Сообщение о дружбе 2 класс окружающий мир

Обновлено: 02.07.2024

• выявить и углубить представление детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

• показать ценность и необходимость дружбы;

• развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

• формировать умение аргументировать свою точку зрения;

• воспитывать умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.

Планируемые результаты:

М етапредметные УУД:

Познавательные: обще-учебные – использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий; знаково - символические – исполь-зовать модели для решения познавательной задачи; предметные – знать правила дружбы; пословицы о дружбе; логические – строить рассуждения.

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образными (рисунками, таблицами) , словесно - образным и словесно – логичес-ким материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Коммуникативные: управление коммуникацией - осуществлять взаимный контроль, взаимодействие; строить монологическое высказывание.

Личностные: самоопределение - демонстрируют самостоятельную и личную ответствен-ность за свои поступки; нравственная - этическая ориентация – проявляют навыки сотруд-ничества в различных ситуациях.

Форма урока: Киноурок

Оборудование для учителя :

2. Компьютер +проектор + интерактивная доска.

Для ученика : учебник, раздаточные материалы для урока.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Ребята, улыбнитесь друг другу. Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, подарите своё тепло. Взявшись за руки, вы стали одним целым. Почувствуйте единство вашей команды. Это чувство будет вам добрыми помощниками на этом уроке.

А эпиграфом к нашему уроку будут слова:

Самый прекрасный подарок,

сделанный людям после мудрости , — это дружба.

II . Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том…

А вот о чём, вы узнаете после того, как посмотрите короткометражный фильм.

- Ребята, вам понравился фильм? Выскажите, пожалуйста, своё мнение. ( Ответы детей, рассуждения).

- Как вы думаете, какова основная мысль этого фильма? О чём нам, зрителям, хотел сказать автор? (О дружбе. О том, что без друзей человеку очень трудно. У каждого человека должны быть хорошие друзья и т.д.).

III . Совместное открытие нового знания.

– Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить? (Высказывания детей)

– Сегодня мы с вами выясним:

- Что такое дружба?

- Настоящий друг – кто он?

- Умеешь ли ты дружить ?

- Какие личные качества необходимы для настоящей дружбы? А какие противопоказаны ей?

- Но сначала, обсудим фильм, который вы посмотрели:

- О чём попросил учитель детей? (Посетить мальчика Лёву, который перестал посещать школу и узнать, в чём причина)

- Как ребята восприняли просьбу учителя? За что осуждали себя? (Они сразу же согласились сходить к Лёве. Осуждали себя за то, что сами не догадались посетить его).

- Что ребята узнали, когда пришли к мальчику? Кто открыл им дверь? (Дверь открыла мама и рассказала о том, что Лёве сделали неудачную операцию и он потерял зрение, поэтому не сможет больше посещать школу).

- Какой была мама, когда говорила детям о беде, которая случилась в их семье? (Грустной, на глазах появились слёзы)

- Как дети восприняли данную информацию? (Они сначала огорчились и даже замолчали. А потом предложили свою помощь: водить Лёву в школу, помогать ему с уроками).

- Почему мама заплакала и даже немного улыбнулась одноклассникам своего сына?

(Она обрадовалась, что у Лёвы есть такие друзья, которые не бросили в беде).

- На каком уроке дети помогали Лёве больше всего? Почему? (Одноклассники помогали больше всего по предмету математика, так как Лёве нравилась эта наука и он хотел её изучать по - настоящему).

- Как помогала сыну мама? (Мама читала книги, поддерживала его во всём).

- Ребята, а правильно ли я поняла, что учитель восхищается своими учениками, их добротой, отзывчивостью, тем, что они оказались надёжными друзьями? (Рассуждения детей)

- Чего смог добиться Лёва, благодаря не только своей силе воли, но и своим друзьям? (Поступил в университет и стал учёным, академиком).

- Что такое дружба? Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а всё же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

– Дайте определение понятию дружба.

(Дети высказывают свои размышления, приводят примеры: что такое дружба и зачем она нужна людям?)

б) Работа с толковым словарем.

На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие . Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды. Потому, что ты готов прийти на помощь в любую минуту, ни чего не прося взамен.

– Обратимся к толковому словарю Ожегова . (Дети зачитывают определение)

- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

- Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.

IV . Проблемная ситуация.

- Дружба учит бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы. Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.

- Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы, какие правила нужно соблюдать, чтобы у тебя всегда было много друзей.

Работа по учебнику с текстом на 96-97 странице.

- С какими правилами дружбы вы согласитесь?

(Учащиеся выбирают правила дружбы и обмениваются мнениями).

Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если не­взначай обидишь друга, и предложи ему по­мириться.

Если друг рассказал тебе что-то по секре­ту, нужно этот секрет хранить.

Поддержи друга, если у него неприятно­сти. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу!

Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. Рассказывать можно только о достоинствах своего друга

V . Физминутка.

Лепим, лепим снежный ком,
Глазки сделаем потом.
Покривляемся немножко,
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем, вверх прыжок.
И продолжим наш урок.

VI . Закрепление изученного материала.

(Одна пара на интерактивной доске)

- Нарисуй узор на одной варежке и раскрась её.

Поменяйся с соседом по парте.

Теперь раскрась его вторую варежку, а он раскрасит твою.

- Оцените свою работу в паре.

- Подумайте, что же будет лежать в основе вашего дома. (Дети работают у доски)

Для того, чтобы наш рассказ был логичным и имел правильную структуру, последовательность, мы сначала составим план рассказа.

План рассказа о друге:

  1. Кто такой друг?
  2. Знакомство с моим другом.
  3. Описания внешности моего друга.
  4. Почему я считаю его своим другом.
  5. Друзья навсегда.

После того, как мы составили план, раскроем смысл каждого пункта, тем самым составим рассказ о друге. Помните, что записывать каждый пункт плана, нужно с новой строки, то есть с абзаца.

Рассказ о друге

Я считаю, что у каждого человека должен быть друг. Друг это такой человек, с которым тебе нравиться гулять, общаться, играть. С другом всегда весело, ему ты можешь рассказать секрет, друг может тебя прикрыть и никогда не выдаст.

У меня есть друг Лешка. С ним мы познакомили в детском садике, а теперь ходим в один класс. В детском саду мы с ним всегда играли вместе. А еще у нас рядом стояли кровати, где мы спали во время тихого часа. Лешка, так же как и я, не любил ест манную кашу. всегда воспитатель нас двоих ругал.

Лешка очень высокий, ну выше меня на голову. У него коричневые волосы и красивая стрижка, такая, как у многих актеров. Глаза у него большие и темно карие. Мама говорит, что Леша очень красивый мальчик, потому что у него выразительные черты лица. Я считаю, что он очень похож на своего папу, а когда вырастет, то будет точно как он.

Конечно, я общаюсь еще со многими девочками в классе и во дворе. Но все знают, что лучший мой друг - это Лешка. С ним мне всегда весело, у нас есть общее занятие. Мы вместе с ним собираем коллекцию машин. Еще мы почти никогда не ругаемся, а если и поругались, то очень быстро миримся. Лешка может рассказать мне любую тайну и я никогда и никому ее не расскажу. Также и я доверяю ему свои секреты. Я уверен, что он придет мне на помощь в любую минуту и никогда не предаст меня. Даже если я что-то наделаю дома, то он может взять вину на себя, чтобы меня не наказали родители.

Мы с Лешкой загадали желания, чтоб через сто лет мы также были друзьями. Правда, родители с нас посмеялись, но главное, что мы верим.

У меня есть друг. Его зовут Саша. Мы с ним знакомы еще с детского садика, а
теперь сидим за одной партой. Мы вместе делаем домашние задания. Вечером мы
гуляем во дворе или играем за компьютером. Он добрый, щедрый и дружелюбный. Летом
мы ходим на речку вместе с его папой, который учит нас ловить рыбу. А прошлым
летом мы вместе с Сашей спасали котенка, который не мог слезть с дерева. Саша,
слезая с дерева, поцарапал себе руки, но был доволен, что котенок в безопасности.
Саша - мой самый лучший друг.

Правила дружбы Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить. Поддержи друга, если у него неприятности. Порадуйся вместе с ним его успехам. Не завидуй другу! Если ты поссорился с другом, постарайся понять, в чём твоя вина. Извинись, если невзначай обидишь друга, и предложи ему помириться. Никогда не сплетничай о своих друзьях. Старайся замечать прежде всего хорошее в человеке. О достоинствах своего друга расскажи каждому.

Пословицы Поживи для людей, поживут и люди для тебя. Друг за дружку держаться- ничего не бояться. Дружбу водить- себя не щадить.

КТО С КЕМ ДРУЖИТ? 1.Забавные бурундуки: Чип и …. 2.Добрая Белоснежка и … 3.Забавный Винни-Пух и … 4.Добрый Малыш и …. 5. Доверчивый Буратино и …. 6.Зелёный крокодил Гена и ….

Выручать Ябедничать Поддерживать Делиться Сплетничать Говорить правду Доверять Завидовать Обзывать Уважать Помогать Командовать Уметь радоваться чужим успехам

ЦВЕТОК ДРУЖБЫ 1.Выручать; 2. Поддерживать; 3.Говорить правду; 4.Доверять; 5.Делиться; 6.Уважать; 7.Помогать; 8.Уметь радоваться успехам друга.

Цель: сплочение классного коллектива младших школьников.

2. Формирование нравственных качеств учащихся в процессе совместной деятельности: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

3. Воспитание дружеских отношений, доброжелательности, уважения друг к другу.

Форма проведения: классный час

Продолжительность: 40 минут.

Участники: младшие школьники 2-го класса.

Ход занятия

I. Организационный момент

- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада всех вас видеть.

- Сегодня классный час у вас проведу я. Зовут меня Екатерина Сергеевна.

- Сегодня на улице светит солнышко. Оно всех нас любит и греет. Так пусть же его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас своим теплом, но и добавит хорошего настроения. А для этого нужно сесть ровно, улыбнуться соседу по парте, улыбнуться учителю и с улыбкой начать классный час.

II. Вводная часть

-Сегодня мы с вами поговорим о том, что бывает крепкой, долгой, верной. Она бывает между мальчиком и девочкой, детьми и родителями, учениками и учителем. А ещё она бывает настоящей.

- У вас на парте лежат солнышки. Переверните их.

- У кого солнышко досталось с буквой возьмите его и подойдите ко мне.

- Назовите ваши буквы.

- Какое слово получилось?

- Правильно, это дружба.

- Сегодня на занятии мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых ещё не очень хорошо получается дружить.

-Как вы думаете, что нового мы должны будем узнать, чему должны научиться? (Что такое дружба? Что значит дружить? Каким должен быть настоящий друг)

-А как по вашему, что такое дружба?

(Внимание, забота друг о друге, взаимопонимание).

(Ответы детей)

-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.

-Подумайте над вопросом: «Зачем дружба нужна людям?

(Ответы детей)

-А кого можно назвать другом? (Друг – это тот, кому можно доверять, кто не придаст, не подведёт, посочувствует, кто поможет тебе добрым советом и сможет вовремя остановить и предостеречь от глупостей. Тот, кто способен поддержать в трудную минуту, дать совет, может вместе с тобой порадоваться удаче.)

- Поднимите руку у кого уже есть друг.

-А кто еще не имеет друга?

-А теперь поднимите руки те, кто хотел бы найти себе друга.

-Давайте попробуем определить, какими качествами должен обладать настоящий друг.

- На доске изображена картинка мальчика и девочки, давайте поможем им подружиться.

- У меня подготовлены для вас карточки, на которых написаны качества дружбы, ваша задача выбрать те качества, которые помогут ребятам дружить. А плохие качества убрать в сторону.

(Дети выходят, выбирают карточку и вешают ее на доску, если она подходит, не подходящие карточки убирают, объясняя, почему они убирают именно эту карточку)

- Почему не оставили карточки со словами: жадность, злость и др. ?

(Ответы детей)

-А какими качествами обладаете вы?

(Ответы детей)

- Я очень рада, что вы являетесь добрыми и заботливыми друзьями, которые всегда стараются помочь и поддержать друг друга.

IV. Работа с пословицами.

-Дружба появилась много лет назад, а напоминание о её происхождении мы встречаем везде, например, в пословицах.

- Сейчас мы поиграем с вами в пословицы.

- У некоторых из вас на парте лежат разноцветные листочки со словами.

-Подойдите ко мне те, у кого оранжевые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.)

- Подойдите те, у кого синие листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. (Нет друга - ищи, а нашёл – береги).

- Подойдите те, у кого зеленые листочки. Это ваша команда. Выберите себе командира. (Человек без друзей, как сокол без крыльев)

- По моему сигналу, вы должны будете составить из слов, написанных на ваших листочках, пословицу и встать по порядку.

Как только вы составили, встали по порядку, командир поднимает руку вверх.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Ответы детей)

- Молодцы, садитесь. Вы очень дружно работаете в команде.

-Ребята, а как вы думаете, с кем мы можем дружить? (Друг с другом, с родителями, с учителем, с животными)

-Правильно, дружить можно со всеми и с кем-то одним, дружить можно и в классе, и в семье.

- Скажите, благодаря чему они выдернули репку?

-Правильно, благодаря дружбе, потому что все персонажи общими усилиями, т. е. дружно вытянули репку.

-Но есть ведь и другие сказки и мультфильмы, в которых персонажи очень дружны. И таких сказок очень много, хотя персонажи, которые дружат, могут быть совсем разными и не похожими друг на друга.

- А сейчас, давайте поможем героям наших любимых мультфильмов найти друг друга.

- Я буду загадывать вам загадки, а вы должны отгадать о ком идет речь.

- Тот, кто отгадал загадку, должен выйти к доске и взять картинку, с загаданным героем.

Он сыграет на гармошке

У прохожих на дорожке.

Не возьму я как-то в толк,

Ответ: Крокодил Гена Была она актрисой,

Прекрасной как звезда.

От злого Карабаса

Взяв для подкрепления

Отправляется в полет

Ответ: Карлсон Раньше был он - безымянная игрушка,

Не медведь, не слон, не погремушка.

А сейчас его знает каждая дворняжка.

Ведь это - друг Гены.

Кожа белая как снег,

Губки как кораллы.

Что она красивей всех,

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблоко дала,

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь её вернул.

Ответ: Белоснежка Он носит вместо шапки

И ростом он всего лишь

С ребячий бошмачок.

С фонариком и с песней

Идёт в лесу ночном.

Не ошибёшься, если

Ты скажешь: - Это.

У отца есть мальчик странный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный.

Они везде вдвоём всегда,

Он и его пушистый друг,

Шутник, медведик Винни-Пух.

И если это не секрет,

Скорее дайте мне ответ:

Кто этот милый толстячок?

Вместе с Карлсоном

Мишка решил стать похожим на тучку:

С шариком мишки, ну, очень летучи.

Мёда отведать толстяк захотел,

Только он пчёл обмануть не сумел.

Как его звали? Считаю до двух…

Это весёлый медведь

-А теперь наши герои должны встать в пары и обнять друг друга.

V. Чтение притчи.

- А сейчас я хочу прочитать вам одну притчу о настоящей дружбе. Послушайте.

Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. У него украли всех овец. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен. А семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облако пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он мог разглядеть и людей в этом облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли в его двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. Он снова заплакал. С тех пор его стадо стало больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.

- О чем говориться в притче?

- Просил ли хозяин помощи у своих друзей?

- Почему хозяин плакал?

VI. Дерево Дружбы.

-Ребята, дружба возможна только при соблюдении определенных правил.

-Оказывается, учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Выяснилось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание, мнение людей едино в том, что они считают дружбой и дружеским поведением. Так были определены десять законов дружбы :

-Посмотрите, у нас в классе есть чудо-дерево, а давайте мы подарим ему секреты дружбы и назовём Дерево Дружбы. Вы согласны?

(Дети выходят к доске, читают правило и прикрепляют яблоко к дереву.)

1. Доверять другу;

2. Делиться новостями, успехами или неудачами;

3. Уметь хранить чужие тайны;

4. Радоваться с другом его успехам;

5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, а не создавать неловких ситуаций;

7. Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);

8. Не критиковать друга в присутствии других людей (если чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

9. Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

10. Всегда выполнять свои обещания.

- Какие из этих правил вы уже выполняете?

(Ответы детей)

-А каким бы вы хотели научиться?

(Ответы детей)

-А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки?

(Ответы детей)

-А как вы думаете, может ли дружба распасться? По каким причинам? (из-за грубых слов; когда дразнятся, обзывают; не делятся игрой, сладостями; обвиняют напрасно).

-Конечно, в жизни любого человека бывают обиды и ссоры, но нужно научиться прощать и уметь мириться.

-Расскажите, как вы миритесь с другом, братом, сестрой. (Ответы детей)

VII. Подведение итогов (Рефлексия).

-Большое спасибо за занятие. Вы замечательно работали.

Читайте также: