Сообщение о дирижере караян

Обновлено: 03.05.2024

110 лет назад, 5 апреля 1908 года, в австрийском Зальцбурге родился выдающийся дирижёр XX века, бессменный руководитель Берлинского филармонического оркестра на протяжении 35 лет Герберт фон Караян.

Каким бы великим дирижёром ни был Караян, невозможно отрицать факт, что он был одним из символов фашистской Германии и рекламным лицом нацистской культуры.

Впоследствии Караян не любил вспоминать не только свою службу фюреру, но и весну 1945 года. Почувствовав близкий конец режима и поняв, что партия в будущей карьере уже не поможет, а отвечать на неприятные вопросы придётся, главный музыкант Третьего рейха вместе с женой сбежал в Италию. За членство в НСДАП на его выступления был наложен запрет, продлившийся два года.

Однако на гастроли в Советский Союз он осмелился приехать лишь спустя семнадцать лет после войны. Прошлое было окончательно забыто и остаток жизни Караян провёл в лучах славы, несмотря на то, что некоторые музыканты (в основном, еврейского происхождения) отказывались выступать с ним на одной сцене. Но дирижёр к концу жизни пришёл к исповедованию дзен-буддизма, так что переживал по этому поводу вряд ли.

Один из лучших дирижёров XX века скончался на 82 году жизни 16 июля 1989 года. Сегодня о Герберте фон Караяне вспоминают, как правило, в восторженных тонах. По данным опроса BBC Music Magazine, проведённом в 2010 году, он занял место в пятёрке наиболее выдающихся дирижёров в истории. Что нельзя не признать справедливым. Несмотря ни на что.

Герберт фон Караян родился 5 апреля 1908 года в городе Зальцбург, Германия. Появился на свет в семье музыкантов. Десять лет, с 1916 по 1926 годы, учился в Зальцбургской консерватории Моцартеум, где получил начальный импульс к дирижированию. В Венской музыкальной академии занимался дирижированием у Ф.Шалька.

Дебют Герберта фон Караяна как дирижера состоялся в академии в 1928 году. Уже через десять лет он стал дирижером Берлинской государственной оперы. Членство в нацистской партии с 1933 по 1945 годы создало соответствующую репутацию, и некоторые музыканты категорически отказывались играть с Караяном в концертах.

С 1947 года он был дирижером Общества друзей музыки в Вене, постоянным участником фестивалей в Зальцбурге, Вене, Байрейте, Берлине, Мюнхене и других городах.

Особый успех пришел к Герберту фон Караяну в послевоенное время в 1948 году. Он дирижировал на Зальцбургском фестивале, а после этого получил приглашение стать руководителем Венского симфонического оркестра. Он много гастролировал с оркестрами Венской и Лондонской филармоний, выступал как дирижер и режиссер во многих европейских оперных театрах.

В 1955 году Герберт фон Караян стал руководителем Берлинского филармонического оркестра и оставался на этом посту до самого последнего дня. Одновременно был руководителем Венской государственной оперы и Зальцбургского фестиваля. Организовал пасхальный фестиваль в Зальцбурге. Надо отметить вклад Караяна в закрепление формата цифровой звукозаписи – участвуя в первой пресс-конференции по этому вопросу, он способствовал признанию новой технологии звуковоспроизведения.

Величайший дирижер, очаровывающий талантом, харизматичный бонвиван, за сценой светской жизни это был жесткий диктатор, готовый на сделку с совестью ради шага в карьере.

Cамый гениальный дирижер ХХ века или маньяк-тиран, ненавидимый всеми работавшими с ним музыкантами? Сообщник нацистов или благотворитель и гуманист? Твердый семьянин или плейбой и прожигатель жизни? Все эти вопросы остаются без ответа и спустя четверть с лишним века после смерти Герберта фон Караяна, одного из самых противоречивых деятелей культуры ушедшего столетия.

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Бесспорно, впрочем, одно: Караян остается самым коммерчески успешным классическим музыкантом в мире, давно обменявшем филармоническое благоговение на грохот рок-концертов, — его записи по тиражам вполне сравнимы с альбомами Мадонны. И он никогда не следовал сложившемуся стереотипу дирижера в роговых очках и костюме похоронного агента — напротив, кое-как разделавшись с преследовавшими его призраками прошлого, он поражал своей фотогеничностью и элегантной небрежностью.

Впрочем, фон Караян, несмотря на дворянскую приставку к фамилии, немцем, собственно, и не был.

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Хериберт Риттер фон Караян (таково было полное имя, данное ему при рождении) родился в Зальцбурге, городе Моцарта, 5 апреля 1908 года. И, подобно Моцарту с ранних лет проявил интерес к музыке — правда, в отличие от Вольфганга Амадея происходил он из семьи старинной, благородной и не очень уж музыкальной. Прапрапрадед дирижера, Георгиос Караяннис, был то ли греком, то ли македонским румыном, в 1767 году перебравшимся из Оттоманской империи в Австрию, а затем в Саксонию, где развил бурную коммерческую деятельность и практически с нуля построил там текстильную промышленность.

И тут удача улыбнулась Караяну — правда, довольно криво для остального человечества

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

И тут удача улыбнулась Караяну — правда, довольно криво для остального человечества. Канцлером Германии стал истеричный коротышка с усами щеточкой по имени Адольф Гитлер. 7 апреля 1933 года в стране был принят закон о госслужбе, запрещавший евреям занимать посты в государственных учреждениях — а Штадт-театр в Ульме был именно такой организацией. Шульман был вынужден уволиться, а затем и бежать из страны, и место главного капельмейстера перешло к расово приемлемому австрийскому дворянчику.

Все эти неблаговидные маневры не отменяют феноменального таланта Караяна как дирижера, впервые открывшегося миру в те годы

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Караян требовал, чтобы служащие берлинской филармонии приветствовали его приезд, выстраиваясь рядами вдоль парадной лестницы. Недаром Маргарет Тэтчер признавалась, что завидует его умению подчинять своей воле людей

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Писатель-антифашист Томас Манн презрительно называл дирижера лакеем

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Караяна чуть не отправили за решетку по обвинению в доносах и сотрудничестве с гестапо — но документальных подтверждений не нашлось

В начале 1945 года, когда дела у нацистов пошли совсем плохо и к Берлину подходили советские войска, дирижер вдруг почувствовал отвращение к былым кумирам и скрылся с женой в Италии. Почти год он прятался в окрестностях Милана — и ему снова повезло. Его разоблачил какой-то британский офицер, на счастье Караяна оказавшийся любителем музыки, знакомым с его именем.

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

После известных мытарств (Караяна чуть не отправили за решетку по обвинению в доносах и сотрудничестве с гестапо — но документальных подтверждений не нашлось), он был отправлен на родину, в Зальцбург. Там он прошел все необходимые процедуры денацификации и 18 марта 1946 года был официально объявлен невинным, как агнец. Вскоре он вернулся к концертной деятельности. К середине 1950-х, когда Караян возглавил Берлинский филармонический оркестр, он уже успел объехать полмира — за исключением СССР — и стал одним из богатейших классических музыкантов.

Не пускали Караяна и в Израиль — более того, даже записи, на которых он дирижировал, были неофициально запрещены к трансляции на тамошних радиостанциях. Впрочем, в 1960-х перед талантом и напором дирижера пали и советские культурные ограничения — Берлинский филармонический оркестр трижды выступал в Стране Советов: в 1962, 1964 и 1969 годах.

Господин Караян отвел незнакомку в бар, где она танцевала до утра, а он смотрел

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Ему, похоже, было прощено все. Ars longa, vita brevis — искусство вечно, жизнь коротка, как говорили древние

К тому времени прошлые грехи почти забылись — хотя в 1982 году вновь всплыли некие документы (подлинность которых престарелый дирижер яростно отрицал), якобы подтверждавшие его связи с гестапо. Но для публики он уже давно был элегантным плейбоем от классики, экстравагантным дирижером с лицензией пилота и многомиллионным состоянием.

Величайший дирижер Герберт Фон Караян: харизматичный бонвиан

Наследство Караяна составило порядка 200 миллионов долларов — за прошедшие после его смерти 27 лет эта сумма, скорее всего, значительно увеличилась за счет переизданий его записей.

К концу жизни он нашел себя в дзен-буддизме (не исключено, что не без оглядки на рок-кумиров молодого поколения), начал учиться водить вертолет — в 75 лет! — и продолжал очаровывать публику.

Ему, похоже, было прощено все. Ars longa, vita brevis — искусство вечно, жизнь коротка, как говорили древние. В случае с Караяном все грехи его достаточно долгой жизни оказались все же перевешены великим искусством дирижера.


В 1950-60-е годы Караяна называли "генералмузикдиректором Европы". С 1955 года (после смерти Фуртвенглера) до конца жизни руководил Берлинским филармоническим оркестром. В 1957-64 годах был руководителем Венской государственной оперы (среди лучших постановок "Отелло", "Парсифаль", "Тристан и Изольда" и другие). В 1967 году Караян основал Зальцбургский пасхальный фестиваль. Выступал в Метрополитен Опера (среди постановок на сцене этого театра оперы "Валькирия", 1967; "Тоска", 1988 и другие). Первый исполнитель оперы Орфа "Триумф Афродиты" (1953, Милан) и других. Осуществил ряд значительных оперных постановок, в том числе "Борис Годунов", 1965; "Мистерия конца времени" Орфа, 1973; обе - Зальцбург).

Герберт фон Караян - дирижёр и постановщик фильмов "Паяцы", "Кармен" , "Девятая симфония Л. Бетховена". Сотрудничал с Ф. Дзеффирелли, с которым поставил в Ла Скала "Богему (1963), "Травиату" (1964). В 1969 учредил Фонд имени Караяна, на средства которого проводятся конкурсы молодых дирижёров и оркестров. В 1983 ЮНЕСКО учреждён Международный приз имени Караяна за заслуги в области развития музыкального искусства.

Герберт фон Караян - выдающийся музыкант XX века. Записал практически весь свой обширный репертуар, основу которого составляет австро-немецкая музыка от Баха до Орфа. Среди записей оперы "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса (солисты Шварцкопф, Штрайх, Прей и другие, EMI), "Парсифаль" Вагнера (солисты П. Гофман, Ван Дам, Моль и другие, Deutsche Grammofon), "Дон Карлос" (солисты Каррерас, Френи, Каппуччилли, Бальтса, Гяуров, Р. Раймонди, EMI), "Мадам Баттерфляй" (солисты Френи, Паваротти, Decca) и другие.

Читайте также: