Сообщение о деятельности филоматов и филаретов

Обновлено: 06.07.2024

1 октября 1817 г. в Виленском университете основано общество филоматов (любителей наук). Основателями данного общества были студенты Виленского университета Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечёт. Общество филоматов представляло собой ряд клубов, которые объединяли молодежь.

В 1819 г. при филоматическом обществе создаются "союз друзей", "союз лучезарных" и многие другие организации.

Осенью 1820 г. в Полоцкой духовной семинарии было создано общество Филаретов (любителей добродетели). Движение филоматов и филаретов не выходило за рамки просветительства. Их мировоззрение предполагало снятие наиболее одиозных моментов (крепостное право, общественное неравенство и т.д.) путем просвещения, а не вооруженным. Речь идет о нравственном перевоспитании господствующего класса, призывов к революционной борьбе филоматы не выдвигали. Но теме не менее в 1823 г. прошли массовые аресты в филоматическом обществе. Было устранено 135 человек, из них 20 – высланы в Россию, 80 – находились под надзором полиции. Были уволены профессора, произошла смена ректората.

14 сентября 1824 г. специальным указом Александра I 20 филоматов и Филаретов были высланы во внутренние губернии России.

Проблема декабристов и Беларусь.

Основатели: братья Муравьёвы, Бестружев, Игельстром, Трусов и др. Основная цель: введение конституционной монархии в России. Декабристы не выделяли белорусов как отдельный этнос.

1823 г. – Бобруйский план. Предусматривали выступление во время посещения Александра 1 Бобруйской крепости арест монарха и его приближенных, и поднятие восстания в России. В 1826 году в Бобруйске была попытка поднятия восстания, однако она закончилась провалом.

В 1825 г. в Литовском корпусе (г. Белосток) по инициативе бывшего филомата Рукевича было создано общество военных друзей. В декабре 1825 г. в этом корпусе была попытка восстания. Также была попытка восстания в 1826 г. в Бобруйске (отказ присягать новому императору).

В целом декабристы консервативно решали национальный вопрос (Россия неделима). Они не выделяли белорусов как отдельный этнос и не видели самостоятельного существования Беларуси. Цель декабристского движения – введение конституции в России.

1 октября 1817 г. в Виленском университете основано общество филоматов (любителей наук). Основателями данного общества были студенты Виленского университета Адам Мицкевич, Томаш Зан, Ян Чечёт. Общество филоматов представляло собой ряд клубов, которые объединяли молодежь.

В 1819 г. при филоматическом обществе создаются "союз друзей", "союз лучезарных" и многие другие организации.

Осенью 1820 г. в Полоцкой духовной семинарии было создано общество Филаретов (любителей добродетели). Движение филоматов и филаретов не выходило за рамки просветительства. Их мировоззрение предполагало снятие наиболее одиозных моментов (крепостное право, общественное неравенство и т.д.) путем просвещения, а не вооруженным. Речь идет о нравственном перевоспитании господствующего класса, призывов к революционной борьбе филоматы не выдвигали. Но теме не менее в 1823 г. прошли массовые аресты в филоматическом обществе. Было устранено 135 человек, из них 20 – высланы в Россию, 80 – находились под надзором полиции. Были уволены профессора, произошла смена ректората.

14 сентября 1824 г. специальным указом Александра I 20 филоматов и Филаретов были высланы во внутренние губернии России.

Проблема декабристов и Беларусь.

Основатели: братья Муравьёвы, Бестружев, Игельстром, Трусов и др. Основная цель: введение конституционной монархии в России. Декабристы не выделяли белорусов как отдельный этнос.

1823 г. – Бобруйский план. Предусматривали выступление во время посещения Александра 1 Бобруйской крепости арест монарха и его приближенных, и поднятие восстания в России. В 1826 году в Бобруйске была попытка поднятия восстания, однако она закончилась провалом.

В 1825 г. в Литовском корпусе (г. Белосток) по инициативе бывшего филомата Рукевича было создано общество военных друзей. В декабре 1825 г. в этом корпусе была попытка восстания. Также была попытка восстания в 1826 г. в Бобруйске (отказ присягать новому императору).

В целом декабристы консервативно решали национальный вопрос (Россия неделима). Они не выделяли белорусов как отдельный этнос и не видели самостоятельного существования Беларуси. Цель декабристского движения – введение конституции в России.

Разделы сайта

Термины. Список [ А-Я ]

Беларусь

Белорусская государственность

Разное

Филоматы (от греч. "стремящийся к знанию") — тайное патриотическое и просветительское объединение студентов Виленского университета, действовавшее в 1817-23 годах, членами которого состояли впоследствии выдающиеся поэты, учёные, общественные деятели.

Первоначальными целями было самообразование и самоусовершенствование членов, связанных дружбой. Структура ориентировалась на научные и литературные общества. Деятельность состояла в чтении и критических разборах своих сочинений, дискуссиях о прочитанных книгах и т. п.

После скасаваньня организации, в 1824 году, по материалам следствия был составлен доклад "К истории тайных обществ и кружков", подробно рассказывающий о структуре общества и дополненный поименным списком участников.

Движене охватило своим влиянием виленское студенчество и гимназическую среду главным образом через свои дочерние организации, филиалы — легальные и тайные кружки и общества: Союз друзей (1819), преобразованный в 1822 году в Союз филадельфистов (38 членов); Кружок лучезарных (или "лучистых", "Promienistych", 1820), официально именуемым Обществом друзей полезного развлечения (168 членов); общество филаретов (1820; 176 членов), Общество поэтов (1823; 17 членов)

Филоматы заложили основы современной самоидентификации края — тутэйшай краевасьцi, которая станет основой белорусского национализма 1890-1930 годов.

"Краёвая ідэя ўзыходзіць да гісторыі так далёка, наколькі даўно існавала Вялікае Княства Літоўскае. Рэальныя формы ёй надаў Вітаўт Вялікі, аб'яднаўшы ў адно цэлае Літву і Русь ды стварыўшы з іх асобны дзяржаўны арганізм паміж Польшчай і Масквой. Гэтая ідэя свяціла на працягу стагоддзяў шматлікім выдатным асобам з вяльможных родаў Літвы: Гаштольдаў, Радзівілаў, Сапегаў, Пацаў, Агінскіх, у пэўныя моманты захоплівала таксама шляхецкія масы, а пасля заняпаду Рэчы Паспалітай знаходзіла прыхільнікаў і паслядоўнікаў у шэрагах дэмакратычных змагароў за свабоду. Гарачым і перакананым яе прыхільнікам быў "дыктатар Літвы" Канстанцін Каліноўскі.".
"Trzydziestolecie ideologji krajowej" Abramowicz Ludwik, 1936

Филоматы поддерживали контакты с масонами, с нелегальными организациями в Королевстве Польском, с декабристами.

После ареста в 1823 году суду было предано 108 участников студенческих организаций (крупнейший студенческий политический процесс в Европе того времени). Двадцать из них осенью 1824 года были либо приговорены к тюремным срокам с последующей ссылкой (Томаш Зан, Ян Чечот), либо высланы вглубь России (Адам Мицкевич).

Камень филоматов (усадьба Тугановичи, между Барановичами и Новогрудком). У этого камня молодые студенты читали стихи, говорили о политике и пили молоко.

Piesn Filaretow
Песня филаретов. Адам Мицкевич

Hej, uzyjmy zywota!
Wszak zyjem tylko raz:
Niechaj ta czara zlota
Nie prozno wabi nas.

Hejze, do niej wesolo!
Niechaj obiega wkolo;
Chwytaj i do dna chyl
Zwiastunke slodkich chwil.

Po co tu obce mowy?
Polski pijemy miod:
Lepszy spiew narodowy,
I lepszy bratni rod.

W ksiag greckich, rzymskich steki
Wlazles, nie zebys gnil;
Bys bawil sie jak Greki,
A jak Rzymianin bil.

Ot tam siedza prawnicy,
I dla nich puhar staw:
Dzisiaj trzeba prawicy,
A jutro trzeba praw.

Wymowa wzniesc nie zdola
Dzis na wolnosci szczyt;
Gdzie przyjazn, milosc wola,
Tam bracia cyt, tam cyt!

Kto metal kwasi, pali,
Skwasi metal i czas:
My ze zlotych metali
Bacha ciagnijmy kwas.

Ten sie srod medrcow liczy,
Zna chemia, ma gust,
Kto pierwiastek slodyczy
Z lubych wyciagnal ust.

Mierzacy swiata drogi,
Gwiazdy i nieba strop,
Archimed[2] byl ubogi,
Nie mial gdzie oprzec stop

Dzis, gdy chce ruszac swiaty
Jego Newtonska[3] mosc,
Niechaj policzy braty
I niechaj powie dosc!

Cyrkla, wagi i miary
Do martwych uzyj bryl:
Mierz sile na zamiary,
Nie zamiar podlug sil.

Bo gdzie sie serca pala,
Cyrklem uniesien duch,
Dobro powszechne skala,
Jednosc wieksza od dwoch.

Hej, uzyjmy zywota!
Wszak zyjem tylko raz;
Tu stoi czara zlota,
A wnet przeminie czas.

Krew stygnie, wlos sie bieli,
W wiecznosci wpadniem ton;
To oko zamknie Feli,
To filarecka dlon.

За напоминание о том, что текст песни неплохо бы включить в статью, редакция благодарна January Kaminski

Экскурсия "По местам тайных обществ филоматов и филаретов". Кульминацией маршрута считается камень филаретов возле усадьбы Тугановичи.

Сюда на летние каникулы приезжали виленские студенты — собирались у камня, читали стихи, беседовали о политике и пели песни. Экскурсантам предлагают временно стать членами тайного общества, и у камня прозвучат песни, которые в свое время пели филоматы и филареты, — с той лишь разницей, что польские тексты Чачота, Мицкевича и Зана переведены на белорусский язык.

Так, здесь поют студенческий гимн на стихи Адама Мицкевича "Хай радасць з вачэй нашых блісне!", произведения Яна Чачота на мотивы белорусских народных песен "Што старыя за вар'яты", "Прэч, прэч, сум-нудоты". В перерывах между песнями участники экскурсии поднимают кружки с молоком — распитие молока было одной из особенностей тайных студенческих организаций, ведь молоко было символом чистоты.

Филареты

Филареты (от греч. "любящий добродетель") — тайное патриотическое объединение студентов Виленского университета, действовавшее в 1820-23 годах. Основана филоматами как одна из дочерних организаций. Имела целью взаимопомощь и самосовершенствование. Председателем общества филаретов был Томаш Зан, один из основателей и руководителей общества филоматов. Одним из кружков филаретов руководил Ян Чечот.

Общество состояло из четырёх секций — физиков и математиков, юристов, литераторов, медиков. Секции делились на кружки, носившие названия цветов радуги. Собрания секций проходили дважды в месяц.

Новых членов принимали в общество только по рекомендациям его членов. Численность общества достигала 176 человек. Деятельность общества была пресечена массовыми арестами студентов в 1823 году по делу филоматов.

PhilomathesPhilarethes.jpg

T. Зан, И. Домейко, А. Мицкевич, А. Э. Одынец, Я. Чечот

Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскими задачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакции они воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились к национально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктом которой было требование национальной независимости народов и уничтожение крепостного права. Поиски путей социального и национального освобождения приблизили филоматов к изучению истории родной страны, верований, обычаев и устного поэтического творчества белорусского народа. Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефераты и собственные художественные произведения. Ян Чечот написал белорусские стихотворные обращения, образная система которых целиком опиралась на поэтику белорусских народных песен.

Tomash.jpg

Томаш Зан

Филоматы поддерживали контакты с масонами, с нелегальными организациями в Королевстве Польском, с декабристами.

После ареста в 1823 году суду было предано 108 участников студенческих организаций (крупнейший студенческий политический процесс в Европе того времени). Двадцать из них осенью 1824 года были либо приговорены к тюремным срокам с последующей ссылкой (Томаш Зан, Ян Чечот), либо высланы вглубь России (Адам Мицкевич).

3950-adam-mickiewicz-dziady-ksiazka-romantyzm-wszystkie-czesci-dziadow-ksiegarnia-nadwyraz-com.jpg

Сначала филоматы ограничивались культурно-просветительскими задачами. По мере противостояния филоматами идеологическому наступлению реакции они воспитывали в себе активную общественную позицию, готовились к национально-освободительной борьбе, разрабатывали программу, важным пунктом которой было требование национальной независимости народов и уничтожение крепостного права, несовместимого и натуральным правом и здравым умом.

Поиски путей социального и национального освобождения приблизили филоматов к изучению истории родной страны (Малевский, Ходько, Чачот), верований, обычаев и устнопоэтического творчества белорусского народа (Мицкевич, Зан, Чачот, Петрашкевич).

Они проводили собрания, вечеринки, где читали научные рефераты и собственные художественные произведения. Чачот написал белорусские стихотворные обращения к именинам председателя общества Ежовского (19.3.1819 г.), Малевского, на приезд Мицкевича, образная система которых целиком опиралась на поэтику белорусских народных песен.

В 1823 году общество филоматов раскрыли, многих его членов (Одынец, Дамейко, Мицкевич, Петрашкевич, Ходько, Чачот и др.) были арестованы.

В 1824 году некоторых из них выслали в глубину России. Зана осудили на неволю в крепости.

Шляхетская интеллигенция и студенты в Беларуси начали объединяться в кружки и общества с целью выработки и достижения своих общественных идеалов. Участники организаций имели тесные связи с общественным движением в Польше и прогрессивно мыслящими людми в России для борьбы против самодержавия.

В \(1817\) г. по инициативе студентов Виленского университета Адама Мицкевича , Томаша Зана , Яна Чечота было создано Общество филоматов (любителей наук).

Члены общества ставили перед собой цель самосовершенствования и углубления своих научных знаний и литературно-художественных способностей, содействия всеобщему просвещению и общественной работе на благо Родины.

PhilomathesPhilarethes.jpg

На собраниях они слушали и обсуждали научные доклады и литературные произведения. Филоматы призывали:

сохранять родителей своих полезные обычаи имея в памяти отвагу и подвиги предков, брать пример с них по мере сил своих и состояния.

Краеведческая деятельность филоматов положила начало исследованию фольклора, обычаев и верований местного населения.

мицкевич.jpg

Кроме распространения просвещения в обществе филареты пропагандировали идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и предоставления народам права независимости.

medal.jpg

И. Домейко, один из членов общества филоматов. После участия в восстании \(1830\) — \(1831\) гг. выехал в Чили, где занимался изучением геологии и минералогии. Занимал должность ректора университета в Сантьяго. За выдающиеся научные достижения был объявлен национальным героем Чили.

Читайте также: