ход УРОКА

I Организация класса.

Оформление тетради (запись числа)

II. 1. Устный счет

(234+118 *6) :2=471

-Какие величины вы знаете?

-Назовите единицы длины, начиная с самой мелкой?

- Назовите единицы массы, начиная с самой большой?

-назовите единицы времени, начиная с века?

III. Работа над темой урока.

2.№2. С комментированием.

2 года 810 дней

200кг 2ц 658лет 7в. 1год

6ц1кг 610кг 5в. 42года 54года

205кг 2ц50кг 1год12дней 345 дней

3. №5. Вырази в указных единицах измерения.

12 мин 25с= 745с

6ч 9 мин = 369мин

95 мин = 1мин 35с

653см = 6м 5дм 3см

4. №7. Найди значений выражений, записывая решение по действиям.

358+(412-299)*4=810

(867-859)*( 732:6)=976

5.№3. составить задачу.

1)14*7=98 (г) – общая масса печенья

2)25*6=150 (г) – общая масса сырков

3)17*9=153 (г) – общая масса конфет

IV. Итог урока

V. Д/з стр. 9 №6, №7(2ст, №8

Метрическая система измерений

1 километр (км) = 1000 метров

1 гектометр = 100 метров

1 декаметр = 10 метров

1 метр (м) = 1000 миллиметров

1 метр = 100 сантиметров

1 дециметр (дм) = 10 сантиметров

1 сантиметр (см) = 10 миллиметров

1 миллиметр (мм) = 0,1 сантиметра

1 миллиметр = 0,001 метра

1 кв. километр = 100 гектаров

1 гектар (га) = 10 000 м2

1 кв. метр (м2) = 10 000 см2

1 кв. метр = 106 мм2

1 кв. сантиметр (см2) = 100 мм2

1 кв. миллиметр (мм2) = 0,01 см2

1 куб. метр (м3) = 1000 дм3

1 куб. метр = 1 000 000 см3

1 куб. сантиметр (см3) = 1000 мм3

1 куб. миллиметр (мм3) = 0,001 см3

1 килолитр = 1000 литров

1 гектолитр = 100 литров

1 декалитр = 10 литров

1 литр (л) = 10 децилитров

1 литр = 100 сантилитров

1 литр = 1000 миллилитров

1 литр = 1000 см3 = 1 дм3

1 децилитр = 10 сантилитров

1 сантилитр = 10 миллилитров

1 миллилитр = 0,001 литр

1 миллилитр = 1 см3 = 0,001 дм3

1 тонна (т) = 1000 кг

1 килограмм (кг) = 1000 грамм

1 грамм (г) = 1000 миллиграмм

1 миллиграмм = 0,001 грамм

1 кв. см = 100 кв. мм 1 кв. дм = 10 000 кв. мм

1 кв. дм = 100 кв. см 1 кв. м = 10 000 кв. см

1 кв. м = 100 кв. дм 1 а = 10 000 кв. дм

1 а = 100 кв. м 1 га = 10 000 кв. м

1 га = 100 а 1 кв. км - 10 000 а

1 кв. км = 100 га 1 кв. км = 1 000 000 кв. м

В гектарах: В квадратных метрах:

3 кв. км (300) 800 кв. дм (8)

20 кв. км (2 000) 3 800 кв. дм (38)

100 кв. км (10 000) 5 000 кв. дм (50)

1 200 а (12) 10 000 кв. см (1)

3 700 а (37) 4 а (400)

45 000 а (450) 100 а 30 кв. м (10 030)

НОД по аппликации из геометрических фигур разной величины Наша Ферма

НОД по аппликации из геометрических фигур разной величины Наша Ферма Программное содержание: Показать детям возможность создания образов разных животных (ослик, корова, поросёнок, лошадь и др.) на одной основе.

Проблема формирования математических представлений о мерах измерения детей подготовительной к школе группе Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе (знакомим детей с приемами измерения жидких тел) Программное содержание: познакомить детей с приемами измерения жидких тел. Подвести к пониманию обратной зависимости результата измерения.

Читайте также: