Пугачев в преданиях и рассказах сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные. Существует две группы преданий по типу сюжета: исторические и топонимические.

Из-за отсутствия грамотности и книг до XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. В цен­тре со­бы­тий в них - яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь (Иван Грозный, Петр Первый), князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник, народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев). Из преданий можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Предание - рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но имеются и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. В преданиях Пугачев показан добрым молодцем, народным заступником, родным батюшкой, красным солнышком. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.




Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность. Главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

В данных преданиях излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала. Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря вымыслу предание напоминает по жанру легенду, былину, сказку.

Предание — прозаический фольклорный жанр, сюжетом в котором выступают исторические факты в народной трактовке. Предания народа не связаны с жанром сказки, хотя порой события и напоминают мифические или сказочные. Существует две группы преданий по типу сюжета: исторические и топонимические.

Из-за отсутствия грамотности и книг до XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. В цен­тре со­бы­тий в них - яркая ис­то­ри­че­ская лич­ность – царь (Иван Грозный, Петр Первый), князь, ге­не­рал, ата­ман, раз­бой­ник, народные вожди (Ермак, Разин, Пугачев). Из преданий можно узнать о ве­ли­ких ис­то­ри­че­ских со­бы­ти­ях: о взя­тии Ива­ном Гроз­ным Ка­за­ни, о по­ко­ре­нии Ер­ма­ком Си­би­ри.

Предание - рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но имеются и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют. На­род­ные герои на­де­ля­ют­ся вол­шеб­ны­ми ка­че­ства­ми, на­при­мер, Ермак счи­тал­ся неуяз­ви­мым, Сте­пан Разин был кол­ду­ном.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке. В преданиях Пугачев показан добрым молодцем, народным заступником, родным батюшкой, красным солнышком. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

Ос­нов­ная за­да­ча пре­да­ния – рас­ска­зать об ис­то­рии осво­е­ния си­бир­ских зе­мель. Но со­бы­тия при­укра­ше­ны, ни­че­го не го­во­рит­ся о враж­деб­ном от­но­ше­нии Ивана Гроз­но­го к Ер­ма­ку. Для Ивана Гроз­но­го цель по­хо­да – осво­е­ние Си­би­ри, для Ер­ма­ка – по­лу­че­ние сво­бо­ды. В пре­да­нии про­ти­во­по­став­ле­ны бояре и бед­ный слу­га-кре­стья­нин, бо­яр­ские со­ве­ты бес­тол­ко­вы, а со­ве­ты кре­стья­ни­на – дель­ные для царя. Дан­ное пре­да­ние во­пло­ща­ет мечту на­ро­да о том, чтобы царь оце­нил на­род­ную муд­рость и пре­дан­ность. Главный герой представляется народу гордым, свободолюбивым, сильным человеком. Казаки уважают и любят своего атамана, прислушиваются к его мнению.

В данных преданиях излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала. Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.

Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря вымыслу предание напоминает по жанру легенду, былину, сказку.

предание о пугачеве краткое содержание

Предание о Пугачеве. Краткое содержание

Пугачев и пушка

Пугачев вошел в город. Ему принесли хлеб-соль и иконы. Он приказал привести к нему Атамана Лазаревича (тот сам не захотел идти). И приказал Атаману кланяться. Но Лазаревич поносил Пугачева различными нехорошими словами. А Пугачев велел повесить Лазаревича на лобном месте на виду у всех.

о чем рассказывает предание о пугачеве

В народе он был известен под именем Петр Третий, только назывался Пугачем. А женился то ли на княгине, то ли на барышне, но та его скинула и заняла престол. А сама дала приказ поймать Пугачева. Его ловит целый взвод полковников, казаков-оборотней. Полковники устраивают застолье, а Пугачев просит у них чарку. Но те говорят, что ему, мол, и воды будет много. Только один казак дает свой пай царю. А когда Пугачева привозят к Екатерине, то она спрашивает у Емельяна: набегался ли он? Тот отвечает, что набегался. Тогда Екатерина встала и отдала Пугачеву престол, полковнику велела голову отрубить а простого казака сделала полковником. Вот такое народное предание о Пугачеве. Краткое содержание других произведений устного народного творчества выглядит не менее экспрессивно. Но так видел Емельяна народ.

Пугачевский бунт является одним из самых крупных восстаний в истории России. Он перерос в полномасштабную войну казаков, крестьян и народов Урала с правительством Екатерины Второй. Многие писатели и поэты посвятили этому событию различные произведения. В каждом из них есть сходства и различия в характере Емельяна Пугачева.

В романе "Капитанская дочка" А. С. Пушкин придает герою некую многогранность. Он сумел описать плохие и хорошие черты характера Пугачева. С одной стороны Емельян Иванович жестоко убивает людей, которые пытаются ему противостоять. Если посмотреть с другой стороны, то он очень благодарный, простой и честный человек. Пугачев несколько раз помогал Гриневу, потому что тот в холодную зиму подарил ему свой тулуп. Емельян Иванович пользуется в народе огромной поддержкой. Он сумел сплотить людей, потому что они видели в нем храброго заступника.

В поэме С. А. Есенина Пугачев предстает в образе народного героя. Он узнал от сторожа, что простые люди очень мучаются. Они не могут сами постоять за себя, потому что боятся властей. Пугачев хотел им помочь. Ему стало очень жаль страдающих людей. Емельян Иванович пытается внушить народу, что они сумеют добиться справедливости, главное не нужно трусить.

Кроме писателей и поэтов, люди сочиняли много преданий, легенд и песен о восстании Пугачева. Народ его очень любил и уважал. Он видел в нем своего спасителя. Это можно понять по строкам, которые были написаны после его казни:

Нет больше народного заступника.

Емельян, ты, наш родной батюшка!

На кого ты нас покинул?

Красное солнышко закатилось.

Как остались мы, сироты горемычные,

Некому за нас заступиться,

Крепку думушку за нас раздумать.

Люди сильно скорбили по Пугачеву. Они упали в отчаянии после его смерти.

Я считаю, что каждое произведение является значимым для представления об Емельяне Пугачеве. Любое из них раскрывает какие-то определенные черты в его характере. Я думаю, чтобы лучше изучить Пугачева, нужно прочитать все эти произведения. Больше всего мне понравился образ Емельяна Ивановича в романе "Капитанская дочка". А. С. Пушкин сумел раскрыть характер руководителя восстания с разных сторон.

Образ Пугачева в фольклоре

Пушкин и фольклор

Образ Пугачева в произведениях Пушкина

Таким образом, историческая личность обрела художественное описание. Пугачев стал не только частью реальной истории, но и основой для художественного образа, в котором выразилась судьба народа. В этом образе можно найти отражение русской души со всем ее бунтарством, нежеланием подчиняться злой судьбе. Олицетворяя народную революцию, пушкинский Пугачев стал не просто исторической личностью, но и неким образом своего народа, который через века способен достучаться до потомков.

Читайте также: