Сообщение на тему основные источники угроз национальной безопасности россии с конкретными примерами
Обновлено: 17.05.2024
1.1. Национальная безопасность и национальные интересы России
Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Её экономический, научно-технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире. Объективно сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия массового поражения, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности. Вместе с тем ряд государств активизирует усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияния на международную политику. В этой связи всё более возрастает необходимость защиты национальных интересов Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности государства.
Основные понятия национальной безопасности сформулированы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537.
Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Национальная безопасность неразрывно связана с возможностью государства реализовывать свои национальные интересы.
Национальные интересы Российской Федерации – это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства.
Национальные интересы страны существуют в различных сферах жизнедеятельности: экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других (табл. 1.1).
Сферы существования национальных интересов | Значение и содержание национальных интересов |
---|---|
Экономическая | Являются ключевыми для обеспечения всех иных интересов, т.к. их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики |
Внутриполитическая | Сохранение стабильности институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и согласия, территориальной целостности, единства правового пространства страны. Нейтрализация причин и условий для возникновения политического и религиозного экстремизма, этнического сепаратизма. Повсеместное соблюдение прав и свобод человека, недопустимость двойных стандартов |
Социальная | Обеспечение высокого уровня жизни населения |
Духовная | Сохранение и укрепление нравственного здоровья общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны |
Международная | Обеспечение суверенитета страны, упрочение позиции государства как одного из центров многополярного мира. Развитие взаимовыгодных отношений со всеми странами и их объединениями |
Информационная | Соблюдение прав и свобод в области получения информации и её использования, развитие современных коммуникационных технологий, защита информационных ресурсов |
Военная | Защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности страны. Предотвращение агрессии против России и её союзников. Обеспечение условий для мирного демократического развития страны |
Пограничная | Обеспечение надёжной государственной границы. Соблюдение порядка и правил осуществления экономической и других видов деятельности в пограничном пространстве |
Экологическая | Сохранение и оздоровление окружающей среды |
Кроме того, важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Таким образом, национальные интересы Российской Федерации заключаются в:
- развитии демократии и гражданского общества;
- повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Внутренние и внешние суверенные потребности государства в обеспечении национальной безопасности реализуются через стратегические национальные приоритеты.
Стратегические национальные приоритеты – важнейшие направления деятельности государства в области обеспечения национальной безопасности, которые позволяют реализовать конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществить устойчивое социально-экономическое развитие страны, сохранить её суверенитет, независимость и территориальную целостность.
Основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются:
- Национальная оборона.
Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в:- предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов;
- осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны.
- Государственная и общественная безопасность.
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются:- защита основ конституционного строя Российской Федерации;
- защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и территориальной целостности;
- сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.
1.2. Основные угрозы национальной безопасности Российской Федерации
Угроза национальной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
В Стратегии национальной безопасности выделены источники угроз безопасности Российской Федерации в военной сфере, а также в сфере государственной и общественной безопасности.
Источники угроз военной безопасности Российской Федерации
Основным источником угроз военной безопасности является политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах. Реализация данной политики осуществляется:
- Развитием высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы.
- Совершенствованием стратегических вооружений в неядерном оснащении.
- Формированием в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны.
- Милитаризацией околоземного космического пространства.
- Распространение ядерных, химических, биологических технологий.
- Производство оружия массового уничтожения, либо его компонентов и средств доставки.
Источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности
Основными источниками угроз национальной безопасности в данной сфере являются:
- Разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
- Деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на:
- насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации;
- дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей);
- уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества;
- устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ.
- Экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на:
- нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
- дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
- Деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ.
- Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией.
1.3. Система обеспечения национальной безопасности
Для разработки и реализации государственной политики в области национальной безопасности в Российской Федерации создана система обеспечения национальной безопасности.
Система обеспечения национальной безопасности – государственная структура, объединяющая органы управления, силы и средства обеспечения национальной безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, а также организаций.
Непосредственное выполнение задач по обеспечению национальной безопасности осуществляют силы обеспечения национальной безопасности, используя для этого средства обеспечения национальной безопасности.
Силы обеспечения национальной безопасности – Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.
Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.
Государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счёт реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. Руководство деятельностью Совета Безопасности осуществляет Президент Российской Федерации через Председателя Совета Безопасности.
Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Выводы по первому учебному вопросу
1. Первостепенное значение для функционирования и развития страны имеет реализация национальных интересов государства в различных сферах: экономической, международной, внутриполитической, социальной (медицина, наука, образование, культура и т.д.), духовной, информационной, военной, пограничной, экологической и т.д. Совокупность внешних и внутренних условий, обеспечивающих состояние защищённости личности, общества и государства от различных угроз, а также реализацию национальных интересов, характеризует уровень национальной безопасности государства.
3. Основные источники угроз национальной безопасности Российской Федерации находятся в военной сфере, а также в сфере государственной и общественной безопасности. В этой связи основными национальными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации являются национальная оборона, а также государственная и общественная безопасность.
Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию разнообразного спектра угроз.
В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: внешние, внутренние и трансграничные, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.
К основным внешним угрозам можно отнести:
1. Развертывание группировок сил и средств для военного нападения на РФ и ее союзников;
2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
3. Осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;
4. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
5. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
6. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
7. Нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;
8. Наращивание группировок войск, ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;
9. Расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;
10. Деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;
11. Ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;
12. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;
13. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
14. Дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;
15. Распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.
К основным внутренним угрозам следует отнести:
1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;
2. Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
4. Незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;
5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;
6. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.
Трансграничные угрозы
Совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз. Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними. Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ.
Трансграничные угрозы включают в себя:
1. Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;
2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
3. Трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;
4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
5. Международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;
6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.
К угрозам национальной безопасности РФ относятся:
2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФ является угроза распространение ОМП. Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР), близки к его созданию еще 8 государств.
3. Угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006 г. превысили военные расходы России в 23 раза.
4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.
5. Сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защитится якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО. Состав блока НАТО: 1949 г. – 12 государств; 1982 г. – 16 государств; 1999 г. – 19 государств; 2004 г. – 26 государств.
6. Угроза в экономической сфере. Проявляется в сокращении наукоемких производств, снижении инвестиционной (за 2011 г вложения со стороны иностранных инвесторов в Российскую экономику составили 38 млрд. дол., в США за I квартал 2012г. более 130 млрд. дол.), а так же инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала.
Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности.
В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.
7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоения общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. Всё это ведет к снижению интеллектуального и производительного потенциала России, сокращению численности населения, истощению основных источников духовного и экономического развития, может привести к утрате демократических завоеваний. Примерно 30% населения страны сейчас отказывается от заведения детей по экономическим и духовным причинам.
8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природо-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.
9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. По данным зарубежных исследователей риск возникновения техногенных катастроф и аварий в России на 2 порядка превышает этот показатель для западных стран. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.
Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей. В Ярославле, например, в 2011году родилось 6445 человек, а умерло 8330 чел., т.е. убыль составила 1885 чел.
11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.
12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
13. Появилась новая угроза – морское пиратство.
ГОСТ
Национальная безопасность РФ
Национальная безопасность — это состояние защищенности государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз, позволяющее обеспечить конституционные свободы и права, достойные уровень и качество жизни граждан, территориальную целостность, суверенитет, устойчивое развитие России, обороны и безопасности государства.
В современном мире постоянно возникают новые угрозы и вызовы, которые требуют, чтобы национальная безопасность Российской Федерации была обеспечена. Национальная безопасность, входящая в структуру международной безопасности - это политика, которая направлена на обеспечение особо значимых интересов личности и государства. Национальная безопасность охватывает военную, экономическую, информационную, экологическую, продовольственную, социально-политическую и духовно-нравственную сферы безопасности. Существуют конкретные механизмы, формы и методы обеспечения безопасности для каждой из этих сфер.
В России понятие национальной безопасности стало активно применяться с 1995 года.
Виды внутренних угроз национальной безопасности России
Внутренние угрозы национальной безопасности - это отсутствие стремления к самосохранению и саморазвитию, недостаточное инновационное начало в развитии, неэффективная система государственного регулирования экономики, неспособность искать и находить равновесие интересов в противоречиях и социальных проблемах для обнаружения бесконфликтных путей развития общества; внутренние угрозы не вошли бы в критическую фазу, если бы иностранные государства не ставили своей целью ослабление и даже разрушение СССР, проявившейся в стимулировании оппозиции к радикальным требованиям.
Внутренние угрозы классифицируются на экономические, социальные, угрозы со стороны организованной преступности и т.д.
Сущность внутренних угроз заключена:
- в попытках изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности РФ с помощью силы;
- в проектировании, разработке и осуществлении операций по дезорганизации и нарушению функционирования органов государственной власти, агрессии в отношении государственных, экономических и военных объектов, объектов информационной инфраструктуры и жизнеобеспечения;
- в организации, оснащении, подготовке и функционировании незаконных вооруженных формирований;
- в преступном распространении боеприпасов, оружия, взрывчатых веществ на территории России;
- в активизации организованной преступности, которая угрожает политической стабильности в отдельных регионах Российской Федерации;
- в усиленном движении сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Готовые работы на аналогичную тему
Угрозы экономической сферы представляют комплексный характер и напрямую связаны со снижением инвестиционной, инновационной активности, значительным уменьшением внутреннего валового продукта, научно-технического потенциала, разбалансированием банковской системы, стагнацией аграрного сектора, возрастанием внешнего и внутреннего государственного долга и т.д.
Угрозу для безопасности России представляют ослабившийся научно-технический и технологический потенциал страны, сократившиеся исследования на стратегически значимых направлениях научно-технического развития, отток за границу специалистов и интеллектуальной элиты. Это приведет к утрате передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, усилению внешней технологической зависимости и ослаблению обороноспособности России.
Внешние угрозы национальной безопасности
Поползновения других государств помешать укреплению РФ в качестве одного из сильных центров формируемого многополярного мира являются серьезной внешней угрозой национальной безопасности.
Основные внешние угрозы в международной сфере зависят от следующих причин:
- желание некоторых государств и межгосударственных объединений снизить значение имеющихся механизмов обеспечения международной безопасности, таких как ООН и ОБСЕ;
- риск снижения экономического, политического, военного влияния РФ в мировом сообществе;
- усиление и рост военно-политических блоков и союзов, расширение НАТО на восток;
- вероятность возникновения в непосредственной близости к границам России крупных воинских контингентов и иностранных военных баз;
- увеличение количества оружия массового уничтожения;
- спад в Содружестве Независимых Государств интеграционных процессов;
- создание и обострение конфликтов рядом с государственной границей РФ;
- территориальные претензии к России.
Угрозы национальной безопасности России в международной сфере видны в попытках некоторых государств замедлить укрепление России в качестве одного из центров влияния в многополярном мире, блокировать реализацию национальных интересов и ослабить ее положение в Европе, в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Терроризм – одна из самых серьезных угроз национальной безопасности любого государства. Международный терроризм открыто заявляет о начале кампании по дестабилизации ситуации в РФ.
Россия – одна из крупнейших стран мира, имеющая богатые исторические и культурные традиции. Ее экономический, научно–технический и военный потенциал, уникальное географическое положение на Евразийском континенте позволяют Российской Федерации играть важную роль в современном мире.
И поэтому ряд стран активизирует свои усилия, направленные на ослабление России в целом и её влияние на международную политику.
(видеоролик 3 мин.)
- Национальные интересы и национальная безопасность.
Наряду с этим сохраняется общность интересов России и других государств по многим проблемам безопасности, включая противодействие распространению оружия, борьбу с терроризмом и наркобизнесом, решение экологических проблем и обеспечение ядерной безопасности.
Основные понятия национальной безопасности России сформулированы в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24.
Под национальной безопасностью России понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические цели и текущие задачи внутренней и внешней политики Российской Федерации.
Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время – от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Сегодня существует три типа угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.
К внешним угрозам следует отнести:
• развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников; • территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; • вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств; • наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; • вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников; • действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; • дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах.
К внутренним угрозам специалисты относят.
• Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; • Планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; • Создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований; • Незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; • Широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации; • Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.
Трансграничные угрозы проявляются в следующем.
• создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России; • деятельность поддерживающихся из–за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан; • трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах; • ведение враждебных по отношению к Российской Федерации информационных действий; • деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны; • деятельность международных террористических организаций.
Обеспечение национальной безопасности и национальных интересов России осуществляется в политической, экономической, гуманитарной и военной областях. Оно тесно связано с местом России в системе глобальных военно–политических отношений.
Важнейшим аспектом, определяющим подходы к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются отношения нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. К ним, прежде всего, следует отнести Организацию Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН, Содружество Независимых Государств, Организацию Североатлантического договора (НАТО) и Европейский союз (ЕС), Стратегическое партнерство России и США.
Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность в мире. Снижение их роли и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оцениваются Россией как тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу нашим национальным интересам.
Отношения со странами СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Наша страна стремится и дальше развивать военно–политическое сотрудничество в рамках содружества.
Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 г. Российская Федерация рассчитывает на полное устранение прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности из военного планирования и из политических деклараций стран – членов Североатлантического блока. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного союза с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, в том числе и изменений в нашей ядерной стратегии.
Россия готова расширять сотрудничество с США в политической, военно–политической и экономической сферах, а также в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия “холодной войны”. Наша страна поддерживает усилия США по борьбе с международным терроризмом.
Современная геополитическая обстановка в мире такова, что обеспечение национальной безопасности России только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения и др.) становится недостаточным.
Нейтрализация внешних, внутренних и трансграничных угроз национальной безопасности России все в большей степени становится главной функцией военной организации государства, поэтому значение военной силы как инструмента по обеспечению национальных интересов и безопасности России не только сохраняется, но и возрастает.
Читайте также: