Сообщение о единицах измерения 4 класс по математике
Обновлено: 05.07.2024
Единица измерения – это величина, в которой выражаются другие, однородные с ней величины.
Обязательная литературы и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций М.; Просвещение, 2017. – с. 53 - 57
- Моро М. И., Волкова С. И. Для тех, кто любит математику 4 класс.
Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – С. 30
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Назовём известные величины: длина, площадь, масса, время.
Называют их величинами, потому, что их можно измерить, сравнить и результат выразить числом.
Выполним задание:
Разбейте числа на две группы по определённому признаку.
43, 5 м 6 дм, 1001, 4 кг, 5 мин, 890, 10 с, 12, 6 кг, 2 т, 7 сут., 98, 120 г, 8 дм², 5 км, 1 ч 20 мин, 8 м², 1000 см², 555
Мы видим, что в этом ряду есть натуральные числа, которые являются результатом вычислений или счёта. И есть именованные числа, которые получают в результате измерения величин и сопровождающих названием единиц измерения.
Группу именованные числа можно разбить на несколько групп по признаку разных величин. Единицы измерения нам укажут на величину, о которой идёт речь. Для этого нужно вспомнить единицы измерения величин.
В основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.
Вложение | Размер |
---|---|
edinitsy_izmereniya_v_drevney_rusi_-_kopiya.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Единицы измерения в Древней Руси
Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
1. Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы…. 5 стр.
2. Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире …………………..7 стр.
Заключение……………………….…………………………………………………….10 стр.
Список источников информации…………………….……………………………….11 стр.
Приложение 1……………….……………………………………………. 12 стр.
"Наука начинается там, где начинают измерять" Д.И.Менделеев
Цель проекта: изучить древнерусские единицы длины и массы и применить на практике полученные знания.
Проблема и цель определили объект и предмет исследования.
Объектом исследования являются древнерусские единицы измерения длины и массы. Предмет исследования: применение знаний древнерусских единиц измерения в современном мире.
Гипотеза: в основу проекта (исследования) положено предположение, что знание древнерусских единиц измерения помогает лучше ориентироваться в фольклоре, пословицах, былинах и легендах русского народа, а также при чтении произведений писателей классиков, понимать смысл прочитанного, повышает математическую и культурную грамотность человека.
Цель и гипотеза определили задачи проекта:
- познакомиться с древнерусскими единицами длины и массы;
- рассмотреть изученные единицы измерения в художественных произведениях, преобразовать их в современную систему измерения;
- рассмотреть рост и вес современного человека с точки зрения старинного измерения;
- воспитывать интерес к математике и к истории нашего народа.
Методы исследования: изучение информационного материала, анализ и обобщение теоретического материала, планирование, практическая работа, обобщение опыта.
Этапы реализации проекта
Сбор информации, ее анализ
Материал для теоретической части проекта
Планирование деятельности, подготовка материала к работе.
План реализации практической части проекта.
Применение полученных знаний при изучении текстов русской литературы, преобразование современных единиц измерения в старинные.
Формула нахождения роста человека в древнерусских единицах длины.
Выводы о проделанной работе, оформление проекта
Мастер-класс. Участие в конкурсе.
Глава 1. Древнерусские единицы измерения длины и массы
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок [1].
МАЛАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (приблизительно 18 сантиметров).
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см).
ЛОКОТЬ - равнялся длине руки от пальцев до локтя. Значение древнерусского локтя приблизительно равно 46-47 см. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру.
САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Различных по назначению (и, соответственно, величине) саженей было больше десяти.
ВЕРСТА - старорусская путевая мера. При Петре 1 одна верста равнялась в современном исчислении 1065 м.
МЕЖЕВАЯ ВЕРСТА - старорусская единица измерения, равная двум верстам.
ВЕРШОК равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении – 4 см 4 мм.
Таблица древнерусских мер длины и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.
На Руси использовались в торговле следующие меры веса: берковец, пуд, фунт (гривна), лот, золотник, доля [3].
БЕРКОВЕЦ равнялся 163 кг 800 г, столько весила стандартная бочка с воском, которую один человек мог закатить на купеческую ладью, плывущую на этот самый остров.
ПУД - это не только мера веса, но и весоизмерительное устройство. Пуд как единица массы был отменён в СССР в 1924г.
ЛОТ – старорусская единица измерения массы, равная трём золотникам или 12,8 граммам.
ЗОЛОТНИК первоначально означал золотую монету, массой 4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". На золотники покупали, как правило, чай.
ДОЛЯ – самая мелкая старорусская единица измерения массы, равная 1/96 золотника или 0,044 граммам.
Таблица древнерусских мер веса и их преобразование в современную метрическую систему представлена в Приложении 1.
В конце XVIII века учеными Франции была разработана десятичная система мер [3]. Ученые предложили как основную меру длины метр, равный одной сорокамиллионной длины меридиана Земли. Почти через сто лет метрическую систему признали семнадцать государств, а ныне ею пользуется почти весь мир. Основой современной метрической системы единиц измерений стали три единицы: метр, килограмм, секунда. Интернациональная система единиц (сокращенно СИ), существующая в настоящее время во всем мире, была принята в 1960 году.
Глава 2. Старинные меры длины и веса в современном мире
Старинные меры измерения в современном языке
Итак, изучив теоретически древнерусские единицы измерения, можно рассмотреть эпизоды произведений художественной литературы, включающие в себя названия старинных мер длины и массы.
Любит до страсти свой низменный край.
Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,
Торной дорогой ходить ему — скука!
За́ сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем. [4]
1 верста = 1065 метров
40 верст = 1065 м х 40 = 42600 м = 42 км 600 м
Итак, дед Мазай мог дойти пешком из своей деревни в город Кострому, расстояние между которыми 42 км 600 м. Современному человеку, конечно, это будет очень трудно, это же Марафонская дистанция.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину. [4]
1 аршин = 71 см, 1 сажень = 213 см
Sостр. = 71 см х 213 см = 15123 кв.см = 1кв.м 51кв.см
Итак, площадь островка приблизительно равна 1 кв.м 51 кв.см.
- Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орлёнком…
Итак, рост новорожденного князя Гвидона равен 71 сантиметру.
- Гм. Это уже не так хорошо. Имеете ли вы в своем доме широкую лестницу, высокий потолок, большую комнату, широкие двери и очень крепкий пол? Потому что мой Томми имеет высоту три аршина и четыре вершка, а в длину четыре аршин. Кроме того, он весит сто двенадцать пудов [5].
1 аршин = 71 см, 1 вершок = 4 см 4 мм
3 аршина 4 вершка = 71см х 3 + 4 см 4 мм х 4 = 230 см 6 мм = 2 м 30 см 6 мм
4 аршина = 71 см х 4 = 284 см = 2 м 84 см
1 пуд = 16 кг 380 г
112 пудов = 16 кг 380 г х 112 = 1834 кг 560 г = 1 т 834 кг 560 г
Итак, высота слона приблизительно равна 2 метра 30 см, его длина – 2 м 84 см, масса – 1 т 834 кг 560 г.
Что ж он видит? - Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами [6].
1 вершок = 4см 4мм, 1 аршин = 71 см
2 аршины 3 вершка = 71 см х 2 + 4см 4мм х 3 = 155 см 2 мм
Итак, рост Конька Горбунка – 155 см 2 мм, а длина ушей его - 71 см. Вот уж действительно сказочный зверек – такие уши! А почему мы прибавили к росту 2 аршина? Объясним это чуть позже.
В современном русском языке старинные единицы измерения и слова, их обозначающие сохранились и в виде пословиц и поговорок [7].
Старинные меры в современном измерении
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Урок 2.13 Единицы измерения величин
Выполнила: учитель начальных классов
Гридина Ольга Николаевна
Начинаем ровно в срок,
Математики урок.
За работу мы возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
- 25 : 25; 0 × 516; (1900 + 3344) × 0;
- 380 × 0; 0 : 12 259; (588 - 488) : 100;
- 1 × 415; 207 : 1; 0 : (283 + 117 - 300);
- 60 : 60; 200 × 1; (1000 - 925 - 75) : 12.
- Решите кроссворд. Отгадайте ключевое слово.
- 1. Прибор для измерения массы.
- (Весы)
- 2. Единица длины, десятая часть метра. (Дециметр)
- 3. Мера жидкости.
- (Литр)
- 4. Часть часа.
- (Минута).
- 5. Единица времени
- .(Час)
- 6. Инструмент для построения прямых линий. (Линейка)
- 7. Сотая часть метра.
- (Сантиметр)
- 8. Величина, измеряемая в килограммах. (Масса)
- Что называется величиной?
- (Величина - это то, что можно измерить и результат выразить числом - единицей измерения.)
Гора Килиманджаро (Танзания) — высочайшая точка Африки (пик Ухуро — 5896 метров), расположена на северо-востоке Танзании, в непосредственной близости с Кенией.
Река Нил находится в Африке. Река Нил занимает 2 место по протяженности рек в мире, на первом месте река Амазонка.
Длина Нила примерно 6700 км. Нил течёт с юга на север.
Взрослый слон может съесть 200 кг травы, побегов кустарников и листьев за день. Только представь себе, чтобы прокормить одного слона в течение года, нужна растительность с площади 5 кв. км!
Всего за один день слон выпивает от 100 до 220 л воды, в то время, как хобот этого великана вмещает всего 7,5 литров жидкости.
Максимальная длина огромного млекопитающего достигает 33 метров. Наибольший вес его необъятной туши равняется 190 тоннам.
Язык, выполняющий функцию поршня, имеет толщину 3 метра, а весит около 4-х тонн. Сердце огромного животного весит 800 кг и перегоняет сквозь себя 10 тонн крови. Печень весит тонну – остальные органы имеют такую же гигантскую массу, что совсем неудивительно, учитывая размеры млекопитающего.
Тема: Величины, единицы их измерения.
Цели: повторить и систематизировать знания о величинах, единицах их измерения, совершенствовать умения выполнять действия с величинами, развивать пространственное воображение
Оборудование: запись на доске, учебник, карточки, таблица умножения.
Ход УРОКА
I Организация класса.
Оформление тетради (запись числа)
II. 1. Устный счет
(234+118 *6) :2=471
-Какие величины вы знаете?
-Назовите единицы длины, начиная с самой мелкой?
- Назовите единицы массы, начиная с самой большой?
-назовите единицы времени, начиная с века?
III. Работа над темой урока.
2.№2. С комментированием.
2 года 810 дней
200кг 2ц 658лет 7в. 1год
6ц1кг 610кг 5в. 42года 54года
205кг 2ц50кг 1год12дней 345 дней
3. №5. Вырази в указных единицах измерения.
12 мин 25с= 745с
6ч 9 мин = 369мин
95 мин = 1мин 35с
653см = 6м 5дм 3см
4. №7. Найди значений выражений, записывая решение по действиям.
358+(412-299)*4=810
(867-859)*( 732:6)=976
5.№3. составить задачу.
1)14*7=98 (г) – общая масса печенья
2)25*6=150 (г) – общая масса сырков
3)17*9=153 (г) – общая масса конфет
IV. Итог урока
V. Д/з стр. 9 №6, №7(2ст, №8
Метрическая система измерений
1 километр (км) = 1000 метров
1 гектометр = 100 метров
1 декаметр = 10 метров
1 метр (м) = 1000 миллиметров
1 метр = 100 сантиметров
1 дециметр (дм) = 10 сантиметров
1 сантиметр (см) = 10 миллиметров
1 миллиметр (мм) = 0,1 сантиметра
1 миллиметр = 0,001 метра
1 кв. километр = 100 гектаров
1 гектар (га) = 10 000 м2
1 кв. метр (м2) = 10 000 см2
1 кв. метр = 106 мм2
1 кв. сантиметр (см2) = 100 мм2
1 кв. миллиметр (мм2) = 0,01 см2
1 куб. метр (м3) = 1000 дм3
1 куб. метр = 1 000 000 см3
1 куб. сантиметр (см3) = 1000 мм3
1 куб. миллиметр (мм3) = 0,001 см3
1 килолитр = 1000 литров
1 гектолитр = 100 литров
1 декалитр = 10 литров
1 литр (л) = 10 децилитров
1 литр = 100 сантилитров
1 литр = 1000 миллилитров
1 литр = 1000 см3 = 1 дм3
1 децилитр = 10 сантилитров
1 сантилитр = 10 миллилитров
1 миллилитр = 0,001 литр
1 миллилитр = 1 см3 = 0,001 дм3
1 тонна (т) = 1000 кг
1 килограмм (кг) = 1000 грамм
1 грамм (г) = 1000 миллиграмм
1 миллиграмм = 0,001 грамм
1 кв. см = 100 кв. мм 1 кв. дм = 10 000 кв. мм
1 кв. дм = 100 кв. см 1 кв. м = 10 000 кв. см
1 кв. м = 100 кв. дм 1 а = 10 000 кв. дм
1 а = 100 кв. м 1 га = 10 000 кв. м
1 га = 100 а 1 кв. км - 10 000 а
1 кв. км = 100 га 1 кв. км = 1 000 000 кв. м
В гектарах: В квадратных метрах:
3 кв. км (300) 800 кв. дм (8)
20 кв. км (2 000) 3 800 кв. дм (38)
100 кв. км (10 000) 5 000 кв. дм (50)
1 200 а (12) 10 000 кв. см (1)
3 700 а (37) 4 а (400)
45 000 а (450) 100 а 30 кв. м (10 030)
НОД по аппликации из геометрических фигур разной величины Наша Ферма Программное содержание: Показать детям возможность создания образов разных животных (ослик, корова, поросёнок, лошадь и др.) на одной основе.
Проблема формирования математических представлений о мерах измерения детей подготовительной к школе группе Первые отечественные методисты в области дошкольного воспитания Е. И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф. Н. Блехер еще в 20–30 годы указывали на необходимость.
Занятие по ФЭМП в подготовительной группе (знакомим детей с приемами измерения жидких тел) Программное содержание: познакомить детей с приемами измерения жидких тел. Подвести к пониманию обратной зависимости результата измерения.
Читайте также: