Сообщение о вятском святом

Обновлено: 05.07.2024

Иногда его зовут Преподобный Трифон Пермский и Вятский, показывая, что в его жизни было два важнейших периода.

Что привело юношу из Новгородских земель на Урал? Трофим был незнатного происхождения, а также не мог внести за себя выкуп на содержание в крупном монастыре, таком как Соловецкий. Для таких как он, крестьянских детей доступны были небольшие и недавно созданные обители. Трофим потратил на поиски такого монастыря много лет, пока судьба его не привела на Урал, во владения Строгановых, в городок под названием Орел.

Так начался Пермский период подвижничества Трофима.

Почти год 22 летний Трофим прожил в качестве юродивого в г.Орел, собирая милостыню на паперти, там и жил, носил ветхую одежду и терпел насмешки и оскорбления. Давайте вспомним, что за люди жили в те времена на Урале. Местные коренные жители – вогулы и остяки, небольшие поселения русичей, большая часть земель занимала непроходимая тайга. Благодаря деятельности династии Строгановых край стал активно развиваться, численность населения неуклонно росла за счет местного населения, и пришлых людей разных национальностей. Строгановым надо было развивать солеварение, для этого требовались работники, вот и принимали всех.

1- е испытание

Тяжела была участь юродивого среди такой разношерстной публики. Вот однажды зимой Трифон шел по краю высокого обрыва, где ему повстречались строгановские приказчики. Потехи ради они сбросили его с обрыва в низ в глубокий сугроб, а затем испугались, что погубили юродивого. Каково же было их удивление, когда они увидели, что юноша совсем не пострадал, снег таял на лице его, а сам он молился за обидчиков, чтобы Господь простил их. Дивясь терпению и кротости Трофима приказчики попросили у него прощения.

Об этом случае стало известно самому Якову Строганову. Он призвал к себе Трофима и попросил помолиться за своего больного сына Максима. Ни знания народной медицины и целебных трав, ни молитвы не помогали пятнадцатилетнему сыну Якова, он умирал. Трофим предложил вместе помолиться о выздоровлении болящего, и свершилось чудо, Максим выздоровел. В благодарность Строгановы направили молодого Трофима в монастырь в селе Канкор (Пыскор) .

Братья Строгановыми были глубоко верующими людьми, основали и всячески поддерживали Пыскорский мужской монастырь , который стал духовным и культурным центром вотчины Строгановых . Здесь, проведя в послушании несколько лет, Трофим принял монашество с именем Трифон.

2-е испытание

После выздоровления Трифон приобрел дар пророчества и исцеления. К нему стали стекаться люди со всей округи, это стало вызывать зависть и злословие среди братии. Трифон принял решение покинуть монастырь, сел на маленькую лодочку и поплыл вниз по Каме, в очередной раз предав себя Божьей воле. Так проплыл он около 150 км к устью реки Мулянка, и волной против течения лодочку вместе с Трифоном забросило вверх по речке на 5 километров до Гладеневской горы.

Здесь в пещере Трифон и поселился в уединении и молитве. Заезжий купец, торговавший с местными народами оставил Трифону инструменты и утварь, для поддержания жизни, среди них был и топор. Этим топором Трифон с Божьей помощью срубил ритуальное дерево язычников.

На склоне Гляденевской горы сохранился святой источник, который носит имя Трифона Вятского, близ села Култаево. На высоком берегу Камы здесь в XIX веке на средства князя Голицынв был построен прекрасный храм. Его было видно издалека всем, кто на своих судах шел вверх по Каме до Перми. Храм, возникший на высоком берегу, стал благословением и добрым знаком для судоходцев.

3-е испытание

После ухода Преподобного Трифона из Пыскорского монастыря , на монастырском соляном промысле стали иссякать колодцы. Приказчик Строгановых по просьбе настоятеля монастыря разыскали преподобного и упросили его вернуться в обитель. Вернувшись, Трифон, помолившись, обошел все колодцы , осмотрел их и указал, где нужно очистить скважины и солепроводы. После восстановительных работ колодцы снова дали рассол. Для братии этот случай стал уроком, они покаялись перед Трифоном, и он остался.

Люди тянулись к нему отовсюду, а он искал уединения. Он обратился к Строгановым с просьбой выделить ему какое-нибудь уединенное место. С разрешения Строгановых преподобный оказался на правом берегу реки Чусовой не высоком холме, где построил небольшую хижину и прожил здесь около 10 лет. Сюда потянулись к нему паломники, стали присоединяться отшельники, так появился третий на Урале после Чердынского и Пыскарского Успенский монастырь.

Но однажды случилось несчастье. Когда преподобный Трифон вместе с помощниками расширял пашню обычным для тех лет способом, выжигая лес, поднялся сильный ветер и случился большой пожар. В результате пожара полностью сгорели запасы дров для соляных варниц Строгановых – запасы были огромными. Дровосеки в гневе решили убить Трифона, они сбросили его с высокого крутого берега реки. Трифон не пострадал, спасаясь от погони, он сел в лодку без весел и против течения смог перебраться на другой берег реки.

Но от гнева Строгановых спастись не смог, по приказу Максима Строганова его посадили в яму на цепь. За это и был наказан. Иван Грозный, получив донос, наложил опалу на Строганова и посадил в яму рядом с Трифоном.

Максим приказал освободить Трифона, но взял с него клятву – покинуть вотчину Строгановых. Так закончился Пермский период жизни Трифона Вятского.

Вятский период жизни Преподобного Трифона.

После освобождения из ямы Трифон направился в Чердынский монастырь к своему духовнику игумену Варлааму, и получил благословение на создание монастырей на Вятской земле. В те времена на Вятке не было ни одного монастыря. Трудами преподобного Трифона возникли три монастыря – Слободской, Богоявленский и Хлыновский Успенский.

Жизнь в Пермском крае закалила преподобного, его вера окрепла, он научился ненависть и злобу побеждать силою любви. Вятское духовенство заметило необычного и никому не известного странника. И здесь потянулись к нему люди, преподобный помогал всем, постепенно становясь всеми уважаемым старцем, хотя всегда стремился к отшельничеству.

Преподобный Трифон много путешествовал, собирал пожертвования для монастырей. Посещал Москву, общался с Иваном Грозным и Федором Иоановичем. По царскому указу для монастырей выделялись земли, церковная утварь, книги, деньги.

Простые люди поддерживали старца, многие приходили поклониться к нему, писались многочисленные прошения, многие ходили в Хлыновский монастырь к теперь уже архимандриту Ионе с просьбой принять преподобного Трифона. И случился день, когда Иона встретил преподобного у ворот монастыря в окружении братии, пал к его ногам и умолял о прощении.

Последние годы жизни преподобный Трифон провел в монастыре в посте и молитве, готовясь к встрече с Всевышним.

Когда Трофим повзрослел, старшие братья решили женить его. Однако именно здесь их смиренный младший брат в первый и единственный раз проявил непослушание: он желал стать монахом или остаться в миру, пребывая ради Господа в безбрачии. Братья попытались соблазнить его, подослав к нему красивую служанку. Однако юноша остался непреклонен, и братья прекратили свои попытки устроить жизнь Трофима по своей, а не по Божией воле.

Эти слова глубоко запали в сердце богобоязненного юноши, и он решил посвятить себя служению Богу в иноческом чине. Трофим тайно покинул родительский дом и отправился в странствие по северным городам и селам, ища святой обители, в которой он мог бы остаться.

Странствия привели его на Вологодскую землю. Около года Трофим под видом нищего странника прожил в городке Орлове, претерпевая ради Христа голод, холод и обиды от людей. Его добровольное страдание было вознаграждено Господом, который прославил Своего угодника даром чудотворений.

После этого Трофим покинул и село Никольское. Странствия привели его в Спасо-Преображенский Пыскорский монастырь на берегу реки Камы. Здесь, по благословению настоятеля иеромонаха Варлаама, Трофим остался в качестве послушника. Позднее он был пострижен в монашество с именем Трифон. Несмотря на молодой возраст Трифона (к моменту принятия пострига преподобному Трифону исполнилось всего 22 года), его жизнь стала братии примером для подражания. Тяжелые монастырские послушания он выполнял с готовностью, без ропота; первым являлся в церковь на богослужения, строго постился, избегал праздного времяпрепровождения и разговоров. Спал молодой монах лежа на земле, а в летние ночи, обнажившись до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам.

Пустынное место, где поселился преподобный Трифон, пользовалось недоброй славой. По соседству обитали языческие племена остяков, а рядом с кельей преподобного находилось языческое капище и росла огромная ель, которой поклонялись местные язычники. На ветвях ели они развешивали свои дары – меха, полотенца, шелк, драгоценности. Язычники верили, что с человеком, дерзнувшим непочтительно отнестись к их заветному дереву, непременно произойдут неприятности. Демоны, жившие на месте капища, действительно устрашали и даже убивали тех, кто позволял себе посмеяться над почитаемым деревом или украсть что-нибудь из развешанных на его ветвях подношений. Поэтому остяки очень удивились тому, что рядом с капищем поселился какой-то бесстрашный пришелец. Вместе со своим старейшиной Зевендуком они пришли к преподобному Трифону, чтобы поглядеть на него и расспросить, как он осмелился устроить свое жилище в этом месте. На вопросы изумленных язычников преподобный Трифон ответил, что он – раб Господа Иисуса Христа, и рассказал им о Православной вере. Слушая преподобного Трифона, остяки несказанно дивились его словам. Их изумление достигло предела, когда преподобный Трифон уничтожил бесовское капище. Он готовился к этому подвигу четыре недели усиленной молитвой и постом. Затем, взяв с собой святую икону и повесив ее себе на грудь, он, как мужественный воин Христов, срубил посвященную бесам ель и сжег ее дотла вместе со всеми подношениями, висевшими на ее ветвях. Узнав об этом, местные языческие племена исповедали величие и силу христианского Бога и стали обращаться в Православие. Первыми приняли крещение дочери князя остяков Амбалы и князя вогулов Безяка (52, 389).

Пустынное уединение преподобного Трифона было прервано: братия Пыскорского монастыря, раскаиваясь в причиненных ему обидах, стала просить его вернуться в обитель. Преподобный Трифон, не помня обид, вернулся в монастырь. Здесь по его молитвам прекратились неполадки на монастырских соляных варницах. Преподобный исцелил своего недруга дьяка Василия, который тяжело заболел и слезно просил святого Трифона простить его.

18 января 1580 года преподобный Трифон в обличье убогого, никому неведомого странника пришел в город Хлынов (спустя два столетия он был переименован в Вятку). В Хлынове была церковь святителя Николая Мирликийского. Помня, как когда-то святитель Николай исцелил его от тяжкой болезни, преподобный Трифон часто приходил туда молиться. Дьякон Никольского храма отец Максим Мальцов обратил внимание на странника-монаха и дал ему приют в своем доме. Постепенно и другие жители Хлынова узнали и полюбили преподобного Трифона. Когда же они услышали от него, зачем и почему он прибыл в их края, обрадовались и написали в Москву челобитную грамоту, испрашивая разрешение царя и митрополита на открытие в городе Хлынове монастыря. Грамоту эту отвез в Москву сам преподобный Трифон. Поездка его увенчалась успехом – разрешение на строительство монастыря было получено. Строителем обители митрополит назначил самого преподобного Трифона, рукоположив его в священный сан, а царь Иван Грозный пожертвовал для строительства монастыря землю, деньги, богослужебные книги и колокола.

Тем временем жители Хлынова, которые поначалу загорелись желанием построить в своем городе монастырь, охладели к этому богоугодному делу. Строительство обители шло очень медленно. Однако Господь не попустил, чтобы возведение монастыря прекратилось. В наказание жителям Хлынова за их нерадение с праздника Успения Пресвятой Богородицы до праздника Ее Рождества ежедневно шел непрекращающийся сильный дождь. В самый праздник Рождества Богородицы местный крестьянин Никита Кучков в сонном видении увидел Пресвятую Богородицу с небесными силами и святым Иоанном Предтечей. Матерь Божия Сама указала место для строительства монастыря, а также сказала, что за нарушение обета возвести в Хлынове обитель город постигнут пожар, голод и мор. Никита, устрашенный видением, рассказал о нем горожанам. В тот же день была заложена церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Как только совершилась закладка храма, дождь сразу же прекратился. Так было положено начало монастырю в Вятке. Так как главный храм его был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь также был назван Успенским.

С течением времени обитель, основанная преподобным Трифоном, разрасталась. Однако часть ее насельников стала высказывать недовольство строгостью устава, который ввел в своей обители преподобный Трифон. Эти лжемонахи, позабыв об иноческих обетах послушания и нестяжания, устраивали в кельях веселые пирушки, ходили в гости. Когда преподобный Трифон призывал их к покаянию, они не слушали его слов. Среди этих своевольников находились даже такие, которые ставили своему настоятелю условия – либо он отказывается от строгого устава, либо уходит из монастыря куда хочет. В конце концов они решились на предательство. Когда преподобный Трифон отправился за сбором пожертвований для обители, они тайно избрали другого настоятеля. Им стал монах Иона Мамин, бывший московский дворянин, не расставшийся со своей дворянской гордыней и любовью к роскоши даже в монастырских стенах. Иона был одним из ближайших учеников преподобного Трифона и пользовался его доверием. Однако стремление к власти и желание беспечальной жизни оказались для него сильнее любви и преданности своему старцу. Иона отправился в Москву, где по ходатайству влиятельных родственников был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем монастыря в Хлынове. Новый настоятель стал насмехаться над преподобным Трифоном и всячески притеснять его, а его келейник Феодор позволял себе еще более дерзкое отношение к преподобному – не только бранил, но и бил его, заключал в темницу. В конце концов святой Трифон был изгнан из монастыря, который он сам некогда основал и обустроил.

Во время своих странствий преподобный Трифон основал монастырь в городке Слободском. Некоторое время довелось ему прожить и в Коряжме, в монастыре в честь святителя Николая.

Соловецкую обитель преподобный Трифон посетил дважды, последний раз – в 1612 году. Тогда во время пребывания на Соловках он почувствовал, что близится конец его земной жизни, и решил вернуться на Вятку, в свой родной Успенский монастырь, чтобы умереть там. Соловецкие иноки уговаривали его остаться, ссылаясь на долготу и тяжесть пути, но преподобный Трифон был непреклонен в своем желании вернуться на Вятку, в обитель, из которой он был неправедно изгнан и которую, тем не менее, не переставал любить.

Монастырь, основанный в Вятке (в послереволюционные годы город был переименован в Киров) преподобным Трифоном, сохранился до наших дней. Монашеская жизнь в нем возобновлена. Главный монастырский храм, Успенский, сейчас является кафедральным собором Вятки. В нем почивают святые мощи преподобного Трифона, Вятского чудотворца.

Несмотря на то, что преподобный Трифон мощами своими почивает в Вятке, многое в его земном житии было связано с Архангельской землей. Здесь он родился и провел юные годы. Здесь, в городах Сольвычегодске и Коряжме, а также в Спасо-Преображенской Соловецкой обители, он встречал радушный прием у своих земляков и собратий. Поэтому можно считать, что он является одним из покровителей не только вятской, но и Архангельской земли.


Священник Виктор Иванович Усов родился в 1887 году в семье диакона. Окончил Никольское духовное училище и в 1909 году Вологодскую духовную семинарию, он был назначен учителем Кузюгской церковно-приходской школы Никольского уезда Вологодской губернии


Преподобноисповедник Александр (Уродов)

27 (14) августа и 18 (5) сентября

Архимандрит Александр (Георгий Андреевич Уродов) родился в 1882 году в семье крестьянина села Невежкино Чембарского уезда Пензенской губернии. Окончив земскую школу, он был назначен певчим в свою приходскую церковь


Мученица Нина Лальская (Кузнецова)

14 мая / 1 ноября

Мученица Нина родилась 28 декабря 1887 года в селе Лальске Вологодской губернии в благочестивой семье урядника Алексея Кузнецова и жены его Анны. Нина с детства любила только молитву, монастыри и духовные книги


Священномученик Анатолий Ивановский

Анатолий Дмитриевич Ивановский родился 16 февраля 1863 года в селе Пектубаево Яранского уезда Вятской губернии в семье священника церкви Рождества Христова того же села Димитрия Ивановича Ивановского. После окончания в июне 1883 года по 2 разряду Вятской Духовной семинарии в сентябре 1884 года он был назначен псаломщиком в Троицкую церковь села Салобеляк Яранского уезда Вятской губернии


Священномученик Геннадий (Парфентьев), архимандрит

Настоятель Яранского Пророчицкого монастыря архимандрит Геннадий (в миру Григорий Сергеевич Парфентьев) родился в 1864 году в Курской губернии в крестьянской семье


Священномученик Николай Заварин, пресвитер

6 февраля (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской / 19 августа

Священник Николай Кельсиевич Заварин[1] родился 4 мая 1878 года в селе Кичменгский городок Никольского уезда Вологодской губернии в семье священника


Священномученик Прокопий Попов

13 октября (30 сентября)

Протоиерей Прокопий Михайлович Попов родился в 1864 году в семье священника. Окончив Никольское духовное училище, он обучался в Вологодской духовной семинарии. По окончании семинарии в 1884 году был назначен надзирателем Вологодского духовного училища


Священномученик Николай Подьяков

Протоиерей Николай Николаевич Подьяков родился в 1867 году в семье священника Богородице-Рождественской церкви с. Подосиновца Никольского уезда Вологодской губернии. По окончании Никольского духовного училища и Вологодской духовной семинарии в 1889 году был рукоположен в сан священника


Священномученик Михаил Тихоницкий

Родился в 1846 году в семье псаломщика. Окончив полный курс Вятской духовной семинарии, в 1868 году он был рукоположен в сан священника. Он начал свое пастырское служение в Ильинской единоверческой церкви Ижевского завода, затем в селах Подрелье и Быстрица, а в 1880 году в городе Орлове


Исповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский

2 мая (19 апреля) и 1 июля (18 июня)

Родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Саратовской губернии. Окончил Духовное училище, Саратовскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. 28 июня 1903 года состоялся постриг молодого студента в монашество, а через три дня он был рукоположен в иеромонаха. В январе 1904 года иеромонах Виктор был назначен настоятелем подворья Спасо-Преображенского монастыря г. Саратова. В 1905-1908 гг. будущий святитель нес послушание на Святой Земле.


Преподобный Стефан Филейский


Преподобный Леонид Устьнедумский

Родился в 1551 году в Новгородской области, в Благовещенском приходе Пошехонского уезда в семье крестьянина Филиппа и жены его Екатерины. В 1603 году, когда Леонид был уже в почтенном возрасте, ему во сне явилась Божия Матерь, повелевшая старцу идти на реку Двину в Моржевскую Николаевскую пустынь, взять оттуда Её икону, именуемую Одигитрия, и перенести святой образ на реку Лузу к Туриной горе.


Преподобный Матфей Яранский

29 мая, 23 ноября

Память — 29 мая, 23 ноября Преподобный Матфей Яранский Родился 23 мая (4 июня) 1855 года в городе Вятке в семье ремесленника. Еще в юности, ища духовного окормления, он познакомился с иеромонахом Стефаном (Куртеевым), который подвизался в 6 верстах от Вятки близ села Филейки. Отец Стефан учил юношу сердечной умной молитве, рассудительности и покорности воле […]


Святой блаженный Прокопий Вятский

Христа ради юродивый, блаженный. Память 3 января (21 декабря), в Соборе Вятских святых. Родился в деревне Корякинской близ села Бобино недалеко от г. Хлынова в 1578 году в семье крестьян Максима и Ирины Плушковых.


Преподобный Трифон Вятский

В селе Малой Немнюшке Пинежского уезда (Архангельской губернии), на далеком севере, в Мезени, жил благочестивый крестьянин, по имени Димитрий. И он, и жена его Пелагия твердо соблюдали заповеди Божии, часто посещали церковь, подавали милостыню неимущем. Они были зажиточны, имели несколько сыновей и младшим из всех был Трофим. Благодать Божия почивала на сем отроке.

Как нас найти

610000, г. Киров, ул. Горбачева, дом 4.

От остановки Ж/д вокзал можно доехать автобусом № 3, 37, 67 и троллейбусом № 4 до остановки Трифонов монастырь.

© 2017 Свято-Успенский кафедральный собор
Трифонова мужского монастыря г. Кирова

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Читайте также: