Сообщение о детях с ограниченными возможностями

Обновлено: 02.07.2024

Существуют группы заболеваний, которые не приводят к инвалидности, но ограничивают жизнедеятельность людей. Дети с ограниченными возможностями – это дети, заболевание которых приводит к снижению качества жизни, но при лечении и использовании медицинской техники они могут и впоследствии жить и обслуживать себя самостоятельно. Не все знают, про ОВЗ и инвалидов, в чем отличие между ними.

Дети с ОВЗ – это дети с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это пациенты с заболеваниями, в результате которых они отличаются по функциональным возможностям от других людей. Болезнь снижает качество жизни, но не приводит к инвалидности.

Дети-инвалиды – это несовершеннолетние дети, заболевание которых приводит к ограничению передвижения, отсутствию возможности самообслуживания, функционированию без помощи посторонних лиц.

Если своевременно обнаружить патологию и начать медикаментозное, физиотерапевтическое лечение, провести хирургическую операцию, можно держать болезнь под контролем. При некоторых дефектах используют медицинскую аппаратуру, например, слуховой аппарат, с помощью которого устраняется недостаток функции слуха.

Некоторые родители интересуются, кто относится к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями. Если рассматривать группы детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в чем разница определяется следующими факторами:

  • при ОВЗ имеется заболевание, которое снижает функциональность его жизни, но не ограничивает полностью, в дальнейшем он будет трудоспособен;
  • инвалиды не могут существовать без помощи посторонних людей, при 1 и 2 группе отсутствует способность к труду после наступления совершеннолетия.

Если люди считают, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды – это одно и то же, они ошибаются. Государство разграничивает эти понятия.

Классификация по группам функциональных нарушений

Чтобы установить диагноз, важно обратиться к врачу. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это несовершеннолетние дети с заболеваниями, нарушениями развития, относящиеся к различным группам.

  1. Первая группа: дефекты слуха. В результате заболевания слух у пациентов снижается частично или отсутствует полностью.
  2. Вторая группа: дефекты зрения. Пациенты могут быть слабовидящими или слепыми.
  3. Третья группа: дефекты речи. Пациент может не правильно излагать свои мысли устно или письменно.
  4. Четвертая группа: нарушение функции интеллекта. Задержка психоэмоционального развития или умственная отсталость.
  5. Пятая группа: патологии опорно-двигательного аппарата. К этой категории относятся неврологические расстройства, приводящие к ограничению возможностей функционирования конечностей. Чаще определяют церебральный паралич.
  6. Шестая группа: комплексные патологии. Здесь комбинируются различные виды групп. Например, нарушение психоэмоционального развития, глухота.

Если брать категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разница составляет в заболеваниях, приводящих к установлению определенной категории.

Дети с нарушением слуха

Заболевания делятся на несколько категорий:

  • абсолютная глухота с патологией слуховых труб, других анализаторов, из-за чего человек не может накопить словарный запас;
  • слабая слышимость окружающих звуков, то есть способность улавливать частично некоторые звуки, что влияет на формирование мыслительных способностей памяти.

Если с малышом обратиться к врачу, можно откорректировать отдельные черты и манеры поведения у специалиста. У пациента увеличивается качество других органов чувств.

Пациент отличается следующими свойствами:

  • сниженная функция мышления;
  • ограниченный или отсутствующий словарный запас;
  • отставание от сверстников.

Недостатки корректируются при продолжительной терапии у врача.

Серьезные нарушения речи

С помощью речи пациент учится контактировать с другими людьми, родителями. Он может объяснить свои потребности, развиваться интеллектуально.

Если существует расстройство функции, необходима коррекция. Иначе возможно постепенное отклонение интеллектуальной деятельности. Проведенная терапия дает гарантию на улучшение мыслительных процессов, установление их на уровне сверстников.

Соматические заболевания

Внешне пациенты с соматическими заболеваниями ничем не отличаются от здоровых детей. Однако эта категория записана в классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. В некоторых случаях серьезные заболевания внутренних органов приводят к отклонению в следующих областях:

  • мыслительная функция;
  • восприятие передаваемой информации;
  • желание познавать окружающую действительность;
  • личностный рост.

Помимо медикаментозного лечения, физиотерапевтических процедур, хирургических операций необходим стимул для развития. Этого можно достичь при помощи грамотного психотерапевта, постоянного контакта с близкими людьми.

Умственное отставание

К умственной отсталости относятся следующие категории заболевания:

  • дебилизм;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Качество жизни пациентов резко снижается. Их родители хотят знать ребенок с ОВЗ и ребенок инвалид, в чем разница, можно ли получить группу при наличии этой патологии.

Пациент с психиатрическим отклонением относится к ОВЗ. Заболевание возникает в результате повреждения коры головного мозга в момент внутриутробного развития. В некоторых случаях болезнь может возникнуть сразу после рождения. Интеллект пациентов снижен. Задерживается развитие психоэмоционального фона, образуется заторможенность, недоразвитость речевого аппарата.

В дальнейшем пациенты определяются, как недееспособные, они не могут существовать без посторонней поддержки. Тогда им устанавливается статус инвалида.

Отклонения психического развития (ЗПР)

В отличие от предыдущей группы, дети характеризуются следующими качествами:

  • сохраненные функции психоэмоционального развития, умственные способности;
  • отсутствие сосредоточенности при продолжительной нагрузке;
  • отсутствие внимания;
  • снижение качества целенаправленной деятельности.

Больные не могут ясно воспринимать окружающий мир, людей. Память пациентов работает не так, как у других людей. Они плохо ориентируются в пространстве. Могут определять лишь отдельный предмет, теряя концентрацию на всех остальных объектах пространства. Пациент характеризуется тревожностью, которая с возрастом только усиливается.

Нарушение и расстройства опорно-двигательных функций

Часто эту группу пациентов представляют пациенты с детским церебральным параличом, которые характеризуются следующими качествами:

  • нарушение координации движения, речи;
  • отставание в психоэмоциональном развитии;
  • затрудненность волевых качеств;
  • соответствие умственной деятельности по возрасту.

Пациент осознает отличие от других людей, поэтому не может или не хочет контактировать с группой, например, в условиях школы или детского сада. В особо тяжелых случаях ребенку устанавливается инвалидность.

Аутизм

При заболевании пациент замкнут в самом себе. Окружающий мир не интересен. Он не хочет и не может контактировать с остальными людьми. Пациент характеризуется следующими качествами:

  • снижение или полное отсутствие коммуникативных функций;
  • замкнутость в себе;
  • безразличие к близким и родственникам;
  • повышенная возбужденность вод воздействием малейшего стресса;
  • одинаковое поведение во всех обстановках;
  • нарушение вербальных функций.

Родители не сразу замечают патологию. Диагноз ставится психотерапевтом при продолжительном осмотре пациента.

Дети, у которых ограничивается и нарушается функция жизни, не способны быть в социуме, жить наравне с остальными людьми. Учитываются показатели адаптации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в государственных образовательных организациях. Для некоторых пациентов могут потребоваться отдельные условия для обучения и социализации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовила учитель начальных классов:

В настоящее время в России неуклонно растет количество детей с врожденными и наследственными заболеваниями. В связи с этим возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов. Мы с Вами, как никто другой, ощущаем это в полной мере.

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. У них в силу физических или психических дефектов имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира. Поэтому они нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы.

Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество должно учесть и принять, в этом и есть основной смысл инклюзивного образования.

Дети с ОВЗ в развитии направлены на приобретении социального опыта. Путь к социализации у них отличается от общепринятого. Психические и физические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему. Поэтому к каждому ребенку нужно подходить строго индивидуально в вопросах выбора пути развития и образования.

Дети с ограниченными возможностями здоровья характеризуются рядом особенностей.

Развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности у детей, имеющих аномалии в развитии, происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, все эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У таких детей гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая деятельность, с трудом и в меньшей степени формируются учебные интересы и навыки. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание в памяти, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществлять напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается, теряет интерес к занятиям. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения у таких детей мало сбалансированы, ребенок либо возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с одноклассниками, либо наоборот, скован, заторможен, пуглив, плаксив и тревожен. Эти дети очень быстро попадают в ряды хронически неуспевающих. У учителя возникает вопрос: как учить такого ребенка? Как учитывать особенности здоровья каждого конкретного ребенка?

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

В нашей школе обучаются дети с нарушением интеллекта и с задержкой психического развития, у которых имеются различные заболевания. Педагогам необходимо понимать: эти дети имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение должно быть направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучение ребенок с ОВЗ. Совокупность методов обучения – это путь познания окружающей действительности, который предлагается детям. Путь, который определяет характер умственного развития, реализует возможности усвоения знаний, формирует черты личности учащегося. В школе и на индивидуальных занятиях учителя работают с детьми с ОВЗ на протяжении всех этапов урока (разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося). И на каждом этапе урока могут быть использованы те или иные методы и приёмы.

Учитывая особенности детей с нарушением интеллекта, педагог для достижения целей и задач пользуется следующими методами:

Дадим краткую характеристику некоторым методам обучения.

Рассказ – форма изложения учебного материала, представляющая собой словесное описание событий, фактов, процессов, явлений в природе и обществе, в жизни отдельного человека или группы людей.

К рассказу предъявляются следующие требования:

- определенность темы и содержания (запоминается лучше и усваивается легче);

-четкость структуры(должен иметь четкую структуру: начало, развитие событий, кульминацию, финал);

- эмоциональность (связь рассказа с личным опытом ученика, с местными условиями, событиями).

Объяснение –метод овладения теоретическим учебным материалом. Особенность – теоретические доказательства, которые предполагают:

- постановку познавательной задачи;

-строгий, тщательный подбор фактического материала;

- определенную форму рассуждений: анализ и синтез; наблюдения и выводы; индукция и дедукция;

-использование иллюстративного материала;

Работа учащихся с учебником, книгой является одним из действенных методов овладения учебным материалом. Умения и навыки работы с книгой, сформированные в школе, сохраняются на всю жизнь.

Требования: - каждый ученик должен уметь находить то место, которое изучается;

-учитель должен дать краткий и четкий инструктаж по выполнению задания;

- учащиеся должны находить главное в процессе работы с книгой, опорные пункты, не стараясь запомнить все подряд.

Использование метода демонстрации позволяет проводить работу по развитию у учащихся круга элементарных представлений и ставит своей задачей, с одной стороны, обогащение и систематизацию имеющегося у детей опыта, с другой – учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них главные черты, сравнивать, обобщать, устанавливать свое отношение к объекту.

Наблюдения и лабораторные работы . Основная цель – развитие навыков самостоятельной работы учащихся и их наблюдательности.

Экскурсии – один из самых распространенных методов обучения. Ценность его заключается в том, что дети учатся наблюдать натуральные объекты в реальных, естественных условиях. Экскурсии имеют общеобразовательное и специальное учебное значение.

Практический метод – использование игр, занимательных упражнений, соревнований.

Наиболее существенным признаком, отличающим методы обучения, применяемые в школе, является их коррекционно-развивающая направленность.

  • Подачу на каждый урок учебного материала малыми порциями;
  • Максимальную развернутость и раздроблённость сложных понятий и действий;
  • Замедленность обучения и частую повторяемость формулируемых действий;
  • Постоянную опору на чувственный опыт учащихся;
  • Руководство действиями учащихся вплоть до совместного выполнения их учителем и учеником и др.

Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.

Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.

Далее ведущим методом становится беседа, а наглядно-практический как дополнительный.

Наши ученики не могут одновременно усвоить большой объем материала. И мы должны четко понимать, что отдача будет минимальна, потому что мы работает с особыми детьми и они в силу своих физических и психических данных не могут освоить программу наравне с обычными детьми. Поэтому необходимо дробление учебного материала на небольшие части. Сообщаемый только в словесной форме учебный материал, неподкрепленный наглядными или практическими действиями, слабо понимается школьниками, не запоминается, поэтому важно сочетать эти методы. У школьников связи между словесными и наглядными компонентами образуются с большим трудом и требуются специальные методические приемы, обеспечивающие эту связь. Так устное изложение педагогом должно сочетаться с показом наглядных пособий, графическими и иллюстративными работами, закрепляться частыми повторениями, самостоятельными работами и упражнениями, направленными на развитие активности учащихся. Пример: на уроках чтения и развития речи учителем часто используется метод иллюстрирования, детям легче запоминают произведение, если они нарисовали главных героев или событие из текста.

Ценность того или иного метода достигается лишь в том случае, если он:

а) ведет не только к усвоению знаний и способов действий, но и обеспечивает надлежащее воспитание, общее развитие школьников;

б) делает обучение максимально доступным и посильным для обучающихся на основе учета их познавательных возможностей на различных возрастных стадиях;

в) обеспечивает высокий уровень сознательности и прочности усвоения учебного материала;

г) приводит к усвоению знаний в определенной системе, к формированию навыков и привычек систематической работы по самостоятельному приобретению знаний;

д) предоставляет возможность для учета индивидуальных особенностей учащихся, рационального сочетания фронтальной и индивидуальной работы;

е) способствует максимальной активизации учебной деятельности школьников.

Немалое значение имеет также сочетание различных методов, которое зависит не только от характера и содержания учебной дисциплины, дидактических задач, подготовленности обучающихся, но и состава класса. Например, одним обучающимся успешно сделать пересказ помогает использование беседы и иллюстративного блока, другие лучше и полнее рассказывают с опорой на словесный план, третьим ученикам нужно сочетание иллюстративного блока, беседы по прочитанному, чтение отрывков из текста.

Среди учеников с особыми образовательными потребностями (особенно среди учащихся младших классов) велико количество детей с различными дефектами речи. И хотя над исправлением этих дефектов работает специалист-логопед, тем не менее это не умаляет роли учителя. Каждому учителю необходимо работать над выразительностью своей речи. Работая с детьми, имеющими проблемы с речью, необходимо самому уметь выразительно читать и рассказывать, выразительно говорить. Своей интонацией учитель оттеняет своеобразие излагаемого материала, делая его доступным для понимания учащихся.

Усвоение учебного материала обуславливает темп речи учителя. Если учитель говорит быстро, то мысль ребенка не успевает за речью учителя, внимание быстро снижается, работоспособность падает. Ученик уже ничего не слушает и не слышит, он выключается из работы.

Темп речи учителя имеет большое значение на всех периодах обучения, но совершенно исключительное значение он имеет на занятиях в младших классах. Спокойная, ровная, но не лишенная эмоциональной окраски речь педагога дает большой эффект. Она должна быть проста в структурном отношении, понятна учащимся и немногословна. Такие требования к речи педагога предъявляются, потому что в условиях обучения детей с ОВЗ она является средством коррекции мышления учащихся.

Успешная организация урока в классе, где обучаются дети с ОВЗ, зависит от многих факторов: хорошего знания педагога возможностей каждого ученика, обеспечения щадящего и охранительного режима, учета личностных и индивидуальных особенностей каждого ученика. Но еще урок зависит от настроения, которое начинается с того самого момента, когда наши ученики только переступают порог класса. Дети, которые обучаются в наших школах, в основном, ведомые, им свойственно подражание; поэтому нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны, в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя.

Любой урок – это, прежде всего, общение. Коррекционно-развивающий урок необходимо строить так, чтобы детям было интересно общаться с педагогом, узнавая одновременно что-то новое, закрепляя пройденный материал, применяя знания в новых условиях. Особенность организации работы с детьми с нарушением интеллекта в том, чтобы коррекционно-развивающая направленность урока была не одним моментом или видом работ, а всем уроком, его содержанием, психологической атмосферой и добрым отношением друг к другу. Пусть дети работают каждый в своем темпе, каждый с учетом своих возможностей и приходят к концу урока к общим выводам и итогам. Наиболее продуктивная форма работы на уроке -коллективная. Когда школьники имеют возможность с помощью учителя обсудить какой-то вопрос или задание все вместе.

Для реализации некоторых выше перечисленных методов обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи; не все обучающиеся с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь специалистов: учителя – логопеда и педагога – психолога. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, тогда когда дети уже имеют некоторый опыт подобной работы. Поэтому, здесь будут наиболее приемлемыми следующие методы:

  • объяснительно –иллюстративный;
  • частично поисковый;
  • коммуникативный;
  • информационно – коммуникационный;
  • метод проектов;
  • методы контроля;
  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ можно использовать следующие приёмы обучения:

Использование магнитных букв, слов при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

Составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить. Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.

Использование презентаций и фрагментов презентации по ходу урока, тренажёров для гимнастики глаз. На слайдах можно разместить необходимый учебный материал, цветные фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.

Использование всего разнообразия существующих методов и приемов обучения позволяет педагогу чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Объединяя соответствующим образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, учитель может стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с ОВЗ, что за диагноз

Ограничения и нарушения в процессе ведения нормальной жизнедеятельности особенно ощутимы у детей, так как они хотят играть, бегать, быть активными и тд. Поэтому при наличии проблем со здоровьем у малышей возникает масса трудностей, в том числе, психологического характера. В таких случаях моральные страдания испытывают не только дети, но и их родители.

Как бы там ни было, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) считают особой категорией, когда требуются специальные условия для их воспитания, образования, социальной адаптации. Чем больше ребёнок с ограничениями по здоровью будет приспособлен, лучше обучен и самостоятелен в жизни, тем успешнее можно считать реализацию задач государства в отношении таких граждан.

Что такое ОВЗ?



Под рассматриваемым определением (в полной и краткой форме) понимается достаточно много нарушений. Например, это могут быть сенсорные, психические, физические аномалии. Дефекты являются либо постоянными, либо временными. В первом случае проблемы со здоровьем препятствуют ведению обычного образа жизни, а также вынуждают адаптироваться к разным сферам и к своим состояниям с учётом особенностей. Во втором случае, к примеру, могут быть выявлены переломы костей, так что ограничения носят не хронический характер и есть возможность восстановления прежних возможностей.

Как отмечают специалисты, при не проходящих аномалиях лица с ОВЗ имеют психологические проблемы, в частности:

- неумение испытывать уверенность в себе.

Психологическая работа с такими детьми запускается с рождения, а в дошкольный период начинается соцадаптация и инклюзивное обучение. К слову, в зависимости от степени проявления нарушений допустимо надомное образование.

В целом работа с особыми детьми строится в зависимости от пострадавшей области, то есть:

1) если нарушены память, речь, мышление и другие психические процессы, применяется коррекционная программа с определённым темпом обучения, чтобы дети с ОВЗ в дальнейшем жили обычной жизнью, хотя для выполнения повседневных задач им потребуется больше времени и тд;

2) при заболеваниях дыхательной системы, сердца и других недугах, отражающихся на работе всего организма, необходима медицинская помощь по плану, что не мешает ребёнку с особенностями находиться в обычной группе ДОУ или в классе без риска для себя и других;

3) слуховые, зрительные и прочие сенсорные аномалии подразумевают, что обучение будут вести педагоги со спецобразованием, а также использующие специальные учебные пособия, инструменты, например, слепым и слабовидящим нужно освоить шрифт Брайля, а глухим и слабослышащим — язык жестов;

4) проблемы двигательного (статодинамического) характера означают в первую очередь, что ребёнок в инвалидной коляске нуждается в инклюзивном обучении, комфортной психологической атмосфере.

Комбинированные группы ОВЗ

В данном материале часто упоминается образование здоровых людей с нездоровыми (инклюзия). На практике это значит, что в детских садах и школах создают комбинированные группы с целью преобразования обучающей среды, в рамках которой:

- при необходимости дополнительно консультируют родителей;

- психолог, дефектолог, логопед и другие специалисты осуществляют совместное обучение;

- с каждым ребёнком работают по индивидуальному плану развития, проверяя результаты;

- адаптируют общую образовательную деятельность для вовлечения в образовательный процесс всех детей независимо от наличия или отсутствия ОВЗ.

Подходящие для детей с ОВЗ условия создаются в обычных садах и школах, при этом учителя и воспитатели должны пройти переподготовку, чтобы иметь возможность взаимодействовать с разными детьми. Если работа была продуктивной, обладатели ограничений по здоровью становятся более адаптированными, уверенными, чувствуют себя лучше. А их здоровые сверстники могут научиться сочувствию, толерантности, принятию.

Категории детей с ОВЗ

Педагоги традиционно разделяют детей с особенностями развития на категории с учётом имеющегося нарушения. Речь идёт о детях, имеющих:

- задержку психического развития;

- нарушения опорно-двигательного аппарата;

- проблемы со зрением — слабовидящие и незрячие (данная группа меньше первой);

- аномалии в эмоционально-волевой сфере, включая состояния аутистического спектра;

- речевые и интеллектуальные аномалии — здесь есть деление по степеням, при некоторых из которых нормальное обучение невозможно;

- слуховые нарушения — глухие с рождения, столкнувшиеся с проблемой позже, а также способные слышать слабо;

- комплекс проблем, когда присутствуют проблемы из разных сфер, к примеру, с речью, движением, интеллектом.

Ориентируясь на конкретный случай, практикуют определённый принцип работы. Скажем, свои особенности есть у детей, отнесённых к категории ОВЗ с рождения или чуть позже. Если нарушения очень ранние, ребёнок привыкает к ним и может обучаться по спецпрограмме с первых дней жизни.

Если проблемы со зрением, слухом и тд, произошли к моменту получения ребёнком некоторого багажа знаний, коррекционная программа может даваться с трудом. Приходится учиться жить с сохранившимися способностями собственного тела.

Возможности детей с ОВЗ



Для реализации эффективной работы необходимо точно представлять, что будет доступно и понятно для каждой категории детей. Каждый тип имеет спектр возможностей, а именно:

1. При нарушениях слуха любой степени дети плохо понимают и усваивают устную речь, поэтому уровень их эмоционального и интеллектуального развития снижается, а вот обучение в специальной школе под контролем дефектолога, сурдолога, психолога даёт хорошие результаты.

2. Слабовидящие и слепые дети познают мир через осязание и слух, им нужно представить внешний вид предмета для развития речи, поэтому в образовательный процесс обязательно вовлекается логопед (научит соотносить слова с предметами). Также полезны занятия физкультурой для улучшения координации движений.

3. Речевые аномалии, не сопровождающиеся интеллектуальными, могут посещать обычное образовательное учреждение. Вне группы ребёнок индивидуально занимается с психологом, дефектологом, логопедом. Так как мнения специалистов относительно обучения в спецшколе или вместе со здоровыми детьми в данном случае разные, решение следует принимать только персонально.

4. При ЗПР или особенностях умственного развития играет роль степень нарушения. В лёгких случаях на фоне медленного развития речи можно учиться. В будущем такой ребёнок сможет нормально ухаживать за собой, выполнять простую работу. Если имеет место средняя степень умственной отсталости, обучение показано специальное в узком кругу. При выходе из группы необходим постоянный присмотр. Что касается тяжёлых нарушений, обучение при их выявлении считается невозможным.

5. Расстройства аутистического спектра различаются по синдромам. Но в целом рекомендуется начать оказание психолого-педагогической помощи малышу как можно раньше, потому что это позволит лучше адаптироваться в дальнейшем. Например, при синдроме Аспергера симптоматика во взрослом возрасте полностью исчезает у 20 % людей, хотя сложности с некоторыми навыками останутся (неспособность к эмпатии, трудности с общением).

Сопровождение детей с ОВЗ

Данный процесс включает в себя такие направления психолого-педагогической работы, как:

- диагностика через наблюдение, анкетирование, тестирование – специалисты в ходе индивидуальной работы определяют степень ограничений ребёнка в личностном плане и в вопросах получения образования;

- подготовка индивидуального плана для последующей коррекции нарушений и создания особых условий обучения;

- собственно процесс получения знаний, навыков, периодической диагностики, консультирования родителей.

Кстати, родители могут выбрать учебное заведение для ребёнка — с инклюзивным или специальным образованием. Но многое зависит от фактического состояния малыша, его умений и тд. А некоторым больше подходит домашнее образование, хотя оно и считается не способствующим развитию бытовых, социальных навыков и пр.

Школы для детей с ОВЗ



Многие современные школы стремятся работать на принципах инклюзивного образования, то есть для удобства и самостоятельности детей с ограничениями по здоровью обустраиваются и оборудуются классы. Обучение происходит по адаптированным программам, причём ребёнку с ОВЗ со стороны учителей должно предоставляться особое внимание без ощущения своей ущербности, слабости.

Специальную работу проводят и со здоровыми школьниками — их учат адекватно общаться с особыми детьми, принимать их ограничения и тд. Таким образом стремятся создать комфортную обстановку в классе, повысить образовательный уровень и мотивацию к усвоению материала.

Дети ОВЗ в детском саду



Так как особые группы в детсадах стали создаваться недавно, не все понимают, о чём идёт речь. Дело в том, что теперь право на обучение детей с ОВЗ вместе со всеми подлежит строгой защите, поэтому родители выбирают, где их ребёнок получит основные знания:

- в обычном классе;

- в специальном коррекционном садике (или группе);

- в группе у специалиста, знающего принципы инклюзивного образования.

Последний вариант предпочтительнее, так как интеграция нездорового ребёнка к обычным сверстникам происходит грамотно. В частности, для дошколят с особенностями создаётся безбарьерная образовательная среда, гарантирующая равенство со всеми, но не отменяющая сопровождение специалистов (психологов, медиков), оценку уровня адаптации и взаимовлияния одних детей на других.

Работая с детьми с ОВЗ, особенное внимание уделяют:

- физическому воспитанию по индивидуальному плану, в котором есть различные упражнения, в том числе, направленные на коррекцию дефектов;

- познавательному интересу, позволяющему стимулировать интерес ребёнка к познанию мира с ориентировкой на его особенности (заторможенность, излишняя активность и пр);

- социальной коммуникации – так как сложности с общением и самооценкой есть даже у малышей с ограниченными возможностями, педагоги дополнительно развивают их социальные навыки, уверенность, способность взаимодействовать со сверстниками.

НОДА — что это в ОВЗ?



Расшифровывается понятие, указанное в подзаголовке, как нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Большинство детей с такой проблемой в состоянии учиться в обычных школах, если двигательные нарушения позволяют это делать.

Важно создать условия для обучения и жизни, чтобы ребёнок имел возможность делать всё сам (и перемещаться тоже). Но если школа не доступна, обучают на дому или дистанционно.

Отметим, что часть детей имеет диагноз ДЦП, поэтому аномалиям со стороны опорно-двигательного аппарата нередко сопутствуют проблемы в интеллектуальной сфере. По итогу им необходимо обучение с учётом присутствующих ограничений.

Если НОДА спровоцированы органическими повреждениями мозга, специалисты могут выявить у ребёнка сложности с речью, мышлением, восприятием. При этом нарушения интеллекта будут тем сильнее, чем раньше возникло поражение органа.

В целом дети с НОДА могут иметь особенности поведения, к примеру:

- высокую эмоциональную возбудимость;

- чрезмерная эгоистичность, инфантильность;

- руководство исключительно эмоциями удовольствия;

- нежелание подчиняться требованиям и правилам коллектива.

Усилия специалистов при работе с такими детьми направлены на адаптацию их поведения согласно установленным нормам, рамкам. Например, ребёнок учится соблюдать правила, уважать окружающих и держать свои эмоции под контролем.

Оформление статуса и льготы при ОВЗ

Чтобы войти в число льготников, необходимо сначала получить статус ОВЗ. Данный процесс подразумевает:

- обращение к лечащему врачу за подтверждением особенностей у ребёнка и получением направления на медкомиссию;

- прохождение осмотра у каждого рекомендованного специалиста, где фиксируются ограничения, мешающих нормальному усвоению программы обучения (врачи выдают соответствующие справки);

- присвоение особого статуса.

Итоговую справку выдают только на государственной психолого-медико-педагогической комиссии. Справка актуальна в течение одного календарного года и не даёт никаких пособий, материальных благ малышу и его родителям (официальным представителям).

При этом детям с ОВЗ положены различные льготы, а именно:

- возможность обучаться по инклюзивной программе;

- безвозмездное питание в столовой учебного заведения;

- бесплатная дефектологическая, психологическая, логопедическая помощь;

- дополнительное время при сдаче выпускных экзаменов в школе.

Чем отличается рёбенок с ОВЗ от ребёнка-инвалида?



Хотя в широком смысле все инвалиды относятся к категории лиц с ограниченными возможностями, не любое ОВЗ даёт право на установление инвалидности и получение преференций. То есть обозначенные понятия — это не одно и то же.

К примеру, дети-инвалиды не в состоянии обслуживать себя сами, испытывают большие проблемы с обучением, передвижением и тд. Их жизнедеятельность сильно ограничена. А дети с ОВЗ, несмотря на недостатки в здоровье, могут обучаться в спецусловиях.

Кроме того, статус ОВЗ подтверждается справкой из ПМПК, а инвалидность — федеральной медико-социальной экспертизой. Есть разница и в льготах: дети-инвалиды получают денежные выплаты (пенсию и не только), а обладатели ОВЗ могут рассчитывать только на особое обучение.

ФГОС в отношении детей с ОВЗ

Указанная аббревиатура расшифровывается как Федеральный государственный образовательный стандарт. Имеются в виду особые требования, предъявляемые к российским учебным заведениям с целью создания преемственности и единства различных обучающих программ.

Как отмечалось выше, образовательную программу для детей с ОВЗ строят по принципу доступности в плане получения знаний, причём по соответствию ФГОСам. Речь идёт о федеральных стандартах ОВЗ, где представлены рекомендации, касающиеся обучения детей с ограничениями по здоровью.

ФГОСы требуют от ДОУ и школ:

- создания безбарьерной среды;

- написания и применения обучающих спецпрограмм;

- реализации комплексного подхода к ученикам в индивидуальном порядке;

- реализации психолого-педагогических условий для выявления и удовлетворения образовательных потребностей детей с нарушениями.

Работать по ФГОС ОВЗ могут в учебных заведениях, осуществляющих инклюзивные программы. Здесь, как и в привычных заведениях, следуют принципам гуманизма, индивидуальности. Для обычных садов и школ действуют стандартные ФГОСы.

Также благодаря ФГОСам, перевод ребёнка (здорового или с ОВЗ) из одного садика в другой (или из школы в школу) должен пройти без особых сложностей. Но в случае с особыми детьми важно, чтобы в новом учреждении работали воспитатели и учителя, прошедшие подготовку.

В заключение ещё раз отметим, что ранняя педагогическая, психологическая, медицинская поддержка детей с ОВЗ (а их достаточно много), обеспечивает им успешную социальную адаптацию. У большинства таких граждан даже при инвалидности есть возможность учиться и взаимодействовать со сверстниками. Кстати, от отношения здоровых взрослых и детей к особенным членам общества качество социализации тоже зависит. Поэтому не последнее значение имеет психолого-педагогическая работа с обычными детьми, их родителями. Только совместными усилиями можно достичь толерантности и высоких результатов в разных сферах, включая, процесс обучения.

Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе.

Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в едином социуме. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - создание у ребенка положительной установки на посещение детского сада и активное включение его в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую воспитателю необходимо ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). Эта же задача решается воспитателем и в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Воспитателю необходимо предусмотреть увеличение времени , отводимого на режимные моменты, прием пищи, различные упражнения на релаксацию(дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, тактильные панно и коврики, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему шаблону в определённом порядке у всех людей, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с арсеналом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями, а также качеством движений. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

Соответственно при плантровании работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие проприоцепции (способность чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение), которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Мигель Л.А.считает, что:

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию и переработке информации, Это проявляется в необходимости более длительного времени для этих процессов. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.; мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления. Дети часто не могут установить симметричность, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое, ..

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

Григоренко Н.Ю. отмечает, что: «следует особо акцентировать внимание:

на определении сохранности познавательного развития для дальнейшей оценки первичности или вторичности проявлений речевого дизонтогенеза в структуре отклоняющегося развития ребенка с ОВЗ;

на наличии или отсутствии мотивации ребенка к общению в целом, и к речевому общению в частности;

на способность воспринимать и распознавать ребенком обращенную к нему речь (на развитии речевого слуха и фонематического слуха как его компонента);

на уровне понимания ребенком обращенной к нему речи;

на отсутствии или наличии невербальных средств общения (взгляда, мимических средств, жестов, эмоционально коммуникативных поз, тактильных контактов, вокализаций);

на отсутствии или наличии вербальных средств коммуникации;

на том, что говорит ребенок - есть ли только отдельные соотнесенные слова, или фраза, или начатки связного высказывания; качество лексического наполнения, возможности грамматического конструирования высказывания;

Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

Нарушения двигательного, эмоционального, познавательного развития часто приводят у детей с ОВЗ к возникновению трудностей в овладении навыков самообслуживания и социально-бытовых навыков. Часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одевания, общегигиеническими навыками, культуры поведения. В процессе овладения этих навыков важно тренировать их как в повседневной жизни, так и играх и упражнениях. Постепенно помощь воспитателя, или родителя уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий. Необходимо стремится к осознанности детьми выполняемых действий, а также обратить внимание на формирование мотивации к овладению навыков.

Социальное развитие детей затруднено. Они часто слабо владеют нравственно-этическими нормами поведения, держат дистанцию в общении со сверстниками. Воспитателю необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Учебный процесс по индивидуальным маршрутам для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе. Действие коррекционной методики направлено на полное или частичное устранение отклонений.

Основными принципами обучения являются:

мотивирование к учебному процессу;

единство совместной деятельности; помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление (

Взаимодействие специалистов и родителей

Работа с семьей - важнейшее направление в системе сопровождения детей с отклонениями в развитии, так как семья – это первое звено в процессе социализации такого ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать положительную мотивацию к сотрудничеству с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего малыша, либо стиль воспитания и взаимодействия с обществом в силу сложившихся в семье традиций отвергает необходимость прислушиваться к мнению педагогов.

Соответственно можно определить план работы специалистов с семьей:

1. Налаживание тесного взаимодействия с семьями, привлечение активных родителей к сотрудничеству, пассивных – к участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники).

Читайте также: